Ремонт Стены Уход

Особенности системы высшего образования китая. Насколько эффективна китайская система образования? Китайское образование

Грандиозные темпы становления КНР за последние десятилетия порождают много дискуссий среди современного общества, появляется все больше гипотез и предположений об истоках небывалого экономического прогресса Китая. Безусловно, это не могло произойти спонтанно и без участия настоящих профессионалов в своем деле. Нам предстоит понять, как появляются лучшие сотрудники, которые ведут свою страну к процветанию.

С самого детства китайцы упорно трудятся и работают, чтобы достичь успеха, ведь это у них в крови. Они верят, что ничего не дается без усердного труда и постоянной работы над собой. Китайцы никогда не останавливаются на полпути, для них главное – результат, и не просто результат, а самый лучший. Например, во время Олимпиады китайцы всегда стремятся получить именно золото, не получил золото – проиграл.

Но конечно же важную роль в формировании экономики страны сыграло государство. Оно правильно определило приоритеты: большая часть государственного бюджета вкладывалось в образование в Китае. Как известно, в начале девяностых лишь четыре процента населения имело высшее образование, всего лишь 12 процентов получили аттестат старшей школы, и целых одиннадцать процентов не имело образования вовсе. Выдающихся исследователей можно было посчитать на пальцах, а о престижных вузах, победах в различных олимпиадах и состязаниях можно было только мечтать.

Преимущества Китайского образования

Что же такое произошло, что превратило в Китай в самую быстроразвивающуюся страну, которая перегнала США по количеству запусков в космос, которая стала самостоятельно выпускать оригинальную и качественную продукцию и которая превратилась в мировой центр передовых исследований и новаторских проектов? В 1998 г. был подписан “Закон о высшем образовании КНР”, который превратил вузы Китая в университеты с мировым уровнем образования, с лучшими профессорами и с уникальными лабораториями, благодаря которым Китай теперь по праву можно назвать инновационным чудом.

В настоящее время каждый гражданин КНР понимает, что неимение диплома – невозможность нормальной и счастливой жизни, невозможность реализовать себя в будущем. Вследствие чего с раннего детства сокровенной мечтой каждого ребенка становится качественное образование. Принимая во внимание невероятное усердие и старание, школьники, а потом и студенты безумно много учатся и воспринимают огромные пласты информации каждый день.

Непросто и родителям учащегося. Бюджетное обучение оплачивается всего лишь девять лет, все остальные годы обучения полностью лежат на плечах родственников. Многие берут образовательные займы только для того, чтобы ребенок учился в достойном университете.

Особенности образования в Китае

Концепция образования в Китае заключается в том, чтобы каждый учащийся стал значимым человеком в обществе и добился в жизни всего. Поэтому каждый маленький китаец уже знает что такое усиленное изучение, девять уроков каждый день, “свободное время” в библиотеке и миллион репетиторов. И все это сопровождается железной дисциплиной: всего за 12 пропусков – отчисление, за употребление алкоголя в стенах вуза также выгоняют со строгим выговором. Учеба для китайцев так же как спорт – неизменная часть непростой жизни.

Совсем еще юные китайские школьники после 7 лет кропотливой учебы сдают экзамены, от которых зависит их дальнейшее будущее. В случае провала учащийся не сможет поступить в университет и получить хорошее трудоустройство в дальнейшем. На одно место в китайских вузах претендует больше двухсот абитуриентов. Очень большое количество учащихся не могут выдержать такого давления и не могут набрать необходимый балл. Для подобных ситуаций существует только единственный выход – обучение ребенка за рубежом. Однако по статистике больше половины ребят, которые едут учиться за границу, собираются после обучения вернуться в родные края, а сорок процентов думают некоторое время поработать в чужой стране, а уже потом вернуться в Китай.

Обучение в Китае для иностранцев

Для иностранцев же обучение в Китае выглядит совсем по-другому. Более чем четырехсот тысяч студентов из разных стран (России, США, Южной Кореи, Японии, Казахстана и др.) учатся в Китае, но совершенно на других условиях. КНР ежегодно предоставляет гранты на обучение для иностранных студентов. Почему? Потому что чем больше студентов из других стран, тем выше рейтинг университета, потому что это важно для развития бизнеса с другими государствами, а также для поддержания дружеских международных отношений и распространения китайской культуры.

На этом отличия не заканчиваются. В отличии от китайцев, иностранные студенты живут в комнатах по 2-4 человека в более комфортных условиях, тогда как китайцы в комнатах, рассчитанных на шесть человек.

