Ремонт Стены Уход

Христианские святыни падуи. Апостолы-евангелисты

Святой евангелист Лука не входил в число двенадцати апостолов, самого ближнего круга Христа. Он принадлежал к семидесяти — следующей группе учеников. Но жизнь его так складывалась, что он часто оказывался очевидцем всех важнейших событий зарождения и становления христианства.

Конечно, каждый из апостолов был по-своему яркой личностью. Но Лука и на этом фоне выделялся необыкновенным разнообразием талантов. По первой профессии он врач. Потом, оказавшись в окружении Христа, как и другие апостолы, стал проповедником, миссионером, богословом. И христианским писателем. Это он написал одно из четырех Евангелий. А еще знаменитые Деяния святых апостолов, которые, кроме прочего, представляют собой и увлекательное сюжетное чтение. Особенно, когда речь заходит о погонях, скитаниях и кораблекрушениях, описанных очевидцем очень живо, с точными и неожиданными деталями. Наконец он, по существу, стал основоположником христианской иконописи. Именно ему принадлежит авторство первых икон Богородицы, а также апостолов Петра и Павла. Причем это была уникальная иконопись с натуры.

Эль Греко. Апостол Лука

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии, славившемся расцветом наук и искусств, где не было недостатка в знающих учителях. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан», «Луциан», а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания «, т.е., иудеев. Однако из трудов святого апостола Луки совершенно очевидно, что он был очень хорошо знаком с иудейским верованием – законом Моисеевым и обычаями. Это позволяет думать, что еще до обращения в Христову веру святой Лука принял иудаизм.

С юных лет Лука посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Однако, услышав о Спасителе, к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею - на поиски явившегося там Учителя праведности. Здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле.

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука «вдали» и со скорбью взирал на Распятого. Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы даже раньше, чем в собрании ближайших избранников, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии. Господь явился Луке и апостолу Клеопе по дороге в Емаус. Они долго беседовали, не узнавая Христа. А когда узнали, потеряли из виду. Это одна из самых таинственных и глубокомысленных ситуаций, описанная в Евангелии. Встреча человека с Христом, узнавание, переход из видимого мира в невидимый — все это так важно для каждого, кто идет к вере. И апостол Лука здесь хороший попутчик. Поэтому к нему обращаются за помощью в духовном поиске.

По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан. (В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю.)

Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братии во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного Апостола Павла - просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия Апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову.

Всевышний, приуготовляя Апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть - тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного Апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным.

Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за Апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда Апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. И святой Апостол Павел писал из темницы: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало… Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною ».

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых Апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному Апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста.

Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1:1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного Апостола от семидесяти, святого Луки.

Среди современных исследователей и толкователей нет единого мнения: кто из евангелистов написал свой труд раньше -Матфей или Марк? Зато можно с уверенностью сказать, что Лука был по времени третьим. Наверняка ему был хорошо знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками. Эти три Евангелия часто называют синоптическими; это греческое слово не имеет в данном случае отношения к прогнозу погоды, а означает, что три автора «смотрели вместе». Их тексты гораздо ближе друг к другу, чем к Евангелию от Иоанна, написанному намного позже и совсем по-другому,- он как раз стремился дополнить синоптиков и подробно рассказать о том, о чём они промолчали.

Двухчастный труд святого Луки - Евангелие и Деяния святых апостолов - добросовестный и чёткий рассказ о событиях в их последовательности; он выполнен в соответствии со всеми требованиями исторического жанра. Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии. Для него характерны точность и внимание к деталям. Именно его Евангелие, единственное из четырёх, рассказывает так подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Иисуса: как вместе с семьёй Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Только он рассказывает о благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте.

Как Матфей приводит в деталях ветхозаветные пророчества, как Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, так Лука особенно подробно говорит о Его жертвенной смерти и её спасительном значении для человечества. Именно поэтому его символом, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

Но главное отличие этого Евангелия от остальных - это его литературное изящество. Лука сочетает разные стили: тут мы видим и изысканную греческую прозу, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения. Лука явно писал для взыскательной и образованной эллинистической публики, которую надо было не просто удивить новыми мыслями, но и преподнести им эти мысли в изящной форме, иначе они и слушать не станут. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии.

Как известно, Новый Завет написан на греческом диалекте «койне», то есть на таком обиходном греческом диалекте, который был тогда языком международного общения (как сейчас – английский). Однако писания Луки - замечательное литературное произведение, написанное на отменном классическом греческом языке, и особенно его пролог. Оказывается, академик Аверинцев спрашивал своих студентов: «где в Новом Завете можно увидеть классическую античную речь?» Ответ: «в начале Евангелия от Луки».

Вершина его литературного мастерства, пожалуй, притчи . Именно у Луки мы встречаем те истории, которые прекрасно знакомы даже людям, не открывавшим Библии: например, о блудном сыне или о богаче и Лазаре. Перед нами проходит череда бытовых сценок, которые легко запомнить, но сделать из них однозначные выводы получается не всегда. Почему, например, Христос похвалил неверного управителя, который списал должникам своего господина часть долга? До сих пор толкователями предлагаются разные ответы.

Или, например, притча о блудном сыне . Разве этот сын - её главный герой? В его поведении все понятно. Совершенно нелогичным кажется поведение отца. Он не препятствует своему дерзкому сыну уйти, терпеливо ждёт его возвращения и принимает сразу же, как только видит. Имеет право сурово наказать его, но прощает, не дав даже договорить, и возвращает прежнее достоинство. Не так ли ожидает нашего покаяния Небесный Отец? Вот и выходит, что притча вовсе не о блудном сыне, а о терпеливом и бесконечно любящем отце. А может быть, она ещё и о старшем брате? Он так старательно выполнял все повеления, он был образцовым сыном. Но оказывается, что быть сыном отца можно только в том случае, если твой самый беспутный брат остаётся для тебя братом.

Немного подробнее хочется остановиться на книге Деяние святых апостолов . Деяния Апостолов — книга, входящая в состав Нового Завета, в ней апостол Лука проводит через множество стран и городов, гор и морей. Это география от Иерусалима до Рима. Апостолы, которым было велено свидетельствовать о Христе, прошли тысячи километров. Если взглянуть на маршрут их путешествия то убедимся сколько стран ими было пройдено. Это- Израиль, Сирия, Турция, Кипр, Греция, Италия. А какие города: Иерусалим, Антиохия, Дамаск, Коринф, Афины, Рим!

В Деяниях Апостолов отражается деятельность в основном двух апостолов — Петра и Павла. В первых главах рядом с Петром, говорится и об Иоанне, но главная роль отведена Петру, как главе Иерусалимской церкви. Он проповедует, исцеляет, воскрешает, смело стоит перед судом Синедриона, совершает крещение римского офицера. После чудесного освобождения из тюрьмы, он вынужден покинуть Иерусалим.

Во второй части Деяний главным героем становиться Павел, некогда яростный гонитель христиан, в один миг преображенный силой Божественной любви и ставший Его самым преданным и плодотворным служителем. Именно он с Антиохии начинает свои Евангельские проповеди, обходит пешком всю Малую Азию, затем достигает Европы, основывает церкви в Греции. К 20-й главе голос христианских проповедников прозвучал по всему Средиземноморью. В лице Павла христианство достигло столицы тогдашнего мира.

Евангелист Лука в написании святого Евангелия и Деяний поставил перед собой грандиозную задачу — рассказать, как возникла, стала расти и развиваться, обращая к вере новые страны и народы Церковь Христа, в которой продолжает действовать Его Дух.

Вполне возможно, что святому апостолу Луке довелось воочию увидеть и пережить мученическую кончину святого апостола Павла. А после того как отошли ко Господу все первоверховные апостолы, святой апостол Лука покинул Рим и проповедовал Христову веру в Италии, Галлии (ныне Франция), Далмации (ныне территория Хорватии и Черногории), вновь в знакомой ему Македонии.

Уже в старости святой апостол Лука посетил Ахайю, Ливию, Египет. Это путешествие принесло ему множество тягот, связанных не столько с морским путешествием, сколько с трудностями миссионерской деятельности, особенно в Египте, где он многих обратил в Христову веру. В Александрийской Церкви он рукоположил в епископский сан Авилия, до которого епископом был Анниан. Он был рукоположен святым евангелистом Марком и прослужил здесь 22 года.

После похода в Египет святой апостол Лука вернулся в область Греции Беотию, устраивая церкви, рукополагая в священнический сан их будущих настоятелей и служителей. Он не забывал и своей миссии врача, исцеляя больных духом и телом – кого словом Божиим, а кого – и словом Божиим, и своим врачебным ремеслом, знания о котором, очевидно, были изрядно им пополнены в годы апостольских странствий. Исследователи его трудов, и древние и современные, отмечали, что в его трудах встречается много современных тому периоду медицинских терминов, и полагали, что ему доводилось быть судовым врачом. Это весьма вероятно, учитывая его морские путешествия и неизбежные недомогания моряков и странствующих в сложных морских переходах.

