Ремонт Стены Уход

Смотреть что такое "День Подводных сил России" в других словарях. Подводный флот России: история

Российский императорский флот — одно из самых первых и официальных названий военно-морского флота России. Просуществовало название до 1917 года — думаю не стоит уточнять, почему именно в этом году слово «императорский» было «вырезано» из официального названия. Тем не менее обратимся к более важным вещам — к истории создания военно-морской мощи России.

Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений, и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он, император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему: «прав был или нет» великий император в своем решении. По мне, совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран. Повторюсь, главное — это развитие государства, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо. Самым главным аргументом в подтверждение вышесказанного — создание Императорского флота — гордость Петра Первого!

Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Азовский флот Петра I


Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию» (русский перевод, 1867)

Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности, первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

Азовские походы 1695 и 1696 годов - военные кампании России против Османской империи; были продолжением начатой правительством царевны Софьи войны с Османской империей и Крымом; предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Они могут считаться первым значительным свершением молодого царя.

Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань». Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте (стесненный их полчищами), а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова. Корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинстве случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

Царь сам работал не покладая рук. «Его величество, – писал Крюйс, – присутствовал в сей работе неусыпно, так с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее и больше работая, нежели старый и весьма обученный плотник».

Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

Балтийский флот Петра I

Балтийский флот - один из старейших военно-морских флотов России.

Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый. Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию. Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр I заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр I приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся победы над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены» .

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей, 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Авторитет русского флота, Петра I как флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встрече русской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства в районе Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избран командующим объединенной эскадрой союзников.

Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. В результате Персидского похода русские войска при поддержке кораблей флотилии заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

Интересно отметить, что имеются архивные свидетельства, относящиеся ко времени правления Петра I, о постройке крестьянином Ефимом Никоновым «потаенного судна» — прообраза подводной лодки. В общем на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей. Так, волею Петра I в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира.

Петру I принадлежит идея создания «двух флотов»: галерного — для действия совместно с армией в прибрежных районах и корабельного — для преимущественно самостоятельных действий на море.

В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта. К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность. Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.


ВМФ РФ СЕГОДНЯ

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

  1. Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
  2. Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
  3. Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
  4. Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
  5. Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

Цели и задачи

Сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

Защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

Создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

Обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

Обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

В состав Военно-Морского флота России входят следующие силы:

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
  • Береговая
  • Палубная
  • Стратегическая
  • Тактическая
  • Береговые войска флота
  • Морская пехота
  • Войска береговой обороны
Военно-Морской Флот сегодня является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.


Каспийский флот в Сирии

Аннотация. В статье раскрывается содержание процесса создания и строительства отечественных подводных лодок.

Summary. The article reveals the process of creation and construction of domestic submarines.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ТАШЛЫКОВ Сергей Леонидович - профессор кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга в отставке, доктор исторических наук

(Москва. E-mail: [email protected]);

КОРЯКОВЦЕВ Алексей Анатольевич - профессор кафедры строительства и применения ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: [email protected]).

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОДВОДНЫХ СИЛ

Каждый год 19 марта военнослужащие и гражданский персонал подводных сил Военно-морского флота (ВМФ) Российской Федерации отмечают свой профессиональный праздник - День моряка-подводника, в нынешнем году - 110-летие подводных сил. Постоянный читатель журнала наверняка заметит, что ведь первая подводная лодка (ПЛ) появилась в составе отечественного ВМФ в 1903-м, а тут вдруг - 1906-й. У читателя, естественно, возникнут вопросы: почему отсчёт «возраста» подводных сил ведётся с 1906 года и почему для празднования была выбрана именно эта дата?

Дело в том, что первые ПЛ относились к классу миноносцев1, но 19 (6 по старому стилю) марта 1906-го указом Николая II они были включены в классификацию судов военного флота как новый класс боевых кораблей - «подводные лодки». Это решение было закреплено в приказе по Морскому ведомству России, подписанном морским министром адмиралом А.А. Бирюлёвым2. С той поры в Российской империи ежегодно отмечался вплоть до 1917-го День моряка-подводника. В советское время эта традиция как-то забылась, однако в РФ праздник был возрождён. 15 июля 1996 года главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Ф.Н. Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать День моряка-подводника ежегодно 19 марта.

Как боевые корабли ПЛ вступили в начальную стадию своего развития в конце XIX века. Следует отметить, что в этот период русские инженеры и изобретатели имели приоритет в отдельных областях подводного судостроения и вооружения. Так, в 1834 году по проекту К.А. Шильдера была построена опытная подлодка, впервые оснащённая перископом, шестовой миной, зажигательными и фугасными ракетами. В 1866-м И.Ф. Александровский построил первую в мире ПЛ с механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Однако Морское министерство не оказало изобретателю помощи в проведении необходимых испытаний. Шестнадцать лет спустя С.К. Джевецкий создал проект первого в мире подводного судна с электрическим двигателем, работавшим от аккумуляторной батареи, но и он не заслужил должного внимания со стороны ведомственных чиновников.

В то же время изобретатели в других странах к началу XX века уже сумели реализовать подобные проекты с применением электромоторов, керосиновых и паровых двигателей. Во Франции была построена подлодка «Нарвал», схожая с той, которая могла бы получиться по проекту С.К. Джевецкого. В Соединённых Штатах Америки после испытаний лодки, созданной по проекту Дж. Голланда, был разработан проект ПЛ «Голланд № 9», ставший на десятилетия эталонным. Значение «глубинных кораблей» оценили и в Англии, где по чертежам Голланда начали их серийную постройку.