Зато в обучении у иностранных студентов никаких привилегий нет. Китайские преподаватели не дают поблажки ленивым студентам, да и сами студенты относятся к таким личностям с недопониманием. Учеба – серьезный процесс, где важны знания и дисциплина. Помимо этого за плохую успеваемость могут отчислить.

Бесспорно, Китай стремится с каждым днем улучшать качество образования населения и растить интеллектуальную элиту страны. Всей планете остается лишь завороженно следить за прогрессом и учиться самому лучшему в этом неподражаемом и передовом государстве.

Китай и Россия: сравнение современного высшего образования

Современное высшее образование России и Китая невозможно сравнивать между собой, настолько разный подход к учебному процессу в странах на сегодня. Пожалуй, китайская версия больше похожа на тот вариант, что был в нашей стане в советское время. Это строгость в отношении обязательного посещения занятий, требовательность в отношении четкого выполнения заданий по установленным срокам, тщательное соблюдение дисциплинарных норм.

Но не следует думать, что современное образование в Китае – это исключительно скачок назад. Наряду со всем вышеперечисленным имеются все признаки инноваций и технологий, применяемых в передовых странах света. Это современные лаборатории, высокотехнологичные обучающие программы и новейшее оборудование.

Кроме того, обучающимся предоставлена возможность проживания в кампусах при ВУЗах, оборудованных тренажерными залами, кафе и всем необходимым. Фактически у проживающих студентов нет необходимости выходить за их границы. Все это может стать ближе с China campus network.

Ведущие университеты

Более пятидесяти университетов Китая являются участниками мирового ТОП-500, который ежегодно подводит свои итоги, выбирая самые лучшие по всем показателям учебные заведения. Причем два пекинских находятся в первых пяти десятках перечня. Это показатель того, как ценится высшее образование в Китае на уровне мировых сообществ.

Желая обрести диплом впервые или уже второе высшее образование в Китае, можно выбрать любой из сотен ВУЗов, отдавая предпочтение определенным направлениям и месторасположению. Одинаково качественным оно будет в престижных столичных заведениях, расположенных в мегаполисах, или в бюджетных городах.

Китай до сих пор для многих остается «загадочной восточной страной» с богатой историей и культурой. Не менее привлекателен Китай со стороны образования. Многие родители хотят отправить своих детей в эту страну на обучение, благодаря быстрому техническому и экономическому развитию страны. Однако, стоит знать некоторые нюансы школьного образования в Поднебесной.

Школьное образование в Китае предполагает обучение на протяжении 12 лет. В него включены три ступени. При этом с 2008 года власти Китая приняли решение утвердить обязательное бесплатное 9-летнее обучение в школе. Продолжать ли обучение в последних трех классах – решают родители и сами ученики.

Перед поступлением в первый класс будущие первоклассники проходят тестирование. Следующие экзамены ждут детей через шесть лет, после завершения обучения в начальной школе. Система оценок на экзамене – балльная. Для поступления в среднюю школу в Китае требуется набрать определенное число баллов. Если ученик набирает высокий балл, то имеет шанс поступить в среднюю школу при вузе, что обеспечит ему дальнейшее поступление в этот вуз.

После 12 лет обучения в школе выпускники сдают единые экзамены, аналогичные нашему ЕГЭ. Они являются выпускными из школы, а также вступительными в вуз. Для поступления в разные вузы необходимо набрать разные минимальные результаты на экзамене. Чем известнее вуз, тем более серьезные требования он предъявляет к уровню знаний абитуриентов. Абитуриент может высылать заявку на поступление одновременно в два или три учебных заведения.

Особенности обучения в школе в Китае

Отличительной чертой школ в Китае является высокая нагрузка на учеников по сравнению с нагрузкой в российских школах. Главная причина в том, что китайский язык очень трудный. Школьникам за время обучения приходится заучивать несколько тысяч иероглифов. Их нужно не только запомнить, но также научиться грамотно произносить и писать. Число учеников в классе составляет более 30 человек, а порой достигает 70-80 детей.

С тем чтобы не перегружать детей, было принято постановление о введении учебного дня длительностью не более восьми часов. Занятия в китайских школах начинаются в 8 часов утра. Количество уроков физической культуры составляет не менее 70 минут в неделю.

Школьное образование в Китае предполагает 5-дневную учебную неделю. Обычно дети учатся до 4 часов дня. Режим дня следующий:

  • С 8:00 до 11:30 – занятия по основным предметам (математика, китайский язык, иностранные языки);
  • С 11:30 до 14:00 – обеденный перерыв и дневной отдых;
  • С 14:00 до 16:00 – занятия по второстепенным предметам (рисование, пение, физическая культура, труды).

С учетом посещения факультативных уроков и выполнения домашних заданий ученики идут спать ближе к полуночи. А утренний подъем обычно происходит в 6:00, ведь в 7:30 уже нужно быть в школе.

Учебный год в китайской школе включает два семестра. После окончания первого и второго семестров ученики получают итоговые оценки успеваемости в баллах. Используется 100-балльная шкала. Учителя проставляют баллы учеников в классные журналы. Родители всегда могут быть в курсе успехов своих детей.

В обучении поддерживается строгая дисциплина. Если ученик прогуляет 12 занятий, не имея уважительной причины, он будет отчислен.

Среднее образование в Китае находится под бдительным контролем государства. Все школы имеют государственное финансирование и получают средства из казны на обновление оборудования и ремонт помещений.

Современные школы в Китае часто представляют собой целые комплексы зданий, между которыми тянутся длинные переходы, а во внутренней части двора располагаются большие спортивные площадки. В одной школе порой учится несколько тысяч учеников.

Начальная школа в Китае

Дети идут в первый класс в 6 лет. Занятия первого семестра начинаются 1 сентября, второй семестр стартует 1 марта. Каникулы летом приходятся на июль и август, а зимой – на январь и февраль.

В начальной школе в Китае изучают математику, китайский язык, естествознание, рисование, музыку, а еще дети получают базовые знания из истории, природоведения и географии. Обязательным является изучение Китая и населяющих его народов, а также получение политической информации. Кроме того, школьники активно участвуют в поддержании порядка и чистоты в школьных помещениях.

Начиная с 3 класса, школьники изучают английский язык. С 4 класса дети также посещают практику – обычно в мастерских или на фермах. Многие выбирают себе факультативы и секции по душе.

Неполная средняя школа

Средняя школа в Китае – это обучение в течение трех лет. После него обязательная часть образования будет завершена. Подростки изучают следующие предметы: математика, китайский язык, английский язык, физика, информатика, биология, география, музыка, физическая культура, этика и мораль.

Особое внимание в Китае уделяется воспитанию политической грамотности и внедрению идеологии в юные умы. Также дети продолжают заниматься в секциях и кружках, выбранных на предыдущей ступени обучения.

Полная средняя школа

В этот период ученики могут выбрать одно из образовательных направлений.

  • Профессионально-техническое направление служит для подготовки технических специалистов, которые смогут найти работу в производственной сфере или в сельском хозяйстве. Здесь отдельно выделяются профессиональные, технические и сельскохозяйственные школы.
  • Академическое направление служит для подготовки подростков к поступлению в вузы.

Обучение в вузах в Китае длится 2-4 года и зависит от специальности. Действует система распределения выпускников, поэтому сразу после окончания вуза они получают работу.

Популярные школы Китая

Пекинская школа имени Первого Октября была открыта более 60 лет назад. Месторасположение – город Пекин. Здесь осуществляется обучение с 1 по 12 класс, зачисление возможно на любом этапе. В школе поддерживается жесткая дисциплина. После нескольких нарушений следует отчисление.

Возможно обучение детей из зарубежных стран. Для них в течение года проводятся уроки по изучению китайского языка. После получения основ языка следует выдержать вступительные экзамены по математике, английскому и китайскому языкам. Иностранным школьникам предоставляется пребывание на условиях пансиона. Стоимость обучения: 28500 юаней, стоимость проживания: 6000 юаней.

Татьяна Л. (мама ученицы Евгении) говорит о том, что в школе им понравилось неформальное отношение к девочке, помощь в решении бытовых вопросов, индивидуальный подход.

Школа при Народном университете Китая (город Пекин) считается одной из самых популярных средних школ в Китае. Возможно обучение иностранных учеников в любом классе — с 1 по 12. Университет специализируется в области общественных и гуманитарных наук, популярные специальности: экономика, журналистика, право.

Школа славится высокими результатами выпускников. Большинство из них поступают в Народный университет или другие престижные вузы Китая. Для студентов из других стран предусмотрен годичный курс китайского языка, после которого сдаются экзамены для поступления в школу. Стоимость обучения: 25000 юаней, стоимость проживания: 6200 юаней.

Школа №2 при Восточно-Китайском педагогическом университете расположена в городе Шанхае. Считается одной из лучших школ этого города. Возможно обучение школьников из других стран в возрасте 12-18 лет. Предусмотрен предварительный курс обучения китайскому языку, как и в других аналогичных школах.

