Ремонт Стены Уход

Как сделать кружку из дерева. Пивная деревянная кружка своими руками – фото

В быту древней Руси уже в Х веке использовали выполненные в бондарной технике кружки , жбаны, стаканы и чаши. Такие жбаны и жбанчики почти без изменений изготовляют и в наше время. Жбаны для кваса, меда и пива являются по сути большими кружками, вмещавшими около литра напитка. Обычно они имели сливные носики и откидные крышки. Из больших жбанов, у которых сливных носиков не было, напитки черпали специальными деревянными ковшиками. Слово жбан намного древнее слова кружка. Если жбан – это обязательно деревянный бондарный сосуд, то кружка может быть металлической, глиняной и др. Исключение составляют мерные кружки, имеющие достаточно большую емкость. Современные мерные кружки имеют емкость 1 литр. На ведро приходится 10 – 12 кружек.

В наши дни изготовляют и клееные кружки, которые на первый взгляд ничем не отличаются от бондарных. Выполнены они из отдельных клепок и стянуты обручами. Однако это всего лишь имитация. Остов кружки выточен на токарном станке.

Для изготовления деревянных кружек из трехгранных деревянных призм склеивают массивный блок. После того, как клей высохнет, из него на токарном станке вытачивают полый остов кружки вместе с уторным пазом для донца, которое вставляют на клею. После обтачивания каждая из призм приобретает форму бондарной клепки. На остов набивают металлические или деревянные обручи и с помощью круглых вставных шипов (шкантов) прикрепляют фигурную ручку с фигурной крышкой или без нее.

Такая кружка похожа на бондарную, но ее нельзя использовать для воды и напитков, так как клей может растопиться от влаги. Бондарная посуда не только совершенно безвредна, но и способствует приобретению напитками особых свойств, улучшающих их качество.

Для изготовления кружек, жбанов и других бондарных сосудов используют древесину ясеня, дуба, липы, березы, ольхи, осины, клена и можжевельника. Посуда, изготовленная из можжевельника не только красива, но и полезна. Ее аромат напоминает запах душистого перца. Аромат настолько стоек, что сохраняется долгие годы. Его впитывают и напитки, налитые в можжевеловую посуду. От увлажнения древесины аромат усиливается. Кажется, что он исходит не от кружек, а от самих напитков – кваса, пива и др.

Для клепок можжевеловых сосудов заготовляют стволы засохшего можжевельника. Можжевельник – очень светолюбивое растение. Он не любит затемнения, поэтому в лесу найти его сухостой не так уж сложно. Стволы можжевельника тонкие и могут раскалываться не так как это нужно, но древесина хорошо обрабатывается ножом, стамесками, стругами, резцами и др. инструментами. Чтобы сэкономить древесину можжевеловые клепки в остове кружки можно чередовать с липовыми, ольховыми или осиновыми.

Самые хорошие молочные кружки изготовляют из древесины кедра и ели, так как она слабо впитывает жидкость. Особые вещества, содержащиеся в кедровой древесине, способствуют хорошей сохранности молочных продуктов.

Для жбанов, кружек, коновок и других бондарных сосудов остовы изготовляют таким же образом, как и для любой бондарной посуды, имеющей форму усеченного конуса. Индивидуальными будут пропорции, размеры, форма ручек и крышек.

У декоративных сосудов ручка может иметь самую необычную форму. Например, ручка, украшенная пропильной резьбой, придает жбану, кружке или коновке нарядный красивый вид. Такая посуда может украсить интерьер любой кухни.

Для изготовления кркжек с откидной крышкой , в верхней части ручки, так же, как и в ушках крышки, сверлят сквозное соосное отверстие. В ручке диаметр отверстия должен быть на 1 – 1,5 мм меньше, чем в ушках крышки. Тогда круглый стержень, выточенный из твердой древесины, при соединении ручки с крышкой будет прочно держаться в ушках крышки, но свободно вращаться в отверстии ручки.

К остову ручку прикрепляют с помощью врезаемых в клепку гнезд и сверху закрепляют обручами. Если клепки тонкие, то вместо этого способа крепления применяют другой, при котором ручку вырезают из целого куска дерева вместе с клепкой. После сборки остов как бы органически соединяется с ним. Сливной носик для жбана и коновки также вырезают вместе с клепкой из одного куска дерева.

Для изготовления лагунца – оригинальной бондарной посуды, кроме обычных клепок необходимы две специальные клепки. Остов изделия сужается кверху и имеет форму усеченного конуса.

