Ремонт Стены Уход

Багдадская батарейка. Загадка "багдадской батарейки" Если не лампа, то что же

Оказывается, не так уж бесполезна и скучна археология. Древние цивилизации продолжают удивлять современных ученых, разрушая созданный ими миф о доисторических дикарях, живущих в пещерах. Многие археологические находки подтверждают тот факт, что историю уже давно пора переписывать, что многие «современные» открытия были известны в далекой древности, а человечеству в который раз приходится заново придумывать колесо.


Достаточно поинтересоваться изобретениями шумерской цивилизации, жившей почти 6000 лет назад на юге современного Ирака. Этот народ, казалось бы, возник из ниоткуда и сразу построил могучее государство, которое также по неизвестным причинам исчезло.


На данный момент известны такие изобретения этой загадочной цивилизации: колесо, позволяющее создать телеги и наладить торговые связи, письменность (клинопись), создание стекла, выдувка стеклянных изделий, выплавка бронзы, гончарный станок, знания в области медицины (знания о бактериях, хирургия, лечение травами), школы писцов, ювелирное дело, бюрократия, знания в области геометрии, математики, которые в последующем переняли в египетской и греческой цивилизациях, шестеричная система вычислений, знания о спиральной форме ДНК, и многие другие изобретения. Ну и самое интересное, что шумеры пользовались электричеством!




Сегодня удивительная находка, подтверждающая этот факт, находится в Национальном музее Ирака (National Museum of Iraq) и называется «багдадская батарейка». Обнаружена она была немецким археологом Вильгельмом Кенингом в 1936 году в Куджут-Рабу возле Багдада.

Батарейка представляет собой небольшой глиняный сосуд (15 см), закрытый пробкой из асфальта (смолы), в которую был вставлен железный стержень.


Верхняя часть стержня была покрыта слоем металла, похожим на свинец. Внутри сосуда находился медный цилиндр диаметром 25 мм, высотой 9 см. Дно медного цилиндра покрывал слой смолы толщиной 3 мм. Ученые предполагают, что для получения электричества «батарейку» заполняли виноградным соком (или уксусом), который является хорошим электролитом. Неоднократно проводились эксперименты на аналогах батарейки, при этом удавалось получать напряжение до двух вольт!























Интересно, что опыт с «багдадской батарейкой» даже использовался в одном из выпусков популярной передачи «Разрушители мифов». Ученые предполагают, что такая батарейка использовалась шумерами для нанесения тонкого слоя золота на статуи, т.к. по мнению специалистов, только гальванический метод нанесения покрытий позволяет выполнить такую ювелирную работу. И эту догадку подтвердил эксперимент египтолога Андре Эггельбрехта. В качестве электролита он использовал винный уксус: две с половиной недели сосуд выдавал ток силой 5 миллиампер и с напряжением 0,5 вольт.


При последовательном соединении глиняных сосудов в более длинную цепочку напряжение возрастало. Затем Эггельбрехт изготовил копию серебряной статуэтки Осириса, опустил ее в соляной раствор золота, при этом подключив к гальванической ванне 10 шумерских батареек. Через несколько часов статуэтка покрылась позолотой. Этот эксперимент заставил многих скептиков пересмотреть свои взгляды на данный артефакт.



Однако все-таки гораздо интересней узнать не то, как древние применяли электричество, а то, как они получили эти знания? Откуда шумеры знали о способах получения электричества, о его свойствах, о том, как увеличить силу тока, напряжение?


Любопытно, что шумеры были не единственными цивилизациями, над загадками которых до сих пор бьются современные ученые. Взять, к примеру, египетские пирамиды, сооружения, которые не в силах построить современный человек с имеющейся огромной технической базой. Предполагается, что для росписи стен и высечения изображений в абсолютно темных помещениях пирамид использовались какие-то электрические светильники, т.к. на стенах не нашли следов пламени от факелов или масляных ламп.


К тому же интересную находку обнаружил Рейнхард Хабек в ХХ веке. В храме богини Хатхор (IV-I вв. до н.э.) исследователь нашел изображения грушевидных предметов, напоминающих лампы накаливания, в которых нить накаливания была изображена в виде змеи (волнистая линия), а также рядом были нарисованы «кабели», «шнуры», ведущие к кубу, на котором восседал бог воздуха Шу. Ранее эти изображения относили к ритуальной символике, однако после находки «шумерской батарейки» появились предположение, что «груши» – это своеобразное изображение лампы накаливания.



Очевидно, что с каждой новой находкой археологов человеку открываются загадочные тайны древности, обнаруживаются удивительные возможности предшествующих цивилизаций.


Современному человеку стоит лишь освободить свой ум от надменности и гордыни, понять, что нам есть чему учиться у древних. Расширив свое восприятие мира, мы сможем узнать и понять гораздо больше.


Например, почему столь могущественные цивилизации резко начинали деградировать и вскоре исчезали? Кто, как и зачем построил египетские пирамиды? Как ученые совершают открытия в различных областях знаний? Ответы на эти и многие другие вопросы уже есть! И вы сможете найти их в книгах современной писательницы Анастасии Новых, книги которой за короткий срок стали мировыми бестселлерами. Данные книги можно абсолютно бесплатно скачать с нашего сайта кликнув по цитате ниже, или перейдя в соответствующий раздел сайта.

