Ремонт Стены Уход

Расцвет киевской руси приходится на правление. Киевская Русь

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ

978 (?) - Владимир Святославич из Новгорода отправляется в Полоцк. Он хотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеду, однако Рогнеда, рассчитывавшая на брак с Ярополком, отказала Владимиру, с уничижением отозвавшись о сыне рабыни (см. 970 г.). Тогда Владимир убивает Рогволода и братьев Рогнеды, а ее силой берет в жены.

980 - Владимир нападает на Ярополка, вынуждает его бежать из Киева в город Роден, а там воевода Ярополка Блуд, обманывая своего князя, убеждает его прийти к Владимиру с миром. Ярополка в дверях княжеских палат встречают воины-варяги и пронзают мечами. Киевским князем становится Владимир.

981 - В годы своего княжения Владимир осуществляет успешные походы против поляков и прусского племени ятвягов, подчиняет себе радимичей.

988 - По просьбе византийских императоров Василия II и Константина VIII Владимир посылает им шеститысячный корпус воинов, с помощью которого императоры наносят поражение в битвах при Хрисополе и Авидосе мятежному полководцу Варде Склиру. По условиям соглашения императоры должны были отдать Владимиру в жены свою сестру Анну, а он - креститься.

989 - Императоры медлят с выполнением обещаний (хотя Владимир, как полагают, уже тайно крестился), тогда князь осаждает и захватывает византийскую крепость в Крыму - Херсонес.

990 - Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром. Владимир повелевает крестить киевлян. За этим следует обращение в христианство и других жителей Руси, растянувшееся, однако, на многие десятилетия.

1015 - Владимир умирает. Его княжение отмечено не только важнейшим событием в жизни Руси - провозглашением христианства государственной религией и началом христианизации страны, - но и значительным возрастанием ее международного авторитета. Владимир успешно борется с нападениями печенегов, создает на рубежах Киевской земли ряд городов-крепостей: при нем построены Белгород, города-крепости на берегах рек Десны, Остера, Трубежа, Сулы, Стугны. К концу его княжения стольными городами его сыновей являются Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром и даже далекая Тмуторокань.

С именем Владимира народная память связывала время величия Древней Руси, именно он часто выступает в былинах как мудрый и щедрый князь. Со временем его княжения связаны и народные легенды, вошедшие в состав «Повести временных лет»: о юноше, сыне кожевенника, одолевшем печенежского богатыря (в летописи мод 992 г.), или о старце, благодаря мудрости которого был спасен осажденный печенегами Белгород (под 997 г.).

После смерти Владимира между его сыновьями начинается распря (генеалогию князей см. в табл. 1). Согласно летописной версии, Святополк - сын убитого Владимиром Ярополка - коварно убил своих сводных братьев - князей Бориса, Глеба и Святослава. Смерть Бориса и Глеба, объявленных впоследствии святыми, описана в посвященных им житийных сказаниях.

Сын Владимира Ярослав, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами, перебившими княжеских наемников - варягов. Однако, узнав о действиях Святополка, Ярослав поспешил примириться с новгородцами и отправился в поход против захватившего киевский стол князя.

1016 - Войска братьев-соперников остановились на противоположных берегах Днепра. В жестокой битве воинам Ярослава удалось победить; Святополк бежал в Польшу, а Ярослав вступил в Киев.

1018 - Святополк вернулся на Русь с войсками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В битве на реке Буг Ярослав был побежден и лишь с четырьмя соратниками бежал в Новгород. Святополк с Болеславом вступили в Киев. Болеслав вскоре ушел из Киева, увезя с собой богатую добычу и уводя множество пленных.

1019 - В битве на реке Альте Ярослав нанес поражение Святополку. Побежденный бежал и, если верить летописцу, одержимый манией преследования и разбитый параличом умер где-то в неведомом месте между Чехией и Польшей. Ярослав вновь сел на киевский стол.

1024 - Брат Ярослава тмутороканский князь Мстислав одолевает в единоборстве Редедю - князя касогов (касоги - предки современных осетин).

В том же году была битва у Лиственя между Ярославом и Мстиславом. Наемная варяжская дружина Ярослава, возглавлявшаяся Якуном, была разбита; Ярослав бежал в Новгород. Но Мстислав предложил брату мир, и два года спустя они поделили между собой Русскую землю: Ярославу достался Новгород и Правобережье Днепра, Мстиславу - Левобережье Днепра и Тмуторокань.

1030 - Ярослав основал на земле чуди город Юрьев (ныне Тарту).

1036 - Мстислав, разболевшийся во время охоты, умирает. Ярослав становится единовластным правителем Руси. В том же году печенеги пришли на Киев, но были разбиты. С этой поры они больше не нападают на Русь.

1043 - Поход Владимира, сына Ярослава, на Византию. Согласно византийским источникам, русские дошли до Мраморного моря. Однако флот их пострадал от бури и от «греческого огня» (см. 941 г.). Около 6 тысяч русских воинов высадились на берег и под предводительством воеводы Вышаты отправились на Русь, однако у Варны они были взяты в плен, причем часть пленных была искалечена: одних ослепили, другим отрубили правую руку. В 1046 г. с Византией был заключен мирный договор, скрепленный браком дочери императора Константина Мономаха и сына Ярослава - Всеволода.

1051 - Ярослав, желая укрепить автономию русской церкви, вопреки традиции ставит митрополитом не грека, а «русина» Илариона (автора знаменитого церковно-политического трактата «Слово о Законе и Благодати»).

