Ремонт Стены Уход

Прага - Новый город: церкви и храмы. Пражские храмы

Ин. название: англ. Cathedral of St Vitus, St Wenceslas and St Adalbert

Собор святого Вита, полное название Кафедральный собор святых Вита, Вацлава и Войтеха (чеш. Katedrála sv. Víta, Václava a Vojtěcha), - самый главный и большой католический храм в , резиденция Пражского архиепископа. Является частью национального памятника культуры - дворцового комплекса Пражский град. Это духовный символ чешского государства, обязательное место для посещения в рамках классической экскурсии по .

Собор святого Вита - действующий храм, в нем проводятся римско-католические богослужения на регулярной основе.

Краткая история

Храм посвящен трем святым:

  • Вацлаву - покровителю и святому Чехии, основателю ротонды святого Вита. Тело Вацлава перевезено сюда в 938 году;
  • Виту - князь Вацлав поместил в строящуюся ротонду кость десницы (правой руки) святого Вита, которую он получил от императора Генриха I - Птицелова;
  • Войтеху - второму чешскому епискому, убитому прусскими язычниками. Его тело покоится здесь с 1039 года.

Князь Вацлав заложил первую ротонду святого Вита на этом месте в 925 г., но позднее она была снесена как недостаточно просторная для Пражского града.

В 1060 г. чешским князем Спытигневом II на ее месте была построена новая базилика святого Вита, Вацлава и Войтеха.

В 1344 г. императором Карлом IV было начато строительство собора, который должен был служить одновременно католическим храмом (костелом), местом погребения и сокровищницей.

Собор строился почти шесть столетий, с перерывами, под руководством нескольких архитекторов. В 1929 году строительство было торжественно завершено, а здание освящено.

Что посмотреть в Соборе святого Вита

Это величественный готический собор с двумя каменными башнями на западной стороне высотой по 82 метра и одной башней на южной стороне высотой 96,5 метра.

Западный фасад украшен окном с розеттой диаметром 10 метров и четырнадцатью статуями святых и королей, включая Карла IV.

Внутри собора - длинное арочное пространство с алтарем и скамьями для молитв, богато декорированное скульптурами, мозаиками и цветными витражными окнами.

Видео собора снаружи и внутри.

Самые известные объекты Собора святого Вита:

Так называется парадный вход с южной стороны собора. Он украшен мозаикой на тему Страшного суда из миллиона цветных камушков. В настоящее время Золотые ворота почти всегда закрыты, но на них можно посмотреть с внешней стороны собора.

Часовня расположена в юго-восточной части храма, недалеко от Золотых ворот. В центре часовни, на пьедестале с драгоценными камнями, находится гробница святого Вацлава. В ларце над надгробной плитой хранятся мощи святого. Здесь же установлен серебряный бюст Вацлава.

В часовне есть маленькая дверь в Коронный зал, где хранятся королевские принадлежности для коронации: корона, скипетр, крест, меч и королевские одеяния. Доступа для посетителей в Коронный зал нет.

3. Королевская усыпальница.

Перед главным алтарем установлен мраморный королевский мавзолей.

Под мавзолеем сооружена подземная гробница чешских королей и их родственников. В ней захоронены останки короля Карла IV, четырех его супруг, сына Яна Згоржелецкого и других выдающихся особ.

Отдельного упоминания заслуживает саркофаг Яна Непомуцкого, изготовленный из двух тонн чистого серебра. Его можно осмотреть внутри собора.

4. Южная башня.

На самую высокую башню собора можно подняться по 287 ступеням за отдельную плату. Вход слева от Золотых ворот.

5. Сокровищница.

Отдельно стоящее здание во 2 дворе Пражского града - Часовня святого Креста. В ней собрана богатая коллекция драгоценных изделий (ювелирные украшения, текстиль) из закромов Собора святого Вита, датируемых 11 в. и позднее.

Ее также называют Святовитской сокровищницей по названию постоянной экспозиции. Попасть в нее можно отдельно от посещения собора.

