Ремонт Стены Уход

За что бог дает столько испытаний. Почему Бог даёт и посылает человеку испытания

Отвечает , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

– Человек может задавать один и тот же вопрос: «Почему со мной так происходит?» в совершенно разных, диаметрально противоположных случаях. Одно дело – какие-то бытовые, текущие неприятности, досада на себя, на неумение справляться с элементарными вещами. Другое – глобальные, серьезные, экзистенциальные вопросы, такие, как одиночество, потеря близкого.

То есть одно дело, когда каблук сломался, когда женщина спешила на встречу с боссом, в итоге – опоздала и лишилась великолепной вакансии. Тогда тоже задается вопрос: «Почему со мной так случилось?» На него отвечать бессмысленно и глупо, потому что… бессмысленно и глупо. Но нельзя пройти мимо серьезных вопросов, таких, как вопрос Елены, которая очень хочет иметь семью, стремится к браку, сохранила целомудрие, живет среди хороших и добрых людей и которая не обделена, в общем, ничем, по сравнению с другими. Но что-то не клеится. Что с ней не так и почему? Как она должна принять в себе эту волю Божью? Является ли это вообще волей Божьей?

Здесь появляется еще один вопрос – есть ли вообще воля Божья на страдания, на одиночество, на что-то другое, приносящее человеку боль? И это кардинальный вопрос.

Я не думаю, что воля Божья такова, чтобы люди страдали. Нет воли Божьей на то, чтобы маленькие дети умирали от страшных болезней. Нет воли Божьей на то, чтобы люди оставались одиноки и мучились от этого, потому что, Сам Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному » (Быт. 2:18)

Нет воли Божьей на то, чтобы люди были инвалидами. Нет воли Божьей на то, чтобы люди были несчастными, чтобы люди рождались в неполноценных семьях. И чтобы дети страдали, потому что их родители не любят.

Так что нельзя ставить вопрос «Как принять волю Божью»? Если так вопрос будет ставиться, то тогда не стоит удивляться, когда нас будут спрашивать люди со стороны: «Почему у вас такая странная вера?».

Если мы допускаем, что есть воля Божья на какие-то негативные, трагические явления, мы так должны и отвечать: «Все происходит, потому, что на это есть воля Божья». И насколько кощунственно это прозвучит, что есть воля Божья на смерть младенцев, на раковые заболевания, на жестокие убийства невинных людей, на войны, на ложь, на обман, на предательство, на измену, на преступления. Разве может быть на это воля Божья?!

Изменить картину мира…

Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1-3).

Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного конкретного слепого и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира.

Господь берет на себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей собственной кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви.

Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут перестать этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь.

Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел, – если ветхий ветшает, то внутренне он обновляется.

Больше вопросов не будет

Когда человек оказался в непростой ситуации, или когда с ним произошло нечто экстраординарное, и при этом в своей жизни он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло.

Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

Я говорю с ними о Царствии Небесном, о том, чувствуют ли они присутствие Бога в своей жизни. И для меня всегда какое-то чудо, открытие, когда я от этих, совсем еще маленьких, но самых настоящих христиан слышу, что они это присутствие Божье ощущают очень ярко, очень близко. Когда они оказываются способны, например, в ситуациях, когда им приходится терпеть страшные боли, бороться и стараться не показать этих болей своим родителям. И главное, что эти дети (это не будет открытием тайны личной исповеди), каются на исповеди в том, что у них не хватает сил терпеть боль и родители, видя их страдания, страдают сами. Мне понятно, что они с Богом очень близки.

Конечно, ситуации бывают разные. Есть дети, которым 16-17 лет, они находятся в очень сильной депрессии от происходящего. Они не могут до конца многого принять, но стараются. Стараются, понимая, что час смерти близок. Стараются и их родители.

Недавно я говорю одной матери: «Крепитесь» А она мне отвечает с улыбкой: «Да что вы, я давным-давно все приняла». И виден такой мир, покой в ее душе от того, что для нее Бог – рядом. Притом, что у нее – трагедия, на ребенка, в его стадии болезни просто страшно смотреть постороннему.

Если человек не врач, не священник, не родитель, тяжело находиться рядом больше нескольких минут, видя такое страдание маленького человека.

Есть на это страдание воля Божья?

Можно ли принять это как волю Божью?

Можно ли принять Бога в свою жизнь?

Как это сделать?

Не знаю.

Как это делают эти люди?

Не могу сказать.

Нет у меня метода, волшебной формулы, готового рецепта.

Очень важно, если человек окажется способным в ситуации скорби, непонимания Бога, в ситуации, когда жизнь кажется ему совершенно бессмысленной и бесполезной подумать: «Как мне с Богом поближе познакомиться, как мне Бога принять, как мне получить от Него этот Свет, чтобы он, просветив, снял с меня этот вопрос». Потому что этот вопрос нельзя решать. На него нет ответа. И если его задавать постоянно, ответа все равно не будет, но будет постоянное состояние уныния, душераздирающего состояния безответности. Но можно снять этот вопрос из своей жизни.

Мир, в котором мы живем, он весь искажен, он весь как минное поле, как поле битвы. Где тут можно найти что-нибудь такое, какой-нибудь оазис, где можно спокойно пересидеть до Страшного суда? Да нет такого места на Земле.

И здесь для меня очень важны слова Кьеркегора о том, что если человек относится к Богу как к Силе, как к Разуму, как к Чуду такому, на Которое все время ориентироваться, то человеку как-то надо все время стараться Бога понимать: почему так, почему эдак происходит. Чтобы не ошибиться перед таким Могущественным, Разумным, Сверхсправедливым и таким Правильным Богом. Но если «Бог – есть Любовь» (1Ин. 4:16), то совсем не страшно Его не понимать. Просто надо научиться эту Любовь чувствовать, суметь к этой Любви приблизиться, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась человеческого сердца. Потому, что если она коснется сердца, то, во-первых, человек тогда к Евангелию начинает по-другому относиться, к жизни своей религиозной, к самому себе. И, конечно, он к Богу начинает по-другому относиться.

Так что человеку надо решиться и принять Бога в свое сердце.

Фольклорное

Мысль, что Бог посылает какие-то испытания тому, кого Он больше любит – это такой фольклор, вроде присказок-частушек. Вроде того, что нет креста не по силам, Бог посылает нам лишь испытания по силам.

Простите меня, Евангелие – это что, по силам?!

Как мы можем говорить такую чушь, что крест не бывает непосильным?

Да, крест всегда непосилен. Не бывает посильного креста.

А вот эти слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) – это по силам?

По силам человеку слышать такие слова?

Он что-то может сам, не впустив Бога в свою жизнь?

