Ремонт Стены Уход

А майков краткая биография для детей. Майков, Аполлон Николаевич – краткая биография

Родился 23 мая (4 июня) 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.
С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.
В 1837 - 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.
В 1844 Аполлон Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры.
Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.
Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).
В эти годы сближается с Белинским и его окружением - Тургеневым и Некрасовым, посещает «пятницы» М. Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Ф. Достоевским и А. Плещеевым. Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы.
С 1850-х Аполлон Майков все более последовательно переходит на консервативные позиции, о чем говорит вышедшая в 1853 поэма «Клермонтский собор» и опубликованные в 1858 (после поездки в Грецию) циклы «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу 1861 встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». Окончательно противопоставив свое понимание искусства идеям революционных демократов, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику со стороны М. Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Н. Добролюбова.
В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного», «Емшаи», «Кто он?» и др.). По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Аполлон Майков в 1889 закончил один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», не утративший своей научной и художественной ценности до сих пор.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.
Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.
Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).
Умер Аполлон Майков 8(20) марта 1897 в Петербурге.

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году в образованной и талантливой семье. Отец его был художником-живописцем, братья Валериан и Леонид – писателями. В доме отца часто бывали писатели, артисты, велись литературные беседы, спорили по вопросам искусства. Между прочим частым посетителем был И. А. Гончаров , дававший уроки старшим детям.

А. Н. Майков окончил Петербургский университет по словесному факультету, много занимался живописью, к которой чувствовал призвание, но слабость зрения заставила его отказаться от работы в этой области.

Портрет Аполлона Николаевича Майкова. Художник В. Перов, 1872

Стихи он начал писать, будучи еще в университете, первые опыты, как и Тургенев , отнес к профессору Плетневу, редактору журнала «Современник». Плетнев одобрил опыты Майкова. В 1840 г. в Одесском альманахе было напечатано стихотворение его «Сон», подписанное буквой М. Белинский приветствовал это стихотворение и угадал в авторе крупного поэта.

В 1844 году Майков издал первый сборник стихотворений, выдвинувший автора, как поэта. Крупным событием в его жизни была поездка в Италию, где Майков, как художник и любитель прекрасного в искусстве и природе, нашел богатый материал для изучения и наблюдения. Поэт посещал музеи и художественные галереи Италии и наслаждался природой. Пребывание в Италии имело большое влияние на его творческое развитие. После этого в Париже он слушал лекции профессоров по различным областям знания.

Вернувшись в Россию, Майков был библиотекарем Румянцевского музея, а после смерти Тютчева исполнял обязанности председателя комитета иностранной цензуры. Трехтомное собрание своих сочинений А. Н. Майков проредактировал лично.

Скончался он в 1897 году.

Рожден Аполлон Николаевич Майков в городе Москва, в семье потомственных дворян в 1821 году. Несколько предыдущих поколений этого рода плотно связанны с искусством, этот факт в конечном итоге повлиял на его мировоззрение и поспособствовал развитию творческих талантов. В 1834 году родители будущего поэта перебираются вместе с детьми в Санкт-Петербург. Именно там Аполлоном Майковым будет получено юридическое образование, которое поможет состояться ему в качестве государственного служащего.

Становление Майкова, как литератора, начинается в 1842 году. Тогда он выпускает свою первую книгу, на пособие от которой отправляется в путешествие по миру. Посетив несколько стран, возвращается в Петербург в 1844 году и принимается за написание кандидатской диссертации. Выбранная тема (древнеславянское право) в дальнейшем будет явственно прослеживаться в некоторых произведениях автора.

Послужной список

На протяжении жизни, Аполлон Николаевич активно строит карьеру. Хорошо зарекомендовав себя во время службы в министерстве финансов, в 1867 году назначается статским советником. Через девять лет его назначают на почетную должность старшего цензора. В 1897 году утверждается на место действующего председателя Центрального комитета иностранной цензуры.

Параллельно основной занятости является членом литературных сообществ, активно пишет для газет и журналов, и состоит в комиссии, занимающейся устройством народных чтений в Санкт-Петербурге.