Время работы

Собор святого Вита открыт ежедневно, часы работы отличаются в зимний и летний период.

В зимний период (с ноября по март):

  • с понедельника по субботу с 09:00 до 16:00;
  • в воскресенье: с 12:00 до 16:00.

В летний период (с апреля по октябрь):

  • с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
  • в воскресенье: с 12:00 до 17:00.

Большая южная башня открыта для посещения ежедневно, за исключением периодов неблагоприятных погодных условий.

В летнее время на нее можно подняться с 10:00 до 18:00, в зимнее - с 10:00 до 17:00.

Стоимость билетов

Для посещения сооружений царского комплекса Пражский град предлагается несколько вариантов доступа.

Зайти в переднюю, готическую часть кафедрального собора можно бесплатно.

Для посещения исторической части собора нужно приобретать комплексный билет, предоставляющий право посещения нескольких объектов на выбор:

  • билет в Округ A - стоимость 350 крон, включает посещение Собора святого Вита, Старого Королевского дворца, экспозиции «История Пражского Града», Базилики св. Йиржи, Золотой улочки и башни Далиборка, Пороховой башни, Рожмберкского дворца;
  • билет в Округ B - стоимость 250 крон, включает посещение Собора святого Вита, Старого королевского дворца, Базилики св. Йиржи, Золотой улочки и Далиборки.

Другие билеты не включают посещение Кафедрального собора.

Купить билет на посещение только Собора святого Вита нельзя.

Все билеты действуют 2 дня. Посетить каждый объект по ним можно только один раз. Билеты можно приобрести в Картинной галерее Пражского града.

Более подробная информация представлена на фото выше (сведения действительны на 2017 год). Уточняйте цены на официльном сайте.

Внутри разрешено фотографировать и проводить любительскую видеосьемку, но без использования вспышки, штатива и другого дополнительного оборудования.

Как добраться до Собора святого Вита

Пражский град и входящий в него Собор святого Вита находятся в историческом районе Праги - Градчаны. Башни готического собора, напоминающие башни средневекового замка, видно практически с любой смотровой площадки города.

Добраться до него можно на такси и общественном транспорте: трамвае или метро.

Ближайшие трамвайные остановки - Pražský hrad, Královský letohrádek, Malostranské náměstí (трамваи №22, 23).

Ближайшая станция метро - Malostranská.

Если заходить в Пражский град через центральный вход, то нужно пройти через главные ворота на площадь, где расположены кассы и Картинная галерея. С этой площади прямой выход к центральному входу в Собор святого Вита.


Церковь святого Николая в Старе Место (kostel svateho Mikuláše Staré Město).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí) 5

Главный храм Чехословацкой гуситской церкви. Чехословацкая гуситская церковь (на чешском языке Církev československá husitská, CČSH или CČH) – христианская национальная церковь, отделившаяся от Католической церкви после 1-й мировой войны в бывшей Чехословакии. Она возводит свою традицию к реформаторам-гуситам и почитает Яна Гуса как своего идейного наставника. Территория деятельности церкви практически полностью ограничена территориями современных Чешской и Словацкой Республик.

Церковь освящена в часть святого Николая. Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец, на греческом языке Άγιος Νικόλαος – святой Николай; около 270 года, Ликия – около 345 года) - святой в православии и католицизме. Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

Первоначально на месте Никольского храма стоял романский костел на так называемом Курином рынке, и, согласно некоторым источникам, башня этого первого костела была построена уже в 1069 году.

Готический костел упоминается в 1273 году в рукописях Бржевновского монастыря. В 17 веке костел был перестроен в стиле ренессанса. В 1689 году случился пожар и церковь в то время принадлежавшая монашескому ордену бенедиктинцев сгорела. В начале 18 века ее снесли и построили в облике сегодняшнем – барочном.

