Ремонт Стены Уход

Кризисы в жизни человека по годам. Как пережить кризисные периоды жизни

Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, тесно связан с некой определенной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса более глобально. В психологии понятие кризиса относится, прежде всего, к внутреннему миру индивида. Какими бы жизненными ситуациями ни был вызван кризис, он затрагивает куда более фундаментальные, жизненно важные ценности и нужды человека.

Нормативно-возрастные психологические кризисы

Под нормативно-возрастным кризисом понимается критический период индивидуального психологического развития при переходе в последующий период возрастного развития, характеризующийся качественными психологическими преобразованиями в сферах сознания, деятельности, социального взаимодействия личности.

Исходя из данного определения, можно понять, что нормативно-возрастной кризис аллегорически представляется в форме так называемого испытания, экзамена, который очень важно сдать, чтобы индивид мог получить доступ к абсолютно новому периоду своего развития, который связан с возрастом, причем не только биологическим, но и психологическим.

Периодизация нормативно-возрастных кризисов не в последнюю очередь связана с разделением жизни на пять ступеней развития субъективности человека, на каждой из которых находятся и период становления событийности, и период становления самобытийности. И если под первым названным периодом подразумевается кризис рождения и стадия принятия, то второй - это кризис развития и стадия освоения.

Первая стадия - это оживление. Для нее характерно «становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов». При входе в эту стадию, как правило, присутствует «кризис рождения», когда младенец становится индивидуальным существом и по этой причине испытывает значительные трудности при качественном изменении его бытия. После разрешения кризиса (он заканчивается на третьей неделе жизни) ребенок переходит в стадию новорожденного, которая также заканчивается определенным кризисом в возрасте 3,5-7 месяцев, характеризующимся, главным образом, возникновением потребности в общении и взаимоотношениях между новорожденным и взрослым, другими словами, ребенок становится адресатом для непосредственно-эмоционального общения с взрослым. После кризиса новорожденности следует этап младенчества, который заканчивает собой стадию оживления.

Вторая стадия развития субъективности человека - это одушевление, то есть, «развитие собственных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей». Вступление в эту стадию начинается с кризиса младенчества, причиной которого является то, что ребенок попадает в такое же четырехмерное динамичное пространство, что и взрослый, что становится причиной появления «Я сам» - феномена-спутника субъективности, которая начинает складываться к 11-18 месяцам. За кризисом младенчества далее идет раннее детство, которое завершается кризисом в 2,5-3,5 лет, первым признаком которого становится негативизм, не проявляемый ранее ребенком. Причиной этого кризиса становится противоречие внутри ребенка между потребностью действовать самому и потребностью в соответствии требованиям взрослых. Это первый кризис, полностью проходящий внутри субъективности ребенка. Если этот кризис не разрешить, а чаще всего главным инструментом в его разрешении служит игра, в которой ребенок получает роль, которую он может проецировать на взрослых, то у ребенка есть риск стать аутистом. После преодоления этого кризиса наступает период детства.

С кризиса детства (5,5-7,5 лет) вступает в действие третья ступень субъективности - персонализация, то есть «оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и к другим людям». В этом же возрасте происходит потеря свойственной детям непосредственности и наивности. Дети лишаются ситуативности реакций, и их поведение становится значительно более независимым от влияний среды, намного более осознанным и произвольным. В то же самое время происходит формирование чувства собственного достоинства и потребности в уважении социума, главным образом, представленного близкими родственниками. Главным же местом кризиса является формирование самосознания ребенка.

После кризиса наступает время отрочества, кризис которого наступает уже в возрасте 11-14 лет. Максимально типичной его чертой является противоречивость поведения. Самосознание подростка производит новую потребность: потребность в обретении индивидуальности, в обладании свойствами, отличными от окружающих. В целом же сущность кризиса развития составляют противоречия внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании. После его преодоления индивид входит в юность, на которой завершается третья ступень субъективности.

Следующая ступень - это ступень индивидуализации, а именно «обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и собственной жизни». Этот кризис приходит в период после окончания школы, когда требуется выбрать вектор своей будущей профессии и, собственно, жизни, то есть, это кризис самоопределения. В результате кризиса юности «рождается» молодость, чей кризис наступает, как правило, приблизительно в возрасте 27 лет. Этот кризис формируется в связи с осознанием того, что как таковая молодость миновала и необходима рефлексивная оценка прожитых лет. В связи с этим подведением итогов часто формируется чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду со страхом перед ними. Этот глубинный анализ своей личности, равно как и ее последующий пересмотр, служат предпосылками для последующей переоценки ценностей, необходимой для осознания своего подлинного места в жизни. Итогом кризиса служит переход во взрослость, которая завершает 4 ступень субъективности.