Если да, тогда, наверное, есть какое-то другое «евангелие», которое всем по силам. Существует такое адаптированное в умах человеческих «евангелие», где христианство и национальные идеи – это примерно одно и то же; где наши народные традиции и вообще традиции веков и жизнь во Христе – это одно и то же. Да, если такое «евангелие», то оно вполне по силам. «Евангелие» традиций, «евангелие» уставов, «евангелие» имперско-державного сознания, «евангелие» чего угодно. Только Христос в Своем Евангелии ни о традициях, ни о национальных идеях ничего не говорил.

Когда все правильно

Нередко человек думает: «Я все делаю правильно, почему же в итоге так со мной происходит?»

Но наша жизнь не зависит от того, что мы делаем правильно или что мы делаем неправильно.

Да, в категориях Ветхозаветной справедливости подобное установление, так сказать, правил дорожного движения, конечно, работает. Пойдешь налево – это потеряешь, пойдешь направо – потеряешь то. Иди лучше прямо. Тяжело, но, по крайней мере, правильно. «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Второзаконие 5:32-33).

Но что такого плохого и неправильного сделали апостолы, что каждого из них казнили с жуткими, страшными пытками, что их в течение всей апостольской жизни непрестанно, побивали камнями, унижали и сажали в тюрьмы, гнали? Почему у них не было нормальной семейной жизни? Почему у них не было хорошей квартиры, дачи в доступности от центра Москвы, хорошей машины, работы, зарплаты, пенсии и уважения населения?

Повторяю, что они сделали неправильно? Кто сумеет ответить на этот вопрос, наверное, ответит, что правильно или не правильно делает он сам.

Что же касается главного вопроса, который мы обсуждаем: «Почему это случается в моей жизни?» – повторяю, на него нет ответа.

Есть только одна возможность – этот вопрос снять с повестки дня. Снять его можно только тогда, когда человек очень близок с Богом.

«Что значит человек, что Ты каждое утро посещаешь его, и испытываешь его каждое мгновение?» (Иов 1:17,18)

Что же это значит, что Бог каждое утро посещает нас и испытывает нас в каждом мгновении нашей жизни? Зачем Он это делает? Какова Его цель? И готовы ли мы к тому, чтобы подвергаться ежеминутному испытанию? Просыпаемся ли мы с чувством ожидания испытаний? И что вообще означает испытание Божье? Бог испытывает нас не потому, что Он зол на нас или хочет наказать нас. Напротив, испытания это знак Божьей благосклонности. Он испытывает нас, потому, что хочет установить нашу ценность. Ювелир подвергает золото или серебро определенным испытаниям. Он делает это потому, что эти металлы имеют ценность и особое предназначение. Он не заботится о том, чтобы испытывать железо или алюминий.

В эпоху патриархов жил один человек, который имел необыкновенную праведность. Его звали Иов. Бог высоко ценил Иова. Он дал ему характеристику, как самому праведному человеку своего времени: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). Сатана же, в свойственной ему манере, возражал Богу, и обвинил Иова в том, что он живет праведно только потому, что хочет что-то получить от Бога: «разве даром Богобоязнен Иов. Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его благословил Ты, и скот его распространился по земле. Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет» (Иов 1:9-11).

В ответ Бог позволил сатане испытать Иова. Сначала Он позволил сатане разрушить все, что принадлежало Иову: его имение, его слуг и его детей. Затем Бог даже позволил сатане коснуться тела Иова и поразить его проказой с ног до головы, но Он не позволил сатане взять жизнь Иова. Иов понял, что Бог испытывает его, и он сказал: «пусть испытает меня, – выйду как золото» (Иов 23:10). Иов – это – то золото, которое подверглось испытанию огнем. Он вопил в мучениях души своей, но не сдавался. Он не послушал совета жены своей, но проявил терпение и долготерпение, не изменив своей позиции перед Богом: «все еще тверд ты в непорочности твоей! Прокляни Господа и умри. Сказала ему жена. Но он сказал ей: как одна из негодных говоришь ты. Неужели доброе примем мы от Бога, а злое не примем? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:9,10). Очень типично, что Елифаз и два других религиозных друга Иова сделали заключение, что причиной страданий Иова, был его грех. Они клеветали на него ужасным образом. Но как бы, то, ни было, в конце Бог отстоял неповинность Иова и поставил на место его друзей. Он сказал Елифазу: «Вы говорили о Мне не так верно, как раб мой Иов» (Иов 42:7). Окружение Иова, его жена и его друзья не распознали истинных причин происходящего с ним, и испытание его приняли за наказание. Иов подвергся жесткому испытанию, потому, что он имел особое призвание – продемонстрировать всему миру, каким должен быть истинный праведник.

Авраам был другим праведником, который тоже подвергся суровому испытанию. Бог попросил его принести в жертву всесожжения своего сына. Что пережил Авраам в своем сердце, когда вел своего единственного сына на жертвенник? Какие муки испытывала его душа? Но он не остановился на полпути, не изменил своему договору с Богом, он упорно шел вперед, чтобы исполнить Волю Господа. Авраам подвергся особому испытанию, потому что у него была особая судьба – стать отцом Божьего избранного народа как Евреев, так и последователей Христа из других народов. Бог применяет особые испытания в отношении тех, для кого Он имеет особые цели.

Новый Завет очень ясно предупреждает нас, что как ученики и последователи Иисуса Христа, мы должны ожидать того, что будем испытаны. Петр сравнивает нашу веру с золотом, подлинность которого должна быть испытана огнем. Иаков говорит нам, что мы должны встречать испытания с радостью: «Братья, радуйтесь, когда вы сталкиваетесь с различного рода искушениями. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает терпение, а терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенными и цельными, без всяких недостатков… Мы считаем благословенными тех, кто проявлял терпение. Вы слышали о терпении Иова и видели, какова была цель Господа, потому что Господь богат милостью и состраданием» (Иаков 1:2-4; 5:11). Иаков говорит о Иове, как о благословенном праведнике, который явил миру образец терпения и остался верен своему Богу. Иаков так же подчеркивает, что Господь, испытывая Иова, имел особую цель. На протяжении длительного времени, пример Иова демонстрирует многим поколениям верующих, каково должно быть их терпение, чтобы пройдя все испытания, оказаться верным и войти в вечное Царство Господа Бога. Для нас очень важно научиться отличать Божьи испытания от Его наказаний. Многим людям кажется, что раз они стали верующими, то они освобождены от Божьего наказания, особенно если они являются верующими уже долгое время, или несут священническое служение. Но такое отношение не основано на Писании. Таким верующим в послании к Евреям написано следующее: «Вы забыли слова ободрения, обращенные к вам как к сыновьям: Сын мой, не пренебрегай тем, что Господь тебя воспитывает, не теряй присутствия духа, когда Он тебя порицает, Господь воспитывает тех, кого Он любит, и бьет каждого, кого принимает как сына. Страдания, которые вы терпите, – это часть вашего воспитания. Бог относится к вам как к сыновьям. Разве есть такой сын, которого бы отец не воспитывал? Если вы не прошли воспитания, которое достается всем, то вы незаконные дети, а не подлинные сыновья» (Евреям 12:5-8).