Собор был построен в 1732–1737 годах по проекту придворного архитектора Килиана Игнаца Динценхофера (на немецком языке Dientzenhofer Kilian Ignaz). Статуи у входа в храм выполнены скульптором Антонином Брауном (Antonin Braun) , фрески принадлежат кисти Петера Азама (Peter Azam) .

Во времена правления Иосифа 2 Габсбурга (на немецком языке Joseph II, король Чехии 29.11.1780 - 20.02.1790) проходила широкомасштабная кампания по идеологической чистке религиозных учреждений. Не сумев обосновать своей целесообразности, храм был закрыт. Элементы внутреннего оформления были распроданы.

Пустое здание выкупил магистрат Праги. Во время наполеоновских войн, церкви отвели роль зернохранилища, после этого становится регистрационным архивом. В 1865 году ее переоборудовали в концертный зал.

Только в 1871 году церковь возвращается к своему изначальному предназначению, и стала Русской православной церковью . Патриотически настроенные писатели и мыслители в то время считали Россию главной силой, которая может подарить свободу славянским народам Австро-Венгрии. Чехи в тот период активно переходили в православие, что приветствовали российские славянофилы и российское правительство. Граф Петр Аркадьевич Голенищев-Кутузов обратился к австрийским властям с просьбой продать храм России. К сожалению, ему отказали, разрешено было лишь взять здание в аренду, и договор был заключен на имя графа. Утварь, ризницу и книги прислал Священный Синод, а колокола были изготовлены на средства Московской городской думы. 4 (16) августа 1874 года Никольский собор был торжественно освящен. Однако в пользовании российских властей храм пробыл недолго. В 1874 году по приказу австрийского наместника он был закрыт. Чтобы восстановить богослужения, и то, с рядом ограничений – например, запрещалось проводить крестные ходы по Староместской площади, потребовались дипломатические демарши в Вене.

С началом Первой мировой войны отношения официальной Вены к православному храму в центре Праги стало еще более категоричным. Усилилось давление на городские власти. В 1916 году Пражский магистрат вынужден был в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды. Никольский собор превратился в гарнизонный костел. Колокола конфисковали и переплавили, богатейшее убранство храма и церковную утварь свалили в подсобках.

В 1918 Чехословакия стала независимой, и здание передали в совместное пользование Гуситской церкви и православной общине .
Очень важную роль храм играл в жизни русских эмигрантов, которые после Октябрьской революции заполонили Прагу . Многие российские ученые тогда воспользовались объявленной правительством Масарика „Русской акцией”. Православные и гуситы молились поочередно, иконостас сделали складным и меняли перед службами.

Православные молебны в церкви святого Николая были вновь запрещены после окончания второй мировой войны. Советские власти не могли допустить существования „белоэмигрантского гнезда” в центре Праги . Получивший серьезные повреждения во время Пражского восстания, собор закрылся на ремонт.

В 1967-1969 годах был проведен капитальный ремонт храма, обновлен его интерьер, в том числе, на свое место вернулись фрески немецкого мастера Петера Азама, которые забелили после передачи костела в аренду православной церкви.

С 1997 года руководство гуситской церкви разрешило православной церкви проводить богослужения в храме по случаю великих праздников – Рождества и Пасхи, проводятся здесь и крестные ходы.

Никольский собор знаменит и своим интерьером. Главное украшение собора – большая хрустальная люстра в форме императорской короны изготовленная на Гарраховской стекольной мануфактуре, и подаренная церкви русским царем Александром Второй. Узнав о намерении пражских властей передать православным Никольский собор , государь решил лично позаботиться о его достойном украшении. Правда, посетить Прагу и полюбоваться своим подарком Александр Второй так и не собрался. В 1881 году он был убит народовольцами.

PS. многие чешские источники утверждают, будто люстру подарил пражанам последний русский царь Николай Второй. В это сложно поверить. Хотя бы потому, что когда люстра украсила интерьер собора, будущему царю исполнилось всего несколько месяцев от роду. К разряду фантастики можно отнести и расхожее мнение, что люстра якобы повторяет своими формами корону Российской империи. Легко удостовериться, что настоящая корона выглядит иначе.