«Евангелист Лука, рисующий Деву Марию», Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), 1652-53

Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и Его Пречистая Матерь с праведным Иосифом. А затем, написав еще две иконы Пресвятой Богородицы, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами «. Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская икона Божией Матери (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция), Киккская икона Божией Матери, или «Милостивая» (хранится в монастыре Киккос, о.Кипр), и Тихвинская икона Божией Матери.

Свой земной путь святой апостол-евангелист Лука мученически окончил в Ахайе 84 лет, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Однако древний историк Иулий Африкан в рассказе о жизни святого апостола Луки ничего не говорит о его мученичестве, упоминая только, что умер он преисполненный Святого Духа. Его честные мощи были погребены в столице Беотии Фивах, в древней мраморной усыпальнице, и при них свершалось множество замечательных исцелений. По фиванскому преданию, усыпальница источала некое вещество в виде пасты, название которого по-гречески звучит как «колидио», а на латыни – «каллурий», и им исцелялись все глазные недуги.


Гробница Евангелиста Луки в Фивах

Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы. Там на древнем кладбище есть церковь, где справа от алтаря стоит та самая мраморная усыпальница, которая стала первой гробницей святого апостола и евангелиста Луки. Ее почитают, и каждый год 31 октября по новому стилю, в день памяти святого Луки здесь совершается полный чин праздничных богослужений, проводится крестный ход и всеобщее празднество.

Церковь св.Иустины в г.Падуя


Храм св.Иустины в г.Падуя

Базилика святой мученицы Иустины находится в центре города на красивой площади Прато делла Валле. Огромная площадь (88’620 м2) — Прато делла Валле — многое повидала за века своего существования. В римскую эпоху здесь размещался императорский театр, в Средние века проходили церковные праздники и представления, палио (конные скачки), выставки и ярмарки.

В настоящее время базилика входит в состав аббатства и принадлежит ордену монахов-бенедитинцев.

Внутри базилики почивают мощи многих святых: святой мученицы Иустины, двух первых святителей Падуи — Максима /San Massimo/ и Просдокимо /San Prosdocimo//.святых мучеников Даниила /San Daniele/ и Фиденцио /San Fidenzio/, часть мощей святого апостола Матфия /San Mattia Apostolo/.


Саркофаг св. Луки в храме св. Иустины (Падуя)

В базилике с левой стороны находится капелла святого апостола и евангелиста Луки, где в престоле почивают его святые мощи за исключением главы. Над престолом находится икона Божией Матери, которую написал сам евангелист Лука. Капелла украшена фресками художника Джованни Сторлато /Giovanni Storlato/, которые повествуют о жизни святого апостола и евангелиста Луки.

Базилика святой мученицы Иустины была постоена на месте мученической кончины первой святой города Падуи, претерпевшей мученическую кончину в 304 году. В XVI веке базилику украсили девять куполов. А над интерьером базилики трудились многие итальянские мастера.

Честная глава святого Луки почивает в соборе святого мученика Вита в Праге.


Собор Святого Вита в Праге
Честная глава Святого Апостола и Евангелиста Луки

Частицы мощей святого апостола Луки есть в трех монастырях Афона – Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

Взирая на подвиг жития апостола Луки, каждый христианин должен понять: Бог наделяет человека умом и талантами не для развлечения, расточения или тем более обращения их во зло, предмет гордыни или соблазн для ближних. Как писатель святой Лука стал духоносным евангелистом. Как художник он сделался зачинателем священной иконописи. Как врач он облегчал болезни страждущего Апостола Павла, а впоследствии исцелял и ныне исцеляет телесные и душевные недуги множества людей. Так да последуем и мы святому его примеру, на служение Господу отдавая все силы и способности свои, чтобы не принесли они нам погибель вместо спасения.

Тропарь, глас 5:
Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:
Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Святой апостол и евангелист Лука происходил из Антиохии Сирийской, из знатной языческой семьи. Получив разностороннее образование, он имел познания в области медицины и навыки в основах изобразительного искусства. Услышав о Христе, он прибыл в Палестину и стал одним из учеников Господа. В числе 70-ти апостолов святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.


Явление Христа Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, Ужин в Эммаусе, Лука и Клеопа рассказывают о встрече со Христом другим апостолам. Грачаница. Сербия. XIV век.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10).

Апостолы Лука и Павел. XIII век. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия.

После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.



Перенесение мощей ап. Луки в Константинополь; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Предание сохранило сведения, что апостол Лука стал первым иконописцем, написав первые иконы Божьей Матери и иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь - в Риме. Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны Киккская, Ченстоховская, Виленская, Владимирская, Смоленская, Хахульская, Корсунская, Иерусалимская и другие. Но следует понимать, что «…иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они написаны его рукой, — свидетельствует Леонид Александрович Успенский, — ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой».

Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Неизвестный автор “Слова об иконах к Константину Копрониму”, пользуясь фактом написания св. Лукою изображения Богоматери в тех же апологетических целях, замечает об иконе, что она послана была евангелистом к некоему Феофилу.

Следующее известие, запечатленное в житии Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание в 757 году, относится Святой ко второй половине VIII века. В тексте рассказывается, что Константинопольский архиепископ Герман, увещевая Льва Исавра отказаться от мысли о преследовании иконопочитателей, в подтверждение древности священных изображений, кроме статуи Спасителя, воздвигнутой кровоточивою женою и Эдесского Убруса, указывал также на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ для последующих поколений и из уст самой Девы Марии услышал обещание, что благодать Ее пребудет с его иконою.

Агиограф Симеон Метафраст — составитель ста тридцати двух жизнеописаний святых и историк, живший в X веке, говорит, что первый образ Божией Матери был написан воском и красками: “Всего отраднее то, - пишет он, - что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, Которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени, почитая недостаточным, если он не будет созерцать в изображениях и образах черты их лиц, что служит знаком его горячей любви. И это он сделал не для себя только, но и для всех верных любящих Христа”.

В Менологии императора Василия II Болгаробойцы, относящемся к концу Х века, говорилось о святом апостоле Луке как о прозелите, антиохийце по рождению, о враче и живописце по роду деятельности.

Феофан Керамевс, архиепископ Тавроменийский (1130-1150), в беседе на неделю Православия раскрывая на примерах ту мысль, что почитание икон искони и свыше установлено, прибавляет в заключении: “и Лука, красноречивый евангелист, воском и красками написал икону Богоматери, держащую Господа на святых Своих руках, которая доныне сохраняется в некоем городе”, то есть в Константинополе.

И наконец в XII веке, у Никифора Каллиста, в его «Церковной истории», есть упоминание и о самом апостоле Луке, который «…первый изобразил живописью образ Христа и боголепно Родившей Его, еще же и верховных апостолов, и что от него это высокое и почетное искусство распространилось по всей вселенной» и о почитаемом образе Богородицы, находящемся в монастыре Тон Одигон в Константинополе, который был прислан императрице Пульхерии по одним сведениям из Антиохии, по другим из Иерусалима. «…“Второй храм Одигитриевский, где она (императрица Пульхерия) поставила присланную из Антиохии икону Матери Слова, которую собственноручно при жизни Ее написал божественный апостол Лука. Она видела сей образ и сообщила благодать своему изображению. Икона эта сначала в месте, называемом Трибунал, творила чудеса, которые и до сих пор совершаются. Пульхерия установила, чтобы в этом храме в третий день седьмицы совершалось бдение и молитвословие, что и до ныне наблюдается.». Иператрица Пульхерия повелела совершать определённое чинопоследование возле этой иконы. Монастырь Одигитрии находился на берегу мраморного моря, недалеко от императорского Влахернского дворца (комплекс, соединяющий в себе церковь Влахернскую и дворец). Сам храм монастыря Одигитрии был небольшой, поскольку было много почитателей, много приходило молиться, икону стали переносить для поклонения во Влахернскую церковь во время великого поста на страстной седмице, поскольку было много паломников. О том, что действительно образ Одигитрии переносился во Влахернский храм свидетельствует нам русский паломник Добрыня (в крещении Антоний), который в начале 13 века приходя в Константинополь посещал Влахернскую церковь и писал, что там хранится образ написанный ев. Лукой и его переносят во Влахернский храм.

Также о написании первых икон Богоматери и Богомладенца Христа апостолом Лукой свидетельствуют и многие богослужебные тексты. Так, например, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в первой песне канона говорится: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодуховенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». А в первом икосе акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Владимирской читаем: «…но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: с сим образом благодать Моя и сила да пребудут». В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница».

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. Эти иконы были известны лишь небольшому кругу христиан. По прошествии значительного времени, оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения. Можно сказать, апостол Лука положил начало иконописанию, определил его основные принципы. А Сама Божия Матерь сообщила иконам благодатную и таинственную силу, произнеся слова: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут».

