Ремонт Стены Уход

Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

А. Ахматова

На долю поистине великого русского поэта Анны Ах-матовой выпало огромное, казалось бы, непереносимое для обычной женщины количество горя и страданий, испыта-ний и боли. Она жила в тяжелое и суровое время: револю-ция, гражданская война, расстрел мужа и тюремное заклю-чение сына, Великая Отечественная война. И все же даже в самые сложные периоды своей жизни А. Ахматова нахо-дила в себе силы чувствовать и предчувствовать, писать стихи, запечатлевая все переломные моменты в истории своей страны.

В поэме «Реквием» отображена одна из самых жесто-ких и трагических страниц русской истории — время реп-рессий.

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.

Поэма эта писалась на протяжении шести лет: с 1936 по 1940 год. «Реквием» состоит из отдельных маленьких главок, отрывков, в которых сконцентрированы и плач рус-ской женщины, и горестное наблюдение за страданиями миллионов русских людей, и трагическое переосмысление действительности.

Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках. Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг.

Волна репрессий черным крылом задела семью А. Ах-матовой — единственный сын оказался в тюрьме. Неизве-стность его дальнейшей участи, страх никогда его больше не увидеть — это самое серьезное испытание в судьбе хруп-кой, но непокорной и несдающейся женщины после смерти мужа.

Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.

Личное горе поэта усиливается от понимания того, что тысячи, миллионы ее соотечественников страдают так же, как она, ведь это время было периодом трагедии целой страны, всего народа. Страх, ужас и недоверие поселились в душах и сердцах людей, а искра надежды на лучшее будущее для многих погасла совсем. Таким образом, через личные и интимные переживания А. Ахматова передает в наполненных болью строках общенародное, историческое горе. Материал с сайта

Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»

В это тяжелое время А. Ахматова сумела сохранить стойкость духа и надежду, веру и любовь. Ее не сломили суровые испытания, но закалили и проверили на прочность личность маленькой женщины и большого поэта. Все увиденное и пережитое Анна Ахматова сумела пере-плавить в поражающие правдой и болью стихи, которые, возвращая нас сегодня более чем на полвека назад, застав-ляют не только задуматься и оценить жестокое прошлое, но и вселить уверенность в том, что повторения этой тра-гедии невозможно допустить в будущем.

Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • время в поэме «реквием».
  • поема реквием трагическая страница русской истории
  • отражение страниц русской истории в поэме реквием

Т.Г.Прохорова

Изучая ахматовскую поэму, чрезвычайно важно задуматься над тем, что выделяет эту вещь на фоне многих других произведений, посвященных теме «человек и тоталитарное государство». Попробуем начать с предельно обобщенного вопроса: «О чем эта поэма? Какова ее главная тема

Наверное, при размышлении над этим вопросом в первую очередь вспоминаются события, послужившие толчком к написанию поэмы, - арест в 1935 году сына и мужа А.Ахматовой (Л.Н.Гумилева и Н.Н.Пунина), соответственно, «Реквием» воспринимается как поэма о репрессиях 1930-х годов, о трагедии народа в эпоху сталинизма, «в страшные годы ежовщины».

Но если главная тема поэмы связана со сталинскими репрессиями, с какой целью А.Ахматова включила в нее главу «Распятие»? Какова ее роль в произведении? Почему не только в этой, но и в других главах мы встречаем христианские символы, детали, религиозные аллюзии. И вообще почему лирическая героиня "Реквиема" представлена как человек верующий, как православная христианка?

Напомню, что А.Ахматова – поэт, чье формирование происходило в эпоху Серебряного века – в период расцвета модернизма, и, хотя «Реквием» был написан значительно позже, его автор оставалась в русле этой традиции. Как известно, на первый план в модернизме выдвигаются не социальные, не конкретно-исторические, а вечные, универсальные проблемы: жизнь, смерть, любовь, Бог. В соответствии с этим художественное время и пространство в произведениях модернизма организовано иначе, чем, предположим, в реалистических текстах, где время чаще всего носит линейный характер, а пространство вполне конкретно. Так, в акмеизме, с которым А.Ахматова изначально была тесно связана, принципиально важна идея вечного возвращения, а потому и в пространственно-временной картине акцент делается, прежде всего, на том, что с годами остается неизменным.



