Ремонт Стены Уход

Эллис рационально эмотивная терапия. Азбука рационального мышления

Автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческиереакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок - иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» - см. Модель ABC (психотерапия)). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Создал и был президентом Института Альберта Эллиса The Albert Ellis Institute.

В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году - первым (Эллис, Роджерс, Бек). Заслуженно делит с А.Беком лавры пионеров когнитивного подхода.

Биография

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологииКолумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера , Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.

Научная и практическая деятельность

Альберт Эллис бо́льшую часть своей жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию: сначала непрофессионально, затем - как психоаналитик. Позже он разочаровывается в психоанализе и публикует статью «Telepathy and psychoanalysis: a critique of recent findings», содержащую критические замечания по поводу антинаучной мистики и оккультизма в психологической литературе.

В 1950-60-х годах Эллис создаёт основы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) и её центральной модели возникновения эмоциональных расстройств - Модель ABC. В течение всей оставшейся жизни учёный развивает это новое направление психотерапии, уделяя особое внимание опытной проверке истинности основных положений теории и эффективности используемых терапевтических методов.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) (ранее - «РТ» и «РЭТ») представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм» различных психотеревтических методик: когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда - «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs»).

Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта как психоаналитик, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков как Карен Хорни и Альфред Адлер. Однако Эллис впоследствии разошелся во взглядах с психоанализом , и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ является гуманистической формой терапии, следствием чего является один из основных терапевтических принципов РЭПТ - безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам.

Более того, описывая отношение РЭПТ-терапевта к клиенту, Эллис на первое место ставит всю триаду Роджерса. Кроме этого в списке следуют юмор (только там, где он уместен; юмор как иронично-веселое отношение к жизни, но не шутки в адрес личности, чувств, мыслей и поступков клиента), неформальность (но не развлечение на сеансах психотерапии, которые проводятся за деньги клиента), осторожное проявление безмерной теплоты к клиенту (чрезмерное эмоциональное сопереживание тоже вредит). Эллис определял роль РЭПТ-терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Справедливость основных теоретических положений и терапевтическая эффективность РЭПТ подтверждаются множеством экспериментальных исследований.

РЭПТ делится на общую РЭПТ (нацелена на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях) и предпочитающуюся РЭПТ (научить клиентов самопомощи, используя методы РЭПТ).

Модель ABC

Модель ABC (иногда - «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия», англ. consequences), возникают не под влиянием «активирующих событий» (иногда - «активаторы» буква «A», англ. activating events), а под влиянием иррациональных верований (иногда - «убеждения», буква «B», англ. beliefs), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований» (англ. demands).

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспариваниеиррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE - англ. disputation) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result). Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ

Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;

Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) - это:

  • оценка - определение неприятности события (вместо драматизации);
  • толерантность - я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
  • принятие - я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека:

  • Соблюдение собственных интересов.
  • Социальный интерес.
  • Самоуправление.
  • Высокая толерантность к фрустрации.
  • Гибкость.
  • Принятие неопределенности.
  • Преданность творческим занятиям.
  • Научное мышление.
  • Принятие себя.
  • Рискованность.
  • Отсроченный гедонизм.
  • Антиутопизм.
  • Ответственность за свои эмоциональные расстройства.

Награды и премии

  • 1971 - награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации.
  • 1985 - награда Американской психологической ассоциации «за выдающийся профессиональный вклад вприкладные исследования».
  • 1988 - награда Американской ассоциации консультирования «за профессиональные достижения».
  • 1996 и 2005 - награды Association for Behavioral and Cognitive Therapies.

Религиозные и философские взгляды

Альберт Эллис в своих религиозных убеждениях придерживался агностицизма, утверждая, что Бога «скорее всего нет», но при этом не отрицая возможности его существования. В книге «Секс без вины» (Ellis A. Sex Without Guilt. - NY: Hillman, 1958) учёный выразил мнение о том, что религиозные догмы, вводящие ограничения на выражение сексуальных переживаний, зачастую отрицательно сказываются на психическом здоровье людей.

Основные философские взгляды Эллиса вписываются в рамки концепций гуманизма и стоицизма. В своих книгах и интервью учёный часто цитировал своих любимых философов: Марка Аврелия, Эпиктета и других.