Пятая ступень субъективности - универсализация - это ничто иное как восхождение. Вхождение в него начинается с кризиса взрослости (39-45 лет) или так называемого «кризиса среднего возраста». Связан он с тем, что физические силы индивида убывают, и продолжение активной жизни прошлых лет становится весьма затруднительной.

Все это дает очередной толчок к переоценке старых ценностей и к обретению новых ценностей, становящихся флагманом для последующих духовных изысканий, которые превалируют в периоде зрелости, следующим за кризисом взрослости, кризис которой приближается в 55 лет. Биологически этот кризис обуславливается предпенсионным возрастом, значительным снижением физических и интеллектуальных способностей и осознанием этого. Ценности, обретенные во время кризиса взрослости, уже не оспариваются, но активно и в полной мере усваиваются именно в этом возрасте. Это ведет к качественно новой переоценке личности не только в профессиональном плане, как было ранее, но и вообще. В этом возрасте духовное окончательно получает статус неизмеримо выше физического. Еще одним признаком возраста становится принятие мысли о смерти как о должном. После этого кризиса следует старость, завершаемая смертью, то есть концом физической жизни индивида.

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния , фобий, и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств. Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей. Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию. Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды. Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет. Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке. Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам. Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим. Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании. Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни. Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных . Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других. Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености. Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет . Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений. Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно. В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться .

Психологический кризис — это такое состояние, когда личность больше не может жить по ранее установленным правилам и использовать сформировавшиеся модели поведения, которые в прошлом, казалось бы, полностью этого человека устраивали. Психологический кризис, как правило, сопровождается такими симптомами как, усиление чувства страха, неуверенности в себе, повышенная тревожность. Такое состояние пугает, поэтому столь многих людей волнует вопрос, как справиться с кризисом.

Прежде всего, необходимо осознать, что психологический кризис – это абсолютно нормальное явление в жизни человека. Если в данный момент вам плохо, это еще не значит, что вы сумасшедших, жизнь кончена и прочая и прочая. Вовсе нет, просто вы меняетесь. И это нормально.

Второй важный момент – понимание того, что психологический кризис не вечен, в конце концов вы его преодолеете и снова будете чувствовать себя «на коне». Не верите? Тогда вспомните себя в подростковом возрасте (в период примерно с 10 до 16 лет). Как плохо вам было тогда, как сложно было приспособиться ко сложностям взрослого мира, понять, что вы можете действовать независимо от родителей. И тем не менее вы справились. Справитесь и сейчас!

Ведь и текущий психологический кризис скорее всего носит возрастной характер. Возрастные кризисы настигают нас, как правило, в определенном возрасте. Во взрослой жизни нам предстоит преодолеть следующие психологические кризисы:

Психологический кризис от 18 до 22 лет символизирует поиск человеком своего места в жизни (самоидентификации). Он означает необходимость отказа от предыдущих черно-белых суждений и понимание всего многообразия мира. Чтобы успешно преодолеть этот кризис, важно принять себя такую, какая есть, со всеми плюсами и минусами. Подменой этого процесса может стать поиск каменной стены, за которой можно спрятаться или авторитета, на которого можно ориентироваться, но это путь в никуда. Только осознание и принятие самой себя позволит двигаться дальше.

Психологический кризис 22-27 лет связан с переоценкой пройденного пути и жизненного направления в целом. Здесь может возникать чувство сожаления, сомнений, упущенных возможностей, необъяснимого беспокойства. Как справиться с кризисом успешно? Совладать со страхом перемен, осознать, что менять свою жизнь можно и ничего страшного от этого не произойдет. Более того – откроются новые возможности. Успешное прохождение этого возрастного кризиса может существенно повлиять на успешность преодоления следующего,

Психологический кризис «переоценки жизненных планов» или «коррекции установок» происходит примерно в 32-37 лет . На этом этапе результаты, достигнутые в течение жизни в семье, карьере, взаимоотношениях и т.д. начинают осмысливаться не сами по себе, а с точки зрения личной удовлетворенности (зачем все это мне?). Преодоление этого кризиса – в признании собственных ошибок, отказа цепляться за иллюзии или прошлый опыт, коррекции своих жизненных планов. Такая корректировка откроет новые пути, придут новые силы и возможности.
Психологический кризис среднего возраста (37-45 лет) приводит к четкому осознанию, что жизнь не бесконечна. И на этом этапе важно понять, какой балласт сбросить, научиться перераспределять силы и время, чтобы их хватило на самое главное, сконцентрироваться на важном.