Чтобы понять принцип организации художественного времени и пространства в ахматовском «Реквиеме», проанализируем четыре строчки из «Вступления», являющиеся своеобразным ключом к пониманию авторской концепции поэмы:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь,

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Вначале обратим внимание на конкретно-исторические детали, которые относятся к эпохе 1930-х годов. Мы находим их, прежде всего, в последней, четвертой строке – это «черные маруси» - так в то время называли в народе определенную марку машин, на которых обычно увозили арестованных.

Следующая строка тоже, казалось бы, содержит вполне конкретную вещную деталь – «кровавые сапоги», но она уже не столь четко закреплена за определенным временем: увы, наша история такова, что следы «кровавых сапог» можно встретить где и когда угодно.

Далее обращаем внимание на образ «безвинной Руси». Задумайтесь, почему Ахматова употребляет именно такое – древнее – наименование своей родины? Размышляя над этим вопросом, обратим внимание на то, что не только художественное время, но и пространство поэмы расширяется: от конкретного оно постепенно, шаг за шагом уводит нас вглубь истории, к 17-18 векам, а затем и ко времени раннего христианства. Если попытаться графически изобразить картину, характеризующую художественное время и пространство поэмы "Реквием", то получится несколько концентрических кругов: первый символически выражает события личной жизни поэта, ее семейную трагедию, которая и послужила толчком к созданию "Реквиема" (это время автобиографическое), второй круг - шире - это эпоха 1930-х годов, когда миллионы людей стали жертвами репрессий, третий круг еще шире, он выражает трагическую историю Руси, где было не меньше страданий, несправедливости и слез, чем в 1930-е, и, наконец, четвертый круг - это уже время Вечное, которое выводит нас к трагическому сюжету распятия Христа, заставляет вновь вспомнить о страданиях сына Божьего и его матери.

Таким образом, в поэме вырисовывается концепция исторического движения как некоего трагического порочного круга. Вот почему возникает образ «звезд смерти», «стоящих над нами». Это знак высшего суда, божьей кары. Подумайте, где подобный образ вам уже встречался? В Библии, в Апокалипсисе, в литературе? Вспомните, к примеру, слова, звучащие в финале романа М.Булгакова «Белая гвардия»: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет,
а звезды останутся (…)». Попробуйте сопоставить символику звезд у Ахматовой и у Булгакова. А, может быть, вы найдете другие литературные параллели?

А теперь выделим в поэме «Реквием» повторяющиеся, сквозные образы, воспринимающиеся как символические знаки Вечности, - это «крест», «звезда» и «река». Попытаемся их расшифровать.

Начнем с символики «креста», ведь даже тюрьма, у стен которой, «трехсотая с передачею» стояла лирическая героиня, называется Кресты. Конечно, крест – это символ страдания. Но если принять во внимание христианскую традицию, следует уточнить, что речь идет о страдании во имя любви к людям. Если вы обратитесь к «Словарю символов», то узнаете, что «крест» - один из древнейших символов, известный в культурах разных народов. Он олицетворяет не только страдание, но и воспринимается как знак вечной жизни, бессмертия, как космический символ, точка сообщения между Небом и Землей. В христианстве «крест» символизирует спасение через жертву Христа, страдание, веру, искупление. Таким образом, этот символ, возникающий уже в самом начале поэмы, можно воспринять не только как трагический знак, но и как знак спасения, любви и искупления.

