Ремонт Стены Уход

Портфолио библиотекаря готовое заполненное. Методические рекомендации по составлению портфолио библиотекаря

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальным способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

проанализировать и обобщить свою работу;

связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
 отразить динамику профессионального развития;

представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио:

диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

 мотивационная – поощряет результаты деятельности;

Практическая значимость портфолио :

 аттестация в будущем;

 лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

 систематизация деятельности библиотекаря;

 фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Модели портфолио

Портфель достижений (для себя и для других)

Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности

Портфель-самооценка (для себя)

Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности

Портфель-отчёт (для других)

Показать успешность и доказать прогресс исследовательской,

профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

 дипломы (федерального, муниципального, окружного, библиотечного уровней);

 грамоты;

 свидетельства;

 удостоверения;

 справки;

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

 проекты развития библиотеки;

 тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);

 сценарии различных массовых мероприятий;

 электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению , обзоров, выставок;

 видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;

 печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.


Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, администрацией, методическими объединениями и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например:

А. Портфолио простые : 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря.



Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе.

Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном мире». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой - либо темой.

. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

 план (структуру, схему) занятий или разработки темы;

пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;

 самоанализ проведённой работы;

 фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

 отзывы коллег, на посещённые ими занятия;

 подведение итогов, определение перспектив.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы:

Для чего я хочу создать портфолио?

В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.

Что я включу в портфолио?

Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.

В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).

Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?

Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для отдела, другой – самое важное – для администрации.
Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации.

 Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.

 Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.

 Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.

 В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.

 В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.

Портфолио Библиотекаря: Багринцевой Т.Г. Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа 2 Телефон: () Факс 86544) Эл.почта:Scool Адрес основного места работы Ставропольский край Новоалександровский район ст. Григорополисская ул. Шмидта 43 Наши координаты: Программные средства: Microsoft Power Point Руководитель ОУ: Ерохина А.П.


Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в современном обществе, ориентированном на информацию и знания. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного образования и развивает в них творческое воображение, помогая им стать сознательными гражданами. Из Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках


Общие сведения о библиотекаре. Библиотекарь Багринцева Татьяна Григорьевна Дата рождения: 25 мая1973 года. Образование: высшее. АГПУ 2005 г. Специальность по диплому: «Педагогика и методика начального образования» С дополнительной специальностью «Социальная педагогика» Прохождение курсов: Дата: 2008 год «Информационные технологии в деятельности библиотекаря» Награды: грамота губернатора Ставропольского края Дверь открою, а за мной гурьбой ребята: О, побольше б интересных книг. Не в обиде я, что шуму многовато, Не в обиде я, что много суетни, И не важно, что усталость донимает, Я ведь знаю, что такое счастье? Счастье я сейчас не представляю Без своих читателей вихрастых!



«…Прививайте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…» Джон Хершел -Основы информационной грамотности -Воспитание и обучение в духе толерантности -Программа «Читающая школа»; -Программа « Я выбираю здоровье»




Планирование работы - План работы с малочитающими классами - План работы библиотеки с детьми, находящимися в социально-опасном положении - План работы по формированию навыков безопасности у обучающихся - План работы по самообразованию библиотекаря как педагога -План традиционных культурно-массовых мероприятий и знаменательных дат - -Календарь знаменательных дат на уч.год Планирование – это технология решения возникшей проблемы через составление плана действий, направленного на развитие. Планирование обеспечивает решение трех комплексных задач: 1. Установление реальных возможностей библиотеки при ответе на вопрос Где мы находимся в настоящее время?. Здесь определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие портфеля новых разработок. 2. Установление реальных целей, отвечая на вопрос Куда мы хотим двигаться?. Оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотеки, определяются цели и ограничения в их осуществлении. 3. Установление способов достижения цели или ответ на вопрос Как мы собираемся сделать это?. В общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, оцениваются затраты; намечается, что сделать библиотекарю для выполнения поставленных целей»1. План работы школьной библиотеки.
учебный год. Здоровье- сберегающее Краеведческое Информационное ПатриотическоеЭкологическое Духовно- нравственное 1.Конкурс «Мое род- ное Подмосковье». 2. Обзор книжных выставок. 3. «Жизнь без наркотиков». 4. Конференция «СПИД- угроза человечеству 5 Помощь в проведении « VІ Олимпийских игр», «Дня здоровья» и др. спорт. мероприятий 1.Обзор выставок. 2. «Сказка о дорожном движении». 3. «Сказка с познавательной нагрузкой «Проделки коварных фей» 1.Выставки к православным праздникам. 2.«Рождество Христово». 3. «Пасха» 1. Организация выставок. 2. Конкурсная программа (1-4 кл.) «В гостях у природы». 3. Организация заочной викторины « Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!» 4. «Жалобная книга природы» 1. Обзор период.изданий и новых поступлений. 2. Интеллектуальное состязание (5-7кл.) «Кирилл и Кириллица 3. Неделя дет. книги. 4Библиограф-кая викторина «Корабль мысли». 4. Знакомство с библиотекой воспитанников дет. садика Библиот. уроки. 2. Организация выставок к знамен. датам. 3. День Победы. 1.Праздник к 66- летию разгрома немецких захватчиков под Москвой.

1. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры

Слово «портфолио» в переводе с итальянского означает «портфель ценных бумаг». В английском «portfolio» — это папка для важных дел или докумен­тов. В интересующем нас смысле термин «портфолио» появился в 1970-х гг. в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уровне мастерства. Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специали­ста учреждения культуры.

Согласно современным словарям портфолио — это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен.

Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:

  • собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
  • форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;
  • метод самопрезентации и карьерного роста;
  • технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;
  • средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.

Основные функции портфолио :

  • аналитическая — анализирует и обобщает работу специалиста;
  • накопительная — отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
  • модельная — отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;
  • развивающая _ обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
  • мотивационная — поощряет результаты деятельности;
  • рекомендательная — представляет личность при смене работы.

Формы портфолио

Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный — в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Специфика электронного портфолио:

  • является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов);
  • позволяет использовать многочисленные возможности для его художественного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office);
  • обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере;
  • в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.

Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать средством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).

Технология создания портфолио

Создание портфолио — весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

  1. определение цели и мотивации создания;
  2. разработка структуры;
  3. сбор материалов;
  4. формирование объема;
  5. оформление;
  6. презентация;
  7. оценка материалов.

Модели портфолио

В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.

Презентационное портфолио — коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов структуры презентационного портфолио.

  • название папки (например, «Творческое досье библиотекаря»)
  • Ф.И.О. автора;
  • должность;
  • название места работы;
  • адрес, рабочий телефон, e-mail;
  • содержание портфолио.

2. Раздел «Визитная карточка». Его можно назвать и по-другому, например: «Анкетные данные», «Общие сведения об авторе», «Персональный блок», «Портрет», «Паспорт» и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

  • фотографию автора;
  • автобиографию;
  • профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);
  • документы об образовании;
  • общий трудовой стаж;
  • квалификационную категорию;
  • профессиональные и личные интересы;
  • общественную деятельность.

3. Раздел «Творческое досье» («Рабочие материалы», «Методическая копилка»). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

  • исследовательские работы;
  • программно-проектная деятельность;
  • индивидуальная работа;
  • массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);
  • справочно-информационная деятельность;
  • использование компьютерных технологий;
  • рекламная деятельность.

4. Раздел «Образовательный коллектор» («Карта профессионального роста», «Научно-методическая деятельность», «Индивидуальная образовательная карта») позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио. Здесь отражаются:

  • документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);
  • результаты итоговой аттестации, тестирования;
  • работа в методических объединениях;
  • участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  • публикации и выступления в СМИ;
  • работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).

5. Раздел «Банк личных достижений» («Портфолио документов», «Мои достижения») представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • гранты, сертификаты, свидетельства;
  • грамоты;
  • благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие награды по усмотрению автора.
  1. Раздел «Портфель отзывов» включает:
  • отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);
  • оценки результатов труда;
  • рецензии на авторские материалы, тексты заключений;
  • рекомендательные письма;
  • статьи об авторе портфолио.

