Ремонт Стены Уход

Скачать презентацию готический стиль архитектуре. Презентация по мхк на тему "готический стиль"

Слайд 2

Слайд 3

Готика

Готический стиль - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д. Готика. Происхождение термина

Слайд 4

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т.н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. Готика. Происхождение термина

Слайд 5

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV-XVI века применяется термин «неоготика». ПРИМЕЧАНИЕ: В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»), а также сцены («готик-сцена»). Готика. Происхождение термина

Слайд 6

Происхождение термина

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готика. Происхождение термина

Слайд 7

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Готика. Происхождение термина

Слайд 8

Архитектура

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний Архитектура

Слайд 9

Витражи

Архитектура

Слайд 10

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Архитектура

Слайд 11

Планы храмов

Архитектура

Слайд 12

Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному... Камень за камнем, все выше и выше - метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Архитектура

Слайд 13

Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались крестоцветы, башенки - фиалы - появлялись в самых неожиданных местах. Архитектура

Слайд 14

В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «NotreDame». Трудно сказать точнее о мистическом превращении архитектурной конструкции: Где римский судия судил чужой народ – Стоит базилика, – и радостный, и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план! Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран... Архитектура

Слайд 15

Схема храма

Архитекура

Слайд 16

Известные архитектурные памятники

Собор Парижской Богоматери, 1163 г. - XIV в. Собор в Шартре XII-XIV вв. Известные архитектурные памятники

Слайд 17

Собор в Амьене. 1220-1288 Собор в Реймсе, 1211-1330 гг. Известные архитектурные памятники

Слайд 18

Кёльнский собор 1248 г. - XIX в. В Германии Вестминстер XII-XIV вв. в Лондоне Известные архитектурные памятники

Слайд 19

Собор в Солсбери 1220-1266 гг. (Англия) Собор в Глостере XI-XIV вв. Известные архитектурные памятники

Слайд 20

Миланский собор, 1386-XIX ПРИМЕЧАНИЕ: В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии. Известные архитектурные памятники

Слайд 21

Ка д’Оро (итал. Ca" d’Oro) – (Золотой дом) в Венеции. Известные архитектурные памятники

Слайд 22

Скульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Скульптура

Слайд 23

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия Скульптура

Слайд 24

Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Скульптура

Слайд 25

Живопись

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х гг., а в Италии позднее всего - около 1300 г. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Живопись

Слайд 26

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416). Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса. Живопись

Слайд 27

Мода

Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры), и остроносые ботинки эту тенденцию подчеркивали. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Мода

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Презентация на тему "Готическое искусство" по изобразительному искусству в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о том, что такое готический стиль в архитектуре, скульптуре, живописи, моде.

Фрагменты из презентации

Готика

  • Готический стиль - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д.
  • Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т.н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.
  • К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV-XVI века применяется термин «неоготика». ПРИМЕЧАНИЕ: В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»), а также сцены («готик-сцена»).

Происхождение термина

  • Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
  • Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Архитектура

  • Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний
  • С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение.Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
  • Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному... Камень за камнем, все выше и выше - метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной.
  • Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались крестоцветы, башенки - фиалы - появлялись в самых неожиданных местах.

Скульптура

  • Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
  • Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
  • Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства.

Живопись

  • Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х гг., а в Италии позднее всего - около 1300 г.
  • Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
  • На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416). Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса.

Мода

Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры), и остроносые ботинки эту тенденцию подчеркивали. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.

Готика

Слайдов: 25 Слов: 267 Звуков: 1 Эффектов: 1

«Осёл читает проповедь волкам». Скульптура капители. Собор в Парме. Вита. Прага. Палаццо Венньо во Флоренции. «Успение Богородицы». Собор. Страсбург. Западный фасад собора Нотр-Дам. 1163-1250. Париж. Собор Нотр-Дам, вид с юго-востока. Собор Нотр-Дам. Западный фасад. 1145-1220. Шартр. Собор в Солсбери. 1220-1270. Распятие. Собор в Нюрнберге. 1240-1250. Собор в Милане. Начат в 1386 г. Собор в Бургосе. Испания. XIII-XVI. Братья Лимбург. «Св. Иоанн на Патмосе». Страница из «Роскошного часослова Герцога Беррийского». 1411-1416. Музей Конде. Шантийи. Х.Мульчер. Богоматерь с младенцем. 1437. Фрагмент. - Готика.ppt