В связи с этим задумаемся над вопросом: почему в поэме Ахматовой ключевым становится образ матери, почему даже в главе «Распятие», в известном евангельском сюжете выделена фигура не сына Божьего, а именно матери, чья боль настолько велика, что люди даже боятся взглянуть в ее сторону? Логика предшествующих рассуждений позволяет прийти к заключению, что с образом матери у Ахматовой связана идея любви и искупления. Все боли мира проходят, прежде всего, через сердце матери. Неудивительно в связи с этим, что своеобразными двойниками лирической героини становятся и «стрелецкие женки», чьи мужья и сыновья были казнены за участие в восстании в 17 веке («буду я как кремлевские женки под московскими башнями выть»), и сама Богоматерь.

Не менее значимы в поэме и символические образы «звезды» и «реки». Выявляя их значения, мы можем еще раз убедиться в том, что эти образы тесно связаны с символом «креста», они как бы дополняют друг друга. С помощью «Словаря символов» устанавливаем, что «звезда» олицетворяет присутствие божества. В христианстве «звезда» также олицетворяет рождение Христа. Следовательно, мы вновь приходим к тому, что мотив страдания и смерти у Ахматовой теснейшим образом связан с мотивом жизни вечной. Это значение по-своему воплощается и в образе «реки» - символе, известном еще со времен античности и обозначающем мировой поток, течение жизни, обновление и одновременно - необратимое течение времени, которое предполагает забвение.

Итак, все три рассмотренных нами ключевых символических образа заставляют при чтении поэмы постоянно соотносить то, что происходит на земле с измерением Вечности. Вот почему лирическая героиня, чье горе, вызванное страданиями сына, было так велико, что жизнь казалась ей просто ненужной обузой, все же смогла в итоге пройти через пустыню смерти и пережить духовное воскрешение. Идея бессмертия, обновления, жизни вечной звучит и в финале поэмы «Реквием». Здесь она связана с темой памятника, которая имеет давнюю историю в русской и в мировой литературе. Сравним, как трактовалась эта тема в «Памятнике» Г.Р.Державина, в пушкинском «Я памятник себе воздвиг…», во вступлении к поэме В.Маяковского «Во весь голос» и в ахматовском "Реквиеме".

Если у Державина и Пушкина, каждый из которых представил свой вариант вольного перевода оды Горация «К Мельпомене», речь идет о памятнике поэту, и им становится само его творчество, обеспечивающее ему бессмертие, то у Маяковского "памятником" названа уже не столько сама поэзия, сколько "построенный в боях социализм", то есть общее дело, служению которому поэт подчинил свой талант. Закономерно, что в его поэме поэтическое «я» все чаще сменят «мы» («пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм»). А.Ахматова, включаясь в этот поэтический диалог, тоже трактует известную тему в полемическом ключе: размышляя о памятнике, она обрывает все нити, связанные с памятью о поэте как о конкретной личности. Этот памятник должен увековечить не ее персону и даже не ее творчество, а материнское страдание и вечную материнскую любовь как единственный залог того, чтобы эти страдания больше не повторялись. Именно с этой любовью связана надежда, что порочный кровавый круг истории будет когда-нибудь прерван и наступит обновление. Как символические знаки обновления можно воспринять и возникающие в заключительных строчках поэмы образы «реки» с идущими по ней кораблями и «голубя» (еще один известный евангельский символ), указывающие на то, что замкнутость «порочного круга» все же может быть преодолена.

А теперь, исходя из проделанного анализа, попробуйте вновь ответить на вопрос, с которого мы начали: «О чем поэма Ахматовой «Реквием»?» Хочется верить, что ответы будут уже другими, чем они были.

(350 слов) «Реквием» Анны Ахматовой невозможно воспринимать как просто лирическую поэму. Сам слог написанного не позволит этого сделать – каждая строка передаёт мучительное оцепенение русского народа, внезапно поражённого сталинскими репрессиями. Это именно эпическое произведение, наполненное историческими аллюзиями и отсылками, поэтому в нем важное место занимает тема времени.