7. Раздел «Авторская самооценка» предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может содержать:

  • размышления автора по поводу своей сферы работы;
  • самоанализ работы;
  • коррекцию собственной деятельности;
  • стратегию профессионального развития.

Принципы построения портфолио:

  • системность;
  • достоверность;
  • открытость;
  • прозрачность;
  • простота;
  • доступность;
  • полнота представления.

Критерии оценки портфолио:

  • нацеленность автора на самосовершенствование;
  • структуризация материала;
  • ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
  • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность результатов работы;
  • качество изложения материала;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).

Основные ошибки при работе с портфолио

Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отношение к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:

  • нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;
  • сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка материалов к очередной аттестации);
  • включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не сле­дует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать работник;
  • подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т. п.);
  • завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.

Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих целей:

  • аттестации (портфолио при этом _ предмет экспертизы);
  • лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;
  • систематизации и анализа деятельности специалиста;
  • конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);
  • для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).

Использование технологии портфолио поможет администрации учреждения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профессионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о результатах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к саморазвитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.

Структура и содержание портфолио

Титульный лист

  • Название образовательного учреждения.
  • Название папки.
  • Фотография.
  • Фамилия, имя, отчество, должность.

Содержание

  1. Карта профессионального роста.
  2. Документы о повышение квалификации.
  3. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.
  4. Поощрения и награды.
  5. Публикации.
  6. Авторские разработки.
  7. Отзывы.

Визитка сотрудника и библиотеки.
— Фамилия, имя, отчество.

— Должность, школа.

— Дата рождения.

— Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)

— Дата прохождения предыдущей аттестации.

— Образование (что, где, когда закончил, специальность).

— Общий стаж работы.

— Стаж работы по должности.

— Награды и звания, год получения.

— Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)

— Тема самообразования.

1.2. Визитка библиотеки.

— Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).

— Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).

— Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).

2. Карта профессионального роста

— Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.

— Фотографии (альбом с фотографиями).

Документы о повышении квалификации

— Удостоверения об окончании курсов.
— Фото.
— Отзывы.

4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях

— Сертификаты.

— Грамоты, благодарности.

— Фотографии.

— Отзывы.

5. Поощрения и награды

— Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.

6. Публикации.

— Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.

— Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.

— Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).

— Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).

Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.

8. Отзывы.

— Отзывы.

— Рецензии.

— Предложения.

— Приглашения.

— Поздравления.

— Переписка.

— Справки о комплексной, аттестационной проверке.

— Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».

Процедура презентации портфолио

Портфолио представляется библиотекарем в информационно-методический центр Алексеевского муниципального района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:

  • соответствие представленного материала требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);
  • полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;
  • положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
  • оценка работы;
  • другие вопросы по усмотрению комиссии.

Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.

Защита портфолио проводится в несколько этапов:

  1. Презентация портфолио.
  2. Ответ на вопросы по существу представленных документов.
  3. Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.
  4. Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.
  5. Обсуждение результатов защиты членами комиссии.
  6. Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.

Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.

Презентация портфолио — форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут. В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

  1. соответствие презентации содержанию портфолио;
  2. выделение основных результатов деятельности педагога;
  3. качество изложения материала.

Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря. Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря. В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.

Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

  1. библиотекарь ведет активную работу внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;
  2. использует в своей деятельности различные методы и формы работы;
  3. учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
  4. знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.
  5. применяет ИКТ в своей работе.

При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики. Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.

3. Портфолио школьного библиотекаря

Настало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение.

При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.

С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте.

Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня.

Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :

  • разработать концепцию библиотечного портфолио;
  • определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость;
  • представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике;
  • разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио;
  • представить варианты организации и оформления портфолио.

КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО

Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио : накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

  • проанализировать и обобщить свою работу;
  • связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
  • отразить динамику профессионального развития;
  • представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио :

  • диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
  • содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
  • развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
  • мотивационная – поощряет результаты деятельности;
  • рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

Практическая значимость портфолио :

  • аттестация в будущем;
  • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  • систематизация деятельности библиотекаря;
  • фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Модели портфолио

(для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности Портфель-самооценка

(для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчёт

(для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

  • дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);
  • грамоты;
  • свидетельства;
  • удостоверения;
  • справки;
  • сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

  • конкурсные работы;
  • проекты развития библиотеки;
  • тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
  • сценарии различных массовых мероприятий;
  • электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
  • видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
  • авторские образовательные программы и УМК к ним;
  • печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.

Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например:

А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.

Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.

Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

  • план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
  • пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
  • обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
  • программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
  • работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
  • самоанализ проведённой работы;
  • фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

Работа библиотекаря многим кажется непыльной - сиди себе и выдавай книжки. На самом деле непосредственно выдача литературы - это лишь одна из многочисленных обязанностей библиотекаря. Работники библиотеки, к примеру, проводят различные мероприятия для читателей. помогает систематизировать опыт проведения таких мероприятий.

Как и , портфолио библиотекаря нужно не столько для поиска новой работы, сколько для обобщения накопленного опыта . Как уже было сказано, в обязанности библиотекаря входит не только формирование и организация библиотечного фонда и обслуживание читателей, но и подготовка и проведение различных мероприятий: выставок, бесед, конкурсов, викторин, литературных вечеров, читательских конференций и т. п. Все наработки по мероприятиям, накопленные за годы работы, можно включить в портфолио.

Портфолио библиотекаря выполняет две важные функции . Во-первых, оно позволяет библиотекарю обобщить и систематизировать свои достижения и наработки, оценить их и продумать направление дальнейшего профессионального роста. Во-вторых, портфолио - это своего рода индивидуальный профессиональный портрет специалиста: оно презентует динамику его профессионального развития и может быть использовано при прохождении очередной аттестации.

Портфолио библиотекаря делится на разные виды. Так, презентационное портфолио представляет собой коллекцию лучших работ и обычно используется при поиске нового места работы. Портфолио достижений иллюстрирует профессиональный рост библиотекаря в одной или нескольких сферах деятельности. Тематическое портфолио представляет собой набор творческих работ, посвященных одной тематике. Наиболее востребованный и эффективный вариант - комплексное портфолио , сочетающее в себе черты трех вышеперечисленных видов.

Портфолио библиотекаря обычно включает такой набор документов :

  • личная информация (краткая автобиография, резюме, информация об образовании, профессиональном стаже и т. п.);
  • информация о творческой и исследовательской работе (в том числе сценарии мероприятий, отчеты с мероприятий и выставок, тексты выступлений и публикаций и т. п.);
  • информация о повышении квалификации, самообразовании, участии в различных мероприятиях и конкурсах, наличии публикаций;
  • копии документов, свидетельствующих о профессиональных достижениях (грамоты, дипломы, сертификаты, награды, свидетельства, благодарственные письма и др);
  • отзывы руководителей, методистов, коллег и читателей.

Какие именно документы и работы включать в портфолио - решать вам . Если ваш профессиональный стаж небольшой, можно включить все или почти работы. Если же вы работаете не первый год, есть смысл включить только самые лучшие работы за последние несколько лет. Однако, к примеру, у значимых дипломов и грамот «срока давности» нет. Желательно, чтобы включенные в портфолио материалы давали как можно более полное представление о разных формах и видах работы (в том числе новых и нетрадиционных), также полезно включать иллюстративный материал (к примеру, фото).

Портфолио библиотекаря может быть оформлено как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде. Традиционное портфолио представляет собой папку с документами. Электронное портфолио может быть двух видов: презентация в виде слайд-шоу или веб-сайт. У каждого вида портфолио есть свои преимущества и недостатки, но электронное портфолио становится все более популярным, так как оно занимает меньше места, при необходимости его можно с легкостью копировать и распространять, да и структурировать информацию в электронном виде намного легче.

Если в вашей библиотеке наличие портфолио для аттестации обязательно, стоит узнать точные требования, предъявляемые к портфолио библиотекаря. Если же вы создаете портфолио «для себя», каких-то четких критериев оформления портфолио можно и не придерживаться: главное - чтобы вся информация была четко структурирована . Создание портфолио, конечно, займет некоторое время, но зато поможет значительно облегчить работу в будущем.