Творчество

Ранним дебютом тринадцатилетнего Аполлона Николаевича было стихотворение «Орёл», которое опубликовали в 1835 году в «Библиотеке для чтения». Однако, первыми серьезными публикациями считаются «Картина» и «Сон», появившиеся через пять лет в «Одесском альманахе».

На протяжении творческого пути явственно прослеживается изменение политических настроений поэта. Либеральные взгляды в раннем творчестве позже сменяются на консервативные и панславистские. По этой причине, в 1860-х годах творчество автора подверглось серьезной критике. Революционным демократам пришлось не по душе такое изменение взглядов.

Основной темой творчества являются деревенские и природные мотивы, эпизоды из истории родной земли. Эти стихотворения включены в школьные учебники и хрестоматии. Некоторые из них позже были положены на музыку такими известными композиторами, как П.И.Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков.

Помимо написания стихотворений и поэм, был известен литературными переводами. Переводил ставшие известными произведения Гёте, Гейне, Мицкевич. Знал несколько языков, поэтому мог переводить с Греческого, Испанского, Сербского и так далее. В 1870 окончил перевод «Слова о полку Игореве», на эту работу у него ушло четыре года.

Женой Аполлона Николаевича стала Анна Ивановна Штеммер, родившая супругу троих сыновей и одну дочь. Умер поэт 20 марта 1897, после тяжелейшей простуды длиною в месяц. Похоронили его на кладбище Воскресенского новодевичьего монастыря.

Личное дело

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) родился в Москве в дворянской семье. Отец Николай Аполлонович Майков был художником, мать Евгения Петровна - писательницей. В доме Майковых частыми гостями были художники, литераторы, музыканты. В семье было пятеро детей, все - мальчики. Летом Аполлона отправляли в имение бабушки в Подмосковье — в деревню Чепчиха (вблизи нынешнего Солнечногорска).

В 1834 году семья переехала в Петербург, где старшим братьям, Аполлону и Валериану, преподавал на дому латинский язык и русскую словесность писатель Иван Гончаров. Писать стихи Аполлон начал очень рано - дебютом 13-летнего поэта стало стихотворение «Орел», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835 году.

В 1837 году Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, охотно и много занимался историей Древней Греции и Рима, изучал латинский язык и римских поэтов. Вначале он сильно увлекался живописью, мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэтических опытах и слабое зрение побудили его посвятить свою жизнь поэзии.

Еще два стихотворения - «Сон» и «Картина вечера» - появились в «Одесском альманахе на 1840 год». А уже в 1842 в Петербурге вышла первая книга «Стихотворения Аполлона Майкова».

Получив за эту книгу «по высочайшему повелению» Николая I тысячу рублей на путешествие в Италию, юноша в том же 1842 году уехал за границу. Побывав в Италии, Франции, Саксонии и Австрийской империи, вернулся в Петербург в 1844 году. Результатом этой поездки стали опубликованные в 1847 году «Очерки Рима» и кандидатская диссертация о древнеславянском праве. По возвращении в Россию Майков служил в Министерстве финансов, затем помощником библиотекаря Румянцевского музея до перенесения его в Москву.

Поэмы, баллады, лирические драмы и другие стихи Аполлона Майкова принесли ему немалую популярность. Он начал постоянно вращаться в «высшем» литературном обществе - его друзьями были Белинский, Некрасов, Тургенев и многие другие писатели и поэты. Печатался Майков в основном в «Отечественных записках», даже после того, как Некрасов увел множество талантливых авторов в возглавленный им журнал «Современник».

Либеральные настроения Майкова 40-х годов (поэмы «Две судьбы», 1845, «Машенька», 1846) со временем сменились консервативными взглядами (стихотворение «Коляска», 1854), славянофильскими и панславистскими идеями (поэма «Клермонтский собор», 1853); в 60-е годы творчество Майкова подверглось резкой критике со стороны революционных демократов. Претерпела изменения и эстетическая позиция Майкова: кратковременное сближение с натуральной школой уступило место активной защите «чистого искусства».