Одну из клепок вырезают вместе с боковой ручкой, а другую вырезают с выступающим над остовом ушком. Ко второй клепке под углом 45 градусов прикрепляют трубчатый носик. Эту клепку можно также вырезать из единой заготовки, представляющей собой участок ствола с сучком подходящих размеров.

Если носик изготовляют отдельно от клепки, его можно выточить на токарном станке или вырезать ножом из кругляка. Для этого в кругляке, зажатом в тисках, сверлят сквозное продольное отверстие. Сначала сверлят с одного конца, а потом с другого. Готовую деревянную трубку обтесывают и подстрагивают ножом, чтобы придать ей форму конуса. Затем в клепке вырезают отверстие, в которое вставляют носик.

Крышку для лагунца лучше всего вырезать из целой широкой доски. Но можно ее сделать также из 2 – 3 дощечек, соединенных друг с другом на шпонках. С одной стороны крышка соединяется на шарнире или вертлюге с боковой ручкой, а с другой – с маленькой крышечкой, прикрывающей носик. В крышке долбят отверстие, в которое должно входить ушко выступающей клепки. Чтобы в сосуд налить напиток, откидывают большую крышку, чтобы вылить откидывают маленькую крышку.

В оригинальном бондарном сосуде, который называют лагун, использованы детали разнородной бондарной посуды. Длинный трубчатый носик позаимствован у древнего подойника XIII века, ручка-скоба такая же, как и у берестяного туеска, боковая ручка, как у жбана, а клепка с ушком, как у ведра или ушата. Закрыв крышку на щеколду, лагун можно поднимать за ручку-скобу, а также, если необходимо, переносить.

Благодаря суженному к концу длинному носику содержимое лагуна можно переливать в посуду с узким горлышком и в мелкую посуду. Наличие двух ручек (сбоку и сверху) облегчает разливание напитков. За верхнюю ручку сосуд поднимают, за боковую наклоняют вперед. В ручке вырезают четыре прямоугольных отверстия. Нижние отверстия служат для закрепления ручки на крышке. Одно из них должно быть немного меньше другого. Чтобы ручка упиралась в крышку и не проваливалась, с обеих ее концов вырезают небольшие плечики. Концы ручки вставляют в гнезда крышки и снизу закрепляют березовым клинышком, который вбивают в отверстия, расположенные внизу.

Края двух других прямоугольных отверстий в ручке, расположенные выше, должны быть на уровне поверхности крышки. В эти отверстия вставляют щеколду, вырезанную из березового бруска. Один конец щеколды должен входить в ушко выступающей над остовом клепки. Если щеколду выдвинуть из ушка, она тут же откроется. Чтобы щеколду было удобно передвигать пальцами, в ее колодке делают полукруглый вырез.

Обычно лагуны изготовляют из ели или пихты. Древесина этих деревьев легкая и хорошо поддается обработке. Готовую посуду окрашивали масляными красками. Иногда обручи не красили, а покрывали олифой. Чуть золотистая древесина обручей красиво выделялась на разноцветном фоне.

Очень нарядным будет сосуд, если его украсить резьбой или выжечь на нем рисунки. Древесину можно обработать и паяльной лампой или горелкой и т. д.



Материалы
1. деревянный брус 10 дюймов (25.4 см)
2. кружка походная (нержавеющая сталь)
3. льняное масло
4. хлопковая ткань х/б
5. столярный клей или эпоксидная смола

Инструменты
1. токарный станок по дереву
2. набор стамесок
3. кисть
4. дрель и 3 круговых сверла (для создания полости в заготовке)
5. наждачная бумага
6. ножовка
7. линейка

Процесс создания деревянной кружки своими руками.
И так, первым делом конечно необходимо найти подходящий материал, лучше если рисунок и текстура дерева будет не однородной. Для этого подойдут породы плодовых деревьев (яблоня, вишня, черемуха) рисунок у них очень красивый и уникальный. Так же можно использовать "Кап" рисунок которого очень похож на мрамор, но его древесина довольно твердая и трудно поддается обработке.