Вскоре, ознакомившись глубже с «подводной» проблемой, Морское ведомство Российской империи начало проявлять обеспокоенность нашим явным отставанием в подводном судостроении. По решению Морского технического комитета (МТК) к весне 1901 года специально созданной комиссией под руководством корабельного инженера И.Г. Бубнова был разработан проект первой отечественной боевой подводной лодки (миноносец № 113, затем № 150, с 5 июня 1904 г. «Дельфин»), превосходившей по некоторым параметрам зарубежные аналоги. По объективным и субъективным причинам, связанным с необходимостью закупки корабельного оборудования за рубежом и отсутствием опыта подводного кораблестроения, создание ПЛ заняло более двух лет.

Первым командиром «Дельфина» стал один из авторов проекта М.Н. Беклемишев. 20 августа 1903 года императорская семья и высшие чины флота наблюдали за манёврами «Дельфина» на кронштадтском рейде. Однако военные руководители так и не смогли оценить перспективную роль нового вида оружия. Морское министерство отвергало все поступавшие предложения о постройке для России подводных лодок, поэтому «Дельфин» до начала Русско-японской войны (1904-1905 гг.) оставался единственной ПЛ, входившей в состав ВМФ3.

Начавшаяся война с Японией заставила Морское министерство изменить отношение к подводным лодкам. В феврале-марте 1904 года на Балтийском заводе были размещены заказы на строительство шести отечественных подводных лодок типа «Касатка». Невскому заводу выдали заказ на шесть ПЛ Голланда. На этом возможности российской судостроительной промышленности были исчерпаны, поэтому пришлось покупать готовые лодки за границей - в США (фирмы Голланда и С. Лэка) и в Германии (завод Круппа). После ускоренных достройки и испытаний их частично разбирали и отправляли во Владивосток по железной дороге. Первой в сентябре 1904-го туда прибыла малая опытная лодка «Форель», подаренная России заводом Круппа по случаю заключения контракта. Остальные 13 ПЛ, закупленные за рубежом и построенные на российских заводах, были доставлены к месту назначения в период с ноября 1904 по март 1905 года4. В ходе боевых действий они несли дозорную службу в районе островов Русского и Аскольда, и хотя потерь от их действий противник не имел, японцы вынуждены были считаться с новой возникшей угрозой. Само присутствие русских ПЛ на морском театре ограничивало свободу действий японских кораблей, которые при обнаружении наших ПЛ предпочитали срочно покинуть опасный район5.

Выделение нового класса боевых кораблей в самостоятельный явилось своего рода признанием их широких возможностей для ведения вооружённой борьбы на море. Вслед за этим последовало создание соответствующего Учебного отряда, который все последующие годы существования Российского императорского флота был не только школой «для обучения чинов флота подводному плаванию», но и центром формирования рекомендаций по разработке новых планов и проектов судостроения. Командиром отряда был назначен участник Русско-японской войны контр-адмирал Э.Н. Щенснович. Одновременно он исполнял должности заведующего подводным плаванием флота и председателя комиссии по испытанию и приёмке новых ПЛ.

С самого начала строительства новых лодок Э.Н. Щенснович возражал против их заказа за границей. В декабре 1905 года он направил морскому министру записку о необходимости строить подводные лодки на отечественных предприятиях по проектам русских инженеров. В записке, в частности, отмечалось: «…Неужели нам и в этом деле быть позади иностранцев и давать им возможность учиться, как нас побеждать, на наши же средства? А заказ лодок за границей и даже строительство в России заграничных типов к этому приводит… Мы имеем уже таких опытных руководителей постройкой подводных лодок, как Беклемишев и Бубнов. Появляются проекты новых лодок И.А. Гаврилова, Л.И. Мациевича. Так неужели бросать это дело?»6.

Обвинения Щенсновича имели под собой основу. Так, верфь Круппа «Германия» до получения русского заказа никогда раньше не занималась строительством подводных лодок, за исключением экспериментальной малой ПЛ «Форель». Именно русский заказ дал старт последующему стремительному развитию германского подводного судостроения. Фирмы Голланда и Лэка при заключении контрактов в 1904 году сумели добиться для себя самых выгодных условий. После окончания боевых действий Морское министерство России продолжало сохранять тесные контакты с американскими и немецкими фирмами. В результате за первое пятилетие после войны с Японией из одиннадцати ПЛ, полученных флотом, только две («Минога» и «Акула») были построены по проектам И.Г. Бубнова на Балтийском заводе7. Вместе с тем опыт их использования подтвердил необходимость постройки более крупных кораблей этого класса с большим радиусом действия и усиленным вооружением.

С 1911 года в развитии подводных сил России начался новый этап, который характеризовался постепенным переходом к строительству подводных лодок преимущественно отечественных проектов. Отделению Балтийского завода в Николаеве были заказаны три ПЛ типа «Морж», дальность плавания которых в 3-4 раза превышала этот показатель прежних подводных кораблей. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и верфях акционерного общества «Ноблесснер» («Нобель - Лесснер») в Ревеле (Таллин) началось строительство 18 ПЛ типа «Барс»8. Оба проекта были разработаны И.Г. Бубновым, что свидетельствовало о постепенном вытеснении зарубежных заказов из российских планов подводного судостроения. Однако полностью отказаться от использования иностранных проектов не удалось. Так, отделению Невского завода в Николаеве была заказана подводная лодка «Нарвал» по проекту американской фирмы «Голланд». Кроме того, часть корабельного оборудования Россия продолжала закупать за границей. В результате с началом Первой мировой войны (1914-1918 гг.) находившиеся в постройке отечественные ПЛ остались без дизельных двигателей, заказанных в Германии. В этих условиях Морское министерство вынуждено было отдать распоряжение об установке на строившихся кораблях дизелей, снятых с амурских канонерских лодок, а также о закупке двигателей в Америке. Как тут не вспомнить проблемы импортозамещения, которые приходится решать российскому военно-промышленному комплексу, но уже в наше время, после введения Западом так называемых санкций.

