Ремонт Стены Уход

Spacex элона маска. «Начало новой космической эры»: что нужно знать о SpaceX Илона Маска, зачем Tesla отправили в Солнечную систему и как мир оценил запуск Falcon Heavy

Каких громких анонсов стоит ожидать в ближайшие годы? И, главное, откуда Маск возьмет на это деньги?

У SpaceX Илона Маска есть множество амбициозных проектов, но среди них особенно выделяются два - опутать планету сетью интернет-спутников и построить огромную ракету, которая сможет доставить людей на Луну и Марс. Информации об этих планах немного, но кое-что мы все-таки знаем - из отчетности компании, твитов Илона Маска и опубликованных .

Основной продукт SpaceX, ракета Falcon 9, на днях получила сертификацию НАСА для самых дорогих научных миссий. Президент компании Гвинн Шотвелл назвал это событие «крупным достижением команды Falcon 9». Компания сообщила, что на 2019 год запланировано не менее 22 пусков Falcon 9, подчеркивая надежность ракеты, которой в следующем году предстоит доставлять космонавтов на орбиту

Но во всем мире на запуск ракет ежегодно тратится всего 5,5 млрд долларов, и эти деньги достаются в том числе конкурентам из Европы, России и Китая. Так что SpaceX, чтобы оправдать оценку в 27 млрд долларов, необходимо разработать новые направления деятельности.

Интернет из космоса

Глобальная цель проекта Starlink - запуск нескольких тысяч спутников на низкую околоземную орбиту и предоставление доступа в интернет всем пользователям на Земле. Эти планы разрабатываются в компании уже несколько лет. В этом году новости противоречивые. С одной стороны, запущены два тестовых спутника и получено одобрение от правительства США. А с другой стороны, в руководстве проекта произошли перестановки, и сегодня в SpaceX отказываются рассказывать, кто сейчас отвечает за проектирование и строительство спутников.

Тем не менее компания по-прежнему планирует запустить сервис в 2020 году, а первая партия спутников должна оказаться на орбите к концу следующего года. Ученый-информатик Марк Хэндли из Университетского колледжа Лондона полагает, что интернет-связь будет такой быстрой, что ей смогут пользоваться высокоскоростные (высокочастотный трейдинг - торговля с использованием специальных стратегий, при которых компьютеры покупают и продают позиции в течение долей секунды, - прим. ред.).

Недавно Федеральная по связи США во главе с Аджитом Паем выступила с инициативой по ослаблению регулирования бизнеса, связанного с космосом. И это на руку SpaceX, поскольку проект Starlink требует запуска 4425 спутников, что удвоит число аппаратов на орбите и повысит риск столкновений и возникновения космического мусора.

7 ноября исполнительный директор SpaceX, работающий над получением лицензий на спутники, встретился с Паем, чтобы показать, насколько серьезно SpaceX воспринимает эту проблему, ведь выживание компании зависит от возможности запуска спутников, а значит, космический мусор угрожает ей самой в первую очередь. На следующий день SpaceX подала заявку на снижение высоты орбиты будущих спутников на 560 километров относительно изначальных планов.

Более низкая орбита снижает риски, связанные с образованием мусора, поскольку в течение пяти лет спутники сойдут с орбиты и сгорят в атмосфере, а кроме того, их нужно будет на 16 единиц меньше, а скорость соединения станет выше. С другой стороны, SpaceX придется отчасти пожертвовать охватом своего сервиса и амортизировать инвестиции в спутники в более короткие сроки, но в компании явно считают, что эти затраты упростят одобрение со стороны регулирующих органов и акционеров.

Мэтт Деш, генеральный директор компании Iridium, предоставляющей услуги спутниковой связи и пользующейся услугами SpaceX для вывода аппаратов на орбиту, назвал этот шаг «очень ответственным».

Финансирование запусков ракет

Маск заявляет, что цель проекта Starlink - собрать деньги на марсианскую миссию компании. Впрочем, запуск системы сам по себе обойдется недешево, и для SpaceX планируется одалживать деньги. Как пишет Bloomberg, компания надеется привлечь 750 млн долларов, а организатором раунда выступит Bank of America.