Литература

На русском

  • Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Речь, 2002. - 352 стр. - ISBN 5-9268-0120-6
  • Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. - РнД.: Феникс, 2008. - 160 стр. - ISBN 978-5-222-14121-2
  • Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»). ISBN 5-04-010213-5
  • Эллис А., Конвей Р. Кого хочет женщина? Практическое пособие по эротическому соблазнению. - М.: Центрполиграф, 2004. - 176 стр. - ISBN 5-9524-1051-0
  • Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 224 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-88782-226-0
  • Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 288 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-314-00048-2
  • Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. - С. 88-98.
  • Где доказательства? Альберт Эллис: переворот в психотерапии // «Здравый смысл» 2008, № 1 (46)
  • МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии = The New Handbook on Cognitive Therapy Techniques. - Спб.: Речь, 2001. - 560 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9268-0036-6.

На английском

  • Sex and the Single Man; Lyle Stuart, Inc. 1963 - 63-13723
  • Homosexuality: Its causes and Cures; Lyle Stuart. 1965
  • A Guide to Rational Living; Wilshire Book Company. 1975 - ISBN 0-87980-042-9
  • How to Live With a Neurotic; Wilshire Book Company. 1979 - ISBN 0-87980-404-1
  • When AA Doesn’t Work For You: Rational Steps to Quitting Alcohol; Barricade Books. 1992 - ISBN 0-942637-53-4
  • The Art and Science of Rational Eating; with Mike Abrams Ph.D. and Lidia Abrams Ph.D.; Barricade Books. 1992 - ISBN 0-942637-60-7
  • How to Cope with a Fatal Illness; with Mike Abrams Ph.D.; Barricade Books. 1994 - ISBN 1-56980-005-7
  • How to Keep People from Pushing Your Buttons; with Arthur Lange. Citadel Press. 1995 - ISBN 0-8065-1670-4
  • Alcohol: How to Give It Up and Be Glad You Did; with Philip Tate Ph.D. See Sharp Press. 1996 - ISBN 1-884365-10-8
  • How to Control Your Anger Before It Controls You; with Raymond Chip Tafrate. Citadel Press. 1998 - ISBN 0-8065-2010-8
  • The Secret of Overcoming Verbal Abuse: Getting Off the Emotional Roller Coaster and Regaining Control of Your Life; with Marcia Grad Powers. Wilshire Book Company. 2000 - ISBN 0-87980-445-9
  • Overcoming Destructive Beliefs, Feelings, and Behaviors: New Directions for Rational Emotive Behavior Therapy; Prometheus Books. 2001 - ISBN 1-57392-879-8
  • Overcoming Procrastination: Or How to Think and Act Rationally in Spite of Life’s Inevitable Hassles; with William J. Knaus.Feeling Better, Getting Better, Staying Better: Profound Self-Help Therapy For Your Emotions; Impact Publishers. 2001 - ISBN 1-886230-35-8
  • The Road to Tolerance: The Philosophy of Rational Emotive Behavior Therapy; Prometheus Books. 2004 - ISBN 1-59102-237-1
  • The Myth of Self-Esteem; Prometheus Books. 2005 - ISBN 1-59102-354-8

Основатель РЭТ Альберт Эллис сформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание:

"Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят"
Эпиктет

Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в структуре индивидуального сознания, А. Эллис стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек - существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям на всех уровнях - от биологического до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.

Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

Важным в РЭТ является понятие "ловушка", т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием системы иррациональных установок.

В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия приятно, человек должен чувствовать себя достаточно уязвимым и в такой атмосфере, и не чувствовать себя дискомфортно в отсутствии атмосферы любви и полного принятия.

А. Эллис предполагал, что положительные эмоции (такие как чувства любви или восторга) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы: "Это для меня хорошо". Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убеждением, выраженным фразой: "Это для меня плохо". Он считал, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает "ярлык", который ей "приклеивают" (например, она опасна или приятна), даже в том случае, когда "этикетка" не соответствует действительности. Для достижения счастья необходимо рационально сформулировать цели и выбрать адекватные средства.