На 1 июля 1914 года в составе Российского ВМФ числились 48 подводных лодок. В ходе войны их действия приобретали всё большее значение. Выявилась необходимость пополнения состава подводных сил Балтийского и Черноморского театров. В этих целях в дополнение к строившимся на отечественных заводах подводным лодкам были закуплены 11 единиц американской фирмы «Голланд». Они были доставлены в Россию в виде секций, собирались в Петрограде и Николаеве и получили наименование «АГ» (Американский Голланд). В годы Первой мировой войны, действуя на Чёрном и Балтийском морях, русские подводные лодки потопили четыре боевых корабля и около 40 грузовых судов противника. По этим показателям они практически сравнялись с нашими надводными кораблями9. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). М.: Военное издательство Министерства Вооружённых сил Союза ССР, 1948. С. 32.

2 В приказе № 52 от 24 марта 1906 г. отмечалось: «Государь Император [Николай II], в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки» (Летопись Российского флота. От зарождения мореходства в древнерусском государстве до начала века: В 3 т. Т. 2. 1901-1945 гг. СПб.: Наука, 2012. С. 61).

3 Мельников Р.М. Паровое и металлическое судостроение во второй половине XIX в. // История отечественного судостроения: В 5 т. СПб.: Судостроение, 1996. Т. 2. С. 436-441.

4 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 421. Оп. 6. Д. 34. Л. 218-233.

5 Келле Э. Подводные лодки в России в 1904-1905 гг. Л.: Картотипография Гидрографического управления УВМС РККА, 1934. С. 24, 25.

6 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 28006. Л. 59, 60.

7 Цветков И.Ф. Судостроение в первой четверти XX в. (1905-1925) // История отечественного судостроения. Т. 3. С. 90, 91.

8 ПЛ «Барс» являлась усовершенствованным проектом подлодки типа «Морж»: у неё была увеличена мощность электромоторов и дизелей и повышены запасы топлива (Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. СПб.: Судостроение, 1995. С. 46, 47).

9 Козлов Д.Ю. Нарушение морских коммуникаций по опыту действий Российского флота в Первой мировой войне (1914-1917): Монография. М.: Русский фонд Содействия образованию и науке, 2012. С. 396-399.

 - Почему носки по всей квартире разбросаны?

 - Это новая рекламная акция: собери десять пар и получи деньги на тушь.

ПРАЗДНИК

День создания подводных сил Российского флота

В этот день в 1906 году по указу Николая II в классификацию судов военного флота включили новый класс боевых кораблей — подводные лодки. Их было 10 штук.

Надо отметить, что идею наносить удары из-под воды обкатывались еще при Петре. Несколько экспериментов были неудачными, а потом император умер и финансирование прекратили.

КРУГЛАЯ ДАТА

95 лет начала Февральской революции в Киеве

В 1917 в Киеве проходила 100-тысячная демонстрация под лозунгами: «Автономию Украине», «Свободная Украина в свободной России», «Да здравствует свободная Украина с гетманом во главе». Полиция и армия тут же перешли на сторону повстанцев.

90 лет Шуховской башне на Шаболовке

В 1922 в Москве, на улице Шаболовка, завершилось строительство самой высокой в стране 160-метровой Шуховской башни (Эйфелева — 324 метра). Уникальная конструкция тогда служила для приёма и передачи радиосигналов и считалась одним из самых красивых и выдающихся достижений инженерной мысли в мире. Аж А. Н. Толстой вдохновился на написание романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Задумывалась она как 350-метровая. Но — сами понимаете — революция, Гражданская, реформы, голод... Словом, металла на воплощение задуманного категорически не хватало, строительство время от времени приостанавливалось. А тут еще В. Шухова приговорили к «условному расстрелу» - исполнение отсрочили до завершения строительства. Несмотря на это, построили довольно быстро - 19 марта 1922 года пошли первые радиопередачи.

Регулярные телетрансляции (четыре раза в неделю) начались в марте 1939 года с документального фильма об открытии XVIII съезда ВКП(б). В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Всего показали чуть больше сотни телевизоров ТК-1.

Надо сказать, что Шухов разработал настолько уникальную конструкцию, что её общей идеей пользуются до сих пор. Например, в 2009 году в китайском Гуанджоу построена примерно такая же башня, но высотой 610 метров.

Она настолько прочна, что ни разу не реставрировалась. Только со дня на день собираются.

P.S. Что же случилось с после сдачи башни? Расстреляли, как обещали? Нет. Но вся оставшаяся жизнь конструктора прошла под непрерывной угрозой ареста. Умер он только в 1939 году — в разгар репрессий.

5 лет со дня взрыва на «Ульяновской»

В 2007 на угольной шахте «Ульяновская» в Кемеровской области взорвался метан. 106 человек погибли, четверо пропали без вести.

ЮБИЛЕЙ

75 лет последнему Генсеку ГДР Эгону Кренцу

Судьба последних лидеров стран соцлагеря сложилась очень по-разному. Но их имена постоянно мелькали в международных новостях. Бывший Генеральный секретарь Социалистической Единой Партии Германии, Председатель Государственного совета ГДР Эгон Кренц — исключение: уже и имя его мало кто помнит. Он только и успел, что открыть для свободного прохода Берлинскую стену (9 ноября 1989).