Готика в Европе

Слайдов: 22 Слов: 1576 Звуков: 0 Эффектов: 0

Готика в средневековой Западной Европе. Происхождение термина «готика». Готическое искусство было культовым по назначению и Религиозным по тематике. Система аркбутанов и контрфорсов. Архитектура. Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Собор в Реймсе. Франция. Ффасад полностью покрыт рельефами, витражи оказывают неизгладимое впечатление на очевидцев. Реймсский собор. Шартрский собор. Германия. Все прочее сооружено в 1842–1880 в соответствии с первоначальным проектом, обнаруженным в 1841. - Готика в Европе.ppt

Готический стиль

Слайдов: 23 Слов: 534 Звуков: 0 Эффектов: 17

Архитектура средневековья. Готический стиль. Готический храм – каменная книга средневековья. Франция. Шартр. Шартрский собор. Шартр - небольшой город на севере Франции. Собор господствует над городом. Длина храма 130 м, высота – 36 м. Собор был построен в нач. XIII в. (основные строительные работы были выполнены в течение 30 лет). Интерьер храма. Покров Девы Марии. Скульптуры южного фасада. Порталы северного фасада. Один из витражей собора. Готическая капитель. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам). Строительство началось в 1163, закончилось в 1345году. Основные черты. 1.Высотность. - Готический стиль.ppt

Готическое искусство

Слайдов: 25 Слов: 1803 Звуков: 0 Эффектов: 0

Готический стиль в архитектуре Средневековья. Происхождение готики. Знания о готическом художественном стиле. Готика. Монахи. История. Стиль готики. Структура здания. Боковой распор свода. Готические памятники. Собор Парижской Богоматери. Собор в Шартре. Зрелый стиль. Реймский собор. Большие соборы. Кёльнский собор. Претенциозность. Интерес к реальным природным формам. - Готическое искусство.pptx

Псевдоготический стиль

Слайдов: 13 Слов: 203 Звуков: 0 Эффектов: 0

Задачи: Посетить, изучить и сфотографировать поместье. Изучить материалы школьного музея с. Каргашино. Изучить материалы по теме «Псевдоготика. Цели и задачи: В своей работе я использовала методы: сравнения, наблюдения, опроса, сравнительного анализа. Я собрала краеведческий материал. Методы. Здания в псевдоготическом стиле: Каргашино. Конный завод, XIX в. Остатки конного завода. Казаков М.Ф. Баженов В.И. Строители: Царицыно Конный завод. Сравнение. Владелец: - Псевдоготический стиль.pptx

Готический стиль Средневековья

Слайдов: 20 Слов: 1107 Звуков: 0 Эффектов: 0

ДПИ и народные промыслы. Стили Средневековья. Стили, входящие в группу средневековых. Вопросы на повторение. Проверь себя. Орнамент. Готический стиль. Стилистические особенности. Особенности мебели. Высокие потолки. Декор. Орнаментация. Основные мотивы. Контрольные вопросы. Практическое задание. Пример выполнения зарисовки. Рейтинговая оценка. Оценка результата. - Готический стиль Средневековья.ppt

Готика в архитектуре

Слайдов: 17 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 55

Готика. Готика – художественный стиль. Собор Сен-Дени. Стрельчатая арка – основной элемент готической архитектуры. Аркбутан - элемент готической архитектуры. Контрфорсы. Нервюрный свод, витражи и апсида. Круглой формы окно над входом в храм называется «готическая роза». Витраж собора Нотр-Дам в Шартре. «Королевские врата» собора Нотр – Дам в Шартре. Готическая архитектура XVв. Великобритания. Италия. Золотой дворец. Германия. Готическая скульптура. - Готика в архитектуре.ppt

Готическая архитектура

Слайдов: 11 Слов: 185 Звуков: 0 Эффектов: 0

Миланский собор. Готическая архитектура. Миланский собор - крупнейшее создание готической архитектуры в Италии. Строительство продолжалось в XV- XVI веках. Башня со шпилем над средокрестием, увеличившая высоту собора до 108,5 метра, была возведена в 1765-1769 годах, а фасад заканчивался в XIX веке. Интерьер собора, длина которого достигает 148 метров, а ширина 57,5 метра, разделен на пять нефов пятьюдесятью двумя огромными пучкообразными столбами. Когда входишь внутрь, то оказываешься как бы в гигантском лесу, полумрак которого то здесь, то там прорезают разноцветные полосы света, падающего из витражей. - Готическая архитектура.ppt