1054 - Умирает князь Ярослав, получивший в исторической традиции прозвание Мудрый. С его именем связано дальнейшее укрепление могущества и авторитета Руси, о чем свидетельствуют династические связи русских князей с правителями различных европейских стран. Сам Ярослав был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа. Сын Ярослава Изяслав был женат на Гертруде, дочери польского короля Мешко II, другой сын - Святослав - на Оде, дочери немецкого графа, третий - Всеволод - на Марии, дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочери Ярослава стали королевами: Анастасия - венгерской, Елизавета - норвежской, а затем датской, Анна - французской (с 1051 по 1060 г.), затем, овдовевшая, она была похищена графом Раулем де Крепи и де Валуа, женой которого оставалась до его смерти.

При Ярославе значительно вырос и укрепился Киев: создаются новые оборонительные укрепления со знаменитыми «Золотыми Воротами». Ярославов город (т. е. обнесенная стенами часть Киева) по территории значительно превосходит старый «город Владимира». Завершается строительство Софийского собора - крупнейшего и богатейшего собора Киевской Руси, строятся и другие киевские храмы. Интенсивно развивается древнерусская книжность. По словам летописца, сам князь «к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг». При Ярославе был составлен свод законов «Русская правда»; тогда же, как полагает большинство ученых, начинается систематическое ведение летописи. Летописным центром становится созданный (видимо, в 1051 г.) Киево-Печерский монастырь.

Перед смертью Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире и подчиняться старшему из братьев, которому должен принадлежать киевский княжеский стол. Киевским князем стал Изяслав Ярославич, его брату Святославу достался Чернигов, Всеволоду - Переяславль Южный, Вячеславу - Смоленск, Игорю - Владимир (на Волыни). Этим было закреплено начатое еще Владимиром разделение Руси на несколько княжеств, и власть киевского князя над всей Русью с течением времени становится все более номинальной.

1061 - В этом году совершен первый набег на Русь кочевого тюркского народа - половцев. Пять лет перед тем половецкий хан Болуш уже приходил к русским владениям, но тогда дело кончилось миром. На этот раз половцы одолели в бою выступившего им навстречу Всеволода Ярославича.

1067 - Начались междоусобные войны между полоцким князем Всеславом Брячиславичем (правнуком Владимира Святославича) и братьями Ярославичами - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Всеслав захватил Новгород, но был разбит Ярославичами на речке Немиге (по мнению многих ученых, эта речка протекала на территории современного Минска). Затем Всеслав, пришедший к победителям для переговоров, был обманом заключен под стражу и с двумя сыновьями посажен в темницу («поруб») в Киеве.

1068 - Половцы победили объединенные силы трех Ярославичей в битве на реке Альте (притоке р. Трубеж). Русские города и села подверглись разграблению, на чужбину потянулись вереницы пленников. Изяслав и Всеволод бежали в Киев. Киевляне потребовали от Изяслава оружия и коней, чтобы выйти на бой с половцами. Когда он отказал, в городе началось восстание. Восставшие освободили из темницы Всеслава и провозгласили его князем. Изяслав бежал в Польшу. Тем временем половцы потерпели поражение под Сновском от черниговского князя Святослава.

1069 - Изяслав с племянником своей жены польским королем Болеславом Смелым (1058-1079) возвратился в Киев. Его сын Мстислав жестоко расправился с предводителями восстания. Всеслав, бросив на произвол судьбы своих соратников, бежал в Полоцк.

1073 - Святослав и Всеволод выступают против своего брата - киевского князя Изяслава. Изяслав бежит в Польшу, а великим князем киевским становится Святослав. Для него переписывается роскошный сборник поучений, так называемый Изборник Святослава - одна из старейших древнерусских рукописей.

1076 - Святослав умирает после операции (удаления желвака), и киевским князем становится Всеволод Ярославич (род. в 1030 г.), женатый, как говорилось выше, на дочери византийского императора. Всеволод отличался образованностью: по словам его сына, он знал пять языков.

1077 - На Волыни между Изяславом, направлявшимся на Русь с польскими отрядами, и Всеволодом заключен мир. Изяслав вновь стал киевским князем, а Всеволод удалился в Чернигов.

1078 - Олег Святославич («Слово о полку Игореве» называет его Олегом Гориславичем) и Борис Вячеславич (сын Вячеслава Ярославича) привели на Русь половецкие отряды. Всеволод потерпел поражение, Олег и Борис вступили в Чернигов, «...земле Русской... великое зло причинили, пролив кровь христианскую», - скажет об этом летописец. Всеволод, помирившись с Изяславом, выступил навстречу Олегу и Борису. Олег согласился было пойти на перемирие, но Борис настоял на битве. Она произошла близ Чернигова, на «Нежатиной ниве». Битва была жестокой: был убит Борис, а Изяслава, находившегося в рядах пеших воинов, кто-то, подъехав сзади, смертельно ранил копьем в плечо. Олег, потерпевший поражение, бежал в Тмуторокань; Изяслава же отвез в Киев его сын Ярополк. Киевским князем стал Всеволод, а его сын Владимир (прозванный по матери Мономахом) стал княжить в Чернигове.

1079 - Продолжаются набеги половцев. Олега Святославича захватили (возможно, по наущению Всеволода) хазары и отправили в Византию. Там он жил на острове Родос, женился на знатной гречанке Феофании Музалон, а в 1083 г. вновь вернулся на Русь, захватив отдаленную Тмуторокань.

1086 - В пути был убит неким Нерадцом князь Ярополк Изяславич.

