Ремонт Стены Уход

Что где когда слова ведущего. Каверзные вопросы в стиле Что? Где? Когда


"ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" - 35 лет в эфире
Информация для прессы
(данные на сентябрь 2007 года)

За период с 1975 по сентябрь 2007 года было сыграно 259 игр.
87 игр за период с мая 2001 по сентябрь 2007 года провёл Борис Крюк.

Знатокам было задано 2 962 вопроса.
Из них 867 вопросов было задано в период с мая 2001 по сентябрь 2007 года.

С 2002 по 2005 год телезрители заработали 8 млн. 337 тыс. 710 рублей и 1 тысячу Евро.

Места проведения игр:

С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра.
С 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно-методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи.
В 1987 году состоялись три прямых эфира из Болгарии.
В 1988-ом и в 1989 году игры "Что? Где? Когда?" проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.

Охотничий домик - памятник архитектуры 18 века, часть увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Построен в период между 1739 и 1753 гг..


Основные правила игры:
  1. В игре принимают участие две команды - команда телезрителей и команда знатоков. Команда знатоков состоит из 6 человек.
  2. Телезрители задают вопросы знатокам, а знатоки за 1 минуту обсуждения пытаются найти ответ на поставленный вопрос. Если знатоки правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают очко. Если знатоки неправильно отвечают на вопрос, очко получают телезрители. Кроме очка, телезритель, на чей вопрос знатоки не смогли дать правильный ответ, получает денежный приз.
  3. Игровой стол разделен на 13 секторов. В 12-ти секторах находятся конверты с вопросами от телезрителей, присланные по почте. В "13-ом секторе" играют вопросы от телезрителей, поступившие по Интернету во время игры.
  4. Какой вопрос будет задан знатокам, определяет стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то задается вопрос из следующего по часовой стрелке сектора. Если стрелка волчка выбирает "13-ый сектор", компьютер случайным образом выбирает один из вопросов, поступивших по Интернету к этому моменту. "13-ый сектор" может выпасть не более 1 раза за игру.
  5. Знатоки имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то знатоки получают дополнительную минуту на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на другой вопрос данной игры.
  6. Игра идет до 6 очков.

"Что? Где? Когда?" и премия "ТЭФИ"

1997
Игра "Что? Где? Когда?" - победитель конкурса в номинации "Развлекательная программа".

2001
Программа "Что? Где? Когда?" - победитель конкурса в номинации "Телевизионная игра".

Владимир Ворошилов - приз "За личный вклад в развитие отечественного телевидения" (посмертно).

Александр Фукс - победитель конкурса в номинации "Оператор" (посмертно).

2002

2003
Наталия Плуталова - победитель конкурса в номинации "Звукорежиссер".

2004
Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".

2005
Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".

Краткая летопись игры

1975
4 сентября 1975 года официально считается Днем рождения игры "Что? Где? Когда?". В этот день впервые вышла в эфир "Семейная викторина "Что? Где? Когда?" .
В передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями - сначала в гостях у одной семьи, а потом - у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа.
1975 год - это год поиска формы игры. Волчка в передаче еще не было.

1976

    Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: "Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй - себе. Играл, не выходя из дома, дней десять"...

В 1976 году "Семейная викторина "Что? Где? Когда?" превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?".
В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ.
В игре появился волчок.
Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Ответил на вопрос - получи приз - книгу. Ответил на семь вопросов - получи главный приз - комплект книг.
Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР О.В.Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О.Гольданский, писатель Д.С.Данин.
В.Я.Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провел всего одну игру.
В 1976 году передача вышла в эфир один раз - 24 апреля.

1977
Ведение передачи переносится за кадр.
Ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова (в настоящее время Зоя Павловна Арапова работает в "Продюсерском центре "Игра-ТВ" в должности управляющего делами).
В.Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей.
Кто вел передачу "по ту сторону экрана" для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось "прозвище" "Инкогнито из Останкино".
В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока!
В игре появляется минута обсуждения!

Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры.
Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
В 1977 году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.
В зале появился живой символ передачи - филин Фомка.
В 1977 году в клубе была сыграна одна игра.

1978
С 1978 года В.Я.Ворошилов становится единственным закадровым ведущим игры.
С 1978 года игры в телевизионном клубе "Что? Где? Когда?" становятся традиционными и постоянными. В 1978 году было сыграно 9 игр.

1979
В 1979 году участники передачи впервые называются знатоками. До этого момента все игроки были "членами клуба" "Что? Где? Когда?" или просто "участниками" передачи.
Призы-книги представляет Тамара Владимировна Вишнякова - член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги. Т.В. Вишнякова представляла призы для знатоков до 1983 года.
В игре появляется первая музыкальная пауза.

    24 января 1979 года в игре "Что? Где? Когда?" прозвучала первая музыкальная пауза.
    На протяжении нескольких лет игра "Что? Где? Когда?" была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.
    Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале стали традиционными.
    В музыкальных паузах 1983-2000 гг. принимали участие: А.Вески, Н.Караченцов, А.Пугачева, В.Леонтьев, Л.Гурченко, К.Райкин, И.Скляр, Л.Вайкуле, Ю.Антонов, В.Малежик, группа "Веселые ребята" и другие популярные эстрадные исполнители.
    На юбилейных играх в 2000 году "Хрустальная сова" за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры "Что? Где? Когда?" была вручена Константину Райкину. Номер с участием К.Райкина был показан 29 декабря 1984 года.
    С 2001 по 2004 год в музыкальных паузах принимали участие: Л.Гурченко, Л.Вайкуле, И.Лагутенко, А.Варум, В.Пресняков, Н.Басков, группы "Машина времени" и "Воскресение", Ф.Киркоров, Витас, Лолита, арт-группа "Хор Турецкого" и другие исполнители.

1980
В игре 23 апреля 1980 года впервые упоминается имя ведущего игры: "Вел передачу Владимир Ворошилов".

1981
Первая почетная награда клуба - "Знак совы".

    "Знак совы" - переходящая награда-подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался в 1981 году лучшему знатоку игры. Первый обладатель - Александр Бялко.

1982
Окончательно определилась форма игры.
Введено новое правило: игра продолжается до шести очков . До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.
Появляется "фирменная" фраза ведущего: "Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд".

1983
Первый черный ящик.

    Черный ящик впервые появился на игре "Что? Где? Когда?" 6 декабря 1983 года. Это был самый первый "черный ящик" на советском телевидении.
    За 30 лет в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто.
    В настоящее время на игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом.
    По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры.

1984
Первый финал года с непосредственным участием телезрителей.
Первые "Хрустальные совы".