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

– Простите, я хотел бы немного вернуться к нашей беседе перед медитацией. Вот вы сказали, что все научные знания даются миру Шамбалой. Я что-то не совсем понял, как они даются? – с ноткой надменности в голосе произнес Николай Андреевич. – Я до сих пор считал, что человек достаточно разумное существо, чтобы додуматься до всего самому, в том числе и до научных открытий.

– Ну как вам сказать, по большому счету человек, безусловно, когда-нибудь станет совершенным существом… Но пока в его разуме господствует животное начало, он даже элементарный стул придумать не может, если ему не расскажут, как нужно его сделать.

– То есть как это?

– Да обыкновенно. Это сейчас люди такие умные, потому что пользуются знаниями предков. А как об этом узнали их предки, вы задумывались? Даже в самых древнейших легендах Шумерской цивилизации, написанных на глиняных табличках, есть упоминание о том, что именно «люди с неба» рассказывали им, как налаживать быт, как нужно строить дома, ловить рыбу, выращивать для себя растительную еду и тому подобное. А до этого люди жили как любое стадо животных… Взять хотя бы совре-мен-ный мир. Как ученые получают открытия?

– Усиленно работая над данной темой.

– Безусловно, внешне это выглядит именно так. Но сам миг открытия, миг озарения?

Николай Андреевич пожал плечами…

- Анастасия НОВЫХ "Сэнсэй I"

На раскопках руин 2000-летней деревни Куджут-Рабу недалеко от Багдада в 1936 году рабочие обнаружили очень странный сосуд. В горшок из жёлтой глины высотой 6 дюймов (13 сантиметров) был встроен цилиндр размером около 5 дюймов на 1,5 дюйма из листовой меди. Верхний край этого цилиндра был закреплён на горлышке сосуда свинцово-оловянным сплавом, похожим на сегодняшний припой. Нижняя часть медного цилиндра была герметично запечатана медным диском. Внутри цилиндра по центру размещался железный стержень, герметично запаянный в верхней части смолой, похожей на битум или асфальт. Стержень был подвержен коррозии каким-то кислотным электролитом (например, кислым соком или уксусом).

Багдадская батарейка иногда упоминается как парфянская батарея и принадлежит к ряду артефактов, созданных в Месопотамии во времена парфянского или периода Сасанидов (первые века нашей эры). Этим артефактам уделили более пристальное внимание, когда в коллекции Национального музея Ирака их нашёл немецкий историк Вильгельм Кениг. Он обратил внимание своих коллег на такие необычные вазы. Кениг внимательно изучил объект и пришёл к заключению, что необычный керамический сосуд не что иное, как самая настоящая древняя электрическая батарея. Разность потенциалов медного цилиндра и железного стержня давала возможность протекания слабого электрического тока, который проводился электролитом. В качестве электролита применялся кислый сок, уксус или сульфат меди. В 1940 году Кениг опубликовал статью, в которой высказал предположение, что возможно, эти вазы в качестве гальванических элементов использовались для гальванического покрытия золотом серебряных предметов. Если такое предположение верно, то эти артефакты доказывают, что люди знали об электричестве ещё за пару тысяч лет до изобретения Алессандро Вольтой батарейки в 1799 году.

Фотография багдадской батарейки

Древняя батарея в Багдадском музее, как и другие, обнаруженные в Ираке, датированы периодом парфянской оккупации между 248 годом до нашей эры и 226 годом нашей эры. Кениг обнаружил в Багдадском музее медные вазы, покрытые серебром, раскопанные в южном Ираке из шумерских поселений, существовавших около 2500 лет до нашей эры. При постукивании по вазе синий налёт или плёнка отделялась от поверхности, что характерно для гальванического серебряного покрытия на медной основе. Может парфяне унаследовали батареи от одной из самых ранних известных цивилизаций - шумеров?

В 1940 году инженер лаборатории General Electric High Volatage в Питтсфилде, штат Массачусетс Уиллард изучил теории Кенига. Используя детальные рисунки, он сделал копию багдадской батареи. Взяв в качестве электролита сульфат меди, он получил 0,5 вольт электричества. Позже, в 1970-х годах, немецкий египтолог изготовил точную копию багдадской батарейки и наполнил её свежевыжатым виноградным соком. Батарея выдала ток 0,87 вольт, которого хватило для гальванизации серебряной статуэтки золотом.

Чертеж багдадской батареи

Эти эксперименты доказали, что электрические батареи могли применяться за 2000 лет до их изобретения Вольтой. Кроме того, в Древнем Египте применение электричества изображено на настенных рисунках.

Применение загадочных аппаратов в Древнем Египте (Храм в Хаторе)

Там также, вероятно, использовали батареи, что доказывают находки изделий со следами гальванического метода нанесения драгоценных металлов в разных местах Египта.