Храм святого Николая в Старе Место знаменит старинным органом, на котором играл сам Моцарт, когда жил в Праге. Драгоценными украшениями храма считаются фрески Яна Лукаса Кракера, живописные работы Карла Шкреты и скульптурные украшения Игнаца Платцера.
Дополняет интерьер витражи с изображениями святого Вацлава и святого Николая, а также строителя собора Килиана Игнаца Динтцехофера.

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Храм Девы Марии перед Тыном (kostel Panny Marie před Týnem).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město).
Староместске площадь (Staroměstské náměstí).

Над Староместской площадью возвышаются башни храма Девы Марии перед Тыном (Тынский храм, Týnský chrám, Kostel Matky Boží před Týnem).
На этом месте уже в 11 веке стоял небольшой романский костел. Это был костел, при котором находилась больница для иностранных купцов, приезжающих в Унгельт (Ungelt, также называемый Тынский двор или огражденная территория, на которой когда-то могли ночевать купцы, приехавшие торговать со всего света). Во второй половине 13 века вместо него была поставлена раннеготическая постройка, примерно на две трети меньше, чем сегодняшний храм.

Современный храм начали строить в 1385 году во времена Карла Четвертого под руководством архитекторов Матиаша Арраса (Matyáše z Arrasu) и Петра Парлера (Petr Parléř). Строительство с перерывами продолжалось более 120 лет и а завершилось только в 1511 году.
В начале 15 века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги.

Архитектурно храм – трехнефная базилика с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. Стиль Тынского храма неоднозначен. Здесь присутствуют элементы ренессанса, готики и раннего барокко. Украшением храма являются башни украшенные четырьмя небольшими пинаклями. Они не симметричны.Это характерно для готической архитектуры того времени и является представлением мужской и женской сторон мира. Одна башня фактически немного более основательна, и сказано, что она представляет более сильную сторону семьи, мужчину. Южная башня построена в 1511 году. Высота башен составляла 80 метров. Северная называется Ева, Южная (приблизительно на 1 метр выше) Адам. Между башнями расположен мощный позднеготический фронтон (1463 год).

В 1621 году Тынский храм перешел иезуитам.
В 1679 году в здание ударила молния, разгорелся пожар и храм получил множественные повреждения, потребовавшие серьезной реконструкции. Во время восстановления храма был понижен главный неф, а свод был сделан в стиле раннего барокко. Высота башен была понижена до 70 метров.
Сейчас высота храма (башен) составляет 70 метров, длина здания 52 метра, ширина 28 метров. Высота среднего нефа 44 метров, а боковых нефов 24 метра.

Интерьер Тынского храма – один из самых богатых в Праге. Главная картина алтаря – работа Карела Шкреты (Karel Škréta, полное имя Karel Škréta Šotnovský ze Závořic – Карел Шкрета Шотновскы из Заворжич), самого известного живописца своих времен. Картина алтаря представляет Вознесение к небесам Девы Марии. Картина является образцом раннебарочной порталовой архитектуры 1649 года. Всего в храме 19 алтарей, изготовленные различными известными мастерами тех лет. Известнейшая статуя Мадонны с младенцем 1420 года, называемая Тынская Мадонна на троне, расположена в алтаре правого бокового нефа. Орган Тынского храма – самый старый из имеющихся в Праге, его создал в 1673 году немецкий мастер Ганс Генрих Мундт (Hans Heinrich Mundt). Другие древние предметы – старинная оловянная купель (1414 год), украшенная рельефами апостолов, и кафедра из камня, выполненная в готическом стиле (15 век). В храме находится около 60 надгробий.

Лоретанский монастырь

Лоретанский монастырь (Klášter Loreta).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Лоретанске площадь (Loretánské námĕstí) 7.