    Приз "Хрустальная сова" учрежден в 1984 году.
    Первый знаток-обладатель "Хрустальной совы" - Нурали Латыпов.
    Первые "Хрустальные совы" были изготовлены на стекольном заводе в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области.
    С 1985 года приз "Хрустальная сова" делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа, художник по стеклу В.В.Драчук).
    С 1984 по 1990 год приз "Хрустальная сова" вручался один раз в год - лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков.

    С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год - в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 года, когда "Хрустальная сова" вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.
    С 2001 года "Хрустальная сова" вручается 4 раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды - знаток или телезритель.
    В списке знатоков-обладателей приза "Хрустальная сова" - 31 человек. 9 знатоков элитарного клуба имеют в своих "коллекциях" несколько сов.
    Александр Друзь - четырехкратный обладатель приза "Хрустальная сова" (1990, 1992, 1995, 2000, 2000).
    Федор Двинятин - четырехкратный обладатель приза (1991, 1994, 2000, 2002).
    Максим Поташев - трехкратный обладатель почетного приза (1997, 2000, 2000).
    Двукратные обладатели приза "Хрустальная сова": Алексей Блинов (1993, 1994), Андрей Козлов (1994, 1995), Александр Рубин (1995, 1996), Борис Бурда (1998, 2000), Валентина Голубева (лето 2003, осень 2003).
    В "коллекции" Аси Шавинской тоже две совы, но одна из них "Хрустальная", а другая - "Бриллиантовая".

    Среди обладателей приза "Хрустальная сова" - 14 телезрителей.
    1984 - Александр Злобин, Дубна, инженер.
    1985 - Сергей Охримчук, школьник, село Топоры, Хмельницкая область.
    1988 - Григорий Некрич, хирург и Марина Козяева, педагог, г.Свердловск.
    1990 - Сергей Коростелкин, г.Орел.
    1995 - сборная команда телезрителей: Людмила Канахина, г.Санкт-Петербург; Юрий Володин, г. Москва; Ольга Овечкина, г.Волгоград; Илья Лихачев, г. Воронеж; Ирина Шибанова, г. Самара; Марк Григорян, г. Ереван.
    1997 - Любовь Лалаева, п. Каджером, Республика Коми.
    2002 - Армас Таттари, г. Пермь, пенсионер.
    2003- Валентина Гуляева, село Ельцовка, Алтайский край, библиотекарь.

1986
Первые блицтурниры.
Первый прямой эфир - 24 октября 1986 года.
С этого момента передача "Что? Где? Когда?" выходит только в прямом эфире.

    24 октября 1986 года в прямом эфире был проведен эксперимент - подсчитывался индекс популярности программы "Что? Где? Когда?".
    В зале был установлен компьютер, который показывал частоту электрического тока в сети. Эта частота колеблется в зависимости от количества потребителей, в том числе и от кол-ва включенных телевизоров.
    Всем телезрителям при счете "ноль" предлагалось выключить свои телевизоры на 10 секунд.
    Результат эксперимента: 42,3 % телезрителей 24 октября 1986 года смотрели игру "Что? Где? Когда?" по первой программе Центрального телевидения.

1987
Серия международных игр "Что? Где? Когда?".
Три прямые трансляции из здания Народного Дворца культуры им. Людмилы Живковой в Софии (Болгария).
Играли: сборная членов национального Клуба знающих (Болгария) и сборная команда знатоков клуба "Что? Где? Когда?" (СССР).
Призы: изделия народных промыслов, картины, ювелирные изделия и т.п..

1988
Серия игр в международном клубе "Что? Где? Когда?".
Играли команды СССР, США, Болгарии, Польши, Франции.
Прямые трансляции из Центра международной торговли ("Совинцентр") в Москве.
Призы: акции игры "Что? Где? Когда?", а также самые различные предметы и изделия - от мороженого из США до диковинных в то время голубых гвоздик из Армении.

1990
С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

1991
Зимой 1991 года на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги.
Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино.
Ведущий стал называться крупье.
Впервые появляется фраза: "Интеллектуальное казино - единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом".
Введен титул Бессмертного члена элитарного клуба.
Бессмертные члены клуба получают право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных становится красный пиджак.

1992
В игре появляется сектор "Зеро".
Всплеск активности телезрителей. В 1992 году в адрес программы пришло 230 тысяч писем с вопросами.

    В период с 1975 по 1982 год в адрес игры "Что? Где? Когда?" поступила 381 тысяча 500 писем с вопросами.
    С 1983 по 1986 год - 768 тысяч писем, в 1990 году - 44 тысячи 600, в 1991-ом - 64 тысяч 450.
    В 1992 году в адрес передачи пришло 230 тысяч вопросов. С этого времени количество годовой почты изменялось мало и оставалось на уровне 220-250 тысяч писем в год.
    В 2004-ом году получено 240 тысяч писем.
    Разбор почты ведется в течение всего года. Чтобы отобрать 30-40 вопросов для игры разборщики прочитывают примерно 20 тысяч писем. Из отобранных вопросов больше половины не проходят т.н. "второй уровень разбора" - не нравятся редакторской группе или не проходят редакторскую проверку, т.е. изложенные в вопросе факты не соответствуют действительности.
    Как правило, письма телезрителей попадают на игровой стол не раньше, чем через год после отправки. Некоторые вопросы ждут своей очереди по 3-4 года.
    Санкт-Петербург и Москва - лидеры по количеству присылаемых на игру вопросов.

1993
Зимой 1993 года знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.

1995
Игре "Что? Где? Когда?" - 20 лет.
Юбилейные зимние игры проходят под девизом: "Последняя гастроль. Игры Бессмертных". Звание первого Магистра игры.