Очень впечатляет пример, как Бог работает с Моисеем. Моисею было 80 лет, когда Бог поручил Ему вернуться в Египет и освободить Израиль от рабства. Когда Моисей был на пути в Египет, Господь встретил его и хотел убить. (Исход 4:24-26.) Почему? Из-за непослушания. Моисей не сохранил завет обрезания, который Господь заключил с Авраамом и его потомками (Бытие 17:9-14.) И только после того, как Моисей покаялся и обрезал своего сына, Бог пощадил его и позволил продолжать путь. Господь посчитал за лучшее убить Моисея, чем позволить ему оставаться в непослушании, при исполнении такой ответственной миссии, как спасение народа Израиля. Лидерская позиция Моисея не освобождала его от Божьего наказания за непослушание, а наоборот обязывала его быть исполнителем воли Божьей во всем. Никто не сможет исполнить Божественное предназначение для своей жизни, если в его жизни есть непослушание.

Царь Давид, размышляя над своей судьбой в вечности, говорит Богу: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23-24). Если мы искренне позволяем Богу исследовать наши сердца, и Он при этом не указывает нам на наши скверны характера или на наши грехи, то мы можем сделать вывод, что происходящее с нами не является наказанием. В данном случае, это есть испытание, которое пришло в нашу жизнь для того, чтобы сделать нас более терпеливыми в нашем дальнейшем следовании за Господом. Через испытания Господь тренирует нас в терпении и приготавливает для преодоления еще более трудных испытаний, которые грядут в последнем времени.

Научившись различать испытания и наказания, мы должны правильно реагировать на происходящее. Нашим ответом на наказание должно быть покаяние, а ответом на испытание должно быть терпение. Довольно часто у нас просто не хватает смелости признать, что нас постигло наказание Божье. И мы бросаемся в атаку на сатану, в то время как нам следовало бы просто раскаяться в содеянном. Истинный корень этой проблемы – гордость. Не редко мы довольно самонадеянны и полагаем, что то, что мы делаем, конечно же, нравится Богу, но так ли это на самом деле? Согрешая, мы упорно убеждаем себя и других в том, что мы не имеем вины, и тем самым запираемся в грехе, усугубляя свое положение.

Если же мы проникнемся пониманием того, что Бог хочет совершить в нашей жизни, то мы изменим свое отношение к Нему. Мы позволим Ему заменить наше неверие – верой, недоверие – доверием, непослушание – послушанием. Принятие Иисуса Христа своим Господом и Спасителем – это только первый шаг на пути достижения истинной веры. Процесс будет завершен, когда наша вера перерастет в абсолютное доверие Богу. Царь Давид в псалме 36:5 говорит: «Вверь Господу путь твой и полагайся на Него – и Он сделает. Вверь Господу путь твой – это значит однажды поверить Ему». Поверить в то, что только Он знает истинный путь, и что только Он может привести тебя в Свое вечное Царство. Полагайся на Него – это значит иметь с Ним правильные отношения на протяжении всей жизни, доверять ему во всех жизненных ситуациях и в смирении принимать от Него любое Его решение. И тогда Он сделает твою жизнь успешной. Многие верующие делают первый шаг, акт веры, но не развивают отношения доверия. Странно, но многим из нас проще доверять земным организациям, чем Богу небес! Самая первая цель, которую преследует Бог, испытывая нас – это произрастить в нас доверие. Находясь в самой середине своего испытания, Иов заявляет: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться…» (Иов 13:15). Такая позиция Иова побудила Бога открыть Ему то, что было сокрыто от многих: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27). Наше спасение от греха не является полным до тех пор, пока не устранены последствия падения и внутри нас не выросло доверие. А для этого нам необходимо пройти через многие испытания. Для нас очень важно видеть всегда перед собой Божью конечную цель для нашей жизни: воспитать в нас непоколебимую уверенность в том, что Он достоин абсолютного доверия. Мы более стремимся к великим достижениям, чем к изменению своего характера. Однако Бог заинтересован больше нашим характером, чем нашими достижениями. Достижения важны только во времени, а характер вечен. Он определяет нашу позицию в вечности. Бог не допустит нам быть испытуемыми сверх сил. Каждое испытание, через которое мы проходим, направленно на то чтобы сформировать наш характер. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не станем во Христе всем, кем Бог предназначил нам быть. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иакова 1:12).

Когда с вами или близкими что-то случается, вы невольно думаете: «За что? Почему это произошло именно со мной/с нами? Неужели нам от Бога такое? За что такое испытание?»

Прежде, чем говорить об испытании, следует уточнить понятие. Испытание – это несчастье, которое стоит нам больших душевных сил. То есть, это всегда нечто на грани ваших возможностей. Жизненная трудность и испытание – две разные вещи. Да и само испытание, если оно и является таковым, дает не Бог.

За что Бог дает испытание?

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. гл. 13:1-5)

В отрывке из Евангелия от Луки Господь дает понять нам, что несчастья – не всегда возмездие за грех. «Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников » (Еккл. гл. 8:14). Часть трудностей, выпавших на нашу долю – результат наших собственных ошибок, часть дана нам для наставления, научения. И только часть – это наказание за грехи, совершенные ранее.

Иногда мы догадываемся, что согрешили в чем-то. В таких случаях, нужно попытаться вспомнить, в чем именно. Например, вы кого-то сильно огорчили, причинили ему много неприятных минут. Лучший выход в такой ситуации – исповедоваться у священника. Если батюшка благословит, сможете попасть на таинство Соборования (Елеосвящения), чтобы Господь отпустил вам неисповеданные грехи. После соборования происходили и чудесные исцеления, и улучшения в жизни людей.

Господь любит каждого из нас

Нельзя упрекнуть Господа в невнимательности к нам. Ведь Он отдал Сына Своего, потому что любит нас, чтобы мы не совершили. Две тысячи лет назад Иисус Христос сошел на землю, прожил человеческую жизнь и умер страшной, мучительной смертью, чтобы грехи каждого из нас были прощены. Через Иисуса Христа мы получаем прощение грехов, имеем право называться сынами Божьими. Это благодать, проявление большой любви Бога к нам.

До пришествия Христа люди были лишены прямого общения с Богом: они могли только приносить жертвы за грех. Живого общения с Богом удостаивались только израильские пророки (об этом можно прочесть в Ветхом Завете). Сегодня все изменилось. Любой человек, любой национальности может рассчитывать на Божью помощь и поддержку.

«Не оставлю вас и не покину вас » - это сказал сам Иисус Христос. Поэтому есть большой шанс - выйти победителями из каждого испытания, которое преподносит судьба.