Учился в Высшей партийной школе в Москве. С 1973 — член ЦК СЕПГ, с 1983 — секретарь ЦК и член Политбюро. Возглавлял СЕПГ недолго - с 18 октября по 3 декабря 1989 года. Госсовет еще меньше — всего два месяца. В декабре 1989 партия прекратила существование, и Кренц сложил полномочия. С 1991 года его постоянно задерживала прокуратура, в квартире производились обыски, за ним следила полиция, много лет жил без паспорта и не имел права покидать Берлин.

В 1997 приговорен к 6,5 годам тюрьмы за причастность к «гибели людей у Берлинской стены». В заключении написал книгу «Тюремные записки». Через четыре года освобожден «ввиду малой вероятности повторения преступления».

Тихо живет с супругой в городке Дирхаген. Жена — педагог. Но на нее распространяется запрет на профессию.

В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи требовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

«Морским судам быть» - эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.

Краткая история Российского военно-морского флота

Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.

В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

Российский военно-морской флот сегодня

Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

  • Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
  • Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
  • Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
  • Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
  • Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.

Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.

Полное погружение

К 110-летию подводного флота России

19 марта 1906 года вышел указ "О классификации военных судов российского императорского флота". Именно этим указом были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава (Латвия).

Император Николай II "высочайше повелеть соизволил" включить в классификацию "посыльные суда" и "подводные лодки". В тексте указа были перечислены 20 названий построенных к тому времени субмарин.

Приказом по Морскому ведомству России подводные лодки были объявлены самостоятельным классом кораблей флота. Их называли "потаенными судами".

Самые известные и лучшие в своем классе субмарины за всю историю подводного флота России – в спецпроекте ТАСС.

За 110-летнюю историю отечественные субмарины прошли несколько этапов развития – от крошечных "потаенных судов" до самых больших в мире стратегических ракетоносцев. С момента появления в составе Военно-морского флота субмарины были и остаются воплощением самых прогрессивных научно-технических идей и передовых инженерных решений.

В отечественном подводном кораблестроении неатомные и атомные субмарины принято условно делить на четыре поколения.

Первое поколение подлодок для своего времени стало абсолютным прорывом. Однако в них были сохранены традиционные для дизель-электрического флота решения по электроэнергетическому обеспечению, общекорабельным системам. Именно на этих проектах отрабатывали гидродинамику.

Второе поколение наделили новыми типами атомных реакторов и радиоэлектронного оборудования. Также характерной чертой стала оптимизация формы корпуса для подводного хода, что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов (у двух проектов даже свыше 40 узлов).

Третье поколение стало более совершенным в отношении и скорости, и скрытности. Подлодки отличались большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На них впервые установили оборудование для радиоэлектронной борьбы.

Четвертое поколение значительно увеличило ударные возможности субмарин, и повысилась их скрытность. Кроме того, внедряются системы радиоэлектронного вооружения, которые позволят нашим субмаринам раньше обнаружить противника.

Сейчас конструкторские бюро ведут разработки пятых поколений субмарин.

На примере различных проектов-"рекордсменов", отмеченных эпитетом "самый", можно проследить, в чем особенности основных этапов развития подводного флота России.

САМЫЕ БОЕВЫЕ:

Героические "Щуки" времен Великой Отечественной войны

На долю экипажей дизельных подлодок типов "Щука", "Средняя", "Малютка" и других выпала одна из самых трагических и тяжелых страниц отечественной истории – Великая Отечественная война. Всего в войне участвовало более 260 субмарин различного класса, водоизмещения и вооруженности. Самым массовым и известным проектом этого времени являются "Щуки" подводным водоизмещением в 706 тонн.

Из 44 воевавших "Щук" погибла 31 – до сих пор поисковики находят остовы погибших кораблей этого типа на Балтике и в Черном море.

Еще до Великой Отечественной боевые качества "Щук" были проверены в Советско-финской войне, там они первыми из советских кораблей применили оружие.

Всего в 1930-40-x годах было построено 86 кораблей этого проекта, служивших на всех флотах. Историки флота признают, что проект обладал рядом существенных недостатков, но отличительными особенностями "Щук" были сравнительная дешевизна в постройке, повышенная маневренность и живучесть. Всего было построено шесть серий подлодок этого типа, которые постепенно улучшали свои мореходные качества, техническую и другую вооруженность. Так, две лодки этого типа стали первыми советскими субмаринами, оснащенными в 1940 году приборами беспузырной торпедной стрельбы. Эта система крайне важна для незаметности подлодки.

Последние "Щуки" продолжали службу в Военно-морском флоте вплоть до конца 1950-х годов.

Документальный фильм "Оружие Победы": подводная лодка "Щука"

© YouTube/Телеканал "Звезда"

САМЫЕ МАССОВЫЕ*:

В 1955 году в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин") был разработан проект большой многоцелевой океанской подводной лодки 641-го проекта (Foxtrot по классификации НАТО).

Эти дизельные субмарины второго поколения (знаменитые "букашки", которые получили это название из-за буквы Б в бортовых номерах) до начала 1970-х годов по праву считались лучшими в мире.

Характерной особенностью новых подводных лодок стало применение высоколегированной стали АК-25, увеличение дальности плавания до 30 тысяч миль, подводной скорости до 16 узлов, автономности плавания до 90 суток.

