Ремонт Стены Уход

Шафраник нефть. Шафраник Юрий: "Главное - характер"

На нью-йоркской презентации стратегического альянса "Роснефти" и ЕххоnMobil вице-премьер Игорь Сечин сказал, что альянс такого уровня соизмерим с выходом человека в открытый космос. Прокомментировать это заявление и значение самой сделки мы попросили экс-министра топлива и энергетики РФ, председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника.

Юрий Константинович, не слишком ли мощное сравнение сделал Игорь Иванович Сечин?

Юрий Шафраник: Во всяком случае, речь идет о чрезвычайно важном и знаменательном событии. Ведь заполучить крупнейшую в мире нефтяную компанию (ее инвестиции в 2011 г. составили $36 млрд, а капитализация - $401 млрд) младшим партнером российской компании в освоении нашего океанского шельфа в Арктике - результат поистине впечатляющий.

При этом "Роснефть" еще получит долю в трех североамериканских проектах Еххоn. То есть мы идем к американцам: две дочерние структуры "Роснефти" - зарегистрированная в Делавэре Neftegaz Holding America Limited и RN Cardium Oil Inc. - заключили пакты о приобретении по 30% от доли ЕххоnMobil в западном Техасе и Канаде. А американцы идут к нам со своими технологиями.

Это решение выглядит стратегически верным?

Юрий Шафраник: Да, так как российский ТЭК пока не обладает необходимыми возможностями для самостоятельного освоения арктических нефтяных полей. И времени на их поиск у нас также нет. В случае если наши нефтяники опоздают с началом освоения шельфа, страна в перспективе реально рискует лишиться лидерства на мировом энергетическом рынке.

Именно это, по всей видимости, является главной причиной активного привлечения иностранцев в святая святых российской экономики?

Юрий Шафраник: Я никогда не был противником привлечения иностранных инвестиций, технологий и компаний для развития отечественной экономики. Важно только, чтобы любой стратегически значимый проект в любой отрасли на нашей территории осуществлялся с нашим контрольным пакетом - в широком смысле этого словосочетания.

Совместное предприятие между управляемым государством (что крайне важно) российским нефтяным гигантом ОАО "Роснефть" и компанией Еххоn, по оценке самих партнеров, может в итоге добыть нефтегазовые ресурсы общим объемом примерно в 90 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента. Такая цифра впечатляет.

Это долгосрочное сотрудничество, которое должно будет продолжаться десятилетиями - 30, 40 или 50 лет, заявил Игорь Сечин. Не слишком ли далеко заглядываем?

Юрий Шафраник: Для стратегического альянса предполагать длительные сроки нормально. К слову, сотрудничество ЕххоnMobil и "Роснефти" продолжается уже 16 лет. В 1996 году смелый и верящий в перспективы совместной работы Еххоn рискнул "рвануть" на Сахалин. Тогда остров представлял собой настолько удручающее зрелище, что тянуть с освоением его ресурсов, с экономическим преобразованием острова было бы, пожалуй, преступно. Договорившись со знаменитой компанией, нам удалось привлечь многомиллиардные инвестиции, получить немало нефти и газа, придать жизни на Сахалине созидательный смысл. А государство (в лице "Газпрома" и "Роснефти") получило приличную долю участия в проектах.

Добавлю, что именно на Сахалине действует первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). А проект "Сахалин-1", оператором которого является Эксон Нефтегаз Лимитед - один из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями и образец применения передовых технологических решений. Не случайно здесь достигнута самая высокая скорость бурения в мире.

Не скажу, что сахалинские проекты осуществлялись без издержек, но это грандиозные проекты, и они послужили обкаткой для более масштабного стратегического сотрудничества. Честь и хвала всем, кто сумел "отшлифовать" сахалинские проекты и замахнуться на шельфовый.

Кстати, сейчас, чтобы снизить нынешние - арктические - риски партнеров, российское правительство уменьшает налоги на столь значимых и сложных проектах. И не удивительно, что глава Еххоn Рекс, некогда работавший в России, лично попросил у Владимира Путина о более благоприятных условиях для работы компании.

А что мешало нам договориться с американцами несколько лет назад?

Юрий Шафраник: Договариваться по колоссальным совместным проектам всегда крайне сложно. Не секрет, что визиту Игоря Ивановича Сечина предшествовало трудное десятилетие для иностранных инвесторов, стремившихся получить доступ к огромным российским нефтяным богатствам. В прошлом году сорвалась попытка заключить аналогичный - причем крайне выгодный для России - альянс между "Роснефтью" и ВР, а в прошлом месяце было отложено окончательное решение по гигантскому проекту производства сжиженного природного газа на Штокмановском месторождении.

Однако работа с возможными партнерами велась непрерывно. И не последнюю роль в рождении нынешнего "космического" альянса сыграли встречи Владимира Путина с главой ЕххоnMobil Рексом Тиллерсоном, в том числе в августе прошлого года.

По оценкам ряда экспертов, заключенное соглашение выходит далеко за рамки рядовых коммерческих сделок даже между крупнейшими системообразующими корпорациями и носит исключительно политический характер. Вы с этим согласны?