Сложный для страны период Ахматова переживает не только как поэт, посвятивший своё творчество верному служению обществу и стремящийся максимально точно передать блуждающие в нём настроения, но и как любой человек того времени – мать, живущая в постоянном мучительном ожидании приговора для своего единственного сына Льва Гумилёва. Его арестовывали трижды, и каждый раз наказание становилось всё суровее: от простого заключения до приговора к расстрелу, заменённого ссылкой. Лев расплачивался за то, что был сыном своего отца – Николая Гумилёва, белогвардейца и контрреволюционера. Месть новой власти, обращенная даже к детям врагов, – характерная черта того мрачного лихолетья.

Композиция поэмы неоднородна, литературные приёмы резко отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что «Реквием» писался поэтапно, его части не были рождены на свет в один или даже два года, на это потребовалось несколько лет. Вначале Ахматова не планировала писать цельную работу о том, что навсегда въелось в их с народом общее сердце. Таким образом, тема времени прослеживается не только в содержании, но и в форме произведения: каждая часть представляет собой слепок с определенного исторического периода из жизни новой страны; каждая несет настроение, меняющееся в зависимости от того, что происходит с заключенными.

«Реквием» является памятником главной жертве – русскому народу. Особенное значение Ахматова придаёт женской жертвенности – все годы она стоит плечом к плечу у тюремных стен с отчаявшимися матерями и овдовевшими жёнами. Поэтесса основную часть «Реквиема» посвящает развитию данной темы: читатель видит, как меняется их настроение от надежды и веры до безумных обращений к Богу и «благодарностей» за унизительное распятие всей страны. Перед нами проходит череда таких «времен», когда женщины отчаянно ждали своих близких, но заставали лишь прощание, во время которого никто не смел смотреть им в глаза. Так автор изображает трагическую преемственность эпох: новое время оказалось хорошо забытым старым, той же тиранией, что была при царях, сброшенных с корабля современности. Поэтому поэтесса говорит о памятнике – назидании новым людям, которые не должны допустить этот ужас вновь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

23. Библейские образы и мотивы в поэме Ахматовой «Реквием»

«Реквием» – единственное произведение о лагерях, репрессиях, сталинщине, которое писалось и издавалось именно тогда, когда говорить об этом было нельзя. Это памятник всем жертвам беззакония в момент торжества всех этих беззаконий. Ахматова мечтала о том, чтобы «Реквием» (1936-40) был опубликован в книге «Бег времени», но это не осуществилось. В Россию он пришел только в конце 1980-х гг.

Личное горе лирической героини (воплощается через внутренние переживания и конкретные обстоятельства); слияние голоса автора с голосами многих женщин; судьба ЛГ – символ эпохи, памятник; горе матери и крестные муки богоматери; муки сына ≈ муки Христа.

Главное – страдания не сына, а матери. Перестановка акцентов. Никто из евангелистов, описывающих страдания Христа, не говорит о матери. Взгляд читателя именно на мать. Полемизирует с евангелистами, главной фигурой делает фигуру матери.

Картины апокалипсиса («перед этим горем гнутся горы…»); река Нева – библейская река Вавилонская (сидит и плачет народ) => Ленинград – чужая страна. Образ звезды – надвигающийся апокалипсис. Связана со смертью (V, VIII) + это кремлевские звезды (символ эпохи). X – Распятие – это кульминация. Распятие Христа. Концентрированно вмещает в себя всю поэму. Мотив окаменения – сквозной мотив. Центральный образ этой поэмы становится мать (в сцене распятия Иисус на втором плане, на первом – мать). Страшно, невозможно смотреть на материнское горе. => Ахматова полемизирует с евангелистами (главная фигура – матери).

История создания: Ахматова не могла писать; она боялась. Его должны были запоминать близкие друзья Ахматовой (Л.К. Чуковская и др.). Сначала это не называлось поэмой; это могло быть только циклом. Только постепенно стало понятно, что единая героиня, единый сюжет, сквозные образы (русских рек (Дона, Енисея), библейские образы) делают его поэмой. Причеть над мертвым сыном, когда выносят из дома, опускают в могилу и т.д. Ахматова полностью соблюдает жанровый канон (причеть, реквием (поминовение, панихида)). Конфликт смерти и памяти – сюжетообразующий. Героиня бы хотела, чтобы победила смерть, потому что так жить она уже не может; но поэма заканчивается образом памятника, т.е. надо жить, чтобы помнить.

