Ремонт Стены Уход

«зарплатные» комиссии ифнс: кого пригласят. Зарплаты налоговиков в россии Отбор на комиссии

Письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» была регламентирована деятельность по контролю за выплатой «теневой» заработной платы (далее - Письмо № ЕД-4-15/14490@). При этом управлениям ФНС по субъектам РФ было дано указание довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Из статьи вы узнаете, как производится отбор кандидатов для приглашения на заседание такой комиссии и что делать при получении из инспекции информационного письма и уведомления о вызове налогоплательщика.

Впервые правила работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы были сформулированы в Письме ФНС РФ от 17.07.2013 №  АС-4-2/12722 . Письмом от 21.03.2017 №  ЕД-4-15/5183@ ФНС отменила действие этого письма в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при ­УСНО, ЕНВД, ЕСХН. При этом отмена не затронула вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты НДФЛ.

В конечном итоге Письмом №  ЕД-4-15/14490@ были отменены оба вышеназванных письма и установлены обновленные правила работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.

Налоговым ведомством цель работы комиссии определена следующим образом: увеличение поступлений НДФЛ и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены, в частности, факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления НДФЛ и страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности.

Положения Письма № ЕД-4-15/14490@ определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

фактов отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

  • фактов выплаты «теневой» заработной платы;
  • фактов несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • фактов несвоевременного перечисления страховых взносов;
  • работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
  • работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижаются налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Этапы работы налоговых органов по легализации налоговой базы Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах
Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков
Направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и изменений в налоговой отчетности, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям
Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии
Рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий
Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях
Подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью:

Повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ;

Рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки

При наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии налоговая инспекция письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Отбор на комиссии

Основанием для отбора плательщиков для приглашения на «зарплатную» комиссию являются списки, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями;
  • налогоплательщики - налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению налога, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • ИП, отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ доход, равный нулю, либо не представившие такие декларации за соответствующий период;
  • плательщики страховых взносов, имеющие задолженность по перечислению взносов, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительному тарифу 9 либо 6%, при этом применившие в текущем отчетном периоде иные тарифные ставки;
  • плательщики, в отношении которых от компетентных источников иностранных государств получена информация о получении резидентами РФ дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;
  • плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Анализ при подготовке комиссии

При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных кандидатов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществляются мероприятия налогового контроля.

Для анализа деятельности организаций и ИП, которая подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, используются:

  • данные информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.);
  • информация, полученная в рамках ст. 93.1 НК РФ ;
  • информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;
  • сведения, полученные от кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, ЦБ РФ и др.;
  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) организаций;
  • информация, поступившая из других источников.
В Письме №  ЕД-4-15/14490@ приведены направления анализа, а в приложениях к нему даны рекомендуемые формы. Итак, анализ осуществляется по следующим направлениям:
  • анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) (приложение 1);
  • анализ показателей бухотчетности (баланса) (приложение 2);
  • анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ (приложение 3);
  • анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов (приложение 4);
  • анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей (приложение 5).
На основании проведенного анализа выявляются налоговые риски, а сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в приложении 6. Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки (форма рекомендована в приложении 7).

Направление информационного письма

На этапе подготовки к заседанию «зарплатной» комиссии налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) может быть направлено информационное письмо (его форма приведена в приложении 8 к Письму №  ЕД-4-15/14490@ ).

Цель такого письма - побудить организации и ИП к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также к исправлению ошибок (искажений) налоговой отчетности.

В информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в результате рассмотрения деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов).
В информационном письме инспекторы предлагают в том числе:
  • уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном ст. 81 НК РФ , в том числе уточнить сумму профессионального вычета, сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для их исчисления;
  • представить результаты СОУТ, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам;
  • погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам;
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных сотрудниками организации доходов, подлежащих налогообложению;
  • провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 №  ММ-3-06/333@ .
Информационное письмо должно направляться заблаговременно - не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.
Срок для принятия решения о представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания для приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.
По истечении установленного срока налоговый орган оформляет уведомление о вызове налогоплательщика (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 №  ММВ-7-2/189@ ) в следующих случаях:
  • при непредставлении уточненных документов;
  • при непогашении задолженности по НДФЛ и страховым взносам;
  • при непредставлении пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию.