    В юбилейной серии играли команды Алексея Блинова, Михаила Смирнова и Виктора Сиднева. Команда Михаила Смирнова проиграла финальную игру со счетом 6:5. Почетное звание "Лучшей команды за все 20 лет существования элитарного клуба" присуждено команде телезрителей. Каждый игрок победившей команды был награжден "Хрустальной совой".
    Александр Друзь был назван лучшим игроком за 20 лет существования элитарного клуба. Он удостоен почетного звания Магистра игры "Что? Где? Когда?" и награжден орденом "Бриллиантовая звезда".
2000
"Что? Где? Когда?" - 25 лет. Юбилейные игры прошли под девизом "Последняя гастроль". На кону была судьба элитарного клуба "Что? Где? Когда?".
    В.Ворошилов: "Перед каждой программой у нас звучат слова: "Что наша жизнь? - Игра". А что игра, как не наша с вами жизнь?.. Вот на эту жизнь, на игру и будем играть. Будем играть на судьбу элитарного клуба. Если знатоки выиграют юбилейные игры, то, так и быть, я попытаюсь еще тянуть этот воз дальше. Но, если знатоки проиграют юбилейные игры, то - стоп. Я делаю жирную точку. И заканчиваю, во всяком случае, свою историю в клубе знатоков. Вот таковы наши ставки".
В юбилейных играх принимали участие: команда знатоков 70-х, команда 80-х, команда 90-х, команда Интернета и команда детей-знатоков.
Максим Поташев по итогам всеобщего зрительского голосования признан "Лучшим игроком за все 25 лет существования элитарного клуба". Он получил звание Магистра игры "Что? Где? Когда?" и главный приз юбилейных игр - орден "Бриллиантовая звезда".
За кандидатуру Максима Поташева проголосовало 50 тысяч телезрителей программы.
    В.Ворошилов: "Счет становится 6:5. Победа знатоков. Элитарный клуб выиграл финал юбилейных игр "Что? Где? Когда?". И я буду вынужден подчиняться любому решению знатоков закрывать клуб или нет: Нам - 25 лет. Здесь - 25 свечей. Я хочу поздравить всех вас с Новым годом. Я искренне желаю вам и себе тоже здоровья. Прежде всего - здоровья. А остальное всё будет.
    Знатоки: Выиграем остальное:Капитаны интересуются - когда будут следующие игры. И все интересуются.
    Ворошилов: Ну что ж, я обещал починиться знатокам, но не сказал срок:Не будем сейчас уточнять - у нас праздник сегодня. Не столько у меня, как у вас праздник. Я проиграл, ну, что тут сделаешь? Надо уметь проигрывать. .. Хорошо бы музыка какая-нибудь прозвучала сейчас. Во дворе у нас сейчас зажжется цифра 25. И это будет очень красиво. Давайте посмотрим".
    Все задувают свечи на торте и постепенно выходят во двор. Горящие цифры "25" на площадке. Ворошилов на первом плане вместе с Друзем и Поташевым. Чуть сзади - все остальные знатоки. Вид сверху: горящие цифры "25" на площадке. Все стоят на крыльце, прощаясь, машут руками. А в это время кукла Ворошилова гасит свечи в игровом зале: Финальные титры передачи.

10 марта 2001 года Владимир Яковлевич ушел из жизни. Юбилейные игры стали его "Последней гастролью".

Генриетта Яновская, главный режиссер Московского театра юного зрителя:
"Когда возникла передача "Что? Где? Когда?", она была разорвавшейся бомбой.. Возникновение ее было колоссальным открытием в те времена. Поразительна возникшая тогда масса вещей... Свет этой передачи, который резко отличался от любого света, который мы видели на экране. Ритмы этой передачи. Ритм камеры. Бегающая камера. Камера летящая. Камера абсолютно адекватная ритму происходящего. Для телевизионной передачи - абсолютно невозможная вещь, которой просто не было. Камера взволнованная, камера умная, камера, заглядывающая в глаза, выразительная:Найденный ход, когда таинственный голос, который постоянно общался, был часто несправедлив, вызывал к себе отрицательное отношение, вызывал гнев, вдруг появлялся каким-то профилем, затылком, проходя по передаче: Это передача, где на экране происходит совершенно фантастическое действо, игра ума, не знаний. Ничего сильнее игры ума я не знаю. Ничего прекраснее игры ума я не знаю. Игра ума - это самый блистательный дар, который нам дам свыше. И это то, что происходит в этой программе. Я даже долго не могла поверить в правду этой передачи, хотя я видела, что это правда".

Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон":
"У нас таких передач на телевидении не было. У нас и потом таких передач не было. Я даже передачей не могу ее назвать, это какое-то открытие некое. Это как раз тот случай, когда телевидение становится искусством в самом полноценном смысле этого слова.
А сколько лиц было открыто благодаря игре! Народными героями стали интеллектуалы. Не только футболисты, не только хоккеисты. Люди, которые больше знают, лучше соображают. Потрясающе! Какая-то шкала ценностей сменилась, благодаря этой передаче. Она делала и делает гигантское дело".

Бари Алибасов, продюсер:
"У Ворошилова была лучшая команда. Я представляю, что получал там оператор, если он не показывал действие, которое происходило. Я представляю, что было с этим оператором после такого эфира. Но я представляю и уровень профессиональный этого оператора, который понимал, что нужно стерпеть и понять эту высочайшую степень ответственности. А высшая ответственность - это ответственность перед телезрителем. Это - самое главное. И не дать телезрителю возможности ни на секунду потерять эту эмоциональную ниточку, задача эта по силам только великим творцам. Ворошилов был одним из таких великих творцов. Я убежден, что все, кто более талантлив, более способен, терпели от него наибольшие упреки, может быть, и крики. Я уверен абсолютно, что самые близкие натерпелись от него больше всего, и именно они с ним были с начала и до конца месяцы, дни, годы. И именно они были тем костяком, который был его самым мощным фундаментом и опорой. Я абсолютно уверен, что от него плакали. А те, кто плакал, его любили. Может быть, они этого даже не знали. Но вот когда его не стало, очень многие поняли, что для них означал этот творец по имени Владимир Яковлевич Ворошилов.
Он им сделал судьбу, он им сделал жизнь. Он создал команду, которая преодолеет любые, как мне кажется, преграды. А те, кто был бездарен, на кого нельзя было положиться, они не заслуживали ни его крика, ни повышенного тона".

2001
С мая 2001 года автором, ведущим, режиссёром и продюсером игры "Что? Где? Когда?" стал Борис Крюк.
19 мая 2001 года в эфир вышла первая передача Бориса Крюка. С этого момента начинается новая глава в истории игры "Что? Где? Когда?".

Первые две серии имя нового ведущего игры держалось в секрете, а голос специально обрабатывался при помощи компьютера. Позже информация о новом ведущем перестала быть тайной, но до сих пор имя ведущего игры в титрах отсутствует. Игроки в передаче обращаются к ведущему только так: "Господин Ведущий!".

Летняя серия игр 2001 была посвящена памяти Владимира Ворошилова (май-июнь).
В играх принимали участие лучшие игроки 70-х, 80-х и 90-х годов.
Главный вопрос серии: "Быть или не быть программе "Что? Где? Когда?" без Владимира Ворошилова". Для того, чтобы игра продолжалась, знатоки должны были выиграть финальную игру серии, а телезрители должны были большинством голосов проголосовать за продолжение игры.
Результат: финал знатоки выиграли со счетом 6:4, а телезрители проголосовали так: "Игре быть" - 74 819 человек (91 %), "Не быть" - 6 678 человек (9 %).

Зимние игры 2001 года.
Новый дизайн студии.
Знатоки больше не играют на деньги.