Следующий психологический кризис наступает после 45 лет . Многие психологи считают его периодом второй молодости. В это время многие вновь сталкиваются с вопросами, свойственными юности, такими, как кто я и куда иду? Кто-то воспринимает эти изменения как потерю смысла жизни, кто –то видит новые возможности – в зависимости от того, успешно или нет были преодолены предыдущие кризисы. Здесь в человеке могут открыться новые таланты – а возможностей для их реализации уже гораздо больше!

Психологический кризис «после 50» может принести как новые перспективы, так и боль и горечь от впустую прожитой жизни. Стадия осмысленной зрелости, как часто называют этот возраст, связана с новой оценкой своих жизненных достижений и осознанием личностной свободы. Как справиться с кризисом? Позитивно оценивая свои достижения и признавая ошибки, найти новое приложение для накопленных творческих сил, мудрости, любви, доброты. И тогда одиночеству и скуке просто не останется места!

Важно понимать, что психологические кризисы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, не являются оторванными друг от друга. Если какая-то проблема не решена во время предыдущего кризиса, человек обязательно столкнется с ней во время следующего. Чтобы на этот раз справиться с кризисом и пойти дальше, придется вернуться и сделать работу над ошибками.

Наша жизнь похожа на плавание по течению реки – в какие-то периоды события сменяются с головокружительной быстротой и человек вынужден каждый день принимать важные решения, в другие же моменты жизнь человека как будто «застывает» и он начинает ощущать, что ничего интересного у него не происходит, причем довольно долгое время.

Что же такое «психологический кризис»? Предлагаю остановиться на этом вопросе более подробно и рассмотреть основные причины появления кризисов у взрослых людей.

Психологический кризис - это состояние, когда человек больше не может жить по ранее установленным правилам, а также использовать уже сформировавшиеся модели поведения, которые в прошлом, казалось бы, полностью его устраивали. Такое состояние может вызвать испуг, неуверенность в своих силах, поэтому человек начинает задумываться о том, как ему жить дальше, но чаще всего в одиночку он оказывается неспособным на проявление каких-либо конкретных действий для формирования новых моделей поведения, что усиливает ощущение внутреннего беспокойства и напряженности.

Прежде всего, необходимо понимать, что психологический кризис – это абсолютно нормальное явление, которое может случиться (и случается в течение жизни, и не раз) с каждым человеком. Более того, симптомы кризиса являются своеобразными сигналами, показывающими, что пришла пора остановиться и оглянуться назад, дать оценку настоящему и подумать о будущем для того, чтобы продолжить свое дальнейшее движение «в правильном» направлении. В большинстве случаев возникновение психологических кризисов имеет тесную связь с определенными возрастными периодами.

  • Психологический кризис 18-22 лет символизирует поиск человеком своего места в жизни. На данном этапе человек начинает считать себя уже взрослым и стремится доказать это всем окружающим людям. Для преодоления данного состояния, важно принять себя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Так как в этом возрасте молодые люди и девушки поступают в высшие учебные заведения и обретают профессию, важно прислушаться к себе и выбрать специальность, к которой действительно есть интерес, а не навязанную окружающими людьми. Это позволит избежать чувства досады и сожаления в дальнейшем.
  • Психологический кризис 30 лет связан с переоценкой своего жизненного направления, профессиональной деятельности. В этом возрасте может возникать чувство упущенных возможностей, стремления обвинить в этом окружающих и попытаться «начать все с начала». Как справиться с кризисом успешно? Совладать со страхом перемен, осознать, что менять свою жизнь можно и ничего страшного от этого не произойдет. Более того – откроются новые возможности. Это касается и сферы профессиональной деятельности. Если Вы не чувствуете удовлетворения от своей работы, может быть это повод для обретения новой специальности? Подумайте над этим.
  • Психологический кризис 35-37 лет . Результаты, достигнутые в течение жизни в семье, карьере, взаимоотношениях и т.д. начинают осмысливаться не сами по себе, а с точки зрения личной удовлетворенности (зачем все это мне?). Преодоление этого кризиса состоит в признании собственных ошибок, коррекции своих жизненных планов, эффективного перераспределения сил и времени.
  • П сихологический кризис 40-45 лет . Если человек в течение жизни занимал активную позицию, то него появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человеку так и не удалось добиться поставленных целей, то у него появляется чувство покорности. На этом этапе важно выделить для себя определенную конкретную цель, и двигаться в ее направлении, тогда этот возраст может стать лучшим в его жизни.
  • Психологический кризис 50-55 лет . Стадия осмысленной зрелости, как часто называют этот возраст, она связана с новой оценкой своих жизненных достижений и осознанием личностной свободы. Как справиться с кризисом? Оцените прелести жизни для себя: путешествуйте, ходите в театр или займитесь другими, приятными для Вас делами.
  • Психологический кризис 60-65 лет . Возникает, когда человек оказывается вне профессиональной деятельности, которой занимался большую часть жизни. Он внезапно понимает, что жизнь подходит к концу, однако, са­мый драматический момент последнего кризиса в том, что уже ничего нельзя изменить в прожитом. Человек задумывается не только о событиях, а о смысле прожитых лет. Как преодолеть данное состояние? Если Вы не представляете свою жизнь без работы – найдите себе подработку, вспомните о своих хобби, уделите внимание здоровому образу жизни.

