Ремонт Стены Уход

Национальный костюм народов урала рисунок. Народные костюмы от мастериц Екатеринбурга (фото)

Народный костюм Челябинской области

учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г.Юрюзань


Народный костюм Челябинской области

  • На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 120 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 3,67% - представители других национальностей.


Женский русский народный костюм

1. Венец

2. Гуски

3. Рубаха

4. Душегрея

5. Сарафан



Праздничный девичий костюм

Передник

(«запон», « занавеска », «нагрудник».)- одежда защищающая перёд платья от загрязнения


Костюм замужней женщины

Навершник - верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи


Северо-русский женский костюм

Сарафан - женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами


Летний девичий костюм

Душегрея («епанечка», «коротены») - короткая женская тёплая на лямочках кофта, обычно без рукавов, похожа на маленький сарафанчик со сборками по талии

Телогрея – старинная русская женская распашная, верхняя одежда, длинная, обычно с откидными рукавами


Мужской крестьянский костюм

Порты – штаны

Косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающимся сбоку


Традиционная зимняя одежда

Полушубок –короткая, до колен овчинная шуба

Тулуп – долгополая меховая шуба, полы которой заходят одна за другую, подвязывался ярким поясом


  • Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный.

  • Мордовский национальный женский костюм тоже происходит от рубахи (панар). Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Швы располагались посередине груди, спины и по бокам. Мокшанский панар состоял из одного перегнутого поперек полотнища и двух более коротких, подшитых с боков по продольной нитке. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого.
  • Культура мордовского народа богата и своеобразна. Частью этой многогранной культуры является вышивка, получившая широкое распространение у мордвы. Именно вышивка придаёт народной одежде неповторимый колорит и красочность.

Казахский костюм

Головные уборы являются обязательной и неотъемлемой частью казахского национального костюма, которые отличаются разными видами, своеобразием и самобытностью.

Любые головные уборы являлись своеобразным мерилом обеспеченности их обладателей.

Казахи нашей области используют в качестве головного убора платки – жаулык.

Казахи разных родов подвязывают жаулык по-разному, хотя можно наблюдать, что казахи разных родов, проживающих на одной территории, могут подвязывать платки одинаково.


Башкирский костюм»

Так как башкиры были скотоводами – кочевниками, то основной материал для одежды был мех, овчина, кожи, домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон. Как и кочевники, они любили шелк и бархат. Украшению одежды уделялось большое внимание. Это вышивка, ткачество с рисунком, аппликация. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым, желтым

  • В Башкирии и Челябинской области на праздники одевают и мужчины и женщины ситык белым, красным, черным цветом с ярким орнаментом сверху. Меховые женские и мужские шапки относятся к повседневной и праздничной одежде, которая у женщин могла украшаться монетами (колпак).

Женщина должна быть одета: чулки, черные ситык, платье (кульмэк) до пят с длинными рукавами и закрытой горловиной. Камзол, расшитый монетами обязательно зеленого цвета, сверху камзола – расшитый монетами нагрудник.

На голове платок (яулык), закрывающий лоб и волосы, либо колпак в виде шапочки. Сверху платок, одетый как палантин. Два верхних уголка завязаны на подбородке. Бабушки (эбиляр) могут одевать вторым платком кушяулык (большой платок с крупными цветами типа шали ). Некоторые бабушки одевают – вышитую тюбетейку, а сверху платок, завязанный как палантин.


Другой неотъемлемой частью традиционного украинского костюма (причем как женского, так и мужского) является пояс. Пояс в мифологическом сознании восточных славян играл роль оберега, защиты человеческого тела.

Отличительная особенность украинской женской рубахи – богатая вышивка не только по груди и по рукавам, но и по подолу .


  • Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки. В женский костюм мог входить гарсет (жилет), богато украшенный многочисленными вышивками и декоративными нашивками. В женском комплексе одежды пояс имел такое же значение, как и в мужском. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Кочевые народы, которые на протяжении нескольких столетий проходили через Урал , оставили серьезный след в нашей культуре. Отразилось это не только в обрядах, рецептах блюд, но и в народном костюме. Совершенно особенный наряд сформировался в Сухоложской слободе - современном Сухом Логу .