Рассмотрение деятельности организаций и ИП на заседании комиссии

Деятельность налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. При этом представителю организации (либо ИП) предлагается:

Дать пояснения по выявленным фактам, несоответствиям;

Уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.

По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, а также по принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.

Например, может быть предложено:

представить уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за предыдущие налоговые периоды, в которых надо уточнить показатели отчетности, в том числе расходы плательщиков страховых взносов на оплату страхового обеспечения, суммы, не облагаемые страховыми взносами, размер дополнительных тарифов по страховым взносам и суммы взносов, исчисленные по данным тарифам, численность работников, в пользу которых начислен доход;

  • перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом пеней;
  • принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.
Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов. Рекомендуемый срок - 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются:

Срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.

Информация по результатам работы «зарплатной» комиссии может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, ГИТ и т. п.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

Если работодатели выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, информация о таких работодателях ежеквартально направляется для принятия соответствующих мер налоговыми органами:

На территориальном уровне - органам местного самоуправления;

На региональном уровне - органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ.

Что делать, если пришло уведомление из налоговой инспекции?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими норм НК РФ, в частности, в рамках заседания «зарплатных» комиссий.

В уведомлении приводятся:

Подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

Дата и время явки;

Адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.

Уведомление о вызове ИФНС может быть передано одним из следующих способов:

Представителю организации лично под расписку;

По почте заказным письмом;

В электронном виде по ТКС. В этом случае необходимо в течение шести рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ ). Если это не будет сделано, инспекция может заблокировать банковские счета организации (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

Представлять интересы организации может ее руководитель или представитель, действующий по доверенности (п. 1 ст. 26 , п. 1 ст. 27 , п. 1 ст. 29 НК РФ ).

Если не прийти на заседание «зарплатной» комиссии

Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.

При неявке налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ №  ММВ-7-2/189@ .

В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 ­КоАП РФ .

Согласно ч. 1 ст. 19.4 ­КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан - в размере от 500 до 1 000 руб.;

На должностных лиц - от 2 000 до 4 000 руб.

Кроме того, в отношении плательщиков, которые не явились на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут проводиться следующие мероприятия:
  • повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
  • вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
  • проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика

Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обу­словлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом №  ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.
Ежеквартальный мониторинг Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов:

Анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15);

Контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16);

Динамика численности и заработной платы (приложение 13);

Динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7)

Ежемесячный мониторинг Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17)

Если по результатам проведенного мониторинга не будут выявлены положительные тенденции и при этом должностные лица (индивидуальные предприниматели) не представят обоснованные пояснения, весь пакет документов по данным налогоплательщикам будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

ФНС в Письме №  ЕД-4-15/14490@ представила обновленный порядок работы «зарплатных» комиссий. Одной из особенностей этого документа является то, что его действие будет распространяться на анализ данных о начислении и уплате как НДФЛ, так и страховых взносов. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. Налогоплательщиков, которые не явятся на эту комиссию без уважительной причины или не выполнят рекомендации налоговиков по итогам заседания комиссии, могут привлечь к административной ответственности. Кроме того, в отношении них могут быть иници­ированы выездные налоговые проверки.

Дата публикации: 12.01.2018 09:40

Выплата заработной платы «в конвертах» является одной из самых актуальных проблем налогообложения. Несмотря на предпринимаемые правительством и налоговыми органами меры по выводу заработной платы из тени, существенная ее часть до сих пор выплачивается «в конвертах».

В наше время экономических потрясений и кризисов люди, зачастую не задумываясь, соглашаются на условия работодателя получать, так называемую, «серую» заработную плату, оформляясь по трудовому договору на минимальную сумму, а остальную часть получают наличными «в конвертах». Недобросовестные работодатели этим пользуются, умело сокращая свои расходы.

В таких случаях, каждый работник, получающий зарплату «в конверте», должен отдавать себе отчет в том, что он лишает себя пенсионных накоплений, от которых в будущем зависит размер пенсии, право на использование налоговых вычетов в полном объеме, право на получение кредитов в банках.

Поскольку выплаты «теневой» заработной платы наносят значительный ущерб не только государству, но и гражданам, работа по выявлению и пресечению этих нарушений является одной из приоритетных задач налоговых органов.

Для обеспечения в постоянном режиме мер по профилактике и борьбе с выплатой «теневых», «серых» зарплат в региональном Управлении Костромской области подключены и круглосуточно функционируют телефоны «доверия», по которым граждане могут сообщить о нарушениях, связанных с выплатой заработной платы, а также на постоянной основе действуют специальные комиссии по легализации налоговой базы.

Основным инструментом в работе комиссий налоговых органов является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях таких комиссий руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам деятельности. На заседаниях таких комиссий активное участие принимают приглашенные участники из числа представителей органов власти и других контролирующих служб.

За январь – декабрь 2017 года проведено 262 заседания комиссии по легализации налоговой базы по вопросам выплаты «теневой» заработной платы, из них в налоговых органах –212, в администрациях муниципальных образований – 50. На комиссиях заслушано 580 (30 из них в рабочем порядке при рассмотрении заявлений граждан) налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату работникам ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, из них в налоговых органах – 446(28 из них в рабочем порядке при рассмотрении заявлений граждан), в администрациях муниципальных образований – 134.

По результатам работы комиссий повысили заработную плату 79 налогоплательщиков, или 13,6 % от числа заслушанных на комиссиях.

Сумма дополнительно поступившего НДФЛ по результатам работы комиссий по данным КРСБ составляет 95 тыс. рублей.

Из заслушанных на комиссиях налогоплательщиков - 41,2 % заняты в торговле, 12,9 % - в обрабатывающих производствах, 8,3 % - в сфере лесопромышленного комплекса, в сфере деятельности сухопутного транспорта 3,6 %, в гостиничном бизнесе – 1,6%, в прочих видах деятельности – 14,7 %, в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг -4,5 %, в растениеводстве – 3,1 %, в строительстве - 6 %, в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 4,1 %.

УФНС по Костромской области разъясняет, что по налогоплательщикам, которые игнорируют приглашения на заседания комиссии в налоговых органах, без объяснения причин, материалы направляются мировым судьям, поскольку неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение штрафа на должностных лиц от двух тысяч до четырех тысяч рублей. За 2017 год в суды направлено 43 протокола об административном правонарушении (из них 19 протоколов на рассмотрении, по 12-ти вынесено устное предупреждение, по 9-ти вынесено решение о непривлечении к ответственности, 3-м назначен штраф).

От физических лиц поступило 123 обращения о фактах выплаты заработной платы «в конвертах», которые рассматриваются в оперативном порядке.

За 2017 год проведено 111 выездных налоговых проверок, в 24 проверялся вопрос выплаты зарплаты в конвертах, в 16 налоговых проверках проверялся вопрос выплаты заработной платы ниже среднего уровня по ВЭД. Также в рамках комиссий по легализации заработной платы рассматривается вопрос и по задолженности неперечисленого в бюджет НДФЛ. Сумма поступлений НДФЛ, поступившая в январе-декабре, составила 2,25 млн. рублей.

У предпринимателя налоговая проверка зачастую вызывает опасения. Впрочем, любая другая тоже, но к налоговой у всех бизнесменов пристальное внимание, что понятно. Как обычно, они делятся на плановые и внеплановые

По какой причине может быть проведена плановая налоговая проверка?

Порядок проведения плановых проверок регламентирует приказ ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., которым утверждена единая концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Как в ней сказано, «для повышения грамотности налогоплательщиков, укрепления дисциплины, улучшения работы налоговых органов». Основные принципы Концепции таковы:

1. Система планирования проверок едина для налоговых органов.

2. Она должна быть ясна и доступна налогоплательщикам. Для самостоятельной оценки рисков попадания в план налоговых проверок, налогоплательщик может ознакомиться с общедоступными критериями, которые используются налоговыми органами для отбора компаний при проведении выездных налоговых проверок. Всего их 12 .

3. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков.

4. В случае обнаружения признаков вероятного совершения нарушения законодательства о налогах и сборах реагирование является своевременным.

5. Наказание недобросовестных налогоплательщиков, если найдены нарушения законодательства о налогах и сборах, является неотвратимым.

6. Выбор объектов, которые попали в план проверок налоговой инспекции (на 2017 год и не только) является обоснованным.

Как узнать о плановой налоговой проверке?

В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.

Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:

  • На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
  • Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
  • Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
  • Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
  • Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
  • Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.

Налоговые проверки в 2017 году, список организаций

Некоторые налогоплательщики уверены, что информация о выездных налоговых проверках находится в свободном доступе и опубликована в интернете. В какой-то степени, право так думать им дает привычный уже реестр проверок Генпрокуратуры по контрольным мероприятиям иных ведомств. График проверок налоговой инспекции на 2017 год нельзя найти в едином реестре проверок , опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Налоговиков этот реестр не касается. Да и вбить в строку поисковика запрос «налоговые проверки в 2017 году, список организаций» и достоверно проверить, стоит ли вашей компании готовиться к проверке налоговой инспекции, невозможно. Списка проверок налоговой инспекции на 2017 год нет.

И внеплановые и плановые налоговые проверки на 2017 год проводятся без предварительного ознакомления с ними широкой общественности.

Узнать о графике налоговых проверок могут только определенные предприятия. До 31 декабря на официальном сайте ФНС был опубликован перечень налоговых плановых проверок на 2017 год. Но касается он не всех компаний, а только юридических лиц, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности.

Срок выездной налоговой проверки может быть продлен до 4-х или 6 месяцев по следующим основаниям (п. 4 Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@):

  1. Налогоплательщик имеет статус крупнейшего.
  2. Налоговым органом получена информация о возможном нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, которая требует дополнительной проверки.
  3. На территории проведения проверки произошло чрезвычайное происшествие: потоп, наводнение, пожар и др.
  4. Налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений.
  5. Налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налогового органа в порядке ст. 93 НК РФ.
  6. Имеются иные обстоятельства.

Важно!

Конституционный Суд РФ в п. 4 Определения от 09.11.2010 N 1434-О-О подчеркнул, что перечень оснований является открытым.

«Иные обстоятельства» для продления проверки

При наличии «иных обстоятельств», необходимость и сроки продления выездной проверки определяются налоговыми органами, исходя из (пп. 6 п. 4 Оснований и порядка продления):

  • длительности проверяемого периода;
  • объема проверяемых документов;
  • количества налогов и сборов, по которым назначена проверка;
  • количества осуществляемых вами видов деятельности;
  • разветвленности вашей организационной структуры;
  • сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что практически любая выездная проверка может быть продлена. Однако продлить проверку можно только до 6 месяцев и согласно п. 6 ст. 89 НК РФ только в исключительных случаях.

Исключительные случаи для продления проверки до 6 месяцев

Налоговый кодекс РФ не определяет, какие случаи являются исключительными. Налоговые органы решают этот вопрос по собственному усмотрению.

В тоже время согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1434-О-О понятие исключительного случая не является неопределенным, а признается таким исходя из фактических обстоятельств конкретной налоговой проверки, с учетом толкования данного термина, сложившегося в правоприменительной практике. Поэтому у налогоплательщика, полагающего, что причины продления срока выездной проверки до шести месяцев не являются исключительными, есть шанс признать такое решение налогового органа о продлении выездной налоговой проверки незаконным в судебном порядке.

Из зала суда:

Налоговый орган продлил выездную налоговую проверку на срок до 6 месяцев, указав на следующие исключительные обстоятельства:

  • Необходимость допроса сотрудников налогоплательщика, которые были уволены либо находились в административных отпусках, в связи с чем допросы на рабочих местах были невозможны.
  • Необходимость привлечения специалиста для квалификации строительно-ремонтных работ, выполненных для налогоплательщика по договорам подряда. При этом инспекция утверждала, что привлеченный специалист мог выполнить работы только в определенный срок, для чего потребовалось продлить срок проверки до шести месяцев. Стоимость аналогичных услуг специалистов иных организаций была бы в несколько раз выше.

Суд не признал данные обстоятельства исключительными, так как установил, что наряду с неоднократным приостановлением проверки, налоговый орган допустил следующее (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 N А43-17631/2012):

  • повестки были направлены за пределами срока проверки с учетом его продления до 4-х месяцев, при этом инспекция не доказала невозможность проведения допросов в пределах основного срока налоговой проверки;
  • не представлены доказательств обращения в иные организации в более ранний период.

В Постановлении апелляционной инстанции указано также, что цена оказываемых специалистом услуг не является исключительным обстоятельством для продления срока проверки и относится к организационным проблемам инспекции.

Проверка организаций, имеющих обособленные подразделения

Конкретные сроки продления выездной налоговой проверки установлены лишь при проверке организаций, имеющих обособленные подразделения. Проверка может быть продлена (пп. 4 п. 4 Оснований и порядка продления):

  1. До 4-х месяцев, если:
  • обособленных подразделений от 4 до 9;
  • обособленных подразделений меньше 4, но доля налогов, которые приходятся на эти подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации;
  • До 6 месяцев, если обособленных подразделений 10 и более.
  • В отношении уплаты страховых взносов в 2017 году нужно быть особо внимательным, поскольку теперь эти отчисления контролируют налоговики. В связи с этим ФНС выпустила специальную таблицу показателей, которые говорят об исполнении компанией/ИП обязанностей по исчислению и уплате взносов. Приводим её в нашем материале и рассказываем, как она работает и вообще как поможет самим плательщикам.

    Зачем применять

    Выделенные в 2017 году ФНС России показатели исполнения платёжной дисциплины по взносам в фонды адресованы не только её территориальным органам. Они отчасти позволяют каждому плательщику сделать самостоятельную проверку уплаты страховых взносов. А это, в свою очередь, позволит предотвратить:

    1. Вызов на комиссию по легализации базы по взносам + НДФЛ.
    2. Назначение выездной проверки организации/предпринимателя.
    3. Начисление пеней и штрафов за неисполнение или неполноценное исполнение обязательств по страховым взносам.

    Источники данных

    В письме от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 ФНС России, помимо прочего, привела перечень показателей, которые позволяют и налоговикам, и самим плательщикам сделать анализ уплаты страховых взносов в 2017 году и в дальнейшем. Это, в свою очередь, даёт возможность выявить потенциальные и реальные риски.

    За основу такого анализа налоговики взяли 4 основных источника:

    1. Расчёт по страховым взносам (утв. приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551).
    2. Сведения из карточки расчётов с бюджетом (КРСБ).
    3. Расчёт по форме 6-НДФЛ.
    4. Сведения о среднесписочной численности персонала за год (утв. приказом ФНС от 29.03.2007 № ММ-3-25/174).

    Показатели для анализа

    Ниже в таблице показано, какие показатели должны навести на размышления относительно соблюдения требований налогового законодательства об уплате страховых взносов. В 2017 году их состав следующий:

    Показатели исчисления и уплаты взносов
    Источник Показатель
    1 Расчёт по страховым взносам (далее – РСВ) Величина взносов на ОПС по основному тарифу к уплате
    2 РСВ Величина взносов на ОПС по пониженному тарифу к уплате
    3 Карточка расчётов с бюджетом (далее – КРСБ) Величина взносов на ОПС перечисленная
    4 РСВ Величина взносов на ОПС по дополнительным тарифам к уплате
    5 КРСБ Величина взносов на ОПС по дополнительным тарифам перечисленная
    6 РСВ Величина взносов на дополнительное социальное обеспечение к уплате
    7 КРСБ Величина взносов на дополнительное социальное обеспечение перечисленная
    8 РСВ Величина взносов на ОМС по основному тарифу к уплате
    9 РСВ Величина взносов на ОМС по пониженному тарифу к уплате
    10 КРСБ Величина взносов на ОМС перечисленная
    11 РСВ Величина взносов на болезни и материнство по основному тарифу к уплате
    12 РСВ Величина взносов на болезни и материнство по пониженному тарифу к уплате
    13 КРСБ Величина взносов на болезни и материнство перечисленная
    14 РСВ Величина выплат, не облагаемых страховыми взносами
    15 РСВ и КРСБ Задолженность по уплате взносов. Считают по такой формуле:
    (Пункт 1 этой таблицы + п. 3 +п. 5) - (п. 2 + п. 4 +п. 6)
    16 РСВ База для расчёта взносов
    17 РСВ
    18 Расчет по форме 6-НДФЛ Общий размер выплат, исчисленных плательщиком взносов в адрес сотрудников
    19 КРСБ и РСВ Общий размер выплат, исчисленных в адрес сотрудников, не учтенный в РСВ для целей взносов. Определяют по формуле:
    П. 10 – п. 11 этой таблицы
    20 РСВ Количество сотрудников
    21 6-НДФЛ Количество сотрудников за отчетный (расчетный) период
    22 Сведения о среднесписочном количестве персонала Число работников за год