*Формально самыми массовыми подлодками отечественного производства считаются субмарины 613-го проекта (их было построено 215 штук). Однако в конструкции этих подлодок были существенные заимствования у немецких субмарин 21-го проекта. Лодки 641-го проекта стали самыми массовым субмаринами полностью отечественной разработки. Все 75 кораблей были построены на Адмиралтейских верфях в Ленинграде.

В отличие от многих других, 641-й проект уникален еще и тем, что ни одна субмарина не потерпела крушения в море по причине технической неисправности.

Кроме того, лодка проекта 641 стала первым в истории СССР подводным кораблем, построенным на экспорт. В сентябре 1967 года заказчику – военно-морским силам Индии – была передана подводная лодка Б-51 "Кальвари" проекта 641И.

Среди кораблей, в разные годы построенных на Адмиралтейских верфях, немало таких, которые впоследствии были установлены в качестве музеев и кораблей-памятников. И опять безусловным лидером в этом перечне являются лодки 641-го проекта – таких кораблей-памятников уже пять: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Вытегре (Вологодская область), индийском городе Визакхапатнам. Б-427 открыта для осмотра в Морском музее США в Лонг-Бич.

Четыре лодки 641-го проекта – Б-4 "Челябинский комсомолец", Б-36, Б-59 и Б-130 – участвовали в операции "Кама" в период Карибского кризиса. Вот как вспоминает о том периоде участник Карибского кризиса капитан второго ранга Анатолий Андреев:

"Когда в 1962 году Америка устроила морскую блокаду Кубе, в ответ Хрущев (первый секретарь ЦК КПСС – прим. ТАСС) приказал перебросить в Карибское море подводные лодки. В случае перехвата советских кораблей они должны были нанести по американским кораблям удар из-под воды. 31 сентября руководство дало команду отправляться в очередной поход. Я был на тот момент помощником командира Б-36, и, как оказалось, это был самый длительный поход за период моей службы. В составе 69-й бригады Северного флота в поход вышли четыре лодки.

Поскольку курс вначале указан не был, штурманы вооружались картами всего Мирового океана. Вышли из Кольского залива в ночь на 1 октября и все гадали: Албания или Югославия, Алжир или Египет, а может, Ангола?"

По словам Андреева, средняя скорость хода составила 6 узлов, идти приказали в надводном положении. Опуститься на глубину 100 метров пришлось лишь для того, чтобы сделать операцию по удалению аппендицита мичману.

В Атлантике на лодку обрушился такой шторм, который команда не встречала ни в одном походе ни до, ни после.

"Волны достигали 10-12 метров, лодку просто укладывало на бок. Шли почти вслепую, перископы оказались бесполезными, так как попытайся мы ими воспользоваться, их бы просто вырвало. Однако страха у нас не было. Потому что в нашей Б-36 мы были уверены. Адмиралтейские рабочие сделали такую субмарину, которая легко, как "ванька-встанька", возвращалась в исходное положение, как только уходила волна".

Лишь на десятые сутки, пройдя Англию, командир вскрыл увесистый конверт и объявил: Куба, порт Мариэль.

По мере приближения к берегам Америки возрастало напряжение. Все чаще приходилось скрываться под водой от самолетов. И вот капитан дал команду занять позицию у пролива Кайкос. К тому времени температура в основных отсеках достигла плюс 57 градусов по Цельсию. На лодке был введен строгий режим расхода пресной питьевой воды – по стакану в день на человека.

"Всплыл под перископ, все вроде тихо, и тут через несколько минут после продувания средней цистерны поступил очень сильный сигнал корабельной РЛС. Сыграл срочное погружение, ушел на 25 метров, но тут же заработала гидроакустика корабля в активном режиме, и винты над нами загрохали с такой силой, что все вжали головы в плечи. Ушли глубже – на 50 метров. Но эсминец нас уже зацепил. Через несколько минут подошли еще два корабля. К тому моменту в отсеках лодки стало совсем невмоготу: к отсутствию воздуха и нестерпимой жаре добавились оглушающие звуки гидролокаторов. Несколько суток моряки провели в небывалом напряжении, делая попытки оторваться".

Лишь 31 октября на рассвете было принято решение на всплытие. По радийной связи команда доложила о своем положении. Но ответа не последовало.

1 ноября командир принял решение отрываться самостоятельно. Тогда, при ярком дневном солнце, американский эсминец, на мостике которого находились лишь вахтенный офицер и сигнальщики, проходил рядом с Б-36. На лодке была объявлена боевая тревога. Чтобы не насторожить сопровождение, отдан приказ не опускать перископы и не убирать ходовой флаг и штыревую антенну. Как только корабль немного отошел и стал разворачиваться, было сыграно полное погружение! Лодка набирала полный ход и "поднырнула" под эсминец, что позволило ей оторваться.

Об уникальном походе долго не говорили. Позже его называли авантюрой, ведь в Карибское море были брошены лодки, приспособленные к условиям Арктики. После участия Б-36 в Карибском кризисе проект вновь был усовершенствован, в том числе поставлена система водяного охлаждения, новая гидроакустика, устранена шумность.

САМАЯ ПЕРВАЯ АТОМНАЯ:

"Ленинский Комсомол"

Подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 "Кит" – первая атомная лодка СССР и третья атомная в мире.
Свое название она получила от одноименной дизельной подводной лодки М-106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
"Ленинский комсомол" был заложен 24 сентября 1955 года на заводе в Северодвинске (ныне Севмаш). Лодка, принятая в состав флота 12 марта 1959 года, фактически стала опытной.