Школа имеет прекрасную материально-техническую базу. Это и лаборатория, и крытый бассейн, и многочисленные спортивные объекты. В общежитии имеется 400 комнат для учащихся. Стоимость обучения: 35000 юаней, стоимость проживания: 5000 юаней.

Ольга С. (мама ученицы Лилии) из России говорит о том, что смело может рекомендовать всем эту школу. Ей понравилась территория, утопающая в зелени, современные корпуса общежития и школы, а также несколько отличных спортивных площадок.

Школа при Шанхайском университете Цзяотун готова принять иностранных школьников в возрасте 15-18 лет для обучения в выпускных классах. Сначала учащиеся в течение полугода изучают основы китайского языка и лишь после этого могут перейти к основной программе. Здесь подростки не только изучают основные дисциплины, но и готовятся к поступлению в вуз. Стоимость обучения: 34300 юаней, стоимость проживания: 4000 юаней.

Дилара говорит, что ее сын доволен учебой, он нашел друзей из разных стран мира, овладел китайским и закрепил знания по английскому языку. Теперь планирует поступать в китайский вуз.

Что касается русских школ в Китае, можно порекомендовать школу при посольстве РФ в городе Пекине.

Документы для обучения в китайской школе

Каждый школьник из зарубежной страны должен иметь официального опекуна на территории Китая. Им может стать любой гражданин Китая или иностранец, получивший официальную работу и вид на жительство в Китае. Опекун должен написать письменное поручительство за подопечного о том, что школьник будет хорошо себя вести и успешно обучаться. А в случае нарушений опекун понесет ответственность.

Именно к опекуну обращается администрация школы при возникновении проблем с учеником. За опекунство родителям школьника обычно приходится заплатить несколько тысяч юаней. Некоторые школы сами выступают в роли опекуна.

Также для выезда на учебу в Китай необходимо иметь заграничный паспорт и студенческую визу, которая выдается только после заключения договора со школой.

Образование в Китае в настоящий момент в общем и целом копирует западные модели, но имеет ряд существенных особенностей.

Как известно, в мире существует два варианта развития образования, как школьного так и высшего. Первый, когда сразу сделали хорошо и потом просто развивали, и примеры здесь Великобритания, США и Сингапур, и второй, когда сначала все получилось отвратительно, что потом приходится все ломать и переделывать, как в России и Китае.

Образование в Китае развивалось сложно. Мы не будем брать древнюю историю и средние века, а начнем сразу с 20 века, когда в Китае начали появляться университеты под влиянием британского доминирования в регионе. С пришествием коммунистов к власти в 1949 году, Китай, ранее бывший, по сути, протекторатом Великобритании сменил курс на сотрудничество с Советским Союзом, переняв образовательную систему союзника — гуманитарные науки были задвинуты, и в приоритет были поставлены физико-математическая и естественная сфера, как в школе так и в звене высшего образования.

Далее, с началом «Культурной революции» в Китае в 1966 году, все ведущие специалисты ВУЗов были разогнаны товарищем Мао Цзедуном по подозрению в контрреволюции, школы и институты массово были закрыты, а дружба с СССР прекращена. Ситуация самодурства изменилась только со смертью диктатора и приходом к власти главного китайского реформатора Дэна Сяопина в 1977 году, который, по большому счету, и начал формирование образовательной системы Китая в её современном виде.

Общие факты об образовании и грамотности в Китае

Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев — письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений — около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость.

Дошкольное и школьное образование в Китае

Обучение в Китае начинается для ребенка с трех лет, когда он идет в детский сад и заканчивает его в 6. Потом школа, которая делится на начальную — 6 лет, среднюю — 3 года, и старшую — также 3 года. В Китае установлено обязательное 9-летнее образование, после которого школьник может продолжить обучение в школе и поступать в университет или сразу пойти учиться в технический колледж, которые очень распространены в Китае в связи с большим дефицитом и дороговизной университетов. Для всего этого ему нужно сдать гаокао — китайский аналог ЕГЭ.

Обязательные предметы в школе Китая аналогичны предметам других развитых стран: языки, биология, математика, физика и тд. Сильный упор делается на приглашение иностранных учителей для преподавания английского языка. Европейская внешность учителя в Китае — гарантия достойной зарплаты.

Школьное образование в Китае минимально платное — нет сборов за само обучение, но есть на текущие расходы (транспорт, питание…).

