Ремонт Стены Уход

Материя и основные формы её существования. Материя: формы её движения и существования

Краснова Е.М.

На рисунке различные ФСМ с соответствующими им типами связей расположены на поверхности шара. Эта фигура выбрана потому, что она обеспечивает наглядность взаимосвязи форм существования материи, единства, взаимопревращения (схема рис.1).

М - материя, Т- самодвижение во времени, L - самодвижение в пространстве, n - дискретное, ~ - непрерывное.

Нельзя объять необъятное - дать качественную характеристику всех ФСМ. Выход один: в описании как можно короче остановиться и только на тех сущностях, которые вытекают из предложенной классификации.

Тип связи 1. Формула связи Мn Тn Ln => Еn. Связь образуется в дискретной массе, системы обладают ограниченным самодвижением в пространстве и во времени. Изменения наступают только под действием внешних противоречий. Энергия связи в принципе потенциальная.

Это - закрытые системы. Таков способ существования вещества, минералов, их систем различных структурных уровней, вплоть до планет. Внутренне такая связь предельно устойчива, т. к. все факторы связи имеют одну характеристику (n). Внешние противоречия возникают между данной формой существования материи, являющейся закрытой системой (En), и всеми другими - открытыми системами (E~), которые вовлекают ее в процесс движения.

Здесь уместно лишний раз вспомнить, что "... для познания конкретного предмета нужно найти единство противоположностей" , т. е. в природе нет ничего абсолютного. Так, например, формирование таких закрытых систем как планеты имеет определенную степень завершенности в каждом конкретном случае. Закон единства противоположностей во всех описаниях систем подразумевается.

Тип связи 2. Формула связи Мn Тn L~ => Е~, форма существования материи - лучи. Для бытия этой формы существования материи, образованной дискретной массой (фотоны) с постоянным ритмом временных изменений (длина волны), необходимо непрерывное пространство. Именно непрерывное самодвижение в пространстве отличает ее от закрытых систем и термодинамических систем.

Если поведение закрытых систем корректно укладывается в систему понятий классической физики, то все остальные формы движения материи являются открытыми системами и их характеристики необходимо, кроме того, согласовать с системами понятий физики квантовой. Хотя бы в самой общей форме.

Говорят, что Эйнштейн долго мечтал узнать: – что такое ФОТОН? Почему фотоны так принципиально отличаются от всего сущего в природе (фотоны - поле, все остальное - вещество)? Предлагаемая гипотеза отвечает на эти вопросы. Достаточно субэлементарным частицам (непосредственно или скалярно) соединиться за счет энергии самодвижения во времени, чтобы получился луч.

Лучи не так жестко специфичны, как полагал Эйнштейн. Фотоны дискретны, как, например, и термодинамические системы. Способность непрерывно двигаться в пространстве, да еще с постоянной скоростью, у них в принципе одинакова с Галактикой. Для существования лучам не обязательно непрерывно изменяться. От самодвижения во времени у них остались только поперечные колебания. Вместе эти два движения - прямолинейное равномерное движение и поперечные колебания создают классическую волну, а дискретность субстрата обеспечивает квантованность энергии. Это классический объект квантовой физики.

Тип связи 3. Формула связи Мn Т~ Ln => Е~. Сюда относятся молекулы, атомы, протоны, электроны, а также некоторые другие элементарные частицы. От вещества эти системы отличаются тем, что беспрерывно изменяются во времени, а движение в пространстве у них также ограничено. Хаотические движения в скоплениях атомов, молекул, электронов и т. д. называют тепловым движением. Поэтому соответствующую форму существования материи можно назвать "термодинамические системы". Преодолевая внутреннее противоречие между дискретностью материи и движения в пространстве и непрерывностью изменений во времени, данная форма существования материи более или менее легко дает начало закрытым системам (Тn Ln Тn).

Термодинамические системы представлены дискретными субстратами, частицами. Следовательно, их энергия квантована. Сложнее формализуется движение термодинамических систем. Реальное движение частиц здесь складывается, как и у фотонов, из одного движения непрерывного, а второго дискретного. Значит, условие для образования волны как будто имеется. Различие в том, что движение во времени (изменение) непрерывно и "волна" неизвестно как перекручена. Исследование движения электрона привело к введению в физику таких понятий как принцип дополнительности, принцип вероятности, многомерное конфигурационное пространство (волна вероятности), соотношение неопределенностей и т. д. Все это вызвано кризисными ситуациями, которые с большей рефлексией изложил Гейзенберг. Вопрос: по какой траектории движется электрон вокруг ядра? - в квантовой теории так и остался открытым.

В свете учения Гегеля о философской категории "количество", характер движения термодинамических систем (непрерывное изменение во времени) вполне может быть причиной затруднений в квантовой механике.

С большой неуверенностью я отнесла (хотя и с оговоркой) элементарные частицы к термодинамическим системам. Во-первых, так называемые "истинные элементарные частицы" естественно должны предшествовать всем формам существования материи. Во-вторых, интуитивно мне представляется необходимым классифицировать элементарные частицы по формам существования материи. Вполне логично ожидать, что каждая форма существования материи начинает формироваться со своих элементарных частиц. Но это интуиция, не более того.

Тип связи 4. Формула связи Мn Т~ L~ => Е~. Это - гравитоны (суб-элементарные частицы, монады), создающие гравитационное поле (хаос). Частицы гравитационного поля обладают непрерывным самодвижением в пространстве и непрерывным самодвижением во времени, т. е. вся энергия этих движений проявляется в кинетической форме.

Внутренним противоречием связи является противоречие между дискретностью субстрата и непрерывностью движений. Оно приводит к возникновению связей между проточастицами, к концентрации материи в природе. Такой взгляд на гравитационное поле соответствует полевой гипотезе возникновения всех видов существования материи, имеющей наибольшее распространение в естествознании.

Название частиц - гравитоны, лучше всего отвечает их сущности - кванты гравитационного поля, связывающие, по мнению физиков, все элементарные частицы. На роль "истинных элементарных частиц" физики выдвигают и многие другие частицы.

Так как с этой формой существования материи связано очень много в сознании людей, необходимо, хотя бы вкратце, остановиться на свойствах, вытекающих из ее существенной характеристики Мn Т~ L~.