Эллис разработал своеобразный "кодекс невротика ", т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполнению которого ведет к психологическим проблемам:

  1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении.
  2. Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.
  3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
  4. Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.
  5. Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
  6. Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
  7. Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.
  8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
  9. Прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение "сейчас".
  10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
  11. Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.
  12. Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

А. Эллис предложил свою структуру личности, названную им по первым буквам латинского алфавита "АВС-теория": А - активирующее событие;
B мнение клиента о событии;
С - эмоциональные или поведенческие последствия события;
D - последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки;
Е - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ.
Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме "событие - восприятие события - реакция - обдумывание - вывод" обладает высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

Этапы ABC-схемы

"ABC-схема" используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов.

Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.

А = (А0 + Аc) => В,

где A0- объективное событие (описанное группой наблюдателей);
Аc - субъективно воспринятое событие (описанное клиентом);
В - система оценки клиента, определяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.

Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты).

Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних - из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций. Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

  1. Катастрофические установки.
  2. Установки обязательного долженствования.
  3. Установки обязательной реализации своих потребностей.
  4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.

Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения - прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий.

РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.
Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Кроме того, А. Эллис сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых клиентом может выступить конкретной целью психокоррекционной работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, само-принятие, способность к риску, реализм.

Позиция психолога

Позиция психолога, работающего в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает. Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.д. Он апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением грехов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.

Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося.
Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:

  1. Поверхностный - осознание проблемы.
  2. Углубленный - распознавание собственных интерпретаций.
  3. Глубинный - на уровне мотивации к изменению.

В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:

  • признание личной ответственности клиента за свои проблемы;
  • принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы
  • признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;
  • обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;
  • признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений;
  • согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
  • согласие клиента на использование РЭТ.

Техники

Рационально эмотивная терапия характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений.

  1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов. Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось"; вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если..."; вместо "Я обязан выполнить эту работу" - "Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне".
  2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по "ABC-модели" и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
  3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
  4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.
  5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь.

По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994). Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.

Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ - в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.

Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах. Однако специалисты, желающие использовать наиболее популярные клинические методы РЭПТ, найдут в этой книге их самое детальное описание Мы не ждем, что данная работа заменит собой все другие публикации по РЭПТ, но в то же время надеемся, что она станет существенным и полезным дополнением к ним.

Альберт Эллис, PhD

УиндиДрайден, PhD

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.

Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.

Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью. Он хотел получить специальность экономиста, чтобы к 30 годам заработать достаточно денег для спокойного литературного творчества. В 1934 году Эллис окончил университет Нью-Йорка и получил степень магистра деловою администрирования. Вместе с братом они основали первое предприятие. В 1938 году Эллис получил должность начальника службы персонала в небольшой фирме. Параллельно с работой в сфере бизнеса Эллис занимался литературным трудом, к 28 годам у него было уже более двух десятков рукописей, которые он нигде не мог опубликовать. Желая как-то повысить привлекательность своих рукописей для издателей, Эллис решил написать несколько работ о сексуальных проблемах и стал собирать материалы для книги о сексуальной свободе. Поскольку собранные материалы Эллис широко обсуждал с друзьями, его стали считать чем-то вроде эксперта по этому предмету. Многие из его друзей стали обращаться к Эллису за советом и он обнаружил, что консультирование нравится ему не меньше, чем литературное творчество. Эллис вновь занялся своим образованием. В 1943 году он получил степень магистра по курсу клинической психологии Университета Колумбии (Нью-Йорк). Уже в это время он открывает частную психотерапевтическую практику по семейным и сексуальным проблемам. В 1947 году Эллис поступает в аспирантуру и решает начать учебный анализ, чтобы через несколько лет стать психоаналитиком. Это оказалось не простым делом, поскольку большинство психоаналитических институтов ориентировалось на психологов с докторскими степенями. Все же Эллису удается найти аналитика из группы Карен Хорни, который соглашается работать с ним. Эллис прошел полный анализ и начал практику классического психоаналитика. В 40-е года Эллис работал психоаналитиком в учебных учреждениях и клиниках, но его вера в психоанализ быстро разрушилась. Используя опыт своей консультативной деятельности, Эллис стал экспериментировать с более директивными вмешательствами, чем это было принято в психоанализе. К1955 году Эллис полностью отошел от психоанализа и стал разрабатывать свой собственный стиль психотерапии, основанный на анализе и изменении верований и убеждений клиентов, их представлений о должном и нужном. В 1957 году вышла книга Эллиса «Как жить с невротиком». Двумя годами позже Эллис основал свой Институт рационально-эмоциональной терапии, в котором стал проводить консультации и семинары для психотерапевтов. В 1960-м году вышла его книга «Искусство и наука любви», которая пользовалась большим успехом.