Например, праздничный костюм зажиточной крестьянки отличался обилием различных отделок, украшений из дорогих тканей, поскольку идеал женской красоты сравнивался с образом матери-земли, плодородия, продолжения жизни. Мужские же костюмы, наоборот, отличались скупостью и немногоцветностью ткани, что соответствовало особенностям идеального образа мужчины, наделенного физической и духовной силой, мужеством и трудолюбием.

Мужская одежда состояла из рубахи, портов и пояса, которые носили многие сословия: купцы, мещане, заводские и сельские жители. Старинные праздничные мужские рубахи украшались вышивкой. Геометрические узоры выполнялись нитями красного цвета по белому холсту.

Стоит отметить, что вышивка всегда была крайне важна в одежде. В орнаментальные мотивы мастерицы вкладывали особенный смысл. Например, геометрические узоры символизировали плодородие, растительные узоры - древо жизни, птицы - любовь, тепло, свет.

В начале XX века, когда рубахи уже стали массово шиться на фабриках, их выпускали без вышивки, но при этом ярких цветов - красные, малиновые, бордовые. Несмотря на то что сегодня традиционные русские костюмы мужчины и женщины сменили на платья, джинсы, зауженные брюки и другую модную одежду, интерес к народной одежде неизменно растет.

В Сухом Логу и взрослые, и дети с удовольствием наряжаются во время фольклорных праздников и массовых народных фестивалей в традиционные костюмы, пошитые руками местных мастеров по старым образцам. Более того, в 2014 году на международной туристической выставке «Большой Урал» посол Бразилии в России Жозе Антонио Валлим Геррейро настолько проникся сухоложскими костюмами, что купил несколько вещей для своих родственников.

Свердловское региональное общественное движение «Центр традиционной народной культуры городского округа «Сухой Лог» ставит своей целью восстановление и сохранение лучших культурно-исторических, фольклорных и обрядовых традиций населения Среднего Урала .

Свердловская область, Сухой Лог, ул. Победы 13, [email protected]

Презентация с последующим закреплением материала в виде кроссворда.Знакомит обучающихся 6-7 классов с элементами национальной одежды народов Южного Урала.Материал можно использовать на уроке географии и краеведения либо при проведении классного часа, посвящённого празднику День народного единства, в целях воспитания толерантного отношения к людям разных национальностей, патриотического воспитания к истории Южного Урала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к мероприятию "КРАЙ - В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ" МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина Выполнила: воспитатель Ягафарова Лилия Сергеевна

Цели и задачи Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре. Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;

На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 132 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, немцы - 0.79%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 2.88% - представители других национальностей.

Башкирский национальный костюм Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян - костюм с рукавами на подкладке. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам - треугольными нашивками (яурынса). В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин - приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах.

Башкирский национальный орнамент

Татарский национальный костюм. Основу женского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары. Мужчины носили чекмень суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана. Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.

Татарские головные уборы(тюбетейка, фески, калфак)

Татарская национальная обувь – ичиг(читек)

Татарский национальный орнамент

Украинский национальный костюм Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной Женские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской. На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды. Штаны (укр. шаровари, портки) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.

Украинский женский костюм Самым известным украинским головным убором является девичий венок. Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты. По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили плахту - юбку, Плахта, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок- крупная клетка.

Украинский национальный орнамент

Русский национальный костюм Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах.

Женский русский костюм. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов.

Мужской русский костюм. Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Верхняя мужская одежда Поверх рубашки мужчины надевали зипун Зипун - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь - старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без перехвата.

Верхняя мужская одежда Летом поверх кафтана надевали однорядку. Однорядка - русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. АРМЯК это верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата из сукна или грубой шерстяной материи.

Русский национальный орнамент

Казахский женский костюм Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом. Женские халаты « шапан » - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. « Саукеле » - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 70 см Незамужние девушки носили « такия » - маленькую шапочку из ткани

Казахский мужской костюм Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля

Казахский национальный орнамент

Немецкий национальный костюм Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов - ледерхозен, в-три-четверти длины, рубашки, жилета, сюртука шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров и ботинок на толстой подошве. У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук. Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.)

Немецкий орнамент

Мужской белорусский костюм Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда). Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали

Женский белорусский костюм Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой. Суконная юбка - андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты.

Белорусский орнамент

История Урала уходит корнями в седую древность. Еще историки античности писали об Уральских горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре нашего края. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить, и не выйдет ссора из любого спора.

