Ремонт Стены Уход

Левша – народный герой. Проблема отношения к власти Ходасевич До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку (ЕГЭ по русскому)

(1)До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то, что она была красивее и богаче его собственных деревень; за то, что она лежала всего в ста семидесяти верстах от Петербурга, у большой московской дороги: было легко, нехлопотно убегать сюда из столицы. (2)Но после отставки она стала ему дорога в особенности: вынужденное бездействие само собой превращалось здесь в добровольное, отставка - в отдых. (З)Душевная боль от этого утихала.

(4)Хозяйство на Званке было обширное. (З)Первоначально имение было не велико, но за десять лет хозяйничанья Дарья Алексеевна исподволь скупила прилегающие земли, так что её владения протянулись по Волхову на девять вёрст и даже перешагнули на другой берег. (6)На Званке возделывались поля, растились леса. (7)Помимо водяной лесопилки, имелась диковина - паровая мельница.

(8)Вместе с разными огородами, пчельниками, скотнями, птичниками всё это требовало забот и трудов. (9)Но Званка принадлежала Дарье Алексеевне. (Ю)Когда по утрам, после чаепития, в сопровождении старосты, являлся к ней толстый управляющий, Державин присутствовал в сих совещаниях лишь для виду. (11)Он почти ни во что не вмешивался и, радуясь, что находится здесь не у дел хозяйственных, легче сносил пребывание не у дел государственных. (12)Живя почти гостем на Званке, он привыкал к положению частного человека и как бы гостя в самой России.

(11) Он звал себя отставным служивым - яд обиды старался растворить в шутке.

(12) Горький осадок всё же отстаивался на дне души. (15)Научившись читать по-французски (говорить он не выучился), Державин часто теперь повторял стих Вольтера: «Возвышенно и прекрасно любить неблагодарных».

(16) Эти слова ему полюбились - втайне он применял их к себе, разумея под неблагодарными прежде всего трёх царей, которым служил на своём веку.

(17) Быть может, он кое в чём упрекал и само отечество.

(18)Своё раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времён и народов. (19)В его кабинете стоял массивный красный диван, против которого на стене висела историческая карта: «Река времён, или эмблематическое изображение всемирной истории». (20)Часто, сидя перед ней, Державин неодобрительно качал головой: мир прекрасен, но история отвратительна. (21)Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества.

(20) Другое дело - люди обыкновенные, маленькие. (23)Средней руки помещик, купец, мелкий чиновник, солдат, крестьянин - равно представлялись Державину жертвами исторических великанов, пушечным мясом истории. (24) Для этих людей всё более обретал он в себе участия, снисхождения, благости. (25)Ворча на сильных, всё более любил слабых. (26)Благотворил без улыбки, пожалуй - без ласки, даже без добрых (и лишних) слов - зато деятельно.

(27)Дарья Алексеевна почла за благо все деньги прибрать к рукам, а Державину лишь выдавать на карманные расходы, ибо он всё щедрее одарял нищих, дворовых, слуг, всё легче давал взаймы - без отдачи. (28)Она же стала управлять и личными его землями, потому что он утешал оплошных приказчиков, когда полагалось с них взыскивать. (29)Он завёл на Званке больницу для крестьян, и врач каждодневно являлся к нему с отчётом. (30)Бедным мужикам покупал он коров, лошадей, давал хлеба, ставил новые избы.

(31) Жизнь со всеми её утехами он всегда любил и того не стыдился. (32) Хотел «устроить её ко благу» - личному и общественному, ради чего и работал не покладая рук.

(По В.Ф. Ходасевичу)

Показать текст целиком

Доброта- это самое ценное качество в человеке. Благодаря этому качеству возникает желание помогать друг другу, совершать добрые поступки. Чем обусловлено неравнодушное отношение человека к простым людям?
В своем тексте В. Ф. Ходасевич ставит проблему доброго и неравнодушного отношения к обыкновенным людям. В центре внимания автора личность великого русского поэта Г. Р. Державина. Поэт «все более обретал в себе участия, снисхождения, благости» для простых людей. «Он все щедрее одарял нищих, дворовых, слуг, все легче давал взаймы», словом , проявлял свою доброту по отношению к «маленьким людям». Г. Р. Державин завел больницу для крестьян. Бедным мужикам он покупал все необходимое для жизни: хлеб, лошадей, коров. Поэт работал не покладая рук, чтобы обеспечить крестьянам и себе хорошую жизнь.
Автор текста убежден в том, что нужно проявлять доброту, любовь, неравнодушие к простым людям.
Нельзя не согласиться с автором в том, что Г. Р. Державин был очень добрым человеком, ведь он искренне любил и жалел обыкновенных людей.
Проблема неравнодушного отношения к простым людям отразилась в романе- эпопее Л. Н. Толстого.