Альберт Эллис

Психотренинг по методу Альберта Эллиса

ЧЕМ ЭТА КНИГА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ КНИГ!

Каждый год читатели знакомятся с сотнями новых книг, изданных в серии «Помоги себе сам», многие из которых действительно приносят реальную пользу. Зачем же писать еще одну? Тем более что моя книга «Новый путь к разумной жизни», написанная в соавторстве с Робертом А. Харпером, уже разошлась миллионным тиражом? Ведь не для того только, чтобы дополнить «Зоны, ваших ошибок», которую читают миллионы людей? Зачем же тогда?

Для этого есть несколько серьезных причин. Несмотря на то-что рационально-эмотивная терапия (РЭТ), которую я создал в 1955 году, в настоящее время заняла подобающее ей место в психологии и психотерапевты (а также и психоаналитики) все чаще включают большие фрагменты моих методик в свою программу работы с пациентами, - к сожалению, нередко она используется в несколько «разбавленном» виде.

Помимо моих собственных сочинений, посвященных РЭТ, ни одна книга не дает четкого изложения ее сути. Те книги, в которых предпринимаются подобные попытки, написаны, как правило, труднодоступным для широкого круга читателей языком. Настоящее издание направлено на то, чтобы восполнить этот пробел.

В книге ставятся конкретные задачи. Более того, они решаются - и это коренным образом отличает мою книгу от других, посвященных проблемам душевного и умственного здоровья.

Эта книга побуждает открыто выражать сильные чувства, обуревающие вас в трудные минуты жизни. Но в то же время в ней проводится четкое разграничение между вполне уместными естественными чувствами озабоченности, печали, разочарования или раздражения и неуместными, разрушительными чувствами паники, депрессии, ярости или жалости к себе.

Эта книга научит вас разбираться в сложных жизненных ситуациях и «держаться в седле» в любых обстоятельствах. Но самое важное заключается в том, что эта книга не только дает ощущение лучшей жизни, но и способна действительно изменить вашу жизнь в лучшую сторону, при условии, что вы перестанете расшатывать собственные нервы и обременять себя чувством вины.

Эта книга не только научит, как можно владеть собой и держать эмоции под контролем, не только покажет, как можно упрямо отказываться быть несчастным в любой (да, да, действительно в любой!) ситуации, но и подробно объяснит, что именно нужно сделать для того, чтобы обрести контроль над собой.

Эта книга основана на позициях научного исследовательского мышления и реальных взглядов на жизнь. Она напрочь отвергает мистицизм, религиозность и утопические концепции, которые в наше время активно проповедуются во многих публикациях на тему «Помоги себе сам».

Эта книга поможет вам обрести новый философский взгляд на жизнь взамен наивного «позитивного мышления» в стиле Поллианны, с которым по плечу только временные трудности и которое непременно подведет вас на длинной дистанции.

Эта книга предлагает множество методик совершенствования личности, которые основаны не на отдельных, порой анекдотических «случаях из жизни», л проверены путем строго научных исследовании

Эта книга покажет, каким образом вы сами себе создаете проблемы. Однако она не заставит попусту тратить время и силы на то, чтобы копаться в своем прошлом, вновь и вновь мысленно возвращаясь к совершённым промахам и ошибкам. Она покажет, каким образом вы до сих пор продолжаете напрасно портить самому себе настроение и что в данный момент нужно сделать для того, чтобы прекратить это.

Эта книга поможет вам обрести мужество взять на себя ответственность за то, что с вами происходит, не сваливая все на родителей, окружающих и неправильное воспитание.

В этой книге в простой и доступной форме излагаются основы РЭТ (а также других видов когнитивной и бихевиорально-когнитивной терапии). В ней наглядно демонстрируется, что непосредственное основополагающее влияние на эмоциональные последствия (С) оказывают отнюдь не активизирующие события вашей жизни (А), а скорее ваша система убеждений и представлений (В). Вы должны обрести способность оспорить (D) свои иррациональные представления (iBs) и изменить их. Книга содержит множество эмотивных и бихевиоральных методик, направленных на подавление иррациональных представлений, изменение стиля мышления и обретение новой эффективной жизненной философии (Е).