Используемая литература Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах https://ru.wikipedia.org/ http://www.kraeved74.ru/Краеведческий портал Челябинской области

КРОССВОРД «Элементы национальных костюмов народов Южного Урала»

Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 1.Женские казахские халаты самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей. 2.Суконная юбка белорусских женщин. 3. Приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах, который использовался у башкир как верхняя одежда. 4.Татарский головной убор.

По вертикали: 1.Русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Название этой одежды сходно с названием гармони с одним рядом клавиш. 2.Старинная русская длиннополая мужская одежда.Есть русская пословица про это…. Видит и кривой, на ком …….. чужой. 3.Верхняя одежда у крестьян, без воротника, изготовленная из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.. Стихи как подсказка Прапрадед мой и он же А.С.Пушкин Попил с утра чайку, почистил пушку, Надел свой старенький…………… И тотчас на дуэль удул 4 . Верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата 5.Татарская мужская суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана. 6.Так в Беларуси назывались штаны. 7.Этот элемент после рубахи являлся главной составной частью женского костюма на Руси. Эта пословица как подсказка: Молодец в кафтане, девка в ………….

Ответы на вопросы кроссворда: По горизонтали: 1.Шапан; 2.Андарап; 3.Казакин; 4.Фески; По вертикали: 1.Однорядка; 2.Кафтан; 3.Зипун; 4.Армяк; 5.Чекмень; 6.Наговицы; 7.Сарафан


Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Любовь к родному краю, знание его истории -
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России - кресть­янства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.

Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный - южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное. Любой комплекс трехчастен - это головной убор, собственно одежда и обувь.

Каким же он был, русский национальным костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное - скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока - убор молодицы,
Косник, венец - украшенье девицы,
Сборник, повойник - убор для старухи...
Самый красивый - убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!

Это собирательный образ женского костюма. А как выглядела одежда разных губерний, чем отличался северный костюм от южного?

"Приготовление невесты"

Рассмотрим это на примерах самого нарядного праздничного и свадебного костюма и наряда «молодухи» - женщины первого года замужества, до рождения ребенка. Это был самый красивый наряд, богато украшенный вышивкой в несколько рядов, цветным ткачеством, расшитый кружевом, канителью, позументом. Дополнял его драгоценный головной убор и кожаная обувь. Все теплое время года крестьяне ходили босиком или в лаптях, плетенных из лыка или бересты. Обязательным дополнением к костюму был пояс-оберег. Женщины носили множество украшений: бусы (иногда до 15 рядов), ожерелья, цепи, бисерные герданы с крестом,
всевозможные височные подвески-пушки, серьги (серьги носили иногда и мужчины), кольца. Особенность южнорусского костюма - обилие красного цвета.

Венцы

Русский народный мужской костюм

Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань - «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вы­шитым). В некоторых губерниях расшивали грудь. Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа - «грешевик» и зимний меховой треух. Верхняя одежда - кафтан отрезной по талии и шуба. Волосы мужчины стригли «под горшок», отпускали бороду и усы.

Схема кроя мужской одежды

Женский Южнорусский костюм

Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом.

Жених и невеста

В комплект костюма входили: рубаха холщевая с косыми поликами, поверх которой замужняя женщина надевала поясную распашную понёву, передник-завеску, запон (наплечный, нагрудный или поясной), головной убор - рога, кичка, сорока; пояс и широкий «насов» или «навершник»; иногда молодая шла к венцу в шубе и опояске, чтобы показать свой достаток.

Головные уборы

Тамбовский костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе шили рубаху-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани. Кроме понёвы была в быту юбка-андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Верхнюю одежду - шушун делали из домотканой шерстяной или кашемировой ткани, украшая вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой. Головной убор - рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.

Тамбовский костюм

Воронежская понёва отличается по цвету, характеру ткачества «в три нитки», белыми клетками по черному или красному полю, со вставкой спереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная - «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения - «гаруси» (у мужчин - «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными поло­сами и туфли - «коты»).