В последние годы жизни был действительным статским советником. После 1880 года Майков стихов практически не писал, сосредоточившись на госслужбе, где добился значительных успехов - дослужился до чина действительного статского советника, что по табелю о рангах соответствовало генерал-майору. С 1882 года — председатель Комитета иностранной цензуры. В творческом плане он занимался уже только правкой своих произведений для подготовки собрания сочинений.

27 февраля 1897 года поэт вышел на улицу слишком легко одетым и простыл. 20 марта 1897 года Аполлон Майков скончался. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Чем знаменит

Аполлон Майков

Имя Аполлона Майкова выглядит не слишком ярким на фоне плеяды блестящих поэтов XIX века, хотя Владимир Соловьев и называл его «одним из главных поэтов послепушкинского периода».

Майков не был самым выдающимся среди современников, и творческое наследие его не столь обширно. Однако созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе стали хрестоматийными: «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь», «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку, в том числе такими крупными композиторами, как Н. А. Римский-Корсаков и П. И. Чайковский.

В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории. Но немалая часть его творчества была посвящена античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Кроме поэмы «Два мира» из крупных произведений Майкова заслуживают интереса также «Странник» (превосходно воспроизводящий понятия и язык некоторых русских сектантских течений), «Княжна» и «Брингильда».

Интересно, что литературное имя Майков приобрел среди современников как раз стихотворениями «в антологическом роде», а его стихи о природе тогда рассматривались как «второстепенные», но именно они в итоге и вошли в историю литературы.

О чем надо знать

Майков немало занимался и переводами. В течение четырёх лет переводил в поэтической форме «Слово о полку Игореве» (окончен в 1870 году). Это стихотворное переложение «Слова…» и доныне остается одним из лучших литературных его переводов.

Переводил произведения таких поэтов, как Гейне, Мицкевич, Гёте. Перевел IV—X главы «Апокалипсиса» (1868). Также занимался переводами народного поэтического творчества Белоруссии, Греции, Сербии, Испании и других стран.

Прямая речь

Не может быть! не может быть!

Она жива!.. сейчас проснется...

Смотрите: хочет говорить,

Откроет глазки, улыбнется.

Меня увидит, обоймет

И, вдруг поняв, что плач мой значит,

Ласкаясь, нежно мне шепнет:

"Какой смешной! о чем он плачет!.."

Но нет!.. лежит... тиха, нема,

Недвижна...

«Это стихотворение, без подписи знаменитого, или, по крайней мере, знакомого имени, поразило нас до того, что мы перенесли его на страницы своего журнала при громкой похвале и потом, с неослабевшим энтузиазмом, припомнили его через четырнадцать месяцев;

Когда ложится тень прозрачными клубами

На нивы желтые, покрытые скирдами,

На синие леса, на влажный злак лугов;

Когда над озером белеет столп паров,

И в редком тростнике, медлительно качаясь,

Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, --

Иду я под родной, соломенный свой кров,

Раскинутый в тени акаций и дубов,

И там, с улыбкой на устах своих приветных,

В венце из ярких звезд и маков темноцветных,

И с грудью белою под черной кисеей,

Богиня мирная, являясь предо мной,

Сияньем палевым главу мне обливает

И очи тихою рукою закрывает,

И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,

Лобзает мне уста и очи в тишине (стр. 9).

Это именно одно из тех произведений искусства, которых кроткая, целомудренная, замкнутая в самой себе красота совершенно нема и незаметна для толпы и тем более красноречива, ярко блистательна для посвященных в таинства изящного творчества. Какая мягкая, нежная кисть, какой виртуозный резец, обличающие руку твердую и искушенную в художестве! Какое поэтическое содержание и какие пластические, благоуханные, грациозные образы!».

В. Г. Белинский о творчестве Аполлона Майкова (1841 год)

«По главному своему содержанию, поэзия Майкова определяется, с одной стороны, древнеэллинским эстетическим миросозерцанием, с явно преобладающим эпикурейским характером, с другой - преданиями русско-византийской политики. Темы того и другого рода, хотя внутренне ничем не связанные между собой, одинаково дороги поэту. Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности Майкова, можно указать на мирные впечатления русской сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству. Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности Аполлона Майкова, можно указать на мирные впечатления русской сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству. Аполлон Николаевич сразу приобрел себе литературное имя стихотворениями "в антологическом роде", из которых по ясности и законченности образов выдаются: "Сон", "Воспоминание", "Эхо и молчание", "Дитя мое, уж нет благословенных дней", "Поэзия"; выше всяких похвал в своем роде "Барельеф"».

Вл. Соловьев о поэзии Майкова

«Вместе с Полонским и Фетом Майков составил ту известную триаду поэтов, которая выступала с лозунгом «искусство для искусства». Группа эта находилась на правом фланге тогдашней литературы и составляла нечто вроде штаба поэтического отряда крепостников, не желавших без боя сдавать позиции развивающемуся капитализму, в особенности же озабоченных ростом революционно-демократического движения».

Литературная энциклопедия. 1929—1939.

6 фактов об Аполлоне Майкове

  • Фамилия «Майков» произносится с ударением на первый слог
  • Майков был женат на Анне Ивановне, урожденной Штеммер. Свадьба состоялась в 1852 году. У них было четверо детей: три сына - Николай, Владимир и Аполлон и дочь Вера, умершая в 10-летнем возрасте.
  • В 1953 году Майков был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
  • Любимым занятием Майкова была рыбалка.
  • Майков был влюблен в историю, особенно античную. Он не раз бывал за границей - в основном в Италии и Греции. По словам критика В.Г. Белинского, Майков «смотрит на жизнь глазами грека».
  • Братья Аполлона Майкова - Леонид, Валериан и Владимир - также стали широко известными в литературном мире людьми, хотя и в разных направлениях (критика, библиография, переводы и проза).

Материалы об Аполлоне Майкове

Майков Аполлон Николаевич (1821-1897), поэт.

Окончил юридический факультет Петербургского университета. Первая книга стихов Майкова вышла в 1842 г. Затем увидели свет поэмы «Две судьбы» (1844 г.) и «Машенька» (1846 г.), сборник лирики «Очерки Рима» (1847 г.), отразивший впечатления от поездки в Италию.

В 1848-1852 гг. активность поэта заметно снизилась.

Начавшаяся в 1853 г. Крымская война вновь пробудила его к интенсивной творческой деятельности (результатом стала книга «1854-й год. Стихотворения»).

В стихах конца 50-60-х гг. Майков пытался критически оценить окружающую действительность («Вихрь», 1856 г.; «Он и она», 1857 г.; поэма «Сны», 1856-1858 гг.; сборник «Неаполитанский альбом», 1858-1860 гг.; стихотворения «Поля», 1861 г., «Другу Илье Ильичу», 1863 г., «На белой отмели Каспийского поморья…», 1863 г., и др.). В эти же годы он много переводит из новогреческой народной поэзии, проникнутой духом борьбы за независимость.

Сочувственным отношением к национально-освободительному движению продиктован также и ряд переводов из сербских юнацких песен (например, «Сабля царя Вукашина», «Сербская церковь», «Радойца», «Конь»), Отсюда внимание поэта и к периоду татарского нашествия на Русь и борьбе с кочевниками («В Городце в 1263 году», «Клермонтский собор»).

В 1870 г. вышел майковский перевод «Слова о полку Игореве» - итог напряжённой четырёхлетней работы.

В 1875 г. Майков написал стихотворение «Емшан» - обработка одного из преданий Ипатьевской летописи. Непреходящий интерес поэт испытывал к эпохе столкновения язычества с христианством («Олинф и Эсфирь», «Три смерти», трагедия «Два мира» и др.).

Несмотря на жанровое и тематическое богатство, майковское поэтическое наследие едино в стилевом отношении. Поэзия Майкова захватывает гармоническим слиянием
мысли и чувства, безукоризненным художественным вкусом, напевностью и музыкальностью. Не случайно по количеству положенных на музыку стихотворений Аполлону Николаевичу принадлежит одно из первых мест среди русских поэтов XIX в.