Готический стиль в архитектуре

Слайдов: 13 Слов: 956 Звуков: 0 Эффектов: 25

Средневековье. Готический стиль. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия (Сюжера; франц. Одновременно (ок. 1133 г.) новую конструкцию свода применяют в соборе г. Дарема в Англии. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. На Западе со временем преобладающими стали удлиненные базилики с планом в форме латинского креста. - Готический стиль в архитектуре.ppt

Готическая архитектура Западной Европы

Слайдов: 64 Слов: 1111 Звуков: 1 Эффектов: 170

Путешествие в прошлое…. Западная Европа. Готическое искусство. Путешествие во Францию. Нотр-Дам де Пари. В храм ведут 3 входа портала. Центр западного фасада украшает окно-роза. Собор в Шартре. С западной стороны к собору примыкают две колокольни. Наружное и внутреннее убранство собора. Порталы северного фасада. Шартр - один из немногих соборов, который сохранил свое остекление. Около ста сюжетов из жизни королей. Окна с изображением Богоматери. В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг. Первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Собор в Реймсе. - Готическая архитектура Западной Европы.ppt

Особенности готического стиля в архитектуре

Слайдов: 23 Слов: 495 Звуков: 0 Эффектов: 86

Уникальное соединение. Ранняя готика. Аркбутан. Витражное убранство. Собор Парижской Богоматери. Золотой реликварий. Миланская мадонна. Распятие Геро. Палаццо Санта-София. Кентерберийский собор. Центральный неф собора. Художественный стиль. - Особенности готического стиля в архитектуре.pptx

Готический стиль в архитектуре Средневековья

Слайдов: 30 Слов: 1033 Звуков: 0 Эффектов: 6

Зрелое Средневековье. Готическое искусство. Города. Ратуша. Ратуша - здание городского самоуправления. Собор – центр городской жизни. Каменотёс. Почему по ощущениям готические храмы такие просторные, светлые внутри. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей. Аркбутан – открытая полуарка, передающая на контрфорс тяжесть свода. Скульптурное и живописное убранство соборов. Портал – вход в собор. Скульптура готического периода. На какой из этих фотографий портал XIVвека, а на какой XX-ого. Лиризм образов и жизненная правдоподобность. - Готический стиль в архитектуре Средневековья.ppt

Готические соборы

Слайдов: 11 Слов: 823 Звуков: 0 Эффектов: 0

Готические соборы Средневековья. Происхождение термина. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Наиболее известные архитектурные памятники. Собор Парижской Богоматери. Собор в Шартре. Скульптура. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. - Готические соборы.ppt

Соборы в готическом стиле

Слайдов: 48 Слов: 3110 Звуков: 0 Эффектов: 0

Готический собор. Образ мира. Архитектурный стиль. Готика. Происхождение термина «готика». Характеристика архитектурного готического стиля. Характерные черты. Устройство собора. Строительство собора. Первоначальный проект. Метровый шпиль. Известные готические соборы. Палаццо Дожей. Собор. Роль собора в жизни людей. Иисус Христос. Семь таинств. Миланский собор. Пучкообразные столбы. Витражи. Позолоченная мадонна. Святой гвоздь. Многочисленные шпили и башенки. Скульптуры. Белый мрамор. Шпили. Церковь аббатства Сен-Дени. Собор в Шартре. Собор в Реймсе. Собор в Амьене. Собор Парижской Богоматери. -


ГОТИКА Готика период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.


Архитектура готического стиля Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.


Скульптура готического стиля Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. Клаус Слютер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа и фигуры Колодца Пророков () в Шаммоле около Дижона. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша и Адама Крафта.


Живопись готического стиля Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии в 1220-х гг., а в Италии позднее всего около 1300 г. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около). С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.


Готика в Италии В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии. Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой декор, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется лёгкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма. Ка д Оро (итал. Ca" dOro Золотой дом) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.


Готика в России Уникальный пример готических построек на территории Руси - Грановитая палата 1433 года[источник не указан 172 дня] и, вероятно, звонница Софийского собора (1439 г.) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI-XX вв. В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них в разрушенном состоянии. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).


Готика в Польше Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIVXV веков. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Тевтонские рыцари, большие магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры зажиточных городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге () и самое значительное кирпичное сооружение дворец больших магистров в Мариенбурге (), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Свое влияние оказало и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. К лучшим образцам живописи принадлежат миниатюры и орнаменты в манускрипте, который содержит житие св. Ядвиги, созданные Николаем Пруссом (в 1353 г.). Богемское искусство миниатюры, которое было сочетанием французской и итальянской традиций с оригинальными чешскими элементами, достигло Польши лишь в XV ст.


Готика на Украине Один из наиболее интересных периодов истории архитектуры Украины конец XIV первая половина XV века. На западных землях, которые меньше других потерпели от монголо-татарского нашествия, тогда растут города, развиваются ремесла и торговля. В украинские города прибывают многие поселенцы, преимущественно немцы, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуру, новые стилевые формы. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П.Штехер в 1360 году, продолжали работы И.Гром и А.Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.


Испанская готика Обстановка, в которой развивалось искусство Испании в Средние века, была сложной. Первоначально на Пиренейском полуострове правили вестготы, ветвь более крупного народа готов. По их имени и назван этот архитектурный стиль во всей Европе. Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для нее характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (про то романский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии в вв., а в Андалузию она проникла только во 2-й половине 15 в. В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не торчат наружу, а часто спрятаны внутрь.


Португальская готика Португальская готика стиль и период в развитии готической архитектуры в Португалии. В политическом отношении это был период освобождения от владычества мавров на Пиренейском полуострове. В Португалии Реконкиста прошла и закончилась раньше, чем в Испании. В вв. на освобожденных землях развернулось интенсивное церковное строительство. Романский стиль, предшествовавший готике, развивался главным образом под влиянием французских монашеских орденов, особенно цистерцианского. Но вот он постепенно сменяется готическим стилем. В отличие от произведений испанской готики в португальских соборах заметен больший пространственный размах в интерьерах. Но в то же время, во внешних фасадах соборы не отличаются подчеркнутым вертикализмом, а остаются приземистыми, как и испанские. В культуре этих соседних стран много общего.


Вывод Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становится интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как готическое: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон и, даже, американские небоскребы.


Источники

Слайд 1

Архитектура Готика______

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Слайд 2

Го́тика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

Слайд 3

Происхождение термина

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Слайд 4

Готический собор – образ мира

Слайд 5

Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест.

Слайд 6

« Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия.» Марсель Пруст

Слайд 7

Поперечный разрез готического собора

первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к 14 в. все больше уступает место устремленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.

Слайд 8

Схема кладки каркаса готического свода

Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода.

Слайд 9

Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях.

Слайд 10

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля - они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность.

Слайд 11

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.

Слайд 12

Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.

Слайд 13

Скульптура

Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей («химерами»). Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Слайд 15

Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира.

Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора.

Слайд 16

На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.

Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно - Мадонне, левый - святому, особенно чтимому в данной епархии.

Слайд 17

Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

art-otkrytie.narod.ru

Слайд 18

Внутреннее пространство собора - с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создает образ небесного мира.

Слайд 19

Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж - своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект.

Слайд 21

Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс

Слайд 22

Слайд 23

Собор настолько выше всего окружающего, что главная масса его рисуется на фоне проходящих мимо облаков и в такие минуты точно движется. Самый высокий собор во Франции - величественный памятник зрелой готики королевской власти и могущества. В Реймсе короновались французские короли.

Слайд 24

Витраж Роза над порталом собора

Слайд 25

Собор в Шартре, Франция

Собор Нотр Дам в Шартре. Общий вид

Слайд 26

Витраж Богоматерь с младенцем.

Слайд 27

Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен

Это истинный шедевр готической архитектуры 13 века. Мог вместить всё население Амьена 10000 человек. За основу проекта был взят Шартрский собор. Строительство началось одновременно с Реймским собором.

Слайд 28

На фасаде выделяются 3 портала и галерея со скульптурами в нишах. Башни несимметричны: северная выше южной. На центральном портале сохранилась скульптура Христа, попирающего льва и химеру - символы смерти. Скульптурные украшения трех порталов посвящены трем темам: 1. Страшному суду; 2. Деве Марии; 3. св. Фирмину - 1-му епископу города. Стены храма лишены убрансва, их опоясывает только рельефная гирлянда.