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист […]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука […] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Образы святого апостола и евангелиста Луки встречаются в числе других евангелистов с раннего времени. Самое раннее изображение Евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340). С начала V века изображения крылатых животных — символов Евангелистов — помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды церкви Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400).


Мозаика конхи апсиды Церкви Санта-Пуденциана в Риме.

В тот же период появились изображения символов Евангелистов с книгами:


Триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549).

В V-VI вв. появились изображения самих Евангелистов с их символами. Один из первых примеров — мозаика капеллы церкви Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Евангелистами. На мозаиках вимы церкви Сан-Витале в Равенне (546-548) Евангелисты представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, конца VI в. Лука изображен с крылатым тельцом:


Миниатюра Евангелия св. Августина Кентерберийского, конец VI в.

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Евангелистов, пишущих Евангелия. Этот иконографический тип восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами. Чаще всего Евангелисты изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. Лука обычно изображался как муж средних лет с короткими темными волосами и бородой, иногда с гуменцом (тонзурой).


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; XII в.; местонахождение: Греция. Афон

Реже встречаются фигуры стоящих Евангелистов с книгой или со свитком в руках:


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; X в.; местонахождение: Греция. Афон

В системе декорации крестово-купольного храма изображения Евангелистов помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света:


Евангеист Лука. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Иконы Евангелистов могли входить в состав деисусного ряда:

Евангелист Лука. Икона из деисусного ряда монастыря Хиландар. Афон. Ок. 1360 г.

На миниатюрах апостол Лука часто изображается со своим учителем – апостолом Павлом (см. выше) или, как и другие евангелисты, с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текста. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период.


Святой апостол и евангелист Лука; XVI в.; Греция. Афон, монастырь Дионисиат.

Типичным для русского искусства стало изображение Евангелистов на створках царских врат, в деисусных чинах иконостасов, а также в композиции Страшного суда.


Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Около 1425. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Деталь фрески « Апостолы и ангелы » в композиции Страшный суд. 1408 г. Андрей Рублев. Успенский собор, Владимир, Россия .

Наиболее интересными являются изображения святого Луки, пишущего икону Божией Матери, которые начинают появляться в палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах. Так, Греческий иконописный подлинник Ерминия о св. Луке кратко говорит: “Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы”. Лука представлен в композиции сидящим, но вместо пюпитра, как у других евангелистов, перед ним представлен мольберт с иконой Богоматери, а вместо чернильницы — краски, в руке кисть. Самым древним подобным изображением является фреска церкви Рождества Богородицы монастыря Матейче в Македонии, датируемая 1355-1360 годом.

Апостол Лука пишет икону Богородицы. Икона Эль Греко. Ок. 1560-1567

С конца XV века такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях Евангелия, а также “Повести о иконном изображении, како и когда зачася” и “Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии”, рядом с текстом: “По воскресении и восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святого Духа, минувшим пятидесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала в благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие о рождьшей Того Приснодевей Марии, также и Деяния святых апостолов в книжицы. И паки той первый божественного изображения, еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание Пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно… И приносит к первообразней госпоже и всех Царице. Она же, очи свои возложивши на ту икону и… возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: “благодать Моя с тобою да будет”.

Начиная со второй половины XVI - XVII века изображения иконописца появляются в станковой и в настенной живописи.

Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

Ап. Лука. Икона. Русь. Середина XVI в. 89 х 65. ПГОИАХМЗ. Псков.

Ап. Лука. Икона. Вторая половина XVI в. ГТГ. Москва, Россия

Интересно, что изображение художников в древнерусской живописи начинается именно с Луки. На иконе из Успенского собора Московского Кремля «Митрополит Петр в житии» конца XV или начала XVI века имеется клеймо, где Петр изображен пишущим икону Богоматери Петровской, автором которой его считали. В житии Сергия и Никона Радонежских конца XVI века изображены Андрей Рублев и Даниил Черный, пишущие фрески. И хотя изображения эти немногочисленны, они крайне интересны тем, что труд иконописца представлен в них важным и высоким.


Ап. Лука с житием. Наседкина А. (выпускница Иконописной школы 2005 г.). Сергиев Посад. 2005 г. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.

Использованные источники.