Юрий Шафраник: Нет ни одного нефтегазового проекта, который не был бы политическим. Даже если все президенты дружно скажут, что проекты по нефти и газу вне политики, то это будет всего лишь дипломатическая игра. В нефтегазовых проектах политика была, есть и будет, поскольку энергетика - важнейшая составляющая мировой экономики. С другой стороны, можно сказать, что нет ни одного проекта, который бы был сугубо политическим. Если руководство страны принимает решение о реализации нефтегазового проекта, исходя, в первую очередь, из соображений политики, то тем самым оно наносит урон своему государству. Да и компании не станут участвовать не то что в чисто политическом проекте, но и в проекте, где политика превалирует, где просят: "Давай, ради нашей гегемонии вложи два миллиарда!" Грамотные акционеры и профессиональные менеджеры никогда под этим не подпишутся.

Есть основания согласиться с тем, что ЕххоnMobil становится партнером России по освоению шельфа на весьма длительную перспективу!

Юрий Шафраник: Надеюсь, что так и будет.

ИТАР-ТАСС, специально для "Российской газеты"

Юрий Константинович Шафраник ‒ коренной сибиряк. Родился 27 февраля 1952 года в с. Карасуль (Ишимский район Тюменской области) в крестьянской семье. Русский.

Окончил два факультета Тюменского индустриального института ‒ инженер-электрик по автоматике и телемеханике и горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений. Доктор экономических наук (2006 г.)

С 1974 года трудился на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории.

В 1980 году ‒ с первых дней обустройства нового, Урьевского, нефтяного месторождения ̶ работает в НГДУ «Урьевнефть». С 1987 по 1990 год ‒ генеральный директор сформированного им производственного объединения «Лангепаснефтегаз».

В 1990 году в ходе альтернативных выборов становится председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. Является зачинателем введения платного недропользования в нефтегазовом комплексе России, одним из инициаторов и разработчиков закона «О недрах».

В сентябре 1991 года Указом Президента России назначен главой администрации (губернатором) Тюменской области. Тюменская область в этот период – флагман всех новаций в сфере недропользования в России.

С января 1993 года ‒ министр топлива и энергетики Российской Федерации, организатор структурной перестройки нефтяной, угольной промышленности и электроэнергетики, перехода их на рыночные условия хозяйствования. В том же году избран сенатором Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В 1997 году ‒ советник председателя Правительства Российской Федерации. При этом создаёт и возглавляет Центральную топливную компанию, которая в короткие сроки заняла лидирующую позицию на региональном оптовом рынке нефтепродуктов.

В 2000 году создаёт и становится председателем Совета директоров Международной инвестиционной группы компаний «СоюзНефтеГаз» (СНГ).

Ю.К. Шафраник является председателем Высшего горного совета, председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России, председателем Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, председателем Совета директоров Института энергетической стратегии, президентом Фонда «Мировая политика и ресурсы». Автор ряда книг, активно выступает на авторитетных международных форумах, регулярно встречается с лидерами стран и международных организаций.

Награжден государственными орденами и медалями, Лауреат премии Правительства Российской Федерации (1999 г.) Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации (2010 г.) Почетный гражданин города Лангепаса, Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области.

Женат, имеет сына и дочь.

Производственник (1974‒1990)

Лангепаснефтегаз

22 декабря 1979 года было образовано нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Урьевнефть», задача которого заключалась в освоении новых нефтяных месторождений около деревни Урьевской в Нижневартовском районе Тюменской области. Освоение началось с вырубки просек и возведения временного вахтового поселка Лангепас, который расположился в 15 километрах от реки Оби, на правом берегу одного из островов протоки Каюковской. Название поселка в переводе с хантыйского языка означает «Беличьи угодья».

Строительство поселка началось 20 сентября 1980 года с момента сооружения производственной базы и общежития для строителей. Одновременно строились баня, гараж, электростанция, столовая и другие социальные объекты. 15 августа 1985 года Лангепасу был присвоен статус города. Общая площадь его составляет 50 квадратных километров. За пять лет с сотни человек первопроходцев численность населения в 1985 году составила 35 тысяч человек. В настоящее время это современный город с населением свыше 43 тысяч жителей. По уровню благоустроенности жилищного фонда Лангепас ‒ один из лидеров в Ханты-Мансийском автономном округе.

Ю.К. Шафраник начал работать в НГДУ «Урьевнефть» с февраля 1980 года. С 1987 по 1990 год был организатором и руководителем производственного объединения «Лангепаснефтегаз». Принимал непосредственное участие в начале освоения нового нефтяного района ‒ месторождений Лангепасской зоны (Урьевское, Поточное, Покачевское и др.), создании инженерной инфраструктуры и строительстве городов Лангепас и Покачи. В результате к 1990 году добычу нефти в Лангепасском нефтяном районе удалось поднять фактически с нуля до 30 миллионов тонн в год.

За успешную производственную деятельность Ю.К. Шафраник в 1988 году был награжден орденом Дружбы народов.

Политик (1990‒1997)

Тюменская область

Тюменская область ‒ один из сложно построенных субъектов Российской Федерации. В ее состав входят два автономных округа: Ханты-Мансийский является лидером российской нефтедобычи, а Ямало-Ненецкий ‒ природного газа. Ю.К. Шафраник, работая генеральным директором производственного объединения «Лангепаснефтегаз», в марте 1990 года избирается депутатом Тюменского областного Совета народных депутатов, а 14 апреля 1990 года в результате альтернативных выборов из восьми кандидатур ‒ председателем облсовета.