1. Это частицы с исчезающе малой массой покоя, которые не "из чего" не состоят и ни "на что" не делятся.

Масса покоя принципиально неизмерима, не только потому, что она предельно мала и не только потому, что частицы не существуют в покое (электроны, фотоны и многие другие элементарные частицы тоже существуют только в непрерывном движении, однако физики уверенно сообщают их массу покоя), но и потому, что у гравитонов непрерывно меняются характеристики, из которых масса покоя рассчитывается.

2. Самодвижение в пространстве и самодвижение во времени гравитонов непрерывны, актуальны. Из формулы E= mc2 следует, что реальное движение каждой частицы будет изменяться по направлению и скорости от через- равную - нулю до через- равную- С2. Следовательно, в этом интервале актуально существует бесконечное множество скоростей и векторов движения. Бесконечность проявляется как в пространстве (актуальная) так и во времени (в возможности). В каждый миг времени в бесконечной вселенной имеются гравитоны с бесконечно разнообразным движением и каждый гравитон во времени по характеру движения изменяется бесконечно. Вряд ли это движение можно назвать волной. Оно не формализуется.

3. Энергия гравитонов квантованная, т. к. носитель энергии - материя, дискретна.

Математики и физики кладут запрет на скорость движения, превышающую скорость света - С. Но, во-первых, в любом реальном пространстве - времени статистическим методом будет обнаружена скорость гравитонов не выше С, а в бесконечном пространстве - времени векторная сумма движения будет равна нулю. Во-вторых, запрет основан, в частности на том, что нужно затратить бесконечно большую работу, чтобы сообщить частице скорость, равную скорости света. Но в гравитонах движение не привносится извне, а является внутренней сущностью субстрата (как и у фотонов и других систем), о которой науке ничего не известно. Это свойство не более удивительно, чем, например, непрерывная самоизменчивость.

Человечество давно осознавало эту форму существования материи. Великий Лейбниц логически вычислил существование таких частиц, удивился их чудным свойствам, усмотрел в них божественную сущность и назвал МОНАДАМИ или энтелехиями: "Таким образом, последняя причина вещей должна находиться в необходимой субстанции, в которой многоразличие изменений находится в превосходной степени, как в источнике", и это точная характеристика гравитонов (монад), а Лейбниц назвал эту субстанцию Богом. Религии скорее всего именно в этом смысле называли нечто ХАОСОМ, как и неоплатоники, которые прямо сравнивали хаос с монадой. Современные представления о хаосе более расплывчаты, как о чем-то рассеивающемся, бесструктурном, беспорядочном вообще.

Древнее признание хаоса как изначальной сущности в науку пробивается с трудом, от идеи невозможности постичь хаос у Платона до попыток количественной характеристики его в современной синергетике. Вместе с тем достаточная сущностная характеристика гравитационного поля (хаоса) вырисовывается только в единой классификационной системе. Без этого интуитивное чувство бессилия физики и математики перед бесконечным многообразием мироздания в XX в. привело к бунту ученых против материализма. Недавно от имени физиков и математиков по этому поводу бескомпромиссно высказался, например, доцент математики, кандидат философских наук В. Тростников. По их мнению, для объяснения феномена природы необходимо понятие актуальной бесконечности и учение о монадах, которых в материальном мире, по мнению Тростникова, быть не может. Выручить природу может только Бог.

Введение

В философии реальность - это все то, что существует в нашем мире. Есть два вида реальности: объективная и субъективная. Объективная реальность - это то, что человек не может осознать и представить таким, какое оно есть. Мы имеем отрывочное представление о времени, пространстве и движении, но точно не сможем сказать, что это такое. Субъективная реальность - это наоборот все то, что доступно нашему пониманию; предметы бытовой жизни, которые мы можем осязать, ощущать и каким- то образом воспринимать.

Человек может находиться и ощущать себя внутри объективной реальности, смотреть фотографии, которые были сделаны в прошлом и тем самым, ощущать время. Но эта реальность есть только в сознании. Именно для этого для ее определения философы вывели понятие материи.

Материя - это и есть объективная реальность, которая существует отдельно от сознания человека, но отображается именно им. Она существует в нескольких формах, которые неразрывно с ней связанны, а в то же время они связанны и между собой.

Объективные формы существования материи

Выделяют три объективные формы существования материи, которые помогают ее описать: движение, пространство, время .

Движение.

Любая материя (т.е. любой материальный объект) может существовать лишь при том условии, что элементы, из которых она состоит, постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь, например, существование любого организма основано на комплексном взаимодействии всех систем органов, а каждая система на взаимодействии органов, органы на взаимодействии клеток и т.д. Так же эти объекты взаимодействуют с другими объектами, которые их окружают. Каждый объект может стать частью системы (ее элементом).

Материя устроена именно так для того, чтобы взаимодействовать с объектами внутренне или внешне и изменять свои свойства, свое состояние или отношение к другому объекту или группе объектов.

Под движением материи понимают изменение ее положения относительно других материальных объектов, изменение ее состояния по отношению к ним, а так же отношения между ними. Любая конкретная часть материи или сама материя существует потому, что в ней постоянно происходит какое-то движение. Учитывая это, любой без исключения объект может изменяться. Любая материя подвижна, даже в самой малой степени, ведь без движения ее просто нет, она не существует. Если же движение все-таки отсутствует, то такой неподвижный объект, становится частью другого движущегося объекта. Все это обозначает, что движение неотъемлемая часть материи.

Движение присуще любому объекту, оно охватывает все без исключения. Ни одним известным способом нельзя доказать обратное. Как и у любого понятия, у движения есть противоположность - покой, т.е. отсутствие движения. Покой тоже присущ каждому объекту, ведь все они до какого-то момента остаются неизменными. Любая вещь существует лишь при соблюдении этих противоположных условий. Значит, движение и покой дополняют друг с друга: в конечном итоге при взаимодействии частей предмета они становятся неизменными.

Покой относителен, а движение абсолютно. Именно поэтому их нельзя считать равноправными, а тем более противопоставлять друг другу. Они являются разными сторонами одного предмета, это значит, они единое целое и их нельзя рассматривать отдельно друг от друга.