1093 - Умирает Всеволод Ярославич. Сын его Владимир Мономах размышляет: если он займет киевский престол - не миновать распри со Святополком Изяславичем. Он уступает ему (как сыну старшего из Ярославичей) престол, а сам остается княжить в Чернигове. Этот год был трагичен для Руси: снова напали половцы, а князья вместо того, чтобы совместно дать им отпор, «затеяли распри и ссоры» и лишь потом выступили навстречу неприятелю. Когда русичи дошли до берега речки Стугны (притока Днепра), Владимир Мономах советовал остаться на ее северном берегу, но киевляне настояли на переправе. В битве русские потерпели поражение и отступили. При переправе через разлившуюся от весеннего половодья Стугну на глазах Владимира утонул его младший брат Ростислав.

Половцы же продолжали разорять Русскую землю, и эту народную трагедию с горечью описывает летописец: пленники - голодные, страдающие от жажды, босые, раздетые, измученные дорогой, - со слезами вспоминали о городах и селах, откуда их угоняли на чужбину.

1094 - События этого года демонстрируют сложность и противоречивость русско-половецких отношений: великий князь киевский Святополк Изяславич женится на дочери хана Тугоркана (хан будет убит в следующем году во время очередного половецкого набега на Русь), а Олег Святославич Тмутороканский уже в третий раз приходит на Русь с половецкими отрядами. Он осадил Чернигов, который вынужден был уступить ему Владимир Мономах; половцы бесчинствуют в Черниговской земле: «...много христиан изгублено бысть, а друзии полонени и расточени {рассеяны} по {разным} землям», - сообщает летописец. В этот год впервые на Русь обрушилось новое бедствие - нашествие саранчи.

1096 - Половецкий хан Боняк едва не ворвался в Киев. Был разграблен и частично разрушен Киево-Печерский монастырь.

1097 - Олег Святославич направился в Муром, принадлежавший Святославичам, но захваченный Изяславом - сыном Владимира Мономаха. В битве под стенами города Изяслав был убит. Опечаленный Владимир все же пишет Олегу примирительное письмо; он знает, что его сын захватил чужую волость. Об одном просит Олега Мономах: отпустить к нему вдову убитого, чтобы - пишет он, - «я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их... Ради Бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в Боге».

Однако Олег, отвоевав Муром, не успокоился: он захватывает Суздаль и Ростов. Только после того как сын Мономаха новгородский князь Мстислав вместе с братом своим Вячеславом разгромил Олега под Суздалем на реке Колокше, воинственный князь согласился замириться со своими двоюродными братьями.

В том же году в Любече (вероятнее всего, это селение на левом берегу Днепра, напротив Киева) собрались на съезд («снем») русские князья: киевский князь Святополк, Владимир Мономах из Переяславля Южного, Давыд, сын Игоря Ярославича, правнуки Ярослава Мудрого Василько Ростиславич и два Святославича - Олег и Давыд (разобраться в родственных отношениях князей поможет табл. 2). Летописец так изложил основную мысль «снема»: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри? А половцы раздирают нашу землю и радуются, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем беречь землю Русскую, и пусть каждый владеет отчиной своей...» И установили: в Киеве сидит Святополк, в Переяславле - Владимир, во Владимире Волынском, Перемышле и Теребовле - Давыд Игоревич и братья Ростиславичи - Василько и Володарь, а в «отчине» Святослава - Олег, Давыд и Ярослав.

Но не суждено было установиться согласию в Русской земле. Когда Василько Ростиславич возвращался из Любеча, его пригласили в Киев Святополк и Давыд Игоревич, по клеветническому обвинению заточили и жестоко расправились с ним - ослепили. Такой расправы (характерной, впрочем, для Византии того времени) не было на Руси: «Не бывало еще в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших такого зла», «нож в нас брошен», - воскликнул, узнав об этом, Владимир Мономах. Именно жестокость расправы над Васильком побудила летописца, обычно скупого на подробности, включить в свой текст обстоятельный рассказ некоего Василия о том, как ничего не подозревавшего Василька приводят в избушку, где он сел беседовать с Святополком и Давыдом; как вышел затем Святополк, а оставшийся Давыд сидел, словно немой, ибо «коварный замысел держал в сердце»; как после ухода Давыда в избу врываются слуги и оковывают Василька в «двойные оковы». На другой день князья приказывают ослепить Василька. И снова подробности: отчаянно сопротивляющегося князя опрокидывают навзничь, прижимают ему грудь доской, так что трещат ребра, пастух Беренди с первого удара промахнулся и порезал ножом Васильку лицо, а затем еще ударил и вырвал глаз, а потом и второй... Расправа над Васильком явилась причиной почти трехлетней междоусобицы. Лишь в 1100 г. был заключен мир: Васильку вернули принадлежавшую ему волость, а зачинщик расправы - Давыд - был лишен своего стольного города Владимира и вынужден был довольствоваться Бужским острогом.

1103 - Этот год отмечен успешным походом Святополка Киевского, Владимира Мономаха и других русских князей (только Олег Святославич отказался, сославшись на болезнь) на половцев. В битве на Сутени (как полагают, на р. Молочной - к югу от Запорожья) погибли двадцать половецких ханов. Русские воины с богатой добычей - скотом, конями, верблюдами и пленниками - возвратились домой.

1107 - Набег хана Боняка на Переяславль. Однако объединенные силы семи русских князей разбили половцев за Сулой, половецкий хан Шарукан едва избежал плена. И в тот же год на половчанках, ханских дочерях, женились сын Владимира Мономаха Юрий (он известен в истории как Юрий Долгорукий) и сын Олега Святославича Святослав, отец Игоря - героя «Слова о полку Игореве». После смерти жены-половчанки Святослав женится второй раз - на новгородке; от этого брака и родится Игорь.

