Ремонт Стены Уход

Как избавиться от дефекта речи. Можно ли исправить дефекты речи у взрослых

Если взрослый человек имеет дефекты речи, то, прежде всего, давайте ответим на вопрос: можно ли изменить эту ситуацию и исправить во взрослом возрасте недостатки произношения? Ответ однозначный: да, можно, но сложно.

Научиться произносить звук правильно не является главной проблемой и обычно это не занимает много времени. Сложность заключается в том, что приходится менять годами закрепившийся, ставший автоматическим навык и человек ещё долгое время вынужден во время разговора постоянно себя контролировать.

Далее нужно разобраться, почему взрослые люди неправильно произносят отдельные звуки . Если нарушения несущественные, то чаще всего - это результат привычки, появившейся еще в детстве. Некоторые родители в основном обеспокоены успеваемостью их чада в школе и скорее посчитают, что ребёнку нужен репетитор математики или истории, чем отведут малыша к логопеду.

Иногда встречаются дефекты строения самого речевого аппарата , к которым можно отнести неправильный прикус, высокий нёбный свод или укороченную подъязычковую связку. Более серьёзные причины, вызывающие косноязычие, это те, в основе которых лежат неврологические проблемы или которые появились после сильного стресса или серьезной травмы.

Теперь перейдём к рассмотрению основного вопроса: что делать и куда обращаться, если вы желаете навсегда избавиться от дефекта речи . Можно, конечно, попробовать заниматься самостоятельно, приобретя подходящую методическую литературу в магазине или интернете. Но если вы увидите, что после двух - трёх недель самостоятельных занятий, существенных результатов нет, то вам потребуется помощь профессионала.

В отдельных случаях логопед для взрослых даст вам совет и рекомендации, после которых вы сможете продолжить самостоятельную работу. Но если ваши проблемы с речью очень серьёзные и вам необходима глубокая коррекция речи, то только высококвалифицированный специалист действительно поможет вам.

Начинать процесс ликвидации дефектов речи нужно с определения, какие звуки именно вам нужно исправлять. Хороший способ для этого услышать собственную речь со стороны.

Наговорите небольшой текст на диктофон, лучше, если это будут пословицы или скороговорки. Например, фраза «коси, коса, пока не высохла роса » даст вам возможность определить, правильно ли вы произносите группу свистящих звуков [с], [з], [ц].

Последуйте нашему совету и не пытайтесь работать над всеми звуками сразу . Только после того, как добьётесь правильного произношения одного звука, переходите к следующему. Сам процесс работы должен быть разбит на три этапа: подготовительный, постановки звука, автоматизации и дифференциации.

Цель первого этапа - подготовить речевой аппарат , чтобы звуки можно было действительно правильно произносить. Для этого необходимо сделать упражнения специальной артикуляционной гимнастики. Если вы незнакомы с ней, то сначала прочтите в специальной литературе рекомендации по ее выполнению.

Задача второго этапа - правильное произношение изолированного звука . В результате вы должны уметь правильно произносить его отдельно от других звуков, например: рычать: "р-р-р" или шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

Автоматизация предусматривает тот факт, что произношение поставленного звука доводится в речи до автоматизма. На этапе дифференциации нужно добиться разграничения в речи похожих звуков - [р] и [л], [с] и [ш].

Последовательность и преемственность важное правило в работе над произношением. Не перескакивайте через этапы и не переходите к следующему, пока не освоите предыдущий.

Подробно все материалы для исправления недостатков в речи вы можете найти в соответствующих разделах интернет - сайтов, посвящённым проблемам логопедии. А мы желаем вам всегда говорить правильно и красиво.

Логопед занимается исправлением дефектов речи. К дефектам речи относится не только неправильное звукопроизношение, но и слишком быстрый темп речи либо задержка речи. Дефекты речи могут возникать из-за неправильной постановки речи либо наличия врожденных пороков развития. Логопед лечит также заикание, шепелявость, картавость, гнусавость, даже неспособность произносить слова в определенном порядке. Дефекты такие встречаются даже у взрослых. Речевые проблемы требуют особого внимания. Наиболее часто встречается неправильное звукопроизношение.

До какого возраста можно не обращать внимания на некоторые неправильно произносимые звуки?

Развитие правильной речи у каждого ребенка происходит по-своему. Это все зависит от индивидуальных особенностей речи ребенка. Чаще всего проблемы возникают в произношении не одного звука, а нескольких сразу. Это обычно такие звуки, как «ж», «ш», «з», «с». Нормой считается, если ребенок не выговаривает звуки до возраста 4 лет. Но если проблема сохранилась и на пятом году жизни, то не откладывайте поход к логопеду. Только занятия с квалифицированным специалистом помогут решить эту проблему.