Движение, если его пытаться представить -- это отвлеченное понятие, оно присуще только действительно существующим материальным предметам, которые способны изменять свои параметры, а «чистое» движение имеет место только в наших мыслях.

Пространство и время.

Любая материя имеет пространственную и временную структуру. Под пространством понимается форма материи, протяженность, ее место среди других материальных объектов. Так как ни одна материя не может существовать отдельно от пространства и времени, то пространство - абсолютная величина, но материя со временем изменятся, значит, пространство еще и относительно.

Пространство можно представить образно лишь через понятие протяженности. Сама же протяженность показывает то как части объекта относятся друг к другу, т.е. показывает структуру объекта. Если попытаться обнаружить протяженность как таковую, то это можно сделать лишь потому, что скорость передачи действия от объекта к другому объекту имеет конец. Ведь если двигаться с бесконечной скоростью, любые расстояния становятся точками, а любые предметы вовсе исчезают.

Время, как таковое, можно представить через понятие длительности. Это означает, что материю нельзя сотворить и нельзя уничтожить и что объекты пребывают последовательно и в определенных состояниях.

Пространство противопоставлено времени, а время пространству. Если разобраться в этом боле подробно, то становится понятно, что момент времени, который существует в пространстве, сам отрицает понятие времени как такового, ведь он не обладает длительностью; а любое количество пространства, существующее в определенном временном отрезке, само отрицает свое существование, ведь оно не обладает протяженностью.

Из этого можно сделать два вывода:

  • · И время, и пространство - это объективные понятия;
  • · пространство и время неизменно связаны друг с другом и с движением материи (а движение не существует вне пространства и времени).

У каждого объекта есть свое определенное место. Сложное устройство нашего мира, выражено некоторыми особенностями, они достаточны просты: Объектам присуще быть протяженными и находится по соседству рядом с другими материальными объектами. Это самые простые характеристики пространства. Если рассматривать эти характеристики отдельно, то это и будет пространство.

Пространство, как таковое, действительно существует благодаря сложному устройству материи. Если бы мир был устроен просто, то вводить понятие пространства было бы бессмысленно.

Все объекты, которые нас окружают, осязаемы, а значит материальны. Эти объекты являются частями нашего мира, значит и наш мир тоже материальный. Объекты, составляющие его, также находятся в постоянном движении и развитии, т.е. они являются довольно сложными процессами. Эти процессы состоят из многих этапов и делятся на стадии, которые накладываются друг на друга и иногда повторяются. Скорость смены стадий может быть, как равномерной, так и более быстрой или медленной (если сравнивать ее с предыдущей). Все эти сложные процессы характеризуются понятием длительности. Без этих характеристик, длительность, как признак процессов, и будет временем.

Использование понятия времени, как формы существования материи, обоснованно. Мир находится в постоянном движении и постоянно развивается. Если бы мир (или материя вообще) был недвижим, то использовать понятие времени было бы бессмысленно.

Как связаны пространство, время и движущаяся материя.

Многие великие умы пытались вывести правила, с помощью которых связанны пространство, время и движение. Попытки не остались безуспешными и в философии и науке появились две основные концепции (модели). материя субстанциальный реальность пространство

Субстанциальная концепция.

Первая концепция - субстанциональная. В ней и пространство, и время считаются самостоятельными единицами, они же являются необходимыми для того, чтобы объекты могли двигаться.

Этой модели придерживались такие великие философы и ученные, как Платон, Декарт, Ньютон. Именно в этой концепции время и пространство стали считаться абсолютными.

В абсолютном пространстве помещена вся материя, ведь оно бесконечно. Так же оно не зависит от процессов, которые происходят с материей внутри.

В абсолютном времени возникает и появляется любая материя, оно течет равномерно и никак не реагирует на изменения.

Современные физики рассматривают субстанциональную модель, как вполне возможное предположение. В пример можно взять геометродинамику. Она утверждает, что мир - это лишь пустота и искривленное пространство.

«В программе геометродинамики физические явления строятся из свойств пространства-времени. Она гласит: «в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства. Материя, заряд, электромагнитные и другие физические тела являются лишь проявлением искривленности пространства. Физика есть геометрия. Все физические понятия должны быть представлены с помощью пустого, различным образом искривленного пространства, без каких-либо добавлений к нему». Классическая геометродинамика включает в себя построение из геометрии пространства-времени эквивалентов массы, заряда, электромагнитного поля. В этой теории частица выступает как чисто геометрическое понятие. Масса, время, длина, электромагнитные поля … являются объектами чистой геометрии. Физика оперирует только длинами и ничем другим. Эта программа была продолжена в квантовой области.»

Древнегреческие атомисты полагали, что пространство - это лишь то, что остается после того, как исчезнет сам объект. Но если придерживаться этого утверждения, то в мире остается лишь пустота, которая обладает свойствами пространства. Время же, в их понимании, было чем-то самостоятельным, бесконечно длинным и текучим.

Исходя из положений древнегреческих атомистов пространство и время не зависели от материи. В этом и был парадокс, ведь какая может быть материя даже без одной из ее характеристик.

Реляционная концепция.

Гипотезу реляционной модели вывели Г. Лейбниц и Г. Гегель, а математически обосновал А. Эйнштейн.

В ней пространство и время это особые отношения между процессами и объектами.

Физика описывает мир с помощью тех знаний и представлений, которые можно обобщить в настоящий момент времени. Полная научная картина мира обосновывается на идеальных конструкциях, они же создаются из-за неполного физического обоснования.Л. Кар утверждал «Так же и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что происходит теперь и что воспоследствует позже… никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса».

Ньютон вводит понятие «эфира» - как универсальной среды. Считалось, что эфир есть везде и во всем. Используя это понятие, объясняли все известные (на то время) явления в физическом мире, так же на нем строились многие теории. Но сам эфир был недоступен для физических экспериментов. Желая проверить реальность эфира Майкельсон (сначала самостоятельно, затем вместе с Морли), производит серию опытов, проверяет скорость Земли относительно эфира. Результаты были негативными.

Они сделали два парадоксальных вывода (оба противоречили науке того времени):

  • · Земля неподвижна.
  • · Эфира нет.

