Ремонт Стены Уход

Творческий проект по технологии выжигание дереву. Выжигание по дереву – древнее искусство, актуальное в наше время

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеербинская средняя общеобразовательная школа»

Творческий проект

по технологии

«Выжигание по дереву»

Выполнил ученик 11 класса

«МБОУ «Большеербинская СОШ»

Сергеев Руслан

Руководитель Шадрина Л.М

Большая Ерба, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................

Глава 1. Основная часть………………………………………………………

1.2. История ………………………………………………………………

Глава 2. Приемы выжигания.............................................................................

2.1.. Обоснование выбора материалов......................................................

2.2. Технология изготовления панно........................................................

3.2. Инструменты и приспособления......................................................

3.3.Технологическая карта изготовления панно ……………….........

Глава 4. Экономическая оценка проекта.........…..……......................................

Глава 5. Экологическая оценка проекта...............................................…...........

Заключение.......…......................................................................….........

Список литературы.................................................................................

Приложение…………………….............................................................

В В Е Д Е Н И Е

Сказки, мифы и легенды сопровождают человека от рождения до смерти. Их рассказывают и читают в раннем детстве, они влияют на наше восприятие мира и в конечном счете на нашу жизнь. Сказки рождают мечты, будоражат воображение и вдохновляют нас на творчество. Эти истории оставались на века в памяти народов, о существах немыслимых прекрасных, ужасных, сочетающих в себе признаки разных животных и даже человека. Одно из таких животных Пегас (крылатый конь из мифов Древней Греции)

Пегас - это летающая лошадь, которая покорила миллионы сердец конников. Белая, летающая, с большим размахом крыльев летающая лошадь, вы только представьте себе эту картинку, хотя зачем представлять? Лучше посмотрите!
Верю ли я что Пегас, летающая лошадь существует на самом деле? Честно скажу, я не знаю. Я думаю нет ничего не возможного, если есть вещи не объяснимые наукой, как любовь, почему не могу существовать эти животные.
Где-нибудь наверняка есть волшебный мир, где летающие лошади, которых называют - Пегас, где зеленые сада, голубые небеса и люди живут вместе с животными в гармонии.

У меня возникла идея запечатлеть этого животного на картине в момент прыжка, когда он оторвался от земли и готов расправить крылья.

Древесина для меня - самый доступный материал, дающий широкую возможность для творческой деятельности по изготовлению декоративно-прикладного изделия. Поэтому я поставил перед собой цель: разработать и изготовить красивое и недорогое панно способом декоративного выжигания.

При работе над проектом мной решались следующие задачи: разработать экономичное, технологичное декоративно-прикладное изделие из древесины.

Глава 1. Основная часть

1.2. История

Художественная обработка дерева была известна еще в IX - X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель.

Глава 2. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов выжигания: контурное, силуэтное, художественное,

1. Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

2. Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

3. Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому подобного.

5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется.

6. Выжигание кислотами . При декоративной отделке древесины выжиганием, кроме пирографии, можно пользоваться различными кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла.

7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

2.1. Обоснование выбора приема выжигания.

Изучив материал по данной теме, я пришел к выводу, что для меня наиболее приемлемым является плоское выжигание, так как оно наиболее экономично и экологично в домашних условиях, а также достаточно выразительное, чтобы выполнить эстетическую составляющую проекта.

2.2. Обоснование выбора материалов.

Выбор основы панно. Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления изделия способом выжигания. Для этого могут подойти многие породы дерева, но я решил использовать фанеру, так как она заведомо плоский материал, не требующий дополнительной обработки по выравниванию поверхности и является доступным и сравнительно недорогим материалом.

Глава 3. Технология изготовления панно

3.1. Подготовка материала к выжиганию.

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Поверхность выбранного материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски необходимо отшлифовать и торцовые стороны.

3.2. Инструменты и приспособления:

Прибор для выжигания Досуг;

Электролобзик по дереву;

Столярный угольник;

Фанера для выжигания размерами 470 х 600 мм;

Шлифовальная бумага (мелкозернистая и среднезернистая);

Карандаш для нанесения рисунка на основу;

Отвертка и саморезы;

Крепление для панно.

3.3.Технологическая карта изготовления панно (Приложение №1.).

Глава 4. Экономическая оценка проекта

Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Для изготовления изделия потребуются:

Фанера для выжигания (затраты на фанеру не учитываю, т.к. кусок фанеры остался от старой мебели)

Затраты на электроэнергию 1) Панно изготавливается в дневное время, поэтому затраты на освещение не учитываю. 2) Для выжигания необходимо применение электрического прибора мощностью N = 0,03 кВт в течение 48 ч. Расход электрической энергии: Аэл = N t = 0,03 х 48 = 1,44 кВтч. При цене 1 кВтч (цэл) 1,18 руб, затраты на электроэнергию составят: Сэл = Aэл цэл = 1,44 х 1,18 руб.= 1,6992 руб. ≈1,70 руб.

Условная оплата труда за 1ч работ по выжиганию для непрофессионала (kв) равна 50 руб. Панно можно выжечь за 48 ч. Общие затраты на повременную оплату труда по выжиганию за 48 ч работы (Cв) составят: Сз= Cв х Сэл = 2.400р. Себестоимость изделия: С= Cэл + Cз = 1.70 + 2.400 = 2.401,70 руб. Без учета заработной платы, которую я себе не плачу себестоимость панно равна 1.70 руб.

Учитывая, что аналогичные изделия в продаже отсутствуют, можно сравнить себестоимость панно с ценой разделочных досок, которая, в зависимости от наличия и вида отделки, составляет 50-100 руб., и прийти к выводу, что: а) изготовление панно для собственных нужд очень выгодно; б) производство панно экономически обосновано, реализация - реально возможна.

Глава 4. Экологическая оценка проекта .

Панно полностью изготовлено из древесины (фанеры) – материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

При работе над проектом панно «Пегас» решены все поставленные задачи:

Разработано экономичное, технологичное декоративно-прикладное изделия из фанеры;

Разработан несложный технологический процесс изготовления панно на основе изученных технологий обработки древесины с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской и в домашних условиях;

Изготовлено изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из фанеры красивого и недорогого панно достигнута.

Практическая значимость изделия состоит в применении панно в декоративных целях. Кроме того, при желании можно организовать производство и реализацию подобной продукции на кружке в школе.

Однако в дальнейшем в конструкцию и технологию изготовления панно можно было бы внести некоторые изменения:

Применить технологию глубокого выжигания;

Применить для придания выразительности картине акварельные краски.

Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность массового производства и реализации панно. Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках технологии и в кружках технического творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1995.

    Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. - «Издательская группа «Контэнт». 2004.

    Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. –Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1987.

    Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –М.: Просвещение, 1991.

    Школа и производство 2002 г. №3. 8.

    Школа и производство 2004 г. №5. 9.

    Школа и производство. 2006 г. №24. 7.

Приложение №1

Технологическая карта

п/п

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления, материалы

Выбрать заготовку с учетом размеров; разметить на них контуры и выпилить по контуру, сохраняя разметочную линию

470

600

Карандаш, электролобзик по дереву и столярный угольник, верстак

Зачистить поверхность заготовки с помощью шлифовальной шкурки.

Верстак, шлифовальная шкурка, брусок (50х100).

Нанести рисунок на поверхность заготовки.

Карандаш

Выжечь нанесенный на заготовку рисунок

Электровыжигатель

Прикрутить крепление на обратной стороне панно.

Саморезы, отвертка

Приложение №2

Выполнение панно

Приложение №3

Готовые работы

Творческий проект

«Выжигание по дереву»

6 класс

2018

Содержание

Введение

Глава 1. Основная часть

1.1.Приемы выжигания

1.2. Обоснование выбора приема выжигания

1.3. Обоснование выбора материалов

Глава 2. Технология изготовления

разделочной доски

2.1. Подготовка материала к выжиганию

2.2. Инструменты и приспособления

2.3.Технологическая карта изготовления разделочной доски

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Художественная обработка дерева была известна еще в IX - X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель.

Глава 1.Основная часть

    1. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов выжигания: контурное, силуэтное, художественное,

1. Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

2. Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

3. Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому подобного.

5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется.

6. Выжигание кислотами . При декоративной отделке древесины выжиганием, кроме пирографии, можно пользоваться различными кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла.

7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальшикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

1.2. Обоснование выбора приема выжигания.

Изучив материал по данной теме, я пришел к выводу, что для меня наиболее приемлемым является плоское выжигание, так как оно наиболее экономично и экологично в домашних условиях, а также достаточно выразительное, чтобы выполнить эстетическую составляющую проекта.

1.3. Обоснование выбора материалов.

Выбор основы разделочные доски. Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления изделия способом выжигания. Для этого могут подойти многие породы дерева, но я решил использовать фанеру, так как она заведомо плоский материал, не требующий дополнительной обработки по выравниванию поверхности и является доступным и сравнительно недорогим материалом.

Глава 2. Технология изготовления разделочной доски

2.1. Подготовка материала к выжиганию.

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму (приложение 1). Поверхность выбранного материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски необходимо отшлифовать и торцовые стороны. 2.2. Инструменты и приспособления:

Прибор для выжигания;

Шлифовальная бумага (мелкозернистая и среднезернистая);

Карандаш для нанесения рисунка на основу;

2.3. Технологическая последовательность изготовления изделия

п/п

Последовательность выполнения работ

Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию.

Шаг 2.Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами доску. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем.

Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем - более мелкие.

Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку.

Глава 3. Экономическая оценка проекта

Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Для изготовления изделия потребуются:

Готовая разделочная доска для выжигания (50 рублей)

Затраты на электроэнергию 1) ИЗДЕЛИЕ изготавливается в дневное время, поэтому затраты на освещение не учитываю. 2) Для выжигания необходимо применение электрического прибора мощностью N = 0,03 кВт в течение 1 ЧАСА ч. Расход электрической энергии: Аэл = N t = 0,03 х 1 = 1,44 кВтч. При цене 1 кВтч (цэл) 2,98 руб, затраты на электроэнергию составят: Сэл = Aэл цэл = 1,44 х 2,98 руб.= 4,2912 руб. ≈4,3 руб.

Условная оплата труда за 1ч работ по выжиганию для непрофессионала (kв) равна 50 руб. Доску можно выжечь за 1 ч. Общие затраты на повременную оплату труда по выжиганию за 1 ч работы (Cв) составят: Сз= Cв х Сэл = 50руб. Себестоимость изделия: С= Cэл + Cз = 4,3 + 50+50 = 104,3 руб. Без учета заработной платы, которую я себе не плачу себестоимость доски равна 54,3 руб, т.к у меня две доски, то стоимость будет равна54,3*2=108,6 руб

Учитывая, что аналогичные изделия в продаже отсутствуют, можно сравнить себестоимость разделочной доски с ценой которая, в зависимости от наличия и вида отделки, составляет 150-200 руб., и прийти к выводу, что: а) изготовление разделочной доски для собственных нужд очень выгодно; б) производство досок экономически обосновано, реализация - реально возможна.

Глава 4. Экологическая оценка проекта .

Разделочная доска полностью изготовлено из древесины – материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

При работе над проектом «Выжигание по дереву» решены все поставленные задачи:

Разработано экономичное, технологичное декоративно-прикладное изделия из доски;

Разработан несложный технологический процесс изготовления разделочной доски на основе изученных технологий обработки древесины с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской и в домашних условиях;

Изготовлено изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из древесины красивых и недорогих разделочных досок достигнута.

Практическая значимость изделия состоит в применении разделочной доски в рабочих целях

Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность массового производства и реализации разделочной доски (приложение 2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1995.

    Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. - «Издательская группа «Контэнт». 2004.

    Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. –Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1987.

    Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –М.: Просвещение, 1991.

Приложение 1


Приложение 2


Готовое изделие

Цель: разработать и изготовить из дерева красивое и недорогое панно.

Цель : разработать и изготовить
из дерева красивое и недорогое панно.

Задачи:

  • изучить виды, способы, технику выжигания по дереву;
  • изучить технику безопасности при выжигании;
  • изготовить поделки при помощи одного из видов выжигания;
  • 4. увлечь одноклассников выжиганием.

    Гипотеза: выжигание - интересное и полезное занятие.

    С помощью выжигания можно сделать недорогой, но красивый памятный подарок.

    1 этап. Информационный

    Выжигание- это один из видов художественной обработки древесины. Это популярное ремесло, связанное с традициями русского народа.

    В старину для выжигания пользовались огнём, раскалёнными гвоздями, металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с рельефным узором.

    Из энциклопедии:

    Выжигание — это один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

    Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания — фанера, заготовки из липы и ольхи.

    Способы выжигания:

    В наше время применяют многие способы выжигания:

    vпиротипию (горячее печатание),

    vпирографию (горячее рисование),

    v выжигание в горячем песке или на открытом пламени,

    vна солнце увеличительным стеклом,

    vвыжигание кислотами,

    vтрением на токарном станке.

    2 этап. Исследовательский.

    Получение линий

    На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Вести перо следует без нажима.

    Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро.

    Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка.

    Материалы и инструменты:
  • наждачная бумага;

    электро-выжигатель;

    копировальная бумага;

    карандаш,ластик, линейка;

  • деревянные или фанерные заготовки.

    Прибор для выжигания состоит из пера, понижающего трансформатора и шнура с вилкой. Существуют разные современные модели электровыжигателей.
  • Техника безопасности
    • Включать электровыжигатель можно только в присутствии взрослых.
    • При работе нельзя сильно нажимать на перо.
    • В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.
    • Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
    • Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
    • После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.
    • Тонкости выжигания

      Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам.

      Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

      Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку.

      Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

      Результаты опроса одноклассников
    • У 6 из 20 моих одноклассников есть дома выжигательный аппарат.
    • 6 из 20 ребят умеют выжигать поделки.
    • И абсолютно все мои одноклассники хотели бы научиться пользоваться таким аппаратом!!!
    • 3этап. Практический.

      Перед выжиганием поверхность шлифую наждачной бумагой.

      Рисунок перевожу на деталь через копировальную бумагу.

      Выжигаю рисунок с помощью электровыжигателя.

      Правила выжигания

      Ручку с нагревательным пером держу, как карандаш. Прибор включаю в сеть и переключателем устанавливаю необходимую степень накала пера. Начинаю работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета.

      При выжигании нужно сидеть прямо, рука должна лежать на столе.

      Через 10 - 15 мин работыэлектровыжигатель выключаю на2 - 3 мин для остывания.

      Выжигать можно только по сухой древесине.

      Окончательный этап

      Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чищу мельчайшей наждачной бумагой. Зачистку шкуркой произвожу тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов.

      Роспись дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.

      Поделка на конкурс готова!

      Мои работы можно использовать в качестве подарка

      Выжигание по дереву, это очень увлекательное занятие.

      Экономия и экология

      Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.

      Стоимость изделия в основном определяется затратами на материалы и электроэнергию.

      Стоимость фанеры = (отходы и обрезки)

      Наждачная бумага = 30 руб.

      Краски гуашь = были в наличии.

      Лак бесцветный(100 гр.) = 30 руб.

      Кисть (расписывать красками) = была в наличии

      Кисть (покрывать лаком) = 40 руб.

      Итого = 100 руб.

      Выполнив свою работу по выжиганию, я ни чем не нарушил экологию. Моя гипотеза подтвердилась.

      Выводы

      Заглянув в прошлое, я узнал, как наши предки занимались таким делом, как выжигание по дереву. Я считаю, что в наше время актуально возродить данную направленность. Ведь технические навыки и умения развивают фантазию, мышление, творческие способности, внимание.

      Меня увлек столь кропотливый и интересный процесс выжигания, за которым можно провести очень много времени. Причем провести это время с пользой и большим удовольствием. Свои умения и знания в своем увлечении, я хотел бы разнообразить и развивать в дальнейшем.

      Спасибо за внимание!

МОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к творческому проекту по технологии

на тему: «Выжигание по дереву»

Выполнили

Белозёрова Е.,

Жмакин Г. (11 кл.)

Руководитель проекта

Жмакин О.А.


Введение

1. Подготовка материала к выжиганию

2. Приемы выжигания

3. Технология изготовления набора разделочных досок

4. Экономическое обоснование

5. Правила техники безопасности

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2


Введение

Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.


1. Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

2. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

3. Технология изготовления набора разделочных досок

Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

2. Разметить по длине.

3. Разметить осевую линию.

Линейка, карандаш, треугольник.

4. Разметить отрезки перпендикулярные осевой линии.

Линейка, карандаш.

5. Провести дуги окружностей.

Циркуль, линейка.

6. Просверлить отверстие Ø 20 мм.

Шило, сверлильный станок, сверло Ø 20 мм.

7. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

8. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

9. Разметить по шаблону.

Шаблон, карандаш.

10. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

11. Разметить и просверлить два отверстия Ø 12 мм.

Карандаш, линейка, шило, сверлильный станок, сверло Ø 12 мм.

12. Выточить колышки.

Станок ТВ-4, резец проходной, отрезной, штангенциркуль.

13. Отшлифовать все детали изделия

Наждачная бумага.

14. Собрать подвеску.

Кисточка, клей, киянка.

15. Выполнить отделку изделия.

Электровыжигатель, лак.


4. Экономическое обоснование

С экономической точки зрения изготовление набора разделочных досок не является дорогостоящим. Колышки можно изготовить из отходов производства. Затраты на клей минимальны, поэтому ими можно пренебречь. Необходимо купить древесину и лак.

Стоимость материала С м = 53 руб.

Заработная плата З = С м / 2 = 26,5 руб.

Другие затраты З др = (С м + З) / 4 = (53 + 26,5) / 4 = 19,8 руб.

Себестоимость С = С м + З + З др

С = 53 + 26,5 + 19,8 = 99,3 руб.

5. Правила техники безопасности

1. При пилении древесины:

● пользуйся упорами и направителями;

● не держи левую руку близко к полотну пилы;

● не сдувай опилки, сметай их щеткой-сметкой.

2. Особое внимание уделяй безопасным приемам работы на токарном станке:

● изучи инструкцию по Т.Б. при работе на станке;

● работай на станке с разрешения учителя.

3. При работе на сверлильном станке:

● правильно установи сверло;

● надежно закрепи деталь;

● плавно и равномерно подавай сверло;

● заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.

4. Выполняя лакокрасочные работы:

● не держи долго открытыми банки с красками;

● при работе не подноси краски к лицу;

● работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;

● используй защитные средства; перчатки, респиратор;

● после завершения работы вымой руки с мылом.

5. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

● работай в проветриваемом помещении;

● проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;

● по окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.

Заключение

Примерное время на изготовление набора разделочных досок – 12 часов. Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.

Форму разделочных досок можно изменять. Так же по-разному можно отделать готовые наборы.

Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при отделке изделий из древесины выжиганием.


Список используемой литературы

1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 2002 г.

2. Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.

3. Школа и производство. 2006 г. №24.

4. Школа и производство 2002 г. №3.

5. Школа и производство 2004 г. №5.

6. Сайт: http://www.woodburner.com / galleru

7. Сайт: http://vuzhigatel.ru

8. Сайт: http://www.lobzik.pri.ee


Приложение 1

Работы Белозёровой Екатерины

Рис. 1 - Набор разделочных досок

Рис. 2 - Панно «Гармония»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края

Выжигание по дереву –

древнее искусство, актуальное в наше время.

ученик 3Б класса

МБОУ СОШ№1 с. п.Троицкое

Выжигание по дереву - древнее искусства, актуальное в наше время.

Предмет - технология.

Тип данного проекта:

1. по доминирующей деятельности - творческий и
информационный;

2. по предметному содержанию - монопроект;

3. по продолжительности – краткосрочный

В этом году на новогодний праздник мне подарили электровыжигатель. С помощью выжигания можно украшать деревянные предметы, например, декорировать шкатулки, вешалки , фоторамки, панно, картины, предметы мебели и интерьера. Выжигание-это творческий и очень увлекательный процесс. Я увлёкся этим видом искусства, заинтересовался историей выжигания и решил изготовить разделочную доску, украшенную выжиганием и акварелью .

Изделие можно кому-нибудь подарить. Мой подарок будет, практичным, интересным и очень ценным, так как изготовлен своими руками

Проблема : В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.

Цель: изготовить подарок для мамы своими руками.

Проектные шаги

Планированию этапов своих действий;

Выбор материала и способа действия;

Изготовление изделия.

Планируемый результат: разделочная доска

Из истории выжигания.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н. э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в веках.

Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.

В конце 19 века, в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.

В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.

В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно детям.

Выбор материала и инструментов

Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры, шпона. При выборе древесины следует учитывать:

*порода не должна быть смолистой;

*на мягких породах выжигать легче;

*древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка и других дефектов;

*выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка,

*более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;

*дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться;

*поверхность материала должна быть ровной и чистой.

Лучшими материалами для выжигания считается ольха, липа, тополь и каштан.

Я выбрал липу.

Инструменты.

Электровыжигатель - прибор для выжигания. В качестве выжигателя можно применять торцовый электропаяльник.

Штифт - рабочая часть выжигателя, он может быть проволочным или корпусным.

Настольная лампа нужна для освещения поверхности доски под острым углом, чтобы разглядеть тени, которые отбрасывают выжженные бороздки, для контроля штриховки.

Карандаш мягкий нужен для нанесения рисунка, по окончанию работы его легче стереть ластиком

Копировальная бумага нужна для перенесения рисунка с листа бумаги на поверхность древесины, бумагу нужно брать чёрную.

Скальпель необходим для удаления небольших погрешностей в работе. Например, удалить слишком длинную линию. Для этого нужно соскоблить обожжённую древесину с помощью лезвия, скальпеля.

Стальная линейка для проведения аккуратных прямых линий (пластиковая расплавится).

Наждачная бумага требуется для подготовки поверхности дерева.

Доска пюпитра для установки дощечки для выжигания. Обычно она бывает подвижной, её можно устанавливать выше или ниже, как вам будет удобно работать.

Акварель, кисточки , лак для декорирования

Способы выжигания.

Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.

Плоское выжигание - на одной плоскости.

Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.

Я выбрал плоское выжигание.

Техника безопасности при выжигании по дереву.

При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками.

При выжигании образуется едкий дым, из - за чего нельзя сильно наклоняться к дощечке.

Все работы следует проводить в проветриваемом помещении.

Не допустимо прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.

Этапы работы.

1.Выбирал материал: деревянную основу.

2.Нанёс рисунок на данную основу простым карандашом.

3.Выжигаю контур рисунка «Дракон» электровыжигателем.

4.Отшлифовывываю доску наждачной бумагой.

5.Раскрашиваю поверхность акварелью и просушиваю.

6.С помощью кисточки наношу на доску нитролак, просушиваю.

ДОСКА ГОТОВА!

Самооценка

Выполняя работу, я узнал много о выжигании.

Подарок оказался не очень затратным. Маме он очень понравился.

https://pandia.ru/text/78/244/images/image002_31.jpg" width="576" height="1024 src=">

Список литературы

1.Павлова 5 кл.- М.: Вента-Графф,с.

2.Шпаковский тех, кто любит мастерить.-М:Просвещение,190.-191 с.