Проблема останется на всю жизнь, если своевременно ее не устранить. Иногда даже у взрослых людей можно обнаружить нарушения речи. Чаще всего сами люди привыкают к своим недостаткам и даже их не замечают. Бытует мнение, что исправление дефекта речи у взрослых людей и недостатков произношения невозможно. Но это неверно. Если постараться и прибегнуть к помощи логопеда, то и взрослый может улучшить свою речь, устранив дефекты произношения.

Проблемы взрослых людей:

Нарушение речи при волнении. Иногда можно услышать, что человек при разговоре особенно с незнакомыми людьми начинает волноваться, а его речь становится непонятной для окружающих. Если вам предстоит важный разговор, нужно вначале успокоиться. Неплохо будет проделать некоторые , которые восстановят ваше дыхание.

  • Для выполнения диафрагменного упражнения нужно при глубоком вдохе надуть живот, а при глубоком выдохе втянуть живот. Перед важным разговором стоит заранее подготовить текст, проговорить его вслух. Во время разговора разговаривать надо спакойно. Если вы вдруг заметили, что темп речи у вас ускорился, сделайте паузу, глубокий вдох, и только после этого продолжайте беседу.
  • 2-3 раза в день делайте миогимнастику. Миогимнастика – это упражнения, которые помогают формировать функции артикуляции:

1) Набрав в рот воды, нужно удержать воду секунд 15, не разжимая губ.

2) Закрыв рот, надо надуть щеки. К щекам прижмите кулаки. Выдавливайте воздух медленно через сжатые губы.

3) Улыбаясь, обнажите сомкнутые зубы. Удерживайте улыбку в течение 5секунд.

4) Нижнюю губу вытяните вперед, захватите ею верхнюю губу. Проделайте аналогично с верхней губой.

5) Губы и зубы должны быть сомкнуты, губы сверните в трубочку. В таком положении пробудьте секунд 5.

У человека гнусавый голос. Проявление гнусавости можно объяснить тем, что не участвует носовая полость в процессе артикуляции и голосообразования. Исправление дефекта напрямую связано с лечением заболеваний, которые вызывают затруднение носового дыхания. Это может быть при полипах, при искривлении носовой перегородки, при аденоидах и т. д. Голос получается глухим, а носовые звуки «м» и «н» искажаются. Практически во всех случаях при обращении за консультацией к врачу можно избавиться от гнусавости. Как только основные причины гнусавости устранить, при помощи логопедических упражнений речь можно будет исправить.

Речевой имидж. Речевой имидж, основанный на правильной речи, на мимике во время разговора, формирует первое впечатление о самом человеке. Речевой имидж иногда называют вербальным. С латинского языка verbum переводится как «слово». Уделите внимание манере своего разговора, управляйте своими эмоциями. Особенно это касается публичных выступлений. В создании речевого имиджа вам помогут групповые тренинги. Практически во всех логопедических центрах проводятся такие занятия. Красивая, правильная речь располагает аудиторию. Исправление дефекта речи у взрослых не только возможно, но и необходимо для карьерного роста. Только человек, который прекрасно владеет речью, добьется успехов в жизни. Но для этого нужно постоянно работать по развитию и закреплению необходимых навыков.

Этапы логопедического процесса:

Диагностика. Путем обследования выявляют речевые нарушения, разрабатываются индивидуальные программы по коррекции.

Коррекция. К коррекции относятся, исходя из мотивации обучаемого, процесс подготовки органов артикуляции, процесс отработки правильного речевого дыхания, процесс постановки звуков, процесс автоматизации звуков в самостоятельной речи и процесс дифференциации смешиваемых звуков.

Оценка и контроль. Динамика процесса обучения связана с отсутствием рецидивов.

Для успешных занятий очень важны и самостоятельные занятия по исправлению дефектов речи. Для того чтобы выработать четкую дикцию, вам придется, прежде всего, заняться укреплением мышц языка, губ и нижней челюсти и наладить правильное речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание. Это не только вдох, производимый через нос, а выдох – через рот. При правильном речевом дыхании вы дополнительно проводите профилактику простудных заболеваний. При вдыхании через нос воздух увлажняется, согревается, а затем очищается и попадет в легкие. Наличие каких-либо простудных заболеваний может послужить причиной нарушения произношения звуков, а также стать причиной изменения интонации голоса или даже гнусавости из-за заложенного носа.