Как можно вынести испытание?


Господь поможет в любой ситуации, какой бы сложной она ни была. У пророка Исайи по этому поводу сказано следующее. «Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава.Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме, и не будет нуждаться в хлебе » (Ис. гл. 51:12). Господь – Утешитель наш во всех скорбях и бедах. Он желает помочь нам. И конечно, испытания приходят в нашу жизнь, чтобы мы вынесли.

«Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать… » (Лк. гл. 18:1). В тяжелые моменты жизни молитва должна стать вашим вторым «я».

«Хорошо , - скажете вы, - но я уже просил помощи у Бога, долго молился, и ничего не изменилось! » Это вы так думаете. На самом деле, молитва верующего всегда бывает услышана. И вас Господь услышал. В будущем Он сделает все для того, чтобы вызволить нас из беды: пошлет нужного человека, или группу людей вам на выручку. Он, «хотя и медлит защищать», но никогда не опаздывает.

Вы всегда, при любых условиях должны молиться, и в радости, и в горести. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы » (Иак. гл. 5:13). Вера – главное оружие христианина, в болезни и в немощи, в любой ситуации.

Конечно, это не означает, что мы должны перестать бороться с недугом в физическом смысле (с помощью врачей, близких людей, собственными усилиями). Однако силы для борьбы, во многом, дает Бог. Вам нужно верить в это, и утверждаться в вере через Божье слово.

Божье оружие в трудной ситуации

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Препоясавши чресла ваши истиною, облекшись в броню праведности, обувши ноги в готовность благовествовать мир, возьмите щит веры, возьмите шлем спасения, возьмите меч духа, молитесь всякою молитвою и прошением во всякое время Духом (Еф. гл. 6:10-18)

Вера – главное оружие в земной жизни христианина. И это следует понимать как метафорически, так и в буквальном смысле. Божья помощь реализуется через Божье слово, которое и является средством защиты для верующего человека.

Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит о всеоружии Божьем: пояс – истина, броня – праведность, обувь – готовность благовествовать мир, щит – вера, меч – Дух.

Общение с Богом происходит через молитву. Вера происходит «от слышания слова Божьего». Необходимо утверждаться в слове Божием, чтобы «облечься в Божье оружие».

Как это можно осуществить на практике?


1).
Найдите в Библии, в Ветхом или Новом завете, слова, которые подходят к вашей, конкретной ситуации. Лучше всего подойдут книга Иова, а также Псалтирь. Также рекомендуем посмотреть (от Ветхого Завета к Новому):

  • Если вы больны: Исаия, гл. 53:5; Иеремия, гл. 30:17; Иаков гл. 5:14,15.
  • Если вы устали, утомлены: Исаия, гл. 41:13; Иоанн, гл. 14:1-4; Матфей, гл. 11:28.
  • Если вы терпите кризис: Исаия, гл. 30:19; Матфей, гл. 6:25-34; Евреям, гл. 4;16.
  • Если ваши близкие в опасности: Иов, гл.5:19-24; Псалом 90; Притчи, гл. 3:22-26.

2). Добавьте несколько стихов к обычному молитвенному правилу. Также произносите эти библейские стихи в течение дня. Так слово Божие действует «на практике».

3). Утвердитесь в вере через Слово, и Господь обязательно услышит вас.

  • «Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа » (Пс. 30:25);
  • «Будь тверд и мужествен… ибо везде с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь » (Нав. гл.1:9);
  • «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня » (Пс. 49:15);
  • «Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей » (Ис. гл. 41:10);
  • «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Мф. гл. 11:28);
  • «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему » (Иак. 5:15).

Как слова влияют на будущую победу в испытании

Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. гл. 12:37)

Важно исповедовать словами то, во что веришь. «Господи, это никогда не закончится! », «Господи, становится все хуже и хуже! » - если вы говорите это, то перечеркиваете то, что Господь приготовил для вас.

Предположим, вы каждый день горячо молитесь об исцелении близкого человека. Но, как только вы произносите слово «никогда», «хуже», вы отменяете слова молитвы. Это то же самое, что нажать на газ, чтобы машина поехала, и в последний момент нажать на тормоз.

Следите за тем, что вы говорите и как. Ведь прав был апостол Иаков, что могущий обуздать язык обуздает и тело.


«Мне 25 лет. Вспоминая всю свою жизнь, начиная с малого возраста, осознаю, что весь этот промежуток времени был наполнен для меня горем и печалью. Я даже не могу вспомнить, были ли в моей жизни радостные дни. Вроде бы, нет… Вот, и думаю, почему же Господь допустил все эти несчастья для меня?» – это строки их письма нашего читателя, и подобных писем приходит не мало.

Разочарования, печаль, боль и одиночество – каждый из нас рано или поздно переживает все это. “Как мог Бог допустить эту трагедию? За что?” – спрашивают многие. Большинство из нас понимают, что никакие события в нашей жизни не происходят случайно, и Бог не является лишь безучастным свидетелем человеческой судьбы.

В Библии есть такое обетование: Любящим Бога… все содействует ко благу” (Римлянам 8:28). Все? Даже страдания и скорби? В это трудно поверить, если мы не понимаем истинной цели встречающихся нам испытаний.

Во-первых, испытания проверяют наш характер. Слабости, скрытые в глубинах нашей души, могут никогда не обнаружиться, если мы не будем подвергнуты испытаниям. Ученые сконструировали специальные приборы, способные измерять прочность разных материалов. Одни испытываются на растяжение, другие – на сжатие, третьи проверяются многократным скручиванием. Только после такой тщательной проверки они рекомендуются для массового производства. Господь ищет такие характеры, которые выдерживают все испытания. Давление, напряжение, любое другое испытание помогает нам определить, кто мы есть на самом деле. И во всех своих переживаниях давайте помнить, что Христос понимает наши страдания, так как и Сам прошел через многие испытания. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Псалом 102:13, 14).

По замыслу Божьему трудности способствуют формированию нашего характера. Наша своенравная и неподатливая жизнь подвергается ударам только для того, чтобы облагородить ее, подобно тому, как огненная печь очищает ценную руду. Неизбежность переживаний и испытаний, которые нам приходится переносить, показывает: Господь Иисус видит в нас нечто драгоценное, что Он желает развивать. Иначе, зачем тратить время на наше очищение?

Наверное, каждому из нас приходилось встречать людей, которые при обычных обстоятельствах кажутся слабыми и неспособными к большим поступкам, но в тяжелых условиях внезапно обнаруживают сильный характер. Господь хотел бы видеть, что испытания не ломают нас, а укрепляют.