1109 - В Киеве умирает Евпраксия Всеволодовна, сестра Мономаха, женщина трагической судьбы. В 1083 г. она была выдана замуж за маркграфа Генриха Длинного Штаденского, а после его смерти стала женой императора Священной Римской империи Генриха IV (1056-1106), получив при коронации имя Адельгейды. Около 1093 г. супруги расстались: в 1094 и 1095 гг. Евпраксии пришлось выступить на церковных соборах и поведать об изощренном разврате, которому предавался ее супруг. Генрих был осужден, а Евпраксию-Адельгейду освободили даже от церковного наказания. Вернувшись на Русь, Евпраксия постригается в монахини. Умерла она в возрасте 35 лет.

1111 - Мономах организует новый поход против половцев, в котором также приняли участие Святополк Изяславич, Давыд Святославич и другие князья. Двинувшись на восток, русские нанесли поражение половцам «на Дону», т. е. в верховьях реки Северский Донец (которую в источниках того времени именовали Доном); были взяты и разрушены половецкие городки Шарукань и Сугров.

1113 - Умер киевский князь Святополк Изяславич. В Киеве вспыхнуло восстание: был разграблен двор тысяцкого Путяты, дома евреев. Киевляне (видимо, бояре и старшие дружинники) послали к Владимиру Мономаху, призывая его на княжение и пугая, что в противном случае восставшие нападут «на жену брата {его} (Святополк приходился Владимиру двоюродным братом. - О. Г.) и на бояр, и на монастыри». Историки полагают, что причиной восстания послужило насилие и притеснение феодалов и ростовщиков: Владимир, став князем, вынужден был дополнить свод законов - «Правду Русскую» - статьями, сдерживающими (хотя бы на словах) произвол феодалов и несколько облегчающими положение должников.

1114 - Под этим годом летопись сообщает о строительстве новых стен Новгородского кремля и укреплений в Ладоге.

1115 - Умер Олег Святославич, зачинщик многих междоусобиц, о котором вспоминает и «Слово о полку Игореве»: «Тогда при Олзе Гориславличи, сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Дажьбожа внука; в княжих крамолах веци человеком скратишась».

1123 - Новая феодальная распря: город Владимир (на Волыни), где сидел сын Мономаха Андрей, осаждает Ярослав Святополчич с наемными полками венгров, поляков и чехов. Ему помогают Володарь и Василько Ростиславичи. Однако два воина-поляка убивают Ярослава, наемники расходятся, Ростиславичи возвращаются восвояси. Владимир Мономах и его сын Мстислав распускают собранных было воинов.

1125 - Умирает Владимир Мономах, один из наиболее авторитетных и могущественных князей Русской земли, инициатор и участник победоносных походов на половцев. Летописец в некрологической похвале говорит, что Мономах «просветил всю землю Русскую, словно солнце, испускающее лучи, слава о нем разнеслась по всем окрестным странам, но особенно страшен был он для поганых» (т. е. для половцев) И столетие спустя в памятнике времен монголо-татарского Ига - «Слове о погибели Русской земли» - автор вспоминает, что именем его «половцы своих детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы в них не въехал, а немцы радовались, что они далеко - за синим морем». Даже император византийский Мануил «от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не отобрал». Это изображение могущества Мономаха, разумеется, гиперболично, - в частности, император Мануил Комнин вступил на престол в 1143 г., много позднее смерти Мономаха, и Русь в XII в. никак не могла угрожать Византии, - но примечателен тот ореол могущества, которым было окружено в памяти потомков имя Мономаха.

Брачные связи сближали Владимира с европейскими правящими домами: сын византийской царевны, он был женат на Гите - дочери последнего англосаксонского короля Гаральда, его сын Мстислав был женат на дочери шведского короля, а дочь была замужем за венгерским королем. До нас дошло замечательное «Поучение» Мономаха, в котором князь дает ряд политических и нравственных советов. «Поучение» свидетельствует о его образованности и высоком интеллекте.

После смерти Владимира великим князем киевским стал его сын Мстислав, занимавший этот стол до своей смерти в 1132 г.

Междоусобные войны знала Русь и в XI в. Но именно в XII столетии конфликты князей достигают особой остроты, а число участников резко возрастает. Это понятно: в двадцатые годы, например, на политической арене оказываются пятнадцать активно действующих правнуков Ярослава Мудрого, и каждый со своими претензиями, симпатиями и антипатиями, союзническими отношениями или непримиримым антагонизмом.

Следует отметить характерную черту этого времени. Полтора века спустя московский князь Иван Калита начнет «округлять» свое княжество, приискивая новые земли - то покупая, то приобретая по завещанию выморочные уделы. Едва ли перед его мысленным взором будущая Русь рисовалась как единое государство с центром в Москве, включавшее в свой состав прежде независимые княжества, - традиции удельных вотчин были в то время еще очень сильны, - но практически именно Калита начал дело «собирания» государства. Однако это будет в XIV в. В XII столетии идеалы были иными. Князья редко стремились к захвату и присоединению чужих уделов, напротив, повсюду наблюдалась тенденция к их дальнейшему дроблению: подрастающие сыновья требовали у отцов своих собственных столов. А феодальные войны? Как увидим далее, цели их совершенно иные. Прибегнув к смелому сравнению, скажем, что владельцы феодальных «квартир» стремились не увеличить их площадь, сломав стену к соседу, а поменять их - меньшую на большую, «квартиру» на окраине на «квартиру» в центре. Престижный стол (прежде всего киевский, а в уделах - полоцкий, черниговский, смоленский и т.д.) - вот импульс большинства феодальных войн XII в. Заметим, что у князей нет привязанности к «отчему дому»: легко меняют они одну столицу на другую, лишь бы добытый удел превосходил оставленный по своей значимости. Разве мало могущества было у суздальского князя Юрия Долгорукого?.. Но всю жизнь он добивался именно киевского стола.