Университеты в Китае

Как уже было отмечено, высшее образование является невероятно престижным для китайских семей. Накопить денег и отдать ребенка в университет, будь то китайский или зарубежный, является целью жизни абсолютного большинства родителей. Да, высшее образование в Китае платное, и для семьи, живущей в деревне и возделывающей рис на плантациях, плата является абсолютно неподъемной, несмотря на то, что китайское правительство пытается развивать систему грантов и целевого обучения, где государство оплачивает учебу, а выпускник потом должен отработать определенный срок в указанном государственном учреждении.

Китайская система ВУЗов Китая реформируется на протяжении последних 40 лет — многие неэффективные институции были закрыты, реорганизованы или объединены с другими. Стоимость обучения повышалась, а количество иностранных приглашенных преподавателей и менеджеров росло в геометрической прогрессии.

Университетская система Китая заимствована с Запада — поступление происходит по результатам тестирования, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и около 3 лет, если вы хотите стать доктором наук. Приоритетным в Китае является техническое, естественно научное образование в связи с лучшими гарантиями трудоустройства. Гуманитарные и общественные науки имеют второстепенное значение.

В 1993 году китайским правительством был составлен рейтинг 100 ВУЗов Китая, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, также была создана Лига C9 лучших китайских университетов — Пекинского, Шанхайского, Харбинского политехнического, Нанкинского и других по аналогии с американской Лигой Плюща. Субсидирование этих ВУЗов составляет примерно 10% процентов от общего бюджета, расходуемого на университеты в Китае. 10% — это много.

Многие указывают на большую коррумпированность сферы высшего образования в Китае, хотя правительство всеми силами (в том числе казнями) пытается бороться с кумовством и взяточничеством. Так как конкурс на поступление в китайский ВУЗ в среднем составляет 200-300 человек на платное место, что невероятно даже для Гарварда, связи имеют колоссальное значение.

Тенденции образования в Китае

Китай, будучи социалистическим государством активно поощряет открытие частных школ и университетов, что связано с попытками за счет частной инициативы закрыть огромный дефицит образовательных учреждений Китая и поднять уровень грамотности. На настоящий момент в Китае порядка 70 тысяч НОУ (некоммерческое учебное заведение), которые получают гранты и субсидии от государства.

Вторым моментом является то, что Китай вестернизируется. Там регулярно проходят реформы упрощения китайского языка, что должно повысить грамотность и сделать доступным письмо и чтение для многих, а также Китай последние 20 лет стимулирует своих абитуриентов и студентов учиться и доучиться за рубежом, чаще в англоязычных странах.

Использованы материалы сайта экономическое-развитие-китая.рф; chinahighlights.com; UNESKO World Data on Education; economist.com

(3 Голосов)

Система образования в КНР имеет ряд специфических черт.

В отличие от других развивающихся стран, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского. Неграмотными в Китае остаются лишь 1517 % взрослого населения (47 % в Индии, 61 % в Бангладеш, 59 % в Пакистане, 27 % в Иране, 17 % в Турции). Лучше у КНР и тендерный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года: всего 4 % (44 % в Индии, 63 % в Бангладеш, 61 % в Пакистане, 10 % в Иране, 8 % в Турции).

Еще в 1986 г. «Закон КНР об обязательном образовании» ввел обязательное начальное обучение в большинстве районов страны. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах было введено обязательное среднее образования первой ступени.

Сегодня в Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучается более 200 млн человек. По Конституции Китая 9-летнее образование является обязательным, законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения в развитии.

Система образования в КНР включает начальную и среднюю школу, а также среднее специальное и высшее образование. Срок обучения в начальной школе - 6 лет и 3 года в средней. В начальную школу в Китае поступает около 99 % детей 6-летнего возраста.

Приблизительно 73 % подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 % ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Принципиальное отличие китайского школьного образования - его платный характер. Только в 2007 г. сельские дети были освобождены от оплаты за обучение (ранее такие меры были приняты в отношении бедных сельских районов Западного Китая). Цена для государства такого решения - более 10 млрд юаней.

В вузах КНР в 2001 г. обучалось примерно 12 млн студентов. Срок обучения - 3-6 лет. Число вузов и университетов немногим более 1 тыс. С 1981 г. введена система степеней - бакалавр, магистр и доктор наук. Срок обучения в вузе на 1-й ступени составляет 3 года, а для полного высшего образования от 4 до 6 лет. В магистратуре обучается около 300 тыс. чел. В число наиболее известных университетов входят Пекинский, университеты Цинхуа, Фудан, Нанькайский, Нанькийский, Уханьский, Цзиминский. В 2005 г. общее число выпускников вузов составило 4,4 млн чел., тогда как во всех странах ЕС вместе взятых 2,5 млн. Важно также, что превалирует в Китае техническое образование - выпуск в год около 650 тыс. чел. (220 тыс. в США и 100 тыс. в ЕС).