Согласно теории известного психолога Эрика Эриксона, жизнь взрослого человека можно условно разделить на 8 фаз. И на каждой из них нас поджидает особый кризис. Важно понимать, что это не только пик страданий, но и начало избавления от них.

Жизненные кризисы необходимы для личностного роста человека. Если вы научитесь воспринимать их как определенное испытание, то, поднявшись на очередную ступень, сможете увидеть новые горизонты в жизни. Выйти из кризиса - означает подняться выше уже осмысленных собственных возможностей.

Поэтому ни в коем случае не стоит считать их катастрофой! Просто в нашей жизни периодически наступают некие переломные моменты, к которым стоит хорошенько подготовиться. А поможет вам в этом наше описание каждого кризиса (и маленький бонус в конце статьи )!

Первый жизненный кризис: 18-20 лет

Жизнь взрослеющей личности проходит под девизом "Оторвись от родительского дома любой ценой!" А в 20 лет, когда человек уже по-настоящему отдалился от родной семьи (учеба в институте, военная служба, путешествия и пр.), у него возникает другой вопрос: "Как мне удержаться в мире взрослых?"

Успешное прохождение первого кризиса позволяет нам найти свое место в жизни.

Второй жизненный кризис: 30 лет

В этом возрасте большинство людей начинает одолевать мысль: "А чего я достиг в своей жизни?" Отсюда у многих возникает стремление просто вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала.

Именно в 30 лет одинокий мужчина начинает активно искать себе партнершу для брака. Тридцатилетняя женщина, которая раньше была счастлива тем, что сидит дома с детьми, делает все для того, чтобы выйти на работу. А бездетные родители раз за разом пытаются завести детей.

Именно в этом возрасте мы понимаем, чего стоим как личность.

Третий жизненный кризис: 35 лет

После 30 лет наша жизнь становится рациональной и упорядоченной. Мы начинаем "гнездоваться" и обосновываться. Люди покупают дома и делают попытки продвинуться по служебной лестнице. Казалось бы, все хорошо. Но в возрасте 35 лет человека в очередной раз "накрывает"!

В 35 лет женщины, как правило, достигают пика своей сексуальности. Но при этом они не согласны на случайные связи, требуя, чтобы партнеры испытывали к ним прежде всего уважение. Мужчины же понимают, что в сексе они "совсем не те, что в 18".

Кроме того, у многих людей начинают проявляться первые, заметные только им, признаки старения.

Четвертый жизненный кризис: 40 лет

e-solovieva.ru

К 40 годам заканчивается "возраст молодости" у подающих надежды ученых, начинающих писателей и т. д. Время начинает катастрофически сокращаться. Появляется много моментов, каждый из которых может вогнать человека в депрессию: угасание физических сил, утрата молодости и привлекательности, изменение привычных социальных ролей.

У сорокалетних людей вряд ли уже появятся новые друзья. Чтобы добиться успеха в карьере, требуются большие пробивные способности. В 40 лет человек теряет последний шанс вырваться вперед. Если он до сих пор не был замечен начальством, то, скорее всего, будет обойден при последующих карьерных повышениях.

Достигнув середины своего жизненного пути, люди уже примерно представляют себе, что их ждет в старости.