Богатейшая по запасам углеводородного сырья, Тюменская область остро нуждалась в создании механизмов стабильного формирования бюджета. Отдавая невосполнимое сырье, жители области должны быть уверены, что территория получает адекватную компенсацию для социально-экономического развития. Поэтому Ю.К. Шафраник с группой единомышленников разрабатывает и проводит через областной Совет в декабре 1990 года Концепцию развития Тюменской области, основой которой является механизм введения платности недропользования.

Активность и системный подход к развитию области отмечают в Правительстве и Администрации Президента. Именно поэтому одну из первых поездок в регионы после своего избрания в 1991 году президент Б.Н. Ельцин совершает в Тюменскую область. Во время своего визита он отчетливо видит, какой огромный вклад в экономику и бюджет страны вносят жители области.

Большим успехом Ю.К. Шафраника была подготовка документа и подписание президентом Указа №122 «О развитии Тюменской области», в котором определены как стратегические направления: введение платности недропользования, создание вертикально-интегрированных компаний, рыночный механизм формирования цен на нефть, создание Фонда развития области и т.п. Указ оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие региона. Полученные от недропользования средства направлялись прежде всего на развитие здравоохранения (многопрофильная клиническая больница, завод лекарственных форм), повышение культуры сельского хозяйства, развитие малого и среднего бизнеса.

В соответствии с этим Указом органам власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов было поручено образовать специальную структуру территориального управления ‒ Администрацию Программы развития Тюменской области. Предполагалось, что федеральные органы власти делегируют Администрации Программы часть своих полномочий, что позволит более оперативно решать проблемы социально-экономического развития всех трех субъектов Федерации.

Определенные сложности во взаимоотношении области и автономных округов возникли во время так называемого парада суверенитетов. Снизить накал политического противостояния позволило создание (после назначения Ю.К. Шафраника в сентябре 1991 года главой администрации Тюменской области) Административного совета, в который вошли руководители территориальных администраций и Советов. Претерпев за многие годы определенные изменения, Административный совет продолжает успешно и эффективно работать.

Для деятельности Шафраника в период с начала 1990-го до конца 1992 года особенно характерно слово «впервые». Впервые были проведены альтернативные выборы руководителя областного Совета, впервые прошла российско-американская конференция по инвестициям в область; Тюмень установила деловые отношения с руководством земли Нижняя Саксония в ФРГ и провинции Альберта в Канаде и обменялась официальными делегациями, а фермеры юга области прошли обучение в лучших хозяйствах Голландии. Тюменская область одним из первых российских регионов подписала Договор о сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития (1992 г.)

Минтопэнерго

12 января 1993 года президент Борис Ельцин подписал Указ о назначении Юрия Шафраника министром топлива и энергетики.

Это был не просто сложный, а поистине драматический период в судьбе России: рушились политические скрепы, разрывались экономические узлы, державшие жизнеобеспечение страны. Резко менялись формы хозяйствования и собственности. При этом часто отрицались даже те экономические принципы и механизмы, которые давно и успешно используют страны с развитой рыночной экономикой.

Тогда, избавляясь от огромных монстров ‒ советских министерств, которые были политическими и хозяйственными органами, можно было либо пойти по пути развала их производств (вплоть до самостоятельности каждого цеха), либо строить принципиально новый, отвечающий требованиям времени орган федерального управления.

Министерской команде Шафраника удалось выработать новые подходы, обеспечить разработку новой энергетической политики России, которая была утверждена постановлениями Правительства и Указами Президента. Именно Новая энергетическая политика стала тем нормативным документом, который определил рамки и направления, создал основу для реформирования всех отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Ядром реформирования были платность недропользования, создание вертикально-интегрированных компаний как основы структуры отраслей, адаптация методов хозяйствования и механизмов управления к тем экономическими моделями, которые в то время реализовывались в государстве.

Прошедшее время показало, что по всем основным отраслям ТЭК ‒ электроэнергетика, газовая, нефтяная и угольная промышленность (как наиболее тяжелая социально) ‒ были приняты эффективные и результативные решения. Именно они во многом обеспечили к концу 90-х ‒ началу 2000-х рост основных показателей, объемов добычи и производства, радикальное снятие социальной напряженности в этих отраслях и регионах.

Столь масштабные процессы реформирования требовали проведения огромной работы по нормативно-правовому обеспечению. Она велась через межведомственные комиссии, которые возглавлял Шафраник, через Государственную Думу и Совет Федерации. Безусловно, наличие у министра ещё и статуса сенатора, избранного прямым голосованием от Ханты-Мансийского автономного округа, позволило ему создать значительную правовую поддержку новым законам на всех уровнях государственной власти. Принятые законы, постановления, указы и другие нормативные акты создали необходимое правовое поле и задел для деятельности компаний во всех отраслях ТЭК на многие годы. Во-первых, компании и предприятия ‒ независимо от формы собственности ‒ могли действовать в рыночных условиях как в стране, так и за рубежом. Во-вторых, в новых экономических условиях создавались новые собственники и новая собственность.

При этом Шафраник четко различал приватизацию предприятий и реформирование отраслей ТЭК. Именно такой подход он отстаивал в Правительстве при решении важнейших вопросов российской энергетики. Деятельность по приватизации потребовала огромной подготовительной аналитической работы, создания сложного механизма согласительных процедур с предприятиями, территориями, федеральными министерствами и ведомствами. На заключительном этапе предложения в Правительство вносила специальная межведомственная комиссия, которую возглавлял руководитель Минтопэнерго.