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

За эти сердечные слезы Иисус даровал Луке неописанную радость, о чем сам апостол рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени. В день Воскресения Христова Лука с другим апостолом, Клеопою, шли в селение Еммаус, близ Иерусалима. В это время приблизился к ним Сам Воскресший Иисус. Но глаза их были удержаны, и они не узнали Его. Господь спросил, о чем они рассуждают и отчего так печальны. Лука и Клеопа с душевной тоскою рассказали о вольных страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя. «А мы надеялись было, - продолжали они, - что Он есть Тот, который должен избавить Израиля. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба, и не нашли тела Его, и, придя, сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив».

Тогда Господь ответил: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем в Писании. Идя и беседуя с Господом, Лука из собственных уст Его почерпнул глубину неизреченной премудрости, и, как добрый ученик Христов, научился тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие народы в веру Христову. Но в то время апостол еще не узнал божественного Спутника.

И лишь когда Христос, возлежа с Лукой и Клеопой за вечерней трапезой, взяв хлеб, благословил, преломил и подал, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Иисус стал невидим. Тут пламень божественной любви, сокрытый доселе в сердце Луки, обнаружился словами: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание?» И, встав в тот же час, Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о явлении им на пути воскресшего Господа. Во время этого рассказа в горнице, где они собрались, явился сам Христос и преподал всем мир и наставление (Лк. 24:13-49).

По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан.

В Антиохии Лука вступил в число сотрудников апостола Павла и сделался участником в трудах и страданиях его. Он с Павлом проповедовал имя Христово не только иудеям, но и язычникам, и был в Риме, как это видно из книги Деяний апостольских. Апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его братом, возлюбленным врачом. И Лука любил всем сердцем Павла и почитал как учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола, он был с ним во время предсмертного заключения его в темнице, о чем писал оттуда Павел к Тимофею: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною». (2 Тим. 4:6-10).

Быть может, Лука своим врачебным искусством облегчал болезни узника, страдавшего, как говорит предание, головной болью, слабостью зрения и другими телесными недугами.

После страдальческой кончины первоверховного апостола Павла Лука проповедовал слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции. Уже в глубокой старости апостол Лука, принявший в продолжение своей жизни многие страдания за имя Христово, посетил Ливию, прошел ее всю и прибыл в Египет. Здесь он умножил паству Христову, обращая язычников в святую веру.

Возвратясь из Египта, Лука проповедовал Евангелие в греческом городе Фивах, устроил там церкви, поставил иереев и диаконов, и, излечив многих как от телесных, так и душевных болезней, наконец принял в этом городе мученический венец от идолопоклонников. За неимением креста, его повесили на оливковом дереве. Так окончил жизнь свою апостол и евангелист Лука, в возрасте восьмидесяти четырех лет.

Святой Лука был погребен в Фивах, и Господь, прославляя и по смерти своего апостола и евангелиста, в ознаменование его врачебного искусства ниспосылал дождем на место, где упокоилось тело его, целительный каллурий - лекарственную примочку от глазной болезни. При гробе Луки, по молитвам угодника Божия, верующие получали исцеления и от многих других болезней.

Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов.

Апостол Лука носит имя евангелиста, потому что им написано в Риме, по вдохновению от Духа Святаго, Евангелие, заключающее в себе все подробности земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Апостол передал нам в Евангелии не только виденное и слышанное им самим, но и то, что видели и слышали другие, ранее последовавшие за Христом, иже, и сперва самовидцы.

Свое Евангелие Лука начинает повествованием о служении отца Иоанна Предтечи, святого Захарии, одного из ветхозаветных священников, которые обязаны были приносить в жертву Богу, между прочими приношениями, и тельцов. Поэтому-то обыкновенно на иконах при евангелисте Луке изображается телец.

"Святой Лука пишет Богородицу" Барбьери

Апостол Лука написал и книгу Деяний апостольских, в которой подробно изобразил сошествие Святаго Духа на апостолов, их труды и чудеса, распространение Евангелия среди неверующих чрез проповедь апостольскую и устройство первоначальной церкви Христовой на земле, в особенности же подробно поведал о жизни и деяниях апостола Павла.

Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, а затем еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами». Евангелист Лука, рассказывает то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Таким образом, от апостола и евангелиста Луки, началось иконописание в мире.

В середине XII века одна из икон Божией Матери, приписываемых апостолу Луке, была доставлена из Константинополя, где прежде хранилась, в Киев. Отсюда она вскоре была перевезена во Владимир, а в 1395 году, при нашествии Тамерлана, торжественно перенесена в Москву, после чего Тамерлан оставил намерение овладеть столицей и ушел из России. Чудотворная Владимирская икона Богоматери была поставлена в Москве в Успенском соборе.

Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется Церковью 18 (31) октября, а день перенесения святых мощей его - 22 апреля (5 мая).

Об иконе

Евангелист Лука и его иконы Богородицы - день памяти святого 31.10 н.ст. (18.10 ст.ст.)

В октябре Русской Православной Церковью празднуется память свя-того апостола и евангелиста Луки, сподвижника апостола Павла, автора одного из четырех Евангелий и Деяний Святых Апостолов, которого Священное Предание также называет первым иконописцем , написавшим образ Пресвятой Богородицы.

Согласно Преданию апостолу Луке принадлежит около семидесяти икон Богородицы. Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет".

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и, как замечается в Четьях-Минеях и Прологе, сим положил начало доброму и досточестному делу - писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы.

С тех пор наши предки стали почитать его духовным руководителем в таком святом деле, как писание икон, положив молиться ему о помощи и наставлениях. Таким образом, с давних времен евангелист Лука считается в христианском мире покровителем иконописцев, под защитою которого в средневековую эпоху и позднее возникали и существовали в Европе различные сообщества художников.

Евангелист Лука - Апостол от 70-ти, священномученик, автор книги Деяний святых апостолов, иконописец, происходил из Антиохии Сирийской и с юности посвятил себя наукам: изучил еврейский закон, греческую философию, живопись и медицину. В Иерусалиме он услышал из уст Господа Иисуса Христа Его Божественное учение и уверовал в Него как в Мессию. После сошествия Святого Духа на апостолов св. Лука проповедовал веру Христову в Антиохии, где стал вскоре сподвижником пришедшего туда ап. Павла. Вместе с ним он был и в Риме, где по просьбе христиан написал Евангелие, а позднее и книгу Деяний свв. апостолов. После мученической кончины ап. Павла Лука прошел с проповедью веры Христовой Италию, Далмацию, Галлию, Македонию и Ахаию (область в Греции). Проповедовал святой апостол и в Ливии, и в Верхнем Египте, затем, снова вернувшись, в греческих землях. Здесь он трудился над устроением Церкви Христовой, рукополагая священников и диаконов, исцеляя молитвой больных. Свою апостольскую деятельность Лука, достигнув более 80-ти лет от роду, увенчал в греческом г. Фивы мученической кончиной: он был повешен язычниками на оливковом дереве. Святому Луке приписывают создание нескольких самых знаменитых икон Богородицы - Владимирской Богоматери, Ченстоховской иконы Божьей матери, Сумельской иконы Божьей Матери, Киккской Богоматери.

Известные сегодня иконы Богородицы евангелиста Луки, несомненно, представляют повторение древнейшего иконного типа, образовавшегося окончательно на Востоке. Приуроченный к имени евангелиста Луки, этот византийский тип сначала во время иконоборческих волнений, а затем в эпоху крестовых походов греческие мастера распространили по всей Западной Европе, преимущественно в Италии, где возникла греко-итальянская школа живописи, передавшая его с некоторыми изменениями последующим поколениям и временам. Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах.

Задолго до этого времени у нас на Руси также известны были иконы Богоматери евангелиста Луки, принесенные в XI—XII столетии из Царьграда.

Сегодня в Русской Церкви на-считывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке. Кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21.

Первый иконописец написал образ Пречистой с Младенцем на столешнице от стола, где совершало трапезу Святое семейство. Этот образ Богородицы с младенцем Христом называется «Елеуса» - «Умиление». Одна из известнейших икон этого типа - Владимирская икона Божией Матери . Еще одна икона - «Иерусалимская» - по преданию написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя. Им же создана «Одигитрия»-«Путеводительница», её яркий пример в русской православной иконописи - Казанская икона Божией Матери .

Конечно же, это хоть и древние, но все же только списки с икон святого евангелиста, трудно полностью доказать принадлежность старинной иконы кисти самого Луки. Трудно представить, что какой-то из подлинников дошел до наших дней. Но Церкви важно другое: подчеркнуть преемство благодати и силы, присущих всем спискам с этих икон, ведь они воспроизводят подлин-ные черты Богоматери, запечатленные святым евангелистом Лукой. На утрени, в день празднования Вла-димирской иконы мы слышим такие слова: "Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих".

Предание о написании икон Богородицы евангелистом Лукою было общераспространенно в христианском мире и в качестве несомненного факта религиозной жизни вошло в греческий Иконописный подлинник , устанавливающий изобразительный канон Иконы самого святого апостола Луки, запечатлевающего образ Богородицы.