Главное – мысль по этому поводу самой Ахматовой (называла «Реквием» поэмой).

Арест сына стал катализатором создания Реквиема (1935). 1957 – год смерти Ежова, пересмотр произведения, добавление «вместо предисловия».

1961 год – эпиграф. Предваряет определенный настрой и содержит эпическое обобщение. Глобальный, эпический уровень обобщение.

Поэма: сквозные мотивы и образы (смерть, библейские образы, память, безумие); композиция (12 частей) – ориентация на жанровый канон реквиема как на образец (в т.ч. музыкальный и фольклорный); единая лирическая героиня; 2 эпиграфа и вступление. Авторское определение (поэма). Лироэпическая поэма. У Ахматовой разные типы плача, которые соответствуют жанру реквиема. Это целостное законченное произведение (ориентация на жанровый образец, музыкальность). Единая образная система, единая лирическая героиня – мать и жена. Композиция: обобщение ← образ матери ← тема сына → образ матери→ обобщение. У произведения есть название, эпиграфы и вступление => это некая целостность + авторское свидетельство (сначала не думала, что это будет поэма, но сама позже назвала поэмой).

Лирическая героиня. Ее лики . Эволюция: плач, рыдание – безумие – оцепенение – понимание – смирение.

Героиня многолика – глобальное обобщение (стрелецкая женка, казачка и др.); история воспринимается как общезначимая, эпическая. Личного «я» нет, и в то же время оно везде. Образ женского страдания; памятник всем жертвам беззакония. Сюжет выстраивается, но он ориентируется на сюжет музыкального произведения. Движение, конфликт между смертью и памятью возникает с самого начала. Героиня призывает смерть.

Мотив безумия; смерти (желтый месяц, льется тихий Дон) – мифологические образы. Но они не ощущаются как вечные, очень конкретно вписаны.

Преломляются жанр плача и колыбельной.

«Реквием» и «Путем всея земли» - дилогия. + «Поэма без героя» - трилогия. Сквозные образы.

Разделы: Литература

К уроку :

  • портрет А. Ахматовой,
  • стенд, оформленный фотографиями 30-40 гг.

На доске:

  • тема урока,
  • эпиграф к уроку

Познавательные

  • Разобрать произведение.
  • Показать через обращение к слову атмосферу времени.

Развивающие

Воспитательные

Ход урока

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Слово учителя:

"Руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный. Это был обряд при знакомстве с поэзией Ахматовой в 30-е годы, а в частности с поэмой "Реквием": В те годы, Анна Андреевна жила, завороженная застенком.. Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из "Реквиема" тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш, потом громко произносила что-нибудь светское: "Хотите чаю?" или "Вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче ранняя осень", - громко говорила А.Ахматова и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей",- так вспоминала Лидия Чуковская в своих "Записках об Анне Ахматовой". Она вспоминала, что часто, выходя на улицу, она повторяла эти стихи, чтобы не забыть.

30-е годы оказались для Ахматовой тяжким испытанием. Она оказалась свидетелем чудовищных репрессий, обрушившихся на многих ее друзей, на ее семью:

1) был арестован сын - студент Ленинградского университета.

2) затем - и муж - Н.Пунин.

Сама Ахматова жила в постоянном ожидании ареста. В длинных очередях провела она, чтобы сдать передачу сыну.

Продолжать писать во времена, когда стишок на клочке бумаги мог обернуться смертным приговором, доверять свой труд верным друзьям, готовым учить стихи наизусть, чтобы их сохранить, мог только человек, абсолютно убежденный в важности и нужности поэзии. Спасительное для нее творчество стало в результате спасительным и для многих читателей.