В чем же дело? Почему после Владимира и Ярослава стала распадаться единая Русь? Причиной ее будущей слабости становится нынешняя сила: окрепшие и разбогатевшие удельные центры начинают тяготиться опекой великого князя киевского, их зависимость от «матери градом русским» становится все более номинальной, могучая длань киевского князя не нужна больше как средство защиты от внешних врагов, к тому же она перестала быть могучей. Эйфория гордой самостоятельности заслонила трезвую оценку опасности положения, при котором политические амбиции и неуживчивость князей разоряли страну непрекращающимися военными конфликтами, и эта разобщенность трагически отзовется в годы монголо-татарского нашествия.

Из книги Литература Древней Руси автора Творогов Олег Викторович

ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (XI-XII вв.) Осваивая общеславянскую литературу-посредницу, занимаясь переводами с греческого, древнерусские книжники одновременно обращаются к созданию оригинальных произведений различных жанров. Мы не можем с точностью указать, когда появились

Из книги Рождение Руси автора

Расцвет киевской Руси

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Расцвет и падение Киевской Руси ВладимирПервым шагом Владимира было возвращение земель, утраченных в годы междоусобицы. Прежде всего он отбирает у поляков захваченные ими территории Киевского Государства, а затем расширяет границы своего государства на запад до реки

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Расцвет Киевской Руси Русь при Ярославе обрела черты, присущие большинству христианских государств Европы. Ярослав имел много детей, и заключил множество династических браков с правящими домами Франции, Норвегии, Венгрии. При нем развернулось начатое Владимиром

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

1. РАСЦВЕТ И УПАДОК КИЕВСКОЙ РУСИ Так проходил век за веком. Кочевники упивались блеском и славою своих захватывающих дух сражений и побед. Наслаждались всеми благами своей утонченной цивилизации жители приморских городов. И только по-прежнему никому не известные, ничем

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Глава пятая. Расцвет Киевской Руси (XI - начало XII в.)

Из книги Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Лекция 1: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ К РУСИ УДЕЛЬНОЙ В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого и довольно аморфного объединения, которое громко именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй

Из книги Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809–1894 гг. автора Коняев Николай Михайлович

Расцвет Киевской Руси (997-1125) Смертью равноапостольного князя Владимира и трагической гибелью его сыновей Бориса и Глеба начался этот период нашей истории.Тогда, на рубеже веков, русские богатыри еще мелькали на страницах наших летописей, взваливали на свои могучие плечи

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Глава 2. 980-1174 Расцвет и упадок Киевской Руси Княжение Владимира открывает новый этап в строительстве Киевской Руси, которая, сделавшись христианской державой, входит отныне в византийскую эйкумену и усваивает древнюю иудеохристианскую культуру. Как это было во всех

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Культура Киевской Руси Некоторые историки и археологи считают, что в IX веке на Руси существовала протописьменность в виде «черт и резов», о чем писали позже болгарин Черноризец Хробр, арабы Ибн Фадлан, Эль Масуди и Ибн эль Недима. Но после принятия христианства здесь

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

4 РУСЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА И ЯРОСЛАВА МУДРОГО. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ При Владимире Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии. Впоследствии при Ярославе Владимировиче эти черты получили дальнейшее развитие. Структура политического устройства

автора Кукушкин Леонид

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Расцвет и падение Киевской Руси Владимир Первым шагом Владимира было возвращение земель, утраченных в годы междоусобицы. Прежде всего, он отбирает у поляков захваченные ими территории Киевского государства, а затем расширяет границы на запад до реки Сан, –

Из книги Историческая правда и украинофильская пропаганда автора Волконский Александр Михайлович

Запустение Киевской Руси Мы видели, что до нашествия татар на всем пространстве тогдашней России действовала и господствовала единая народность - русская. Но мы видели также, что лет сто после этого нашествия, с XIV века, встречается (для Галиции) официальное название

Расцвет Киевской Руси

На конец X - первую половину XI в. пришелся расцвет Киевской Руси. Особое место в древнерусской истории принадлежит князю Владимиру (980-1015), при котором оформилась территория державы, сформировался единый народ, принявший в 988 г. христианство, упрочилось международное положение Руси.

Князь Владимир . Владимир был младшим сыном князя Святослава и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. При разделе русских земель Владимиру был выделен в управление Новгород. После гибели Святослава в 972 г. его старший сын Ярополк Киевский затеял войну со своим братом Олегом, правившим в Овруче. В битве Олег погиб. Испугавшись подобной участи, Владимир нанял варяжскую дружину, которая по его приказу убила Ярополка. Так он стал киевским князем.

Заняв Киев, Владимир в первые годы своего прав­ления объединил все восточнославянские земли: в 981 г. он отнял у Польши Перемышль и другие Червенские города, в 981 и 982 гг. побеждал вятичей, в 984 г. привел к покорности радимичей. Своих 12 сыновей Владимир посадил наместниками в важнейших русских городах. Они собирали налоги, судили и правили от его имени, укрепляя власть киевского князя. С соседними странами князь поддерживал мирные отношения, скрепляя их династическими браками своих детей. Старшего сына Святополка он женил на дочери польского короля, за другого сына - Ярослава - сосватал варяжскую принцессу.