Лоретанский монастырь или Лорета находится в районе Градчаны (Hradčany), на Лоретанске площади (Loretánské námĕstí).
Название „Лорета” (Pražská Loreta) применяется ко всему комплексу римско-католического Лоретанского монастыря (Klášter Loreta) , частью которого является костел Рождества Христова (Kostel Narození Páně), здания монастыря, часовня Святой Анны (Kaple svaté Anny), часовня святого Франциска Ассизского (Kaple svatého Františka Serafinského), часовня святого Антония Падуанского (Kaple svatého Antonína Paduánského), часовня Святого Йозефа (Иосифа, Kaple svatého Josefa), часовня Святого креста (Kaple svatého Kříže), часовня Скорбящей Богоматери (Kaple Panny Marie Bolestné), Святая хижина Девы Марии Лоретанской (Santa Casa) и Лоретанская сокровищница (Loretánský poklad).

Лореты – это священные хижины, которые являются копиями дома матери Иисуса, изначально находившегося в Назарете. До рождения Христа в нем жила Мария, сюда вернулось из Египта Святое семейство, сюда возвращался Спаситель для отдыха от своих странствий. Примерно в 1291 году паломники разобрали домик и он был вывезен на корабле и попал в Лорето в Италии.
Но согласно легенде: в день, когда сарацины в 13 веке осаждали Палестину, ангелы перенесли дом Девы Марии, находившийся изначально в Назарете, в итальянский город Лорета. Пролетая над Европой, ангелы периодически отдыхали, и в тех местах оставались частички хижины, из которых „вырастали” памятные Лореты.

После битвы при Белой Горе, когда Чехию начали обращать в католичество, такие хижины, стали ставить по всей Чехии. Всего их было построено больше пятидесяти. Главная в стране Святая хижина, или Лорета, находится во дворе монастыря.

История пражского Лоретанского монастыря относится к началу 17 века.
В 1626 году благочестивая дама Катержина из рода Лобковицев (Kateřina Benigna z Lobkovic) пожелала создать в Праге копию Святой хижины Девы Марии (Santa Casa) в итальянском городе Лорето. Моделью послужила святая хижина в Микулове, построенная кардиналом Дитрихштейном (Diettrichstein), которой восхищалась во время визита графиня. На строительство пражской Лореты она пожертвовала участки земли, принадлежавшие семье Лобковиц, духовное управление будущей святыней она поручила капуцинам, а для строительства пригласила из Вены архитектора Джованни Баттисто Орси (Giovanni Battistо Orsi). После его смерти строительство продолжил Андреа Аллио (Andrea Allio).

Строительство началось в 1626 году, а в 1631 году она была освящена кардиналом Гаррахом (Harrach) . Это было простое кирпичное строение. Считается, что при строительстве хижины было использовано несколько кирпичей и балок, привезенных из хижины в итальянском Лорето. В 1661 году Святая хижина была обнесена украшенной фресками крытой аркадой.

В 1730-е годы под руководством архитекторов Криштофа (Kryštof Dientzenhofer) и его сына Килиана Игнаца Динценхофера Святая хижина была украшена итальянскими мастерами в технике стукко, с изображением ветхозаветных пророков и христианских святых.

Внутри Святой хижины находится серебряный алтарь и деревянная статуя Девы Марии вырезанная из липы в 17 веке. Ее высота 1.1 метр. Под зданием расположена усыпальница семьи Лобковиц.

По обеим сторонам входа в хижину установлены два фонтана, символизирующие Воскресение и Вознесение: один из них украшен скульптурой „Воскресение Христа” (1740), а другой – „Успение Богоматери” (1739, сейчас копия, оригинал хранится в Лапидарии Национального музея). Автором фонтанов является Михал Ян Брюдерле (Michal Jan Brüderle). После его смерти работу закончил Рихард Прахнер (Richard Prachner).

Вокруг Святой хижины в начале 17 века начал возводиться монастырский комплекс.