Наряду с успехами были и издержки, вызванные революционностью и радикальностью реформ. Но главное, что они позволили новым компаниям выжить в бурный период формирования рыночных отношений, ускорить их адаптацию к особенностям западной экономики.

Шафраник неоднократно подчеркивал необходимость создания привлекательного для западных инвесторов инвестиционного климата на предприятиях ТЭК и подготовки новых масштабных проектов. При его непосредственном участии был подготовлен и начал реализовываться проект по строительству Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Долгие годы он был председателем Совета директоров КТК. Проектами, которые осуществили своеобразный инвестиционный прорыв в российский ТЭК, стали Балтийская трубопроводная система, освоение Тимано-Печорской нефтяной провинции, «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Позже, в 2000 году, за большой вклад в осуществление двух последних проектов Ю.К. Шафраник был награжден орденом Почета.

Формирование новых экономических отношений в топливно-энергетическом комплексе поставило вопрос об изменении форм и механизмов управления ТЭК. На тот момент большинство компаний имело контрольные пакеты акций, закрепленные в федеральной собственности. Официально управление ими осуществляло Госкомимущество России, однако из-за недостатка квалифицированных специалистов это управление было во многом формальным.

Являясь убежденным государственником Шафраник подготовил и внес в Правительство ряд проектов Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации о передаче пакетов акций предприятий ТЭК, закрепленных в федеральной собственности, в Минтопэнерго России. Кроме того, предлагалось продлить сроки нахождения акций нефтяных компаний в федеральной собственности. Проект постановления попал в прессу и Шафраник был обвинен в попытке остановить приватизацию и национализировать нефтяные компании. Ситуация обострилась еще сильнее, когда Правительство приняло схему проведения залоговых аукционов.

Шафраник выступил против этого. Тем не менее, залоговые аукционы прошли с «большим успехом» и ряд ведущих нефтяных компаний оказались в частных руках за очень небольшие деньги по сравнению с их реальной рыночной стоимостью.

Несмотря на активное создание нефтяных компаний, большинство из них представляли достаточно рыхлые образования в организационном плане. Необходимо было выработать и реализовать механизм их структурного, организационного и финансового укрепления. Эти задачи решал подготовленный Шафраником Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 года, №327, «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний». Данный Указ создавал условия для усиления вертикальной интеграции и совершенствования структуры нефтяных компаний, а также закреплял статус акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт» как основных объектов государственного регулирования в нефтяном комплексе.

Кроме того, Государственное предприятие «Роснефть» преобразовывалось в акционерное общество и наделялось особыми полномочиями Правительства РФ по доверительному управлению закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, не вошедших в состав нефтяных компаний, и функциями генерального заказчика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по общеотраслевым программам, а также по реализации государственной доли углеводородов по соглашениям о разделе продукции.

Указ Президента существенно повышал и укреплял статус Министерства топлива и энергетики России, наделяя его новыми полномочиями по координации управления нефтяным комплексом. Можно без преувеличения сказать, что Указ №327 открывал новую страницу в развитии нефтяного комплекса России. То, что в стране сегодня есть мощные нефтяные компании, ‒ заслуга именно этого Указа. И хотя выдвинутая Шафраником в 1995 году идея создания Национальной нефтяной компании не была воспринята Правительством, документ за номером 327 по факту определял компанию «Роснефть», как Национальную, поскольку ей были переданы все соответствующие полномочия.

Бизнесмен (1997 ‒ настоящее время)

ЦТК

В 1997 году Ю.К. Шафраник в сотрудничестве с Ю.М. Лужковым создает Центральную топливную компанию, которая, даже несмотря на известные общероссийские экономические и финансовые проблемы, в короткое время уверенно заняла свою нишу на региональном оптовом рынке нефтепродуктов. Уже по итогам 1998 года ОАО «Центральная топливная компания», по оценке журнала «Эксперт», вошла в двадцатку самых эффективных и прибыльных компаний России.

С первых шагов своей деятельности Правление ОАО «ЦТК» во главе с Ю.К. Шафраником поставило перед собой цель не допускать топливных кризисов и способствовать наполнению местного (московского) бюджета, а также стабилизировать топливообеспечение московского региона для экономической и экологической безопасности столицы.

В соответствии с Концепцией развития ОАО «ЦТК» за короткое время компании удалось подписать важные соглашения с крупными энергетическими регионами ‒ Азербайджаном, Казахстаном, Татарстаном, Удмуртией и др. Еще один несомненно успешный этап ‒ погашение долга в федеральный бюджет. Проблема эта стояла настолько остро, что вопрос расчетов МНПЗ с федеральным бюджетом рассматривался неоднократно Временной чрезвычайной комиссией, возглавляемой В.С. Черномырдиным.

ОАО «ЦТК» тесно сотрудничало с Татнефтью и ЛУКОЙЛом, уверенно входило в новые углеводородные проекты. Предприятия компании вели активную инвестиционную деятельность. За три года (1998 - 2000) на капитальное строительство было затрачено 2 млрд 469 млн рублей. За все время существования ОАО «ЦТК» (начиная с 1997 года) компанией было привлечено и возвращено кредитных средств на сумму 299 млн долларов США, что наглядно свидетельствует о кредитоспособности ОАО «ЦТК» и доверии к ней со стороны ведущих кредитных и финансовых учреждений.