Мифы о «Багдадских батарейках»

Арран Фруда, исследовавший самые первые батареи, обеспокоен тем, что важные археологические и технологические артефакты сейчас находятся под угрозой уничтожения из-за войны в Ираке. Война уничтожает не только людей, армии. Культура, традиции и история также лежат на линии огня. На древней земле Ирака расположены сад Эдема и Вавилонская башня. Стране, в которой велись военные действия, было не до открытия Кенига. В 2003 году во время войны батарея Багдада была украдена из Национального музея Ирака. До сих пор неизвестно её местонахождение.

Уже около 60 лет после открытия багдадские батарейки окутаны мифами. Некоторые утверждают, что батареи не были раскопаны, а были найдены в подвале музея Багдада, когда Кениг стал его директором. Их возраст тоже является спорным. Хотя большинство источников относят батареи к парфянскому периоду, но основания для этого неубедительны. Парфяне были воинами и не занимались наукой. Хотя многие из археологов согласны, что устройства были самыми настоящими батареями, не все поддерживают гипотезу, для чего именно они использовались. Древняя персидская наука могла не знать о принципах электричества и не применять батареи, как гальванический элемент. Процесс протекания электрического тока действительно требует двух металлов с различными потенциалами и электролитом для перенаправления электронов между ними. Это могло иметь место, если бы были обнаружены провода, но нигде возле батарей проводов найдено не было.

Возможные применения

Некоторые полагают, что батареи могли применяться в медицине. Древние греки уменьшали боли при нанесении на подошвы ног электрических рыб. Китайцы разработали иглоукалывание и могли применять акупунктуру в сочетании с электрическим током. Это подтверждается находкой игольчатых предметов рядом с некоторыми из батарей. Многие учёные считают, что батареи использовались для гальваники. Например, для изготовления ювелирных изделий применяют золочение - покрытие украшений тонким слоем золота. Существуют два метода золочения:

  • Расплющенный молотком на тонкие полоски драгоценный металл наносят на изделие, как фольгу;
  • Последовательно слои драгоценного металла наносят посредством электролитического осаждения.

Первый способ является расточительным, а второй более экономичный, что приветствовалось во дворцах, царствах и было мотивацией, чтобы держать этот способ в секрете. В опытах с копиями багдадских батарей, при использовании виноградного сока в качестве электролита, тонкий слой серебра на поверхность наносился толщиной только одной десятитысячной миллиметра. Более высокое напряжение можно было получить путём соединения нескольких гальванических элементов вместе. Серьёзным недостатком гипотезы гальванического элемента было отсутствие большого числа найденных изделий, обработанных таким способом.

Человеческая цивилизация получила первые знания об электрическом токе и напряжении во второй половине XVIII века. Основоположником в этой области стал итальянский физик и физиолог Луиджи Гальвани (1737-1798). Его работы подкорректировал и развил итальянский физик Александр Вольта (1745-1827). Он практически и стал изобретателем электрической батареи. Представляет она собой источник электрической энергии и вырабатывает постоянный ток. Благодаря ему, крутятся двигатели электропоездов, горят лампочки и фонарики, работают компьютеры, мобильные телефоны, электродрели и пылесосы.

Своё победное шествие по планете электрический ток начал в XIX веке. В наше время жизнь без него немыслима. Даже отключение электроэнергии всего на час-полтора способно полностью парализовать жизнь любого из нас. Такова ситуация на сегодняшний день. Электричество вошло в повседневный быт окончательно и бесповоротно. Мы даже не сможем завести машину, если в ней нет аккумулятора.

Глядя на все эти достижения научно-технического прогресса, невольно задаёшься вопросом - как же существовало человечество тысячи лет без электрического тока и напряжения. Что люди делали по вечерам без телевизора и света? Ведь лампочек накаливания не было и в помине. Улицы освещались газовыми фонарями, а в домах горели свечи. Попробуй-ка пожить при свечах в наши дни. Хотя человек ко всему привыкает, причём очень быстро.

Как ни удивительно звучит, но на сегодняшний день существует теория, что в далёкой древности люди успешно пользовались своеобразными электрическими элементами и в тёмное время суток свечей не зажигали, масляных светильников не имели, а коротали вечера при свете ламп. Этими лампами они также освещали просторные храмы, пещеры, гробницы и другие помещения, куда не попадал солнечный свет. Подобное утверждение родилось в 30-е годы XX столетия. А причиной послужила удивительная находка, получившая название багдадской батарейки .

Обязано человечество этой находкой австрийскому археологу Вильгельму Кёнингу. Обнаружена она им была в 1936 году в предместье Багдада. Точно неизвестно, производил ли австриец археологические раскопки, или получил сей ценный предмет от одного из местных жителей. Скорее всего, раскопок не было, так как в этом случае археолог мог найти ещё много чего интересного. Однако учёный мир знает лишь об этом удивительном артефакте, представляющем собой уникальную ценность.

Так что же такое багдадская батарейка? Это древний сосуд светло-жёлтого цвета. Высота его составляет всего 15 см. Возраст оценивается в 2000 лет. Горлышко было залито смолой, из которой выступал кончик железного стержня. Его практически весь «съела» коррозия, что неудивительно, учитывая возраст.

Когда горловину освободили от смоляной пробки, то обнаружили внутри медную трубку - свёрнутый медный лист. Её диаметр равнялся 25 мм, а длина едва дотягивала до 9 см. Именно через эту трубку и проходил железный стержень. Он не доставал до дна сосуда. Свободного пространства оставалось ещё пара сантиметров. Само дно покрывала горная смола. То есть вся маленькая металлическая конструкция висела в воздухе. Удерживала её в таком положении смола, которой была замазана горловина.