Воронежский костюм

Орловский и Курский костюм имеет те же основные черты, что и Воронежский. Понёва в основном изготовлялась крестьянками в технике браного ткачества, дополнялась по низу кумачовыми и шелковыми лентами, тесьмой, галуном, кружевом, вышивкой крестом. На передник-завеску из холста, шерсти, сатина нашивали понизу тесьму и ленты, плетеное кружево и бахрому. Невысокую «сороку» из сатина и ситца, на картоне, расшивали бисером, украшали пушками, позументом на лобной части. Шейными украшениями были бусы в несколько рядов, кейданы и цепочки. Рукава рубахи из ситца и кумача украшали аппликацией из ромбов и уголков и полосами браного ткачества.

Орловский костюм

Курский костюм

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерний. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, - «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» - разновидность этой одежды.

Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.

Все костюмы любого региона России просто невозможно описать, так как женский наряд - это предмет народного творчества, имеющий только некоторые сходные черты.

Рязанский костюм

На Дону и Северном Кавказе русские женщины поверх рубахи с вязаным колпаком носили платье кубельком и штаны - отголосок турецких и персидских одежд, которые в XIX в. были вытеснены юбкой с кофтой в талию, с оборкой. Такая одежда теперь бытует у казачек.

Средняя полоса России

В характере одежды средней полосы наблюдается отпечаток пограничных с ней регионов и исторических условий проживания народа. Как и повсеместно, основой костюма является рубаха.

Московский народный костюм просматривается в городском мещанском костюме и в одежде женщин духовного сословия, которых не коснулась петровская реформа, вводившая ношение европейской "немецкой" одежды для людей высших сословий. В основном это сарафанный ансамбль с кокошником и передником выше груди.

Московский костюм

В Ярославской губернии поверх сарафана носили теплую стеганую кофту («пара») с длинными рукавами, отрезную по талии, присборенную сзади. «Пару» спереди украшали золотным кружевом. Рубашку расшивали по оплечью, вдоль рукава и по манжетам красным узором с вкраплением желтых, зеленых, синих нитей. Наличие городской моды, развитая торговля позволяли использовать для сарафанов легкую шелковую или сатиновую ткань, а для придания фигуре объемности - другой крой. Так появился широкий косоклинный сарафан, украшенный спереди широкой «княжей» лентой из галуна (позумента) или шелковой лентой с вытканными или вышитыми по ней узорами. По подолу пришивали узорные ленты. По «княжей» полосе нашивали литые оловянные или медные посеребреные или золоченые пуговицы, К сарафану полагался пояс, тканый их цветных нитей. Праздничный костюм дополнялся рядами бус, серьгами, запонками для ворота. Особенностью свадебного костюма было подвенечное покрывало - длинное двухметровое полотенце из тонкого льна, украшенное на концах широкими красными ткаными полосами, белым кружевом, иногда - цветными лентами.

Кокошники

Для полевых работ использовали прямую рубаху с поликами из холста, с численным кружевом по подолу и браным ткачеством. Голову покрывал платок фабричной работы из ситца, костюм дополнен янтарными или стеклянными бусами. Обувь крестьян - лапти из лыка косого плетения.

Западные земли

Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Смоленский костюм
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь

Русские костюмы этого региона сохранились в основном в город­ском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В мужском костюме поверх рубахи появляются жилеты. Таким мы видим костюм на картинах Кустодиева - его знаменитых «Ярмарках». В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник - большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Шубка

Верхней одеждой была нагольная шуба - мехом внутрь. Более легким был «пониток» - верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цвет­ные варежки и чулки. Теплой одеждой была «душегрея», отороченная мехом.

Повойники

С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Уральский костюм

Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, - из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник - «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.

Семипалатинский костюм
Российский север

В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда - сарафан - пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с запад­ными соседями?

Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами - « c ерапа», то есть почетная одежда.

К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.

Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки - головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор - повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».

О тверском костюме из Торжка - центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия - продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»:

«Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом... искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок... Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».

Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом.

Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Архангельский костюм

Многочисленные реки, озера, ручьи северного края были в те далекие времена полны небольшими, невзрачными на вид моллюсками, в раковинах которых находили белые, розовые, дымчатые жемчужины, переливающиеся всеми цветами радуги. «Русским камнем» называли жемчуг и расшивали им головные уборы, царскую и церковную одежду, из него делали серьги, бусы и ожерелья.