В теории относительности Эйнштейна реляционная концепция была естественнонаучно обоснована. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта.

Сейчас наиболее достоверной выглядит именно реляционная теория. Исходя из нее:

  • * время -- форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
  • * пространство -- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Введение..................................................................................................... 3

1. Свойства и строение материи.............................................................. 5

2. Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность

материи................................................................................................... 11

Заключение.............................................................................................. 14

Список литературы................................................................................. 15

Введение

Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми pазнообpазными свойствами. Несмотря на различия всем им присущи два важнейших признака:

1) все они существуют независимо от сознания человека;

2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием.

В домарксистской философии сложились различные концепции материи: атомистическая (Демокpит), эфирная (Декарт), вещественная (Гольбах). «... Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства» (Гольбах. Система пpиpоды). Общим для всех концепций было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших частиц лежащих в основе строения матеpии.

Разрабатывая научное определение материи, К. Маpкс и Ф.Энгельс имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность составляющих его тел. Опиpаясь на диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса, В.И.Ленин дальше развил это учение, сфоpмулиpовав в работе «Матеpиализм и эмпиpиокpитицизм» понятие материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотогpафиpуется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [т.18, стp.131].

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, стpуктуpе и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя – это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти формы существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.

1. Свойства и строение материи

Материя - это все то, что прямо или косвенно действует на органы чувств человека и другие объекты. Окружающий нас мир, все существующее вокруг нас и обнаруживаемое непосредственно либо косвенно посредством наших ощущений представляет собой материю, которая тождественна реальности. Неотъемлемое свойство материи - движение. Без движения нет материи и наоборот. Движение материи - любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействий. Материя не существует в бесформенном состоянии - из нее образуется сложная иерархическая система материальных объектов различных масштабов и сложности.

Главная особенность естественно-научного познания заключается в том, что для естествоиспытателей представляет интерес не материя или движение вообще, а конкретные виды материи и движения, свойства материальных объектов, их характеристики, которые можно измерить с помощью приборов. В современном естествознании различают три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум.

Вещество - основной вид материи, обладающей массой. К вещественным объектам относятся элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные образованные из них материальные объекты. В химии вещества подразделяются на простые (с атомами одного химического элемента) и сложные - химические соединения. Свойства вещества зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия составляющих его атомов и молекул, что и обусловливает различные агрегатные состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. При сравнительно высокой температуре образуется плазменное состояние вещества. Переход вещества из одного состояния в другое можно рассматривать как один из видов движения материи.

В природе наблюдаются различные виды движения материи, которые можно классифицировать с учетом изменений свойств материальных объектов и их воздействий на окружающий мир. Механическое движение (относительное перемещение тел), колебательное и волновое движение, распространение и изменение различных полей, тепловое (хаотическое) движение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы в макросистемах, фазовые переходы между различными агрегатными состояниями (плавление, парообразование и др.), радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, развитие живых организмов и биосферы, эволюция звезд, галактик и Вселенной в целом - все это примеры многообразных видов движения материи.

Физическое поле - особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. К физическим полям относятся электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствующие различным частицам (например, электрон-позитронное поле). Источником физических полей являются частицы (например, для электромагнитного поля - заряженные частицы). Созданные частицами физические поля переносят с конечной скоростью взаимодействие между ними. В квантовой теории взаимодействие обусловливается обменом квантами поля между частицами.

Физический вакуум - низшее энергетическое состояние квантового поля. Этот термин введен в квантовой теории поля для объяснения некоторых микропроцессов. Среднее число частиц - квантов поля - в вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы - частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время. Виртуальные частицы влияют на физические процессы. В физическом вакууме могут рождаться пары частица - античастица разных типов. При достаточно большой концентрации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается экспериментом. Предполагается, что из физического вакуума, находящегося в возбужденном состоянии, родилась Вселенная.

Всеобщими универсальными формами существования и движения материи принято считать время и пространство. Движение материальных объектов и различные реальные процессы происходят в пространстве и во времени. Особенность естественно-научного представления об этих понятиях заключается в том, что время и пространство можно охарактеризовать количественно с помощью приборов.

Время выражает порядок смены физических состояний и является объективной характеристикой любого процесса или явления. Время - это то, что можно измерить с помощью часов. Принцип работы часов основан на многих физических процессах, среди которых наиболее удобны периодические процессы: вращение Земли вокруг своей оси, электромагнитное излучение возбужденных атомов и др. Многие крупные достижения в естествознании связаны с разработкой более точных часов. Существующие сегодня эталоны позволяют измерить время с очень высокой точностью - относительная погрешность измерений составляет около 10 -11 .

Временная характеристика реальных процессов основывается на постулате времени: одинаковые во всех отношениях явления происходят за одинаковое время. Хотя постулат времени кажется естественным и очевидным, его истинность все же относительна, так как его нельзя проверить на опыте даже с помощью самых совершенных часов, поскольку, во-первых, они характеризуются своей точностью и, во-вторых, невозможно создать принципиально одинаковые условия в природе в разное время. Вместе с тем длительная практика естественно-научных исследований позволяет не сомневаться в справедливости постулата времени в пределах той точности, которая достигнута в данный момент времени.

При создании классической механики около 300 лет назад И. Ньютон ввел понятие абсолютного, или истинного, математического времени, которое течет всегда и везде равномерно, и относительного времени как меры продолжительности, употребляемой в обыденной жизни и означающей определенный интервал времени: час, день, месяц и т. д.

В современном представлении время всегда относительно. Из теории относительности следует, что при скорости, близкой к скорости света в вакууме, время замедляется - происходит релятивистское замедление времени, и что сильное поле тяготения приводит к гравитационному замедлению времени. В обычных земных условиях такие эффекты чрезвычайно малы.

Важнейшее свойство времени заключается в его необратимости . Прошлое во всех деталях и подробностях нельзя воспроизвести в реальной жизни - прошлое забывается. Необратимость времени обусловлена сложным взаимодействием множества природных систем, в том числе атомов и молекул, и символически обозначается стрелой времени, «летящей» всегда из прошлого в будущее. Необратимость реальных процессов в термодинамике связывают с хаотичным движением атомов и молекул.

