Ремонт Стены Уход

Бумажная модель броненосца микаса. Эскадренный броненосец «Микаса

Карта боя в заливе Виго

После того как в Мадриде королем Испании был провозглашен Филипп V, его дед, французский король Людовик XIV, объявил Австрии войну за испанское наследство, длившуюся целых двенадцать лет. Для ее ведения французскому монарху, естественно, требовалось немало денег. Самой богатой страной в то время была Испания, имевшая золотые и серебряные рудники в колониях - Перу, Мексике, Чили.

Опасаясь за судьбу награбленных за годы войны сокровищ, испанцы после долгих колебаний наконец решили перевезти их из Америки в Европу. Летом 1702 года на девятнадцать галеонов было погружено большое количество золота, драгоценных камней, серебра, жемчуга, амбры, индиго, ванилина, какао, имбиря. Всего - на сумму тринадцать миллионов золотых дукатов. Одиннадцатого июня караван судов под командованием Мануэля де Веласко вышел из Веракруса. В море он встретился с французской эскадрой из двадцати трех кораблей, которой была поручена охрана испанских галеонов. Поскольку угроза нападения англо-голландского флота была реальной, командование эскадрой возложили на знаменитого тогда адмирала Шато-Рено, который за долгие годы службы не раз одерживал победы и над англичанами, и над голландцами.

Объединенная франко-испанская флотилия должна была идти в Кадис. Но поскольку разведка донесла, что этот порт блокирован английским флотом, Шато-Рено направился на северо-запад Испании, в бухту Виго.

После прибытия туда испанский флотоводец имел полную возможность выгрузить сокровища на берег, под охрану французских войск, которых в это время в Испании было предостаточно. Однако вместо этого нерешительный Мануэль де Веласко стал дожидаться указаний из Мадрида, куда следовать дальше. Дело в том, что, хотя ценности принадлежали Испании, предназначались они прежде всего для оплаты военных расходов Франции.

Весть о том, что в бухте Виго стоят галеоны, на борту которых находится неслыханное богатство, облетела все побережье Испании и дошла до англичан. Через месяц пришло распоряжение из Мадрида. Но в тот момент, когда Мануэль де Веласко распечатывал секретный пакет в своей каюте (кстати, гонец доставил его еще ночью 21 октября, но никто не решился разбудить вельможу), в бухту Виго ворвалась англо-голландская эскадра под командованием адмирала Джорджа Рука. Тридцать часов не прекращались жестокие абордажные бои. Испанцы успели поджечь часть своих судов, чтобы они не достались неприятелю. Англичане потеряли флагманский корабль и шестьсот человек, но зато вместе с голландцами захватили и потопили несколько французских военных кораблей. Самому Шато-Рено удалось прорвать блокаду и уйти в море. Тогда как в бухте, ставшей ареной грандиозного сражения, затонуло двадцать четыре судна.

Какова судьба сокровищ, которые во время баталии находились в трюмах галеонов? Почти триста лет этот вопрос остается без ответа.

По одним источникам, англичанам удалось захватить драгоценностей на сумму пять миллионов фунтов стерлингов, - хотя даже это составляет лишь часть сокровищ. Другие источники утверждают, что весь ценный груз пошел на дно бухты вместе с галеонами. Французы предполагают, и не без основания, что Шато-Рено по приходу эскадры в Виго все-таки выгрузил ценности на берег и под охраной французских войск тайно отправил своему правительству. Иначе за что же Людовик XIV после морского сражения, которое нельзя назвать победой для адмирала, произвел его в маршалы да еще щедро наградил?

Правда, скептики полагают, что факт выгрузки такого огромного количества ценностей скрыть было невозможно.

Действительно, июле 1738 года в бухту Виго прибыла французская судоподъемная экспедиция, возглавляемая Александром Губертом. После тщательных промеров были определены места, где лежали шесть затонувших кораблей. Выбор пал на галеон, находившийся на глубине всего шести метров при малой воде. Судно поднимали с помощью строп, деревянных понтонов, шпилей и двадцати двух толстых пеньковых канатов. Наконец, после двухлетних трудов в феврале 1742 года его так близко подвели к берегу, что при отливе трюм оказался сухим. Это был испанский галеон «Тохо» водоизмещением около 1200 тонн. Но, кроме 600 тонн каменного балласта, двенадцати чугунных пушек, нескольких сот ядер и десятка мешков ржавых гвоздей, на нем ничего не нашли. В итоге, потратив на экспедицию более двух миллионов франков, французы ни с чем покинули бухту Виго.

После них там появились англичане. Одному из них, Уильяму Эвансу, посчастливилось поднять серебряные слитки, оцененные в несколько сот фунтов стерлингов. Сумма, конечно, была незначительной. Главное же заключалось в том, что его находки вселяли надежду. Возможно, ему удалось бы обнаружить и другие ценности, но Испания неожиданно запретила искать сокровища в своих территориальных водах представителям нации, потопившей испанские галеоны.

В 1748 году испанцы сами попытались найти драгоценный груз, но безуспешно. Далее почти восемьдесят лет никаких водолазных работ в бухте не велось, хотя местные жители время от времени совершали туда скоротечные вылазки - ныряли к остовам затопленных судов, пытаясь что-нибудь рассмотреть в мутной воде.

В 1825 году в бухту вошел бриг «Энтерпрайз». На его борту находился водолазный колокол новой конструкции, не только позволявший дольше оставаться под водой, но и, что очень важно, дававший акванавту хороший обзор дна. Капитану брига Диксону пришлось работать в нем в то время, как на палубе вооруженные испанцы с нетерпением ждали своей доли добычи. Через несколько дней бриг исчез из бухты так же внезапно, как и появился. Пошли слухи, что с помощью колокола англичане смогли поднять значительное количество золота, после чего, напоив охрану, подняли паруса и сбежали.

В конце 50-х годов прошлого века правительство Испании продало право на поиски сокровищ француз­скому дельцу Давиду Лэнгленду, который уступил его, конечно не без выгоды для себя, парижскому банкиру Сикарду. Поскольку денег на экспедицию у парижанина не хватало, он в свою очередь обратился за помощью к преуспевающему банкиру Ипполиту Магену. Тот тщательно проверил рассказанное Сикардом по данным старых испанских архивов, а также провел дополнительное расследование в Париже. Очевидно, результаты были положительными, потому что он согласился финансировать экспедицию. Однако при ее организации возникло неожиданное препятствие в лице известного в то время в Англии специалиста по водолазным работам капитана Гоуэна. Оказалось, что оборотистый Лэнгленд ухитрился продать право на подъем ценностей еще и ему. Причем Гоуэн уже успел распродать в Лондоне много акций своего предприятия.

Пока улаживалось возникшее недоразумение, шло время. Наконец после весьма продолжительной подготовки Маген приступил к обследованию затонувших галеонов. Старый испанский рыбак, который принимал участие в работе экспедиции капитана Диксона, за приличное вознаграждение показал, где на дне лежат пять судов. Чтобы получить более точные сведения и вместе с тем сохранить тайну, Маген приказал завинчивать смотровое стекло шлема готовившегося к спуску водолаза раньше, чем будет снят шлем его товарища, поднявшегося на палубу. Таким образом, ни один из них не мог услышать, что рассказывали после погружения другие водолазы. Неизвестно, сыграло ли это какую-то роль, но за двенадцать дней было обнаружено десять кораблей.

Вскоре из Франции начало прибывать водолазное оборудование. В него входили подводный электрический фонарь, весивший чуть ли не полтонны, и подводная наблюдательная камера, вмещавшая двух человек. Первой находкой стала старинная пушка с забитым пробкой дулом, в котором еще сохранился воздух. Затем водолазы извлекли двести ядер, медный сосуд, топор для абордажного боя, рукоятку от кортика, серебряный бокал, футляр от трубки и мешочек бразильских орехов. Все это лежало среди остатков галеона, который местные жители почему-то называли «Мадерой».

Начавшиеся осенние штормы заставили водолазов прекратить работы на этом судне и перейти на галеон «Ла Лигура», который затонул в глубине бухты. Здесь они смогли добраться до судового лазарета, где обнаружили несколько медных тазов и стеклянных сосудов. Когда корпус галеона взорвали, к числу находок прибавились компас и железная чаша. А вот золота и серебра, увы, не было. Средства у Магена кончались, и всему предприятию грозил крах. Было решено попытать счастья на галеоне «Тампор». Приходилось спешить, поэтому работы велись даже в ночное время, благо электрический фонарь давал под водой достаточно яркий свет.

И вот тут-то неожиданно был найден первый серебряный слиток. А вскоре уже набралось 130 фунтов. В приподнятом настроении Маген выехал в Париж. Ему удалось распродать дополнительные акции и собрать приличную сумму денег. Кстати, из бухты Виго он захватил с собой тяжелый темный брусок, чтобы отдать его на исследование. Водолазы обычно не поднимали их со дна, а в тех редких случаях, когда они случайно попадали на палубу водолазного борта, выбрасывали за борт. К величайшему изумлению и не меньшей радости Магена, этот невзрачный на вид кусок металла оказался чистым серебром!

Тем временем в Европе назревала франко-прусская война. Париж, где находился руководитель экспедиции, был окружен немцами. В последнем полученном из Испании письме сообщалось, что почти все водолазы больны, парализованы, спуски может продолжать только один. Дело в том, что ни о какой декомпрессии в те дни никто и не думал. Поэтому, несмотря на сравнительно небольшую глубину, кессонная болезнь свалила водолазов. Да и сам Магеи оказался прикован к постели,

Водолазные работы возобновились лишь через два года. Французы обнаружили еще пять затонувших судов. Но золота по-прежнему не было и в помине. Да и бруски из серебра удалось собрать далеко не все. В ноябре 1872 года поиски сокровищ прекратились. У экспедиции не осталось денег даже для того, чтобы вывезти из бухты Виго водолазное оборудование.

Позднее незадачливый руководитель французской спасательной экспедиции Ипполит Маген издал в Париже книгу «Галеоны Виго», в которой в увлекательной форме рассказал историю испанских сокровищ и привел свои соображения по поводу их подъема. Его книга вызвала такой большой интерес у искателей подводных кладов, что испанцы на всякий случай засекретили все исторические материалы, относящиеся к этой бухте.

В конце XIX века было организовано еще несколько экспедиций. Наиболее серьезно взялась за дело американская «Компания для поиска сокровищ бухты Виго», которая просуществовала почти пятьдесят лет - рекордный срок для подобных предприятий. Вот только каких-либо ценностей, поднятых там, по крайней мере официально, на ее счету не числится. Правда, однажды американцам удалось подвести тали под хорошо сохранившийся галеон, но при переноске его краном на берег судно переломилось и обе половины опять затонули.

В 1904 году по следам американцев пошли испанцы Иберти и Пино, которые на одном из двух затонувших кораблей нашли несколько золотых статуэток и серебряных слитков по восемьдесят фунтов каждый. В конце концов спустя тридцать лет была создана акционерная компания, взявшая концессию на ведение подводных работ в течение восьми лет. Увы, они тоже не принесли ничего, кроме разочарований.

Казалось бы, эта череда неудач навсегда отобьет у искателей подводных кладов охоту тратить время и деньги на, возможно, даже и не существовавшие сокровища на дне бухты Виго. Ведь там побывали двенадцать солидных водолазных экспедиций! Среди затонувших в 1702 году судов, пожалуй, невозможно найти такое, которое бы не осматривали водолазы или даже не пытались поднять. За почти три века поисков бухта Виго стала синонимом несбывшихся надежд.

И все же, как это ни странно, в ноябре 1955 года английская компания «Венчур» купила у испанского правительства право на ведение водолазных работ в Виго. Внимание англичан привлек галеон «Сан-Педро», в который еще никто не смог проникнуть. По некоторым историческим документам можно было предположить, что на этом судне в самом начале сражения испанцы пытались перевезти сокровища на берег. Галеон был расстрелян английскими кораблями и затонул на сравнительно мелком месте, а местные рыбаки, чтобы золото не досталось врагу, завалили галеон каменными глыбами. От времени камни срослись между собой, образовав прочный панцирь, который не пускал кладоискателей. К сожалению, «Венчур», как и ее предшественники, вытянула пустышку. Это была последняя попытка найти один из самых знаменитых и сомнительных подводных кладов.

Одна из самых загадочных историй с испанскими сокровищами, перевозившимися из Нового Света, связана с бухтой Виго, расположенной на северо-западной оконечности Пиренейского полуострова. Ещё знаменитый писатель-фантаст Жуль Верн в романе «20 тысяч лье по водой» писал о том, что неисчерпаемым источником богатств капитана Немо были сокровища испанских галеонов, покоившихся на дне бухты Виго. Однако уже несколько столетий учёные и кладоискатели всего мира спорят, где именно находятся эти легендарные сокровища.

Начала XVIII в. стало для испанской монархии серьёзным испытанием Используя отсутствие законных наследников у испанского короля Карла II, французский король Людовик XIV предъявил претензии на испанский трон, выдвинув в качестве претендента своего внука Филиппа V. Это немедленно вызвало негативную реакцию в Англии и Австрии и стало началом одной из самых затяжных войн XVIII века - Войны за испанское наследство.

Полномасштабные боевые действия, развернувшиеся как в Европе, так и на огромных просторах испанских колониальных владений, требовали огромных средств, и единственным надёжным источником их поступления оставались золотые и серебряные копи в Америке. Поскольку испанский флот не мог в одиночку обеспечить безопасность перевозок ценных грузов через Атлантику, на помощь пришли французские флотоводцы.

В декабре 1701 года французскому адмиралу, командующему эскадрой графу Шато-Рено было поручено провести через океан испанский Серебряный флот под командованием дона Мануэля Веласко.

В январе 1702 года французская эскадра, вышедшая из Бреста, бросила якорь у берегов острова Мартиника, а затем взяла курс на Гавану. Только в августе два флота соединились и немедленно направились в сторону метрополии, где с нетерпением ожидали прибытия драгоценного груза.

При подходе к европейским берегам Шато-Рено получил известие о том, что Кадис блокирован англо-голландской эскадрой сэра Джорджа Рука, которая в несколько раз превосходит франко-испанские силы. Единственным свободным испанским портом оставался Виго, поскольку Веласко категорически отказался вести флот во Францию, где судьба сокровищ ему представлялась призрачной. О том, что Серебряный флот вошёл в бухту Виго, было немедленно доложено адмиралу Руку, который принял решение захватить ценности до того, как они будут сгружены и доставлены в Севилью.

Бухта Виго имеет длинный вход с моря, тянущийся около восьми миль на северо-восток, постепенно суживаясь до расстояния между берегами, не превышающего 600 ярдов, - это место называется Ранде. Затем проход расширяется наподобие озера, довольно мелкого. Город Виго, бывший в 1702 году простой рыбачьей деревушкой, расположен на южном берегу залива, а город Родондела на юго-восточной стороне залива.

Шато-Рено привёл свои суда и их конвой через Ранде, а в самой узкой части пролива были построены форты и батареи, вооружённые на южной стороне 38, а на северной -17 орудиями. Чтобы затруднить противнику проход в бухту, из запасных мачт и рангоута, скрепленного канатами, был построен бон, соединявший два форта. Далеко за боном полумесяцем расположился французский флот, защищавший галеоны.

Флот Рука 10 (22) октября начал штурм Виго. При прохождении пролива он был встречен огнём с фортов Виго, но без тяжёлых потерь, и встал на якорь выше города для того, чтобы провести рекогносцировку и разработать план действий. Было решено высадить сначала достаточный сухопутный десант, чтобы завладеть батареями на южной стороне, а затем прорвать бон и, войдя во внутреннюю бухту, атаковать французов.

На следующий день около 11 часов утра герцог Ормондский высадил 2 или 3 тысячи человек на песчаном берегу в двух лигах от Вито и направился к батарее и форту, расположенному на правой стороне около Родонделы. Несмотря на численное превосходство испанцев, англичане завладели батареей из 38 орудий, и англо-голландский флот, подняв паруса, устремился в бухту. Адмирал Хопсон на своём флагмане «Мэри» во главе авангарда прорвал бон. В это же время «Ассоциатион», под командой капитана Букмана, встал бортом напротив батареи на другой стороне пролива и начал расстреливать её из всех орудий.

Видя безвыходность ситуации, испанцы начали жечь галеоны, чтобы они не достались противнику. Пламя озарило воды бухты. Моряки в панике бросали свои корабли и плыли к берегу. Лишь немногие суда в бухте оказались не охваченными пламенем. Они достались англичанам в качестве трофеев. В плен попало около 200 французов и испанцев, в том числе французский вице-адмирал с несколькими капитанами и генерал-лейтенант испанского флота.

Во время боя на корабль адмирала Хопсона навалился французский брандер, и корабль наверно сгорел бы, но брандер внезапно взлетел на воздух. Флагман получил множество повреждений, и более 10 человек погибли. Потери других судов были незначительны. На берегу 2 офицера были убиты и 4 ранены, среди нижних чинов было 40 убитых и столько же раненых.

Англичане преследовали отступающего по суше врага целый день. Вид бухты после битвы был просто ужасен: догорающие остовы кораблей, множество обломков и развалины укреплений на берегу.

Самые большие сложности вызывает цифра погибших и взятых в плен кораблей. Английский историк и адмирал Филипп Коломб в своей книге «Морская война» писал, что все французские и испанские суда были или сожжены или потоплены. Шесть французских кораблей и 5 галеонов были взяты, 8 французских судов сожжено и 4 потоплено, 4 галеона попали в плен.

Согласно отчёту адмирала Рука, франко-испанский флот понёс следующие потери:

Линейные корабли:

«Ле Форт», 76 орудий, сгорел.

«Ле Промпт», 76 орудий, захвачен на мели.

«Ле Ассур», 66 орудий, захвачен и был отправлен в Англию в качестве приза

«Ле Эсперанс», 70 орудий, захвачен, но выбросился на берег и сгорел.

«Ле Бурбон», 68 орудий, захвачен, был отправлен в Голландию как приз.

«Аа Серен», 60 орудий, захвачен, но выбросился на берег и сгорел.

«Ле Солид», 56 орудий, сожжен.

«Ле Ферме», 72 орудия, захвачен в абордажном бою, был отправлен в Англию в качестве приза

«Ле Прудент», 62 орудия, сожжен.

«Ле Орифламм», 64 орудия, сожжён.

«Ле Модер», 56 орудий, взят на абордаж и отправлен в Англию в качестве приза

«Ле Суперб», 70 орудий, захвачен, но выбросился на берег и сгорел.

«Ле Дофин», 46 орудий, сгорел.

«Ле Волонтир», 46 орудий, захвачен, но выбросился на берег.

«Ле Тритон», 42 орудия, захвачен в абордажном бою, отправлен в Англию в качестве приза

«Ле Энтрепремент», 22 орудия, сожжён.

«Ле Чекита», 8 орудий, сожжён.

«Ле Фавори», сожжён.

3 корвета, сожжены.

Из 17 испанских галеонов - 4 взяты на абордаж, 2 - захвачены англичанами, 5 - захвачены голландцами, остальные шесть затонули.

От пленных стало известно, что королевская доля серебра, составлявшая около 3 миллионов фунтов в ценах тех лет, была выгружена на берег с галеонов и отправлена вглубь страны. На берегу находилось только 40 маленьких сундуков с кошенилью.

24 октября английские ныряльщики обследовали обломки затонувших кораблей и смогли достать некоторые ценности, но после обстрела местными жителями были вынуждены свернуть все работы.

В руки победителей попало 20 миллионов песо и огромное количество товаров аналогичной стоимости, которые не успели перед этим выгрузить на берег. 4 миллиона в серебре было потеряно вместе с затонувшими судами, а также товаров на 10 миллионов. Два миллиона песо в серебре, а также товары на пять миллионов песо, были впоследствии извлечены со дна.

Адмирал Шоувел был оставлен сэром Джорджем Руком в Виго с целью привести в пригодное состояние захваченные суда и уничтожить все, что невозможно было забрать. Всё это было исполнено в соответствии с инструкциями.

При отходе флота в Англию разразился шторм, и один из галеонов, напоровшись на скалу, затонул. Остальные корабли, в том числе захваченные призы, благополучно достигли Англии, хотя и сильно потрёпанные.

Таким образом, в результате удачно проведенной морской операции англо-голландский флот сумел не только наголову разбить франко-испанский флот, получив в свои руки весьма ценные призы, но и нанести Испании существенный финансовый удар. Большая часть перевозившихся флотом сокровищ попала в руки англичан, если не считать королевской доли, отправленной в Севилью ещё до битвы. В результате получается, что значительная часть затонувших сокровищ просто не существует. Однако слухи о том, что на дне бухты лежат галеоны с миллионами песо, сделали своё дело. Именно эти легендарные миллионы и стали объектом охоты подводных кладоискателей в течение последующих веков.

В июле 1738 года в бухту Виго прибыла французская судоподъемная экспедиция, возглавляемая Александром Губертом. После тщательных промеров были определены места, где лежали шесть затонувших кораблей. Выбор пал на галеон, находившийся на глубине всего шести метров во время отлива Судно поднимали с помощью строп, деревянных понтонов, шпилей и двадцати двух толстых пеньковых канатов. Наконец после двухлетних трудов, в феврале 1742 года, его так близко подвели к берегу, что при отливе трюм оказался сухим. Это был испанский галеон «Тохо» водоизмещением около 1200 тонн. Но, кроме 600 тонн каменного балласта, двенадцати чугунных пушек, нескольких сот ядер и десятка мешков ржавых гвоздей, на нем ничего не нашли. В итоге, потратив на экспедицию более двух миллионов франков, французы ни с чем покинули бухту Виго.

После них там появились англичане. Одному из них, Уильяму Эвансу, посчастливилось поднять серебряные слитки, оцененные в несколько сотен фунтов стерлингов. Сумма, конечно, была незначительной. Главное же заключалось в том, что его находки вселяли надежду. Возможно, ему удалось бы обнаружить и другие ценности, но Испания неожиданно запретила искать сокровища в своих территориальных водах представителям нации, потопившей испанские корабли. Вероятнее всего, испанцы просто опасались, что в конечном итоге огромные сокровища уплывут у них из рук, а воспользуются ими потомки тех людей, кто уже однажды пытался прибрать их к своим рукам

В 1748 году португалец Антонио Ривера сумел поднять, как полагают, около двухсот тысяч золотых монет, что стало настоящим рекордом для последующих кладоискателей в бухте Виго. Далее почти восемьдесят лет никаких водолазных работ в бухте не велось, хотя местные жители время от времени совершали туда скоротечные вылазки - ныряли к остовам затопленных судов, пытаясь что-нибудь обнаружить в мутной воде.

В 1825 году в бухту вошел бриг «Энтерпрайз». На его борту находился водолазный колокол новой конструкции, не только позволявший дольше оставаться под водой, но и, что очень важно, дававший акванавту хороший обзор дна Капитану брига Диксону пришлось работать в нем, в то время как на палубе вооруженные испанцы с нетерпением ждали своей доли добычи. Спустя несколько дней бриг исчез из бухты также внезапно, как и появился. Пошли слухи, что с помощью колокола англичане смогли поднять значительное количество золота, после чего, напоив охрану, подняли паруса и сбежали.

В конце 50-х годов XIX века правительство Испании продало право на поиски сокровищ французскому дельцу Давиду Лэнгленду, который уступил его, конечно не без выгоды для себя, парижскому банкиру Сикарду. Поскольку денег на экспедицию у парижанина не хватало, он в свою очередь обратился за помощью к преуспевающему банкиру Ипполиту Магену. Тот тщательно проверил рассказанное Сикардом, по данным старых испанских архивов, а также провел дополнительное расследование в Париже. Очевидно, результаты были положительными, потому что он согласился финансировать экспедицию. Однако при ее организации возникло неожиданное препятствие в лице известного в то время в Англии специалиста по водолазным работам капитана Гоуэна. Оказалось, что оборотистый Лэнгленд ухитрился продать право на подъем ценностей еще и ему. Причем Гоуэн уже успел распродать в Лондоне много акций своего предприятия.

Пока улаживалось возникшее недоразумение, шло время. Наконец, после весьма продолжительной подготовки, Маген приступил к обследованию затонувших галеонов. Старый испанский рыбак, который принимал участие в работе экспедиции капитана Диксона, за приличное вознаграждение показал, где на дне лежат пять судов. Чтобы получить более точные сведения и вместе с тем сохранить тайну, Маген приказал завинчивать смотровое стекло шлема готовившегося к спуску водолаза раньше, чем будет снят шлем его товарища, поднявшегося на палубу. Таким образом, ни один из них не мог услышать, что рассказывали после погружения другие водолазы. Неизвестно, сыграло ли это какую-то роль, но за двенадцать дней было обнаружено десять кораблей.

Вскоре из Франции начало прибывать водолазное оборудование. В него входили подводный электрический фонарь, весивший чуть ли не полтонны, и подводная наблюдательная камера, вмещавшая двух человек. Первой находкой стала старинная пушка с забитым пробкой дулом, в котором еще сохранился воздух. Затем водолазы извлекли двести ядер, медный сосуд, топор для абордажного боя, рукоятку от кортика, серебряный бокал, футляр от трубки и мешочек бразильских орехов. Все это лежало среди остатков галеона, который местные жители почему-то называли «Мадерой».

Начавшиеся осенние штормы заставили водолазов прекратить работы на этом судне и перейти на галеон «Ла Лигура», который затонул в глубине бухты. Здесь они смогли добраться до судового лазарета, где обнаружили несколько медных тазов и стеклянных сосудов. Когда корпус судна взорвали, к числу находок прибавились компас и железная чаша. А вот золота и серебра, увы, не было. Средства у Магена кончались, и всему предприятию грозил крах. Было решено попытать счастья на галеоне «Тампор». Приходилось спешить, поэтому работы велись даже в ночное время, благо электрический фонарь давал под водой достаточно яркий свет.

И вот тут-то неожиданно был найден первый серебряный слиток. А вскоре уже набралось 130 фунтов серебра. В приподнятом настроении Маген выехал в Париж. Ему удалось распродать дополнительные акции и собрать приличную сумму денег. Из бухты Виго он захватил с собой тяжелый темный брусок, чтобы отдать его на исследование. Водолазы обычно не поднимали их со дна, а в тех редких случаях, когда они случайно попадали на палубу водолазного борта, выбрасывали за борт. К величайшему изумлению и не меньшей радости Магена, этот невзрачный на вид кусок металла оказался чистым серебром.

Тем временем в Европе назревала франко-прусская война. Париж, где находился руководитель экспедиции, был окружен немцами. В последнем полученном из Испании письме сообщалось, что почти все водолазы больны, парализованы, спуски может продолжать только один. Дело в том, что ни о какой декомпрессии в те дни никто и не думал. Поэтому, несмотря на сравнительно небольшую глубину, кессонная болезнь свалила водолазов. Да и сам Маген оказался прикован к постели.

Водолазные работы возобновились лишь через два года. Французы обнаружили еще пять затонувших судов, но золота по-прежнему не было и в помине. Да и бруски из серебра удалось собрать далеко не все. В ноябре 1872 года поиски сокровищ прекратились. У экспедиции не осталось денег даже для того, чтобы вывезти из бухты Вито водолазное оборудование.

Позднее незадачливый руководитель французской спасательной экспедиции Ипполит Маген издал в Париже книгу «Галеоны Виго», в которой в увлекательной форме рассказал историю испанских сокровищ и привел свои соображения по поводу их подъема Его книга вызвала такой большой интерес у искателей подводных кладов, что испанцы на всякий случай засекретили все исторические материалы, относящиеся к этой бухте.

В конце XIX века было организовано еще несколько экспедиций. Наиболее серьезно взялась за дело американская «Компания сокровищ бухты Виго», которая просуществовала почти пятьдесят лет - рекордный срок для подобных предприятий. Вот только каких-либо ценностей, поднятых там, по крайней мере официально, на ее счету не числится. Правда, однажды американцам удалось подвести тали под хорошо сохранившийся галеон, но при переноске его краном на берег судно переломилось и обе половины опять затонули.

В 1904 году сокровища Виго привлекли внимание очень талантливого инженера Джузеппе Пино, который внёс существенный вклад в развитие водолазного дела. Этот итальянец, родившийся в 1870 году, начал трудиться над созданием нового поколения аппаратов для исследования морских глубин.

В 1903 году в Генуе Пино проводит испытание своего изобретения - гироскопа. Его аппарат представлял собой стальную шахту, состоящую из нескольких полых цилиндров, выдвигающихся, как у телескопической трубы, в зависимости от глубины погружения. Нижняя часть камеры заканчивалась камерой с 12 иллюминаторами, расположенными по кругу, а сверху находилась смотровая площадка. Для придания конструкции плавучести площадка опиралась на пробковую платформу и закреплялась у борта исследовательского судна. Обследование дна производилось наблюдателем, сидящим в смотровой камере или с площадки, где могло разместиться до 20 человек. В этом случае изображение передавалось на специальный экран при помощи сложной системы зеркал.

Получив влиятельных покровителей, Пино смог создать свою компанию, которая ареной испытаний нового аппарата выбрала всё ту же бухту Вито. Он заключил договор на проведение водолазных работ, согласно которому Испания получила бы 20% от найденных сокровищ.

В конце 1904 года в район работ было переброшено всё оборудование, и работа началась. При помощи специально изготовленного подводного элеватора со дна удалось поднять несколько чугунных пушек, четыре паровых котла с английского судна конца XIX века, один из которых весил 70 тонн, несколько золотых статуэток и серебряных слитков. Однако основная часть сокровищ так и не была обнаружена.

С 1945 по 1962 год в Виго искал сокровища французский кладоискатель Флоран Раможе. Объектом его интересов стали окрестности острова Сиес Точно установлено, что именно там 24 октября затонул один из галеонов, захваченных англичанами. Глубина на месте поисков составляла всего 35-40 метров, но останки судна оказались затянутыми глубоко в ил и практически недосягаемыми.

Казалось бы, эта череда неудач навсегда отобьет у искателей подводных кладов охоту тратить время и деньги на, возможно, даже и не существовавшие сокровища на дне бухты Виго. Ведь там побывали двенадцать солидных водолазных экспедиций! Среди затонувших в 1702 году кораблей, пожалуй, невозможно найти такое, которое бы не осматривали водолазы или даже не пытались поднять. За почти три века поисков бухта Виго стала синонимом несбывшихся надежд.

И все же, как это ни странно, в ноябре 1955 года английская компания «Венчур» купила у испанского правительства право на ведение водолазных работ в Виго. Внимание англичан привлек «Сан Педро», на который еще никто не смог проникнуть. По некоторым историческим документам можно было предположить, что на этом судне в самом начале сражения испанцы пытались перевезти сокровища на берег. Галеон был расстрелян английскими кораблями и затонул на сравнительно мелком месте, а местные рыбаки, чтобы золото не досталось врагу, завалили его каменными глыбами. От времени камни срослись между собой, образовав прочный панцирь, который не пускал кладоискателей.

К сожалению, «Венчур», как и ее предшественники, потерпела неудачу. Поднять со дна что-либо ценное так и не удалось.

Неудачей закончилась также попытка «Атлантической спасательной экспедиции» во главе с Джоном Поттером, который собрал лучших подводных исследователей. В течение 1956-1960-х годов велись водолазные работы, но положительных результатов достигнуто не было.

За три столетия в бухте Виго побывало множество экспедиций. Все они потерпели неудачу. Несмотря на то что практически все затонувшие испанские корабли были обследованы и оказались совершенно пустыми, легенда о затонувших сокровищах по-прежнему будоражит умы кладоискателей, хотя в архивах Испании хранятся сведения о том, что как минимум часть доставленных в Виго ценностей была выгружена с галеонов и отправлена в Севилью.

Тайны бухты Виго

Ни одна книга, посвященная кладоискательству или водолазным работам, не обходится без истории поиска сокровищ в бухте Виго.

Этот сюжет, окутанный тайной и со временем обросший фантастическими подробностями, превратился в легенду, которая более двух с половиной веков будоражит умы не только обывателей, но и маститых ученых. Не будем нарушать традицию и мы.

Началась эта история в 1701 году, когда французский король Людовик XIY объявил Австрии войну за испанское наследство. Недовольные притязаниями французов, на сторону Австрии встали Англия и Голландия. Но для войны, как известно, нужны деньги. Их могли дать золотые и серебряные рудники Перу, Мексики и Чили, но они находились далеко, а путь в Европу был труден и опасен.

Риск потерять накопленные за несколько лет богатства был столь велик, что решения об их переправке удалось добиться лишь спустя год. 11 июля 1702 года караван под командованием Мануэля де Веласко б составе 19 испанских галеонов, нагруженных сокровищами, в сопровождении 23 кораблей французской эскадры адмирала Шато-Рено вышел из Вера-Крус и направился в Кадис. Однако сведения, что порт блокирован английским флотом, вынудили изменить маршрут и двигаться на северо-запад Испании в бухту Вию. Не отважившись сгрузить сокровища на берег под охрану французских войск, Мануэль де Веласко запросил приказ на дальнейшие действия. Ответ из Мадрида пришел спустя месяц. Но было уже поздно. В ночь на 21 октября в бухту ворвалась англо-голландская эскадра - около 100 кораблей - под командованием адмирала Джорджа Рука. Высаженный на берег десант общей численностью 4000 человек быстро овладел укреплениями. Более суток продолжался морской бой с ожесточенными абордажными схватками. Когда все стихло, 24 испанских и французских корабля покоились на дне бухты Виго, унеся с собой тайну одного из самых загадочных подводных кладов.

Исторические сведения о судьбе сокровищ весьма противоречивы. Согласно одним, англичанам удалось захватить драгоценностей на сумму в пять миллионов фунтов стерлингов, другим - только на двести тысяч. Ряд архивных документов свидетельствуют о том, что значительная их часть была все же выгружена на берег, но сохранились материалы, убедительно доказывающие, что весь груз каравана покоится на дне бухты. Впрочем, нет единого мнения и о количестве затонувших судов. Некоторые историки считают, что на пути из Вера-Крус на кораблях вспыхнула эпидемия желтой лихорадки, и эскадра вынуждена была разделиться и идти в разные порты. Другие заявляют, что из девятнадцати галеонов одиннадцать были захвачены англичанами и голландцами. Интересна и версия о том, что драгоценный груз был выгружен на берег Шато-Рено и переправлен французскому правительству. Сторонники этой точки зрения в качестве довода приводят свидетельства о присвоении ему сразу после этих событий чина маршала и полного адмирала. Аргумент довольно веский - ведь не за то же он получил награду от Людовика XIV, что потопил порученный ему конвой? Неизвестна и общая стоимость пропавших сокровищ - никаких документов о погрузке ценностей на испанские суда в Вера-Крус не сохранилось. И все же англичане оценивают их в двадцать четыре миллиона фунтов стерлингов, а американцы - в шестьдесят миллионов долларов.

Так или иначе, но бухта Виго стала своего рода Меккой кладоискательства и полигоном для отработки подводно-археологических методов и водолазной поисковой техники.

Воды бухты помнят первые, не достигшие ожидаемых результатов попытки француза Александра Губерта в 1738 году, и неудачные работы испанцев и англичан. Последним, под руководством Вильяма Эванса, все же удалось поднять несколько серебряных слитков, что нанесло сокрушительный удар по национальной гордости испанцев. Они были настолько ошеломлены его удачей, что запретили искать сокровища представителям нации, потопившей ее галеоны.

«Испанцы с жадным интересом рассматривали эти реликвии полуторастолетней давности, - пишет Маген в вышедшей в 1873 году в Париже книге «Галеоны Виго». - Их фантазия не знала удержу. Ящики с индиго превращались в серебряные вазы, а куски чугуна в серебряные слитки». Вслед за «Мадерой» осмотрены галеоны «Ла Лигура», затонувший в глубине бухты, «Тамбор», и «Алмиранте», но более ценных находок, чем медные тазы, различные сосуды, судовой компас и краска индиго, обнаружить так и не удается. Маген спешит, средства экспедиции подходят к концу, и всему предприятию грозит крах. И вот Судьба, словно подзадоривая банкира, подкидывает ему первый слиток серебра, затем второй, третий. Вскоре вес поднятого серебра составил сто тридцать фунтов. Маген воспрянул духом. Ему удалось быстро распродать акции и вновь, собрав необходимую сумму, продолжить работы.

В это время в Париж вернулся Денеруз. На этот раз он согласился взять на себя руководство работами, но грянула франко-прусская война. Над экспедицией вновь дамокловым мечом нависла угроза краха. Водолазы, не получавшие за свой тяжелейший труд жалования в течении месяца, объявили забастовку. Да и сам Маген был прикован к постели. Немцы осадили Париж. Лишившись возможности действовать, Маген отказался от поста директора.

После неудачных поисков французов в конце XIX века предпринималось еще несколько попыток овладеть кладом. Наиболее масштабными из них были работы американской «Компании по сокровищам бухты Виго», которая существовала почти пятьдесят лет. Им удалось поднять на поверхность один хорошо сохранившийся галеон, но при переноске краном на берег судно переломилось и вновь опустилось на дно бухты.

В 1904 году сокровища Виго привлекли внимание Джузеппе Пино - талантливого изобретателя и инженера, внесшего значительный вклад в развитие мирового судоподъемного и водолазного дела.

Его личность заслуживает особого внимания.

Джузеппе Пино родился в 1870 году в Кьямпо-Арциньяно, в Италии. В восемнадцать лет он переезжает в Милан, где продает свои первые изобретения в области электричества. На вырученные деньги он приступает к работе над созданием подводного шара для исследований морских глубин. Через несколько лет его идея претворяется в жизнь, но молодого конструктора постигает неудача. Жители деревни Ваду, находящейся между Саво-ной и Генуей, где Пино проводит свои испытания, испугавшись «монстра», затапливают его. Тяжело пережив несчастье, Джузеппе продолжает работать над новыми изобретениями и постепенно приобретает авторитет и влиятельных покровителей. Они помогают ему учредить компанию, деятельность которой направлена на совершенствование водолазной техники.

В 1903 году близ Генуи проводятся испытания нового детища Пино - гидроскопа, заинтересовавшего военно-морское министерство Италии. Его аппарат представлял собой стальную шахту, состоящую из нескольких полых цилиндров, выдвигающихся, как у зрительной трубы, в зависимости от глубины погружения. Нижняя часть шахты заканчивалась камерой с 12 оптическими стеклами - иллюминаторами, расположенными вкруговую по всей поверхности, а верхняя - стальной площадкой. Для придания конструкции большей плавучести площадка опиралась на пробковую платформу и закреплялась у борта исследовательского судна. Обследование дна проводилось наблюдателем, сидящим в смотровой камере или с площадки, где могло стоя размещаться до 20 человек. В этом случае изображение передавалось на специальный экран при помощи сложной системы зеркал.

Для «полевых» испытаний аппарата Пино выбирает бухту Виго. Его давно привлекают эти места. Ознакомившись с архивными материалами по затопленным кораблям, Пино заключает с испанским щ правительством договор на проведение водолазных работ. Согласно этому документу, Испании причитается 20% «всех богатств, какие бы ни были добыты».

В конце 1904 года в район поисков доставляется все оборудование, и Пино, полный надежд, приступает к делу.

Помимо гидроскопа в работах используется еще одно изобретение Джузеппе - элеватор для подъема со дна затонувших предметов. Он состоит из двух четырехугольных рам, к которым прикреплены двухслойные эластичные мешки из резины и брезента. Нижняя рама снабжена сильным магнитом, который, по замыслу автора, должен был притягивать железные предметы, и приспособлениями для крепления обнаруженных находок. В мешки насосом нагнетался воздух, и они устремлялись вверх, увлекая за собой привязанный к нижней раме груз. Этот прототип современного понтона должен был поднимать предметы весом до 30 тонн. Расчеты изобретателя оправдались. За время работ удалось извлечь несколько чугунных пушек, четыре паровых котла с английского судна конца XIX века, один из которых весил 70 тонн, золотые статуэтки и несколько серебряных слиткоп. Однако, баснословных сокровищ так и не было найдено.

Неудачи всех экспедиций так и не отбили охоту у искателей подводных кладов. Тайна бухты Виго, словно магнитом, притягивает к себе все новых добровольцев. Вновь и вновь снаряжаются поисковые группы, просматриваются архивы, снова терпят крах фирмы и калечатся судьбы людей.

Более 15 попыток найти легендарные испанские ценности так и не принесли никому удачи.

Пушки, поднятые со дна бухты Виго