Юбки

Северные красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели «коруну» или кокошники разных форм, искусно унизанные жем­чугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения. Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа - драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам, да и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха под стать. Низ ее («стан») делали из полотна, а рукава - «воротушку» из тонкой кисеи с золотным рисунком.

Сарафан-косоклин

Такой наряд могли иметь только зажиточные крестьянки, богатые поморы да купеческие дочери и жены. У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширинки (непременная часть обряда) - не менее нарядны.

Ольнецкий костюм

Славилась русская вышивка Тверской земли, Олонецкой губернии, Карелии, тверские и архангельские предметы женского рукоделия.

Русская народная одежда - хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев - один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Два человека погибли и еще трое пострадали в результате дорожно-транспортного происшествия на 15 км автодороги поселок Пышма - Талица.

Как рассказал глава пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых, водитель 1999 года рождения, находившийся за рулем Opel Astra, в ночное время суток не справился с управлением и наехал на металлический мост. В результате этого автомобиль опрокинулся и загорелся.

В результате происшествия две пассажирки 1996 и 2001 годов рождения погибли до приезда скорой помощи. Еще трое - молодые люди 1993 и 1995 годов рождения и девушка 2001 года рождения были доставлены в Пышминскую районную больницу с травмами различной степени тяжести.

Водитель в аварии не пострадал. В отношении него было организовано мед освидетельствование, взят забор крови на химико-токсикологическое исследование.

Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области

При отсутствии возможности трудоустройства россияне предпенсионного возраста могут выйти на пенсию досрочно.

Как сообщает «Российская газета, для того чтобы выйти на пенсию за два года до положенного возраста с учетом переходного периода, необходимо получить соответствующее подтверждение в центре занятости.

По данным на 1 июля 2019 года, выплаты получали 23,5 тыс. россиян, которые не смогли найти работу.

В ПФР отметили, что на следующий год на эти цели заложено 4,4 млрд. рублей. В 2021 году планируется потратить 5,6 млрд., а в 2022-м - 6,4 млрд.

По данным Минтруда РФ, число безработных среди пенсионеров в январе-июне нынешнего года составляло 92 тыс. человек, на конец июня - 122,6 тыс. человек.

Пассажирский самолет Boeing 787-9 австралийской авиакомпании Qantas установил рекорд самого долгого в истории беспосадочного перелета. Впервые был совершен прямой перелет по маршруту Нью-Йорк - Сидней.

Как сообщает ТАСС, общее время экспериментального тренировочного полета составило 19 часов 14 минут, в нем приняли участие 49 пассажиров и члены экипажа. Воздушное судно преодолело 16 тыс. 309 километров и приземлилось с опозданием в 37 минут.

Во время полета был проведен ряд экспериментов для оценки самочувствия людей, находящихся на борту - у пилотов была измерена мозговая активность и скорость реакции, а пассажиры должны были выполнить ряд физических упражнений.

Отмечается, что в дальнейшем это поможет составить список кандидатов в члены экипажа и разработать нормативы обслуживания клиентов на сверхдальних рейсах.

Планируется, что к декабрю авиакомпания сможет точно рассчитать экономическую целесообразность маршрутов и принять окончательное решение о запуске сверхдальних рейсов в австралийские города.

Добавим, что ранее самым долгим беспосадочным авиарейсом считался перелет из Ньюарка в Сингапур, продолжительность которого составила 18 часов 50 минут, а преодоленное расстояние - 15 тыс. 345 километров.

Фото: Иван Костин, ИА «Повестка Дня»

Правительство РФ подготовило законопроект об идентификации банковских клиентов по номеру телефона.

Как «Известия» со ссылкой на главу комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова , кабмин хочет обязать банки проверять номера телефонов клиентов для верификации паспортных данных. Для этого будет создана единая информационная система проверки сведений об абоненте (ЕИС), которая станет связующим звеном между кредитными организациям и операторами связи.

Изначально расходы хотели возложить на операторов связи, но в итоге планируется, что создание ЕИС профинансируют кредитные организации.

«Некоторые предложения требуют дискуссии. Банки, неактивно работающие с гражданами, не видят смысла для участия в такой проверке. Не все кредитные организации готовы тратиться на эту систему», - цитирует издание слова Аксакова.

Ожидается, что инициатива избавит россиян от звонков коллекторов и поможет предотвратить кражу денег, когда злоумышленник звонит в банк под видом клиента и называет его паспортные данные. В таком случае, даже если мошенник подменит номер, в ЕИС отобразится его настоящий телефон.