Понятие пространства гораздо сложнее понятия времени. В отличие от одномерного времени, реальное пространство трехмерно, т. е. имеет три измерения. В трехмерном пространстве существуют атомы и планетные системы, выполняются фундаментальные законы природы. Однако выдвигаются гипотезы, согласно которым пространство нашей Вселенной имеет много измерений, хотя из них наши органы чувств способны ощущать только три.

Первые представления о пространстве возникли из очевидного существования в природе твердых тел, занимающих определенный объем. Исходя из него, можно дать определение: пространство выражает порядок сосуществования физических тел. Завершенная теория пространства - геометрия Евклида - создана более 2000 лет назад и до сих пор считается образцом научной теории.

По аналогии с абсолютным временем И. Ньютон ввел понятие абсолютного пространства, которое существует независимо от находящихся в нем физических объектов и может быть совершенно пустым, являясь как бы мировой ареной, где разыгрываются физические процессы. Свойства пространства определяются геометрией Евклида. Именно такое представление о пространстве лежит в основе практической деятельности людей. Однако пустое пространство идеально, в то время как реальный окружающий нас мир заполнен различными материальными объектами. Идеальное пространство без материальных объектов лишено смысла даже, например, при описании механического движения тела, для которого необходимо указать другое тело в качестве системы отсчета. Механическое движение тел относительно. Абсолютного движения, как и абсолютного покоя тел, в природе не существует. Пространство, как и время, относительно.

Специальная теория относительности объединила пространство и время в единый континуум пространство - время . Основанием для такого объединения служит принцип относительности и постулат о предельной скорости передачи взаимодействий материальных объектов - скорости света в вакууме, примерно равной 300 000 км/с. Из данной теории следует относительность одновременности двух событий, происшедших в разных точках пространства, а также относительность измерений длин и интервалов времени, произведенных в разных системах отсчета, движущихся относительно друг друга.

В соответствии с общей теорией относительности свойства пространства - времени зависят от наличия материальных объектов. Любой материальный объект искривляет пространство, которое можно описать не геометрией Евклида, а сферической геометрией Римана или гиперболической геометрией Лобачевского. Предполагается, что вокруг массивного тела при очень большой плотности вещества искривление становится настолько большим, что пространство - время как бы «замыкается» локально само на себя, отделяя данное тело от остальной Вселенной и образуя черную дыру, которая поглощает материальные объекты и электромагнитное излучение. На поверхности черной дыры для внешнего наблюдения время как бы останавливается. Предполагается, что в центре нашей Галактики находится огромная черная дыра. Однако есть и другая точка зрения. Академик Российской академии наук A.A. Логунов утверждает, что никакого искривления пространства - времени нет, а происходит искривление траектории движения объектов, обусловленное изменением гравитационного поля. По его мнению, наблюдаемое красное смещение в спектре излучения отдаленных галактик можно объяснить не расширением Вселенной, а переходом посылаемого ими излучения от среды с сильным гравитационным полем в среду со слабым гравитационным полем, в котором находится наблюдатель на Земле.

2. Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность материи


Строение материи интересует естествоиспытателей еще с античных времен. В Древней Греции обсуждались две противоположные гипотезы строения материальных тел. Одну из них предложил древнегреческий мыслитель Аристотель. Она заключается в том, что вещество делится на более мелкие частицы и нет предела его делимости. По существу, эта гипотеза означает непрерывность вещества. Другая гипотеза выдвинута древнегреческим философом Левкиппом (V в. до н.э.) и развита его учеником Демокритом, а затем его последователем философом-материалистом Эпикуром (ок. 341-270 до н.э.). В ней предполагалось, что вещество состоит из мельчайших частиц - атомов. Это и есть концепция атомизма - концепция дискретного квантового строения материи. По Демокриту, в природе существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые, вечные, неразрушимые элементы материи.

Реальность существования атомов вплоть до конца XIX в. подвергалась сомнению. В то время объяснения многих результатов химических реакций не нуждались в понятии атома. Для них, как и для количественного описания движения частиц, вводилось другое понятие - молекула. Существование молекул экспериментально доказано французским физиком Жаном Перреном (1870- 1942) при наблюдении броуновского движения. Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами и состоящая из атомов, соединенных между собой химическими связями. Число атомов в молекуле - от двух (Н 2 , О 2 , HF, KCl и др.) до сотен, тысяч и миллионов (витамины, гормоны, белки, нуклеиновые кислоты).

Неделимость атома как составной части молекулы долгое время не вызывала сомнений. Однако к началу XX в. физические опыты показали, что атомы состоят из более мелких частиц. Так, в 1897 г. английский физик Д. Томсон (1856 - 1940) открыл электрон - составную часть атома. В следующем году он определил отношение его заряда к массе, а в 1903 г. предложил одну из первых моделей атома.

Атомы химических элементов по сравнению с наблюдаемыми телами очень малы: их размер - от 10 -10 до 10 -9 м, а масса - 10 -27 - 10 -25 кг. Они имеют сложную структуру и состоят из ядер и электронов. В результате дальнейших исследований выяснилось, что и ядра атомов состоят из протонов и нейтронов, т. е. имеют дискретное строение. Это означает, что концепция атомизма для ядер характеризует структуру материи на ее нуклонном уровне.

В настоящее время принято считать, что не только вещество, но и другие виды материи - физическое поле и физический вакуум - имеют дискретную структуру. Даже пространство и время, согласно квантовой теории поля, в сверхмалых масштабах образуют хаотически меняющуюся пространственно-временную среду с ячейками размером 10 -35 м и временем 10 -43 с. Квантовые ячейки настолько малы, что их можно не учитывать при описании свойств атомов, нуклонов и т. п., считая пространство и время непрерывными.

Основной вид материи - вещество, находящееся в твердом и жидком состояниях, - воспринимается обычно как непрерывная, сплошная среда. Для анализа и описания свойств такого вещества в большинстве случаев учитывается только его непрерывность. Однако то же вещество при объяснении тепловых явлений, химических связей, электромагнитного излучения и т. п., рассматривается как дискретная среда, состоящая из взаимодействующих между собой атомов и молекул.