Сообщается, что первоначально сделку хотели организовать через банк Goldman Sachs, с которым обычно сотрудничает Маск, но инвестбанкиры отказались от участия, предполагая, что компания в дальнейшем будет одалживать еще и еще. Сегодня у SpaceX нет крупных долгов, и даже есть прибыль, но в финансировании будущих пусков и правительственных проектов компания действительно полагается на заемные средства.

Первый космический аппарат компании, названный Falcon 1, финансировался в основном из личных средств Маска. Следующий крупный проект, Falcon 9 и космический корабль Dragon, был создан при поддержке правительства. В 2015 году Google и Fidelity инвестировали в SpaceX миллиард долларов, отчасти под проект Starlink. Но привлечь средства на создание огромной, полностью многоразовой ракеты BFR, способной доставить людей к Марсу (которую компания хочет запустить к 2022 году), гораздо труднее.

Еще один источник прибыли - космический туризм. Известно, что Маск принял у японского миллиардера Юсаку Маэдзавы значительный депозит порядка сотен миллионов долларов - на будущий полет вокруг Луны.

В минувшую субботу Маск

Неизвестно, получится ли у компании то, что она наметила на 2017 год. Но, если планы Илона Маска будут реализованы, нас всех ждёт революция в космонавтике, а если нет - то начало конца SpaceX. Впрочем, одно из этих событий явно выглядит вероятнее другого.

Возрождение после взрыва

За последние два года у ракетного детища Илона Маска дважды взрывалась ракета с полезной нагрузкой. Оба раза причина была одна и та же: проблемы с гелиевым баком. Новый запуск последовал после месяцев работы над избавлением от этой проблемы. И, кажется, кое-что у упорных ребят из SpaceX получилось:

Огромный прогресс в этом пуске даже не в том, что после него первая ступень села обратно на Землю. Это случилось уже в третий раз, и вряд ли кого удивило, хотя до SpaceX так никто и никогда не делал. Более важно другое: ступень спускалась через довольно плотные облака, в которых поддержание стабильности высокого, большого и очень лёгкого объекта (почти пустой легкосплавной ступени) - дело трудное. Взгляните на напряжённую работу решётчатых рулей внизу ступени на видео выше или на общую картину посадки:

Легко заметить и то, что ещё год назад и не снилось самим разработчикам - предельно точную посадку в центр нужного пятна на площадке. SpaceX начала летать в космос пять лет назад, но учится чрезвычайно быстро. Ступень садится почти идеально, в плотной и облачной атмосфере при земном тяготении. А вот посадочный аппарат "Скиапарелли", сделанный Европейским космическим агентством (в космосе уже полвека), совсем недавно разбился при посадке на Марс, где нужно было компенсировать куда меньшую гравитацию, а облака и приличная турбулентность вообще отсутствовали.

Как отметила в пятницу 17 февраля Гвин Шотвелл (Gwynne Shotwell), один из руководителей SpaceX, из-за проблем с гелиевой ёмкостью последние два года были для компании "болезненными", поскольку поставщику ракетных пусков трудно зарабатывать деньги, если он не летает. В нашей стране журналисты и эксперты подсчитали убытки и прибыли компании за этот период и уже успели породить остроумные, хотя и излишне сложные теории о том, что теперь Маску придётся идти за деньгами к американскому государству. Другие наблюдатели видят ситуацию проще: возобновление полётов автоматически улучшит финансовую ситуацию компании.

Переломный год

На 2017 год Илон Маск наметил столько, сколько не удавалось ни одному государственному космическому агентству со времён падения СССР. В марте он планирует впервые в истории повторно использовать первую ступень ракеты для вывода груза в космос. Причём такой запуск должен стать дешевле обычного, в котором используется новая ступень. Начиная с апреля 2017 года открывается окно для первого в истории полёта многоразового грузового космического корабля, запускаемого на ракете-носителе. С его помощью будет доставлен груз на МКС.