В своем тексте В. Ф. Ходасевич, русский поэт и критик, поднимает важную проблему: власть.

В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте автор освещает жизнь русского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина после его отставки со службы. Отойдя от государственных дел, Гавриил Романович Державин находился в деревне Званка.

Он часто размышлял о всемирной истории и все больше утверждался во мнении: “…мир прекрасен, но история отвратительна. Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества”. Поэт с ужасом

понимал, что из-за действий “исторических великанов” страдали и продолжат страдать тысячи обычных людей.

Позиция автора однозначна. В. Ф. Ходасевич убежден, что Г. Р. Державин презирал правителей и вельмож, которые распоряжались людскими судьбами и превращали простой народ в “пушечное мясо истории”. И автору текста, и Г. Р. Державину ненавистна мысль, что из-за решений людей, занимающих более высокое положение в обществе, страдают другие, ни в чем невинные, обыкновенные, “маленькие” люди.

находятся в руках правителей и государственных деятелей. Очень часто за их неверные решения и ошибки расплачиваются своей жизнью простые люди. При этом зачастую действия правителей, направленные на благо государства, ущемляют интересы народа и делают их жизнь только хуже. Приведу литературные аргументы, подтверждающие мое мнение.

Во-первых, обратимся к поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. В начале произведения рассказывается о том, как царь Петр 1 принимает решение строить новую столицу на берегу реки Невы. Проходит сто лет, город построен, и в нем живут люди. Мелкий чиновник Евгений, живущий здесь, мечтает о счастливой жизни вместе со своей возлюбленной. К несчастью, девушка гибнет при очередном разливе реки, на которой стоит город. Это разрушает мечты Евгения на счастливую жизнь, сводит его с ума и убивает. В произведение показано, как из-за решения царя построить город на берегу реки страдает простой человек.

Во-вторых, рассмотрим роман-антиутопию Дж. Оруэла “1984”. В произведении мы видим государство, где все жители должны быть согласны с политикой партии. В стране действует “полиция мыслей”, основной задачей которой является отслеживание неправильно мыслящих людей. Так государство пренебрегает личным пространством людей ради предотвращения возможности свержения власти.

Текст задел меня за живое, заставил задуматься о том, что жизнь многих обычных людей зависит от решений правителей. К сожалению, из-за этого простой народ часто платит за ошибки государственных деятелей.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. В центре нашего внимания текст Владислава Ходасевича, русского поэта и критика, в котором описана проблема доброго и неравнодушного отношения к людям. Размышляя над этой проблемой,...
  2. В своей жизни мы встречаем огромное количество разных людей. Кто-то абсолютно равнодушен и проходит мимо, а кто-то по доброте душевной будет готов помочь нам в...
  3. “Признание” В этом стихотворении ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трёх шти­лей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в...
  4. Родился 14 июля 1743 года в Казани или в одной из ближних деревушек, принадлежавших отцу. Если верить “Запискам”, то первое слово, которое он произнес, когда...
  5. Новосельцева Наталья Владимировна Объявление Цели: – Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г. Р. Державина; – Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности; – Показать красоту...
  6. К кому обращается Державин в стихотворе­нии “Властителям и судиям”? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)? Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение...
  7. В произведениях Державина сильно выражено лирическое начало. Сам Державин считал свою поэзию “говорящей живописью”: в его одах часто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания исторических...
  8. Для од Гавриила Роман овича Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалебные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от традиций...
  9. Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. Автор, перечисляющий в начале записок все свои чины, должности и...
  10. Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная острыми классовыми столкновениями, воздействие революционных событий за границей обострили классовую борьбу и в литературе. Появляется много писателей из самых...