Бабочка в коконе беспомощна и слаба, но, стремясь вырваться из кокона, она постепенно набирает силу, и каждый ее новый рывок умножает эту силу. Попробуйте помочь бабочке выбраться из ее пут, и она погибнет. Бабочка может существовать и развиваться, только испытывая свои силы. Если в дни жестоких невзгод мы всем сердцем будем уповать на Бога, то самые скорбные для нас моменты могут оказаться моментами высочайшего духовного взлета.

Известна поговорка: «В несчастье атеистов нет». Отмечено, что во время войны или в любое другое тревожное время посещаемость церквей резко повышается: в своей немощи люди обращаются к Господу, чтобы Он укрепил их. Невзгоды часто пробуждают в человеке потребность в Боге, поэтому неудивительно, что Он допускает наши несчастья. Человек, верящий только в силу денег, может и не узнать Бога и потерять спасение, если богатствам его не придет конец. Рабочий может не понять, что его благополучие зависит от благословения Божьего, если вдруг не окажется под угрозой безработицы. Бог не посылает нам несчастий – это происки сатаны, но Господь позволяет проблемам прийти в нашу жизнь, чтобы мы обратились к Нему – любящему Небесному Отцу.

Из-за того, что мы не можем видеть свои проблемы так, как их видит Бог, и не можем понять их так, как Он понимает, мы порой сомневаемся в Божьей любви. Но когда мы взираем на свои испытания с Божьей точки зрения, тогда воспринимаем их как Божественные орудия, посредством которых Он с любовью и заботой готовит нас к вечности. Когда искушение кажется невыносимым, нужно помнить, что Бог дает испытание каждому по силам и «при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Коринфянам 10:13).

Давайте будем благодарить Бога за трудности, которые помогают нам возрастать, уподобляясь Ему. Как, например, мы смотрим на скорбь, которая делает нас сострадательными; боль, которая прибавляет нам терпения; проблему, которая заставляет нас думать; критику, которая заставляет нас проверить самих себя? Все эти и тысячи других вопросов приносят нам больше пользы, чем множество легких побед, не дающих никакого духовного роста.

"Для того чтобы пойти в Сладкий Рай, надо вкусить в этой жизни много горького и получить на руки загранпаспорт пройденных испытаний"

Кресты испытаний

Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях.

Знаешь, кресты каждого из нас - это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам - людям - не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.

Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест - это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в небесную сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и духовн ю "пенсию", и "единовременное пособие". Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.

Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем большую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Блажен человек, который имеет не один, а пять крестов. Страдание или мученическая смерть влекут за собой и чистую мзду. Поэтому в каждом испытании будем говорить: "Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения".

Испытания помогают людям прийти в себя

Геронда, я получила известие о том, что страдания моих родных никак не кончаются. Будет ли когда-нибудь конец их скорбям?

Терпи, сестра, и не теряй упования на Бога. Глядя на все те испытания, которые постигли твоих родных, становится понятно, что Бог любит вас и попускает испытания для того, чтобы вся ваша семья духовно очистилась. Если посмотреть на испытания, постигшие твою семью мирским взглядом, то вы покажетесь несчастными. Однако посмотрев на них взглядом духовным, мы поймем, что вы счастливы, и в жизни иной вам будут завидовать те, которые считаются счастливыми в жизни этой. Терпя все эти испытания, твои родители все равно, что подвизаются. Но, что ни говори, в испытаниях, постигших твою семью и некоторые другие семьи, скрыта какая-то тайна. Ведь за твоих родных совершается столько молитв! Кто весть суды Божий? Да прострет Бог Свою руку и положит конец испытаниям.

Геронда, а разве нельзя, чтобы люди приходили в себя не посредством скорбей и испытаний, а как-то по-другому?

Всякий раз перед тем, как попустить испытание, Бог пытался привести человека в чувство по-доброму. Однако Его не поняли, и поэтому Он попустил испытание. Посмотрите: ведь если непослушный ребёнок не слушается отца, то вначале отец пытается исправить его по-доброму, разрешает ему делать то, что он хочет. Однако, если ребёнок не меняется, то отец переменяет доброту на строгость - для того чтобы исправить своё чадо. Так и Бог - иногда, если человек не понимает по-доброму, даёт ему испытания, чтобы тот пришёл в себя. Если бы люди не испытывали немного боли, болезней и подобного этому, то они превращались бы в зверей и совсем бы не приближались к Богу.

Эта жизнь ложна и коротка. И хорошо, что она коротка, потому что те горькие скорби, которые, подобно горьким лекарствам, исцеляют наши души, пройдут быстро. Посмотри, ведь и врачи, когда больные мучаются, дают им горькое лекарство, потому что больные исцеляются не от сладкого, а от горького. Я хочу сказать, что горькое влечет за собой и здравие тела, и спасение души.

Когда нам больно, нас посещает Христос

Человек, который не проходит через испытания, который не хочет, чтобы ему было больно, не хочет потерпеть скорбь, не хочет, чтобы его расстраивали или сделали замечание, но стремится жить припеваючи, находится вне реальности.

Посмотри, ведь и нашей Владычице Пресвятой Богородице было больно, и Святые нашей Церкви тоже испытывали боль. Поэтому мы тоже должны испытать боль. Ведь мы следуем по тому же пути, что и они, только с той разницей, что, испытывая в этой жизни небольшое страдание или скорбь, мы погашаем счета своих грехов и достигаем спасения. Но и Христос пришёл на землю с болью. Он снисшёл с Неба, воплотился, пострадал, претерпел Распятие. И сейчас христианин понимает, что его посещает Христос, именно из этого - из боли.

Когда человека посещает боль - тогда его посещает Христос. А вот когда человек не испытывает никакой скорби - это похоже на то, что Бог его оставил. Такой человек и не расплачивается за грехи, и не откладывает никаких духовных сбережений. Конечно, я говорю о том, кто сам не хочет пострадать ради любви ко Христу. "Я здоров, - говорит такой человек, - у меня прекрасный аппетит. Я кушаю вдоволь, живу припеваючи и тихо". И такой человек при этом не говорит "Слава Тебе, Боже!" Если бы он, по крайней мере, с благодарностью признавал все те благословения, которые подает ему Бог, это бы еще куда ни шло. "Я был этого недостоин, - следовало бы сказать такому человеку. - Но, поскольку я слаб, Бог относится ко мне снисходительно". В житии Святого Амвросия рассказывается о том, что как-то раз Святитель и его спутники были приняты на ночлег в дом богатого человека. Видя там несметные богатства, святитель Амвросий спросил, испытывал ли этот человек хоть раз в жизни скорбь. "Нет, никогда, - ответил богач. - Мои богатства постоянно увеличиваются, мои нивы приносят изобильный урожай, я не испытываю никакой боли и даже не знаю, что такое болезнь". Тогда Святой Амвросий заплакал и сказал своим спутникам: "Готовьте повозки и поскорее уедем отсюда, потому что этого человека никогда не посещал Бог!" И как только Святой и его спутники вышли на улицу, дом богача рухнул! Та беззаботная, лишённая скорбей жизнь, которую проводил этот человек, была на самом деле оставлением Божиим.

