Ремонт Стены Уход

Анализ умк по химии. Методические рекомендации по изучению химии с использованием умк о

Линия УМК по химии и новый образовательный стандарт

В феврале в Москве прошел I Всероссийский съезд учителей химии. На вопрос анкеты «По какому курсу Вы работаете?» 65% делегатов съезда ответили, что работают по курсу издательства «Дрофа». В целом по стране цифра еще выше – около 70%. Выбор большинством учителей химии учебников этого автора вполне закономерен: результаты сдачи ЕГЭ выпускниками, обучавшимися по данной линии учебников, выше, чем при использовании других учебников Федеральных перечней, что говорит само за себя.

О составе и особенностях УМК, а также о новейших тенденциях в преподавании химии в школе рассказывает автор, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Габриелян.

Успешность курса обеспечивают его многопрофильность и многогранность. Судите сами: данная линия УМК, выпущенная издательством «Дрофа», включает более 60 наименований. Ни по одному предмету, в том числе по химии, нет более полной линии.

1. Линия учебников представлена пропедевтическим курсом для 7 класса , которого нет ни в одном другом авторском курсе; двумя учебниками для основной школы (8 и 9 классы) и четырьмя учебниками для средней школы (10 и 11 классы) базового и профильного уровней.

2. Линия дидактики предлагает учителю химии следующие учебные пособия :

2. Педагогические вузы пока целенаправленно не готовят специалистов для ведения этого предмета. Курсы повышения квалификации позволят учителям химии, физики или биологии лишь получить право на преподавание естествознания, но не решат проблему их полноценной профессиональной подготовки.

3. Во ФГОС содержание предметной области «Естествознание». Представить его как сумму знаний по химии, физики и биологии довольно сложно, так как цели, которые преследуют эти образовательные предметы, различны.

4. Наличие на данный момент только одного учебника по естествознанию в Федеральном перечне лишает учителя старшей школы возможности выбора, что нарушает закон «Об образовании».

5. Скоропалительное и преждевременное введение курса естествознания в старшей школе приведет к резкому уменьшению учебной нагрузки у учителей химии, физики и биологии. Это, в свою очередь, существенно повлияет на размер заработной платы , повысит социальную напряженность в учительском корпусе.

Аргументы сторонников и противников введения естествознания в старшей школе (последних существенно больше среди учителей-предметников) следует отнести к разряду объективных. Однако не нужно забывать и о субъективных факторах, в числе которых административный ресурс Министерства образования и науки, органы управления образованием на местах, директора школ. Несомненно, они будут лоббировать естествознание. В свою очередь, я лоббирую ведение этого учебного предмета именно учителем химии. Мною разработан курс подготовки учителя естествознания в дистанционном Педагогическом университете «Первое сентября».

Новый УМК по естествознанию будет обеспечен электронным приложением, рабочими тетрадями и методическим пособием.

Профессор,

заслуженный учитель Российской Федерации

Стандарты второго поколения ориентированы на замену знаниевой парадигмы в обучении на компетентностную, когда школьники усваивают не сумму знаний и умений, а учатся получать, анализировать, перерабатывать эти знания – овладевают универсальными учебными действиями, позволяющими достичь метапредметных, предметных и личностных результатов образования. Сегодня актуально решение проблемы стандартизации школьного химического образования. Это вызвано и тем, что школы переходят на новые, более свободные, формы организации учебного процесса. Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а так же основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования служит основой для разработки учебного плана, примерных программ по учебным предметам; объективного оценивания уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективного оценивания деятельности самих образовательных учреждений; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащения учебного процесса, оборудования учебных помещений.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и системе образования, изменяется структура и содержание школьного предмета химии. В настоящее время разработаны программы по химии и методическое обеспечение к ним для разных профилей обучения и разных типов школ, которые обеспечивают вариативность. Однако, реализация идеи развивающего и личностно-ориентированного школьного химического образования остаётся проблематичной, т.к. количество часов на изучение химии в 8-11 классах сократилось, а программы и учебники, по которым ведется преподавание, рассчитаны на большее учебное время, что приводит к повышению уровня абстрактности содержания уроков, сокращению времени на химический эксперимент, к объективной невозможности более широкого использования методов обучения для развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Возникает опасность формализма в знаниях учащихся. Необходимо изыскивать пути и способы, чтобы не допустить этого. Химическое образование является основой для научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, научных теорий и закономерностей, формирует умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Школьное химическое образование должно служить основой экологически грамотного поведения человека.

В учебниках химии О.С. Габриеляна наиболее доступно изложен материал для обучающихся, задания в конце параграфов направлены на формирование различных УУД.

В УМК хотелось бы добавить направления проектных и исследовательских работ и справочник по химии для подготовки в ВУЗы.

Пятых Татьяна Васильевна , учитель химии и биологии МАОУВ(С)ОШ № 13 города Тюмени

Многие из нас уже много лет преподают по УМК Габриеляна О.С., а увидеть его на вашем вебинаре было для меня настоящим удовольствием! Как приятно, что автор таких заслуженных учебников может пообщаться с людьми с разных уголков нашей родины! Спасибо за ваши вебинары по химии.

Керчинская Р.К , учитель химии, г. Ейск

Посмотрела всю серию вебинаров Ахметова М.А. Иногда была плохая связь, но всё равно большое спасибо за возможность проконсультироваться по вопросам, которые меня волновали в ходе подготовки моих учеников к ЕГЭ! С сентября опять начинаю смотреть ваши вебинары по химии!

Филимонова П.У. , учитель химии и биологии, г. Гусь-Хрустальный

Плюсы УМК по химии О. С. Габриеляна: четкость изложения материала, красочность, примеры из жизни и истории. Очень бы хотелось, чтобы было электронное приложение для учителей: планирование в ворде с датами по плану и по факту, с домашними заданиями.

Шевченко Алла Вячеславрвна , учитель химии МБОУ лицей N4, Воронеж

Все учебники имеют глубоко продуманную, выверенную, научно и методически обоснованную структуру. УМК полностью соответствует ФГОС нового поколения, позволяет в полной мере осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, способствующий развитию ключевых компетенций, формированию универсальных учебных действий.

Наличие рабочих тетрадей и тетрадей для лабораторных и практических работ позволяет экономить время обучающихся, кроме этого, рабочие тетради являются незаменимыми учебными пособиями при подготовке учащихся к будущей сдаче ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ.

Е. Г. Зубцова , учитель химии и биологии МОУ СОШ №17 г. Подольска Московской области

Логика построения курса, которая предполагает совершенствование знаний по концентрическому принципу построения программ, понятна школьникам и вместе с тем соответствует логике вузовских учебников.

Учет системно-деятельного подхода, активное освоение учащимися универсальных учебных действий на содержательном материале химической науки с сохранением знаниевой составляющей школьного курса химии - вот основные характеристики УМК.

Учебники написаны внятно и грамотно.

Т. Е. Деглина , учитель химии МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенска Московской области

УМК содержит весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный государственным образовательным стандартом по химии.

Линия учебно-методических комплектов (УМК) «Химия» (авторы: Габриелян О.С. и др.) предназначена для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа» .

В основу курса химии Габриэляна положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами). Ведущая идея курса - знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, например о строении атома. С первых же уроков учащиеся знакомятся с таблицей Д. И. Менделеева.

Учебники по химии Габриэляна О.С. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Линию открывает пропедевтический курс для изучения химии в 7 классе. Данный курс готовит учащихся к восприятию нового предмета и базируется на изучении веществ и химических реакций, знакомых школьникам из повседневной жизни, с минимальным использованием химических формул, уравнений реакций и расчетных задач. Предметная линия «Химия. Вводный курс. 7 класс» используется в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Состав УМК «Химия. Вводный курс» для 7 класса:
- Учебник c электронным приложением (на сайте издательства). Авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
- Рабочая тетрадь. Авторы: Габриелян О.С., Шипарева Г.А.
- Практикум. Авторы: Габриелян О.С., Аксенова И.В.
- Методическое пособие. Авторы: Габриелян О.С., Шипарева Г.А.

Состав УМК «Химия» Габриэляна О.С. и др. для 8-9 классов:
- Учебник c электронным приложением (на сайте издательства). 8, 9 классы. Автор: Габриелян О.С.
- Рабочая тетрадь. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Сладков С.А.
- Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Яшукова А.В.
- Контрольные и проверочные работы. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С. и др.
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Купцова А.В.
- Диагностические работы. 8 класс. Автор: Купцова А.В.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях. Учебное пособие. 8 класс. Авторы: Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А.
- Мультимедийное приложение. 8, 9 классы. Автор: Габриелян О.С.
- Вода в нашей жизни. Методическое пособие. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Сивкова Г.А., Сладков С.А.
- Методическое пособие. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Купцова А.В.
- Рабочие программы. 7-9 классы.

Учебники Габриеляна «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» составляют комплекс, который служит полным курсом химии для основной школы. Красочные иллюстрации, разнообразные вопросы и задания способствуют активному усвоению учебного материала. Основные правила и определения, ключевые слова и словосочетания выделены в тексте таким образом, чтобы более прочному их запоминанию способствовала также зрительная память ученика. В конце каждого параграфа приводится перечень вопросов, направленных на демонстрацию связи химии с другими науками и повседневной жизнью. Электронные приложения к учебникам размещено на сайте издательства «Дрофа».

Рабочие тетради содержат большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, содержащихся в учебниках. Тетради также могут использоваться с учебниками, соответствующими Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

Тетради для лабораторных опытов и практических работ содержит инструкции к лабораторным опытам и практическим работам, предусмотренным программой.

Контрольные и проверочные работы состоят из текстов контрольных и проверочных работ, соответствующих программе по химии для 8 и 9 классов О.С. Габриеляна. Пособия предназначено для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса.

Тетради для оценки качества знаний по химии являются частью УМК и включают проверочные работы по соответствующим разделам учебника. Тетради могут быть использованы как на уроках, так и в процессе самоподготовки.

Учебное пособие «Химия в тестах, задачах, упражнениях» для 8 класса содержит разнообразные задания (тесты, задания со свободно конструируемым ответом, расчетные задачи) двух уровней сложности, в том числе в формате ГИА и ЕГЭ. Рассмотрены подходы к решению заданий различных типов. В конце каждого раздела приведены проверочные работы по теме, состоящие из двух частей - обязательной и дополнительной (повышенной сложности). Ко всем заданиям даны ответы.

Пособие «Диагностические работы» предназначено для организации тематического и итогового контроля предметных и метапредметных результатов изучения химии в 8 классе. Диагностические работы помогут учителю объективно оценить результаты обучения, учащимся - подготовиться к итоговой аттестации (ГИА), прибегая к самопроверке, а родителям — организовать работу над ошибками при выполнении учащимися домашнего задания.

Мультимедийные пособия к учебникам О.С. Габриеляна включают информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимированные фрагменты, видео, интерактивы, трехмерные модели. Для удобства использования в учебном процессе все объекты структурированы в соответствии с оглавлением учебника. В состав электронных пособий входят уроки, включающие анимации, которые помогают изучить новый материал, интерактивные контролирующие модули, которые можно использовать как для тренинга, так и для контроля знаний, виртуальные лаборатории.

Пособие «Вода в нашей жизни» предназначено для учителей. Оно содержит дополнительные материалы к учебникам О.С. Габриеляна для 8 и 9 классов.

Методическое пособие содержит примерное тематическое планирование программного материала 8 и 9 классов и методические рекомендации к новым и наиболее трудным темам курса.

Cборник «Химия. Рабочие программы. 7-9 классы» содержит: программу курса химии для 7 класса и программу основного общего образования по химии Габриеляна О.С. и др. для 8-9 классов, программу основного общего образования по химии Еремина В.В. и др. для 8-9 классов.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: