Ремонт Стены Уход

Об автохтонных языковых семьях, родстве и общих чертах языков кавказа. Народы северо-кавказской языковой семьи Северокавказская и кавказская семья языков



План:

    Введение
  • 1 Гипотеза Старостина
  • 2 Аргументы противников
  • Примечания
    Литература

Введение

Северокавказские языки

Северокавка́зская семья́ - объединение двух групп кавказских языков - абхазо-адыгской и нахско-дагестанской. С первыми С. А. Старостин сближает хаттский язык, а со вторыми - хуррито-урартские языки.

Языки данной гипотетической семьи распространены на Северном Кавказе, а также в многочисленной диаспоре на Ближнем Востоке. В нее входят более 40 живых, 1 недавно вымерший и 1 древний письменный язык.


1. Гипотеза Старостина

Некоторые совпадения на уровне лексики отмечены давно, но лишь недавно появились первые попытки научно это обосновать, в частности С. А. Старостиным . Однако, у Старостина имеется много оппонентов, особенно в зарубежной лингвистике [кто? ] .

В современной макрокомпаративистике, основателем которой является Старостин, северокавказская семья включается в сино-кавказскую макросемью.

Ранее предполагалось, что северокавказская семья вместе с картвельскими языками образует так называемую «иберийско-кавказскую» общность, однако ныне эта точка зрения отвергнута практически всеми лингвистами. Наличие ряда общих черт между указанными семьями языков сейчас принято объяснять длительным тесным контактом, что позволяет говорить о кавказском языковом союзе.


2. Аргументы противников

Многие лингвисты [кто? ] по-прежнему рассматривают абхазо-адыгские языки и нахско-дагестанские языки как независимые семьи. При этом они выдвигают следующие аргументы:

  1. совпадения лексики наблюдаются в основном для относительно позднего пласта и могут быть заимствованиями, тогда как на уровне древнейшего пласта, в том числе списка Сводеша, родства не наблюдается.
  2. принципиально различная фонетика
  3. наиболее древние из письменных языков, которые гипотетически относятся к данным семьям (хаттский и хуррито-урартские) уже обнаруживают существенные различия на уровне лексики и грамматики [источник не указан 469 дней ] ; лексические совпадения между ними, в отличие от современных кавказских языков, практически отсутствуют (что лишний раз свидетельствует о том, что современные лексические совпадения, скорее всего, возникли в результате заимствований).

Примечания

  1. Nikolaev, Starostin 1994

Литература

  • Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. Münchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, München 1986.
  • Дьяконов И. М., Старостин С. А., Хуррито-урартские и восточнокавказские языки// Сб. «Древний Восток. Этнокультурные связи», стр. 164-208. Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1988.
  • Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
  • Дьяконов И. М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
  • Старостин С. А., Николаев С. Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии//Cб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 04:23:47
Похожие рефераты: Языковая семья , Семья языковая ,

§ 9. Народы северокавказской семьи

Древние народы Северного Кавказа населяют землю, овеянную легендами. В благодатных долинах искали золотое руно греческие аргонавты, а на одной из гор в районе Анапы великий греческий бог Зевс повелел приковать титана Прометея, подарившего огонь людям. На седых заснеженных вершинах Эльбруса и Казбека, по преданиям местных народов, также обитали божества-хранители этой древней земли. Через горы Кавказа пришло сюда христианство, а через прибрежные равнины Прикаспия – ислам, оказавшие влияние на исторические судьбы народов региона.

Как расселялись народы на Северном Кавказе

Одним из древнейших и крупнейших народов Северного Кавказа являются адыги . Их историческая родина – Северо-Западный Кавказ. Адыги – общее наименование более десятка родственных племен, из которых впоследствии сформировались родственные этносы: адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Самоназвание всех этих народов – адыге. С XIII в. за адыгами в русской литературе закрепился этноним «черкесы». В XIII–XIV вв. часть адыгов из районов своего этнического формирования переселилась на восток, в центральную часть Северного Кавказа. Но до начала XV в. их здесь было немного, расселению мешали татаро-монголы и союзные им кипчаки. После распада Золотой Орды миграция адыгов на восток усилилась.

Осевшие на землях вдоль Терека адыги стали называться кабардинцами . Ученые предполагают, что этот этноним происходит от личного имени правителя переселившихся сюда адыгов Кертебея. Обособившаяся часть адыгского этноса оформилась на этих землях в кабардинскую народность, а позже в народ. Сейчас это крупнейший адыгский народ в нашей стране.