Дискретность и непрерывность присущи и для другого вида материи - физического поля. Гравитационное, электрическое, магнитное и другие поля при решении многих физических задач принято считать непрерывными. Однако в квантовой теории поля предполагается, что физические поля дискретны.

Для одних и тех же видов материи характерна и непрерывность, и дискретность. Для классического описания природных явлений и свойств материальных объектов достаточно учитывать непрерывные свойства материи, а для характеристики различных микропроцессов - ее дискретные свойства. Непрерывность и дискретность - неотъемлемые свойства материи.

Заключение

В основе всех естественнонаучных дисциплин лежит понятие материи, за­коны движения и изменения которой изучаются.

Неотъемлемым атрибутом материи является ее движение, как форма существования мате­рии, ее важнейший атрибут. Движение в самом общем виде - это всякое изменение вообще. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен.

Современные ученые - физики опpовеpгли представление о пpостpанстве как о пустоте, и о времени, как о едином для Вселенной.

Благодаря своей теории относительности Эйнштейн показал, что время и пpостpанство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теряя свою самостоятельность и выступая при этом как стороны единого целого.

Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или pазpушаясь, предметы не исчезают бесследно, а пpевpащаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «...Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пpостpанство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пpостpанства, он порождает время и пpостpанство». Материя вечна, несотвоpима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

Список литературы

1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний.- М.: Общество “Знание” России, 1997.

2. Карпенков С. Х. Современное естествознание.- М.: Академический проект, 2003.

3. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

4. Концепции современного естествознания.- СПб.: Питер, 2008.

5. Концепции современного естествознания/ Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

6. Современное естествознание: Энциклопедия: В 10 т. – М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.- Т.1. – Физическая химия.

7. Философское понимание мира/ Под ред. В.В. Терентьева. – М.: МИИТ, 1994.

1. Как понятие «материя» связано с понятием «бытие»?

Мате́рия (от лат. Materia - вещество) - физическое вообще, в отличие от психического и духовного. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Бытие́ - в самом широком значении - существование. Понятие бытия - центральное философское понятие. Бытие - предмет изучения онтологии. В более узком (Хайдеггер считает, что вопрос о бытии , который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона.Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия» значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть ?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens»

2. Какие выделяют типы и формы движения материи?

Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:

1) по типам . Выделяются два основных типа движений:

а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.

б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.

Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием . Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.

2) по формам . Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:

а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.

в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.

г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.

д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.

3. Как связана материя с пространством и временем?

Пространство и время - это формы существования материи. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время. Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира. С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном. На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

4. В чем специфика социального пространства и социального времени?

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

5. Сравните движение и развитие.

Движение – это изменение вообще, т.е. это не только механическое перемещение, но и любые процессы, превращение чего-то во что-то. К движению необходимо отнести химические реакции, саму жизнь, мысли процессы в голове человека и т.д.

Развитие – это вид движения, это переход от простого к сложному, от низшего к высшему, при этом большинство сторонников развития считают, что оно бесконечно.

Проблема сознания. Сознание и бессознательное.

1. Какой метафорой пользовались греки для описания сознания?

Метафора (гр. metaphora - перенос) - это оборот речи, в котором слова употребляются в их переносном значении. Почему же мы назвали параграф “метафора сознания”, а не “понятие сознания”? Дело в том, что как мы уже говорили, сознание - предмет неуловимый, вещь нематериальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, изначально относящихся к действиям сознания. Описывать сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о нем. Его реальность прячется, ускользает. Философы античности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям, сравнив ее с другой формой связи, более понятной им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о вощенной дощечке, на которой писец процарапывал специальным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт сознания, однако процедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания. Соответственно и слова “воск”, “печать” были использованы не в собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафору печати на воске для описания сознания применяли Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на “дощечке разума”. Так было словесно оформлено представление о сознании. Античная философия открыла только одну сторону сознания - направленность на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания - умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир - не была проработана философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального мировоззрения и мироощущения античного грека, внимание которого было всецело направлено на окружающий мир. Античный человек живет Космосом и вещами, он философствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответствующие идеи. Даже сам термин “идея” означал первоначально “видимую фигуру”, “внешний вид”. Греки - прирожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения существует до того, как он увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятия; что разум существует как вещь, а потому он остается разумом, даже если в этот момент и не мыслит. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент их встречи объект оставляет след на “поле” разума. След же отражает только внешность вещей. В мировоззрении грека отведено очень мало места личности. Даже Платон, как отмечал Ортега-и-Гассет, предпочитал говорить чаще “мы”, чем “я”.

2. Сформулируйте предпосылки переосмысления проблемы сознания в Новое время.

Итак, переоткрытие проблемы, сознания происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлеж­ность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию, со­гласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно ко-торой человек произошел из животного царства. Русские философы - Н. Бердяев, Вл. Соловьев - не признава­ли такое ничтожество человеческого происхождения, тем более, что в подобном признании, по их мнению, таилось глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглаша­ется со своим духовно-плебейским происхождением - от обезьяны, а с другой - претендует на духовный аристокра­тизм в рамках всего живого, приписывает себе способность сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого от­казался; обезьяна захотела стать Богом. Вл. Соловьев за­фиксировал это противоречие в следующих словах: люди произошли от обезьяны, а потому надо любить друг друга. Ясно, что любовь как феномен вообще нельзя вывести из обезьяньей природы, а тем более возвышенную любовь лю­дей друг к другу. Так издевался русский философ над само­надеянностью тех, кто довольствовался естественнонаучны­ми теориями происхождения человека.

3. Сравните средневековое и новоевропейское понимание сознания.

В средневековой философии обнаруживается новый поворот в осмыслении сознания. Сознание трактуется как надмировое начало (Бог), существующее до природы и творящее ее из ниче­го. Хотя разум рассматривается религией как неотъемлемое свойство Бога, человеку также принадлежит крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума.

Новоевропейская философия характеризуется двумя важными чертами: 1. Это опора на научное знание, позволяющая говорить о наукоцентризме новоевропейского периода. 2. Вторая черта новоевропейской философии – господство разума, позволяющее говорить о рационализме в широком смысле слова: всякий элемент жизни должен проверен на разумность и, в случае неразумноси, отброшен. Новоевропейский период вообще характеризуется крайним неприятием христианства.

4. Как понимает природу сознания К.Маркс?

Обращение к Марксу стало в философии формой осмысления развиваемых теорий и критического самоотчета исследователя. Это не случайно: Маркс входит в тот весьма немногочисленный круг мыслителей в истории человечества – во всей истории их можно перечесть по пальцам, – которые поднимали мыслью целые пласты реальности, обнажали целые массивы новых предметных переплетений и зависимостей. Отчетливо фиксируя условия и посылки подобного нового «геологического обнажения», они на столетия вперед определяли сам стиль познающего мышления, точки отсчета его движения, тип его рациональности. После них в руках исследователей оказывалась масса неизвестных до этого и требующих объяснения предметов, которых без интеллектуального подвига мыслителей типа Галилея, Эйнштейна, Маркса просто не существовало бы для мысли. Но новый предметный континент открыт именно для дальнейшей работы, и мыслить по-старому уже невозможно.

5. В чем суть учения З.Фрейда о бессознательном?

Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Антропосоциогенез: основные гипотезы:

1.В чем суть трудовой концепции антропосоциогенеза?

В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности. Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

2. В чем суть натуралистических гипотез антропосоциогенеза?

В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1)натуралистическая а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора. б) в социобиологии человек появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек. в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно: чел-к вечно существует в природе, космосе. Земля заселена пришельцами из космоса.

2) идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка "дремал" мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир. разума в человеке выразилось в становлении сознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура-продукт сознания людей, сознание - продукт мирового разума.

3) Выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления матер. производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Трудов. теория говорит о том, что благодаря труд. Деятельности появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности –появления. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксируются символы. Символы в матер, смысле - слова и графич. изображение - это средство изобретет. человеком для общения. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутри. мир формирующегося человека во вне и сделать внутри. наглядным.

3. В чем суть символической концепции антропосоциогенеза?

Рассмотрение различных теорий происхождения человека. Классификация и характеристика культур палеолита. Психоаналитическая сущность культурологической концепции З. Фрейда. Человеческая психика как целостность бессознательных и сознательных процессов.

4. В чем суть игровой концепции антропосоциогенеза?

Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга) - человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.

Неотъемлемой частью учения о материи является представление о движении. Его изучает множество наук. Задача любой из них заключается в том, чтобы выяснить закономерности конкретных форм движения. Но движение изучает и философия. В связи с этим возникает вопрос: каковы задачи философии в освещении проблемы движения? Таких задач несколько.

1. Обобщая все, чего достигли отдельные науки, философия стремится выяснить природу движения.

Вопрос о природе движения всегда интересовал мыслителей. Например, известное выражение Гераклита: «Все течет, все изменяется» - было ни чем иным, как попыткой представить все, что есть в мире, находящимся в постоянном движении, изменении. Но в истории философии были случаи, когда философы не признавали движения. Это, например, Парменид, Зенон и др. Известна легенда о том, что один из учеников Зенона, желая опровергнуть своего учителя, начинал ходить перед ним и этим как бы призывал: «Смотри, учитель, я двигаюсь; движение возможно!» Подобное опровержение не могло убедить Зенона: он считал, что мы воспринимаем движение нашими чувствами, а чувства всегда вводят в заблуждение.

А.С. Пушкин так описал эпизод «опровержения» в стихотворении «Движение»:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

В период развития такой науки, как механика, подавляющее большинство философов склонялись к мысли о том, что движение - простое перемещение в пространстве. Развитие естествознания в конце XVIII - начале XIX в. дало возможность сформировать новые представления о движении, раскрыть его сложный характер, определить само понятие движения. Особое значение для понимания сущности движения имели открытие закона сохранения и преобразования энергии, создание эволюционной теории, а также теории клеточного строения организма.

Благодаря философскому осмыслению данных естествознания был сделан вывод о том, что движение - любое изменение явления или предмета; оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной, начиная от простого перемещения тел и заканчивая мышлением.

2. Философия ставит задачу раскрыть источник движения. Это очень древняя проблема. Ее решения часто были далеки от истины. Например, метафизики источник движения видели в механических взаимодействиях внешнего порядка. Современный материализм утверждает, что источником всех конкретных форм движения являются внутренние противоречия, свойственные всем объектам, а также внешнее взаимодействие между ними. Движение материи, таким образом, не обусловлено чем-то сверхъестественным, а является самодвижением. Самодвижение - следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью, сложным и простым, старым и новым, прогрессивным и регрессивным. Так, механическому движению присуще противоречие между изменчивым состоянием тела в пространстве и времени и связью различных состояний. В развитии живых организмов устойчивость обнаруживается в сохранении наследственных признаков, а изменяемость - в приспособлении организма к новым условиям среды.

Самодвижение присуще всем уровням строения материи - от механического, физического и химического до биологического и социального. На химическом, биологическом и более высоких уровнях спонтанность самодвижения выражается прежде всего в открытых и целостных системах, в которых происходит не просто самодвижение, а саморазвитие, т.е. самодвижение, которое сопровождается переходом к более высокой степени организации.

3. Философия раскрывает соотношение материи и движения, движения и покоя. Философский материализм утверждает, что движение и материя неразрывны. Мы никогда не наблюдали материальной системы, которая не находилась бы хоть в каком-то движении, а была бы в состоянии абсолютного покоя. Такая неподвижная система не взаимодействовала бы с окружающими предметами и явлениями, не могла бы обнаружить никаких своих свойств, т.е. она должна быть абсолютно незаметной. На этом основании полностью обоснованным является вывод о том, что движение - неотъемлемая, атрибутивная характеристика материи, ее всеобщее и необходимое свойство. Материя не существует иначе, чем в движении, поэтому движение является способом существования материи. Оно, равно как и материя, не возникает и не исчезает бесследно, а лишь превращается из одной формы в другую. Еще Р. Декарт (XVIII в.) высказал мысль о том, что количество движения в мире постоянно, поскольку движение не возникает из ничего и ни во что не превращается. Ф.Энгельс развил эту мысль: движение постоянно не только в своем количестве, но и в своем качестве. Более позднее естествознание подтвердило высказанные утверждения научными данными, например, открытием закона сохранения и преобразования энергии.