Обводы корпуса и многие системы, несмотря на влияние дизельных проектов, создавались для К-3 с нуля. Ее элегантный "сигарообразный" корпус, внешнее покрытие и многие другие характеристики были принципиально новыми. Известно, что она была быстроходнее первого в мире подводного атомохода "Наутилус" (США), выдавая скорость подводного хода в 28 узлов.

С завода подлодка ушла фактически "сырой", многие недоделки устранялись позднее, во время эксплуатации. Этот проект был первым в своем роде и абсолютно новаторским, поэтому конструкторы и судостроители часто продвигались "вслепую" в решении многих проблем.

С 1961 года подлодка начала нести боевую службу в Атлантике, а спустя год ушла в автономку в Северный Ледовитый океан, где дважды прошла через Северный полюс.

Однако 8 сентября 1967 года произошел пожар в первом и втором отсеках лодки, которая несла боевое дежурство в Норвежском море. Погибло 39 человек. Несмотря на это, лодка самостоятельно вернулась в базу.

Среди моряков "Комсомола" нередки были случаи лучевой болезни из-за того, что в парогенераторах атомного реактора постоянно обнаруживались течи и облучение членов экипажа в "грязных" отсеках часто многократно превышало допустимые нормы.

Несмотря на это, К-3 прослужила в составе Северного флота до 1991 года. Сегодня ее судьба особенно волнует сотни энтузиастов по всему миру – дело в том, что остов некогда знаменитой на флоте К-3 находится на хранении в Мурманской области, на судоремонтном заводе "Нерпа". Решения о превращении подлодки в музей пока нет, возможно, она будет отправлена на утилизацию.

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ОХОТНИКИ:

"Победители" 671-го проекта

Во времена Советского Союза основу подводного флота составляли атомные многоцелевые подводные лодки второго поколения проекта 671 "Ерш" и его модификаций (671РТ и 671РТМ). По натовской квалификации корабли этого проекта получили говорящее название "Victor" – "Победитель".

В 1960-х годах развитие ядерных технологий потребовало развертывания подводных ракетных кораблей у берегов противника. Исходя из этого, СКБ-143 (сегодня КБ "Малахит") получило задание на проектирование атомной торпедной субмарины. Головную лодку проекта 671 (К-38) заложили 13 апреля 1963 года на Адмиралтейских верфях.

Отличительными особенностями новых кораблей стали усовершенствованная гидродинамика, подводная скорость до 30 узлов, а применение в конструкции прочного корпуса новой марки стали АК-29 позволило увеличить глубину погружения до 400 метров.

Ракетно-торпедный комплекс лодок проекта 671 обеспечивал поражение подводных, надводных и береговых целей ядерным зарядом мощностью пять килотонн в тротиловом эквиваленте на дальностях от 10 до 40 километров. Пуск выполнялся из стандартных 533-миллиметровых торпедных аппаратов с рекордной глубины в 50-60 метров.

Кроме ракет-торпед лодки вооружались уникальными торпедами 65-76 "Кит", которые имели в боевой части 567 кг взрывчатого вещества и, наводясь по следу корабля, поражали цель на расстоянии до 50 километров со скоростью 50 узлов или с дистанции 100 километров со скоростью 35 узлов. Эти торпеды до сих пор не имеют аналогов в мире.

В ходе испытаний в Белом море новый атомоход развил кратковременную максимальную подводную скорость более 34,5 узла, став на тот момент самой быстроходной подводной лодкой в мире.

"Победителей" можно было встретить фактически во всех морях и океанах – везде, где нес боевую службу Советский флот. Их автономки в Средиземном море продолжались почти 90 суток вместо положенных 60. Известен случай, когда штурман К-367 записал в журнале: "Определили место корабля по отдаче якоря на американском авианосце "Нимиц" (который отшвартовался в порту Неаполя)". При этом АПЛ не входила в территориальные воды Италии, но вела слежение за американским кораблем.

За более чем 30-летнюю историю эксплуатации на подводных лодках 671-го проекта не было ни одной аварии.

Служба в Персидском заливе

Капитан 1 ранга, ветеран-подводник Владимир Иванюсь прослужил в подводном флоте более 30 лет, 14 из них – на Северном флоте, на атомных подводных лодках 671-го проекта и его модификаций.

"Лодки в базах не засиживались, – рассказывает Иванюсь. – Охотились за американскими авианосно-ударными соединениями: искали, а после обнаружения следили за ними, находясь в районе базирования субмарин. Часто ходили подо льдами в Атлантике".

Показателен такой пример: две из трех лодок проекта 671РТ, построенных на Адмиралтейском заводе, за период службы выполнили по 11, а одна – 12 автономных походов.

Но самым памятным для ветерана-подводника остается шестимесячный поход в Персидский залив в 1980 году, в котором участвовала атомная подводная лодка К-517.

"Это был уникальный по продолжительности и дальности поход, – вспоминает Владимир Степанович, который на тот момент был командиром дивизиона живучести на К-517. – В связи с обострением обстановки вокруг Персидского залива, СССР нужно было заявить о своем присутствии в Мировом океане, продемонстрировав мощь и потенциальные возможности подводного флота".

Выйдя из Западной Лицы, две советские лодки с интервалом в несколько суток прошли вокруг Африки в Индийский океан в сопровождении корабля комплексного обеспечения – плавбазы "Березина". 45 суток корабли шли в подводном положении. После прибытия в Аден (Республика Йемен) и проведения планово-предупредительного осмотра, советские подводные лодки вышли на боевое дежурство в Аравийское море.