За последние 20 лет ученые степени в стране получили более 20 тыс. докторов наук. Подготовку докторских диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов.

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6 %). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн учащихся, срок обучения - 2-4 года), во-вторых, широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн человек). Лишь 10 % китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение. Существует система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. С осеннего семестра 2007 г. все сельские учащиеся профучилищ, а также нуждающиеся из городских семей получат стипендию в 1500 юаней в год.

Ежегодно 12,5 млн выпускников школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. Огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения.

За годы реформ 380 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, в том числе около 1 тыс. за государственный счет. В 1978 г. из Китая на учебу за границу выехало более 400 тыс. человек, свыше 10 тыс. в этот год вернулись обратно. В течение последних 10 лет более 50 % обладателей степени доктора технических наук обучались за границей. Свыше 100 тыс. обучавшихся за рубежом уже вернулись на родину. Китай занял первое место в мире по числу обучающихся за рубежом, сегодня ежегодно за рубеж уезжает более 25 тыс. чел., наибольшее число китайцев обучается в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Японии. В вузах США и Австралии шутят, что университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Согласно американской статистике, в США каждый пятый получающий степени PhD - китаец. Исключительно широка география зарубежного обучения: студентов из КНР принимают свыше 100 стран.

В последние пять лет динамичное развитие страны стало привлекать к возвращению из-за рубежа образованных этнических китайцев. Число «вернувшихся из-за моря», как называют их в Китае, непрерывно растет, а возвращаться есть кому: по данным Национального научного фонда (NSF) США из 276 тыс. иностранцев - обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время (2007 г.) в США, 22 % - выходцы из Китая. Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. Значительное внимание уделяется привлечению талантов из стран США.

Систему образования в Китае часто квалифицируют как прагматическую и селективную. Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика - в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь способные ученики. Поступление же в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают до 200-300 человек на место. Одаренные молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т. п. Реформа высшего образования начата в 1993 г. с отмены госраспределения и постепенной отмены бесплатного образования. С 1997 г. высшее образование стало платным для всех: плата составляет 15-20 % себестоимости обучения, часто предприятие, на котором работал или будет работать студент, оплачивает учебу. Селективность системы высшего образования проявляется еще в одном: вузы страны делятся на несколько категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае и в Беларуси одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз категории (или более низкой категории), соответствующий набранным баллам.

Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования, а также особое положение так называемых девять ведущих вузов и университетов страны.

Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншань- ский и др.) составляют порядка 500 долл. в месяц (против 250300 долл. в других университетах и вузах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления типа разрешения рождения второго ребенка.

Еще одна особенность вузов КНР - значительное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей (порядка 60 % студенческих мест против 14 % в США, 18 % в Голландии, 22 % в Таиланде, 26 % в Японии, 30 % в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Некоторые усматривают в этом нежелание КПК увеличивать прослойку гуманитариев, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой из-за перепроизводства политологов, юристов, журналистов и т. п. - многие выпускники с «престижными» профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активной оппозиции и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Поддержание существующей структуры вузовских специальностей в Китае продиктовано и соображениями экономии, а также стремлением в первую очередь получить инженеров, технологов, ученых естественнонаучного профиля.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем.

В 2007 г. принято решение восстановить бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае - это учебные заведения, созданные на средства общественных организаций, научных ассоциаций граждан, предприятий, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников). Китайскую политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

Традиционно патерналистская роль государства, согласно конфуцианской идеологии;

Запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ;

Активное привлечение общественности к управлению и финансированию НОУ;

Учащиеся НОУ пользуются теми же правами, что и государственные.

К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Таким образом, главной чертой государственной политики в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку и контроль: «активное поощрение, всемерная поддержка, правильное ориентирование и усиленное управление», государство не оказывает им финансовой поддержки. Хотя есть реальные государственные привилегии, которые стимулируют создание НОУ - это предоставляемые правительством льготы по налогам, аренде помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности «бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами». Вот почему предприятиям выгодно открывать НОУ и на их территориях свои филиалы. Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельные элитные учебные заведения составляли в период зарождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготным ценам, филиалы предприятий, клубы и т. п., но и выгодой от связей с родителями учеников. Школы, созданные предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы было достаточно 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носят их имена и названия, что повышает социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди учредителей НОУ немало зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы.

Юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:

Создание школы при поддержке правительства, т. е. на начальном этапе оно оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средств. Пример такой модели - неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло с инвентарем;

Самостоятельное создание школ гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);

Создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением;

Акционерная форма;

Совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

1) Эффект НОУ проявился достаточно ярко: они облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 1990-х гг. аккумулировали более 10 млрд юаней (свыше 100 млн долл.) негосударственных средств. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ основным источником покрытия расходов. Поскольку 90 % НОУ в Китае - интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр. Взносы зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр.

Большинство частных и «народных» школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным, или даже превосходящих их по численности учащихся (500-1000 и более учеников), мало - не более 10 % всех НОУ.

Эта статья из раздела-инновационная политика китая , которая посвящена теме-система образования китай . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

В настоящее время образование в Китае является одним из приоритетных направлений. Сложно поверить в то, что в середине 20 века в стране было больше 80 процентов неграмотных людей.

Ступени образования

Система образования в Китае имеет три ступени. Дошкольное образование, как и в нашей стране, здесь представлено в виде детских садов. Их могут посещать малыши с трехлетнего возраста. Дошкольное образование в Китае рассчитано на три года.

Второй вариант рассчитан на шесть лет учебы в начальной школе, затем три года в неполной средней школе.

Последующее образования в Китае предназначено для подростков. После трехлетнего образования они смогут поступить в вуз, потом в аспирантуру.

Профессиональные училища

Такое образования в Китае представлено в двух разновидностях:

  • для подростков, которые окончили неполную среднюю школу оно рассчитано на 4 (или 3) года;
  • для выпускников средней школы, возраст которых составляет 22 года, предлагается двухлетний вариант.

Высшая школа

Высшее образование в Китае (бакалавриат) продолжается 4-5 лет. Чтобы стать профессиональным врачом, необходимо учиться не меньше 7-8 лет. В аспирантуре Китая готовят:

  • магистров (2-3-летний вариант);
  • докторов наук (3 года).

Магистры не должны быть старше 40 лет, а доктора - 45 лет.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования в Китае предполагает частные и государственные сады. Здесь малыши от трех до шести лет готовятся к школе, осваивают школьную программу. В одном дошкольном учреждении находится около 270 малышей, в каждой группе по 25-26 человек. Около пяти процентов малышей проводят здесь не только день, но и ночь, остальные после 18-00 вместе с родителями уходят домой. В каждой группе работает по два квалифицированных воспитателя и одному помощнику.

Среднее образование

Основа школьного образования в Китае рассчитана на девять лет, оно платное. Цель его состоит в обучении рабочего человека, а также его подготовке к последующему получению высшего образования. В начальной школе дети шесть лет обучаются китайской грамоте, получают базовые знания об обществе, природе. Особое внимание здесь отводится патриотическому воспитанию, а также физической культуре.

С третьего класса, кроме китайского языка, математики, физической культуры, музыки, этики, дети изучают иностранный язык. Особенности образования в Китае в том, что с четвертого класса ребята по две недели трудятся в мастерских и на ферме, одни раз в неделю занимаются общественной деятельностью.

В будни у детей по 6-7 уроков. В Китае жесткая дисциплина, поэтому школьникам запрещено пропускать больше 12 занятий без уважительной причины. У каждого класса есть свой учебный кабинет.

После окончания седьмого класса ребята сдают в Китае экзамены. Именно от тех результатов, которые они покажут, зависит последующая судьба школьников. В Китае также есть ЕГЭ, по его результатам лучшие ученики получают «счастливый билет» в высшее учебное заведение. Проходят выпускные экзамены в мае.

Чем еще характеризуется современное образование? Китай ввел определенные правила получения аттестата. Чтобы стать счастливым обладателем заветного документа, необходимо сдать экзамены по математике, физике, политологии, истории, химии, информатике, языкам.

Направленность ПТУ

Что можно сказать про это образование в Китае? Кратко отметим, что ПТУ в этой стране рассчитаны на подготовку специалистов сельского хозяйства, правовых наук, медицины. Кроме того, существуют и определенные учебные заведения технической направленности, занимающиеся подготовкой работников для сталелитейной, фармацевтической, топливной, текстильной промышленности. Среди престижных направлений, в Китае выделяют профессиональное сельскохозяйственное образование. Курс рассчитан всего на три года.