Рядом с хижиной была заложена часовня святой Анны (Kaple svaté Anny), которую освятили 25 марта 1631 года. Мелодичный перезвон с часовой башни часовни впервые раздался 15 августа 1695 года. Колокольная композиция была составлена в 1694 году часовщиком Петером Нойманном из тридцати колоколов и колокольчиков. Святыня стала центром паломничества, что обусловило расширение комплекса строений.

В 1717 году, посредине восточного крыла обходной аркадной галереи, начинается строительство костела Рождества Христова (Kostel Narození Páně). Строительство проходило под руководством архитектора Килиана Игнаца Динценхофера (на немецком языке Dientzenhofer Kilian Ignaz), а завершил в 1735 году Г. Айхбауэр. Его нетрадиционный фасад напоминает барочный дворец, украшенный посередине высокой изящной башней. В барочной башне размещены 27 колоколов, отлитых в 1691-1694 годах в Амстердаме мастером Фроммом. Это дар пражского торговца мануфактурой, чья дочь исцелилась от чумы благодаря молитвам Деве Марии Лоретанской. На установленных на башне часах каждый час звучит церковный гимн „Тысячекратно славим Тебя” посвященный Деве Марии.

Фасад Лореты украшают фигуры евангелистов, святой Анны и Девы Марии. Расположенный над входом в Лорету балкон украшен статуями Святого Йозефа (Иосифа) и Святого Иоанна Крестителя. Внутреннее убранство костела считается одним из самых роскошных – здесь находятся замечательные алтари эпохи Ренессанса, своды, расписанные великолепными фресками и большое количество скульптурных украшений. В костеле хранятся мощи священномученика Феликиссима (Felicissimus) и святой мученицы Маркии (Marcia) в роскошных нарядах; лица скелетов прикрыты посмертными масками из воска.

В комплекс монастыря входит капелла Девы Марии Скорбящей (Panny Marie Bolestné), в которой на главном алтаре находится старейший скульптурный ансамбль всего комплекса – готическая Пьета первой половины 15 века. На боковом алтаре распятье святой Вильгефортис (Svatá Starosta) , с усами и бородой, легенда гласит, что она вымолила усы и бороду, чтоб не понравится языческому жениху, за которого ее хотел выдать замуж отец. К этой фреске в Лоретанском монастыре часто приезжают молодые девушки и просят Старицу помочь им удачно выйти замуж.

В западном крыле монастыря находится Лотеранская сокровищница, где хранятся предметы культурного наследия, которые обладают неоспоримой ценностью. Это дароносицы, литургические предметы 16-18 веков.

Одним из удивительнейших произведений искусства является дароносица „Пражское солнце” . Это работа ювелиров Иоганна Кунихбауэра и Матиаса Штегнера, выполненная из серебра и золота, и украшенная 6222 бриллиантами. А самой древней святыне в Лоретанской сокровищнице, серебряному позолоченному потиру, выполненному в готическом стиле, и на котором нанесены изображения покровителей Праги, около 500 лет.

центральный фасад костела башня костела Рождества Христов а Лорета (Pražská Loreta)
скульптура святого скульптурная группа ангел

Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.

Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.

Смотровая площадка в соборе святого Вита

Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.

Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия

У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.

Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.

Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.

Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.

Собор святого Вита

Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.

История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.

Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.


чех. Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha
анг. The cathedral of SS Vitus, Wenceslas and Adalbert

Контакты

Адрес:
11901, Czech Republic, Prague, Praha-1
III. nádvoří 48/2

Телефон:
+420 224 372 434

Время работы:
Ноябрь-Март
Пн-Сб - с 09:00 до 16:00
Вс - с 12:00 до 16:00

Апрель-Октябрь
Пн-Сб - с 09:00 до 17:00
Вс - с 12:00 до 17:00

Общая информация

Готический Святого Вита (или полное название Кафедральный Собор Святых Вита, Валлава и Войтеха) находится в Пражском Граде и известен как местопребывание архиепископа Пражского.

Собор относится к жемчужинам европейской готики, считается неотъемлемой частью всех святыней Чехии .