Затем заготовку необходимо просушить в естественных условиях. или же в специальной сушильной камере (у кого она есть) Внимание! Древесина должна быть перед обработкой абсолютно сухой, если же она будет не досушенной и влажной, в последствии она просто потрескается и весь ваш труд "коту под хвост"

Многие из вас в школе на уроках "Труда" учась в старших классах, изучали токарный станок по дереву и вытачивали на нем (скалки, балясины, подсвечники, дверные ручки и тд.) То есть с устройством и принципом знакомы. А вот к вытачиванию на данном станке (стаканов и матрешек) допускали не всех, а особо аккуратных и внимательных! Потому как при неаккуратной работе по вытачиванию внутренней полости, заготовка зачастую вылетала, куда матрешка, куда стамеска)))

Далее полученный брус нужно разметить при помощи линейки и карандаша, дабы найти центр проведя 2 линии от угла к углу, перекрестие и будет центром. Центровку нужно строго соблюдать!!! Кривая разметка-это потенциальный удар по лбу, вылетевшей заготовкой))) Кстати, здесь на сайте есть статьи по изготовлению токарного станка по дереву своими руками

Вставляется в направляющие и зажимается.

Включается станок и мастер начинает стачивать лишнее, придавая заготовке цилиндрический вид.

Важный момент! С левой стороны протачивает "шип"который потом будет вставлен в зажимной патрон и будет держать заготовку без 2 точки опоры.

Далее сверлами сверлится внутренняя полость, автор для этого использует 3 сверла разного диаметра, начиная с самого маленького. После внутренность необходимо зашлифовать при помощи наждачной бумаги одетой на палку- это нужно для последующего точения, дабы обеспечить ровную поверхность.

При помощи стамески протачивается внутренняя часть.

Периодически мастер прикладывает донышко металлической кружки, чтоб не сточить лишнего. В очередной раз остановил станок, дабы оценить проделанную работу.

Поверхность деревянного стакана шлифуется при помощи наждачной бумаги.

И так, внутренняя часть проточена и теперь мастер при помощи ножовки срезает шип.

Далее мастер берет свой походный стакан из нержавеющей стали и покрывает его эпоксидной смолой, так же можно использовать клей не боящийся температурного воздействия. Внимание! Не используйте токсичные виды клея по типу "Момент" потому когда вы нальете в кружку кипяточку-то металл нагреется и данный клей начнет испарять свои химические элементы. Будьте повнимательней!

Покрытая эпоксидкой поверхность, помещается в деревянный стакан.

Затем следует выждать пока клеящий состав просохнет, а далее мастер помещает стакан обратно в зажимной патрон токарного станка, нужно это для того, чтобы по максимуму выровнять дно походной кружки.

И еще одно строгое наставление от автора!!! Не покрывайте деревянную поверхность морилкой и всевозможными лаками (потому как в их составе химия) Единственно что можно применить для придания более благородного вида дереву, так это только "льняное масло" Что мастер с успехом и сделал, не снимая кружку со станка. он взял натуральную ткань х/б (хлопчато-бумажная) смочил маслом и на малых оборотах станка пропитал дерево. Почему мастер делает это на станке? Потому как маслом нужно долго и мучительно натирать изделие (вручную) а на станке все оперативно)

Как вы могли заметить металлическая кружка автора имеет крышку, так вот в деревянном корпусе при закрытой крышке жидкость дольше будет оставаться горячей или холодной, смотря что будет налито. Соответственно кружка стала очень красивой и уже уникальной, потому как рисунок дерева не повторяется)
Работа конечно не простая, но результат того стоит. Можно кстати еще и выжечь какой нибудь рисунок, или надпись, как говорится "на ваше усмотрение".

Проект: август 2004

Это одна из самых первых попыток открыто показать в сети технологию изготовления одного из своих изделий. Раньше такого в практике небыло. Воспоминания о событиях того времени сегодня вызывают улыбку. Во-первых, столяр с фотоаппаратом - такое тогда и представить сложно, ну а с компьютером и выходом в интернет - вообще нонсенс. Во-вторых, делится своими «секретами» и наработками не каждый способен как тогда, так и сегодня.

С того момента приобрел много разного современного оборудования, разработал множество новых технологий. И дубовая кружка сегодня выглядела бы несколько иначе, да и технологию изготовления скорее всего изменил бы. Но в память о изделии того времени, решил сохранить этот мастер-класс и перенести его на странички нового сайта фактически без изменений, хотя в интернете части оригинального текста встречаются в описании многих сайтов...

Ну а сама история началась с одного заказа. Тогда еще молодая компания «Arena » для своего«Arena Beer House» решила заказать дегустационные подносы, в которых клиентам подносили бы на пробу четыре разных сорта пива. Понравившийся сорт должны были бы подавать в деревянной пивной кружке . Тогда я и разработал кружку вместе с деревянным подносом. Деревянные кружки были изготовлены в небольшом количестве, а поднос так и остался в эскизах (хотя технология изготовления была так-же проработана).