Слайд 29

Внутри храма находится колоннада высотой 18 м, что создает впечатление простора свободного пространства. Сохранились деревянные скамьи для молящихся, изготовленные в 16 в. Скамьи покрыты рельефами на темы Ветхого Завета, изображено 4500 фигур. Окна-розы выполнены в виде 8-липесткового цветка шиповника высотой - 12 м. Самая светлая частью собора -алтарь, освещенный высокими стрельчатыми окнами. Длина собора - 145 м, ширина - 59м.

Слайд 30

Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв.

Слайд 31

Самый большой по площади (длина 158 м, ширина 93 м, вмещает до 40 тыс. человек) Самый большой по высоте центрального нефа (46,8 м) Единственный мраморный готический собор в мире. Над его алтарем находится одна из ценнейших христианских реликвий: гвоздь от распятия Спасителя. Собор украшен 2245 статуями, среди которых 3-метровая статуя Мадонны из бронзы с позолотой - здесь верят в то, что Дева Мария избавила женщин города от бесплодия. По закону ни одно здание в Милане не должно заслонять ее скульптуру. Закон был нарушен при строительстве небоскреба «Пирелли» - и в 2002 году в башню врезался небольшой самолет.

Слайд 32

Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века

Шедевр ранней французской готики. Первый камень в основание нового здания заложил римский папа Александр III.

Слайд 33

В храм ведут три входа-портала, обрамленных уходящими в глубину арками, над ними находятся ниши со статуями библейских царей и французских королей. Это было самое большое здание того времени - 5 нефная базилика вмещала 9000 человек. Красивейшая часть собора - западный фасад, где находится окно-роза, сделан в 1220 г. Высота собора 35 м, длина - 130 м.

Слайд 34

Слайд 35

Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага

Именно в расцвет готического искусства чешским королем становится германский император Карл IV (1347-1378). Он поощрял науки, искусство, основал Университет в столице Чехии городе Праге. При нем город фактически был отстроен заново. В то время в городе работал архитектор Пётр Парлеж (1330-1399), который принял участие в создании грандиозного собора Святого Вита (1344-1929) в Пражском Граде (Кремле).

Слайд 36

Собор Святого Вита – выдающееся произведение не только чешской, но и западно-европейской архитектуры. Он является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии: здесь погребены чешские короли, хранятся коронационные регалии чешского государства. Фасады собора украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика «Страшный суд» - самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Каменные фигуры химер украшают водостоки

Слайд 37

Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIIIв.,Франция, остров Сен Мишель

Слайд 38

Кёльнский собор. Германия, Кёльн

На протяжении шести веков жителей Кельна объединяла одна цель - построить Кельнский собор. В Кельне, одном из самых богатых и политически значимых городов тогдашней Германии, считали нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Слайд 39

Строительство длилось до 16 в. Здание представляет собой 5-нефную базилику, с планом в виде латинского креста, украшен множеством арок, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Башни западного фасада, высотой 157 м., увенчаны ажурными шпилями из кованого железа. В годы 2-й мировой войны был поврежден бомбардировкой, однако уже в 1948 г. открыт сразу после завершения первоочередных ремонтных работ. Собор имеет в длину 144 м., в ширину - 54 м.

Слайд 40

Самый большой колокол Самый большой действующий колокол Западной Европы («Петер», 24 тонны, отлит в 1923 году) Кроме гигантских колоколов собор отличается единством стиля, исключительным для больших готических соборов: ведь они строились веками. Но архитекторы Кельнского собора с истинно немецкой пунктуальностью придерживались первоначального плана. В соборе хранится одна из самых драгоценных реликвий христианства - рака святых волхвов. Мощи волхвов подарил кельнскому правителю Рональду фон Расселю император Фридрих I Барбаросса в благодарность за помощь при взятии Милана. Саркофаг для них из серебра, золота и драгоценных камней изготавливался в течение 10 лет.

Слайд 41

Легенда гласит… Одна из версий создания Кельнского собора - храма культуры искусства и религии - такова: архитектор никак не мог придумать чертеж будущего собора. Однажды к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертеж. А все это должно было произойти после первых петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но это подслушала его жена и придумала, как уберечь душу своего мужа и заполучить чертеж здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха, тем самым сумев сохранить душу мужа, а он, в свою очередь, получил заветный чертеж.