Чтение эпиграфа

Учитель: обращаемся к "Реквиему" гл "Вместо предисловия"

"А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом".

Теперь обращаемся к самому произведению

"Реквием" - не просто ряд стихотворений, это единое целое.

Анализ произведения.

1 глава "Посвящение" - чтение учителем или заранее подготовленным учеником

Видна ли атмосфера того времени?

Можно ли сразу узнать настроение, мысли людей, живших в то время?

Атмосфера, само время сразу встает перед нами в серых красках, что-то мрачно- тяжелое нависает над людьми, что-то гнетет их. "Тюремные затворы", "смертельная тоска", "шаги тяжелые", "столица одичалая", "постылый срежет" - все это не может радовать, вызывать эмоции, все это делает людей рабами. Рабами серости, мрака.

"Вступление" дополняет "Посвящение" - анализ после прочтения.

Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х г? Чем жила страна?

"Осужденных полки", "паровозные гудки" и.т.д. Эта глава без прикрас говорит о несправедливости времени, о массовых репрессиях, о том, что людей держали не только в тюрьмах, но и отсылали в Сибирь. Нет жизни, есть смерть.

Не резкий ли переход от эпохи к личному? Возникает образ женщины. Кто она?

Ахматова говорит не о тех, а за тех, которые составляют большинство. Пройдя все муки ада, она солидарна со всеми женщинами, кому выпала эта доля. Это прощание с мужем носит обобщающий характер.

Что напоминает это стихотворение?

Детскую песню

Почему она просит о молитве за нее?

Чтобы у нее хватило сил, чтобы прибавилось сил все выдержать, так как она знает, что впереди много трудностей.

Учащиеся анализируют сами после прочтения.

В этих главах она не верит, что это происходит с ней, это происходит с кем-то другим. Она на себя смотрит со стороны. Она просит завесить "черным сукном", чтобы не видеть всего происходящего

Как меняется образ женщины? Почему?

После сдержанности наступает взрыв эмоции, крик, нет гордости. Так как касается это сына, самого дорогого человека, и природа к ней неблагосклонна

И тогда в 6 главе наступает оцепенение, здесь намек на выход из этого ада - крест высокий.

Почему эта глава озаглавлена "Приговор"?

Потеря последней надежды, ожидания чего-то светлого, остается одно - позвать смерть.

Поэтому очень логичным является появление стихотворений 8,9 ("К смерти").

8, 9 главы. Анализ

Ответ:

Зазывает смерть. Широко дверь ей отворяет. В безумии она познает глубину одиночества.

Учитель: Много лет назад,1914-1916гг, Ахматова говорила о моментах счастья, которые она хотела бы пронести через всю жизнь, какой бы сложной она ни была, но сейчас ей не дано взять даже воспоминания о сыне.

Почему обращается Ахматова после безумия к библейским мотивам? "Распятие" - случайно ли это стихотворение?

Нужен ли эпилог? Почему она боится забыть все это? В чем перекликается "Эпилог" с "Посвящением"? Какой характер носит образ женщины?

Учитель:

В "Эпилоге" 1,2 стихотворении возникает образ Матери, который носит обобщающий характер.

1 стихотворение говорит, что делает страх и несвобода с женщинами, с матерями - превращает в старух. Образ женщины ассоциируется со страной (Россией), которая устала от этого, но еще сильна, с эпохой, (серой- седой).

"Эпилог" подхватывает все моменты, которые были рассыпаны по всему произведению.

Память - спасение от духовной гибели для всего народа.

В этот момент, когда у нее уже нечего отнять, она обнаруживает силу (2 стихотворение из "Эпилога") "Реквием"- это путеводитель по жизни того времени, по истории, точный, до мелочей, отразивший все самые страшные приметы времени.

Д/з написать творческую работу.

Варианты тем:

  • "Приметы времени", "Судьба страны и женщины по поэме А. Ахматовой "Реквием"
  • "Судьба русской женщины в 30-40-е гг. по поэме А.Ахматовой "Реквием".