Отмечается, что законопроект будет рассмотрен во втором чтении в ноябре.

На территории Курагинского района Красноярского края, где прорвало дамбу и погибли 15 человек, был введен режим ЧС.

В результате в рабочем поселке затопило два рабочих общежития временного типа. Погибли 15 человек, еще 13 пропали без вести.

На ликвидацию ЧС и поиск пропавших привлечено порядка 300 человек, 6 вертолетов МИ-8 МЧС РФ и несколько маломерных судов ГИМС

Фото: пресс-служба губернатора Красноярского края

В первом полугодии текущего года поток туристов в Свердловскую область увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как сообщили в департаменте информполитики со ссылкой на министра инвестиций и развития региона Викторию Казакову , за отчетный период поездки на Средней Урал совершили 785,7 тыс. туристов (в том числе зарубежных).

В Национальном туристическом рейтинге регион сейчас занимает место в топ-10 среди субъектов РФ. По словам Казаковой, для развития туриндустрии в регионе формируются туристско-рекреационные кластеры, предоставляются субсидии из областного бюджета администрациям муниципалитетов на благоустройство и ремонт туристских объектов.

Кроме того, осуществляется финансовая поддержка событийных мероприятий и социально ориентированных проектов в сфере туризма.

В Нижнем Тагиле в рамках празднования 75-летия музея изобразительных искусств состоялось открытие парка скульптур советского периода. В торжественном открытии приняли участие министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова , глава города Владислав Пинаев и директор музея ИЗО Марина Агеева .

Новая точка притяжения была создана в рамках госпрограммы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». На первом этапе прошло благоустройство и озеленении территории в районе музея, а на втором - обустройство парка, подготовка постаментов для скульптур, установка освещения и ограждений. Общая стоимость контракта составила 4,37 млн. рублей.

Парк скульптур советского периода станет частью городской исторической зоны - арт-квартала и войдет в историко-туристический кластер «Старый город». Объекты для него были собраны по всему Среднему Уралу - это скульптуры учительницы и ученика, горняка, пионера и пионерки, а также бюсты советских вождей.

По словам Виктории Казаковой, парк станет точкой притяжения не только для тагильчан, но и для гостей города.

Фото: пресс-служба администрации Нижнего Тагила

Культурологи и общественные деятели, входящие в «Экспертный клуб Екатеринбурга», рассказали о том, какие темы, персоналии и объекты уральского культурного наследия заслуживают собственных музеев. Как подчеркивают специалисты, музеи могут не только хранить экспонаты и экспозиции, но и быть точкой притяжения туристов и горожан, а следовательно, нуждаются в активном развитии.

Одним из уникальных объектов исторического и культурного наследия Урала является Шигирский идол, артефакт, насчитывающий 11 тысяч лет и известный как самая древняя деревянная скульптура мира. Эксперт Фонда развития гражданского общества, культуролог и публицист Сергей Новопашин уверен, что этот экспонат заслуживает своего музея, где также будут представлены другие артефакты этой эпохи.

«Если учитывать уникальность Шигирского идола, ему нужен отдельный музей. Есть же практика таких музеев, которые создаются ради одного экспоната. Здесь ключевым элементом музея может стать именно Шигирский идол и его окружение в виде экспозиции сопутствующих артефактов уровня поменьше. То, что они есть, это безусловно. Нужно необходимым образом прописать это в концепции и позиционировать», - считает эксперт.

С ним согласен культуролог, кандидат философских наук Георгий Цеплаков , который подчеркнул, что первобытный пласт уральской культуры мало известен широким массам, несмотря на наличие многочисленных памятников из этого периода: дольмены, наскальные рисунки и, разумеется, Шигирский идол.

«Это поле, о котором говорят специалисты, но широкие массы знают гораздо меньше. Этот пласт был бы очень интересен, тем более, что тут нам есть чем похвастать. У нас есть уникальные памятники, которых нет больше нигде, это не «Европа - Азия», которая есть в десятках городов только на территории Российской Федерации», - считает Георгий Цеплаков.

Этой же позиции придерживается руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга» , доктор философских наук Анатолий Гагарин , отметивший необходимость «ввести в культурный оборот историческое наследие Древнего Урала», что позволит закрепить Екатеринбург как центр интеллектуальной и духовно-культурной деятельности.