Ниже, как и обещал - оригинальное описание со старого сайта:

«Все началось с разговора о винных дубовых бочках и т.п. Это натолкнуло меня на мысль сделать дубовую кружку для пива . Ранее с изготовлением кружек не приходилось сталкиваться, вот и решил делать по собственной технологии. Просмотрев десяток сайтов о пиве, сделал для себя открытие - для 50мл водки достаточно рюмки вместимостью 50мл, ну а пиво еще имеет свою пену. Поэтому пивная кружка должна иметь место и для пены. Пиво заполняет примерно 3/4 кружки. Соответственно для 0,5л пива, кружка должна иметь объем около 0,8л.

Итак, к делу!

Не знаю, из чего делал Папа Карло свою кружку, я решил использовать проверенный временем материал - дуб. Для изготовления кружки необходимо подготовить восемь дубовых заготовок размером 150×60×15мм и одну 135×70×25мм для ручки. Торцевать бруски необходимо под углом 6°, так как кружка будет иметь конусную форму. Да, чуть не забыл, чтоб пиво не выливалось необходимо дно. Дно у кружки также дубовое двухслойное. Две заготовки 130×130×3мм. Направление текстуры первой, расположено поперек текстуры второй заготовки. Еще для кружки понадобиться медная полоса примерно 900×13×0,7мм.

Если Вы все заготовили и еще осталось желание изготовить дубовую кружку, тогда вперед!

Заготовке корпуса необходимо придать форму трапеции с размерами основания 59мм и вершины 48мм. Торцы скошены внутрь под углом 22,5° градуса. Особенностью является то, что торцы обрабатываются под соединение шип-паз! После обработки заготовка приобретет вот такой вид.

Предварительно обрезав дно по форме восьмигранника (размер зависит от глубины паза), можно начинать сборку кружки. В собранном состоянии придать верхнему краю кружки более тонкую форму и закруглить. Также необходимо закруглить углы на нижнем торце кружки.

Теперь необходимо изготовить ручку для кружки. Форму можно выбрать произвольную. Для удобства, края ручки следует максимально скруглить. В торцах ручки необходимо сделать отверстия для дальнейшего крепления к корпусу кружки.

Следующий этап изготовления кружки - это крепление ручки к корпусу. Здесь пришлось применить необычную технологию. Опоясываем кружку медными полосами с нанесенным рисунком. Концы полос закрепляем на одной из плоскостей кружки при помощи шурупов, продетых через дубовые шканты. Такое крепление позволяет надежно закрепить медь и шканты на корпусе кружки. Далее напрессовываем ручку на шканты. Этот способ делает соединение ручки с корпусом кружки надежным и невидимым.

Каждый настоящий любитель русской бани имеет в предбаннике деревянный жбан с охлажденным квасом, а на его крышке красуется деревянная кружка. Но и в городской квартире приятно в жаркий день посидеть за холодным квасом. А квас, сами понимаете, пьют из деревянной кружки. Такую кружку можем смастерить сами.

Деревянная кружка

Из досок лиственной породы толщиной 30 мм распиливаем 12 дощечек 220х31 мм (хвойные породы дерева не подойдут: напиток в кружке будет сдобрен горечью и смолистым ароматом). Под углом 12 0 срезаем продольные края каждой дощечки, чтобы в сечениях получалась трапеция как на рисунке.

Дощечки шлифуем. Растягиваем на столе параллельно две ленты скотча клеевой стороной вверх и поперек раскладываем дощечки узкими гранями вверх, прикладывая их друг к другу. Образуется полотно.

Промазываем клеем ПВА соприкасающиеся края дощечек, берем в качестве шаблона какой-нибудь цилиндрический предмет и обкладываем его нашим полотном так, чтобы соприкасающиеся грани дощечек плотно приклеились друг к другу (для этого нужен цилиндр подходящего диаметра).

Плотно стягиваем по окружности веревками или эластичными резинками.

Когда клей полностью высыхает, шлифуем снаружи и внутри. Затем стягиваем металлическими кольцами.

Теперь вырезаем из доски дно, промазываем его края клеем и вставляем в кружку.

Выпиливаем ручку и приклеиваем.

Все острые углы шлифуем и закругляем шкуркой. Деревянная кружка готова.