Работа над дикцией.

Дикция – это четкое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией. Правильная дикция обеспечивается правильной артикуляцией каждого звука. Если рот открывать не достаточно широко, то и звуки будут не четкими. Специальные упражнения позволяют развивать подвижность мышц нижней челюсти. Если у человека губы недостаточно подвижны, то это также негативно скажется на четкости произношения многих гласных и согласных звуков. Работа языка также влияет на отчетливость речи. Трудности возникают при произношении слов со стечением согласных. Для такого произношения нужно научиться быстро, менять положения языка. Такие слова надо произносить на одном выдохе.

«А как вас зовут?» — спросил один из членов приемной комиссии Школы-студии МХАТ. Выдержав паузу, молодой человек по имени Юрий ответил: «Куценко. Гоша…"

Причиной заминки стало нежелание демонстрировать комиссии дефект своей речи. Абитуриент понимал, что взрослого человека, который не умеет чисто выговаривать звук« р», вряд ли примут в школу-студию. Но его взяли. Более того, именно благодаря этому дефекту речи и родился актер, которого все знают как Гошу Куценко, даже теперь, когда его логопедическая проблема далеко в прошлом.

Эта история со счастливым концом, но, к сожалению, таких не так уж много. Большинство взрослых людей стесняются своих речевых расстройств и даже не пытаются по мере возможности изменить ситуацию. А ведь решить« детские» проблемы, которые не по-детски отравляют жизнь, часто бывает проще, чем кажется, достаточно только обратиться к специалисту.

Дислалия

ЧТО ЭТО?
К дислалии относят стойкие нарушения произношения, выражающиеся в искажении звуков, их заменах или полном отсутствии. Грассирующий звук« р», межзубный« с» или произнесение« в» вместо« л» — это все дислалия.

КТО ВИНОВАТ?
У взрослых причиной дислалии могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата(укороченная подъязычная связка, неправильный прикус, высокое небо) или общий тонус его мышц, а также неправильный выбор артикуляции.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Компенсаторные возможности организма позволяют получать один акустический эффект разными путями. Иными словами, логопед поможет добиться правильного звукопроизношения даже при аномальном строении речевого аппарата. Правда, в этом случае потребуется также помощь хирурга и ортодонта. Если же органических нарушений в строении органов речи нет, тебе предложат комплекс артикуляционной гимнастики. Она поможет овладеть движениями, необходимыми для правильного произношения звука, с которым ты не справляешься. Когда навыки сформируются, придет черед тренировочных упражнений — они учат автоматизировать звук и включать его в речь. Приготовься подружиться с чистоговорками и гимнастикой для губ и языка.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Александр Вертинский, Гоша Куценко, Уинстон Черчилль, Иосиф Бродский, Олег Даль, Сильвестр Сталлоне.

Дислексия и дисграфия

ЧТО ЭТО?
Эти две проблемы — нарушение чтения и письма — часто появляются вместе, или одно расстройство влечет за собой другое. Для обозначения нарушения чтения используются термины« алексия»(при полном отсутствии умения читать) и «дислексия»(при частичном расстройстве процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся ошибках); по аналогии специфическое и стойкое нарушение письма называют дисграфией, а полную неспособность им овладеть — аграфией.

КТО ВИНОВАТ?
Люди, страдающие дислексией , с трудом опознают буквы. Им сложно соотносить букву и звук, который она передает на письме, сливать их в слоги, а затем в слова. Дисграфика же можно узнать по смешениям, пропускам или вставкам лишних букв и искаженному написанию последних. И в том и в другом случае иногда встречается явление« зеркальности»: чтение или письмо справа налево.
У людей, страдающих дислексией и дисграфией, нормально развит интеллект. Более того, наличие у человека подобных расстройств порой считается признаком гениальности! Причины возникновения этих дефектов колеблются в зависимости от особенностей в развитии полушарий мозга до леворукости, и в точности их назовет только специалист на приеме.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Коррекцию дисграфии и дислексии следует доверять исключительно логопеду. Тебе порекомендуют упражнения на развитие речевого слуха и анализа. Также необходимо пройти обследование у невролога, оториноларинголога и окулиста.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Альберт Эйнштейн, Киану Ривз, Дастин Хоффман, Том Круз, Уолт Дисней, Владимир Маяковский.

