Ремонт Стены Уход

Как укоротить длинный болт в домашних условиях. Как выкрутить сломанный болт правильно? Болты шатунов из стали

При проведении ремонта неизбежны сюрпризы. Оборудование может подводить, кажущаяся прочной деталь - ломаться в самом ненужном месте, а болтики и гайки сопротивляться откручиванию. И тогда ремонт растягивается, отнимая лишнее время, нервы и деньги.

Сейчас в сети можно найти множество видео с руководством по проведению любых ремонтных работ. Говорят, на основе видео из интернета можно дом построить с нуля и машину перебрать по винтику.

Но при таком огромном количестве советов и рекомендаций трудно выбрать подходящий именно для тебя способ действий. В этой статье мы попытаемся собрать весь доступный опыт и систематизировать его для удобства использования.

Болт с сорванными гранями

Сейчас мы разберемся, как же как выкрутить болт с сорванными гранями . Как правило, причины этой беды кроются в том, что:

  • Детали, которые держал болтик, оказались смещены неестественным образом. Это приводит к его зажиманию и порче.
  • Сам болтик при закручивании был сильно затянут.
  • Инструмент, которым его затягивали, был не того размера и использовались подручные средства (отвертки или стамески часто подкладывают в ключи большего размера при отсутствии подходящих маленького).

Перед тем, как выкрутить сорванный болтик или гайку, нужно провести некоторую подготовку. Это позволит вам потратить меньше времени и усилий, а порой и сберечь дорогостоящее оборудование.

Последовательность действий

Однако часто случается, что заклинивает именно тот винтик, к которому никак не подобраться с горелкой или инструментом для простукивания. В этом сложном случае следует болгаркой или любым подручным инструментом типа зубила сделать на сохранившейся шляпке глубокий пропил . Он и станет той зацепкой, которая позволит вытащить весь болт.

Теперь можно, зацепившись за этот выступ, попробовать открутить неподдающийся шуруп. Упритесь в выемку отверткой, и совершая легкие удары по ее рукоятке молотков в сторону откручивания (не по часовой стрелке), потихоньку проворачивайте болт.

Болт под шестигранник

Грани оси удобны и для закручивания, и для откручивания. Четкие и ровные они дают надежный упор для ключа. Если болтик подходящего под руку и соответствующего размера, поначалу его можно комфортно крутить рукой, дотягивая позже с помощью инструмента. Однако нередки случаи, когда в силу чрезмерной эксплуатации самого шурупа, или больших нагрузок на соединение, грани оказываются сорванными и крепеж остается торчать в сочленении. Взяться за него неудобно, он выскальзывает из рук и инструментов. Давайте рассмотрим несколько вариантов решения этой проблемы, с соответствующими способами устранения.

Шуруп с отверстием под шестигранник можно открутить следующим способом:

  • Нужно взять надфиль и сделать им размер под шестигранный ключ. Сделав такой пропил, вы существенно сэкономите, поскольку сможете в будущем использовать этот крепеж еще не один раз.
  • Сделать на шляпке насечку болгаркой или любым другим удобным способом, к примеру, ножовкой для металла. И использовать плоскую отвертку, упираясь в ее ручку, как в плечо вращения.
  • Можно также использовать для откручивания шурупа одну из подходящих по размеру звездочек TORX .

Для болтов-шатунов, выполненных из стали, есть всего два способа:

Болт-звездочка

Открутить подобный болт можно так же, как открутить гайку с сорванными гранями. Основные способы откручивания неподдающихся болтиков и гаек были нами очень подробно разобраны ранее, и теперь мы можем резюмировать все те способы, которые подойдут для такого шурупа. Итак, если у вашего болта-звездочки сорвало грани:

  • Проще всего воспользоваться экстрактором. Отлично зарекомендовавшее себя средство не подведет и на этот раз. Выполните отверстие в ножке крепежа, зафиксируйте там подходящий по размеру экстрактор и осторожными движениями открутите застрявший болт. Как мы видим из этой статьи, набор экстракторов различного диаметра - штука действительно необходимая в хозяйстве, если вы регулярно занимаетесь подобными сборками и разборками.
  • Воспользуйтесь газовым ключом. Этот разводной ключ плотно обожмет болтик, и вы в несколько поворотов сможете его извлечь. Этот способ хорош тем, что не нужно покупать отдельный инструмент. Подобный разводной ключ есть практически в каждом доме.
  • Сделайте упор на шляпке болта. При наличии достаточного пространства вокруг болтика сделайте надпил на его шляпке болгаркой или ножовкой. В эту насечку вы сможете упереть отвертку или стамеску и провернуть болт, ударяя по свободному ее концу молотком или другим удобным вам инструментом.

Мы с вами рассмотрели варианты высвобождения болтов и гаек, которые доступны для применения любому домашнему мастеру. Конечно же, за рамками обсуждения остались способы, используемые на профессиональных мастерских или в автосервисах. Однако там постоянно используется оборудование, которое дома вам пригодится один или два раза. А стоит оно немалых денег. Профессионалы используют для высвобождения болтов с сорванными краями:

  1. Гайковерт.
  2. Шпильковерт.
  3. Специализированные экстракторы.

Однако, если такие ситуации возникают у вас не чаще раза в год, то особого смысла приобретать специальные инструменты нет.

В этой статье речь пойдет о такой напасти как обломившийся или приржавевший болт. В общем как выкрутить болт с сорванными гранями, если это не удается сделать обычным инструментом?

Казалось бы, простейшая процедура по замене болтов становится проблемой. Часто причиной этому является сорванная резьба, иногда – так называемое «прикипание» крепежного материала.

Открутить болт с сорванными гранями, не повредив при этом внешний корпус изделия, без определенных знаний, получится не у всех. Поэтому и следует рассмотреть более подробно порядок такой работы и изучить возможные методы ее выполнения.

Мероприятия подготовительного характера

Приступать к извлечению поврежденного болта следует не сразу, а предварительно выполнив серию так называемых подготовительных процедур. Порядок этих работ следующий:


Основные способы извлечения болтов с сорванной резьбой

Выполнив все ранее описанные подготовительные процедуры и обзаведясь необходимыми инструментами, можно начинать работу.

Важно помнить, что все вспомогательные материалы должны находиться в хорошем состоянии, иначе ситуацию можно лишь усугубить.

Вариантов по выкручиванию сорванных болтов, существует несколько, рассмотрим основные из них:


Популярное: Виды отверток – выбор, использование, обслуживание

В том случае, если ни один из этих способов не помогает, следует применять другие меры, более сложные.

Способы выкручивания болтов с испорченными гранями

Неудача с извлечением болта еще не означает, что эту работу выполнить нельзя. Для этих целей существуют иные, более радикальные способы.

При полном срыве резьбы трубный ключ может быть бесполезен, когда подступить к изделию не получается из-за нехватки рабочего пространства.

В этой ситуации решением может стать самостоятельное создание уже новых граней на болте при помощи напильника.

Старое основание стачивается до нужного размера, а уже затем применяется накидной ключ с головкой требуемого диаметра.

Если крепежный материал имеет слишком большой размер, то нелишним станет использование сварочного аппарата, когда на поврежденные грани наносится металлическое покрытие, а уже затем выпиливается нужная форма для закрепления ключа.

Простой и зачастую действенный способ – расколоть промежуточную деталь (пластиковую прокладку или ржавую шайбу) между болтом и корпусом при помощи привычного молотка и зубила.

В этом случае можно наносить удары как непосредственно по гайке , так и рядом с ней под некоторым углом с соблюдением уклона в сторону откручивания болта.

Некоторые хозяева предпочитают просто высверлить болт со сломанными гранями с помощью обычной дрели.

В этом случае внутри тела крепежного элемента делается отверстие , которое в дальнейшем служит местом закрепления специального прута, имеющего Г-образную форму. Этот прибор поможет открутить болт, выступив в роли рукоятки для его извлечения.

Иногда настоящей проблемой для хозяина становится сломанная головка болта. Извлечь такое изделие крайне проблематично, но вполне реально.

Выкрутить сломанный болт, поможет специальный инструмент, под названием экстрактор.

Внешне это приспособление имеет вид металлического прута с конусной резьбой с левой стороны и граненым основанием с правой.

Сама технология работы не отличается особой сложностью. В основании болта делается отверстие , в которое в дальнейшем против часовой стрелки нужно ввинтить инструмент. Далее, применив стандартный ключ, извлечь поврежденный элемент не составит никакого труда.

При вкручивании болтов иногда бывает так, что шляпка отламывается. Если произошла такая неприятность, разумеется, возникает вопрос о том, как выкрутить сломанный болт, не повредив соединенные им детали.

Самый простой случай, когда над поверхностью остается выступающая часть резьбы. Такой вариант развития событий достаточно благоприятен. Все, что при этом нужно - взять и, настроив его соответствующим образом, аккуратно вывернуть стержень. Для облегчения процесса иногда используют Ее наносят на выступающую часть. Затем берут молоток и несколько раз несильно ударяют им по обломку. Это будет способствовать проникновению смазки внутрь к резьбе. Затем ждут 5-10 минут и приступают к удалению стержня.

Сложнее справиться с такой задачей, как выкрутить сломанный болт, сломанный вровень с поверхностью или даже ниже ее. Ключ здесь не поможет, так как ухватиться им просто не за что. Однако ничего невозможного нет, нужно только запастись терпением. Эту проблему можно решить несколькими способами. Все они достаточно сложны и требуют затрат времени, но вполне выполнимы.

Можно попробовать выкрутить сломанный болт, сделав на торце стержня паз под отвертку. Под обычную делают прорезь поглубже. У крестообразной отвертки площадь сцепления с поверхностью больше, поэтому особенно сильно заглублять паз не обязательно. Этот метод достаточно эффективен и в большинстве случаев помогает решить проблему.

Однако иногда стержень заклинивает накрепко, а отвертка не помогает. Для домашнего мастера по-прежнему актуальным остается вопрос о том, как выкрутить сломанный болт. Самый радикальный способ - это просверлить в стержне отверстие для болта меньшего диаметра и нарезать в нем резьбу. Для этого потребуется электродрель с набором сверл разного диаметра и метчик.

Вкрутив небольшой болт в обломок и применив можно достаточно легко справиться с проблемой. Этот способ срабатывает в большинстве случаев. Единственное, о чем желательно помнить - это то, что резьба внутри стержня должна быть обратной. Сверлить отверстие нужно очень аккуратно, точно по центру. Иначе при выкручивании резьбу можно легко сорвать.

Точно так же удаляется сломанный гвоздь, винт или шпилька. Болт или другой крепежный элемент легко выходят на поверхность. В самом крайнем случае отверстие постепенно расширяют, применяя сверла разного диаметра (от меньшего к большему) до тех пор, пока стальные стенки стержня не станут очень тонкими. После этого их можно будет разбить и вытащить пинцетом.

Есть еще один достаточно простой способ выкрутить сломанный болт с утопленным стержнем. Нужно просто наварить обломок, используя гайку. Ее диаметр должен быть больше диаметра стержня не менее чем на 1 мм. Необходимо, чтобы во время хорошо прогрелся и расширился. Получившийся узел поливают холодной водой. После того как все остынет, обломок аккуратно выкручивают.

Надеемся, ответ на вопрос о том, как выкрутить сломанный болт, вами получен. Желаем, чтобы в дальнейшем все болты, винты и шпильки легко вкручивались и выкручивались, не ломаясь.

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы.

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы.

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями.

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы.

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает.

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео.

Инструкция

Наиболее простые способы извлечения сломанного болта применяются в том случае, если место излома находится близко к поверхности детали.
Установите острый керн под наклоном в край болта и попробуйте легкими ударами молотка придать болту вращательное движение – против часовой стрелки, если болт имеет правую резьбу. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы сломанная часть начала выворачиваться.
Можно попробовать прорезать болгаркой в паз под отвертку. Круг в этом случае должен быть тонким (0,8-1 мм) и иметь очень малый диаметр.
Если вам удалось одним из этих простых способов болт, можно считать, что вам повезло.

Чаще всего для извлечения болта приходится сверлить в нем отверстие. Сделайте керном отметку в самом центре болта (для предотвращения соскальзывания сверла) и просверлите в нем отверстие, диаметр которого меньше диаметра болта не менее чем на 2-3 мм. Глубина отверстия должна быть 10-15 мм.
Если у вас имеется метчик с левой резьбой, подходящий под просверленное отверстие, дело предельно упрощается. Вворачивайте метчик в отверстие. После того как сопротивление вращению превысит силу трения в резьбе болта, последний начнет выворачиваться. Использование метчика с левой резьбой – самый верный способ извлечения обломка болта.
Если метчика с левой резьбой нет, заточите грани отвертки на таким образом, чтобы ее кончик входил в отверстие, При этом грани должны быть острыми. Легкими ударами молотка углубите отвертку в отверстие и попробуйте вывернуть болт с ее помощью.
Иногда сломанный болт можно удалить, используя метчик с правой резьбой. Если болт начнет заворачиваться глубже под действием метчика, начните выворачивать его. Болт может начать выворачиваться вместе с метчиком. Ели этого не произошло, выверните метчик и заверните вместо него болт подходящего диаметра с навернутой на нем контргайкой. Когда болт завернется на несколько оборотов, затяните контргайку и выворачивайте вспомогательный болт вместе со сломанным болтом.

Если сломанный болт имеет диаметр больше 10-12 мм, а линия излома находится близко к поверхности детали, можно попробовать приварить к болту любой подходящий кусочек металла и вывернуть болт с его помощью. Этот способ требует от сварщика высокой квалификации. Неопытный рабочий может нечаянно приварить болт к детали, что сделает задачу извлечения болта еще более сложной.

В том случае, если все вышеперечисленные способы оказались безуспешными, просто высверлите болт сверлом, диаметр которого равен или близок диаметру сломанного болта. Затем засверлите отверстие под новую резьбу ближайшего большего размера – например, если резьба болта была М8, то новая резьба должна быть М10 или М12.