Культурное наследие Екатеринбурга, тем не менее, не ограничивается древними памятниками. Поэт и литературный критик Константин Комаров , в частности, выступил с идеей создания музеев Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева .

«Нам нужны музеи Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева, потому что это ключевые фигуры для города и они во многом репрезентируют наш город в общероссийской культуре. Я думаю, что это должен быть не просто музей, где будут какие-то вещи (хотя это тоже должно быть), но должна быть живая, действующая площадка, где будут собираться поэты, музыканты, проходить какие-то вечера», - предложил поэт.

Своих музеев заслуживают и другие современные уральские писатели, заметил он: «мэтр» уральской поэтической школы Майя Никулина , поэты Алексей Решетов , Юрий Казарин , Евгений Касимов и Аркадий Застырец .

Увековечить современников-екатеринбуржцев посредством создания музеев предложил и Анатолий Гагарин. Как считает политолог, писатель Владислав Крапивин , недавно отметивший свое 80-летие, заслуживает своего музея, который мог бы способствовать дальнейшей популяризации его творчества.

На протяжении последних десятилетий время от времени возникают дискуссии о том, может ли и, если может, то каким образом, Екатеринбург использовать тему границы Европы и Азии для своего продвижения. Сергей Новопашин отметил, что позиционировать «евразийство» Екатеринбурга нужно с опорой на теорию Хэлфорда Маккиндера о Хартленде.

«Позиционировать регион, используя бренд «Европа - Азия», нужно очень грамотно и умело. То есть указывать на соединяющую функцию и на концепцию Маккиндера. Свердловская область, по Маккиндеру, находится в центре Хартленда, географического центра истории. Соответственно, нам нужно держать эту ось и позиционировать себя именно таким образом - не просто «граница Европы и Азии», которая длится на 3 000 км. Нужно учитывать не только геополитический, но и геокультурный аспект», - указывает эксперт.

Своими мнениями о возможных музейных площадках поделились руководители действующих культурных учреждений: директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский и директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев . Последний озвучил идею создания отдельного здания для театра современной хореографии «Провинциальные танцы» , а также предложил создать полноценный музей современного искусства на основе Государственного центра современного искусства.

«Музеи современного искусства существуют во многих городах, у них есть своя публика. Бывая в разных городах и странах, я отмечаю, что это востребованные площадки, и они могут быть центрами притяжения. Еще лет восемь назад появлялись мысли, чтобы на месте сегодняшнего ГЦСИ с использованием федеральных вложений сделать действительно полноценный музей. Даже были планы строительства сверхнового моста через Исеть», - напомнил Алексей Бадаев.

Сергей Каменский, в свою очередь, особенно отметил необходимость вовлекать людей в культурную жизнь и изучение истории Екатеринбурга. Истории и воспоминания самих жителей могут « оживить» историческое наследие столицы Урала.

«Главный капитал Екатеринбурга – это люди и их истории, связанные с конкретным местом, школой, улицей, районом, предприятием. Это сеть уникальных музеев, которые создаются самими жителями. Это важно в контексте внутренней репутации города, для лучшего понимания, где мы живем. У нас дома есть путеводители по Парижу, а по Екатеринбургу нет. И мы имеем негативные последствия – люди уезжают. Нужно работать в этом направлении, у всех есть друзья по всему миру – это мощное сарафанное радио. И в это процесс можно также вовлекать людей, уехавших из Екатеринбурга», - уверен руководитель Музея истории Екатеринбурга.

Вторая идея, озвученная экспертом, связана с репрезентацией Екатеринбурга в глобальном контексте.

«Мы, например, к Универсиаде предлагаем создать парк «E-World», в котором мы могли бы через истории реальных людей показать, что за 300 лет Екатеринбург дал миру, и что мир дал городу, - рассказал он. - Нужно создавать объекты, которые будут проявлять Екатеринбург в глобальном, мировом контексте».