В готическом кафедральном соборе покоятся чешские короли и архиепископы, находятся коронационные атрибуты чешского средневековья.

Строительство храма было начато в 1344 году, покровителями которого были архиепископ Аршнот вместе с чешским королем Карлом и проходило в несколько этапов, окончательное строительство было завершено в начале 20-го столетия. Планировалось, что собор будет местом не только коронации, но и фамильным склепом и сокровищницей.

Главный неф собора насчитывает 124 м в длину, а Большая южная башня достигает в высоту 96,5 м. Две каменные башни с огромным круглым окном в виде розетты между ними, которое достигает в диаметре 10 м, хорошо просматривается с западной стороны. Три портала собора украшены скульптурами и рельефами.

Северо-западная и юго-западная башни Собора Святого Вита

Сразу за входом в Собор взору открывается впечатляющая панорама: уникальный архитектурный стиль основного центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами как-то особенно плавно делает переход в средневековую часть, пронизанную таинственным светом витражных окон. Трёхнефное пространство собора, насчитывающее 28 величественных колон, условно делит на две сферы, небесную и земную, галерею-балкон, который проходит по всему периметру. На нём величаво стоят бюсты первооснователей храма: чешские короли и королевы, пражские архиепископы и архитекторы.

Из разнообразных чешских песчаников выложена монолитная кладка, а в готической части задействован песчаный мергель. Вход в кафедральный собор находится с боку северо-западной башни.

Вход в Собор Святого Вита

На колонах хора красуется 21 бюст разных монахов, величественных королей и строителей. Гробницы первых епископов и статуи кардиналов Шваценберга и Мысльбека расположены позади главного алтаря. С 1736 года в южной галерее стоит монументальная серебряная гробница Яна Непомуцкого, которую возвели по эскизам Йозефа Эммануэля Фишера. В самом центре нефа можно увидеть гробницу Максимилиана II, Фердинанда I и его жены Анны Ягеллонской, которую закончили в 1589 году. Внешне гробница отделана декоративной решеткой в стиле ренессанс, на которой красуются короли и королевы Чехии , захороненные в склепе под гробницей. Также в соборе можно увидеть надгробия в стиле барокко, распятие Франтишка Билки, витражи известных художников 20 века.

Храм Святого Вита, Валлава и Войтеха видно с любой части Праги, он относится к одним из самых уникальных готических храмов Европы. Он настолько неповторим, что все чешские достопримечательности готического стиля меркнут перед ним.

История

Архитектор из папского дворца в Авиньоне француз Маттиас который был приглашен в Прагу , стал первым архитектором этого кафедрального собора. Он придумал построить храм в стиле французской готики, но в 1352 году он скончался, завершив всего лишь строительство аркад и галереи.

После его смерти строительство собора продолжил молодой талантливый архитектор Петер Парлерж, родом из германского города Швебиш Гмюнд. С самого начала он вел строительство согласно плану Маттиаса: ризница должна была быть с северной стороны, а капелла с южной.

Капеллы Собора Святого Вита днем, вечером

Но потом он начал проявлять свою инициативу. Его собственные идеи и смелость дали свой результат: в плане появились новые уникальные элементы конструкций. Например, придуманный им свод представлял собой совокупность двойных диагональных балок, которые сотворили уникальный орнамент.

По складу ума француз Маттиас был математиком, поэтому его конструкции были наполнены чисто математическим расчетом, а Парлерж, будучи скульптором, воспринимал архитектуру не иначе, как скульптуру.

Проводя кропотливую работу над строительством собора, скульптор одновременно занимался возведением и Карлового моста , и церквей. После его смерти в 1399 году были достроены только хор и часть трансепта храма. Работу по строительству собора продолжили его сыновья, которых потом сменил Мастер Петрилк. Все вместе они закончили строительство огромной башни и южной части.

Южная башня Собора Святого Вита днем, вечером

Гуситские войны 1419 года приостановили строительство собора. Многие иконы, картины, скульптуры были сильно повреждены во время боевых действий.