Судя по керамике, сосуд относился к периоду правления династии Сасанидов. Это период с 224 по 651 год. То есть загадочному артефакту даже не было 2000 лет, как определили вначале. Но вот для чего вся эта конструкция предназначалась? Тут однозначного ответа у Вильгельма Кёнинга не было. После долгих раздумий ему пришла в голову практически невероятная мысль. Данное приспособление могло являться ничем иным как древней батареей для выработки электрического тока.

Да и действительно. Если налить в сосуд тот же лимонный, виноградный сок или уксус, то он полностью будет окружать как медный цилиндр, так и железный прут. Жидкость в этом случае будет выступать, как кислотный электролит. Следовательно, между медью и железом возникнет разность потенциалов и появится электрический ток. Дело останется за малым: подсоединить к сосуду токопроводящие провода и замкнуть их на какой-то потребитель электроэнергии. Таковым может быть лампа освещения.

В дальнейшем уже другие исследователи замерили напряжение, которое может выдавать данная маленькая конструкция. Вольтметр показал величину в 1,1 вольт. Совсем немного. Но если взять несколько десятков или сотен таких сосудов и соединить их последовательно, то в результате можно получить и 100 вольт, и 200, и даже 380. Конечно о 3-х фазном переменном токе разговор не шёл, а вот вольтаж постоянного тока мог быть, в принципе, любым.

Но могли ли древние люди создать лампы накаливания? По-крайней мере со стеклом проблем не было. В соответствии с официальной наукой, оно появилось в Древнем Египте ещё в начале III тысячелетия до н. э. То есть данный материал старше египетских пирамид лет эдак на 500. Люди стали смешивать песок, содовую золу, известь, нагревать эту смесь до очень высоких температур и получать стекловидную массу. Поначалу она не отличалась хорошей прозрачностью, но процесс шёл, совершенствовался, и постепенно стекло приобрело тот вид, который привычен современному человеку.

Что же касается нити накаливания, которая и должна излучать свет, то здесь можно посмотреть на древний рисунок, созданный неизвестным египетским мастером. Давно умерший художник донёс до нас из тьмы веков своеобразный объект, очень напоминающий по форме современную лампочку. Внутри проходит какая-то толстая длинная полоса. Вполне возможно, что как раз она и излучает свет. Вот только что это за материал - неизвестно.

Загадочный настенный египетский рисунок

Так являлась ли багдадская батарейка источником электроэнергии? Судя по древнему рисунку, однозначный ответ дать нельзя. Многие исследователи склонны видеть на нём вовсе не лампу, а кокой-то большой овощ, выращенный трудолюбивыми земледельцами. В данном случае работает правило: видишь то, что хочешь видеть.

В защиту батарейки выступает тот факт, что настенные древние росписи делали в закрытых помещениях, в которые солнечный свет никак не попадал. Однако на потолках и сводах нет следов въевшейся копоти от факелов и масляных светильников. Но работали же мастера не в темноте. У них, естественно, был источник света. Он не коптил, «не выдавал» чёрный дым, но освещение при этом было идеальное.

Багдадскую батарейку могли использовать и для других целей. В Древнем Иране очень часто применяли медную посуду, покрытую тонким слоем серебра. Серебро обладает целебными свойствами. Оно убивает вредные микробы, да и чисто с эстетической точки зрения тот же кубок или сосуд смотрится гораздо эффектнее, если он покрыт благородным металлом.

Равномерный тонкий слой серебра или золота можно нанести на поверхность, используя электролитический метод. В этом случае изделие выглядит идеально. Вполне возможно, что древние мастера подобным способом и доводили до совершенства предметы кухонной утвари. Но у сторонников данной теории есть и противники.

Эти люди утверждают, что багдадская батарейка не имеет ничего общего с гальваническим элементом. Первый довод звучит довольно весомо. Как в полностью герметичную батарейку доливали электролит? Горловина сосуда ведь залита смолой. А использовать данное устройство короткий период времени, чтобы затем его выбросить - слишком большая роскошь.

Второй довод: где сопутствующее оборудование. Если подобные устройства применялись массово, то должны были сохраниться какие-то провода, проводники, обеспечивающие работу батареек. Ничего этого нет и в помине.

Третий довод: никаких рисунков и записей об использовании электрических элементов не найдено. Существует лишь один египетский рисунок, о котором говорилось выше. Если бы багдадская батарейка применялась повсеместно, то уже давным-давно нашли бы массовые залежи этих батарей, да и летописи упоминали бы о них довольно часто. Ничего этого нет и в помине. После первой батареи были обнаружены аналогичные артефакты в количестве 20 штук, но на этом всё и ограничилось.

Так для чего же служила загадочная находка? Сторонники неэлектрической теории утверждают, что данный артефакт являлся местом для хранения папирусного или пергаментного свитка. В старину священные манускрипты паковали именно в такие сосуды. Горловины у них, правда, не запечатывали смоляной пробкой, а свитки не наматывали на металлический стержень. Во всём же остальном сосуды были абсолютно идентичны найденному. Но куда же тогда делся свиток с записями? Сгнил, оставив после себя лишь слабокислые органические составляющие.

В наши дни загадка таинственной иранской находки так и не разгадана. Экспериментальным путём доказано, что батарейка, сконструированная подобным образом, способна выдавать напряжение 1,5 вольта. На большее она не способна. Но вот использовалась ли данная конструкция для целей, связанных с электричеством, - здесь ясного и чёткого ответа нет. Мы видимо его ещё долго не получим, так как версия об электрификации Древнего Мира противоречит официальной науке. Это равносильно тому, что в своё время церковь отвергала историю человечества до сотворения мира, которое, как известно, наступило в 5508 году до н. э.

Cтатью написал ridar-shakin

На настенных рисунках и в папирусах Древнего Египта сохранились свидетельства о существовании электричества. Хотя эти утверждения, в основном, лишены реальных доказательств, есть один артефакт, который, по мнению ученых, является примером источника электроэнергии. Его существование бесспорно, а значит, этот маленький невзрачный кувшин может изменить уже сложившееся в науке мнение.

Объект, который принять называть электрической батарей 2000-летней давности, в 1936 г. был найден рабочими, равнявшими землю под новую железную дорогу в районе Куджут-Рабу, к юго-востоку от Багдада. Оказалось, что батарея находилась в подземной гробнице парфянского периода (247 г. до н. э. - 228 г. н. э.). Находка представляла собой овальный кувшин из ярко-желтой глины высотой 13 см со свернутым листом меди, железным стержнем и несколькими кусками битума внутри. Битумом запечатывали верхний и нижний края медного цилиндра. Наличие битумных пломб наводит на мысль о том, что в сосуде когда-то хранилась жидкость. Это же подтверждают следы коррозии на меди, которые, видимо, появились в результате действия кислоты, предположительно уксуса или вина. Похожие артефакты были найдены возле городов Селевкия (где в подобном кувшине нашли свиток папируса) и Ктесифона (где в сосуде находились скрученные листы бронзы).

В 1938 г. немецкий археолог Вильгельм Кениг, который позднее возглавил лабораторию Багдадского музея, в подвале музея обнаружил странный предмет или несколько предметов (в разных источниках данные не совпадают). Сделав тщательный анализ, он пришел к выводу, что артефакт очень напоминает гальванический элемент, то есть является прототипом современной электрической батарейки. Вскоре Кениг опубликовал статью, в которой утверждал, что это древняя батарейка, которая использовалась для гальванизации (перенесения тонкого слоя золота или серебра с одной поверхности на другую) золота на серебряные предметы. Он также предположил, что для усиления мощности могли связывать вместе несколько батарей. Принято считать, что первая известная электрическая батарея, Вольтов столб, была изобретена итальянским физиком Алессандро Вольта лишь в 1800 г., в то время как багдадская батарея датируется 250 г. до н. э. - 640 г. н. э. Итак, если это была примитивная батарея, откуда древние парфиняне получили знания о ее конструкции и о том, как она работает? Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в Питсфилде (штат Массачусетс) Уиллард Ф. М. Грей, познакомившись со статьей Кенига, решил создать и проверить точную копию древней батареи. Наполняя глиняный кувшин виноградным соком, уксусом или раствором сульфата меди, он получил напряжение 1,5–2 В.

В 1978 г. египтолог доктор Арне Эггебрехт, на тот момент директор музея Ромера-Пелизаеса в Хильдесхайме (Германия), создал точную копию багдадской батареи, заполнив сосуд виноградным соком. Прибор выдал напряжение 0,87 В, достаточное для того, чтобы позолотить серебряную статую слоем толщиной приблизительно 10 4 мм. Ссылаясь на результаты эксперимента, Эггебрехт заявил, что многие древние музейные экспонаты, которые ныне считаются золотыми, в действительности выполнены из позолоченного серебра. В 1999 г. студенты колледжа Смита (штат Массачусетс) под руководством профессора математики и истории науки доктора Марджори Сенешала сделали несколько точных копий багдадского артефакта. Они наполнили один из кувшинов уксусом, и тот дал напряжение 1,1 В. Этот эксперимент позволяет сделать вывод, что багдадская батарея могла давать ток небольшой мощности, но для чего же он использовался? Самой популярной теорией является версия, предложенная Кенигом. По его версии, несколько таких элементов связывались вместе и вырабатываемого электричества хватало для того, чтобы осуществлять гальванизацию металлов. Кениг обнаружил шумерскую медную вазу 2500 г. до н. э., покрытую серебром. По его словам, покрытие наносилось с помощью прибора, похожего на найденный в Куджут-Рабу, однако доказательств существования батарей в Шумере нет. Кениг утверждал, что ремесленники современного Ирака все еще используют примитивные электрические технологии для покрытия медных украшений тонким слоем серебра, поскольку этот метод передавался из поколения в поколение со времен Парфянского царства. Надо сказать, что современная техника золочения несколько отличается от древних технологий: слой золота или серебра наносится на участок украшения.