"Поход был трудным. Но самым сложным оказался даже не столько сам переход и боевое дежурство, сколько стоянка в базе в надводном положении. Представьте: лето, дикая жара, температура забортной воды около 30 градусов. В отсеках жарко, все установки, рассчитанные на эксплуатацию в северных морях, работали практически на пределе. Но люди и техника выдержали: с поставленной задачей справились!" – отмечает Иванюсь.

Ни во время перехода туда и обратно, ни во время боевых дежурств советские лодки ни разу не были запеленгованы. А вот советские подводники неоднократно наблюдали в перископ, как с американских авианосцев взлетают самолеты.

Осенью 1981 года К-517 совершила плавание под паковыми льдами Центральной Арктики вокруг Северного полюса и произвела всплытие в географической точке Северного полюса, став первой АПЛ, прошедшей по периметру Северного Ледовитого океана.

САМАЯ БЫСТРАЯ:

Единственная в мире "Золотая рыбка "

Рекорд скорости подводного хода этой подлодки второго поколения не превзойден до сих пор. Мало того, ни одна субмарина до сих пор даже не приблизилась к скорости в 44,7 узла (более 80 км/ч).
Единственная в своем роде титановая АПЛ К-162 (проект 661 "Анчар") была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в состав флота 31 декабря 1969 года. Именно тогда она и показала блестящие скоростные характеристики.

Свое прозвище "Золотая рыбка" лодка получила из-за высокой стоимости и замечательных боевых возможностей. От серийного строительства этих подлодок отказались еще в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.

"Анчар" был наделен усовершенствованной атомной энергетической установкой и мог запускать крылатые ракеты из подводного положения.

В 1971 году лодка вышла в автономку в Атлантический океан, пройдя от Гренландского моря до Бразильской впадины, где снова продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США.

"Золотую рыбку" вывели из эксплуатации в 1984 году. Результаты, полученные во время ее боевой службы, были успешно использованы при проектировании и строительстве атомоходов третьего и четвертого поколений. Правда, дороговизна уникальных систем и сложности работы с титановым корпусом доставили строителям этой лодки немало хлопот, но зато были отработаны многие принципы и технологии – в дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодок.

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ:

"Лиры", опередившие время

Опередившие время "Лиры" – атомные подводные лодки проектов 705 и 705К (шифр "Альфа"/"Лира") прослужили в боевом составе Северного флота не более 15-20 лет.

Строительство подлодок этого поколения из титана началось в 1964 году на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В разработке проекта участвовали свыше 200 КБ, НИИ и заводов Советского Союза. Строительство серии продолжалось с 1968 по 1981 год. К сожалению, из-за технических и экономических проблем Военно-морской флот Советского Союза получил лишь семь таких кораблей.

Лодка была легкая и прочная, ведь не только корпус, но и все трубопроводы, механизмы, даже насосы, электродвигатели и другие составляющие были сделаны из титана.

Самое важное отличие подводных лодок 705-го проекта от остальных – главная энергетическая установка (ГЭУ). Установленный на них реактор с жидкометаллическим теплоносителем (особый сплав) позволял делать то, что не могут лодки с водо-водяным реактором. Это минимальное время для ввода ГЭУ, скорость повышения мощности реактора и одновременное увеличение хода до полного, а также возможность длительное время идти ходом, сопоставимым со скоростью торпеды (около 35-40 узлов).

Высокие боевые качества этих подлодок были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений. Применение максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и другими комплексами позволило не только сократить экипаж, но и получить большой опыт в деле создания корабельной электроники.

Это были одни из самых быстрых подлодок в мире. Обладая скоростью в 42 узла, сопоставимой со скоростью торпед противника, "Лиры" имели, по сути, авиационные разгонные характеристики – могли развить полный ход в течение минуты. Скорость позволяла зайти в "теневой" сектор любого корабля, где шум собственных двигателей не позволяет противнику использовать гидроакустику, даже если предварительно подлодка уже была обнаружена. При этом зайти за свою корму кораблям противника она не позволяла.

В начале 1980-х годов одна из советских атомных подводных лодок 705-го проекта, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд. В течение 22 часов она следила за натовским атомоходом, находясь у него за кормой. Несмотря на многочисленные попытки, сбросить противника "с хвоста" так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказа с берега.

Высокая скорость и невероятная маневренность позволяли этим лодкам уклоняться от выпущенных вражеских торпед и тут же переходить в контратаку. За 42 секунды 705-я могла развернуться на 180 градусов и двигаться в обратном направлении.

За 20 лет эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ:

Тяжелые "Тайфуны"

Эти подлодки невозможно перепутать ни с чем. Огромные, длинные и широкие, они больше похожи на космические корабли, чем на субмарины.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО) до сих пор являются самыми большими подлодками в мире. Их подводное водоизмещение составляет 48 тысяч тонн, что практически равняется стандартному водоизмещению единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов". "Тайфуны" в 30 раз больше по водоизмещению, чем самая маленькая подлодка ВМФ РФ проекта "Лада" и в два раза больше "Бореев". Гигантские размеры лодок продиктовало новое оружие: твердотопливные трехступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39.

Первая "Акула" была заложена в 1976 году и вступила в строй в конце 1981 года. Эти подлодки прожили довольно короткую, но насыщенную жизнь на флоте и были списаны отнюдь не по своей вине – производство ракет для них было достаточно быстро прекращено, а новые ракеты Р-39УТТХ "Барк" так и не прошли всех испытаний, и крейсеры фактически остались безоружными. Плюс к тому наступили нелегкие для флота времена 90-х.

Всего было построено 6 кораблей, они строились для противодействия новым американским ракетным крейсерам типа "Огайо".