Эта книга показывает, как можно, сохраняя свои желания, устремления, предпочтения, цели и систему ценностей, при этом отказаться от чрезмерных требований и заповедей - всех этих категорических императивов «должен» или «обязан», которыми обрастают наши желания и привязанности, обрекая на бесполезные мучения.

Эта книга поможет вам обрести независимость и внутреннюю свободу, покажет, как мыслить самостоятельно, не поддаваясь внушению того образа мыслей, который вам навязывают другие.

Эта книга содержит массу полезных РЭТ-упражнений, которые помогут вам переосмыслим! и перестроить свою жизнь.

Эта книга расскажет вам о том, как стать разумными в нашем неразумном мире; как стать счастливыми в самых трудных и «невыносимых» условиях - настолько, насколько вы сами захотите. Она убедит нас, что человек способен отказаться становиться несчастным даже в крайне печальных ситуациях - в бедности, под угрозой террора, в болезни или на войне; в ней упорно доказывается, что человек способен изменить в свою пользу не только самые трудные ситуации, но и в определенной мере целый мир.

Эта книга поможет распознать корни извращенного мышления, свойственного фанатизму, нетерпимости, догматизму, тирании, деспотизму, - и научит бороться с подобными проявлениями невроза.

В книге предлагается широкий спектр методик, направленных на укрощение таких сильных и разрушительных эмоций, как тревога, депрессия, враждебность, презрение или жалость к себе. В большей степени, нежели любая иная психотерапевтическая школа, РЭТ является школой эклектической. В то же время она в высшей степени избирательна и делает все возможное для того, чтобы устранить из своей практики опасные и неэффективные методы психотерапии.

РЭТ - это школа практики. РЭТ быстро и эффективно добирается до самой сердцевины расстройства и подсказывает, что нужно сделать, чтобы как можно быстрее помочь самому себе.

Эта книга научит вас, как стать честным гедонистом и индивидуалистом - то есть как, прежде всего заботясь о себе, в то же время успешно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими. Она поможет нам не только сохранить, но даже поставить во гляну угла ваши личные цели и идеалы, оставаясь при этом полноценным гражданином своей страны

Книга проста и - я надеюсь - исключительно понятна, но далеко не примитивна. Ее мудрость, почерпнутая у достойнейших философов и психологов, по-житейски практична и в то же время весьма глубока.

Эта книга представляет собой собрание терапевтических методик, разработанных на основе наиболее быстро развивающихся современных направлений терапии - рационально-эмотивной и когнитивно-бихевиоральной, которые в настоящее время широко распространены благодаря той пользе, которую они принесли и приносят миллионам пациентов и тысячам терапевтов. Книга включает все лучшее, что содержится в методиках самолечения, на основе которых и были выработаны данные виды терапии, в форме, адаптированной для широкого круга читателей, - то есть эта книга для ВАС.

Итак, действительно ли эта книга расскажет, как научиться в любой ситуации по своей воле отказываться быть несчастным? В любой? Действительно? Правда? Кроме шуток? Да, это на самом деле так - если вы будете искренне слушать (СЛУШАТЬ) и работать (РАБОТАТЬ), воспринимая и отрабатывая на практике полученные знания.

Вы будете слушать?

Вы будете работать?

Вы будете ДУМАТЬ?

Ведь вы действительно это умеете.

Я надеюсь. что так оно и будет.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВСЕГДА МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ БЫТЬ НЕСЧАСТНЫМ?

Основная мысль этой книги довольно оригинальна. Ее можно сформулировать так: в большинстве своем людские огорчения и серьезные эмоциональные расстройства являются совершенно ненужными, и более того - неэтичными. То есть как это - неэтичными?! Да очень просто, ведь, позволяя тревоге или депрессии одолеть себя, вы действуете против самого себя - и, следовательно, поступаете по отношению к себе несправедливо и нечестно.

Ваше беспокойное состояние оказывает неблагоприятное влияние и на окружающих людей. Оно расстраивает ваших родных и друзей и даже, в какой-то мере, людей, непосредственно с вами не связанных. Цена паники, гнева, жалости к себе неоправданно высока. Она выражается в попусту затраченном времени и средствах, в ненужных усилиях, в напрасной душевной тревоге, в пренебрежении интересами других людей, в глупом растранжиривании возможностей наслаждаться своей единственной - да-да, единственной - жизнью.