По другой теории, электричество, вырабатываемое батареей, использовалось в медицине. В трудах древнегреческих и римских авторов находили немало подтверждений существования довольно сложной системы знаний об электричестве в древнем мире. Грекам было известно, что боль можно убрать, приложив электрического угря, и держать до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет. Гнюса, или электрического ската, у которого возле глаз находится орган, вырабатывающий электрический ток силой 50 А и напряжением от 50 до 200 В, использовали в качестве оружия: с его помощью глушили проплывающую мимо мелкую рыбу. Римский писатель Клавдиан описывает историю о том, как гнюса поймали на бронзовый крючок и тот ударил рыбака током, который прошел через воду и линь. Сохранились также сведения о лечении ряда болезней, от головной боли до подагры, путем прикладывания пары таких электрических скатов к вискам пациента. Известно, что врачеватели Древнего Вавилона использовали электрических скатов для местной анестезии. Кроме того, еще древние греки открыли статические свойства электричества: натирая янтарь (по-гречески «электрон») кусочком меха, они обнаружили, что мех после этого притягивает перья, пылинки и соломинки. Впрочем, хотя греки и обратили внимание на столь странное явление, они не смогли разгадать, почему так происходит и, вероятно, сочли это просто чем-то удивительным. Однако у утверждения, что электрическую батарею использовали для избавления от боли, много противников.

Главным недостатком медицинской теории является очень низкое напряжение батареи, которое вряд ли позволило эффективно воздействовать на организм больного, разве только при несильных болях, хотя несколько таких батарей, связанных вместе, могли давать более мощный электрический разряд. Соглашаясь в основном с версией о медицинском назначении багдадской батареи, Пол Кейзер из канадского университета Альберта предложил новую гипотезу. На мысль его натолкнули обнаруженные во время раскопок в Селевкии, недалеко от Вавилона, рядом с напоминающими батареи устройствами бронзовые и железные иглы. Согласно его версии, суть которой была опубликована в статье за 1993 г., эти иглы могли использоваться для своего рода электроакупунктуры - метода лечения, в те времена уже известного в Китае. Некоторые исследователи склонны верить в ритуальное назначение багдадской батареи. Эксперт по истории металлургии из отдела научных исследований Британского музея доктор Пол Крэддок предположил, что связку из нескольких древних гальванических элементов располагали внутри металлической статуи, и верующие, прикасаясь к идолу, получали небольшой удар, похожий на действие статического электричества. Вероятно, такое случалось, когда они давали неверный ответ на вопрос, заданный жрецом. Этот удивительный эффект покалывания, по-видимому, воспринимался верующими как доказательство того, что жрец обладает магической силой, является избранным, поэтому его храм посещали более остальных. К сожалению, пока такие статуи не найдены, ритуальное использование гальванических элементов остается лишь еще одной любопытной теорией. Испытания копий багдадской батареи проводились неоднократно, но скептики утверждают: сегодня нет доказательств тому, что она когда-либо функционировала как электрическая батарейка, и отмечают, что о парфинянах - древних создателях этого устройства, говорили как о великих воинах, но в источниках ничего не сказано об их научных достижениях. А тот факт, что ни в одном из сохранившихся исторических документов того периода не упоминается использование электричества, подтверждает их скепсис. Нет среди археологических находок парфянского периода ни статуй, позолоченных электролитическим способом, ни проводов, кабелей или более сложных образцов древних батарей. Некоторые исследователи оспаривают результаты экспериментов с копиями батареи, утверждая, что невозможно воссоздать те же условия. В частности, эксперименты доктора Арне Эггебрехта проводились над огнем. По словам сотрудницы музея Ромера-Пелизаеса (где в 1978 г. Эггебрехт проводил свои эксперименты с копией батареи) доктора Беттины Шмитц, никаких фотографий или отчетов об экспериментах Эггебрехта не сохранилось.

В то же время, скептики предлагают альтернативное объяснение теории об электрической батарее. По их мнению, кувшины были сосудами для хранения священных свитков из материалов органического происхождения - пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении выделялись органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре, а битумная пломба, найденная возле багдадской батареи, была не частью гальванического элемента, а герметичной крышкой, которая позволяла хранить содержимое кувшина длительное время.

Не бесспорным является и утверждение, что багдадская батарея, вернее, несколько связанных между собой, схожа с современными электрическими устройствами. Все же нельзя отрицать, что устройство могло выполнять функцию электрического элемента. Вполне возможно, создатель этого предмета до конца не понимал принципов того, что он использовал, как в случае с древнегреческим янтарем. И этот случай не единичный. Многие открытия, например порох и лечебные свойства трав, были сделаны до того, как удалось определить их пользу. Впрочем, даже если будет доказано, что багдадский артефакт является древней электрической батареей, останутся сомнения в том, что древние люди 2000 лет назад действительно осознавали феномен электричества. Была ли багдадская батарея единственной находкой такого рода, а ее создатели единственными представителями древнего мира, открывшими (возможно, случайно) электричество? Очевидно, необходимо искать новые письменные или археологические данные, подтверждающие ее уникальность. К сожалению, в 2003 г. во время войны в Ираке багдадскую батарею вместе с тысячами других ценных артефактов украли из Национального музея. Сегодня ее местонахождение неизвестно.