Компанией были заложены основы формирования крупной сбытовой сети АЗС в Московском регионе. По состоянию на 01.01.2001 года в состав сбытовой розничной сети компании входило 63 АЗС ОАО «Моснефтепродукт», 9 АЗС ЗАО «ПАРКойл» и 88 АЗС ОАО «Московская топливная компания».

Начав с нуля в 1997 году, ЦТК за короткое время стала одним из лидеров в России по эффективности нефтепереработки, объему продаж нефтепродуктов и контролю регионального рынка.

Из-за разницы в подходах к стратегии дальнейшего развития ОАО «ЦТК» Ю.К. Шафраник уходит из компании вместе со всей командой менеджеров. С июля 2000 года возглавляет Межгосударственную нефтяную компанию «СоюзНефтеГаз», являясь председателем Совета директоров.

СоюзНефтеГаз

Закрытое акционерное общество «Межгосударственная нефтяная компания «СоюзНефтеГаз» , являющееся экспертно-аналитическим ядром одноименной Международной группы компаний, изначально создано (2000 г.) для расширения экономического сотрудничества между странами СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки путем реализации проектов геологоразведки, обустройства и разработки нефтегазовых месторождений, оказания сервисных услуг предприятиям нефтегазодобычи (в том числе бурение и ремонт скважин, включая поставку оборудования и внедрение передовых технологий в области нефтегазодобычи).

За минувшие годы руководство компании наладило широкие устойчивые контакты с высшими должностными лицами стран ‒ ведущих производителей нефти и газа, международных энергетических организаций (ОПЕК, Международное энергетическое агентство и др.), а также крупнейших нефтегазовых компаний мира. Ю.К. Шафраник является членом Совета директоров компании First Calgary Petroleum (Канада), акции которой котируются на биржах Торонто и Лондона.

География реализованных и новых проектов «МГНК «СоюзНефтеГаз» и её дочерних компаний наряду с Россией охватывает (по алфавиту) Азербайджан, Алжир, Великобританию, Ирак, Йемен, Казахстан, Камерун, Канаду, Колумбию, Мадагаскар, Норвегию, Сирию, США, Сомали, Туркменистан, Узбекистан, Украину, Филиппины, ЮАР. Все проекты готовились «с нуля» и на основе прямых инвестиций.

Только за первые 10 лет суммарный объём прямых инвестиций, привлечённых в проекты с участием Союзнефтегаза, превысил 4 млрд долл. А общий объём коммерческих запасов, подготовленных с участием компании, превысил 1 млрд тонн н.э.

Жизненная позиция

Я благодарен судьбе, что родился, вырос и встал на ноги именно в тот период, когда полным ходом шло освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Еще учась в институте отчетливо уяснил себе: без Севера и без большого дела я не смогу жить. По бизнесу, как и по жизни в целом, у меня формула одна: результат.

Мы можем и должны выбрать направление (вектор) устойчивого развития России ‒ свой путь с учетом наших желаний и возможностей ‒ и двигаться в этом направлении, используя весь арсенал рыночных и государственных методов управления, своевременно отслеживая, прогнозируя ситуацию и принимая оперативные решения в соответствии с принятой Стратегией. Приоритет здесь может быть только один ‒ российский национальный интерес.

Курс на формирование вертикально интегрированных нефтяных компаний был выбран абсолютно правильно. Такая структура имеет массу организационных, финансовых, технологических преимуществ по сравнению с тем, что представляла собой нефтяная промышленность бывшего СССР, и, как показывает мировой опыт, наиболее соответствует условиям рынка.

К сожалению, до сих пор не устранена тенденция передела собственности, не создано условий для развития новых частных предприятий, для надежной защиты частных инвестиций. Приватизационно-рейдерские процессы поглощают огромные силы и средства. Вокруг этих процессов формируются банковские, промышленные и иные объединения, в эти действия втягиваются политики, депутаты, что я считаю самым негативным итогом ошибок, допущенных ещё в начале реформ. Магистральный путь развития ТЭК России ‒ перестать делить старую собственность, а создавать новую, реализуя проекты за счет привлечения прямых инвестиций, в том числе иностранных.

Я не был сторонником форсированных темпов приватизации. В странах со столетней историей рыночных отношений процесс подготовки и сама приватизация занимают годы, а мы избавились от государственной собственности за месяцы! Уж если продавать, то все должно быть точно расписано по годам; должно быть просчитано, сколько денег государство получит, и определено, на что потратит.

Наша важнейшая задача ‒ развитие нефте- и газохимии. На зарубежных рынках надо продавать не только «литры, кубы и килограммы», т.е. не только добытые углеводороды, но и продукцию их глубокой переработки. Кроме того, нам уже давно следовало заняться импортозамещением, адаптацией высоких технологией, направляя их ‒ в первую очередь ‒ на обеспечение внутренних потребностей отраслей ТЭК.

Мелких компаний должно быть много. Ведь это инвестиции, новые рабочие места, заказы на трубы, оборудование и т.п. Под реальный проект на конкретном месторождении небольшая частная компания всегда найдет кредит и сумеет расплатиться, безусловно, если государство своей налоговой системой это позволит. Что особенно важно, деятельность данного сектора нефтедобывающей промышленности основывается на абсолютно новых площадях. Это не передел государственной собственности, а создание новой собственности, что надо приветствовать и пропагандировать!

России крайне необходимо, выстроив правильно политику на ближайшие десятилетия, укрепиться и стать влиятельным государством. Отрасли топливно-энергетического комплекса страны располагают для этого необходимым кадровым, интеллектуальным, производственным, ресурсным потенциалом. Надо только строить могущество страны не за счет ТЭКа, а с помощью ТЭКа. Практика показывает, что это две большие разницы. Поэтому столь же необходимо повысить ответственность государственных органов за эффективное использование финансовых средств, полученных благодаря ТЭКу.

Единые электроэнергетическая и нефтегазоснабжающая системы являются уникальными в мировой практике технологическими комплексами, обеспечивающими надежное энергоснабжение и хозяйственную интеграцию всех регионов страны. Это ‒ во многом ‒ пример для всего мира. Создавая такие системы, мы опередили многие развитые страны, что особенно наглядно видно сейчас в период глобализации. Главная цель энергетической и экономической политики государства ‒ максимально эффективно использовать природные ресурсы, человеческий и технологический потенциал для повышения качества жизни граждан России, понимая под качеством не только тепло и свет в достаточном количестве, не только рост материального благосостояния, но и сохранение природной среды, развитие социальных и духовных атрибутов жизни.

Управляющий директор Московской нефтяной компании (МНК) с октября 2000 г.; родился 27 февраля 1952 г. в с. Карасуль Ишимского района Тюменской области; окончил Тюменский индустриальный институт (заочно) по специальностям "инженер-механик" и "технология разработки нефтегазовых месторождений"; с 1972 г. работал на предприятиях ПО "Нижневартовскнефтегаз", 1987-1990 - генеральный директор предприятия "Лангепаснефтегаз"; в апреле 1990 г. был избран председателем Тюменского областного Совета народных депутатов; в октябре 1991 г. Указом Президента РФ был назначен главой администрации Тюменской области; с января 1993 г. - министр топлива и энергетики РФ, ушел в отставку в составе всего Правительства в августе 1996 г. после переизбрания Б. Ельцина на пост Президента РФ; с августа 1996 г. - председатель Совета директоров Тюменской нефтяной компании; был советником Председателя Правительства РФ В. Черномырдина (1996-1998); в феврале 1997 г. включен в состав оргкомитета по созданию Центральной топливной компании, с апреля 1997 г. по 2001 г. - председатель правления, затем президент ОАО "Центральная топливная компания"; в дальнейшем занял должность первого вице-президента МНК; избирался председателем Совета директоров "Удмуртской национальной нефтяной компании" (1998); избирался депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва от Ханты-Мансийского автономного округа (1993-1995), входил в состав Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений; награжден орденом Дружбы Народов; женат, имеет двоих детей. Став председателем Тюменского областного Совета народных депутатов, отказался войти в состав обкома КПСС, мотивируя отказ необходимостью разделения задач и полномочий партийных и советских органов.

На посту председателем Совета выступал за развитие нефтехимической промышленности на территории области в непосредственной близости к местам добычи нефти и газа. Был сторонником умеренных темпов приватизации государственного имущества.

Принял сторону трудовых коллективов нефтедобывающих предприятий области в их конфликте с Правительством, ограничивавшим экономическую свободу предприятий и поддерживавшим низкие закупочные цены на нефть. Во время попытки государственного переворота в августе 1991 г. решительно выступил в поддержку Б. Ельцина и осудил действия ГКЧП. Руководил разработкой "Концепции развития Тюменской области в условиях рыночных отношений" и содействовал подготовке Указа Президента РФ "О развитии Тюменской области". Выступал против попыток отделения от Тюменской области Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, на территории которых находятся основные месторождения нефти и газа. Во время президентских выборов 1996 г. был куратором избирательной компании Б. Ельцина в субъектах Федерации, получил благодарность Президента.

Коренной сибиряк, родился в с. Карасуль, Ишимского района, Тюменской области, в крестьянской семье 27 февраля 1952 года. Русский.

Окончил два факультета Тюменского индустриального института. Один очно в 1974 году (инженер-электрик по автоматике и телемеханике), второй, заочно в 1980 году по специальности горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений.

Профессиональный путь нефтяника прошел от слесаря на промысле до Министра топлива и энергетики России. Работая на инженерных должностях всегда большое значение придавал организации производства, новым методам работы, передовому опыту.
С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории.

В 1980 году с первых дней начала работ по обустройству нового Урьевского нефтяного месторождения работает во вновь образованном НГДУ "Урьевнефть". Вначале начальником центральной инженерно-технологической службы, затем главным инженером, начальником НГДУ, а с образованием производственного объединения "Лангепаснефтегаз" - генеральным директором (последнюю должность занимал с 1987 по 1990 год).

Начав работать на Самотлорском месторождении, затем принимал непосредственное участие в освоении и обустройстве Ван-Еганского, Локосовского, Покамасовского, Поточного, Урьевского нефтяных месторождений в Западной Сибири.

14 апреля 1990 года в результате альтернативных выборов из 8-ми кандидатур был избран Председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. По инициативе Ю.К.Шафраника Тюменский областной Совета народных депутатов в декабре 1990 года утвердил Концепцию развития Тюменской области, в основе которой был заложен механизм введения платности недропользования. Однако нормативно-законодательная база в стране по этой проблеме полностью отсутствовала. В связи с этим Ю.К. Шафраник выступил с предложением перед Верховным Советом РСФСР о необходимости разработки и принятия Закона "О недрах". На этапе подготовки проекта Закона входил в состав рабочей группы и активно в ней работал.

Длительность процесса подготовки и принятия Закона и острые социальные проблемы области заставили Шафраника искать иные пути решения вопросов платности недр. К июню 1991 года был подготовлен, а в сентябре 1991 года подписан Президентом Указ N122 "О развитии Тюменской области", в котором определены как стратегические направления - введение платности недропользования, создание вертикально-интегрированных компаний, рыночный механизм формирования цен на нефть и т.п. Указ оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие области и дальнейшее реформирования нефтегазовой отрасли.

В событиях августа 1991 года принял сторону Президента России Б.Н. Ельцина. В первые часы путча выступил в прямом эфире Тюменского областного телевидения с обращением к жителям области.
В сентябре 1991 года Ю.К. Шафраник Указом Президента России назначен Главой администрации Тюменской области. Учитывая сложное административно-территориальное строение Тюменской области по инициативе Шафраника в области образован Административный Совет, в который вошли руководители администраций и территориальных Советов, что позволяло безконфликтно сотрудничать и развиваться всем трем субъектам Федерации.

При активном участии Ю.К.Шафраника в г. Тюмени в 1992 году прошло первое организационное заседание Союза нефтепромышленников.
С января 1993 года Шафраник - Министр топлива и энергетики Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. Ю.К. Шафраник избран депутатом Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа являлся членом Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.

В 1993-1995 годах активно идет формирование абсолютно новых для России структур - вертикально интегрированных компаний в нефтяной промышленности. Как Министр топлива и энергетики, Ю.К. Шафраник принимает участие в формировании всех структур, отработке с Правительством Российской Федерации и руководителями органов власти субъектов Федерации состава нефтяных компаний, подготовке соответствующих постановлений. Основные тенденции структурных преобразований в нефтяной промышленности были сформулированы в Концепции развития нефтяной промышленности России, подготовленной по поручению Правительства РФ Минтопэнерго России.

Шафраник Ю.К. возглавил разработку концепции, а затем и подготовку Энергетической стратегии России, определившей задачи, механизмы и направления обеспечения энергетической безопасности. Ю.К.Шафраник впервые поднял и обосновал проблему энергетической дипломатии и связал ее с энергетической безопасностью. Совместно с МИД России Ю.К.Шафраник организовал и провел ряд "круглых столов" по этим проблемам, результатом чего было проведение двух международных консультативных совещаний "Россия - Европа: стратегия энергетической безопасности" и "Энергетическая безопасность СНГ", проведенных в 1995 и 1996 годах.

В 1993 году Ю.К. Шафраник создает Московский международный нефтяной клуб, объединивший президентов российских и мировых нефтяных компаний.

При активном участии Шафраника Россия входит в масштабные международные проекты, такие как Каспийский трубопроводный консорциум, в котором он долгие годы являлся Председателем Совета директоров. Настойчивая работа Шафраника обеспечила принятие Закона "О соглашениях о разделе продукции", что позволило начать реализацию международных проектов "Сахалин 1 и 2".
Учитывая распад СССР и разрыв традиционных экономических связей, Ю.К. Шафраник подготовил и провел организационную конференцию по созданию Межправительственного Совета по нефти и газу стран - членов СНГ.

В 1993 году Ю.К. Шафраник инициировал разработку программ развития и структурной перестройки нефтяной, угольной промышленности и электроэнергетики, а также возглавил творческие рабочие группы по каждой из отраслей. Результатом явилась подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации Программы закрытия нерентабельных шахт и шахт с опасными условиями труда, а также Концепции управления нефтяной промышленностью России.

Шафраник неоднократно обосновывал и последовательно отстаивал идею необходимости создания Национальной нефтяной компании, которую предлагал создать на базе ГП "Роснефть". По мнению Шафраника в России целесообразно формирование 5-6 мощных нефтяных компаний. Однако под давлением различных сил, которые действовали в Правительстве, в Администрации Президента, а также влиятельных региональных лидеров число нефтяных компаний перевалило за десяток.

Отставка Шафраника летом 1996 года во многом была связана с его особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭК, а также неприятия залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России.

С августа 1996 по апрель 1997 года Ю.К. Шафраник работает Советником Председателя Правительства Российской Федерации.

В мае 1996 года он избран в состав Совета директоров ОАО "Тюменская нефтяная компания", а с августа являлся его Председателем. В этот период идет активная подготовка к инвестиционному конкурсу по продаже пакета акций ОАО "ТНК". В результате, в июле 1997 года 40% пакет акций ТНК был продан за рекордную для инвестиционных конкурсов сумму в 810 млн. долларов США. Это оказалось больше суммы, полученной за все инвестиционные конкурсы и залоговые аукционы, проведенные до этого.

В 1997 году Ю.М. Лужков предлагает Шафранику возглавить Центральную топливную компанию, которая, даже не смотря на известные общероссийские экономические и финансовые проблемы, в короткое время уверенно заняла свою нишу на региональном оптовом рынке нефтепродуктов. Уже по итогам 1998 года ОАО "Центральная топливная компания" по оценке журнала "Эксперт" входит в двадцатку самых эффективных и прибыльных компаний России.

Из-за разницы в подходах к стратегии дальнейшего развития ОАО "ЦТК", в январе 2001 года Шафраник Ю.К. уходит из ЦТК вместе со всей командой менеджеров и активно включается в деятельность Межгосударственной нефтяной компании "СоюзНефтеГаз", в которой с августа 2000 года являлся Председателем Совета директоров, а с сентября 2001 становится Председателем Правления.

Межгосударственная нефтяная компания "СоюзНефтеГаз" была создана в июле 2000 года и по составу акционерного капитала является государственной компанией. Основными ее акционерами являются Межгосударственный банк, государственное предприятие "ЦДУ ТЭК" Минэнерго России, белорусский государственный концерн "Белнефтехим". Компания намерена реализовывать проекты на пространстве стран СНГ, прежде всего с Республикой Беларусь, а также на Ближнем Востоке.

Шафраник Ю.К. с 2000 года является Президентом комитета по культурному, деловому и техническому сотрудничеству с Ираком. Избран Председателем Совета Союза нефтегазопромышленников (2002г.), членом Президиума Горной академии, академии технологических наук, Международной академии топливно-энергетического комплекса. Является Председателем Правления Фонда содействия развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки им. В. Посувалюка, членом Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина.

В настоящее также глава комитета ТПП РФ по энергетической стрпатегии и развитию ТЭК, председатель Совета Союза нефтепромышленников России.

Люди хорошо знающие Шафраника отмечают его ярко выраженную целеустремленность в достижении поставленных задач. Обладает широким государственным кругозором, пристально следит и анализирует обстановку не только в нефтегазовой отрасли, где он является признанным экспертом экстра-класса, но и в политической и экономической сферах. Обладает высокой работоспособностью. Увлекается горнолыжным спортом, любит книги и театр.

Награжден орденами "Дружбы народов" (1988 г.), Почета (2000 г.), медалями: Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999 г.). В 2002 году, награжден Орденом Русской Православной церкви "Святого Благоверного князя Даниила Московского" II степени.
Мать - Шафраник Галина Дмитриевна, 1929 года рождения, до выхода на пенсию трудилась на различных работах в колхозе, работала в сельском совете.

Отец - Шафраник Константин Иосифович, 1927 года рождения, до выхода на пенсию водитель. Родители коренные сибиряки, родились и проживают в селе Карасуль Тюменской области. Неоднократно удостаивались правительственных наград.

Жена - Шафраник Татьяна Александровна, окончила Тюменский индустриальный институт. По специальности - инженер АСУ.

Дочь - Инга, учится в аспирантуре.

Сын - Денис. Студент.

Брат - Шафраник Сергей Константинович, 1956 года рождения, горный инженер, президент ОАО "СИНКО".

российский политический деятель, глава администрации Тюменской области с 1991 по 1993 год, министр топлива и энергетики с 1993 по 1996 год, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России с 2002 года, председатель правления компании «Союзнефтегаз», член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования

Биография

Родился 27 февраля 1952 года в с. Карасуль Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье.

Образование

Окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «инженер-электрик по автоматике и телемеханике» в 1974 году, и по специальности «горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений» в 1980 году.

Трудовая деятельность

С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории. С 1980 года - начальник центральной инженерно-технологической службы, главный инженер, начальник нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Урьевнефть». С 1987 по 1990 год - генеральный директор предприятия «Лангепаснефтегаз». В январе 1993 года занял пост министра топлива и энергетики РФ, ушёл в отставку в августе 1996 года. С августа 1996 года - председатель Совета директоров Тюменской нефтяной компании, одновременно с августа 1996 года по апрель 1997 года - советник Председателя Правительства РФ. Одновременно в феврале 1997 года включен в состав оргкомитета по созданию Центральной топливной компании.

С апреля 1997 года по январь 2001 года являлся председателем правления, затем президент ОАО «Центральная топливная компания». Также был председателем совета директоров «Удмуртской национальной нефтяной компании» (1998). С августа 2000 года являлся председателем совета директоров, с сентября 2001 года - председатель правления Межгосударственной нефтяной компании «СоюзНефтеГаз».

С 2002 года председатель Союза нефтегазопромышленников России. В 2003 году избран в Совет Союза производителей нефтегазового оборудования, а в 2004 году избран председателем Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

Политическая деятельность

14 апреля 1990 года был избран председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. В августе 1991 года по время ГКЧП встал на сторону Ельцина и в сентябре 1991 года Указом Президента РФ был назначен главой администрации Тюменской области.

В августе 1996 года ушёл в отставку с поста министра топлива и энергетики РФ. Отставка была связана с особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭК, а также неприятия залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России.

Избирался в Совет Федерации первого созыва от Ханты-Мансийского автономного округа (1993-1995), входил в состав Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.

Звания, награды и должности

  • Академик Академии технологических наук
  • Доктор экономических наук (2006)
  • Академик Международной академии топливно-энергетического комплекса
  • Председатель правления Фонда содействия развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки им. В.Посувалюка
  • Член Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина
  • Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999)
  • Член президиума Горной академии

Награды:

  • Орден Почёта (2000)
  • Орден Русской Православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени (2002)
  • Орден Дружбы народов (1988)

Семья

Женат, имеет сына и дочь.

Увлекается горнолыжным спортом, любит книги и театр.