В первой половине XIХ в. адыги были самым многочисленным народом региона. Но в ходе многолетней Кавказской войны происходило массовое переселение горских народов в Турцию. Основу переселенцев составили адыги, особенно из причерноморских и кубанских племен; таким образом, б?льшая часть этноса оказалась за пределами исторической родины.

На Северо-Западном Кавказе с XIV в. стали расселяться абазины . Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, уже в I тыс.н. э. частично ими ассимилированы. В XIV–XVII вв. абазины, жившие по черноморскому побережью между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. Абазинский язык относится к абхазско-адыгейской группе северокавказской семьи. Он имеет два диалекта: тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Сейчас в нашей стране абазины проживают преимущественно на территории Карачаево-Черкесии, недавно там был создан Абазинский район.

Вайнахские народы представлены на Северном Кавказе чеченцами и их ближайшими этническими родственниками ингушами . Самоназвание этих двух этносов – «вайнахи» – дословно означает «наш человек». Этноним «ингуши» происходит от названия старинного селения Ангуш или Ингуш, что находился в Тарской долине на месте нынешнего селения Тарское (ныне в Северной Осетии). Впервые ингушами их стали называть кабардинцы, от которых это название было заимствовано сначала русскими, а затем и другими народами. В XVI–XVII вв. ингуши начали переселяться с гор на равнину; этот процесс активизировался российскими властями в первой трети XIX в. Миграции явились одной из главных причин того, что основная масса ингушей не приняла участия в Кавказской войне. Однако более страшная этническая трагедия постигла ингушей уже в советское время.

Депортация народов Кавказа

В 1944 г. ингуши, а также чеченцы, карачаевцы и балкарцы были насильно изгнаны из родных мест. Депортация «неблагонадежных» народов больно ударила по всему Кавказу. Часть земель, входивших до войны в состав Чечено-Ингушской АССР и населенных преимущественно ингушами, после ликвидации в 1944 г. автономии была передана Северной Осетии. На место изгнанных чеченцев в селения бывшего Ауховского района, преобразованного в Новолакский район Дагестанской АССР, под давлением были переселены с гор семьи лакцев, а также дагестанцы других национальностей, которые хоть и страдали в горах от малоземелья, но не хотели покидать родных мест. Депортированные народы были направлены на поселение в районы Средней Азии и Казахстана. Эта незажившая рана этнической истории больно отзывается в современных территориальных и этнических проблемах Северного Кавказа.

Чеченцы впервые упоминаются под этнонимом «нохча матьян» («говорящие на языке нохчи») еще в армянских источниках VII в.; в персидских документах XIII в. им дано название «сасаны», позднее привнесенное и в русские летописи. В начале XVIII в. за этим этносом, крупнейшим поселением которого был аул Большой Чечен на берегу реки Аргун, утвердилось название «чеченцы». В середине XIX в. чеченцы по численности были вторым после адыгов горским народом Кавказа. В 1840 г. их насчитывалось 138 тыс. человек.

До XV–XVI вв. чеченцы жили преимущественно в горах. Затем они стали постепенно спускаться на равнины, создавая здесь свои аулы. В XVI в. на реке Сунже, почти одновременно с поселившимися здесь гребенскими казаками, стали возникать чеченские поселения. Между чеченцами и казаками установились не просто мирные и добрососедские, но и дружеские и родственные связи. У чеченцев в течение веков были крепкие тейповые (от слова «тейп» – род) кровнородственные связи. Ни у одного другого народа Северного Кавказа крепкие родственные связи не сохранялись так долго, тейповая структура крайне важна и для современного чеченского общества. Усилению связей между народами Северного Кавказа способствовало и распространение ислама.

Ислам на Северном Кавказе

Дербентский проход между Кавказскими горами и Каспием издавна называется Каспийскими воротами. Здесь пересекались торговые пути, Дербент был одним из важнейших портов. В 651 г. отряды арабской конницы под командованием военачальника Сулеймана вторглись в Южный Дагестан и через Каспийские ворота прошли на север. Так ислам впервые появился на Северном Кавказе, да и на всей современной территории России.

До появления ислама кавказские народы исповедовали местные языческие культы или христианство, зачастую в их верованиях переплетались элементы разных религий. Сохранившиеся во многих местах остатки христианских храмов свидетельствуют о значительном распространении православия в горах Северного Кавказа задолго до того, как сюда стал проникать ислам.

Во второй половине VII в. на захваченных территориях Дагестана арабы стали насаждать ислам. При этом они прибегали не только к силе оружия, но и к мирным средствам, в частности к налоговой политике, освобождая население от подушной, а иногда и поземельной подати. Укоренившись в течение девяти столетий в Дагестане, ислам стал проникать в области, населенные вайнахами. Во многих народных преданиях повествуется о том, как аварские и кумыкские муллы, нанимаясь пастухами в чеченские и ингушские селения, распространяли там веру в Аллаха. К одним племенам чеченцев и ингушей ислам проник раньше, к другим – значительно позже.

Когда в ХV в. на обломках Византии возвысилась Османская империя, превратившаяся в могущественную державу, турецкий султан был объявлен халифом всех мусульман-суннитов. Как некогда арабские халифы, он использовал ислам в качестве знамени своей завоевательной политики. Политическая и племенная раздробленность, междоусобицы и кровавая вражда между отдельными князьями, экономическая слабость мешали горским народам Северного Кавказа объединить свои силы для организованного отпора.

Семейные традиции горцев

У народов Северного Кавказа основой семейной жизни является «малая семья» – супружеская пара и их дети, но до сих пор сохраняются традиции большой семьи (объединение родственников трехчетырех поколений). Кровнородственные отношения складывались и между несколькими большими семьями. Вайнахи называли их тейпами, аварцы – тухумами. Эти объединения играли большую роль не только для защиты от внешних врагов, но и обеспечивали солидарное решение повседневных хозяйственных проблем.

У большинства народов Кавказа не допускаются браки с родственниками до четвертого, а подчас даже до седьмого колена. Это исключало возможность близкородственного скрещивания в районах с высокой плотностью населения. Исключение составляют народы горного Дагестана, где предпочтение отдают бракам между троюродными братьями и сестрами. Обычай создания искусственного родства расширяет число возможных родственников и сужает круг брачных партнеров.

После принятия ислама в общественной жизни горских народов стали строго соблюдаться нормы адата (в переводе с арабского – обычай, традиция), одного из источников шариатского права, не противоречащего Корану. Общественные праздники стали носить синкретический (смешанный) характер, сочетая в себе предписания ислама и сохранившиеся языческие пережитки.

Кавказская кухня

Традиционное питание базируется на продуктах земледелия (мука пшеничная, ячменная, ржаная, кукурузная, крупы) и животноводства (мясо, масло, молоко, сыр, творог). Основу питания большинства народов Северного Кавказа составляет молочно-растительная пища. Ошибочным является распространенное мнение о том, что основа пищевого рациона горцев – мясо. Такое впечатление создала традиция горцев угощать мясом почетных гостей и соседей, когда режут птицу и скот.

Традиция питания тесно связана с природными и хозяйственными условиями: пища жителей горных и высокогорных районов несколько отличается от пищи народов горнодолинных и предгорных. В горной части (особенно в высокогорье) больший удельный вес имеет молочно-мясная пища, в предгорьях и на равнине преобладает злаковая. Преобладание того или иного вида муки зависело от природных условий: в высокогорье больше сеют ячмень и рожь, в среднегорье – пшеницу, в горной долине и предгорьях – кукурузу (на ее основе делают густую кашу – мамалыгу). Молочные продукты получают из молока коров, овец (преимущественно в горных районах) и коз (в предгорных и равнинных районах). Обязательными на столе кавказцев являются сыр и квашеное молоко – самый популярный напиток, получивший известность далеко за пределами Кавказа. Все кавказцы едят много зелени – кинзу, укроп, черемшу, лук, чеснок.

Источники информации

1. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – нач. XX в. М., 1974.

2. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.

3. Гарданов В.К. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

4. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк: мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.

6. Мальсагов С.К. Притчи о горном этикете. Нальчик, 1989.

7. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа в XVIII – нач. XX в. М., 1989.

Вопросы и задания

1. Подберите легенды и мифы различных народов мира, действие в которых происходит на Кавказе.

2. Выделите основные этапы в заселении Кавказа. Какое воздействие оказал ислам на особенности исторического развития народов региона?

3. Пользуясь картой народов, дайте характеристику географического положения этнических ареалов различных народов Северного Кавказа. При помощи топонимического словаря определите, какие границы могли занимать эти народы в прошлом.

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

автора Ко Майкл

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Священные основы Нации автора Карабанов Владислав

Из книги Третий пояс мудрости. (Блеск языческой Европы) автора Снисаренко Александр Борисович

Из книги Мифы русского народа автора Левкиевская Елена Евгеньевна

Народы моря Курган разрыт. В тяжелом саркофаге Он спит, как страж. Железный меч в руке. Поют над ним узорной вязью саги Беззвучные, на звучном языке. И. Бунин Обстоятельно и неспешно, но вместе с тем уверенно и неотвратимо Европа становилась Индоевропой и говорила на

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Народы В народной культуре бытует несколько поздних легенд о происхождении разных народов. Согласно украинской легенде, людей разных национальностей сварил черт. Он набросал в котел со смолой разных трав и принялся варить. Варил, варил, вытащил на пробу - оказался

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович автора

Северокавказская семья – предлагаемое объединение двух групп – и .

Тот факт, что эти языки близки между собой, замечен давно, но лишь недавно появились первые попытки научно это доказать, в частности . Тем не менее две составляющие группы по-прежнему рассматриваются некоторыми лингвистами как независимые семьи.

Языки данной семьи распространены на , а также в многочисленной на . В нее входят более 40 живых, 1 недавно вымерший и 1 древний письменный язык.

Внешнее родство

Дифференциация генофондов

Дифференциация генофондов четырех лингвистических семей (классические маркеры и маркеры мтДНК) свидетельствует, что средние расстояния от генофонда северокавказской семьи до генофонда народов индоевропейской семьи составляют d=0,012, алтайской d=0,022, уральской d=0,031. При этом, характер распределения и частоты гапплогруп мтДНК в горных популяциях Северного Кавказа сходны с таковыми в западноевропейских популяциях.

Литература

  • Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. Münchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, München 1986.
  • Дьяконов И.М., Старостин С.А., Хуррито-урартские и восточнокавказские языки// Сб. "Древний Восток. Этнокультурные связи", стр. 164-208. Изд-во "Hаука", Главная редакция восточной литературы, Москва, 1988.
  • Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
  • Дьяконов И.М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
  • Старостин С.А., Николаев С.Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии//Cб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. "Hаука", Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.
Коды языковой группы ISO 639-2 : ISO 639-5 : См. также: Проект:Лингвистика

Северокавка́зская семья́ - гипотетическая семья , предложенная С. А. Старостиным в 1980-х годах. Под этим названием объединяются две языковых семьи, абхазо-адыгская и нахско-дагестанская . Объединение отвергается многими лингвистами. С первыми С. А. Старостин сближает хаттский язык , а со вторыми - хуррито-урартские языки .

Гипотеза Старостина

Некоторые совпадения на уровне лексики отмечены давно, но лишь недавно появились первые попытки научно это обосновать, в частности С. А. Старостиным . Однако у Старостина имеется много оппонентов, особенно в зарубежной лингвистике [кто? ] .

Ранее предполагалось, что северокавказская семья вместе с картвельскими языками образует так называемую «иберийско-кавказскую» общность , однако ныне эта точка зрения отвергнута практически всеми лингвистами . Наличие ряда общих черт между указанными семьями языков сейчас принято объяснять длительным тесным контактом, что позволяет говорить о кавказском языковом союзе .

Группа лингвистов во главе со Старостиным С. А. сделала следующие выводы :

  • распад сино-кавказской макросемьи произошёл в 8-м тысячелетии до н. э.
  • распад северокавказской семьи на нахско-дагестанские и абхазо-адыгские языки произошёл примерно в середине 6-го или начале 5-го тысячелетия до н. э.

По мнению значительной части лингвистов и археологов (Сафронов, Чайльд, Монгайт, Брей-Трамп и др.), северокавказская языковая семья оказала существенное влияние на следующие археологические культуры : культура Старчево-Криш , культура Кёрёш , культура Караново , культура линейно-ленточной керамики , железовская культура (Восточная Австрия), культура Альфёльд (от Мароша и вдоль Тисы достигает Восточной Словакии), культура Бюкка (буковогорская, вдоль Верхней Тисы в горах Бюкка в Северной Венгрии и в Восточной Словакии), культура Тисы (бассейн Тисы), культура накольчато-ленточной керамики , трипольская культура , культура Боян , буго-днестровская культура .

Напишите отзыв о статье "Северокавказские языки"

Примечания

Литература

  • Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. Münchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, München 1986.
  • Дьяконов И. М., Старостин С. А., Хуррито-урартские и восточнокавказские языки// Сб. «Древний Восток. Этнокультурные связи», стр. 164-208. Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1988.
  • Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
  • Дьяконов И. М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
  • Старостин С. А., Николаев С. Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии//Сб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.

Ссылки

  • S. L. Nikolayev, S. A. Starostin. 1994.

Отрывок, характеризующий Северокавказские языки

– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.
Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать.
Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.

1. На карте административно-территориального деления Кавказа рассмотрите территорию Северно-го Кавказа, найдите и покажите все республики, входящие в состав района.

В состав Северного Кавказа входит 10 субъектов Федерации, среди них 7 респуб-лик: Республика Адыгея (столица Май-коп), Карачаево-Черкесская республика (Черкесск), Кабардино-Балкарская рес-публика (Нальчик), Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ), Респуб-лика Ингушетия (Магас), Чеченская рес-публика (Грозный), Республика Дагестан (Махачкала).

2. Определите, к каким языковым семьям и груп-пам относятся народы Северного Кавказа. Какие из них наиболее близки и родственны друг другу по языку?

Северный Кавказ — самый многонацио-нальный район России, здесь проживает несколько десятков народов, 8 из них об-разуют самостоятельные субъекты Феде-рации. Для выполнения задания исполь-зуйте политико-административную карту.

Народ Языковая семья Языковая группа
Осетины Индоевропейская Иранская
Ингуши Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Чеченцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Аварцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Даргинцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Лакцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Лезгины Северокавказ-ская Нахско-дагесганская
Кумыки Алтайская Тюркская
Ногайцы Алтайская Тюркская

3. Приведите примеры материальной культуры горских народов (постройки, одежда, пища), кото-рые определены особенностями природы.

В тексте параграфа приводятся приме-ры башенных поселений ингушей, народ-ных промыслов Дагестана (чернение по серебру, гравировка, филигрань).

Вы, наверное, видели в кинофильмах национальную одежду народов Кавказа — бурку. Это войлочный плащ темного цве-та, который защищает и от ветра, и от хо-лода, и от жары. Пастухам бурка заменя-ла палатку, а в XIX — середине XX в. вхо-дила в обмундирование отечественной кавалерии кавказских соединений и час-тей. Национальное блюдо кавказских народов — шашлык — широко распро-странилось теперь по всему миру.

4. Вы часто слышали, наверное, как люди в поже-ланиях друг другу говорят о «кавказском долголе-тии». Выскажите свои суждения о природе феноме-на долгожительства у кавказских народов. Материал с сайта

Феномен кавказского долголетия чаще всего объясняют хорошим горным возду-хом, обилием фруктов, наконец, спокой-ным ритмом жизни, иногда называют и своеобразные «эликсиры» — кисломолоч-ные продукты: мацони, кумыс. Не менее важными, однако, являются и особеннос-ти жизненного уклада горцев, социальной организации и культуры. Когда младшие поколения с утра до ночи возносят хвалу главам многочисленных семей, окружа-ют их всесторонним почетом и помощью, то старики и впрямь пребывают в состоя-нии несокрушимой уверенности в значи-мости их персоны. Забота о пожилых лю-дях не может не сказаться на продолжительности их жизни. Кстати, и в Япо-нии — мировом лидере по продолжитель-ности жизни (81 год) — попечение о ста-рых родителях возлагается на плечи стар-ших сыновей или мужей старших дочерей в качестве обязательного социального тре-бования.

Несмотря на то что жизнь населения за-кавказских республик существенно ос-ложняют вооруженные конфликты, сти-хийные природные явления, средняя про-должительность жизни в республиках Северного Кавказа выше, чем в России в целом. Например, в Кабардино-Балкарии она составляет 68,7 лет, в Ингушетии око-ло 70 (по России — 65,1).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • народные промыслы северной осетии сочинение
  • сочинение народах северново кавказа
  • народы северного кавказа кратко
  • доклад на тему одежда народов дагестана
  • сочинение: народы разные республика одна