Теперь в игре "зарабатывают своим умом" только телезрители. Сумма выигрыша зависит от результата голосования по телефону во время прямого эфира. Разница между количеством позвонивших телезрителей, которым вопрос понравился и теми, кому вопрос не понравился, составляет сумму выигрыша телезрителя.
Введен "13 сектор". В этот сектор пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.
Введена "Помощь Магистров".
В клубе появились новые капитаны - Алесь Мухин, Марина Уфаева.

2002
Впервые сыграно четыре серии игр - весенняя, летняя, осенняя и зимняя серии.
Впервые игра проходит по пятницам (раньше по субботам).
Возрождается традиция приглашать на финал года телезрителей.
В зимней серии игр начат отбор игроков в команду МТС. Каждый телезритель получил шанс попасть за стол знатоков. Чтобы принять участие в игре МТС, нужно отправлять SMS-сообщения с ответами на вопросы во время прямого эфира. Наиболее удачливые телезрители получат шанс попасть на отборочный тур и стать членами команды МТС, которая через год сядет за игровой стол.

Учрежден новый почетный приз - "Бриллиантовая сова".

    "Бриллиантовая сова" - главный приз года. Вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды.
    Приз "Бриллиантовая сова" выполнен из серебра и хрусталя по технологии "Алмазная грань" (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес "Бриллиантовой совы" более 8 кг.
    Обладатели:
    2002
    Телезритель Владимир Лебедев, г. Пинск, Республика Беларусь.
    2003
    Телезрительница Мария Мельникова, г. Москва.
    2004
    Игрок элитарного клуба "Что? Где? Когда?" Ася Шавинская, г.Санкт-Петербург.
    2005
    Телезрительница Жанна Полянская, г.Сыктывкар.

2003
Весенняя серия - появились бегущие строки и информационное табло на экране.
Зимняя серия - прошла первая игра с участием абонентов МТС. Этот опыт оказался удачным. Команда МТС показала хорошую игру и в 2004 году стала полноправным членом элитарного клуба "Что? Где? Когда?" (команда Андрея Бычуткина).

2004
Главное правило сезона-2004: любая команда знатоков, проигравшая телезрителям, прекращает участие в играх элитарного клуба до конца года. Спасти проигравшие команды может лишь победа команды знатоков в финале года.
Осенние игры - отменена традиционная раскладка писем телезрителей на столе перед началом игры. Появилась вращающаяся люстра, в мониторах которой видны фотографии всех игроков команды телезрителей.
В сезоне 2004 года шесть команд знатоков проиграли свои игры. В финал года вышла команда Андрея Бычуткина, которая выиграла у телезрителей со счетом 6:5. Все проигравшие команды получили право играть в элитарном клубе в 2005 году.
В финальной игре игрок команды Андрея Бычуткина Ася Шавинская стала первым в истории клуба знатоком-обладателем "Бриллиантовой совы".

2005
2005 год - год 30-летия игры "Что? Где? Когда?". В клубе знатоков появились новые, не совсем обычные для элитарного клуба команды игроков.
В юбилейный год к традиционным правилам игры добавились "правила прошлых лет". В зимней серии появились сектора "Блиц", "Суперблиц", а также начало действовать правило удаления игрока за неправильный ответ.
Сезон Юбилейных игр 2005 года состоял из 4 серий: весенней, летней, осенней, зимней серии и финала года.

В весенней серии игр свои силы в качестве знатоков попробовали четыре новые команды:
команда лучших телезрителей (набрана из телезрителей, которые присылали вопросы на игру и обыгрывали знатоков);
команда любителей и поклонников игры "Что? Где? Когда?" (в состав команды вошли: певец Николай Басков, автор детективных романов Татьяна Устинова, автор песен и стихов Лариса Рубальская, композитор Александр Журбин, депутат ГД РФ Олег Морозов, юрист Михаил Барщевский - капитан);
команда абонентов МТС ;
и команда ведущих Первого канала (Арина Шарапова, Яна Чурикова, Николай Дроздов, Юрий Вяземский, Валдис Пельш, Владимир Меньшов - капитан).
Наилучший результат в весенних играх показала команда любителей и поклонников "ЧГК" во главе с Михаилом Барщевским, обыгравшая телезрителей со счетом 6:4, и получившая шанс продолжить свое участие в летних играх элитарного клуба. Лучшим игроком команды стал Николай Басков.

В летних, осенних и зимних играх 2005 года приняли участие команды Валентины Голубевой, Михаила Барщевского, Андрея Бычуткина, Алексея Блинова, Алеся Мухина, Виктора Сиднева и Андрея Козлова. По результатам этих игр в финал 2005 года вышла команда Алексея Блинова.

Финальная игра года состоялась 24 декабря 2005 года. В команде знатоков играли Фёдор Двинятин, Александр Рубин, Ровшан Аскеров, Елена Орлова, Сергей Виватенко и Алексей Блинов (капитан). Игра закончилась со счетом 6:3 в пользу телезрителей.
Обладателем главного приза года - "Бриллиантовой совы" - стала телезрительница Жанна Полянская. С 2001 по 2005 год вопросы Жанны Полянской играли пять раз. Три раза телезрительница из Сыктывкара была участницей финальной игры года. Вопрос, выпавший в финале 2005 года, принес Жанне пятую победу над знатоками.
Так же, как в финальных играх, посвященных 20-летию и 25-летию "Что? Где? Когда?", в финале игр 2005 года был назван новый Магистр игры "Что? Где? Когда?" (в 1995 году Магистром игры стал Александр Друзь, в 2000 году - Максим Поташев).
Третьим Магистром игры "Что? Где? Когда?" стал Виктор Сиднев , играющий в элитарном клубе с 1979 года.

  • повторение и обобщение учебного материала на новом уровне,
  • расширение кругозора учащихся,
  • развитие логического мышления,
  • воспитание навыка работы в коллективе.
  • Подготовительная работа:

    1. Учащиеся групп, участвующих в игре получают задание сформировать команду из 8 человек (6 игроков и 2 запасных).
    2. Выбрать капитана команды.
    3. Придумать название команды, девиз, приветствие соперникам, изготовить эмблему каждому участнику игры.
    4. Подобрать музыкальное сопровождение и записать его на DVD диск.
    5. Подготовить фотографии людей, которые будут задавать вопросы игрокам, вставить их в презентацию игры.
    6. Продумать оформление кабинета, доски, развесить газеты, выпущенные к игре.
    7. Определить состав экспертной комиссии, помощников в игре.
    8. Приготовить призы, дипломы для команд и игроков.

    План проведения игры:

    1. Посадка команд. (заходят в кабинет и рассаживаются за столы под музыку Ra-ta-ta)
    2. Вступительное слово ведущего.
    3. Озвучивание правил игры
    4. Представление команд: Капитан - «Вас приветствует команда….. Наш девиз…..
    5. Музыкальная пауза («Sing-sing»)
    6. Жеребьёвка команд. (приглашаются капитаны)
    7. Гонг! Начало игры. Капитан команды крутит рулетку, выбирая сектор. (музыка «Дикая лошадь»)
    8. Окончание игры, подведение итогов. (музыка Ra-ta-ta)
    9. Награждение (музыка «Dance Macabre») .

    Оборудование:

    1. Игровые столы для команд, игровое поле (вращающаяся стрелка и сектора)
    2. Табло для записи счета игры.
    3. Столы для ведущего и экспертной комиссии.
    4. Телевизор и компьютер, CD и DVD диски с записями презентации игры и музыки.
    5. Секундомер (часы), гонг.
    6. Чёрный ящик.
    7. Предметы для черного ящика.
    8. Награды для победителей.

    Время проведения игры 50 минут.

    Команды под музыку Ra-ta-ta входят в кабинет и рассаживаются за столами.

    Ведущий 1: (вступительное слово) Дорогие друзья!

    Науки математика и химия неисчерпаемы и многогранны. Одних покоряет их логическая стройность, других – абстрактный метод, третьи – ценят величайшую полезность. Математика - это язык плюс рассуждения, это результат точного мышления многих людей.

    М.В. Ломоносов писал в своих работах: «… если математики из сопоставления выводят многие истины, то химики не могли бы вывести закономерности из проводимых опытов без знания математики».

    Математика и химия взаимосвязаны, в тоже время у каждого предмета свои особенности. Их красота в индивидуальности и неповторимости. Предметы математика и химия настолько серьезные, что не стоит упускать случай, сделать их занимательными и интересными. Что мы попытаемся сегодня сделать на нашей игре. Она требует образованности и широкого кругозора, способности быстро и оригинально мыслить. В команде должно быть сотрудничество между игроками, взаимопонимание и уважение.

    Интеллектуальная телевизионная игра «Что? Где? Когда?» была создана в 1975 году

    телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала популярной.

    Тема нашей игры

    «От математики и химии серьезной – к химии и математике занимательной».

    Ведущий 2: Познакомимся с правилами игры:

    • Игра начинается с жеребьевки. Команда первой и правильно ответившая на вопрос начинает игру.
    • Капитан команды начинает игру, выбирая вопрос с помощью игрового поля.
    • Игровое поле имеет 6 секторов (общие вопросы, мультимедийные, блиц-вопросы, вопросы с предметом, вопросы из черного ящика.
    • Верный ответ дает команде 1 очко, если команда не отвечает на вопрос, то она теряет право хода и вопрос переходит к другой команде.
    • В игре участвует не менее 11 вопросов. Команда, первой набравшая 10 очков выигрывает.
    • Лучшему игроку каждой команды вручается «Диплом победителя». Команде победительнице – «Диплом победителя» и главный приз игры.

    Ведущий 1: Мы представляем участников игры:

    Организаторы и руководители игры…..
    - спонсоры нашей игры…….
    - экспертная группа……..
    - наши помощники: фотокорреспонденты…., счетная группа….., распорядители времени…., ди-джей…

    Ведущий 2: Предлагаем командам поприветствовать друг друга.

    «Вас приветствует команда…… Наш девиз….

    (Музыка «Sing-sing»)

    Проводим жеребьевку команд. Приглашаются капитаны к столу ведущего.

    (даны мини ребусы)

    ГОНГ! Начинаем игру! По результатам жеребьевки игру начинает команда……

    (музыка «Дикая лошадь») Капитан, к игровому столу! (крутит рулетку, выбирая сектор)

    Ведущий 1:

    1 раунд: С вами играет директор училища Ф.И.О. (фотография появляется на экране монитора)

    Уважаемые участники игры! Через минуту напишите ответ, состоящий из шести

    символов. Внимание вопрос: «Что я знаю о кругах?» (Приложение 1)

    Вопрос второй команде:

    Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллиан». Он был обнаружен в 1905 году около г. Претории в Южной Африке. Масса «Кулиана» составляла 3106 каратов или 621г, и стоил он 9 млн. фунтов стерлингов.

    Уважаемые знатоки! Какая существует связь между алмазами и грифелем простого карандаша?

    2 раунд: ГОНГ! Капитан, к игровому столу! (муз. «Дикая лошадь»)

    С вами играет зам. Директора по учебно-воспитательной работе Ф.И.О. (фото)

    Внимание вопрос:

    Вообразим, что земной шар обтянут по экватору обручем и что подомным же образом обтянут и апельсин по его большому кругу Далее вообразим, что окружность каждого обруча удлинили на один метр. Тогда, разумеется, обручи отстанут от поверхности тел, которые они раньше стягивали, и образуют зазор. Скажите, пожалуйста, в каком случае этот зазор будет больше, у земного шаре или апельсина?

    Вопрос второй команде:

    Что изображено на рисунке? Пояснения. (слайд № 6, приложение 1)

    3 раунд: ГОНГ! Капитан, к игровому столу!

    С вами играет зам. Директора по воспитательной работе Ф.И.О. (фото)

    Внимание вопрос:

    Уважаемые игроки! Предлагаю вам за одну минуту найти хотя бы одно решение уравнения 31х +30у +28z =365 в натуральных числах. Желаю успеха!

    Вопрос второй команде:

    Какая существует связь между крабами и классом органических веществ - «Углеводами»?

    4 раунд: ГОНГ! Капитан, к игровому столу!

    С вами играет……

    Внимание вопрос:

    На картине «Устный счет» русского художника Богданова – Бельского ученики заняты устным решением трудного примера. Вот этот пример

    (10 2 +11 2 + 12 2 +13 2 +14 2): 395. уважаемые участники игры предлагаю вам устно решить его за одну минуту.

    Вопрос второй команде:

    Какой вид изомерии изображен? (анимация, слайд № 10, приложение 1)

    5 раунд: ГОНГ! Капитан к игровому столу!

    С вами играет…..

    Уважаемые участники игры «Что? Где? Когда?». Предлагаю вам за одну минуту сравнить две дроби. Вот эти дроби:

    Желаю успеха.

    Вопрос второй команде:

    Определите вид изомерии и назовите вещества:

    6 раунд: ГОНГ! Капитан к игровому столу!

    С вами играет преподаватель математики Ф.И.О. (фото)

    Ученый Диофант жил в 3 веке н.э. Известные факты его биографии исчерпываются стихотворением - загадкой. Перед вами надпись на его надгробии. Вам предстоит ответить на вопрос «Сколько лет жил Диофант?». Желаю успеха. Путник! Здесь прах погребен Диофанта, и числа поведать могут, сколь долог был век его жизни. Шестую часть его жизни представляло счастливое детство. Двенадцатая часть его жизни прошла – пухом покрылся тогда подбородок. Седьмую часть – в бездетном браке провел Диофант. Прошло пятилетье. Он был осчастливлен рождением прекрасного сына. Половину лишь жизни счастливой и светлой прожил он по сравненью с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, пережив года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, скольких лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант.

    Вопрос второй команде:

    Анаграмма

    7 раунд: ГОНГ! Капитан к игровому столу!

    С вами играет преподаватель химии Ф.И.О. (фото)

    - «Математика спрашивают: Есть ли крылья у слона?»

    «Есть - отвечает математик, но они …»

    Уважаемые участники игры закончите этот анекдот двумя словами.

    Вопрос второй команде:

    Модель какого углеводорода показана? (анимация, слайд №16 ,приложение 1)

    8 раунд: ГОНГ! Капитан к игровому столу!

    С вами играет …..

    В книге «Алиса в стране чудес», один из математиков неправильно разделил кусок пирога между собой и козликом. Что же досталось математику, а что козлику?

    Вопрос второй команде:

    Есть образное выражение «свинцовые тучи». Однако, в некоторых городах с обилием автомобильного транспорта, выражение «свинцовые тучи», приобрело прямой смысл.

    Ответьте на вопрос: «Какое соединение повинно в образовании свинцовых туч?»

    Окончание игры: Подведение итогов. (Гонг!)

    Предоставляется слово счетной группе. Со счетом ….. выиграла команда…

    Предоставляется слово экспертной группе: (муз. «Dance Macabre»)

    По итогам нашей игры победителем является команда ……… Ей вручается Диплом «Победитель игры «Что? Где? Когда?» и главный приз игры.

    Дипломом «Участник игры «Что? Где? Когда?» награждается команда …….

    Диплом «Лучший игрок игры «Что? Где? Когда?» награждаются ………(по одному от каждой команды)

    Участники игры награждаются памятными подарками (вручение)

    Ответы на вопросы.

    Используемая литература:

    А) по химии-

    1. «Внеклассная работа по химии» - Т.М. Енякова. ДРОФА. Москва.2005
    2. «Тематические игры по химии»- А.Д.Шукайло. СФЕРА. Москва.2003
    3. «Внеклассная работа по химии.8-11»- под редакцией Э.Г. Злотникова. ВЛАДОС. Москва.2004
    4. «Дидактические игры при обучении химии» - Г.И. Штремплер. ДРОФА. Москва.2005
    5. Материалы сайтa www.chemistry.ssu.samara.ru/

    Б) по математике-

    1. «Занимательная геометрия» - Я.И. Перельман. Просвещение. Москва.1999г.
    2. «Час занимательной математики»- Л.Я. Фальке. Народное образование. Москва.2005г.
    3. «Математическая олимпиада для школьников 1998г» Журнал «Математика в школе»
    4. «За страницами учебника алгебры»- Л.Ф.Пичурин. Просвещение. Москва.1990г.

    Внеклассное мероприятие

    Конкурс знатоков математики «Что? Где? Когда?»

    Учитель: Чернова Алла Борисовна.

    2012-2013 учебный год.



    Конкурс знатоков математики «Что? Где? Когда?»

    Цели и задачи:

    Развитие творческих и умственных способностей учащихся (логического мышления, смекалки, сообразительности и др.).

    Закрепление умений и навыков, полученных на уроках математики.

    Расширение кругозора учащихся.

    Развитие коммуникативного общения; воспитание коллективизма, сплоченности, воспитание терпения, стремления преодолевать трудности, формирование дружного коллектива, умения работать в команде.

    Привитие интереса к математике и потребности её изучения.

    Оборудование: жетоны, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

    Примечание: От вклада каждого участника игры, от его четкости взаимодействия зависит общий результат каждой команды.

    Ход занятия.

    Вступительное слово.

    1ведущий Здравствуйте, ребята. Мы начинаем конкурс знатоков математики «Что? Где? Когда?». Математика – очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. «Математика ум в порядок приводит».

    2ведущий

    Есть в ней точность и смекалка,

    Цифры, буквы и … игра.
    Тот, кто учит, понимает,
    Что наука нам нужна,
    Так как в трудной жизни нашей
    Без нее никак нельзя:
    Математика – повсюду,
    Математика везде.
    Тот, кто учит, понимает…
    И порядок в голове

    1ведущий У нас е сть Судьи. Это: Москвитина Бибякова Лия, Хомяк Настя, Ревкова.

    2ведущий А теперь приглашаем команды к столам, но предварительно послушаем их представление. Прошу стол №1…

    1ведущий Девиз нашей игры : «Нелегкий вопрос-то,

    Но верь одному:

    Все сложно и просто.

    Считай по уму!»

    2ведущий Наш п ервый тур.

    В конкурсе знатоков участвуют все команды. Уважаемые знатоки! Вы должны вспомнить высказывание о нашей великой науке Математике, называя их авторов. Задание выполняется по цепочке. Начнём со стола №2.

    1ведущий А теперь сочините своё высказывание о математике или высказывание Вашего учителя математики.

    2ведущий Наш второй тур Разминка

    К то быстрее ответит, то есть вы должны быстро зажечь свет своей лампы. Можете потренироваться и выбрать - кто это будет делать. Вопросы задаёт Алла Борисовна

    1.Разделите 100 на половину (100:1/2=100·2-200)

    2. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, так, как это будет ночь.)

    3.Сколько получиться, если два десятка умножить на два десятка? (20·20=400-сорок десятков).

    4.Что больше a или 2a? (если а0, то aa, если аa 2a, если а=0, то a = 2a).

    5 Можно ли построить треугольник со сторонами 10 см, 20 см, 30 см? Почему?

    (Нет. В любом треугольнике каждая сторона меньше суммы двух других сторон.)

    6. Какую долю составляют сутки от года?(1/365)

    7.Сотую часть рубля называют копейкой , сотую часть метра – сантиметром, сотую часть гектара – аром или соткой . А как называют сотую часть любой величины? (Процентом).

    8.А какие формулы площадей треугольников Вы знаете? (6)

    1ведущий. Слово судьям и проведём Третий тур.

    Даётся по одному Вопросу командам. Быстренько зажгите лампы. (по мере зажигания, даётся № карточки)

    1.Уважаемые знатоки! Как вы думаете, когда нельзя сокращать сократимую дробь?

    (когда дробь-номер углового дома, числитель номера дома по одной улице, знаменатель-номер дома по другой улице)

    2.Уважаемые знатоки, вам предстоит перевести на древнегречекий язык слова «натянутая тетива».(гипотенуза)

    3 Уважаемые знатоки! Проволоку длиной 6,28 м согнули в окружность. Какова длина радиуса полученной окружности? (1 м)

    4.Уважаемые знатоки, по – древнегречески «мантанейн» - учиться, приобретать знания, назовите это слово.

    (Математика).

    2ведущий. Вторым заданием этого тура будет задача.(раздать карточки)

    1ведущий. И пока вы её будете решать, у нас будет пауза, и мы проведём Игру со зрителями. Вы можете претендовать на сертификат на оценку. Судьи внимание .

    1 . Назовите, чему равны длины сторон египетского треугольника?

    2 . .Вы зашли в тёмную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжёте в первую очередь?. (спичку).

    1. Что находиться внутри квадрата? (возможные ответы: «Ничего, пустота», правильный ответ- его площадь»).

    2. Заглавие, каких литературных произведений начинается с чисел: 3; 20; 12; 80 000;1000?

    (Ответ: «Три мушкетера», «Три поросенка», «20 лет спустя», «12 стульев», «80 000 лье под водой», «1000 и одна ночь».)

    1 . Как вы думаете, какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3?.

    (запятую 2,3).

    2. Назовите слово, которое имеет латинское происхождение, означающее "лен, льняная нить, шнур, веревка". Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас.

    (Линия).

    2ведущий. Слово судьямЧетвёртый тур. Вопросы командам, и опять, кто первый зажжёт лампу.

      Уважаемые знатоки, все вы прекрасно знаете Ромео и Джульетту. Ромео и Джульетта заметили, что их свидание слишком затянулось, когда услыхали пенье:

    1)соловья

    4)трубадура

    5)жаворонка

    (жаворонка)

    2 .Уважаемые знатоки, не знаете ли вы какая теорема в старину называлась теоремой «невесты» ?

    (теорема Пифагора)

    1. Уважаемые знатоки! За книгу заплатили 100 рублей и еще половину стоимости книги. Не могли бы вы сказать сколько стоит книга?

    2 . В геометрии сначала формулируются аксиомы, а затем на их основе доказываются другие утверждения. Какой древнегреческий учёный, уважаемые знатоки. впервые изложил такой подход в своих трудах?

      Уважаемые знатоки, Эдисон Т. говорил: "Гений состоит из 1 процента вдохновения и 90 процентов потения"

    Вот мы сейчас и посмотрим, какие вы гении.

    Часто знает и дошкольник, что такое треугольник
    А уж вам то, как не знать.
    Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
    Треугольники считать.

    Например, в фигуре этой, сколько разных

    Рассмотри. Всё внимательно исследуй И по краю и внутри.

    2ведущий Пока команды заняты подсчётом, мы обратимся к зрителям. У нас ещё одна очень захватывающая Пауза. Вы опять можете добавить баллов на сертификат на оценку. Судьи внимание .

    Мы послушаем ИСТОРИЧЕСКУЮ ПЕСНЮ..

    (на мотив песни "Сапожник")

    Жил на свете математик Пифагор,
    И о нем пойдет сегодня этот разговор.
    Сочинял он теоремы и не раз,
    Удивить хотел, как видно, нас.

    Только не надо перебивать,
    Только не надо переживать.
    Гипотенузу в квадрат возьмешь,
    И сумму катетов сразу найдешь.

    Шил себе штаны однажды геометр,
    Но не мог найти нигде он свой любимый метр.
    И тогда он теорему сочинил,
    Ту, которой мир весь покорил.

    Сшил штаны по чертежам своим мудрец,
    В них он покорил немало девичьих сердец.
    Были на все стороны штаны равны.
    И про это точно знаем мы.

    1ведущий И так как у нас идёт не только математическая неделя, а неделя естественных наук, то послушайте ЗОО-ФИЗИЧЕКО-МАТЕМАТИЧЕСКУЮ СЦЕНКУ.

    Вороне как-то Бог послал кусочек сыра,
    Но ворона та была болтлива.
    Каркнула она! И к сожалению,
    Сыр помчался вниз с ускорением.

    А лисица в тоже мгновение
    Квадратное решила уравнение.
    Рассчитала путь и сыр поймала ловко
    С физикой знакомая плутовка.

    В чем же тут мораль? Ответить рад:
    Возведи лишь время в квадрат,
    А потом умножь на половину ускорения,
    И получишь путь сыропадения!

    2ведущий А у нас ещё одна СЦЕНКА.. СКАЗОЧНАЯ.

    Жил на свете школьник по фамилии Репка. Рос, рос... И вырос! Совсем пребольшой: уже в 9-м классе учится. Стал репка решать уравнение. А решить-то не может. Кликнул он дедку, бабку, папку, мамку, жучку, кошку и мышку. Собрались они и стали уравнение исследовать. Пригляделись, а у него корень-то квадратный. А под корнем притаилось число отрицательное. Позвали тогда они Мнимый Множитель и вытащили Репку из неминуемой двойки. А на прощание сказал Множитель Репке: читай книги мудрые по математике, а не жди, когда тебя учителя, да дедка с бабкой всему научат!

    1ведущий Спасибо. Возвратимся к нашим знатокам У нас Пятый тур. Приготовили свои лампы.. (Я читаю)

    1. Олег, Игорь и Аня учатся в 9 классе. Среди них есть лучший математик, лучший шахматист и лучший художник. Известно, что:

    а) лучший художник не нарисовал своего портрета, но нарисовал портрет Игоря;

    б) Аня никогда не проигрывала мальчикам в шахматы.

    Уважаемые знатоки? Кто из них лучший математик, лучший шахматист и лучший художник?

    (Аня-шахматист, Игорь-математик, Олег-художник.)

    2.Уважаемые знатоки! Закончите предложение: «Цифры 0,1,2,3,4,…» (арабские)

    3. В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров, применялась мера в 4 грамма. Какая существует, уважаемые знатоки, пословица, имеющая прямое отношение к этой мере массы? (Мал золотник, да дорог)

    4. В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих

    кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло случиться, уважаемые знатоки?

    (1 мальчик купил кролика вместе с клеткой)

    5.Уважаемые знатоки! Во сколько раз путь по лестнице на 16-этаж дома

    длиннее пути на 4-й этаж?

    6.Уважаемые знатоки! Три курицы за три дня снесли 3 яйца, Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней?

    2ведущий Пока судьи подводят окончательные решения у нас есть для вас Сообщения

      Знаете ли вы, какую огромную работу выполняет сердце человека? Через сердце проходит вся кровь, находящаяся в теле человека. Всего крови около 5 литров. Сердце в спокойном состоянии перекачивает это количество в сосуды меньше, чем за минуту, в 1 час – 400 л., в сутки – 10 тысяч литров. За год сердце перегоняет через сосуды 3,5 миллионов литров крови!