Два основных прочных корпуса подлодки расположены внутри легкого корпуса параллельно друг другу (по катамаранному типу). Именно это дает "Тайфунам" не только внушительную высоту, но и ширину.

Помимо нововведений в покрытии субмарин, в их мощных энергетических установках и снижения параметров шумности по сравнению с предыдущими проектами, в "Акулах" были реализованы беспрецедентные условия для комфортной службы экипажа.

На каждой такой лодке есть салон для отдыха, спортзал и небольшой бассейн, заполняемый забортной водой с возможностью подогрева. Имеется сауна, солярий, "живой уголок". Кубрики и каюты для офицеров гораздо просторнее, чем на других субмаринах. За эти преимущества моряки называли 941-е "хилтонами".

Из 6 построенных кораблей 3 подлодки проекта 941 утилизированы, 2 корабля – "Архангельск" и "Северсталь" – находятся в резерве, а "Дмитрий Донской" был модернизирован для испытаний ракеты "Булава".

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ:

Новаторская "Лада"

Проект 677 "Лада" опередил свое время на несколько десятилетий. Первую подлодку "Санкт-Петербург", заложенную в 1997 году, проектанты и кораблестроители доводили до ума несколько лет. Головная субмарина фактически стала стендом, на котором отрабатывалось более сотни новейших опытно-конструкторских работ.

О новшествах, внедренных на "Лады", много не говорят. Известно, что гидроакустическое, радиоэлектронное и другое вооружение, а также двигатели у нее нового поколения, что вооружена эта кроха "Калибром" и способна делать как одиночные, так и залповые пуски этой ракеты из торпедных аппаратов.

Подводное водоизмещение "Лады" не превышает 1,6 тонны, что примерно в 15 раз меньше "Борея". Моряки шутят, что этот корабль уместился бы даже в кают-компании стратегического ракетоносца.

Головная подлодка серии – "Санкт-Петербург" – с 2010 года находится в опытной эксплуатации, еще две строятся сегодня в Петербурге.

САМЫЕ БЕСШУМНЫЕ:

"Черные дыры" в морях

Дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 (шифр "Варшавянка") за свою бесшумность давно получили от моряков НАТО уважительное прозвище "Черная дыра". Серия из шести таких субмарин для Черноморского флота строится сегодня на Адмиралтейских верфях в Петербурге.

Название "Варшавянка" пришло из 1970-х годов, когда эти лодки предполагалось большими сериями поставлять на экспорт в страны Варшавского договора. До этого был "Палтус" (проект 877), который до сих пор успешно служит в Индии, Китае, Вьетнаме, Алжире и других странах. Детища Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" "Варшавянки" стали гармоничным развитием "Палтуса", приобрели большую скрытность и обновленную электронику.

Проект 636. "Черная дыра". Программа "Военная приемка"

© YouTube/Телеканал "Звезда"

По сравнению с атомными "Бореями", "Варшавянки" очень малы. Их длина – около 74 метров, ширина – 10 метров, а максимальное водоизмещение не превышает 4 тысяч тонн. Атомные стратеги 955-го проекта обладают водоизмещением в шесть раз большим, а в длину в одном атомоходе поместится две с половиной дизельных подлодки. Хотя, конечно, скрытность подлодки под водой совсем не зависит от ее размера.

Дело тут во многих факторах, в частности в энергетической установке, винте и оборудовании, которое при работе шумит.

Как максимально снизить эти шумы, сделав лодку практически невидимой для противника, конструкторы всего мира давно ломают головы. Российские проектанты сделали в этом направлении революционный шаг, наделив "Варшавянки" для Черноморского флота новейшей электроникой, навигационным и акустическим комплексом и разнообразными звукопоглощающими технологиями секретного характера.

Кроме того, эти подлодки обладают мощным вооружением – интегрированной ракетной системой "Калибр", которая размещается в 533-миллиметровых торпедных аппаратах в носу лодки и может поразить крылатыми ракетами надводные корабли, подлодки противника и, главное, его береговые объекты на значительных расстояниях.

Соотношение дальности обнаружения целей и акустической скрытности у 636-х является оптимальным: "Варшавянка" сможет "увидеть" врага на максимальном расстоянии, подобраться к нему и не быть обнаруженной, наблюдать за ним, а при необходимости применить свой главный калибр.

"Варшавянки" относятся к третьему поколению подводных лодок, но для Черного моря конструкторы постарались максимально приблизить их к новаторскому четвертому. У них два мощных дизель-генератора, позволяющих развивать под водой скорость до 37 км/ч, хорошо зарекомендовавшие себя обводы корпуса и особое противогидроакустическое покрытие.

СТРАТЕГИ И ИХ "ОХРАННИКИ"

Основные силы современного Военно-морского флота России еще до недавних пор были представлены только атомными субмаринами третьего поколения 667БДРМ (шифр "Дельфин") и 949А (шифр "Антей"). Первая относится к стратегическим, вторая является многоцелевой.

Основное различие между стратегической и многоцелевой подлодкой можно обозначить так: стратег – это носитель ядерного оружия, один из столпов ядерной триады государства. Он незаметно выходит в свой сектор Мирового океана и несет боевое дежурство, угрожая самой возможностью применения ядерного оружия. Но при этом стратегический ракетоносец во многом беззащитен перед авиацией и подводными "охотниками" противника. И тут на помощь приходит многоцелевая подлодка, которая способна выследить, сопровождать и в случае необходимости поразить вражескую субмарину или авианосец, не дав им уничтожить стратега. В идеале она должна быть быстрее, маневреннее и незаметнее носителя ядерного оружия – настоящий подводный "охотник".