"Его же бо любит Господь, наказует..."

Геронда, отчего люди испытывают сегодня столько страданий?

От любви Божией. Ты, будучи монахиней, поднимаешься рано утром, исполняешь своё монашеское правило, молишься по чёткам, творишь поклоны и тому подобное. Для людей мирских те трудности, через которые они проходят, это их правило, их канон. С помощью этих трудностей и страданий люди очищаются. Эти страдания оказывают им большую пользу, чем мирская беззаботная жизнь, которая не помогает им ни приблизиться к Богу, ни отложить на небесный счёт духовные сбережения. Поэтому люди должны принимать скорби и искушения как подарки от Бога.

Благий Бог, желая, чтобы Его дети вернулись к Нему, как Добрый Отец воспитывает их с помощью испытаний. Он делает это от любви, от божественной доброты, а не от злобы и не от мирской законнической справедливости. То есть, желая спасти Свои создания, желая, чтобы они унаследовали Его Небесное Царство, Бог попускает им испытания. Он попускает их для того, чтобы человек предпринял борьбу, подвиг и сдал экзамены на терпение в боли, так, чтобы диавол не мог сказать: "За что же Ты даёшь ему воздаяние или как же Ты его спасаешь? Ведь он не трудился". Жизнь земная Бога не интересует, Его интересует жизнь будущая. Прежде всего Он заботится о нашей будущей жизни и только потом - о жизни земной.

Геронда, однако почему Бог одним людям посылает многие испытания, а другим не посылает совсем?

Что говорит Священное Писание? "Его же любит бо Господь, наказует... " Притч. 3, 12

К примеру, у какого-то отца восемь детей. Пять живут дома с отцом, а трое уходят из дома и об отце забывают. Если дети, живущие с отцом, в чём-то провинятся, он может надрать им уши, или дать подзатыльник, или же, если они благоразумны, приласкать их, дать шоколадку. А вот те, которые живут вдали от отца, не имеют ни ласки, ни подзатыльника. Так же поступает и Бог. Людей, которые живут с Ним, и тех, кто имеет доброе расположение, если они допускают погрешность, Он наказывает "подзатыльником", и они расплачиваются за свой грех. Или же, если Он даст им больше "подзатыльников", - скапливают себе небесную мзду. А тем, кто живёт от Него вдали, Он даёт долгие годы жизни, чтобы они покаялись. Поэтому мы видим, как мирские люди совершают серьёзные грехи и, несмотря на это, в изобилии имеют материальные блага, и живут долгие годы, не испытывая скорбей. Это происходит по Промыслу Божию - для того чтобы эти люди покаялись. Если они не покаются, то в жизни иной им будет нечем оправдаться.

Богу больно за те скорби, которые испытывают люди

Какие же мучения испытывают люди! Сколько у них проблем! Некоторые приходят сюда, чтобы за две минуты, на ходу рассказать мне о своей боли и получить немного утешения. Одна измученная мать говорила мне: "Геронда, бывают мгновения, когда у меня не остаётся сил терпеть. Тогда я прошу: "Христе мой, сделай небольшой перерыв, а потом пусть мучения придут снова". Как нуждаются люди в молитве! Но, кроме того, каждое испытание - это ещё и дар от Бога. Это еще один дополнительный "балл", для того чтобы поступить в иную жизнь. Эта надежда воздаяния в будущей жизни даёт мне радость, утешение и силы, и я могу выдержать боль от тех скорбей, которые терзают многих и многих.

Наш Бог - это не Ваал, но Бог любви. Он - Отец, который видит страдания Своих детей от различных терзающих их искушений и испытаний. И Он даст нам воздаяние, лишь бы мы терпели это малое мученичество пришедшего к нам испытания или, лучше сказать, пришедшего к нам благословения.

Геронда, некоторые спрашивают: "Но разве не жестоко то, что попустил Бог? Разве Богу не больно?"

Боль Бога за людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного, имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающий искушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу "силы терпеть" эту боль. Ведь Бог попустил Ироду совершить столько преступлений! Ирод заклал четырнадцать тысяч младенцев и множество родителей, которые не давали воинам убивать своих детей! Ведь этих родителей тоже убили. Варвары-воины, желая угодить своим начальникам, разрубали младенцев на мелкие кусочки. И чем большие муки испытывали эти младенцы, тем большую боль испытывал Бог. Но настолько же больше Он радовался за ту величайшую славу, которую им предстояло восприять на Небе. Он радовался за этих маленьких Ангелов, которым предстояло составить ангельский мученический чин. Ангелы из мучеников!

Во время скорбей Бог утешает человека истинным утешением

Бог, находясь рядом с нами, видит скорби Своих детей и утешает нас, как Добрый Отец, А что ты думаешь, неужели Он хочет видеть, как Его ребёнок страдает? Бог учитывает все его страдания, весь его плач и потом воздаёт ему за это. Только Бог даёт в скорбях истинное утешение. Поэтому человек, который, не веруя в истинную жизнь, не веруя в Бога, не просит Его милости в терзающих душу испытаниях, пребывает в полном отчаянии. Жизнь такого человека не имеет смысла. Он всегда остаётся беспомощным, неутешенным и измученным в этой жизни, но кроме этого ещё и навеки осуждает свою душу.

Однако у духовных людей нет собственных скорбей, потому что все случающиеся с ними Испытания они преодолевают, находясь близ Христа. Такие люди собирают многую горечь чужих скорбей, но одновременно они собирают и многую любовь Божию. Когда я пою "Не ввери мя человеческому предстателъству, Всесвятая Владычице ", то иногда останавливаюсь на словах "...но приими моления раба Твоего... " Если у меня нет скорби, то как я смогу произнести слова: "...скорбь бо обдержит мя, терпети не могу?... " Как я смогу сказать ложь? В духовном отношении к испытаниям нет скорби, потому что если человек расположит себя правильно, духовно, то всё меняется. Если человек дотронется горечью своей боли до Сладкого Иисуса, то все его горечи и страдания превращаются в мёд.

Постигнув таинства духовной жизни и тот таинственный способ, которым трудится Бог, человек прекращает расстраиваться из-за того, что с ним случается. Он с радостью принимает горькие лекарства, которые Бог даёт ему для здравия души. Всё происходящее с ним такой человек считает результатом своей молитвы, потому что он постоянно просит у Бога, чтобы Тот убелил его душу. Однако, относясь к испытаниям по-мирски, люди мучаются. Но раз Бог следит за каждым из нас, то каждый из нас должен без остатка предавать себя Ему. В противном случае жизнь человека превращается в муку: он хочет, чтобы всё в его жизни шло, как хочется ему самому. Однако всё идет не так, как ему хочется, и поэтому его душа не находит покоя.

Сыт или голоден человек, хвалят его или к нему относятся несправедливо, он должен радоваться и ко всему относиться со смирением и терпением. Тогда Бог будет давать ему благословения - до тех пор пока его душа не дойдёт до такого состояния, что эти благословения не будут в неё вмещаться. Благословения Божии будут такой душе уже не по силам. И чем больше человек будет духовно преуспевать, тем в большей степени он будет видеть любовь Божию и таять от этой любви.

Искушения и скорби по попущению Божию

Иногда происходящие с нами испытания - это антибиотики, которые Бог даёт нам для исцеления болезни нашей души. Эти испытания подают нам большую духовную помощь. Человек слегка получает от Бога "по затылку", и его сердце умягчается. Конечно, Бог и не испытывая нас знает, в каком состоянии находится каждый, но, поскольку этого не знаем мы, Он попускает нам пройти через испытания - для того чтобы мы познали себя, обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерных претензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобы эти искушения выбивали из нас пыль страстей так, чтобы посредством скорбей наша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей Благодатью.

Настоящая радость рождается от той горечи, которую человек с радостью вкушает за Христа - Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти. Христианин должен особенно радоваться тогда, когда на него находит испытание, а сам он при этом не давал для него повода.

Иногда мы говорим Богу: "Боже мой, не зная, что Ты сделаешь, я без остатка предаю Тебе всего себя для того, чтобы Ты сделал из меня человека". И Бог, слыша эти слова, хочет сделать меня не только человеком, но чем-то больше, чем человек. Поэтому Он позволяет диаволу прийти, чтобы меня искусить и помучать. Сейчас, болея раком, я вижу плутни диавола, и мне становится смешно. Вот ведь какой этот диавол! Знаете, каким мылом моет диавол человека, когда Бог позволяет ему его искусить, чтобы человек прошёл через испытания? Диавол моет человека пеной своей злобы. Вот какое у него хорошее мыло! Подобно тому, как верблюд в злобе плюётся пеной, так ведёт себя и диавол в подобных случаях. А потом он начинает тереть человека. Конечно, он делает это не для того, чтобы стереть с человека грязь и сделать его чище. Нет, он делает это от злобы. Однако Бог позволяет диаволу тереть человека до тех пор, пока не отстираются его грязные пятна и он не станет чистым. Ведь если бы Бог позволил диаволу тереть человека так, как трут одежду, когда её стирают, то диавол превратил бы человека в лохмотья.

Геронда, можем ли мы говорить, что разные искушения, которые случаются в нашей жизни, происходят с нами по воле Божией?

Нет, не будем смешивать волю Божию со всем тем, что приносит искуситель. Бог даёт диаволу свободу искушать человека до определённого момента. И человека Он тоже оставляет свободным сделать добро или зло. Однако Бог не будет виноват в том зле, что сделает человек. К примеру, Иуда был учеником Христовым. Но разве допустимо сказать, что воля Божия была, чтобы он стал предателем? Нет, это сам Иуда позволил диаволу войти в себя. Один человек попросил священника: "Прошу тебя, отче, отслужи заупокойную литию за Иуду". Всё равно, что говорил: "Ты, Христе, несправедлив. То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей. Поэтому сейчас помоги ему".

Редко случается, что Бог попускает некоторым благоговейным людям пройти через испытания ради того, чтобы кто-то, живущий скверной жизнью, пришел в чувство и покаялся. Некоторые люди, проходя через испытания, расплачиваются за грехи своей жизни, но при этом неоправданно ропщут. Бог даёт им возможность получить помощь, видя пример терпения тех, кто страдает и не ропщет, не будучи виноватым. Такие благоговейные люди получают двойную мзду. Предположим, что очень хороший, благоговейный глава семьи сидит у себя дома вместе со своей женой и детьми. Внезапно начинается землетрясение, дом рушится, всю его семью заваливает обломками, и после страшных мучений все умирают. Для чего Бог попустил это? Для того чтобы не роптали другие - те, кто виноват и подвергается наказанию.

Поэтому тот, кто размышляет о великих крестах, которые несли праведники, никогда не расстраивается из-за собственных маленьких испытаний. Такие люди видят: несмотря на то, что они совершили в своей жизни разные грехи, они страдают меньше, чем праведники и поэтому исповедуют подобно благоразумному разбойнику: "Эти люди ни в чём не согрешили и претерпели такие страдания. Каких же страданий достойны мы?" Однако, к несчастью, некоторые похожи на того разбойника, который был распят слева от Христа. Такие люди говорят о претерпевших страдания праведниках: "Посмотри-ка, всю жизнь не выпускали из рук креста, и какое с ними произошло несчастье!"

Бывают и случаи - правда очень-очень редко - когда Бог по любви попускает некоторым избранным подвижникам претерпеть великие испытания. Он делает это, чтобы их увенчать. Такие люди - подражатели Христа. Посмотрите: поскольку Святая Синклитикия духовно помогала многим людям своими увещаниями, диавол захотел помешать ей в этом деле и три с половиной года преподобная из-за болезни пребывала безгласной.

А в других случаях настоящий подражатель Христа просит у Бога милости простить грехи ближних и не подвергать их Своему праведному гневу. Такой человек просит, чтобы Бог вместо этих согрешивших людей наказал его, несмотря на то, что сам он не виноват. Такой человек находится с Богом в тесном родстве, и Бога очень трогает, умиляет великая благородная любовь Его чада. Бог не только оказывает такому человеку милость, о которой он просит, то есть не только прощает грехи других, но и попускает этому человеку мученическую кончину - согласно его усердному прошению. А одновременно Бог приуготовляет такому человеку самый лучший райский царский дворец с ещё большей славой, потому что многие люди своим наружным судом несправедливо судили об этом человеке и думали, что Бог наказывает его якобы за его собственные грехи.

Неблагодарность за любовь Божию

Геронда, испытания всегда идут людям на пользу?

Зависит от того, как человек относится к испытаниям. Те, кто не имеет доброго расположения, в находящих на них испытаниях начинают хулить Бога". Почему со мной это произошло? - ропщут такие люди - Погляди, ведь у такого-то всё так хорошо! Ну что это за Бог, Который попускает всё это?" Такие люди не говорят "согреших ", но мучаются. А вот люди благочестные благодарят Бога так: "Слава Богу! Это испытание привело меня к Нему. Бог попустил это для моего блага". Раньше такие люди могли совсем не ходить в церковь, но после испытаний они начинают ходить в храм, исповедоваться и причащаться. А, кроме того, часто людей очень жестких Бог в какой-то момент испытаниями приводит в состояние такого любочестия, что сами они поворачиваются на сто восемьдесят градусов и рассыпаются в прах от боли, которую испытывают за всё то, что они сделали.