Для ребят, приехавших в Китай из других стран, предусматривается возможность получения образования в специальных школах-пансионатах частного вида. После завершения курса обучения, выпускник получает официальный диплом о среднем образовании.

Подобный документ чаще всего имеет двойной образец. Один на китайском языке, а второй на английском. Пансионаты принимают ребят с девятилетнего возраста. Подобные учебные заведения делают эту страну открытой для детей из любого государства, включая и Россию.

Единственную русскую школу в этой стране можно найти только в Инине. Она представляет собой начальный вариант образования, не располагает собственным общежитием. В связи с этим в ней могут обучаться только дети, которые проживают в Инине. Уроки в этом образовательном учреждении проводят на русском и китайском языках. В программе есть музыка, языковая грамота, физическая культура, математика.

Каникулярное время

У китайских детей два вида каникул. Летние каникулы продолжаются с середины июля по конец августа. Зимний отдых рассчитан на срок с января по середину февраля.

В отличие от нашей страны, на протяжении всего каникулярного времени, дети выполняют разнообразную домашнюю работу. Далеко не всех учеников родители отправляют за границу на две недели для прохождения стажировок по разным учебным дисциплинам.

Особенности высшего образования

В Поднебесной в настоящее время функционирует множество академий и государственных институтов. В некоторых высших учебных заведениях есть огромные студенческие городки. После завершения академии, практически все выпускники получают работу по распределению.

При желании получить китайский диплом о высшем образовании могут и иностранные граждане. Для этого необходимо перевести на китайский язык все документы об образовании, заверить их нотариально. Часть высших учебных заведений Поднебесной не требуют нотариальной заверки документов, довольствуются подписью на материалах проректора по международной работе, а также их заверкой гербовой печатью.

Процесс признания эквивалентными иностранных дипломов о высшем образовании (нострификация китайских и российских документов) осуществляется в автоматическом режиме. Этому способствует соглашение, которое было подписано в 1995 году. Согласно документу, граждане, которые получили образование в одной стране, имеют право на получение рабочего места по имеющейся специальности в другом государстве, где действует соглашение.

Если с той страной, в которой специалист получил диплом, не подписано соглашение, придется осуществлять легализация своих документов. Для этого в Китае созданы специальные экстерриториальные представительства государственной выдачи, кроме того, такую процедуру можно провести в Министерстве юстиции, МИДе.

Студенты из России могут получить в Поднебесной образование по 12 основным специальностям. В этой восточной стране к услугам россиян около пятисот вузов, обладающих правом принимать на обучение иностранных студентов.

Студенты из РФ могут изучать:

  • военное дело;
  • агрономию;
  • инженерию;
  • естественные науки;
  • историю;
  • менеджмент;
  • педагогику;
  • медицину;
  • философию;
  • юриспруденцию;
  • экономику;
  • математику.

Особой популярностью у иностранных студентов пользуется китайское юридическое образование. Обучение осуществляют на английском и китайском языке. Данные высшие учебные заведения имеют собственные центры языковой подготовки, которые предназначены для иностранных студентов. Чтобы стажироваться в таком центре, достаточно иметь минимальный уровень владения китайским языком.

За два года интенсивного образования, иностранные студенты в достаточной мере овладевают национальным языком Поднебесной, получают допуск к обучению выбранной дисциплин, связанных с понравившейся им специальностью.

Если студент демонстрирует отличный уровень подготовки по всем предметам, он получает право на дополнительную специальность. В этом случае в его дипломе указывают баллы по каждой специальности.

Заключение

В настоящее время в Китае функционирует продуманная, уровневая система образования. После завершения курса обучения в высшем учебном заведении, у молодых дипломированных специалистов есть возможность пройти дополнительное обучение в аспирантуре. Она имеет двухуровневый вариант.

На первой ступени можно получить степень магистра, имея завершенное бакалаврское образование.

В докторантуру в Китае принимают только тех студентов, которые успешно освоили курс магистратуры. Послевузовское образование предлагается как на платной, так и на бесплатной (грантовой) основе. Чтобы иностранный студент мог попасть в аспирантуру, он должен владеть китайским языком на 4 уровне специального квалификационного экзамена. В программу включены разнообразные профильные лекции, сдача экзаменов, подготовка диссертации, семинарские занятия. В Китае существует обязательная проверка защищаемой диссертации на плагиат. Процент уникальности не должен быть меньше 85, в противном случае защита будет запрещена.

Для того чтобы студент мог рассчитывать на получение в Поднебесной бесплатного образования, ему необходимо выиграть в одной из грантовых программ.