Заикание

ЧТО ЭТО?
Заикание относят к нарушениям темпа и ритма речи, возникающих из-за судорог мышц речевого аппарата. Происходит« застревание» на отдельных звуках и непроизвольное их повторение. Также нарушается дыхание, словесное ударение и интонация.

КТО ВИНОВАТ?
Причинами заикания могут быть как психические травмы или невротические расстройства, так и органические поражения головного мозга. Леворукие люди, которых усердно переучивали в детстве, тоже в группе риска по этому дефекту речи. Если заикание носит невротический характер, то оно усиливается, когда человек беспокоится.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Справиться с заиканием самому чрезвычайно сложно, необходима помощь специалиста. Чаще всего для избавления от этого недостатка логопедических занятий мало, необходим комплексный подход: психотерапия, физиотерапия, медикаментозное лечение. Что касается непосредственно работы над речью, то врач посоветует упражнения, которые по максимуму уменьшат речевую судорожность, а также предложит занятия логопедической ритмикой и, может быть, даже пением, потому как давно замечено благотворное влияние этого вида деятельности на речевое дыхание.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Мэрилин Монро, Льюис Кэрролл, Жерар Депардье, Чарльз Дарвин, Роберт Рождественский, Наполеон.

Акцент

ЧТО ЭТО?
Особенность произношения, проявляющаяся в отступлении от нормы. Конечно, этим никого не удивишь, но, согласись, не слишком приятно чувствовать себя иностранцем, если живешь в стране уже не первый год.

КТО ВИНОВАТ?
Каждый язык специфичен: например, в русском межзубное произношение звука« з» считается поводом для похода к логопеду, а в английском не стоит и пытаться прочитать сочетание th как звонкое русское« з». То же самое и с другими звуками, в том числе и гласными. Естественно, что у носителя языка возникают привычные артикуляционные уклады, которые изменить тем сложнее, чем старше человек.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Необязательно обращаться к логопеду, чтобы избавиться от акцента, можно попытаться сделать свою речь чистой и самому. Для начала необходимо свести к минимуму разговоры на родном языке и сосредоточиться на том, который« омрачен» акцентом. Также надо все время осознанно контролировать речь. В этом помогут аудионосители — записывай на них свой голос с целью самоконтроля. И не забывай, что чувство ритма и чистота речи очень сильно связаны. Поэтому больше пой и слушай песни на изучаемом языке.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Михаил Горбачев, Эдита Пьеха, Ингеборга Дапкунайте, Арнольд Шварценеггер, Пенелопа Крус.

Проговори проблему

Артикуляционная гимнастика — это результат различных комбинаций базовых упражнений. Но если ты просто хочешь придать речи большую четкость и плавность, можно воспользоваться нашими советами:
медленно открой рот, подержи его открытым и медленно закрой;
вытяни сомкнутые губы вперед, будто готовишься сказать« у»(это называется« хоботок»), а затем широко открой рот, как будто произносишь звук« а».
вытяни губы« хоботком», а затем широко открой рот, как при звуке« и»;
открой рот, подними язык на верхнюю губу, а затем опусти на нижнюю;
открой рот и двигай языком влево и вправо, как маятником, стараясь не касаться губ;
широко открой рот, оближи верхнюю, а затем нижнюю губу(если логопед работает с ребенком, он просит его« слизать варенье»);
широко открой рот и коснись языком попеременно верхних и нижних резцов, а затем неба;
положи расслабленный язык на нижнюю губу и похлопай по нему верхней(это упражнение логопеды называют« накажи непослушный язычок», оно пользуется невероятной популярностью и среди профессионалов, и среди пациентов. Выполняя его, нужно дать себе волю и говорить« пя-пя-пя» — веселье гарантировано).
Артикуляционную гимнастику для общего развития выполняют каждый день по 3−5 мин. В более сложных случаях число подходов возрастает до четырех, но частоту занятий определяет логопед.