В середине года SpaceX намерена запустить самую тяжёлую из существующих ракет-носителей Falcon Heavy, построенную на совершенно нетипичной архитектуре. Блоки её первой ступени тоже планируются многоразовыми, и поэтому цены вывода полезной нагрузки обещают быть ниже , чем у одноразовой "Ангары". Если вспомнить, что более дорогой Falcon 9 серьёзно потеснил "Протон", то понять, как "Ангара" будет конкурировать по ценам с "Тяжёлым соколом", довольно непросто. Такая ракета требуется Маску для участия в глобальном проекте средневысотных спутников, раздающих интернет. Иными словами рынок, на который Россия может не попасть из-за новой ракеты Маска, довольно крупный.

В ноябре 2017 года должен полететь Dragon 2 - первый в истории космический корабль частной разработки, а заодно и первый многоразовый. В общем, слишком много "первых в истории", даже для года, кончающегося на 17. Справиться со всем этим сразу довольно небольшой организации поможет разве что чудо. Тем не менее достижение даже части из этих целей будет означать большой рывок вперёд. В случае многоразовой ступени или тяжёлого Falcon Heavy, не только для SpaceX, но и для всей мировой космонавтики.

А у нас пока что....

Напомним факты: наша страна за весь постсоветский период пока запустила ноль принципиально новых космических кораблей (не говоря уже о многоразовых), одну новую тяжёлую ракету-носитель, ноль многоразовых первых ступеней. И это не потому, что у нас какие-то проблемы с инженерами. Как мы уже , РКК "Энергия" и иные российские разработчики делают уже третий проект отечественного космического корабля, поскольку "Союз" объективно стал мал для нашей космонавтики. Ракетчики из Миасса пытаются убедить руководство построить многоразовую первую ступень с 2007 года - когда об этом и Маск ещё не заговаривал на публике.

Новые тяжёлые ракеты у нас теоретически есть (с 2014 года), хотя их полезная нагрузка в два с лишним раза меньше, чем у Falcon Heavy. Однако в этой теории пока маловато практики. Ни в 2015-м, ни в 2016-м, ни в 2017 году тяжёлая "Ангара" не полетела и не полетит. И это несмотря на то, что в августе 2015 года директор ГКНПЦ имени Хруничева Андрей Калиновский подтвердил её запуск в 2016 году - уже с коммерческим спутником. Тогда же он произнёс о своём предприятии знаменитые слова: "Земля в Москве - наш единственный ликвидный актив на сегодняшний день". После чего закономерно производственные мощности было решено отправить за Урал, где, опять же, и платить работникам можно меньше. Неприятные разговоры о том, что этот перенос отправит второй пуск ракеты в 2020-е годы, пока трудно опровергнуть - а так хотелось бы.

Ракету, способную, как Falcon Heavy, выводить в космос 50–70 тонн, ещё в марте того же года решил не делать чуть ли не до 2030-х годов. С формулировкой "не надо". В другое время с ней поспорили бы, но сейчас это сделать трудно. Если мы начнём запускать новые тяжёлые ракеты в 20-х, то сверхтяж раньше 30-х действительно не должен нас интересовать. Всё это ведёт нас к довольно интересной ситуации, когда пять лет назад полетевшая в космос частная компания может уже в 2017-м получить технологические возможности большие, чем у страны, когда-то выведшей человека в космос. Кошмар? Нет.

Если честно, то сами по себе новые ракеты и корабли в космосе не нужны. Они служат выполнению совершенно конкретных задач. У нас не запустили миассовскую "Россиянку", планировавшиеся с 90-х космические корабли и тяжёлую "Ангару" не потому, что мы не можем этого сделать, а потому что не знаем, зачем это делать. Наше отставание - если SpaceX выполнит свой план - станет очевидным. И находится оно не в космической индустрии как таковой, а в головах тех, кто расставляет для неё цели. И это не в первый раз.

Сложно сказать, рождает ли эпоха личностей или личности делают эпоху. Скорее всего, правда где-то посередине. Так или иначе, нам довелось жить в эпоху с личностью, значимость которой истории науки еще предстоит оценить. Речь об американском миллиардере, венчурном капиталисте и энтузиасте освоения космоса Илоне Маске.

Разные источники говорят, что космосом Маск начал бредить еще в юном возрасте. По крайней мере, истории известно, что на подаренном первом компьютере Илон написал свою первую игру - Blaster, по типу знаменитого игрового хита с Atari, Space Invaders. Тогда же пришел первый коммерческий успех - свою игру Маск продал за 500 долларов. В этом вся его суть: помимо коммерческих операций, инвестиций, вложений и движения капиталов, он хорошо соображает в технической части своего бизнеса. Эту черту он сохранил и во взрослой жизни.

В середине девяностых Илон со своим братом основал компанию Zip2, которая создавала ПО для различных новостных агентств. Пресытившись этой идеей, создатели продали компанию за 308 миллионов долларов, из которых 22 ушли непосредственно Маску.

С началом нового столетия в жизни Маска стартует эпоха больших свершений: сначала основана Xcom, которая после слияния стала платежной системой PayPal, а в 2003 - Tesla Motors, заточенная под электромобили. Но предмет сегодняшнего размышления - третье детище Маска, частная космическая компания SpaceX.

SpaceX на пути к частному космосу

Изначальная идея, лежащая в основе SpaceX, - дешёвые полеты в космос. Причём стоимость должна варьироваться в пределах пассажирских авиаперелётов. Космические корабли сами по себе очень дорогие, но их стоимость выше потому, что большинство из них нельзя использовать повторно.

Маск планировал запустить на орбиту грызунов и семена растений, но, проанализировав стоимость ракеты, отказался от этой идеи. На интересную мысль его натолкнул анализ стоимости всей конструкции - 70% уходило на ступени ракеты-носителя, которая при этом была одноразовой. Значит, если сделать ее многоразовой, то можно летать в космос значительно дешевле. И началось.

Отвлекаясь от основной темы, нейминг того или иного проекта иногда ведет за собой интересные факты. Так, Apple решили дать своему бренду фруктовое название, чтобы в телефонных справочниках находиться выше Atari, Starbucks назвали в честь персонажа «Моби Дика», а Adobe - в честь ручья между Маунтин-Вью и Пало-Альто.

Маск в своем первом космическом детище решил лишний раз увековечить свою любовь к «Звездным войнам», назвав проект многоразовой ракеты-носителя Falcon, в честь Millenium Falcon’a, на котором Чуббака с Ханом Соло раздавали горячих Империи.

В 2002 году Маск сформировал команду, арендовал помещение в калифорнийском Эль Сегундо и начал проектировать, разрабатывать и строить. Одним из выдающихся инженеров, нанятых в SpaceX, стал Том Мюллер, инженер-ракетчик, который занялся разработкой Falcon 1 и трех семейств двигателей: Merlin, Draco и Kestrel.

Начало явно не задалось: первый запуск Falcon 1 в марте 2006-го не увенчался успехом, сразу же начался пожар, и ракета упала в воду. Вторая попытка запустить Falcon на орбиту тоже не привела к желаемому результату: уже в воздухе топливо перестало поступать в двигатель, ракета замедлилась и сгорела в атмосфере. Третий запуск тоже был неудачен: после разделения первая ступень ударила по второй, и та вышла из строя.

Можно представить, какие чувства овладели Маском. Если на успех первого запуска вообще не было особой надежды, неудача второго заключалась в неверных расчетах, то на третий старт инженеры и проектировщики SpaceX очень рассчитывали. На ракету даже поместили полезный груз – три спутника и прах для захоронения.

Четыре неудачных запуска на ноль удачных - с такой статистикой можно было завершать свои попытки завоевать космос. Так что на запуск 28 сентября 2008 года возлагались не просто большие надежды, а все надежды, имевшиеся у Маска и команды.

И SpaceX стал паровозиком, который смог. С макетом груза в 150 килограммов Falcon 1 успешно вышел на орбиту, а 13 июля 2009-го уже смог доставить в космос реальный груз - спутник RazakSAT. На этом история Falcon 1 завершилась, и началась история Falcon 9.

Триумф Falcon 9

Фалконы 9 серии были анонсированы даже раньше первых - в 2005 году. В их разработку и тестирование компания вкладывала максимум усилий. Очевидно, что именно «девятку» Маск планировал как свой триумф: первый запуск был отменен за несколько секунд из-за технических проблем. Никаких крушений не должно было быть. И на этот раз все прошло успешно.

Falcon 9 стал визитной карточкой SpaceX и её же главным достижением: всего за 7 лет произошло 38 запусков, из которых 36 были удачными. Но главное - это возвращаемые ступени от ракеты носителя, которые уже 13 раз успешно приземлялись и приводнялись для повторного использования. Кстати о приводнении - для этих целей SpaceX разработал специальную плавучую платформу ASDS, которая не просто плавает, а делает это автономно и беспилотно.

Высокая надежность и конкурентоспособность вывели Маска и его компанию в лидеры коммерческого космоса не только в мире, но и в самих США. В 2013 году они владели лишь 10 процентами рынка, в 2017 году - уже 45, а в будущем 2018 планируется достичь 60%. Стоит отметить, что при этом российский и европейский сегменты рынка сокращаются из года в год.

В данный момент идут разработки тяжелого варианта ракеты - Falcon Heavy, но не ракетами едиными жив SpaceX.

SpaceX - Матерь Dragon’ов

Очередное детище SpaceX - многоразовый беспилотный грузовой корабль Dragon, летающий к МКС с 2010 года. История космонавтики уже знакома с многоразовыми «космическими грузовиками» - проект «Шаттлов» от Боинга и Локхеда летал от Земли к МКС и обратно 30 лет, пока проект не закрыли в 2011.

Разрабатывая и запуская Dragon’а, Маск исполнял заказ NASA на доставку грузов к МКС, и удешевление каждого отдельного запуска было исключительно в его интересах. Как выразился широко известный в узких кругах Зеленый кот , если бы Маск сконструировал квантовый телепортатор, который бы телепортировал груз на орбиту, то NASA приняли бы и такой вариант. Но он сделал корабль.

Своего первого «Дракона» Маск запустил в 2010 году, с тех пор в космос взлетело ещё 11 кораблей. Был ещё один неудачный запуск в 2015 году, когда взорвалась ракета-носитель.

Сам корабль представляет из себя трёхметровый металлический конус, 4200 килограммов весом. Любители советского кинематографа явно увидят в нем сходство с космическим кораблем из «Кин-дза-дзы» Георгия Данелия. В июне 2017-го экземпляр Dragon’a впервые повторно запустили к МКС и успешно вернули на Землю. Об этом в нашем . Вопрос о третьем запуске решается.

На данный момент Dragon - единственный многоразовый космический корабль в мире. «Драконье семейство» предполагается пополнить ещё двумя кораблями: в 2018 году пилотируемым Dragon V2, который сможет нести на борту 7 человек, и в дальней перспективе - Red Dragon’ом, который отправится к Марсу. К слову, Dragon V2 станет прямым конкурентом нашему «Союзу», который сейчас является единственным пилотируемым в мире.

Что ждать от SpaceX

Кипучая деятельность Маска не ограничивается космосом. Так, он проектирует и успешно свой Hyperloop - сверхскоростной туннель с капсулами на магнитной подушке. В космосе Маск нацеливается на Луну и Марс, а как было сказано выше, к своим нынешним проектам собирается добавить тяжелую ракету-носитель и пилотируемый космический корабль.

SpaceX под руководством Маска уже прошла гигантский путь, от трёх подряд неудачных запусков до рекордных 10 запусков в год и контрактов с NASA. Не страшна Маску и государственная протекция в сторону Локхида и Боинга, равно как и Роскосмос с Arianespace, - на данный момент вопрос о конкуренции в сегменте коммерческого космоса если не решен окончательно, то решается в сторону SpaceX. Маск верно угадал тренд - если сделать ракеты дешевле и пользоваться ими по нескольку раз, то стоимость упадет, а прибыль - наоборот. И кто знает, возможно, именно SpaceX станет компанией, которая сделает космический полет из дорогого удовольствия бытовым занятием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Interplanetary Transport System (ITS) - система межпланетного транспорта, которая будет использована для доставки первых колонистов на Красную планету.

В закладки

Согласно проморолику ITS, ракета с космическим кораблём сначала выводится на орбиту, а затем отделяется от корабля и возвращается на Землю. На орбите происходит дозаправка корабля, а затем он раскрывает солнечные панели, генерирующие мощность в 200 киловатт, и начинает движение к Марсу.

Согласно предыдущим утверждениям, в планах Элона Маска отправить людей на Марс до 2024 года. По уточнённому графику, первые экспедиции начнутся ещё в конце 2022 года.

Первые миссии к Красной планете начнут реализовываться уже с 2018 года - например, сброс припасов и других принадлежностей для выживания первых колонистов. Каждый корабль Dragon сможет «отвозить» 2-3 тонны полезного груза.

На конференции Маск объяснил причину лететь на Марс двумя вещами: развитием человеческого рода как межпланетных путешественников, а также отдалённой вероятностью исчезновения всего живого на Земле. Другая ближайшая к Земле планета - Венера - обладает слишком недружелюбной атмосферой, подобной «кислотной бане»: «Венера - она совсем не как [одноимённая] богиня», - пояснил выбор глава SpaceX.

Поскольку Марс находится дальше от Солнца, чем Земля, он несколько холоднее - однако планету можно «подогреть» при помощи геотермальных изменений и сформировать на ней достаточно дружелюбную атмосферу для выращивания растений. В прошлом Маск уже , что Марс можно нагреть, например, при помощи термоядерных бомб.

По оценке Маска, сейчас стоимость путешествия на Марс в расчёте на одного человека составляет 10 миллиардов долларов. В случае, если её удастся сократить до цены одного дома в США, многие смогут начать переселение на Красную планету. Для этого потребуется использовать полностью возобновляемые средства, правильное (эффективное) топливо, которое можно производить прямо на Марсе, а также заправлять корабли на орбите (а не тратить деньги на доставку топлива на орбиту каждый раз при отправке нового корабля).

Например, керосин на Марсе производить нельзя из-за отсутствия нефти на планете. Однако жидкий метан - возможно, и почти по всем параметрам он подходит для эффективного сокращения затрат, считает глава SpaceX.

По словам Маска, видео симуляции ITS - результат работы не художников, а инженеров: в нём отражено точно то, чего пытается достичь SpaceX, и практически будущие корабли будут идентичными тому, что изображено в ролике.

Наибольшее количество повторных использований SpaceX закладывает в ракету-носитель для вывода корабля на орбиту - 1000 раз. Танкер для дозаправки планируется использовать около 100 раз, а сам корабль - 12-15 раз. На нём колонисты будут отправлять груз с Марса на Землю или улетать сами.

Согласно расчётам, в один корабль помещается примерно 100 человек. Ракета-носитель, которая будет использоваться для вывода корабля на орбиту, будет иметь в 3,5 раза большую массу, чем самая грузоподъёмная ракета в мире - « », с помощью которой была произведена первая высадка человека на Луну.

На планетах со слабым гравитационным притяжением - например, Луне или Марсе - ракета-носитель не нужна для выхода на орбиту: с этой задачей может справиться сам корабль. В ракету встроено 42 двигателя (часть из них она может потерять и всё равно продолжить движение), а в корабль - девять.

Одно путешествие до Марса в зависимости от года, в который будут проходить полёты, будет занимать от 90 до 150 дней. По мнению Маска, в процессе полёта команда корабля должна получать удовольствие - в отсеке можно будет наслаждаться нулевой гравитацией, смотреть фильмы, проводить лекции или отдыхать в ресторане.

Если человек будет брать с собой меньше тонны полезного груза, его полёт обойдётся меньше чем в 200 тысяч долларов, считает Маск.

Точную структуру доходов, которые будут использоваться для финансирования программы, Маск не назвал. По его мнению, для этого может использоваться как прибыль SpaceX от запуска спутников и доставки грузов на МКС, так и добровольные пожертвования проекту через Kickstarter.

По оценке Маска, для создания полностью автономной цивилизации на Марсе потребуется не менее 40 лет.

Маск отметил, что технологии не развиваются сами по себе, а только тогда, когда к конкретной задаче применяется ум инженеров для её решения. В истории человечества уже были примеры, когда технологии развивались до определённого уровня, а затем откатывались назад, и последний из таких примеров - ситуация с лунной программой.

Помимо марсианской программы, новые корабли могут использоваться и для перемещения по Земле - по оценке Маска, с ними можно будет перемещаться в любую точку планеты в течение 45 минут. Кроме того, Маск планирует устанавливать «заправки» для космических кораблей на других планетах - это позволит совершать путешествия в любые точки Солнечной системы.

По словам Маска, сам он тоже когда-нибудь полетит на Марс - когда сможет решить вопрос, что случится с компанией в том случае, если он по каким-либо причинам погибнет и инвесторы SpaceX останутся один на один с проблемой максимизации прибыли: «Первый полёт будет иметь очень высокую вероятность смертельного исхода, а я ещё хочу увидеть, как вырастут мои дети».

Первый корабль, который отправится к Марсу, Маск планирует назвать Heart of Gold - по аналогии с космическим кораблём из романа «Автостопом по галактике»: «Я думаю, наш первый полёт тоже будет бесконечной невероятности».

Ещё до выступления на сцене Маск раскрыл некоторые детали ITS у себя в микроблоге. Диаметр ракеты-носителя

Сегодня каждый второй школьник знает имя Илона Маска, соучредителя PayPal, отца электрокаров Tesla и частного ракетного производителя SpaceX. И, пожалуй, самого яркого мечтателя среди известных предпринимателей. Более чем 50 лет назад человечество могло не верить в то, что освоение космоса возможно. Более чем 10 лет назад люди не поверили бы, что осваивать космос, уже как сферу, будет частная компания.

Можно относиться к амбициям SpaceX со скепсисом. Можно ставить фото Илона Маска на рабочий стол и следить за каждым запуском Dragon в прямом включении. Но нельзя быть равнодушным или не знать, что делает эта компания в частном космосе. Для тех, кто не относится к «каждому второму школьнику» - небольшая история компании SpaceX.

Семена на Марсе

В начале 2002 года Илон Маск, уже будучи мультимиллионером в свои 30 лет, переключается на новую миссию - вернуть интерес общественности к отправке человека на Марс. На протяжении всей жизни Маск, бизнесмен и физик по образованию, мечтает о том, чтобы установить на поверхности красной планеты небольшой парник с семенами земного растения, чтобы вдохновить человечество на колонизацию Марса.

Проблема осуществления этой скромной мечты скрывалась не в существующих космических кораблях, а в дороговизне их запуска. Не желая платить то, что требовали американские ракетные компании, Маск совершил три поездки в Россию, рассматривая покупку отремонтированной ракеты «Днепр», стоившей около $20 млн. Раздумывая над ценообразованием и финансовыми рисками, он решил, что проще, в конце концов, делать свои ракеты, чем торговаться с американцами или заключать сделки с русскими.

Так была задумана одна из немногих и самая передовая в «частном космосе» компания SpaceX. Получается, цель ее создания заключалась в том, чтобы упростить «транспортные расходы» будущим колонистам Марса.

Сокол и Дракон

Уже к 2006 году SpaceX разработала первую ракету-носитель - Falcon 1, запуск которой состоялся 24 марта 2006 года, но завершился аварией в двигателе первой ступени. Только после трех неудачных попыток 28 сентября 2008 года Falcon 1 удается выйти на низкую орбиту и доставить единицу полезного груза на высоту 500-700 км. Это событие стало первым успешным запуском на орбиту частной ракеты.

Еще через год ракета-носитель при пятом запуске доставляет на орбиту 5-й коммерческий спутник RazakSAT, принадлежащий Малайзии.

К 2010 года Space X разрабатывает вторую, более тяжелую ракету-носитель, сравнимую по характеристикам с российским «Союз-2», - Falcon 9. И, похоже, что уроки, полученные от неудач с первыми запусками, позволили Falcon 9 стартовать 4 июня 2010 года удачно стартовать и стать первым частным космическим кораблем, вышедшим на орбиту.

Интересный факт. На момент старта на борту корабля находился некий груз, засекреченный лично Илоном Максом. После совершения операции стало известно, что грузом оказалась головка сыра . Позже в Space X пояснили, что это отсылка к известному скетчу в сырном магазине комик-труппы «Монти-Пайтон». Головка сыра находилась в специальном контейнере, прикрученному к полу челнока. На контейнере была шутливая надпись: «Совершенно секретно».

Еще одна яркая веха в истории SpaceX и частного космоса - запуск и успешное приводнение первого грузового корабля Dragon, неправительственного, но разработанного по заказу NASA. «Дракон» - единственный в мире действующий «грузовик», способный возвращаться на Землю. В августе 2011 года NASA дает согласие на запуск и состыковку с МКС корабля Dragon. 25 мая 2013 года миссия стартовала с успешным выходом на орбиту и последующей состыковкой с МКС.

NASA и Space X заключают контракт на 12 экспедиций космического корабля на Международную космическую станцию до 2016 года. Общая стоимость соглашения составляет 1,6 миллиарда долларов. На сегодняшний день совершено 5 полетов. Буквально накануне, 10 февраля 2015 года, космический корабль Dragon приводнился у берегов Калифорнии с 1700 кг груза, доставленного с МКС.

В этот же день был запланирован запуск исследовательского спутника DSCOVR, который пришлось перенести из-за погодных условий. Тем не менее, сегодня, 12 февраля, аппарат был запущен в открытый космос. DSCOVR (Deep Space Climate Observatory - «Климатическая обсерватория глубокого космоса») должнa будет наблюдать за солнечными бурями и сильными электромагнитными выбросами, которые могут повлиять на работу орбитальных спутников.

Планы SpaceX

Сегодня амбиции Илона Маска, если и вызывают некий скепсис у специалистов, - то многочисленных поклонников Space X, восторженных идеей частного космоса и колонизации Марса, прессу, а главное - инвесторов, деятельность компании продолжает держать в напряжении.

Основные цели Space X сейчас очень амбициозны: многоразовые ракеты, сверхтяжелая ракета РН Falcon Heavy, частный космодром и, конечно, колонизация Марса, которой, по крайней мере, должна предшествовать экспедиция с экипажем на борту корабля.

Ракета с ногами

Повторное использование первой ступени - самой дорогостоящей части ракеты - сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70 %.

В 2012 году появился первый концепт идеи reusable Falcon 9, то есть ракеты-носителя, способной возвращаться на Землю и взлетать снова. В 2013 году появляется более продвинутая модель - Falcon 9R.

Она представляет собой этакую ракету «с ногами», или первой ракетной ступенью, которая после выполнения основной задачи должна маневрировать и принимать в воздухе вертикальное положение, необходимое для мягкой посадки. Первые испытания терпят неудачу, но инженерам удается выявить основную ошибку. Наконец, в апреле 2014 года, запуск и возврат ракеты с ногами после многочисленных переносов все же состоялся: первая ступень приняла вертикальное положение и на минимальной скорости приводнилась, но, к сожалению, была потеряна в океане. Тем не менее это можно назвать скорее успехом, чем неудачей.

Последний тест запуска многоразовой Falcon 9 выглядел вот так, хотя он тоже помог получить результаты.

Частный космодром

В августе этого года SpaceX объявила еще об одной грандиозной цели - строительстве первого в мире частного космодрома .

Проект будет осуществляться при поддержке штата Техас, где планируется его расположение в г. Браунсвилль. Строительство частного космодрома создаст около 300 рабочих мест и должно принести экономике Техаса около $85 млн в виде капиталовложений.

Колонизация

В 2012 году Илон Маск заявил , что трудится над тем, чтобы к 2029 году полёт на Марс для семьи стоил $500000.

В мае 2014 года SpaceX представила космические корабли нового поколения под названием Dragon V2. По словам Маска, они способны садиться «где угодно на Земле», вмещать на борт до 7 человек и повторно использоваться. Планируется начать транспортировать астронавтов с поверхности Земли до МКС и обратно к 2017-2018 году.

И, несмотря на то что цена полета все же выглядит космической - в масштабах космоса как сферы (и вообще), она и правда ничтожно мала. Можно не верить в амбиции Маска и относиться со скепсисом к планам SpaceX, но нельзя отрицать, что само существование частной компании, пошатнувшей государственную монополию, ускоряет развитие всей сферы, и как следствие, - освоение космоса.