      Знаете ли вы, что Пифагор был олимпийским чемпионом по боксу? Свои бои он всегда кончал блестящим нокаутом.

    1. Знаете ли вы, что самый долговечный учебник математики принадлежит древнегреческому математику Эвклиду? Свою систему геометрии он создал за 300 лет до нашей эры. Но выводы и теоремы Эвклида изучают в школах и по сей день. «Что и требовалось доказать». Этими словами кончается каждое математическое рассуждение великого греческого математика в его учебнике.

    2ведущий Итак слово судьям.

    1 ведущий Окончена игра, но не грустите,
    Хоть проиграли или выиграли
    сейчас
    Будут в вашей жизни успехи
    И победы еще не раз.
    Главное не забывайте:
    2ведущий Чтоб врачом, моряком
    Или летчиком стать,
    Нужно прежде всего
    Математику знать

    ВСЕМ СПАСИБО!

    ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

    Целью этой игры является активизация познавательной деятельности ребенка. В процессе игры у ребят также формируются чувства партнерства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения переносить полученные знания в нестандартные условия.

    В игре участвуют любое число команд, но минимум две. Состав команды может колебаться от 6 до 20 человек. Каждая команда должна выбрать себе капитана и придумать себе название. Игра проводится в актовом зале или другом большом помещении, на стенах которого развешены плакаты с названием игры. На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счета игры.

    Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему.

    По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и перед тем, как он сообщает правильный ответ, он может зачитать, не называя при этом команды, которая сдала этот листок, “оригинальные ответы”.

    Далее ведущий произносит правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся на табло. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. При этом в скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос.

    Далее игра продолжается и задается следующий вопрос. В перерывах между вопросами можно включать музыку (продолжительностью около 5 секунд каждая). После того как ведущий прочитает половину вопросов, для того чтобы команды немного отдохнули, можно включить какой-нибудь музыкальный номер (музыкальная пауза).

    После музыкальной паузы игра возобновляется.

    Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков) награждается медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры "Что? Где? Когда?", а также памятными призами.

    Если две команды набрали одинаковое число баллов, то для выявления победителя смотрится сумма рейтинга всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила в игре. Проигравшие команды получает поощрительные призы. При большом числе участвующих команд возможно выделение мест (с первого по третье). Также возможен особый приз команде за самую оригинальную версию ответа.

    Теперь самое главное вопросы для игры:

    1. Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя хотя бы одного из них?

    (Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка).

    2. В старину в Сибири был такой обычай - каждый пуд добытого металла отмечался выстрелом из пушки. Какой металл обладал такой почестью.

    (Золото).

    3. В одном из российских городов организована служба спасения, идентичная американской службе спасения 911. В эту службу вошли пожарные, милиция и скорая помощь. Какой номер телефона у российской службы?

    (1-2-3).

    4. Хищник семейства псовых, жвачное полорогое животное, растение семейства крестоцветных. С 18 века известна логическая задача с участием этой троицы. Сформулируйте эту задачу.

    (Задача о том, как перевезти через реку волка, козу и капусту, если лодка выдерживает не более одного из них).

    5. Определение из словаря Владимира Ивановича Даля: “Сказочное лицо вроде вечного жида” Кто же это?

    (Кощей Бессмертный).

    6. Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная. Как вы думаете, какая деталь этих башен Московского кремля является общей для них и ни на одной из других башен не встречается?

    (Рубиновые звезды).

    7. Изобретенный в III веке нашей эры в Китае прибор по имени “чи-нан” заменил мореходам птиц. Что это был за прибор?

    (Компас).

    8. В 312 году в Риме вместо старой серебряной монеты была выпущена новая, золотая - “солидус”. Далее от названия этой монеты произошло название итальянского “сольдо”. А от последнего возникло название военного человека. Что это за название?

    (Солдат).

    9. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой. Какого цвета в данном списке не хватает?

    (Фиолетовый).

    10. Вы, несомненно, любите остросюжетные произведения. Вот сюжет одного из них: Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. как зовут героиню произведения?

    (Муха-Цокотуха).

    11. Конструкция из пяти букв “Х” и четырех букв “О” по английски называется “тик-так-тоу”. Как она называется по русски?

    (Крестики-нолики).

    12. До войны во многих кинотеатрах СССР с успехом шли фильмы Чарли-Чаплина. Кто озвучивал роли Чаплина?

    (Никто. Эти фильмы немые).

    13. Детей обычно приносит аист, или их находят в капусте. А кого можно найти в апельсинах?

    (Чебурашку).

    14. Фильм “Подвиг Геракла” 1956 года, имел такой успех, что миллионы мальчишек стали по утрам делать... Что?

    (Зарядку).

    15. В 1991 году они погубили в Америке 67 детей и ранили около 160 тысяч. Социологи подсчитали, что каждая шестая из них таит в себе опасность для ребенка. Но практически все родители пренебрегают этим предупреждением. Что это за опасности?

    (Игрушки).

    16. В древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие?

    (Бумага).

    17. В конце июля в Гааге прошел слет. Все его участники называли себя Николаями. Один из вопросов слета был о трудностях проникновения в дом через печные трубы. Как бы назвал себя представитель России на этом слете?

    (Дед Мороз).

    18. В романе английского писателя Томаса Хардли рассказывается, что когда одна девушка из бедной семьи собиралась в гости, мать завешивала окно ее комнаты снаружи черным плащом. Для чего она это делала?

    (Так окно можно использовать как зеркало).

    19. В Непал из Индии в 1965 году через три горных цепи на бамбуковых носилках несли королевскую покупку, для которой специально было построено 1,5 км асфальтовой дороги вокруг дворца. Что это была за покупка?

    (Автомобиль).

    20. Одного звали Филипп, второго Рудольф. Дважды они пытались ограбить некую квартиру, причем во второй раз вещи они крали по привычке, а целью их был человек, кстати, помешавший им совершить обе кражи. Назовите этого человека.

    (Карлсон).

    21. Один из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой - когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся и сейчас довольно часто. О чем идет речь?

    (Спички).

    22. Валентину пикулю приходило много писем. Иногда он говорил жене: “А вот это письмо я читать не буду, поскольку в нем написана гадость”. Что интересно, практически всегда, этот прогноз оказывался точным. А как писатель угадывал содержание письма, не вскрывая конверта?

    (Это письмо было без обратного адреса (анонимное)).

    23. Праздник Ивана Купалы на Руси всегда отмечался с весельем и ночным гуляньем. Одно из развлечений было прыгание через костер. Однако иногда Купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Какого?

    (Крапива).