Главной заслугой князя Владимира была органи­зация обороны южных границ Руси от постоянных набегов печенегов. Для защиты от врагов Владимир начал строительство крепостей по притокам Днепра. Крепости располагались так, что бы их самые высокие башни были в пределах видимости друг друга. Дозорный, заметивший приближение врага, разжигал на башне костер, его видели соседи и передавали дальше. «Огненный телеграф» быстро доносил тревожную весть до столицы, и княжеская дружина спешила навстречу врагу. Владимир заботился о своей дружине: награждал, угощал на пирах, советовался со знатными дружинниками по важным государственным вопросам. Народные былины с любовью говорят о Владимире, называя его Красное Солнышко.

Принятие христианства . Язычество, издавна существовавшее на Руси, не способствовало объединению славянских племен, затрудняло международные контакты с развитым христианским миром, мешало политическому и культурному становлению государства. Понимая это, князь Владимир в 980 г. попытался провести реформу язычества, он приказал создать общий для всей Руси пантеон, куда должны были войти 9 богов во главе с Перуном. Однако реформа не была успешной.

Согласно легенде, к Владимиру приходили послы- миссионеры от мусульман, иудеев, папы римского и восточных христиан, каждый из них стремился привлечь князя к своей вере. Да и сам князь отправлял послов в другие страны, посмотреть на храмы и обычаи. В это время все большее распространение получает христианская религия, проникавшая на Русь из Византии. Связь с Византией Владимир пытался укрепить путем своего брака с сестрой византийских императоров принцессой Анной. По одним сведениям, Владимир крестился в 988 г. в Херсонесе, по другим - в Киеве или в Васильеве. Затем князь стал активно насаждать новую религию. Вслед за ним крестилась его дружина. К концу X в. большинство жителей Руси приняли христианство.

Новая религия не сразу утвердилась в обществе, черты язычества переплелись с христианством, оставшись в таких народных праздниках, как Масленица, Красная Горка, праздник Ивана Купалы. Многие языческие обряды сохранились в повседневном быту. На окраинах Руси язычество существовало наряду с христианством до XIII в. Греческие и болгарские священники, приглашенные Владимиром, привезли книги церковного и светского содержания, трудились переводчиками и переписчиками при монастырях. Одновременно на Русь стали приезжать иностранные зодчие, художники, камнерезы, каменщики. Они построили и украсили первые русские храмы, передали секреты мастерства местным ученикам. С принятием христианства начался расцвет древ­нерусской культуры, государственная власть получила освящение, а народ - идею общности.

Ярослав Мудрый . На годы правления Ярослава (1019-1054), сына Владимира, пришелся расцвет Киевской Руси. Общество и государственность обрели «зрелость», появились писаные законы, росли города, расцветало искусство. Киев разросся, «спустился» со старокиевской горы, вокруг него были возведены новые укрепления: ров, вал, дубовые стены с тремя воротами. Расширились и границы Руси: в землях эстов (предки эстонцев) был основан русский город Юрьев (современный Тарту), на западе была завоевана земля лето-литовского племени ятвягов (современные западные белорусы), на востоке началось освоение Поволжья. Удачной борьбой с поляками Ярослав отклонил угрозу Киеву с запада, на юге он разбил подступивших в 1036 г. к Киеву печенегов, которые после этого прекратили свои набеги на Русь.

Заслугой Ярослава стало начало оформления письменного законодательства на Руси. В 1016 г. появился «Устав новгородцев» (другое название «Правда Ярослава»), сыновья князя составили «Правду Ярославичей» (1072), которую дополнили Владимир Мономах (внук Ярослава) и более поздние князья. Все эти законы составили первый древнерусский кодекс - «Русскую Правду». Здесь собраны обычаи и судебные решения, позволяющие нам узнать о жизни и быте людей того време­ни. Население Руси в основном состояло из свободных общинников, община отвечала за своих членов и порядок на своей территории. «Завещание Ярослава» (1054) утвердило новый государственный порядок: власть киевского князя переходила не от отца к сыну, а к старшему в роду. Ярослав выделил своим сыновьям в управление княжества (уделы), обязав удельных князей подчиняться великому князю киевскому. Постепенно удельные правители получили самостоятельность во внутренних делах, так в каждом уделе стали складываться собственные династии.

С Западной Европой и Византией князь поддерживал дружественные отношения, закрепляя их брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, дочь Елизавета была замужем за норвежским королем, а дочь Анна стала супругой французского короля Генриха I.

При Ярославе окончательно сложилась организация православной церкви в русских землях. Ранее митрополитов в Киев назначал константинопольский патриарх (обычно из греков или южных славян). В 1051 г. Ярослав, стремясь к независимости от византийской церкви, сам назначил митрополитом Иллариона (русского по происхождению). Правда, после смерти князя Илларион вынужден был покинуть митрополитскую кафедру. В народе Ярославу не зря дали прозвище Мудрый. Он был большим любителем книг и много внимания уделял просвещению. На Руси открывались новые монастыри, при них создавались школы, в храмах Святой Софии в Киеве и в Новгороде зародилось древнерусское летописание, в Киеве была открыта книжная мастерская.

Владимир Мономах . Великий князь киевский Владимир Мономах (1113-1125) приходился внуком Ярославу Мудрому и византийскому императору Константину Мономаху (от него он и получил свое прозвище). Владимир вошел в историю как талантливый правитель, успешный воевода, рачительный хозяин, автор блестящего произведения древнерусской литературы «Поучение к детям».