04.01.2017 0 5540


Вряд ли у кого повернется язык назвать «чудом» обыкновенную электробатарейку. Сегодня эти «чудеса» продаются в любом магазине или киоске. Но что вы скажете о батарейке, возраст которой насчитывает... 2000 тысячи лет?!

Эта загадочная находка была сделана в 1938 г. неподалеку от Багдада, среди руин древнего парфянского поселения Худжут-Рабу. Позже авторство находки приписали немецкому археологу Вильгельму Кёнигу , который работал тогда директором Багдадского музея, однако до сих пор неясно, сам ли Кёниг откопал ее, или просто обнаружил этот таинственный предмет в музейных запасниках. Как бы то ни было, именно Кёниг первым исследовал необычную находку.

Это была желтая глиняная фляга размером чуть больше кулака (ок. 13 см в высоту). Горлышко ее было залито битумом, а через слой битума пропущен железный прут со следами коррозии. Внутри прут окружал медный цилиндр высотой около 5 дюймов и диаметром 1,5 дюйма. Его края спаяны оловянисто-свинцовым сплавом. Все было сделано очень просто, безыскусно и до боли напоминало... примитивную электрическую батарею !

Во всяком случае, Кёниг не нашел никакого другого объяснения. По его расчетам, эта батарейка, заполненная кислотой или щелочью, могла произвести электрический ток с напряжением до 1 В. Но для чего древним могло понадобиться электричество? Ведь, как мы знаем, электрическая батарея («вольтов столб») была изобретена в 1800 г. итальянским физиком Алессандро Вольта (1745—1827).

Это изобретение стало одним из тех, что коренным образом изменили жизнь человечества. Однако что-то не похоже, чтобы «багдадская батарейка» как-то повлияла на жизнь людей Древнего мира.

В поисках ответа Кёниг перебрал множество экспонатов Багдадского музея древностей. Его внимание привлекли медные посеребренные вазы, найденные среди руин шумерских городов в южном Ираке и относящиеся по крайней мере к 2500 г. до н.э. Тонкий слой серебра на покрытых патиной вазах, похоже, был нанесен... электролитическим методом.

Как известно, с помощью электролитического осаждения можно наносить покрытие из одного металла (например, золота или серебра) на поверхность другого металла (например, серебра или меди). Этт метод (гальваностегия) был разработан в 1838 г. немецким электро техником Б.С. Якоби, работавшим в России. Однако получается, что жители Древней Месопотамии пользовались им еще несколько тысяч лет назад!

Когда и кем была создана «багдадская батарейка»? Селение Худжут Рабу, где она была найдена, относится к парфянской эпохе (248 г. до н.э. — 226 г. н.э.). Отличные воины, парфяне никак не зарекомендовали себя в области научных открытий и изобретений. Поэтому логичнее было предположить, что они заимствовали технологию изготовления батарей от какой-то более продвинутой цивилизации.

Может быть, эти батарейки научились делать еще в эпоху Нововавилонского (626—539 гг. до н.э.) или Старовавилонского (2003—1595 гг. до н.э.) царств? А может быть, эта традиция еще более древняя и берет начало от шумеров? Эта великая цивилизация дала человечеству письменность и колесо. Может быть, шумеры первыми изобрели и электрические батареи, а от них это умение «по цепочке» перешло к парфянам?

Если это так, то в последующие века эта технология была утрачена, и ни одна «батарейка» больше не была создана в течение последующих 1800 лет.

В 1940 г. Кёниг опубликовал статью, посвященную этой интригующей загадке. Но уже вовсю полыхала Вторая мировая война, и на этом фоне открытие немецкого ученого осталось незамеченным. К загадке «багдадской батарейки» вернулись только после войны.

В 1947 г. американский физик Уиллард Грей, работавший в лаборатории высоких напряжений в Питтсфилде, штат Массачусетс, заинтересовавшись статьей Кёнига, изготовил точную копию «батарейки». В качестве электролита он использовал сульфат меди. К удивлению (и удовлетворению!) Грея, батарейка действительно дала электрический ток с напряжением около 2 вольт.

Эксперимент Грея вызвал волну научного интереса к загадочному устройству, найденному Кёнигом. Не все ученые однозначно восприняли его как электрическую батарею. Были и другие мнения. Но и те, кто соглашался с выводами Кёнига и Грея, не могли ответить на многие вопросы: кто и когда сделал батарейку? Для чего она использовалась? Является ли это единичным изобретением, или эти устройства были хорошо известны в Месопотамии? Если да, то когда появилась эта традиция и как широко она была распространена?

Споры продолжаются до сих пор. К сожалению, никому пока не удалось отыскать другого экземпляра «багдадской батарейки», так что находка Кёнига по-прежнему остается единственной в своем роде, и это заставляет ученых воздерживаться от каких-либо обобщающих выводов.

Имеется, правда, несколько похожих находок, сделанных в других областях земного шара, в частности, в Египте, но их нельзя интерпретировать так однозначно, как багдадскую. Да и сама «багдадская батарейка» не получила полного признания в научных кругах.

Большинство исследователей относят батарейку к парфянской эпохе, однако никто не спешит признавать приоритет парфян в области изобретения электричества: как было сказано выше, миру неизвестны какие-либо научные достижения этого народа.

Между тем доктор Джон Симпсон, сотрудник отдела Древнего Востока в Британском музее, придерживается иного мнения: горшок, из которого изготовлена «багдадская батарейка», не парфянский, а сасанидский (иранский).

В истории Ближнего Востока сасанидский период (225—640 гг. н.э.) знаменует собой конец древней и начало средневековой эры, отличающейся более высоким уровнем научного и технологического развития.
Впрочем, ни один элемент «багдадской батарейки» не является высокотехнологичным. В этом устройстве использованы только самые обычные материалы, хорошо известные людям на протяжении веков, и его изготовление было по силам многим народам той эпохи.

Удивляет другое: кто и каким образом догадался соединить именно эти элементы и именно таким способом? Неужели результат этого изобретения был заранее очевиден его создателю? Тогда приходится признать, что древние уже обладали каким-то объемом знаний об электричестве, возможно, почерпнутым из наблюдений за природными явлениями.

Но как широко эти знания были распространены? Или «багдадская батарейка» все-таки представляет собой результат случайного эксперимента? Ничего необычного в этом нет: многие изобретения были сделаны задолго до того, как ученые поняли основные принципы того или иного явления.

Китайцы изобрели компас намного раньше, чем была создана теория магнитного поля Земли. Человеку зачастую вовсе необязательно понимать, почему то или иное устройство работает — для него достаточно того, что оно работает.

За последние годы экспериментаторы изготовили и опробовали множество точных копий «багдадской батарейки», используя в качестве электролита сульфат меди, уксус и т.д. В любом случае «батарейка» давала ток с напряжением от 0,8 до 2 вольт.

Очевидно, что последовательное соединение таких батарей теоретически могло бы дать намного более высокое напряжение, однако нет никаких свидетельств того, что в природе существовали другие подобные батареи, и что древние электротехники использовали провода (хотя обычная проволока им, без сомнения, была известна).

Это означает, что вся гипотеза по-прежнему висит в воздухе. Кроме того, даже десять «багдадских батареек», будучи соединены вместе, вряд ли могли дать достаточно мощный ток.

Один из экспериментов с копиями "багдадской батареи"

А как жители древней Месопотамии могли использовать электричество?

Мнение Кёнига о том, что «багдадская батарейка» применялась для электролитического золочения или серебрения металлов, сегодня разделяет большинство исследователей. Эта гипотеза привлекательна тем, что в ее основе лежит нажива, «мать» многих изобретений.

В 1978 г. немецкий ученый доктор Арне Эггебрехт изготовил несколько копий «багдадской батарейки», используя в качестве электролита то, что точно было доступно жителям Месопотамии в древности: свежевыжатый виноградный сок. С помощью этой батареи ему удалось позолотить небольшую серебряную статуэтку. Правда, покрытие было совсем тонким: 0,0001 мм. Но, как бы то ни было, эксперимент удался!

Эггебрехт считал, что многие золотые древние вещи, хранящиеся сегодня в музеях, в реальности могут представлять собой электролитически позолоченное серебро. Однако его мнение не разделяют другие исследователи. Это главный недостаток «электролитической» гипотезы — в распоряжении ученых нет древних изделий, позолоченных или посеребренных электролитическим способом! Все известные образцы покрыты позолотой или серебрением с использованием двух обычных, описанных выше методов.

Однако электричество могло применяться в древности и в совершенно других областях. Например, в медицине. Так, в одном древнегреческом медицинском трактате в качестве болеутоляющего средства рекомендуется приложить к подошвам ног электрического ската.

Китайцы в то время уже освоили искусство иглоукалывания, и в наше время используют иглоукалывание в комбинации с электрическим током. Но может быть, эта традиция берет свое начало в древности? Однако крошечное напряжение, которое дает «багдадская батарейка», вряд ли могло стать эффективным болеутоляющим средством. В Древнем мире были хорошо известны куда более мощные снадобья.

Интересную гипотезу высказал доктор Пол Крэддок, сотрудник Британского музея, специалист в области древней металлургии. По его мнению, электробатареи могли применяться жрецами в храмах. Группа батарей, соединенных параллельно, скрывалась внутри металлической статуи или идола.

Любой, кто прикасался к статуе, получал слабый, но вполне чувствительный удар током. Даже если сила тока была недостаточна для удара, пальцы вполне могли ощутить странное теплое покалывание. Для непосвященного в тайну человека в любом случае это было свидетельством магической силы, исходящей от идола. Она внушала ему трепет перед божеством, перед религией, перед жрецами...

О том, что такое вполне возможно, свидетельствует опыт Египта: все лучшие изобретения Герона Александрийского (I в. н.э.) — автоматически распахивающиеся двери, сигнальный рожок, автомат для продажи воды — были взяты на вооружение египетскими жрецами, надеявшимися с их помощью укрепить свой авторитет.

Если идол со спрятанным в нем блоком «багдадских батарей» когда-нибудь будет найден, это станет решающим свидетельством в пользу гипотезы Крэддока. Пока же это, увы, только одна из версий. Таинственная батарейка 2000-летней давности продолжает оставаться загадкой для исследователей.