Друг и врач

О чем нужно помнить, обращаясь к логопеду
1. ОН НЕ СТАНЕТ НАД ТОБОЙ СМЕЯТЬСЯ. Поверь, в его практике наверняка встречались куда более сложные и запущенные случаи, чем твой.
2. ТЕБЕ НЕЧЕГО СТЫДИТЬСЯ. Ты взрослый человек, который хочет улучшить качество не только своей речи, но и жизни. Что в этом плохого? Многие известные актеры и телеведущие, даже не имеющие явных проблем с речью, занимаются с логопедом и не стесняются говорить об этом в интервью.
3. ВЫ ОДНА КОМАНДА. Логопед не меньше заинтересован в положительном результате занятий и сделает все, что от него зависит, чтобы тебе помочь. Не забывай только, что и ты должна ему помогать.
4. У ТЕБЯ ЕСТЬ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ, И ИМЯ ЕМУ — ОСОЗНАННОСТЬ. Безусловно, переучивать всегда труднее, чем обучать чему-то с нуля. Но ребенку часто сложно понять, зачем его регулярно приводят в кабинет к незнакомой тетеньке, которая заставляет делать язык« чашечкой» или показывать, как« киска сердится». Взрослый же прекрасно знает, к какому результату стремится.
5. ЕСЛИ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ ИЛИ НОВАТОРСКИЕ МЕТОДЫ ТВОЕГО ЛОГОПЕДА, лучше найти другого специалиста. Часто бывает так, что в корне нарушения речи лежат психологические проблемы, которые лучше не усугублять.

Екатерина Сметанина, логопед

С , З , СЬ , ЗЬ , Ц

Во время произ не сения согласных звуков С, З межзубное р ас стояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующ ег о за С или З гласного. Положение яз ы к: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края пр иж аты к верхним зубам, посередине яз ыка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воз д ух идет к передним зубам. При м яг ких СЬ , ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сил ьн о упирается в резцы. З вук Ц образуе тс я от сочетания Т и С , произносится слитно.


Дефекты свистящих зв уков имеют такие разновидности:

1. Шепелявость . Когда кончик языка нахо
ди тся между зубами. Для исп ра влении этого дефекта надо кончик языка опустить за н иж ние резцы и прижать к ним. Зубы при этом с бл изить. Следите, чтобы гласные после С , З , Ц не произносились скв оз ь зубы. Также, для исправления ше пелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на ко нч ик языка. Задвиньте язык за ни жн ие резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для пр ох ода воздуха.

2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С , З , Ц произ но сятся при подтягивании ни ж ней губы к верхним зубам. Для исправления на до оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив н иж ние зубы и произносить звук в этом положении.

3. Сигматизм призубной - звуки
С , З , Ц пр ои зносятся тупо, без характерного с ви ста. В этом положении кончик языка находится между нижними и ве рхними зубами, спинка не обр аз ует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправл ен ия этого дефекта надо, при пом о щи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опу сти ть кончик языка за нижние пер ед ние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по же л обку, производя характерный свист.

4. Сигматизм шипящий - когда ко нчи к языка либо оттянут от нижних зубов, а с пин ка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка под н ят к альвеолам и поэтому вме ст о свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой де фе кт надо не напрягать язык и оття ну ть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С , З , Ц , при эт о м прижимайте кончик язы ка к нижним зубам. Также для исправления упо мя нутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С , З , Ц и пословицами, поговорками .

Дефекты речи при произнесении Ш , Ж , Ч , Щ

При произ не сении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. З уб ы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: при по днят за альвеолами верхних перед ни х зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Б ок овые края языка прижимаются к верхним зубам. И но гда у дикторов наблюдаются отклонения от но рм альной установки артик. аппарата. Это случа е тся, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут н аз ад. В некоторых же сл у чаях диктор либо очень сильно выдвигает губы в пе ред (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает г уб ы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, яз ык хоть и поднят, но прижимается или к альве ол ам, или к твердому нёбу, чего быть не д ол жно.

Для испра в ления дефекта при произнесении Ш , Ж надо постараться доб иться абсолютно правильной установки этих зв уко в и тренироваться на скороговорках и посл ов ицах для звуков Ш , Ж . Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З . Н ад о выдвинуть губы вперед, кончик языка по дн ять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. пр ед лагается положение нормальной установки Ш и Ж . Но при этом произносить СА , ЗА . В результате получатся пра ви льные звуки.

Звук Ч – сложный, . Он обра
з уется путем слитного произношения с мя гченных ТЬ и ШЬ . При пр оиз несении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, че м при Ш . Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижи мае тся к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не ср азу удается добиться правильного звучания Ч , предлаг ае тся, прижимая кончик языка к началу т вё рдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получ и тся правильный Ч . Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч .

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье


Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи



Видео: Речевые дефекты у детей

Логопедические нарушения речи

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.



Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.



Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи - это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки - неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.



Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и .

ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.



Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.



Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Игры для детей с нарушением речи

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо - дети садятся на стульчики, когда громко - бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.



Видео: Логопедические игры с детьми

Коррекция нарушений речи у детей

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.



Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений
  • неустойчивого
  • отклонений в проявлении


Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы