Ремонт Стены Уход

Как российские полицейские чувствуют на себе экономию бюджета. Агентская прибавка

Сокращение 10 тысяч должностей в системе стало неприятным новогодним подарком для сотрудников Госавтоинспекции. Для многих сокращение огромного штата за счет одной из самых недоукомплектованных структур ведомства стало неприятной неожиданностью.

Подтвердив 9 января ранее , в МВД лишь констатировали сам факт, но ничего не сказали о мотивах такого решения, породив множество версий вплоть до новой волны слухов о реорганизации Госавтоинспекции.

«Газета.Ru» обратилась в МВД с просьбой прокомментировать ситуацию с кадровыми изменениями. И если минувшей осенью в ответ на вопрос о причинах внезапной, до особого распоряжения главы МВД (это решение стало предтечей новогоднего сокращения) в ведомстве сказали, что данная информация имеет гриф для служебного пользования, то на этот раз в МВД предоставили подробный комментарий.

«Сообщаем, что в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации и передачей функций по фиксации правонарушений на дороге в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти сокращение штатной численности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

проводится в подразделениях ГИБДД, ДПС ГИБДД территориальных органов МВД России», — говорится в ответе за подписью врио начальника Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ В.В. Колесника.

«Вопросы определения критериев увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудников находятся в компетенции руководителей территориальных органов регионального уровня. Поскольку имеющийся некомплект в территориальных органах МВД России значительно выше количества сокращаемых должностей, то все увольняемые сотрудники имеют реальную возможность дальнейшего трудоустройства в органах внутренних дел. При этом они будут уволены только в случае личного отказа от дальнейшего прохождения службы на предложенных вакантных должностях. Вместе с тем приоритетному сокращению в указанных подразделениях подлежат неукомплектованные должности», — отметил Колесник.

По данным «Газеты.Ru», все запланированные сокращения в регионах уже официально проведены и прописаны — сейчас эту информацию постепенно доводят до сотрудников на местах.

На практике картина получилась весьма неоднородная.

Где-то удалось сохранить почти всех сотрудников за счет срезания пустовавших вакантных должностей, где-то убирают «кабинетных» сотрудников, перекладывая их обязанности на немногих оставшихся, а где-то «под нож» идут сотрудники, непосредственно работающие на улицах — из-за этого ряд подразделений, особенно в крупных городах, или расформировывают, или полностью переформатируют.

Полномочия по фиксации брать некому

Из ответа МВД о причинах сокращений до конца не ясно, идет ли речь о каких-то законодательных актах, связанных с оформлением упомянутой передачи полномочий по фиксации нарушений ПДД, или каких-то других. Скорее всего, в основе лежит правительственный законопроект по передаче полномочий по фиксации и обработке нарушений регионам, который в конце 2017 года был принят в первом чтении. Тем не менее, заявленная в МВД причина вызывает определенные вопросы — закон только находится на стадии принятия, а все сокращения уже проведены. К тому же, как уже отмечалось,

под сокращение попали любые вакантные должности, в основном никак не связанные с вопросами фиксации нарушений, да и большинство сокращенных «живых» сотрудников никакого отношения к оформлению штрафов с камер не имели и занимались самыми разными функциями, которые у ГИБДД забирать пока никто и не планирует.

«МВД реализовывают тупиковую концепцию по передаче полномочий органам исполнительной власти, на мой взгляд, она совершенно неправильная и даже порочная. Хочу напомнить, что сама эта идея была обусловлена тем, что ГИБДД Москвы в какой-то момент перестала справляться с потоком данных фото- видеофиксации. У меня был официальный ответ из МВД, что до апреля, не помню уже, в каком это году было, действительно были проблемы, но затем все наладилось и 100% потока штрафов обрабатывались. То есть причина передачи полномочий была временная, и в итоге ее устранили, — говорит он. — Но даже если такие проблемы возникают в регионе, самое простое — это вернуться к «горизонтальному» финансированию, когда органы исполнительной власти обеспечивали материально-техническое и финансовое обеспечение ГИБДД. То есть у властей на местах всегда есть возможность найти какое-то помещение, дать дополнительные ставки и решить эту проблему. Тогда и на местах остались бы обученные люди, знающие законы, дававшие присягу. А мы сейчас предлагаем у них это отнять и передать людям с улицы в прямом смысле это слова. Они не обучены, не имеют доступа к гостайне».

По мнению Лысакова, одна из реальных причин сокращений в ГИБДД — желание урезать бюджетные расходы.

«Но страдает качество, фактически идет ползучее уничтожение Госавтоинспекции. Уверовали в порочную идею, что камерами все завесим, и автоматически будут идти штрафы, зачем нам нужны гаишники. А получается, что информацию с камер надо читать, обрабатывать, отбраковывать, если надо. И под этим соусом они сокращают ГИБДД. А кто будет ловить пьяных? Камеры? Если человек неадекватен, чтобы его убрать, пока он через весь город не промчался, сметая все на своем пути, его надо для начала остановить, составить протокол и лишить прав. А камера, естественно, камера этого не сделает, вдобавок за нарушения с камер даже прав не лишают. Поэтому мы сейчас расплодим полных отморозков, которые будут разъезжать, платить или не платить штрафы, а убрать их с дороги просто нельзя будет», — отметил парламентарий

Лысаков признается, что два года пытался затормозить в принятие законопроекта о передаче полномочий ГИБДД.

«На меня персонально в правительстве даже Путину за это жаловались.