Позднейший составитель Иконописного подлинника, находившийся под сильным влиянием древнего Предания, давая наставление живописцам об изображении внешнего вида апостолов и евангелистов, о св. Луке кратко говорит: «Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы».

И действительно на некоторых древних иконах и в миниатюрах рукописей мы видим его с иконописными принадлежностями, пишущим икону Богоматери или уже представляющим ей свой оконченный труд. Чаще всего такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях, таких как: «Повести о иконном изображении, како и когда зачася» и «Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии». Они расположены напротив следующих слов текста: «По воскресении и по восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святаго Духа, минувшим пятинадесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала во благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие и о рождьшей Того приснодевей Марии, таже и Деяния святых апостол в книжицы. И паки той первый бо ественнаго иконнаго изображения еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно... И приносит к первообразней Госпоже и всех Царице. Она же, очи Свои возложши на ту икону и... возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: благодать Моя с тобою да будет»...Принадлежности художнического звания стали отличительным иконографическим признаком евангелиста Луки.

Святым апостолом Лукой было положено начало замечательному делу иконописания во славу Господню, ибо икона, являясь носителем первообразов, изображенных на иконе, помогает нам в молитвенном труде. Икона наделяется вероучительным значением, она - свидетельство о во-человечении Бога, "Евангелие в крас-ках", путь общения со Христом, Пре-святой Богородицей, святыми. Как и Честной Животворящий Крест Госпо-день она - знамя христианства, нагляд-ное исповедание веры. Церкви много раз приходилось отстаивать именно этот взгляд на священный образ. Она пронесла его через эпохи расцвета и упадка, гонений и торжеств, запечат-лела кровью мучеников и отвоевала в богословских спорах.

Икона евангелиста Луки, пишущего образ Богородицы, значима для нас теми чудесными исцелениями, которые происходят при искренней, горячей молитве Святому, предстательствующему за нас перед Господом со всеми святыми, почитаемыми Православной Церковью. Эта икона значима и тем, что, представляет перед нами первообраз, идеал иконописца, выражая через высокий духовный строй самого Святого Апостола ту внутреннюю религиозную наполненность, с какой должно приступать всякому иконописцу к своему деланию.

Тропарь, глас 5:

Апостольских деяний сказателя

и Евангелия Христова светла списателя,

Луку препетаго, славна суща Христове Церкви,

песньми священными святаго апостола похвалим,

яко врача суща, человеческия немощи,

естества недуги и язи душ исцеляюща /

и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:

Истиннаго благочестия проповедника,

и таин неизреченных ритора,

звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим:

Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,

Един ведый сердечная.

Молитва первая ко Святому апостолу Луке

О, святый Лука, Богом избранный и Матерью Божией благословеный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабам Господним. Яко мы по многим прегрешениям нашим обретаемся во тьме и сени смертной, отдалече от Бога отстоя. Чрез то стыдом посрамленные не имамы дерзновения Господа молити о прощении, призываем тя, великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете, моли о нас Господа, да помилует нас. Умоли Господа, святый Лука, да обновит в нас страх Господень, он же любы привлекает, а грех отгоняет. Яко мы тако навыкли грешити по всях день и час, и во сне, яко не вемы слов Господа: бдите, яко не знаете часа, егда хочу приити, Он же может на всяк час призвати нас из сего привременного живота в вечный. Пробуди в нас, святый Лука, страх и премудрость, о них же святый царь и псалмопевец Давид рече. Да твоими молитвами получим покаяния слезы, ими же вси наши души от греха очистятся. Яко мы в духовной слепоте и дебелости суще не можем плакатися своего мертвеца, си речь самих себе, многи же слезы, потоки слез потребно да пролием за множество содеянных грехов. Помози ны, неразумным, да уразумеем писание еже ты сам списал еси, яко истинным разумом уразумеем истинные словесы, да бежим от греха яко от огня и вси силы приложим да приблизит ны Бог. Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же живот. Помози нам, святый Лука, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот. Да будет нам Бог вся во всем. И ныне и во веки да пребудем близ Него. Да бы и нам, яко ти с Клеопою егда путешествовали во Еммаус, сердце и душа трепетны быша от присутствия Его. Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий и радостны ны творяще, да возможем стрелы лукаваго, на всяк час в нас испускаемы, отгнати. С тем же получим и любы Божия, да руководит нас к Вечному Отечеству, идеже вси силы небесные, вси святии, Мати Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе тобою написанной увековечен еси. Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются, да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Лука, преселитеся егда нас Господь призове, да тамо вечно славим Бога во Святой Троице: Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во все бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.