Следующее столетие продвинуло строительство только наполовину. Король Владислав Ягеллон во второй половине 15 столетия дал задание талантливому архитектору Бенедикту Рейту довести строительство до конца. Но из-за нехватки средств строительство храма остановилось.

С самого начала 19го столетия в связи с ростом романтических настроений в Чехии разговоры о достройке храма возобновились. Ворцлав Песина и Йозеф Краннер в 1877 году разработали окончательную программу завершения строительства великого храма. После смерти Краннера архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Западную сторону собора он сконструировал в классическом готическом стиле, конечно, он не смог в точности повторить уникальный стиль Петра Парлержа, но, не смотря на это, работа архитектора считается очень ценной, так как у него получилось добиться единства достаточно сложной композиции. Настоящее значение этих преобразований видно в панорамных видах на Прагу , где святой храм стал ярким акцентом в облике всего города.

Строительство собора Св. Вита длилось долгих 585 лет и было закончено в 1929 году.

Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

Собор Святого Вита в Праге открыт для посещений каждый день. Время работы зависит от сезонного периода и дня недели.

Посещение исторической части Собора, включая часовню святого Вацлава и надгробные плиты королей и князей из рода Пршемысловичей, возможно только с входным билетом в рамках экскурсионной программы "Пражский град" - округов А или В.

Стоимость экскурсионной программы Пражский град зависит от объектов посещения:

Пражский град - Oкруг A (включает объекты - Старый Королевский дворец, Базилика св. Георгия, Золотая улочка, Қафедральный собор св. Βита, Экспозиция История Пражского града, Пороховая башня, Рожмбергский дворец) стоимость составляет - 350 крон
175 крон
700 крон

Пражский град - Oкруг B (включает объекты - Старый Королевский дворец, Базилика св. Георгия, Золотая улочка, Қафедральный собор св. Βита) стоимость составляет - 250 крон
Предоставляются скидки для пенсионеров и детей в возрасте от 6 до 15 лет - 125 крон
В кассах можно также приобрести семейный билет, который разрешает пройти 2 взрослым и 3 детям - 500 крон

Переднюю готическую часть Кафедрального Собора Святого Вита можно посетить бесплатно.

Подъем на Большую южную башню Кафедрального собора (287 ступеней) осуществляется за дополнительную плату, не включенную в стоимость экскурсионной программы "Пражский град" - округов А или В, и составляет 150 крон .
Доступ на башню открыт каждый день с понедельника по воскресенье с 10:00 по 18:00 (в период с апреля по октябрь) и с 10:00 по 17:00 (в период с ноября по март).

Подъем на Большую южную башню Кафедрального собора может быть закрыт из-за погодных условий

Ознакомиться с полным перечнем экскурсионных программ Пражского града можно в разделе

Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, собор святого Вита словно легендарный магнит алхимиков притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии.

Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов.

Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.

История строительства собора

Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь.

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все - статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi , или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист ), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Где находится собор св. Вита и как до него добраться

Башенные шпили собора в Праге заметны отовсюду. Он находится в самом «сердце» города – в Пражском граде, а точнее – в третьем дворе этого городского комплекса (Hrad III. Nádvoří ).

Трамваи 22 и 23 маршрутов доставят туда от станции метро «Malostranska ». Открыт собор ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00 .

Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета. Очень удобно при этом приобрести билет, позволяющий в комплексе осмотреть достопримечательности Пражского града. Его стоимость зависит от количества предлагаемых к осмотру зданий и составляет 100-350 крон.

Адрес собора Святого Вита на карте Праги:

Посмотрите интерьер собора в этом видеоролике:

Посещение собора св. Вита безусловно станет незабываемым. Олицетворяемая им многовековая история, пронизанная религиозным духом и потрясающей энергетикой, воплощенная в грандиозных произведениях искусства и драгоценных материалах позволит в полной мере ощутить непосредственное приобщение к высочайшим ценностям мировой духовной культуры.