В минувшее воскресенье, 13 октября, горожане решили судьбу кафедрального собора святой Екатерины, развязав тем самым гордиев узел, почти 10 лет не дававший покоя как сторонникам, так и «противникам» храма. За площадку на месте бывшего Приборостроительного завода (Горького, 17) отдано 57,66% голосов, территорию за Макаровским мостом выбрали 39,49% горожан, 2,85% бюллетеней признаны испорченными. Ведущие социологи и политологи Екатеринбурга уверены, что на сегодняшний день конфликт совершенно исчерпал себя и как благодатный информационный повод, и как инструмент политического продвижения.

« Опрос по месту строительства храма поставил точку в дискуссиях на тему строительства собора святой Екатерины, - заявил депутат городской думы Екатеринбурга Александр Колесников . - И это особенно отрадно, если вспомнить, что он возник не вчера. Вот уже несколько лет периодически предлагались места для его размещения, потом от этих идей отказывались» .

По удачному выражению Александра Гавриленко , православного активиста, принявшего непосредственное участие в организации опроса, проигравших в нем не было (и не могло быть, поскольку хлопоты и затраты, связанные с покупкой участка у « Брусники» в случае его победы, с трудом можно было бы назвать проигрышем). Показательный акт демократии свершился, его результаты признали как « прохрамовые» , так и оппозиционные наблюдатели.

Вернемся к формулировке « показательный акт демократии» , которую мы нашли нужным употребить выше. Она вовсе не дискредитирует опрос, его результаты или организаторов. Напротив, она подчеркивает необходимость этой процедуры, максимально публичной и открытой. Даже ограниченность альтернатив (всего две) в этом опросе была кстати: она гарантировала, что то или иное решение горожан будет иметь под собой достаточно большой процент голосов и, следовательно, исключит возможность спекуляций на этой почве.

Показателен же опрос потому, что он продемонстрировал умение хоть и не совершенного, но достаточно зрелого и дипломатичного гражданского общества Екатеринбурга решать казусные конфликтные ситуации. Хотя именно президент РФ Владимир Путин подтолкнул власти уральской столицы провести опрос, его формат и организация стали результатом общих усилий православной общественности, администрации Екатеринбурга и активистов, выступавших против строительства собора. Это говорит о нашем умении вести конструктивный диалог и идти на компромиссы.

« Пройдя «через тернии» взаимных обвинений, общество понимает, что оно, хоть и состоит из людей разных убеждений, но при этом объединяется таким емким словом как горожане. Дальше будет проще, и мы научимся понимать друг друга – свою позицию, позицию другого, позицию власти, может быть, и без всяких опросов» , - считает политолог, директор Центра евразийских исследований Андрей Русаков .

С последним пунктом на заседании « Экспертного клуба Екатеринбурга» , где политологи и социологи обсудили итоги опроса, не совсем согласился Анатолий Гагарин , директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов. По его мнению, опросы должны стать неотъемлемой частью жизни города и необходимым условием при принятии решений, касающихся большинства его жителей.

« Мы не всегда можем ощутить внутренние процессы, происходящие в обществе, которые могут взорваться. Нам необходима последовательность опросов самого разного калибра, которые помогут превентивно понимать общественное мнение, как оно настроено. К сожалению, мы сейчас утратили практику социологических опросов, которые позволяют понять, а что вообще хочет народ» , - констатировал политолог.

Его поддержал Александр Белоусов , старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН. Как заметил политолог, город нуждается в проекте открытой социологии, предельно прозрачной и позволяющей любому горожанину, в случае интереса, проверить анкеты. Его коллега, эксперт Фонда развития гражданского общества Сергей Новопашин добавил, что подобные опросы - часть повседневной жизни в странах Западной Европы, в то время как в России этот механизм находится на стадии внедрения.

«Для нас это новый опыт. И это замечательно. В этой связи я бы поблагодарил тех наших граждан, которые выросли в рамках «Белой ленты», а потом и протестов в сквере, тех, которые были против. Они подтолкнули именно к такому решению этого затянувшегося конфликта», - заявил политолог.

Время покажет, какой формат опроса наиболее подходит для выявления общественного мнения: вариант « выборов» , проходящих под строгим общественным контролем и с использованием избирательных участков, или формат онлайн-опросов, наподобие исследований ВЦИОМ. Однако ключевой момент остается неизменным: процедура общественных слушаний по особо острым вопросам нуждается в доработке или переработке. За это говорит не только необходимость учета всех мнений, но и вопрос доверия горожан результатам слушаний.

Фото: скриншот видео. Текст: Максим Начинов.