Слайд 42

Сокровища искусства в Кельнском соборе

Слайд 43

Церковь Девы Марии. Польша, Краков

Самый большой готический алтарь (высота 13 м, ширина 11 м) Из-за позолоченного липового алтаря мастера Фейта Штоса чуть не перессорились лидеры Третьего рейха. Во время Второй мировой войны захватчики вывезли драгоценный алтарь из Кракова и спрятали, но в 1946 году главный польский памятник готического искусства был обнаружен и возвращен на место.

Слайд 44

С церковью связано множество легенд. По самой известной, сигнальщик, стоявший на башне, увидел приближающееся войско Батыя и затрубил, но тут в горло ему вонзилась татарская стрела. В память об этом каждый час с башни трубят на все четыре стороны сигнал тревоги, обрывающийся на высокой ноте. Этот звук стал в Польше сигналом точного времени.

Слайд 45

Глостерский собор. Великобритания, Глостер

Глостерский собор - первый дошедший до наших времен с веерным сводом. Он хорошо известен по фильмам о Гарри Поттере: именно этот собор обернулся на экране школой Хогвартс. Некоторые прихожане были крайне недовольны тем, что в храме станут снимать фильм о чародействе, но духовенство сочло, что большой беды не будет. Тем не менее 24 прочнейших витража XIX столетия в аркаде собора были расколочены неизвестными, очевидно, в знак протеста против съемок. Это самый большой ущерб, нанесенный зданию за все девять веков его истории. Уникальный витраж восточного фасада не пострадал.

Слайд 46

Самый большой витраж (большое окно восточного фасада, по существу, заменяет наружную стену - высота 23,8 м, ширина 11,6 м)

Слайд 47

Самый длинный готический неф (169 м) Винчестерский собор любопытен не только хорами и захоронениями саксонских королей, но и росписями современного русского иконописца Сергея Федорова. В России Федоров расписывал Свято-Данилов монастырь, а в Англии кроме Винчестерского еще Рочестерский собор и Вестминстерское аббатство. Все его работы абсолютно православные, что, мягко говоря, необычно для англиканских храмов. Прекрасный сад, разбитый вокруг собора, - дело рук отошедшего от дел британского разведчика Питера Смитерса (прототип Бонда). Главным увлечением шпиона оказалось садоводство, в котором он и стал изрядным авторитетом.

Винчестерский собор. Великобритания, Винчестер

Слайд 48

Собор Санта-Мария. Испания, Севилья

Многие христианские храмы по плану крестообразны, но Севильский собор имеет прямоугольную форму, так как его строители использовали фундамент и разметку разрушенной мечети IX века. Этим влияние мавританской архитектуры не ограничивается: 114-метровая колокольня Хиральда есть не что иное, как минарет, построенный в 1196 году по приказу халифа Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура. Подъем на него не имеет ступеней - вымощенная брусчаткой дорога проходит внутри башни. Сделано это для того, чтобы можно было прогарцевать наверх на лошади. В самом соборе кроме драгоценного алтаря, 3-метровой серебряной дарохранительницы, множества скульптур и гигантского органа, находятся картины Мурильо, Веласкеса, Сурбарана и Гойи.

Слайд 49

Самый дорогой алтарь Самое дорогое в мире алтарное украшение (1000 фигур, на изготовление потребовалось 3 тонны золота)

Слайд 50

Ульмский собор. Германия, Ульм

Самый высокий Самый большой по высоте шпиля (161 м)

Слайд 51

Культовые здания часто украшают изображениями птиц. Обычно в христианской традиции это или орлы, как знак всевидения Господа, или голуби, символизирующие Святой Дух. Только в Ульме можно увидеть готический собор, украшенный изваяниями воробьев. Эти безобидные птицы сменили хищников на крыше собора не по какой-то теологической причине - просто это своеобразный символ города. В башне, которую венчает самый высокий шпиль, 768 ступеней - оттуда открывается вид на Дунайскую равнину и предгорья Альп с высоты воробьиного полета. Кроме высоченного шпиля в соборе стоит рассмотреть изящные резные хоры из дуба: на них изображены не только библейские персонажи - мастер Йорг Сирлин-старший на одном конце хоров поместил себя и свою жену, а на другом свою хорошенькую любовницу.

Слайд 52

smallbay.ru dic.academic.ru Википедиия www.afisha.ru www.maykapar.ru

www.bibliotekar.ru «Всеобщая история искусств»

images.yandex.ru

www.liveinternet.ru/community/biblioteka_kartinok_

http://gorod.tomsk.ru/index-1230183721.php