Владимир Мономах сначала княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, затем в Переяславском княжестве. Он всячески пытался прекратить междоусобицы князей, был инициатором созыва княжеских съездов 1097 г. В Любече, 1100 г. в Витичеве, 1103 г. на Долобском озере. На Любечском съезде князья договорились, что каждый должен править только своей «отчиной» - наследственным владением, не воевать между собой и сообща оборонять русскую землю. Князь ратовал за совместные походы русских князей против половцев. Одна из самых знаменитых битв произошла весной 1111 г. и принесла русским убедительную победу. После этого половцы ушли за Дон и на время прекратили свои набеги на Русь.

В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич, это послужило поводом к мощному народному восстанию в Киеве. Простолюдины громили дома ростовщиков и некоторых бояр Святополка. Для установления мира киевские бояре, нарушив традицию престолонаследия, пригласили («не в очередь») авторитетного Владимира Мономаха. Он издал указ, улучшавший положение городской бедноты и защищавший ее от произвола ростов­щиков. Волнения прекратились. Мономах оставался киевским князем до самой смерти. Ему удалось объединить под своей властью большинство земель Древнерусского государства, удельные князья признали его «старейшим князем» на Руси. В наиболее важных русских землях Владимир по­садил княжить своих сыновей: Мстислава - в Новгороде, Святополка - в Переяславле, Вячеслава - в Смоленске, Юрия - в Суздале, Андрея - во Владимире-Волынском.

В правление Мономаха практически прекратились междоусобные войны, укрепилась централизованная власть. Это способствовало расцвету хозяйства, развивалась внутренняя и внешняя торговля. Активно шло строительство городов и сел, по поручению князя были построены Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский. В старых городах возникали новые кварталы, возводились мощные укрепления, строились соборы, монастыри. Владимир Мономах прославился как выдающийся мыслитель, автор нескольких произведений. Наиболее известно его «Поучение», обращенное к собственным детям и «иным, кто прочтет». Здесь он призывает жить по справедливости: помогать убогим и слабым, не наказывать невиновного, соблюдать клятву, чтить старших. Говоря об управлении хозяйством, князь пишет: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, не полагайтесь на тиуна (управляющего)... чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим». В «Письме к Олегу» Моно­мах призывает русских князей к согласию между собой и к совместной борьбе с кочевниками.

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древ29

лянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия П с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

"Божий слуга" государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви "десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти. - Авт.) царя нашего". 32

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного " признания.

С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

"Русская Правда". Традиция связывает составление "Русской Правды" с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя "Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей "Русской Правды" ("Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава"),

"Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников.

Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) - Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса - "Правды Ярослава"). Смысл дополнений защитить имущество феодала и его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий огнищанин (от слова "огнище" - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения - людей (мужей) - оценивалась в 40 гривен;

жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценивалась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов в 5 гривен.

ПЕРЕХОД К УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XI НАЧАЛО ХП в.)

"Очередной" порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отиора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХШ в.

Владимир Мономах. После смерти Святополка П в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира

Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Расцвет Киевской Руси

1. Вступление.

2.2. Создание и создатели древнеславянского государства. 12.

3. Период становления Киевской Руси. 17.

4. Эпоха расцвета Киевской Руси. 23.

5. Период распада на княжества и упадок Киевской Руси. 34.

6. Древняя Русь и кочевники. 46.

7. Заключение. 53.

8. Список литературы. 55.

1. Вступление.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства.

На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы - Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.

Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII - начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев.

Блестящая история и культура Киевской Руси издавна привлекали внимание исследователей.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства - раннефеодальная монархия, территориальные границы - от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX - начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.

2. Возникновение древнеславянского государства Киевская Русь.

2.1.Возникновение Киева – колыбели Киевской Руси.

Проблема происхождения Киева постоянно привлекала внимание историков. Причем уже со времен Нестора-летописца ни у кого не было сомнения, что первое датированное известие о Киеве, относящееся в “Повести временных лет” к 862 г., не является свидетельством рождения древнейшего восточнославянского города. Не к этому времени относится и начало того государственного образования - “Русская земля”, во главе которого он стоял. Истоки обоих явлений уходят в глубь веков и имеют тесную взаимосвязь.

Связывая возникновение Киева с началом восточнославянской государственности, летописец Нестор записал народное предание о трех братьях - Кие, Щеке и Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленных” полян город и назвавших его в честь старшего брата Киевом. Чтобы рассеять сомнения в достоверности личности Кия Нестору пришлось произвести свое собственное разыскание, согласно которому Кий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором.

Долгое время этот летописный рассказ, отношение последователей к которому (как в плане достоверности, так и в плане славянского происхождения Кия и его братьев) чаще всего было скептическим, являлся единственным источником в решении вопроса о времени происхождения Киева. Неудивительно поэтому, что историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая (вопреки совершенно четкому указанию летописи о славянстве Кия) основание Киева сарматам, готам, гуннам, аварам, норманнам.

Так, В. Н. Татищев писал: “Кий, Щек, Хорив и Лыбедь имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян был сарматский”. Само имя Киев происходит от сарматского слова “кивы”, что значит каменные горы. Известия об основании города князем Кием, согласно историку, являлись измышлением летописца, проистекающим “от незнания сего имени”. Возникновение Киева В. Н. Татищев относил ко времени до “пришествия Христова”.

М. М. Щербатов полагал, что основателями Киева были гунны. Покорив алан, гунны, по его мнению, дошли до места, где ныне Киев. Найдя это место удобным к поселению, вожди их остановились и построили “вышеозначенные грады”.

Против теории гунского происхождения Киева, неоднократно возрождавшейся на протяжении всего XIX в., решительно выступил историк И. М. Болтин. “Чтобы гунны на берегах Днепра, где ныне Киев, когда-либо жили,- писал он,- о том ни в какой истории не вспоминается, да и весьма сомнительно, чтобы они местами сими проходили. Жили тут издревле сарматы, и прежде нежели славянами были покорены, построили город Киев, назвав его так по местоположению, ибо слово “кивы” на сарматском языке значит Горы”. Позднее И. М. Болтин столь же горячо отстаивал аварское происхождение Киева.