Геронда, когда у нас всё идет хорошо, то мы должны говорить "Слава Тебе, Боже"?

Да уж если мы не говорим "Слава Тебе, Боже" в радостях, то, как мы скажем это в скорбях? Ты что, благодаришь Бога в скорбях и не хочешь отблагодарить Его в радостях? Но, конечно, если человек неблагодарен, то любовь Божия ему неведома. Неблагодарность - это великий грех. Для меня это грех смертный. Человек неблагодарный ничем не удовлетворяется, ничто ему не приносит радость. По всякому поводу он ропщет. Всё и все перед ним виноваты. У меня на родине, в Фарасах, в качестве сладости очень любили виноградное сусло. И вот как-то ночью одна девица начала плакать, потому что ей захотелось виноградного сусла. Что тут поделать? Пришлось её матери идти к соседям и просить. Съев немного сусла, девица снова принялась плакать, стучать ногами по полу и кричать: "Мама, я хочу и сметаны!" - "Доченька, где же я тебе найду сметаны в такой час?" - спросила мать. Нет, "хочу сметаны" и всё тут. Что делать? Поплелась бедняжка мать к соседке и попросила в долг и сметаны. Попробовав сметаны, дочка опять заревела. "Ну, а что ты сейчас плачешь?" - спрашивает мать. "Мама, я хочу, чтобы ты мне их смешала!" Ну что ж, берёт мама сусло и сметану и смешивает. Но дочка всё своё: реветь не перестаёт. "Мама, я не могу их есть вместе! Хочу, чтобы ты мне их разделила!" Ну, тут уж маме ничего не оставалось, как от души отдуть дочку по щекам! Так вот и отделилось сусло от сметаны.

Я хочу сказать, что подобно этой девице ведут себя некоторые люди, и тогда к ним приходит наказание Божие. Нам надо, по крайней мере - признав свою неблагодарность - день и ночь благодарить Бога за те благословения, которые Он нам подаёт. Поступая так, мы будем наступать на пятки трусливому диаволу, который, собрав всех своих тангалашек, улетучится, подобно чёрному дыму, потому что признав я свою неблагодарность и благодаря Бога за его благословения, мы будем бить диавола в больную точку.

Наши малые испытания и большие испытания наших ближних

В каждом из постигших нас искушений самое лучшее лекарство - это ещё более тяжёлое испытание, которое постигло наших ближних. Надо лишь сравнивать его с испытанием, постигшим нас самих, и видеть между ними большую разницу и ту великую любовь, которую оказал Бог, попустив малое испытание нам. Поступая так, мы станем Его благодарить, нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь. К примеру, мне ампутировали ногу. "Слава Тебе, Боже, - скажу я, - что у меня есть, по крайней мере, одна нога. Ведь другому ампутировали обе. И даже если я превращусь в культяпку, если мне отрежут и руки, и ноги, то я всё равно скажу: "Слава Тебе, Боже, за то, что я ходил на ногах столько лет, ведь другие уже родились на свет не способными к движению калеками".

Услышав, что один глава семьи одиннадцать лет мучается от кровотечений, я сказал: "Куда мне до него! Мирской человек одиннадцать лет мучается кровотечениями, при этом он имеет детей, должен подниматься утром и идти на работу, тогда как я не промучился этими кровотечениями даже и семи лет!" Думая о другом, о том, кто испытывает такие страдания, я оправдать себя не могу. А вот начиная думать о том, что я страдаю, в то время как другие живут припеваючи, о том, что по ночам я каждые полчаса вынужден подниматься, потому что у меня проблемы с кишечником, и я не могу уснуть, тогда как другие спят безмятежным сном, я оправдываю себя, даже если ропщу. Ты, сестра, сколько времени мучаешься от герпеса?

Восемь месяцев, Геронда.

Видишь? Одному Бог даёт помучиться этой болезнью два месяца, другому - десять месяцев, третьему - пятнадцать. Я тебя понимаю. Тебе очень больно. Некоторые от этой болезни доходят до отчаяния. Но вот если мирской человек, помучавшись один-два месяца от герпеса и от сильной боли впав в отчаяние, узнаёт, что духовный человек мучается той же болезнью уже целый год и при этом терпит и не ропщет, то он сразу же получает утешение. "Погляди-ка, - говорит больной. - Я заболел два месяца назад и уже дошёл до отчаяния, а другой бедолага мучается целый год - и ничего! А я ведь ещё и грешу, тогда, как он живёт духовно". Таким образом этого человека ещё никто не вразумлял или наставлял, а он уже получает помощь!

Скорби, которые причиняют нам люди

Геронда, если человек по Богу терпит скорби и несправедливости от людей, то это терпение очищает его от страстей?

Она ещё спрашивает! Да оно его не просто очищает, оно его дистиллирует! Разве есть что-то выше такого терпения? Подобным образом человек может расплатиться со своими грехами. Посмотрите: пойманного преступника бьют, заключают в тюрьму, там он исполняет свой малый "канон". И если такой человек искренне покается, то он спасается от вечной темницы. Разве пустяшное дело, если через земное страдание человек оплачивает свой счёт в вечности?

С радостью претерпевайте любую скорбь. Скорби, которые причиняют нам люди, более сладки, чем те сладкие "сиропы", которыми поят нас те, кто нас любит. Посмотри, ведь в заповедях блаженства Христос не говорит: "Блажени есте егда похвалят вы", но "Блажени есте, егда поносят вам... " и вдобавок "на вы лжуще ". Когда человек подвергается неправедному поношению, он откладывает духовные сбережения в небесную сокровищницу. А если поношения, которым он подвергся, заслужены, то он расплачивается со своими грехами. Поэтому мы не только безропотно должны терпеть того, кто нас искушает, но и чувствовать к нему благодарность, потому что этот человек даёт нам благоприятную возможность потрудиться в любви, в смирении, в терпении.

Конечно, клеветники работают в сотрудничестве с тангалашкой. Но обычно сильный ветер ломает и выкорчёвывает те хилые деревья, корни которых неглубоки. А вот тем деревьям, которые имеют глубокие корни, сильный ветер помогает пустить их корни ещё глубже.

Мы должны молиться за всех, кто нас злословит, и просить у Бога, чтобы он дал им покаяние, просвещение и здравие. Мы не должны оставлять в себе ни следа ненависти к этим людям. Будем удерживать в себе только опыт от происшедшего с нами искушения, выбрасывать всю горечь обид и неприязней и помнить слова преподобного Ефрема Сирина: "Если ты потерпишь клевету и после этого чистота твоей совести станет явной, то не высокомудрствуй, но в смиренномудрии работай Господу, избавившему тебя от человеческой клеветы, для того чтобы ты не пал жалкой жертвой".