Но не означает ли это, что философский материализм отвергает покой? Нет, не означает. Он признает существование покоя, но считает его относительным. Покой имеет место относительно тех или иных материальных объектов, а не всей материи. И вдобавок состояние покоя для любого тела временно, быстротечно; оно является лишь одним из моментов существования объекта. Движение же неотделимо от всего существования тела в целом. Кроме того, равновесие, покой касаются лишь отдельного вида, а не всех видов движения, присущих объекту. Любое тело находится в покое только в каком-то определенном отношении, а в других отношениях оно изменяется. Например, тело, лежащее на земле, находится в покое лишь относительно земной поверхности; в самом же теле в это время происходят разнообразные физические, химические и прочие преобразования.

  • 4. Философия рассматривает проблему качественного своеобразия и диалектического единства различных форм движения материи. Движение вообще - абстракция, которой в действительности реально не существует; реально существуют конкретные формы движения, которые находятся в определенном соподчинении, поэтому их можно классифицировать. В основу классификации движения положен тезис о том, что качественно разным видам материи соответствуют свои, особые формы движения. Исходя из этого тезиса, выделяют следующие формы движения материи (схема 5.5):
    • механическое - пространственное перемещение различных тел: движение мельчайших частиц, движение больших тел, включая космические объекты;
    • физическое - охватывает электромагнетизм, гравитацию, теплоту, свет, звук, изменение агрегатного состояния веществ;
    • химическое - включает разные химические реакции, процессы химического синтеза в неорганической и органической природе;
    • биологическое - разнообразные биологические процессы в живых организмах;
    • социальное - охватывает общественные изменения, а также процессы мышления.

Схема 5.5. Классификафия форм движения материи

Хотя каждая форма движения относительно самостоятельная, все они связаны между собой. Более сложная форма движения возникает на основе предшествующих, более простых, является их синтезом, но не сводится к ним как к простой сумме. Например, биологическая форма движения возникает на основе более простых физико-химических форм движения, включает их в себя как свое условие и является качественно новой формой движения в сравнении с предшествующими. Подобно этому и социальная форма движения - возникновение и развитие человеческого общества - включает в себя биологическую и все предшествующие формы движения как свое условие, но не сводится к их сумме, а выступает качественно новой формой движения.

Правильное понимание взаимоотношения между формами движения имеет большое значение для научного познания сложных объектов и процессов, которое характеризуется взаимодействием различных форм движения материи.

На современном этапе развития науки приведенная классификация форм движения требует дополнений и уточнений. Развитие химии, физики, биологии, появление комплексных наук не позволяют говорить о едином понимании многообразия форм движения материи. Поэтому возникают новые классификации. Например, называют информационно-кибернетическое движение, астрономическое, внутригалактическое движение, межгалактическое движение и т.п.

Такими являются основные задачи философии в освещении проблемы движения материи.

Следующей неотъемлемой частью учения о материи является учение о пространстве и времени. Что же такое пространство и время? В каком соотношении с материей они находятся?

В истории философии можно выделить два подхода к решению этих вопросов. Первый принято называть субстанциональной концепцией". : здесь пространство и время понимаются как особые субстанции, которые существуют рядом с материальной и независимо от нее (Эпикур, Декарт, Ньютон). Например, Ньютон считал, что есть абсолютное пространство, независимое от небесных тел, т.е. пустота. Вместе с абсолютным пространством существует абсолютное время. Такое понимание пространства и времени появилось в XVII в. и доминировало до XIX в.

Вторую концепцию называют реляционной. Ее приверженцы (Аристотель, Лейбниц, Гегель) считали, что пространство и время - не особые субстанционные сущности, а формы существования материальных объектов. Реляционная концепция в философском плане была воспринята и развита диалектическим материализмом, а в естественнонаучном плане - релятивистской физикой и в наше время наиболее полно отвечает уровню развития естествознания.

В соответствии с реляционной концепцией пространство и время являются общими принципами организации любого объекта действительности. Дополняя друг друга, пространство и время функционируют как универсальные формы организации всего разнообразия бесконечного мира. Каждое материальное тело имеет объемные характеристики: длину, ширину, высоту. Оно также сосуществует с окружающими его другими телами, занимает свое место в определенной, более глобальной системе. Само сосуществование и местонахождение предмета отображаются в понятии «пространство». Итак, пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Однако в действительности каждое материальное образование является процессом, в котором происходят определенные изменения; кроме того, одно явление приходит на смену другому. Для характеристики именно этого аспекта материи в философии выработано понятие времени. Время - форма бытия материи, которая характеризует продолжительность существования, последовательность изменения состояний в развитии всех

материальных систем. Итак, время отображает процессуальность бытия.

Пространство и время имеют как общие, так и отличительные свойства. К общим принадлежат: объективность (независимость от сознания человека); всеобщность (нет и не может быть ни одного явления, которое существует или существовало бы вне пространства и времени); вечность, бесконечность и относительность (зависимость от скорости). Тем не менее при всей своей общности пространство и время имеют и отличительные свойства. Например, пространство характеризуется трехмерностью, время является одномерным; пространство обратимо, а время проявляет себя как необратимое; пространство равнозначно во всех направлениях, а время однонаправленно, т.е. направлено от прошлого к будущему через настоящее.

Время и пространство неотделимы от материи и одно от другого. Это хорошо иллюстрируется на примере теории относительности в современной физике. Пространственно-временные характеристики материальных объектов имеют четыре измерения: три из них - пространственные, одно - временное. В математических абстракциях существует и многомерное пространство. Тем не менее Вселенная состоит из большого количества миров, и в них могут быть качественно отличные формы движения материи, пространства и времени. Вместе с тем в этих мирах могут отсутствовать условия для существования известных нам форм движения материи и связанных с ними пространственно-временных признаков. Пространство и время как объективные формы существования материи, подобно материи, не могут быть созданы или уничтожены. И поэтому мы говорим о том, что движущаяся материя вечна в пространстве и во времени, а мир, в котором мы живем, есть не что иное, как материя, которая движется, будучи вечной во времени и пространстве.