Пятый жизненный кризис: 45 лет

В этом возрасте мы начинаем всерьез задумываться о том, что жизнь уходит и все мы смертны. И если человек не поспешит определиться, его жизнь превратится в выполнение обыденных обязанностей только для поддержания существования. Именно эта простая истина вызывает шок у 45-летних людей. И они спешат жить, делая множество глупостей, о которых жалеют впоследствии. Согласно безжалостной статистике, число разводов у людей, достигших 40-45 лет, с каждым годом возрастает.

Переход ко второй половине жизни кажется нам очень жестким и слишком быстрым, чтобы мы могли его спокойно принять.

Шестой жизненный кризис: 50 лет

К 50 годам наша нервная система становится стальной: мы уже слабо реагируем на внешние раздражители вроде крика начальника или вечного ворчания жены. А вот в своей профессиональной сфере 50-летние остаются очень ценными работниками. Они способны полностью сконцентрироваться на главных вопросах, что позволяет добиваться высоких результатов.

К 50-летнему юбилею многие люди заново открывают для себя все радости жизни. Им становится интересно все - от кулинарии до философии. Мы буквально в один день можем принять решение об изменении образа жизни, а затем осуществить его с завидной педантичностью. Очевидные плюсы этого возраста сильно омрачает довольно существенный минус: у многих мужчин к 50-ти годам заметно слабеет потенция.

Зато именно в этом возрасте у нас появляется умение отделять главное от второстепенного.

Седьмой жизненный кризис: 55 лет

В эти годы к человеку приходит настоящая теплота и мудрость. Особенно к тем, кому удалось занять высокую руководящую должность. Люди, перешагнувшие планку в 55 лет, заявляют, что теперь их главный девиз - "Не заниматься ерундой!". К тому же, у некоторых из нас появляются недюжинные творческие способности.

Острый кризис возникает тогда, когда мужчина понимает, что все-таки всю жизнь занимался ерундой. А женщина выходит на распутье, когда жалуется: "Я никогда ничего не делала для себя. Все для дома, все для семьи… А теперь уже поздно…" Те же, кому удалось справиться с этим кризисом, начинают жить для других с удовольствием: они наслаждаются своим садом или вживаются в роль незаменимой бабушки.

Друзья и личная жизнь в 55 лет становятся важны как никогда.

Восьмой жизненный кризис: 60 лет и далее

i.huffpost.com

Поразительно, но кризис в этом возрасте переживали почти все ученые, достигшие славы. И всем им он пошел только на пользу! Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд все свои самые известные труды написал уже после 70 лет. Галилео заложил основы кинематики и сопротивления материалов в 74 года, а вклад в теорию вероятностей сделал перед своей смертью - в 77. Чарльз Дарвин и в 80 лет продолжал работать над своей теорией "Происхождения видов".

Также мир знает много художников и композиторов, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше 70 лет. Известно, что Тициан написал свои самые захватывающие картины в возрасте около 100 лет. Рихард Штраус, Джузеппе Верди, Генрих Шютц, Ян Сибелиус и многие другие композиторы творили до 80 лет.

Кстати, выяснилось, что писателям, художникам и музыкантам проще выполнять свою работу в старости, чем ученым и бизнесменам. Причина заключается в том, что в глубокой старости человек все глубже погружается в своей внутренний мир, а вот его способность воспринимать происходящее во внешнем мире, наоборот, ослабевает.

Творчество - вот настоящий путь к долголетию!

Бонус: как измерить свой психологический возраст?

ladyvenus.ru

Психологи знают простой способ, позволяющий им узнать психологический возраст любого человека. Для этого они просят человека ответить на такой вопрос: "Если содержимое всей вашей жизни условно принять за 100 процентов, то какой процент от этого содержания вы успели реализовать на сегодняшний момент?"

Зная то, как человек оценивает сделанное и прожитое, можно легко установить его психологический возраст. Для этого нужно просто умножить "показатель реализованности" на то количество лет, которое человек предполагает прожить.

Пример: ваш друг считает, что его жизнь реализовалась примерно наполовину, а жить он предполагает до 80 лет. В таком случае, его психологический возраст будет равен 40 годам (0,5 х 80), вне зависимости от того, сколько ему лет на самом деле.

Кризисы в нашей жизни были и будут всегда: периоды стабильности сменяются периодами жизненного застоя, большого или малого. Такая цикличность не только неизбежна, но и необходима для каждого из нас. Навыки выхода из жизненных кризисов - отличный инструмент для управления собственной судьбой. Помните, что любой кризис жизни - это ваш очередной шанс измениться, открыть в себе новые возможности и способности!