А МВД, если уж там нужны сокращения, лучше бы сократило хозяйственный аппарат вместо того, чтобы убирать тех, кто «на земле». Это же безумие», — отметил собеседник «Газеты.Ru». По его словам, было найдено объяснение для передачи полномочий ГИБДД — «мол, регионы сами просят». Однако при предварительном опросе МВД большая часть регионов высказалась против того, чтобы эти полномочия себя брать, — «нужны деньги, надо обучать людей, масса расходов», сказал депутат.

Депутат напомнил, что

ранее руководство МВД не один год выступало категорически против передачи своих полномочий субъектам федерации.

В частности, курирующий в свое время ГИБДД замминистра МВД был категорически против, как и глава ГИБДД . «Пришли Горовой и его протеже Черников, и позиция кардинально изменилась. Поэтому что бы они ни говорили, идет уничтожение службы. Есть хорошие инспекторы, есть не очень, но это силовая служба, которая должна пресекать грубые нарушения, останавливать, протоколировать», — считает Лысаков.

Близкий к правительственным структурам руководитель экспертного центра Probok.net Александр , напротив, передачу полномочий от ГИБДД поддерживает. «Практика, пусть и на примере одной Москвы, показывает, что регионы делают эту работы эффективнее, это примерно как частный собственник по сравнению с государственным.

Другой вопрос, что кроме Москвы, Санкт-Петербурга не так много регионов вообще способны взять на себя такие полномочия, поэтому здесь нужно действовать аккуратно. И если в Москве это категорически необходимо, то даже в случае с Петербургом я бы для начала попробовал какой-то пилотный проект, потому что ситуация в разных регионах очень отличается.

Москве удалось договориться об администрировании платной парковки и ряда нарушений ПДД, а где-то местные власти сделать это просто не смогли, потому что в провинции очень часто можно встретить ситуацию, когда люди бояться брать на себя ответственность, даже когда такие полномочия у них есть. Но этот процесс нужно начинать и идти в этом направлении», — отметил эксперт.

С первым заместителем министра МВД России генералом-полковником полиции Александром Горовым ведет беседу председатель исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидия Графова.

Александр Владимирович, прошло два года с тех пор, как вдруг была ликвидирована Федеральная миграционная служба. Честно скажу: внезапная передача всех дел миграции в ведение полиции вызвала шок у мигрантов и у тех, кто с ними работает. Трудно понять такую скоропостижность. Невольно напрашивается объяснение: миграция настолько превратилась в Клондайк для коррупции, что исправление ситуации можно было доверить именно полиции. Так удалось ли за эти два года что-то существенно исправить?

Александр Горовой: Во-первых, я не комментирую и не обсуждаю указы президента Российской Федерации, поскольку моя задача состоит в том, чтобы их выполнять в точном соответствии с законом. Кроме того, я не согласен с такой трактовкой причин передачи вопросов миграции в компетенцию Министерства внутренних дел. В принципе сам тезис "Клондайк для коррупции" несправедлив в отношении большинства сотрудников бывшей ФМС.

Очевидно, что к 2016 году завершился очередной этап развития миграционной ситуации, как в России, так и за ее пределами, поэтому смена государственного управления в этой сфере была вполне естественной. В докладе ООН по миграции за 2017 год говорится о 258 миллионах мигрантов, из которых половина находится в десяти странах мира, включая нашу Россию. Поэтому нам важно понимать и предвидеть угрозы, связанные с массовыми неконтролируемыми потоками мигрантов, нелегальной миграцией, активизацией международных террористических организаций, использующих миграционные каналы. В таких условиях вопросы национальной безопасности выходят на первый план. Именно об этом в 2016 году говорил президент на совещании Совета Безопасности по вопросам совершенствования миграционной политики. Также нужно понимать необходимость оптимизации системы государственного управления, поскольку отдельные функции ФМС и МВД дублировались.

Президентом была поставлена задача сохранить высокий уровень качества и удовлетворенности граждан государственными услугами в сфере миграции. Мы постарались пройти организационные мероприятия по приему полномочий и функций ФМС без ущерба, сохранив кадровый потенциал.

Какой сегодня процент на общем фоне преступности приходится на мигрантов?

Александр Горовой: В общем массиве преступления, совершенные мигрантами, составляет 3,7%. Однако мы всегда отмечаем, что эта цифра взята в среднем по России. Если учесть, что иностранные граждане в основном направляются в московский регион и северную столицу, то именно в этих регионах по причине высокой концентрации мигрантов и совершается большинство преступлений, соответственно и доля в этих субъектах Российской Федерации намного выше - в Москве - это 17%, в Московской области - 12,5%, в Санкт-Петербурге - 10%. Такие цифры сегодня показывает статистика. При этом преступления мигрантов в основном не относятся к числу тяжких, а связаны с поддельными документами или организацией незаконной миграции.

Как Вы объясните, почему кадровый состав бывшей ФМС при ликвидации был сокращен на 30%?

Александр Горовой: Да, действительно, в соответствии с указом президента переданная нам в МВД штатная численность ФМС была сокращена на 30 %. В ходе организационно-штатных мероприятий мы исходили из того, что сокращение касалось обеспечивающих служб и аппаратов управления для того, чтобы не возникло дублирования тыловых, финансовых или кадровых подразделений как в центральном аппарате, так и в территориальных органах.

Однако нагрузка на инспекторов, непосредственно работающих с мигрантами "на земле", конечно, возросла. Прежде всего, это связано с так называемыми "сезонными" нагрузками, и особенностями сельских местностей, где в утренние часы на прием одномоментно обращается большое количество граждан.

В этой связи министр внутренних дел принял решение об увеличении штатной численности в отдельных территориальных органах, обратив внимание не необходимость повышения качества предоставления госуслуг гражданам. В зависимости от прогнозируемой потребности, в регионах дополнительно введены от 4 до 47 должностей, а суммарно численность работников подразделений по вопросам миграции увеличена на 995 единиц. Кроме того, министр поддержал увеличение штатной численности миграционных подразделений за счет внутреннего перераспределения существующего некомплекта. Также на контроле у министра внутренних дел находится качество предоставления госуслуг. При проведении коллегий и совещаний принимаются конкретные управленческие решения, направленные на соблюдение всех требований к качеству госуслуг (время ожидания в очереди, соблюдение сроков предоставления госуслуг).

Александр Владимирович, я бываю в регионах и знаю, какие там очереди, как много опытных сотрудников покинули службу. Уходят, вы знаете, из-за разницы в зарплатах - в два, а то и в три раза меньше получают неаттестованные... Вот сотрудница в Москве говорит мне: "Я работаю 30 лет, а моя зарплата 12 тысяч". Да ведь такую зарплату можно назвать провокацией на взяточничество.

Александр Горовой: К сожалению, денежное содержание наших гражданских служащих в отдельных регионах меньше нового минимального размера оплаты труда. В настоящее время мы работаем над этой проблемой, в том числе путем направления обращений в соответствующие ведомства.

Доля преступлений, совершенных мигрантами, в России - 3,7%. Но в Москве - 17%, в Санкт-Петербурге - 10%

Что предпринимает МВД для обучения новых сотрудников?

Александр Горовой: Раньше в стране не было ни одного учебного заведения, которое готовило бы сотрудников миграционной службы. В прошлом году впервые такие наборы осуществлены в Университете имени В.Я. Кикотя, в Московском юридическом институте. Сегодня мы готовим таких специалистов в Академии МВД и в Нижегородской академии МВД России. Кроме того, первоначальная подготовка и курсы повышения квалификации включены в программу Всероссийского института повышения квалификации МВД России, который расположен в Домодедово. Запланировано еще 12 курсов для 150 руководителей региональных и районных подразделений по вопросам миграции.

Сейчас в докладе министру о вопросах, которые необходимо решить в ближайшее время, будет предложено развернуть в столицах федеральных округов на базе МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ курсы для сотрудников, которые будут дополнительно приниматься в подразделения по вопросам миграции. Я думаю, вот эти первоначальные шаги позволят поддержать на достойном уровне вопросы квалификации личного состава.

Очень больной и даже обидный вопрос: почему Главное управление по вопросам миграции, где, слава Богу, удалось сохранить лучших профессионалов, лишено тех властных полномочий по управлению ситуацией "на земле", которые были раньше у директора ФМС?

Александр Горовой: В системе МВД выстроена четкая иерархия, поэтому у каждого руководителя есть только один вышестоящий начальник, который вправе давать ему обязательные для исполнения указания. ГУВМ является структурным подразделением центрального аппарата МВД России, и потому этот Главк не может и не должен "напрямую управлять" подразделениями по вопросам миграции территориальных органов - это противоречило бы принципу единоначалия и субординации в органах внутренних дел.

В регионах полный объем полномочий осуществляют начальники территориальных органов МВД регионального и районного уровня. Именно на них лежит вся ответственность за ситуацию в субъекте. Без последней подписи начальника полиции ни один документ, выдаваемый мигранту, нелегитимен.

Главное управление по вопросам миграции занимается организационно-методическим обеспечением деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов - разрабатывает регламенты, инструкции, формы бланков и другие документы, которые утверждаются приказами Министра внутренних дел и направляются начальникам территориальных органов для исполнения.

Что Вы считаете главным достижением Министерства в сфере миграции за прошедшие два года?

Александр Горовой: Еще раз подчеркну - главное, что удалось сделать за это время - обеспечить качество и высокую удовлетворенность граждан госуслугами в сфере миграции в соответствии с поручением президента. Практически сразу после передачи в МВД России полномочий и функций в сфере миграции была продолжена работа по совершенствованию правовых и организационных основ реализации миграционной политики. Переработаны более 300 нормативных правовых актов, в том числе все 18 административных регламентов по предоставлению госуслуг. Проработан ряд законодательных инициатив, в том числе по упрощению порядка приобретения гражданства носителями русского языка, введению процедуры уведомления иностранного гражданина о пребывании в субъекте Российской Федерации, развитию институтов вида на жительство и разрешения на временное проживание, подготовлен проект нового закона об убежище в Российской Федерации.

Сегодня Министерство внутренних дел работает над проектами, которые, с одной стороны, позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, а с другой стороны - оптимизировать ряд административных процедур, включая вопросы приобретения гражданства Российской Федерации.

Я помню, осенью 2016 Вы собирали руководителей общественных организаций, работающих с мигрантами, и обсуждали с нами много наболевших проблем. В частности, Вам был задан вопрос: собирается ли МВД разрабатывать новый Миграционный кодекс? Вы ответили, что это очень ответственное дело, к которому нужно всерьез подготовиться. А сейчас в МВД уже идет работа над Кодексом?

Александр Горовой: Мы не снимаем задачу по подготовке Миграционного кодекса, но к активному его формированию вместе с другими федеральными органами мы приступим после утверждения новой редакции Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. В апреле текущего года в Казахстане проходил Совет руководителей миграционных органов государств СНГ. Рассматривались вопросы унификации законодательства государств СНГ, вопросы борьбы с нелегальной миграцией, вопросы совмещения баз данных утраченных и признанных недействительными документов, удостоверяющих личность. Также обсуждали модельный кодекс государств СНГ. И вот я должен сказать, что главную задачу мы видим в том, чтобы привлекать в страну высококвалифицированных и востребованных мигрантов.

Потребности в них должны определять Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с главами субъектов, которые обладают всеми необходимыми полномочиями и детальной информацией для решения этих вопросов. Важным механизмом реализации здесь также является организованный набор трудовых мигрантов из стран СНГ. Еще одним стимулом привлечения мигрантов мы видим создание необходимых условий для студентов, обучающихся в наших ведущих университетах, в том числе путем приобретения российского гражданства в упрощенном порядке. Необходимо решить проблему лиц без гражданства, длительное время проживающих в России без документов - соответствующий законопроект уже разработан Министерством. Это наиболее общие подходы к миграционной политике России, которые мы сегодня прорабатываем.

Выражаю мнение многих правозащитников: необходимо чтобы в законодательстве был разный подход к переселенцам, приезжающим жить в Россию, и к временным трудовым мигрантам. Очень странно, что в миграционных картах не обозначена такая цель въезда, как "постоянное проживание".

Александр Горовой: Ваш вопрос звучит для меня немного странно. Жизненные обстоятельства могут внести коррективы, и трудовой мигрант может подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание. В свою очередь соотечественник, уже находясь на территории России с частной целью, может обратиться с заявлением об участии в Госпрограмме. Все соответствующие правовые нормы действуют и дают возможность гражданам изменить свой правовой статус исходя из конкретных обстоятельств.

Главная задача в том, чтобы привлекать в страну высококвалифицированных и востребованных мигрантов

А разве не возмутительно, что правило "девяносто на сто восемьдесят" одинаково применяется как к временным трудовым мигрантам, так и к соотечественникам, приехавшим на ПМЖ? В соответствии с законодательством мигрант обязан в течение 90 дней после приезда оформить какой-либо правовой статус (РВП - разрешение на временное проживание, трудовой патент, учеба и т.д.), а если он не успевает это сделать, ему придется выезжать из России и прожить за ее пределами следующие 90 дней. Но если трудовой мигрант может вернуться домой, то семье переселенцев, которая не успела оформить документы (из-за отсутствия какой-нибудь справки или огромных очередей), возвращаться некуда, жилье продано, все человеческие связи оборваны. А им говорят: "Выезжайте, потом въедете…" Это же абсурд и издевательство, согласитесь. Во всем мире это правило "90 на 180" применяется только к гастарбайтерам.

Александр Горовой: Мы можем продлевать срок пребывания иностранного гражданина на территории России свыше 90 суток. Основанием могут служить следующие обстоятельства: подача документов на разрешение на временное проживание, убежище, болезнь, которая требует неотлагательного лечения и др. Однако, надо отметить, что мы не можем позволить находиться длительное время на территории России всем лицам, не узаконившим в течение 90 дней свое пребывание. Нужно все-таки понимать, что безопасность граждан и государства напрямую зависит от того, кто и с какими целями к нам приезжает.

Согласны ли Вы, Александр Владимирович, что наше законодательство о гражданстве должно иметь репатриационную направленность?

Александр Горовой: С начала 90-х годов прошлого века наше законодательство носило репатриационный характер и отчасти сохраняет это свойство сегодня. Более 7 млн человек за этот период времени приняты в гражданство Российской Федерации. В обществе ведутся дискуссии о том, что необходимо упрощать процедуры приобретения гражданства нашими соотечественниками. Я считаю, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом отвечает этой цели.

В рамках региональных программ переселения субъектами осуществляется ряд мероприятий по оказанию поддержки участникам Государственной программы и членам их семей. Несмотря на то, что эти мероприятия софинансируются из федерального бюджета, основная нагрузка ложится на бюджеты регионов. Субъекты Российской Федерации, осуществляя прием соотечественников, в первую очередь учитывают интересы граждан, проживающих в данном регионе, чтобы прием переселенцев не приводил к нарушению трудовых и иных законных прав местного населения.

Сегодня мы продолжаем работу над совершенствованием законодательства. В частности, готовится законопроект, по упрощению приобретения гражданства носителями русского языка, а также участниками Госпрограммы "Соотечественники".

В целом за два года проделана большая работа. Я благодарен сотрудникам и руководителям подразделений, которые честно и добросовестно выполняют свои обязанности. Впереди еще многое нужно сделать по совершенствованию миграционного законодательства, укреплению материальной и ресурсной составляющей, поддержанию и развитию информационных систем, задействованных при предоставлении госуслуг.

О том, как получить гражданство России в рубрике "Юрконсультация" эксперт "РГ"

Февраль 2015-го для сотрудников МВД России выдался весьма неудачным: руководство практически полностью прекратило выплату премий и ограничило выезд полицейских за границу. С 1 февраля новых сотрудников не набирают, и в ближайшее время предстоит десятипроцентное сокращение кадров.

Редеют наши ряды

Пожалуй, громче всех на ухудшение положения полицейских отреагировал депутат Госдумы Александр Хинштейн, направив развернутое письмо министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву.

«Сокращение МВД началось! - пишет 7 февраля Хинштейн в своем Twitter . - По стране разослано распоряжение В. Колокольцева: запрет приема на службу и доведение некомплекта личного состава до 10 процентов. Да, формально приказа о сокращении нет. Но эти же искомые 10 процентов будут срезаны за счет искусственного создания некомплекта. Его потом и сократят».

По сведениям Хинштейна, на сегодняшний день некомплект (никем не занятые штатные должности) в системе МВД в целом по стране составляет до 3 процентов.

Служба в полиции, после недавней реформы и повышения зарплаты, - достаточно престижный вид трудовой деятельности. И теперь, по подсчетам Александра Хинштейна, безработными могут стать до семидесяти тысяч человек.

Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах отмечает, что в столице доля незанятых должностей немного выше - 5 процентов. Если распоряжение о десятипроцентном сокращении все же поступит, в отставку отправят порядка 7000 сотрудников.

Нормативы нам не указ

В ходе реформы 2011 года полиция претерпела 20-процентное сокращение кадров. По мнению ряда профсоюзных деятелей, тем, кто сохранил свое рабочее место, теперь приходится работать днями и ночами, чтобы выполнять разнообразные показатели, которые только повышаются год от года.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Вот, например, участковые. Еще десять лет назад в системе МВД действовал приказ, определявший степень нагрузки на каждого Анискина. Участковый должен был обслуживать 3500 жителей, старший участковый - 1500. Эти цифры не с потолка взяты, а результат анализа многолетнего опыта.

С тех пор тот же московский гарнизон перенес два масштабных сокращения и уменьшился почти на 40 000 человек. А население Москвы за эти десять лет только увеличивалось. Нормативы были пересмотрены, а затем и вовсе канули в Лету.

Сегодня нагрузка 6000 человек на участкового считается в столице уже вполне приемлемой.

Председатель Координационного совета Московского профсоюза полиции, капитан милиции в отставке Михаил Пашкин обеспокоен будущим сокращенных стражей порядка.

«Сейчас охранным фирмам охранять уже нечего, и куда пойдут люди, умеющие обращаться с оружием, - неизвестно. Может, в Донбасс поедут, может, банды создадут, может, еще что-то, потому что бывших сотрудников полиции особо не берут в коммерческие организации», - отметил Пашкин в интервью радиостанции «Говорит Москва».

Шанс для перемен к лучшему

Однако его тревоги разделяют немногие. Частные охранные организации, по слухам, напротив, рады грядущим увольнениям в ОВД - теперь они смогут омолодить свои кадры.

Официальный представитель МВД Андрей Пилипчук на расспросы журналистов отвечает, что масштабное сокращение полицейских - это слух, а не реальность. Руководство ведомства стоит горой за своих сотрудников и по живому резать не будет. Есть определенный план оптимизации расходов, главная цель которого - сохранение должного уровня эффективности и боеспособности.

«Даже при 10-процентном сокращении кадров, продиктованном реальной необходимостью снижения бюджетных расходов, МВД может не только сохранить нынешний уровень порядка и безопасности в стране, но и выйти на качественно новый этап развития, - рассказал «Ленте.ру» экс-следователь ГСУ МВД России Олег Тютенков. - Нужда заставит руководство ведомства приступить к широкому внедрению электронного документооборота, сокращению чрезмерно раздутой отчетности и промежуточного управленческого звена. Полиция может стать мобильнее, оперативнее и эффективнее. Думаю, что Владимиру Колокольцеву вполне по плечу роль революционера-оптимизатора. Он обладает решимостью и мудростью».

В полицию больше не берут?

С 1 февраля набор новых кадров в МВД действительно приостановлен, однако это не распространяется на абитуриентов ведомственных вузов.

Этим летом в Московский университет МВД придут 300 первокурсников. Осенью они примут присягу и получат звания рядовых полиции.

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

«Существует специальная формула, с помощью которой высчитывается примерное количество офицеров полиции, уходящих через несколько лет на пенсию или в декрет. Эта цифра направляется в МВД, и на ее основе определяется необходимое количество первокурсников. Так что родители могут не волноваться: их дети, поступившие в ведомственный вуз, будут гарантированно трудоустроены», - объяснил «Ленте.ру» начальник Управления профессиональной подготовки ГУ МВД России по Москве полковник внутренней службы Андрей Буханов.

Ограничения по набору в полицию, по мнению экспертов, - временная мера, которая уже сама по себе влечет сокращение штатов. Ведь процесс увольнения, вяло текущий в ежедневном режиме, никто не останавливал. Возможно, именно для того, чтобы ускорить эту естественную убыль, и ввели запрет на выезд сотрудников за границу.

Отдыхаем дома

Распоряжение министра запрещает всем аттестованным сотрудникам ОВД покидать пределы страны, за исключением выезда в страны СНГ, Южную Осетию и Абхазию.

Речь, по данным СМИ, идет не о приказе, а об указании. В открытом доступе этого документа нет.

Запретили выезжать не только сотрудникам, имеющим допуск к совершенно секретной информации, но всем, кто носит погоны. Вольнонаемных работников эти ограничения не затронули.

Чем вызван подобный запрет судить сложно, но это очередной этап развития тенденции, наметившейся несколько лет назад. В прошлом году выезд сотрудников органов внутренних дел за границу был возможен только с письменного разрешения руководства. Ранее существовало распоряжение не разглашать за границей свою принадлежность к российским правоохранительным структурам. До этого распоряжения в том же Крыму (еще входившем в состав Украины) российские милиционеры ставили отметки о прибытии и убытии в своих отпускных удостоверениях у местных стражей порядка.

«Многие сотрудники ОВД берут отпуск в холодное время года. Теперь они лишились возможности заслуженного отдыха под теплым солнцем вместе с семьей. В чем виноваты их родные и близкие? - говорит «Ленте.ру» правозащитник и руководитель всероссийской общественной организации "Офицеры России" Антон Цветков. - Пока я не услышал никаких заслуживающих внимания аргументов в пользу таких ограничений».

До сих пор неизвестно, распространяется ли ведомственное распоряжение МВД на сотрудников таможни в аэропортах. Для этого должно быть принято межведомственное решение на уровне правительства страны - либо соответствующий закон.

Не исключено, что наиболее ушлые полицейские будут попросту скрывать свою принадлежность к органам внутренних дел и придумывать разнообразные уловки.

Ранее ограничения на выезд касались сотрудников с допуском к информации под грифом «совершенно секретно», но некоторые из них попросту игнорировали ведомственные запреты, рассчитывая сохранять свои путешествия в секрете. Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах рассказал, что один из таких «невыездных» продолжал отнекиваться и отпираться, даже когда начальник ткнул ему в лицо штрафными квитанциями за нарушение ПДД, присланными из Евросоюза.

Впрочем, для зарубежных поездок честным стражам порядка теперь может попросту не хватить денег. Ведь выплаты премий и материальной помощи в министерстве с 1 января значительно ограничены. А на одну зарплату, в пересчете на валюту, за границей делать нечего.

«Решение об ограничении на выезд за рубеж было воспринято сотрудниками ОВД с пониманием, - подытожил официальный представитель МВД. - Поскольку сотрудники ОВД находятся на госслужбе, это налагает на них особую ответственность, включая и ряд ограничений в определенных обстоятельствах».

Владимир ЧУГУНОВ:
«В работе с кадрами не может быть второстепенных вопросов»

13 апреля 2009 года начальник ГУВД по г. Москве генерал-полковник милиции Владимир Пронин провел оперативное совещание руководящего состава главка. В рамках обсуждения вопроса о состоянии работы с кадрами с основным докладом выступил заместитель начальника ГУВД по г. Москве генерал-майор милиции Владимир Чугунов. Приводим тезисы его выступления.

На расширенной коллегии главка в январе текущего года были обсуждены проблемные вопросы кадрового обеспечения и поставлены конкретные задачи по снижению некомплекта и укреплению служебной дисциплины. Итоги работы за первый квартал позволяют сделать определенные выводы по их выполнению. Остановлюсь на ключевых моментах, которые необходимо учесть в первую очередь.

С начала года на службу принято более 2,5 тысячи граждан, уволено по различным основаниям 982 сотрудника. Некомплект в целом по ГУВД составил 4,5%. Проведен значительный объем работы по переназначению для дальнейшего прохождения службы сотрудников, находящихся в распоряжении кадровых аппаратов в результате прошедших оргштатных мероприятий. Всего трудоустроено 6067 сотрудников, для решения вопроса трудоустройства 182-х сотрудников их личные дела направлены в МВД и ГУВД других регионов, 350 человек, к сожалению, пришлось уволить.

Приоритетной задачей служебной деятельности кадровых аппаратов окружных УВД является реализация мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого комплектования полков (батальонов) патрульно-постовой службы милиции.

За период, прошедший после реорганизации, в полки (батальоны) ППСМ назначены 2178 человек, уволены 200, откомандированы - 115, вакантными остаются 1430 должностей (21,6%), из них 28 начсостава. В Зеленограде батальон ППСМ укомплектован полностью. В остальных округах некомплект полков (батальонов) составляет от 10,1% (Северный округ) до 31% (Юго-Западный округ). Всего в округах отобрано почти 2 тысячи кандидатов на замещение вакантных должностей в полках (батальонах) ППСМ. С 1 января 2009 года количество вакантных должностей в этих подразделениях сокращено на 15,7%. При сохранении в дальнейшем положительной тенденции по отбору кадров в полки есть основания полагать, что поставленная начальником ГУВД задача по укомплектованию полков (батальонов) до 1 июля текущего года окружными управлениями будет выполнена.

Наметились положительные тенденции по сокращению некомплекта и увеличению количества вновь принимаемого молодого пополнения. Общий результат приема на службу в округах увеличен на 43%, по аппарату и подведомственным подразделениям ГУВД - на 8%. Однако говорить о существенных позитивных изменениях в кадровой ситуации преждевременно. В ряде подразделений аппарата ГУВД, окружных УВД решение вопросов комплектования остается малоэффективным.

Окружными управлениями внутренних дел не в полном объеме выполняется задача по кадровому обеспечению подразделений. Наибольший некомплект личного состава в УВД по Восточному, Юго-Западному и Юго-Восточному округам.

С начала текущего года некомплект увеличился в 43-х отделах внутренних дел. По состоянию на 1 апреля в 16-ти отделах внутренних дел количество незамещенных вакансий превысило 5%. Из 127-ми отделов внутренних дел в 43-х количество уволенных превысило количество принятых на службу.

Причиной такого положения является недостаточное влияние аппарата управлений на состояние дел в территориальных отделах, отсутствие необходимой требовательности к подчиненным руководителям за порученные направления работы.

В окружных управлениях неэффективно проводится работа с резервом руководящих кадров. Указание начальника главка от 10 февраля текущего года о замещении в двухнедельный срок вакантных должностей руководящего состава не выполняется.

На 1 апреля в округах вакантно 36 руководящих должностей, из них 13 - не замещены с прошлого года (Центральный, Северо-Восточный, Восточный, Юго-Западный, Западный и Северный округа).

Предлагаю начальникам УВД административных округов безотлагательно принять меры по назначению руководителей из имеющегося резерва.

Во втором квартале в Вооруженных силах Российской Федерации, в том числе и Московском военном округе, предстоит реорганизация воинских частей, в результате которой высвобождается более 20 тысяч высококвалифицированных военнослужащих, не выслуживших установленные сроки.

Необходимо организовать в военных комиссариатах на обслуживаемой территории работу с каждым уволенным военнослужащим с целью приема на службу в органы внутренних дел, с учетом имеющегося образования, на должности начальствующего, командного и рядового составов вместо сотрудников, не способных обеспечить порученный участок работы. Соответствующее письмо об оказании содействия в работе с военнослужащими направлено 6 апреля в Военный комиссариат г. Москвы.

Следует навести порядок в служебных коллективах, очистить ряды милиции от сотрудников, систематически нарушающих служебную дисциплину, имеющих неудовлетворительные результаты служебной деятельности.

К сожалению, принятые беспрецедентные меры по социальной защите личного состава пока не обозначили тенденцию изменения в лучшую сторону состояния законности и служебной дисциплины.

Если в феврале текущего года наблюдалось снижение числа сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности, то по итогам первого квартала оно увеличилось на 7%. Наказано 654 руководителя. В УВД по ЗАО их число достигло 95-ти, а в УВД по САО - 78-ми.

Несмотря на некоторое снижение (с 44-х до 36-ти) числа дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине сотрудников, данная проблема стоит по-прежнему остро.

Только за период с 28 по 31 марта в ДТП погибли трое сотрудников милиции и одно гражданское лицо.

Так, 28.03.2009 г. на 52-м км Ленинградского шоссе инспектор ДПС ОГИБДД УВД по СЗАО Соловьев, в свободное от службы время, управляя личной автомашиной, выехал на полосу встречного движения, совершил столкновение с двумя автомобилями, и от полученных телесных повреждений скончался на месте.

31 марта текущего года по тем же причинам (выезд на встречную полосу) погиб сотрудник того же подразделения ОГИБДД УВД по СЗАО Санталов, а возвращавшиеся с ним в автомашине с похорон Соловьева его сослуживцы Поляков и Зиновенко получили серьезные травмы. В этот же день находившийся в свободное от службы время в форменном обмундировании участковый уполномоченный ОВД по району Раменки Ковлагин, управляя личной автомашиной, в Волоколамском районе Московской области также выехал на полосу встречного движения. В результате ДТП погибли сам Ковлагин и следовавший с ним в качестве пассажира его отец.

Днем раньше находящийся в очередном отпуске милиционер полка ППСМ УВД по ЦАО Митин в состоянии алкогольного опьянения на личной автомашине совершил столкновение со следующим впереди автомобилем, пытался скрыться, но был задержан сотрудниками ДПС.

Только за 5 дней (с 25 марта по 1 апреля) за управление автотранспортом в нетрезвом виде и отказ от медицинского освидетельствования к административной ответственности привлечены 12(!) сотрудников подразделений ГУВД (УМТиХО, УВО, 1-й и 2-й оперативные полки, УВД по ВАО, ЦАО, ЮАО, ЮВАО). Причем в УВД по Южному и Юго-Восточному административным округам были задержаны по три сотрудника. А ведь руководителям этих и других подразделений неоднократно указывалось на порочность практики увода нарушителей от ответственности, разъяснялось, что увольнение любителей сесть за руль в пьяном виде - единственная действенная профилактическая мера по недопущению ДТП с тяжкими последствиями.

Игнорируя требования приказа ГУВД № 173-2005, указания и решения оперативных совещаний руководящего состава Главка, проявляя беспринципность, ряд руководителей не осуществляют личный контроль проведения служебных проверок по фактам управления транспортом в нетрезвом виде, поручая их проведение сотрудникам, не имеющим достаточных знаний и полномочий. В результате искусственно затягиваются сроки проверок, вместо увольнения из органов внутренних дел совершенно необоснованно принимаются меры так называемого «общественного воздействия», что порождает у злостных нарушителей и их коллег чувство безнаказанности и вседозволенности. Нежелание обеспечить неотвратимость наказания создает круговую поруку, которая развращает личный состав и толкает на новые нарушения.

На данный момент число сотрудников, привлеченных к административной ответственности за различные нарушения ПДД, составило 955 человек, из них за управление транспортом в состоянии опьянения или отказ от освидетельствования - 72. Из этого числа на сотрудников УВД по СВАО и ЗАО приходится по 9 административных протоколов по статьям 12.8 и 12.26, в УВД по ВАО - 8, по ЮЗАО - 7.

При этом в УВД по СВАО и ЮЗАО не уволен ни один злостный нарушитель, а к дисциплинарной ответственности привлечены всего двое (оба в УВД по СВАО).

При такой позиции руководства этих и большинства других подразделений будут продолжать гибнуть и получать увечья на дорогах сотрудники и граждане, а ГУВД нести материальный ущерб от разбитых вдребезги автомашин.

Все это находит отражение в средствах массовой информации, подрывает авторитет милиции как структуры государственной власти.

С апреля начала свою работу мобильная группа по проверке соблюдения дорожно-транспортной дисциплины и профилактике нарушений ПДД. В ее состав вошли сотрудники ЦТО, УГИБДД, УСБ, ИЛС и работники Медсанчасти. Уже первые выезды группы показали, что сфера ее деятельности в плане выявления различных нарушений не будет ограничиваться только автотранспортом. Например, 6 апреля в полку ППСМ УВД по САО был выявлен рядовой милиции Митрофанов, находившийся, по предварительным данным, в состоянии наркотического опьянения. Если бы не эта проверка, то он спокойно вышел бы на маршрут. Чем это закончилось бы - неизвестно. И такая ситуация не только в этом подразделении. Об этом свидетельствует на порядок возросшее количество жалоб граждан на службу «02». Почему командиры и начальники не видят (или не желают видеть), кто у них выходит на службу? При таком отношении к делу, никаких мобильных групп ГУВД не хватит.

Можно и дальше приводить примеры нарушений дисциплины и предательства интересов службы. Их гораздо больше, чем отражается в суточных сводках и спецсообщениях. К сожалению, во многих подразделениях прочно укоренилась практика замалчивания. Подобная позиция мало того что недальновидна, но влечет за собой совершение преступлений личным составом, и как следствие - общественный резонанс.

Повышенная общественная опасность нарушений служебной дисциплины и законности, многочисленные чрезвычайные происшествия, допускаемые сотрудниками, вызывают необходимость использования всех доступных мер по профилактике подобных проявлений. Одной из них должны стать образованные в подразделениях ГУВД комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике. Но, как показывают проверки, не везде работа этих формирований налажена должным образом. Например, в полку ППСМ УВД по ЦАО и ОВД по району Марфино (СВАО) заседания комиссий, несмотря на значительное число происшествий в этих подразделениях, не проводятся. В ОВД по Ломоносовскому району (ЮЗАО) комиссия вообще не образована. Ее функции выполняют видоизмененные «суды чести» рядового и младшего, среднего и старшего начсостава.

Принимаемые на комиссиях решения зачастую не относятся к их компетенции, например об увольнении сотрудников из органов внутренних дел или наложения на них дисциплинарных взысканий.

Сегодня для кардинального изменения ситуации требуется прежде всего коренным образом изменить отношение основной массы руководителей (командиров) к работе по воспитанию подчиненных, укреплению законности и дисциплины.

Важным направлением служебной деятельности является организация работы с «молодыми» сотрудниками. Несмотря на всю значимость этой работы, за нарушение дисциплины уже уволены 4 сотрудника, проработавших в ОВД менее года. В ходе проверок выявляются недостатки в организации наставничества. Так, в полку ППСМ УВД по ЦАО занятия по изучению приказа МВД России от 24.12.08 г. № 1139 «Об утверждении положения о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации» не проводились, а командир ждет указаний. За перемещенными на вышестоящую должность в другую службу сотрудниками: Бедретдиновым, Филюшиным, Ляшковым, Митяевым, Романовым и Филатовым - наставники не закреплялись, хотя их назначение на новые места связано с исполнением новых должностных обязанностей, которые требуют получения дополнительных знаний и практических навыков. Кроме того, не обеспечено совместное несение службы вновь принятых сотрудников и закрепленных

за ними наставников на постах и маршрутах.

Несмотря на широкий спектр проводимых мероприятий социального характера, в ряде подразделений работа по обеспечению гарантий правовой и социальной защиты сотрудников и членов их семей организована неудовлетворительно. Так, например, практика направления кадровыми и воспитательными аппаратами ОМОН и ОМСН в УВР первичных донесений о времени, месте и обстоятельствах получения сотрудниками увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний свидетельствует о несоблюдении указанными подразделениями суточного срока их предоставления, установленного приказом МВД России от 24 сентября 2007 года № 824.

Качество выполнения поставленных перед московской милицией задач напрямую зависит от профессиональной подготовленности сотрудников.

Поэтому нетерпимыми становятся факты пропусков занятий, несвоевременного направления сотрудников на обучение, назначения на вышестоящие должности сотрудников, не состоявших в резерве и не прошедших соответствующего обучения (УВД по СВАО, Зеленоградскому АО). Подобная практика приводит к тому, что сотрудники на первом этапе своей деятельности в новых должностях не могут эффективно выполнять стоящие перед ними задачи.

Необходимо принять незамедлительные меры по устранению указанных недостатков и обеспечить своевременное исполнение всех мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки.

Имеются определенные проблемы и в работе по комплектованию переменным составом ведомственных учебных заведений, связанные в первую очередь с низкой исполнительной дисциплиной руководителей подразделений.

Хочу еще раз напомнить, что в работе с кадрами не может быть второстепенных вопросов. Люди - это главный наш резерв в борьбе с преступностью. Работа с ними была, есть и будет одним из основных направлений деятельности руководителей и командиров всех уровней.

Наша задача в нынешних непростых условиях не допустить кадрового кризиса в подразделениях, сделать все зависящее от нас для создания оптимальных условий деятельности сотрудников, одновременно сочетать заботу о личном составе с принципиальностью и требовательностью за конечные результаты работы по защите жителей и гостей столицы от преступных проявлений. Уверен, что совместными усилиями нам удастся решить имеющиеся проблемы, а все необходимые условия сегодня у нас имеются.

Подводя итоги оперативного совещания, начальник ГУВД по г. Москве генерал-полковник милиции Владимир Пронин поставил задачи перед руководителями служб и подразделений главка по наведению порядка внутри системы, неукоснительному соблюдению служебной и дорожно-транспортной дисциплины, давать принципиальную оценку любым нарушениям дисциплины, предельно жестко поступать в отношении виновных руководителей, которые в силу своего должностного положения обязаны были принять исчерпывающие меры по устранению причин, способствующих совершению чрезвычайных происшествий.