.
По тексту Ходасевича До отставки Гавриил Романович Державин любил (ЕГЭ по русскому)

В центре внимания находится фигура Емельяна Пугачёва – бунтовщика, человека, выступившего против власти. Что побудило его к этому? Почему он не только сам покусился на трон, но и повёл за собой народ? А народ как поверил самозванцу? Почему? Под бременем лет мы можем забыть ту историческую обстановку, в которой рождалась идея бунта. Люди, (заметьте, не холопы, не скоты) находясь в крепостной зависимости от своих не всегда гуманных господ (вспомнить хотя бы Скотинина из «Недоросля»), вынуждены были подчиняться их воле, беспрекословно слушая каждое, даже бредовое требование. Идея доброго царя жила в сердце каждого человека. Смелый, дерзкий, отчаянный бунтарь взял на себя ответственность и решил подарить людям волю, пусть недолгую, пусть такую эфемерную, но волю. Оценить степень его отваги можно, только поняв сказку, рассказанную Гринёву. Пугачёв изначально знал финал развития событий, в круговорот которых он поверг свою страну. Но не испугался, не награбил и скрылся. Нет, он шёл на эшафот, чтобы доказать, как бесчеловечная власть может ввергнуть страну в ужас беспощадной кровопролитной бойни.

2. А.А. Ахматова «Реквием»

Поэма написана в период, когда сталинские репрессии поставили всю страну на колени, когда сама автор поэмы стояла в очереди с передачей своему сыну, которого осудили как врага народа. Из воспоминаний и живых впечатлений складывалась поэма:

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.

Лирическая героиня проводит параллель между судьбой своей современницы и давней своей соотечественницы, муж которой был казнён как стрелецкий бунтарь

Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

3. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Главный герой романа – Мастер – человек, живущий в страшное время сталинских репрессий. Написав роман о Понтии Пилате, он задел проблему ответственности человека за принятое решение. Его главный герой романа Мастера – прокуратор Иудеи – человек, облечённый практически неограниченной властью, сомневается в своей правоте. Явление для власти, практически, недопустимое. Для эпохи сталинизма человек, обличённый властью, не имеет права сомневаться в том, что его решение справедливо. Значит, такое произведение зловредно априори. Мастера арестовывают. Этот акт его сломал, сделал безвольным. Так человек, ставший против власти, оказался вне закона, сам подвергся репрессиям.

4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Рассказ посвящен судьбе человека, оказавшегося в лагере по обвинению в предательстве, хотя вся его вина в том, что он был в плену несколько дней, но вышел из окружения и готов был защищать Родину и дальше. Однако власти его поступок показался предательством. Отбывая срок, Иван Денисович бережно сохраняет в себе человеческое достоинство, он работает и соблюдает все требования закона, царящего на зоне. В этом своеобразное отрицание вины Шухова. Этот человек всегда и везде законопослушен. Почему же власти он неугоден? Просто, власть ищет врагов, и кто сегодня попал в их число – малозначительно.

Итоговое сочинение 2017

Словарная работа:

Равнодушие – безразличие, безучастность, пассивность, отсутствие
интереса ко всему окружающему, холодное спокойствие.
Отзывчивость –
положительное духовно-нравственное качество
личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся,
видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение
прощать, терпимость.

Синонимы:

Бесстрастие, безразличность, безучастие, холод, бесстрастность,
хладнокровие, безразличие, бесчувственность, жестокость.
Душевность, сердечность, чуткость, участливость, внимательность,
доброта, человечность, сострадательность, добродушие.

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у
человека учится» Ч. Айтматов
«По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем
он нужен!» М. Горький
«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь
тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного
человека» В. А. Сухомлинский
«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» Н. С.
Лесков

Афоризмы и высказывания известных людей:

«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот
истинно вершина бесчеловечности» Джордж Шоу
«Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим
братьям» Мать Тереза
«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека»
М. Горький
«Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой
в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого
человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом
или потворствует злу»
В. А. Сухомлинский

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой
литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или
иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали
внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто
находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели
рассуждали о причинах возникновения такого качества.
Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных,
честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.
Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей,
непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или
способен быть отзывчивым и сострадательным.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль»
Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое
страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на
страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания.
В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое
отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой
часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет
своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает
следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О
существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко
люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор»
В повести писатель создает уникальный образ простой русской
женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться,
не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе
бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким
сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего
взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху
и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать
Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать
собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление
сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно
отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от
старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей
потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.

М. Горький «На дне»
В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных,
бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил
Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа,
Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку
ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она
бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье
которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы
сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его
душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает
им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура
странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде
и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления
сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить,
например, диалог Луки и умирающей Анны).

10.

В. Железников «Чучело»
В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то,
как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная
героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она,
добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за
чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится.
Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние:
сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в
действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог
найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно
узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены
Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости
Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она
приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят,
всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого
человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение
взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести
ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в
некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки,
способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

11.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ
человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна
сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет
человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать
своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание.
А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка
разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем
спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что
практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством
сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может
равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье
умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его
сердце отзывается болью на муки других.

12. Отношение к своему профессиональному долгу.

В. Г. Распутин «Уроки французского»
Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня
рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не
может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном
герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого
ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила
его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но
мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна находит
удачный выход – игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может
покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не
играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта
история может закончиться для неё – «сеятеля доброго и вечного» – увольнением с работы. Зато
она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий
педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой
«некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не
потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые
в обществе, и равнодушно пройти мимо.

13.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»
В центре повествования писателя – бедная семья Мерцаловых, которая
голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна
девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все
уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого
человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же
отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться
на зов больного о помощи.
Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство,
дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как
зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро
всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь
спас великий хирург Пирогов.

14. Отношение к близким людям.

Л. Н. Толстой «Война и мир»
На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и
Ростовых – это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения.
Если для Ростовых главное – эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок,
раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых – любовь к
друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может
равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери,
которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и
добра. Эти качества в ней воспитали родители.
Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на
первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все
его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только
добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика.

15.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой
женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе,
работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во
всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня
помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него
важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о
скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что
дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди
нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя
поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого.
Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…».
Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за
телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой
момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей
обиду.

16. Отношение власти к простому человеку.

Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к
простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь
через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев
представлено достаточно широко в русской литературе:
«Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина,
«Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др.

17. Отношение к миру, к жизни в целом.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой
столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа
мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком.
Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете.
«Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какойлибо деятельности.
В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика.
Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он
“не создан для блаженства”, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность,
“желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства.
Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.

18.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем
романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает
особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому
анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения
в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил?
Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно,
ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может
случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того,
чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о
смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что
на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер,
Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность,
власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и
можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается
скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.

Каждый человек, живя в какой-либо стране, имеет свою точку зрения на правительство. Всегда найдутся те, кто согласен с ним, и, наоборот, - не согласен. В данном тексте В.Ф. Ходасевич поднимает проблему отношения к власти.

Автор рассказывает о Гаврииле Романовиче Державине, государственном деятеле. Его отправили в отставку, и он перебрался в Званку. Здесь Державин «сносил пребывание не у дел государственных», на дне души отстаивался горький осадок. «Своё раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времён и народов». Гавриил Романович работал не покладая рук, старался для простого народа, занимался благотворительностью, но почему-то не оказался достойным помощником в глазах властителей, которым он служил.

Он считал неблагодарным царя, уволившего его со службы, несмотря на заслуги перед Отечеством.

Я полностью согласен с В.Ф. Ходасевичем и считаю, что Державин не заслужил такого отношения к себе. О нём был очень хорошего мнения народ, ведь он часто помогал нищим, дворовым, слугам, давал взаймы и даже завёл больницу для крестьян.

Проблема отношения к власти часто поднималась в произведениях писателей. С ней столкнулся главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер писал свой роман о Понтии Пилате не по заказу, а по зову сердца, и его отказались печатать, так как редакторы журнала побоялись гнева властей.

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» тоже прослеживается данная проблема. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • до отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то... В.Ф.Ходасевич

Здесь необычайно остро возникает противоречие между личностью и государством. Евгений – мелкий чиновник, потерявший свою невесту, винит Петра I, создателя Петербурга, который, с одной стороны, - великий реформатор, но в то же время жестокий тиран. В сюжете поэмы нет окончательного разрешения конфликта.

(341 слово) На протяжении нескольких веков тема отношения власти к простому человеку является неиссякаемым источником для размышлений. Несомненно, русскоязычные писатели не могли не отразить ее в своих произведениях. Представители власти часто определяют судьбу своего подчиненного, и не всегда их решения нацелены на благо, поэтому в классической литературе читатель может найти разные примеры взаимоотношений чиновников и простолюдин.

Пожалуй, одним из самых ярких представителей неравнодушной власти является главнокомандующий русской армией в Отечественной войне 1812 г. М. И. Кутузов. Его образ всегда ассоциируется с победой и одновременно человечностью, возможно, потому что таким предстает полководец в качестве одного из центральных персонажей романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Автор описывает своего героя как человека «простого и обыкновенного», но очень внимательного к своим подчиненным. Он поддерживает офицеров и солдат ласковыми словами, переживает из-за отсутствия хороших сапог для пехотинцев. Получается, что в произведении именно Кутузов, а не Александр I, противопоставлен Наполеону Бонапарту: русский военачальник – чуткий, мудрый, отзывчивый, в то время как французский император показан высокомерным, равнодушным и недальновидным.

Примеров властей, которым безразлична судьба простого человека, значительно больше в русской литературе. На эту тему размышляли многие, и среди них – Н. В. Гоголь. В поэме «Мертвые души» он мастерски вводит ее в качестве самостоятельного эпизода. Речь идет о «Повести о капитане Копейкине», которую рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин воевал против французов, ему на войне оторвало руку и ногу, и он решил, что ему полагается вознаграждение, так называемый «пенсион». Он добрался до Петербурга, смог встретиться несколько раз с различными высокопоставленными лицами, но ничего не добился, кроме обещаний и грубости. Почтмейстер говорит, что неизвестно, куда ушел герой, но намекает, что он стал главарем рязанской банды разбойников. Кстати, любопытно, что Гоголь указывает разные чины тех, к кому обращался ветеран. Он это делает для некоего обобщения, ему важно показать, что случай капитана Копейкина не единственный.

Нередко чиновники оставляют людей на произвол судьбы, их вообще не интересует, как бедные и слабые граждане будут выживать в непростых условиях, как, например, это случилось с капитаном Копейкиным. Но так происходит не всегда: есть и такие представители власти, которые переживают за своих подчиненных, беспокоятся об их благополучии и стараются хоть как-то помочь.

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>

Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Основной моего сочинения «Левша – народный герой»(как и идеей самого сказа Н.С. Лескова) является неугасимая вера в русского человека, его порядочность, верность отчизне и несравненное мастерство. Олицетворением собирательного образа народного героя в рассказе Николая Семеновича является простой тульский мастер Левша.

Близость образа Левши с фольклорными героями

Образ Левши в произведении Лескова перекликается с героями русского народного творчества, где обобщенный образ олицетворял характерные особенности, самобытность и стремления русского народа. О близости Левши к фольклорным героям говорит и его безымянность. Ведь мы не знаем ни его имени, ни каких-либо биографических данных. Безымянность героя подчеркивает то, что на Руси было много таких же преданных государству людей – непревзойденных мастеров и настоящих сыновей своей земли.

Индивидуальные черты в образе тульского мастера

Отличает героя всего две черты. Главной особенностью является необыденный талант мастера. Вместе с тульскими мастерами Левша сумел создать поистине чудесное изобретение, подковав миниатюрную английскую блоху. Кроме того, в этой весьма непростой работе Левше досталась самая сложная ее часть – выковать микроскопические гвоздики для подков.

Второй индивидуальной чертой героя, является его природная особенность – он левша, что и стало нарицательным именем персонажа. Этот факт, который просто потряс англичан, лишь подчеркивает его уникальность – суметь создать такое сложное изобретение, не имея никаких специальных приспособлений, да еще и будучи левшой.

Проблема власти и народа в рассказе

Народ и власть в сказе «Левша» является одной из проблем, которые поднимает автор. Н.С. Лесков противопоставляет двух царей – Александра и Николая, в эпоху правления которых происходят события произведения, по их отношению к русскому народу. Император Александр Павлович любил все зарубежное и мало времени проводил в родной стране, так как считал, что русские люди не способны на что-то великое. Его брат Николай, который взошел вслед за ним на престол, придерживался совершенно противоположной точки зрения, он верил в истинное мастерство и самоотдачу своего народа.

Отношение Николая Павловича к простому русскому человеку прекрасно иллюстрирует случай с Левшой. Когда Платов не смог понять, в чем состоит изобретение тульских умельцев, решив, что они его обманули, он с прискорбием сообщил об этом царю. Однако император не поверил и велел послать за Левшой, ожидая чего-то невероятного: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». И русский народ в образе Левши не разочаровал государя.

Простота и скромность, равнодушие к богатству и славе, безымянность персонажа и великая любовь к отчизне позволяют рассматривать Левшу как собирательный образ русского народа в произведении. Народный герой Левша – это олицетворение истинной души простого русского человека, для которого дело служения отчизне хотя и стоило жизни, но он сумел оправдать оказанное ему доверие и доказать силу мастерства.

Тест по произведению

Владислав Ходасевич

Державин

А Державин!

Но тут уж творится нечто вовсе несообразное. Тут под могильной плитой «лжеклассицизма» заживо погребен просто огромный поэт, которым всякая иная литература, более памятливая (а следственно, более развитая), гордилась бы по сей день. Не надо скрывать, что и у Державина имеются слабые вещи, хотя бы его трагедии. Но из написанного Державиным должно составить сборник, объемом в 70–100 стихотворений, и эта книга спокойно, уверенно станет в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Боратынским, Тютчевым.

В. Ходасевич Из статьи «Слово о полку Игореве»

Среди русских писателей первой половины XX века, чье творчество возвращается в последние два года к широкому читателю в нашей стране, Владислав Ходасевич, безусловно, один из крупнейших. Журнальные публикации уже познакомили многих с образцами его лирики и, в меньшей степени, мемуаристики, историко-литературной эссеистики и эпистолярного наследия. Вместе с тем эта книга - первая. Книжная судьба Ходасевича на родине после шести с лишним десятилетий перерыва продолжается не сборником стихов или воспоминаний, не книгой «О Пушкине», но биографией Державина. Само собой разумеется, это случайность, своего рода игра издательского дела, но при желании в ней можно увидеть и некоторый намек, ту ненавязчивую иронию истории, столь тонким ценителем которой был Ходасевич.

* * *

«Владислав Фелицианович Ходасевич родился в Москве 28 мая (нового стиля) 1886 г., окончил 3-ю классическую гимназию и Московский университет. Начал печататься с 1905 года в альманахах и журналах символистов - „Гриф“, „Золотое руно“ и др. Первую книгу стихов „Молодость“ выпустил в 1908 году.

С 1908 по 1914 гг. Ходасевич печатался во многих московских изданиях, переводил польских поэтов, писал критические статьи о классической и современной русской поэзии, был сотрудником „Универсальной библиотеки“, а позже „Русских ведомостей“. В 1914 г. вышла его вторая книга стихов „Счастливый домик“. (…)

Во время первой мировой войны он переводил польских, армянских и еврейских поэтов. В 1920 г. выпустил третью книгу стихов „Путем зерна“. (…) В это же время он был московским представителем „Всемирной литературы“. В 1922 г. перед отъездом из России он опубликовал свои „Статьи о русской поэзии“.

С 1922 года Ходасевич стал эмигрантом. В этом году была издана четвертая книга стихов „Тяжелая лира“ (первое издание в России, второе - в Берлине). С 1925 года он окончательно поселился в Париже, где сотрудничал сначала как литературный критик в газете „Дни“, затем как критик в газете „Последние новости“, и наконец, с 1927 г. - в газете „Возрождение“, где без перерыва, до самой своей смерти, 14 июня 1939 года, был редактором литературного отдела и видным литературным критиком зарубежья.

За 17 лет эмиграции Ходасевич был сотрудником очень многих эмигрантских периодических изданий: „Современных записок“, „Воли России“ и т. д. Постепенно он все меньше писал стихов и все более становился критиком. Им написано не менее 300 критических статей и рецензий, кроме того, он время от времени публиковал свои воспоминания, из которых позже составилась книга „Некрополь“ (Брюссель, изд. „Петрополис“, 1939). Им была издана в Париже книга стихов (пятая и последняя), которая объединила три сборника „Путем зерна“, „Тяжелую лиру“ и „Европейскую ночь“, написанную уже в эмиграции („Собрание стихов“. Изд. „Возрождение“, Париж, 1927). (…)

В те годы он, кроме того, занимался Пушкиным и Державиным. О последнем им написана книга („Державин“, Париж, изд. „Современные записки“, 1931). Он готовил биографию Пушкина, но осуществить этот замысел ему помешала смерть. Остались наброски первой главы. В 1937 году вышла его книга „Поэтическое хозяйство Пушкина“, содержащая ряд статей на пушкинские темы»,- писала жена Ходасевича и издатель ряда его книг Нина Николаевна Берберова.

В этом кратком изложении судьбы писателя обращает на себя внимание многообразие его литературной деятельности. Ходасевич предстает перед нами, по крайней мере, в четырех ипостасях: поэта, мемуариста, критика и историка литературы. Конечно, сравнительная значимость этих сфер приложения своих сил была для него далеко не одинакова. «Из всех явлений мира я люблю только стихи, из всех людей - только поэтов» (ЦГАЛИ, ф. 1068, оп. 1, ед. хр. 169, л. 1), - сформулировал он свое кредо в анкете 1915 года. Поэтическое творчество он неизменно воспринимал как «Богово», а все остальное в большей или меньшей мере лежало для него в области «кесарева». Хроническое безденежье вынуждало его не покладать пера, начиная с молодости, когда он сообщал Г. И. Чулкову, что должен написать биографию Павла I «в месяц, иначе умрет с голоду» (ОР ГБЛ, ф. 371, оп. 5, ед. хр. 121, л. 7) и до последних лет жизни, когда ему приходилось каждый четверг заполнять своими статьями подвалы газеты «Возрождение», издатели которой ни человеческими качествами, ни литературными и политическими пристрастиями не вызывали у него ни малейшей симпатии.

В то же время было бы ошибочно заключать, что писание в прозе было для Ходасевича только средством заработка, тем, что в сегодняшнем языке обозначается выразительным термином «халтура». Чувство ответственности перед словом исключало для него возможность не только кривить душой, но и браться за чуждую себе работу. Все, что писал Ходасевич как мемуарист, критик или исследователь, было по существу построением единого здания литературы, в котором поэзия должна была занимать место высшего, но неотделимого от всех других, этажа.

Значение критической и историко-литературной работы особенно повышалось для Ходасевича тем, что сам он неизменно был приверженцем творчества, основанного на знании и мастерстве. Одним из наиболее заметных событий литературной жизни русской эмиграции стала его полемика с Г. Адамовичем о так называемой «поэзии человеческого документа». Возражая оппоненту, отстаивавшему ценность безыскусных, но искренних поэтических признаний, Ходасевич утверждал, что истинной поэзии вне культуры и профессионализма не может существовать. Естественно, еще более высоким критериям такого рода должен был соответствовать человек, пишущий о литературе. «Начала интуитивные, - утверждал Ходасевич в статье „Еще о критике“ (Возрождение, 1928, 31 мая), - как то известное чутье, вкус и т. д. имеют свои права и свое значение в работе критической. Но интуиция должна быть поверена знанием, как сложение вычитанием, а умножение - делением. Критик интуит слишком опасно похож на гадалку. Впрочем, ведь и гадалкины предсказания о будущем „поверяются“ ее умением угадать прошлое. Отсюда: критик, не поработавший в истории литературы, всегда подозрителен в смысле его компетенции». Говоря об Ю. И. Айхенвальде, считавшемся видным представителем именно импрессионистической критики, Ходасевич счел нужным подчеркнуть, что тот в своих суждениях «опирался на известную систему художественных воззрений и на солидные познания, а не на какую-нибудь интуицию» (там же). В другом месте он жаловался на «снисхождение», а то и «сочувствие», которым «слишком долго пользовались у нас», «бодрое делание без умения, суждения без познаний, зато по „вдохновению“, дилетантщина во всех видах».