Историки немецкого происхождения Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер также отрицали славянское происхождение основателя Киева. Г. Байер, в частности, утверждал, что Кий - это готский король Книве, который воевал в Панонии во времена римского императора Дация, около 250 г. Согласно Г. Миллеру, честь основания Киева принадлежит гуннам. “Писатели средних времен,- утверждал историк,- часто называли город Киев Унигардом, какое название без сомнения происходило от уннов... Историки обыкновенно полагают, что князь Кий создал город Киев в 450 году после рождества Xристова. Имя Кий, кажется, ничего славянского в себе не заключает”.

Как видим, при всей несхожести выводов названных историков все они были единодушны в отрицании славянского происхождения Киева. Эта тенденциозность, разумеется, не могла быть незамеченной прогрессивно настроенными русскими учеными. Первым, кто подверг серьезной критике взгляды представителей немецкой школы историков, был М. В. Ломоносов. В отклике на диссертацию Г. Миллера “Происхождение народа и имени российского” (1749), он отмечал: “на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно, скандинавы побеждают, разоряют, огнем и мечом истребляют: гунны Кия берут с собой на войну в неволю”. М. В. Ломоносов призывал к серьезному отношению к летописным известиям об основании Киева. В связи с этим он писал: “Владетели и здатели городов в пределах российских известны по Нестору: в полях Кий, Щек и Хорив... И хотя в оном летописце с начала много есть известий невероятных, однако всего откинуть невозможно”.

Еще категоричнее выступил против скептического взгляда на начальные века славянской истории, происхождение их государственности и городов историк В. К. Тредиаковский. Он писал: “что за повсюдное Байерово тщание, приставшее от него, как прилипчивое место, к некоторым его же языка здесь академикам, чтоб нам быть или шведами, или норвежцами, или датчанами, или германцами, или готфами, только б не быть Россиянами собственно так называемыми ныне”. Кия В. К. Тредиаковский считал историческим лицом, время жизни которого приходилось на V в.

Крупнейший представитель русской дворянской историографии М. Карамзин также решительно тал на защиту летописных известий об основании Киева. Критикуя филологические построения историков о неславянском происхождении слова “Киев”, он остроумно замечал, что “имена древния не всегда могут изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошли от иного языка. К тому же, славянское местоимение Кий, слова щека, щекотать, гора, лебедь и многие другие столь же близки к именам киевских братьев и сестры, как и персидские или венгерские Кея, Хурех, Лебелае и пр.”.

Две тенденции в вопросе о возникновении Киева, определившиеся в дворянской историографии, еще рельефнее выступают в работах историков второй половины XIX в. Особое распространение получила теория готского происхождения Киева, якобы подтверждавшаяся скандинавскими источниками. Действительно, в одной из опубликованных в 1850-1852 гг. саг говорится, что внебрачный сын готского короля Гейдрека царствовал в Рейдготии, а столицей имел Днепровский город (Данпарстад). На этом основании А. А. Куник высказал предположение, что Днепровский город готов может быть отождествлен с Киевом. Ф.К. Браун был значительно осторожнее, заявив, что “Днепровский город занимал, вероятно, то место, где затем был построен Киев”. Решительным сторонником отождествления Киева с Данпарстадом сканинавских саг выступил исландец Г. Вигфуссон. В Киеве он видел центральный пункт готской империи и столицу Эрманарика.

киевский русь феодальный

Конец Х - первая половина ХI в. относится ко второму периоду Киевской Руси - ее расцвету. Принятие христианства сыграло очень важную роль в расцвете Киевской державы потому, что благодаря религии Русь поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны.

После смерти Святослава его сыновья стали править Киевской Русью. Сразу после кончины Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями войну за власть, Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенегских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, главной формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако, попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны, потерпела крах.

В 988 г. Владимир провел вторую окончательную религиозную реформу. В качестве новой религии было принято христианство. Христианство стало государственной идеологией, укрепило великокняжескую власть, частную собственность и права феодалов. Расширились связи с Византией, значительно развилась культура.

Крещение Владимира было совершено в г. Корсуне (Херсонесе). Крестившись сам, Владимир крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

С принятием христианства на Руси церковь стала особой феодально-религиозной организацией. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви - «десятину». В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступниках, нарушениях нравственных и семейных норм.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

Правление Ярослава Мудрого (1019 -- 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

При Ярославе, который был назван Мудрым за свою деятельность, Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Помимо Софийского Собора Ярослав также соорудил в Киеве Золотые ворота, которые стали парадным въездом в столицу Древней Руси. Ярослав открыл школы, создал библиотеку, пригласил из Европы деятелей культуры и мастеров. Были укреплены международные связи с такими странами, как Швеция, Франция, Норвегия, Польша и Византия.

Во время правления Ярослава Мудрого на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Складывание феодальных отношений - процесс длительный и сложный. В результате него образовались два основных класса феодального общества - феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Главным богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной - от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк). При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла международного признания. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевской Руси между пятью своими сыновьями и племянником. Наиболее популярным князем в то время был внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах (1113-1125). Он созвал Любечский съезд князей в 1097 г. На этом съезде был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою», что означала разделение Руси. Несмотря на признаки раздробления Киевской Руси, Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Также при нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель. С конца X века на Руси известно собственное монетное производство -- серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей. Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу Великому (1125 - 1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.