Ремонт Стены Уход

Разрушение вавилона 539 царь кир. Завоевание вавилона персами

«Кир II (время правления 559-530 гг. до н.э.) - царь персидский, выдающийся полководец, основатель государства Ахеменидов, сын персидского царя Камбиса I. Его жизнеописание известно большей частью из трудов древних историков: Геродота, Ктесия, Ксенофонта, также имя его упомянуто в Ветхом завете.»

Детство и юность

Детство и становление Кира как правителя описано в разных источниках по-разному, и правда от мифологии трудно отделима. Однако большинство версий схожи в том, что его детство прошло не в царских дворцах.

Так, по версии Геродота, царю Мидии Астиагу было ведение, в котором из чрева его дочери - царевны Манданы вырастает лоза винограда, опутывающая Мидию и всю Азию. Жрецами было дано растолкование - царевна принесет сына, который станет править Азией.

Мидийцы и персы были родственными народами, но Мидия - было государство более могущественнымое и перс не мог быть ее правителем. По воле Астиага, Мандана была отдана замуж за персидского царя Камбиса I и у них, действительно родился мальчик. Однако предсказания мудрецов не давали покоя повелителю, и он поручил полководцу Гарпагу убить младенца. Гарпаг тайно вывез маленького царевича в горы и приказал местному пастуху убить его в лесу. Пастух же придя домой с младенцем, узнал о рождении мертвого ребенку у своей беременной жены и супруги решили оставить дитя себе.

В десятилетнем возрасте мальчик с другими детьми играл в «царя» и его «подданных», где царем был избран Кир, а в числе подданных оказался сын вельможи. В игре сын мидийского чиновника отказался подчиниться «царю» - сыну пастуха, за что был наказан плетьми. Вельможа пожаловался царю, и Кира с отцом доставили во дворец. Астиаг узнал своего внука и в ярости приказал, чтобы Гарпаг поплатился жизнью своего сына. После обратился к жрецам, которые объяснили, что предсказание уже сбылось, ведь мальчик стал царем в игре. Астиаг поверил, что угрозы больше нет, и отослал внука в Персию к настоящим родителям.

Гарпаг не простил Астиага и вынашивал план мести. Он тайно подговорил мидийских вельмож и убедил взрослого Кира поднять восстание, которое и было удачно осуществлено молодым талантливым полководцем.

Существуют также версии того, что младенца Кира вскормила в горах волчица, а в полседствии воспитала семья пастуха.

По версии же Ктесия, Кир был родом из кочевников мардов, а его отца звали Атрадат. Впоследствии ему удалось возвыситься и поступи на службу к Астиагу. Предсказания вавилонских жрецов подвигли его к побегу в Персию и поднятию мятежа.

Завоевание Мидии

Так или иначе, в 559 году до н.э. Кир унаследовал престол Персии, центром которой был город Пасаргады , активное строительство его относят к началу правления Кира II .

В 553 году до н.э. Кир II с войском двинулся на Мидию прямо к ее столице Экбатане. Этому выступлению или как его называют Геродот и Ктесий, восстанию во многом способствовало недовольство мидийской знати жестким правлением Астиага. Во главе недовольных стоял обиженный в свое время царем военачальник Гарпаг. Война между Персией и Мидией длилась 3 года, при этом древними историками подтверждается, что Мидия не только оборонялась, но вела наступление, и в одном из них Астиаг был схвачен своими же воинами и выдан персам. Кир II завоевал титул царя двух государств и поступил с покоренным народом и его правителями весьма гуманно. Жизнь Астиага была сохранена, по некоторым данным, он даже был назначен наместником области Паркании. Фактически в Мидии произошла лишь смена правящей династии, все устои и права жителей были сохранены.

Завоевание Лидии

Завоевав Мидию, Кир II вплотную приблизился к границам Лидии – одного из самых сильных государств Ближнего Востока. Царю Лидии Крёзу не понравилось это соседство, и он с войском вторгся в Мидию. После кровавого сражения Крёз отступил. В столице лидийского царства – городе Сарды он стал готовится к новым битвам и искать помощи союзников (Вавилона, Египта и Спарты). Но Кир II решил не дать набраться сил Лидии и двинулся к стенам Сард. Сражение произошло у города на равнине и, благодаря военной доблести и хитрости персидских полководцев, войско Крёза было разбито. По совету военачальника Гарпага воинов пересадили на верблюдов, кони лидийцев испугались и обратились в бегство. После двухнедельной осады Сарды были взяты. Кир II поступил милостиво с побежденными.

Покорение Вавилона

После этого персидский царь двинулся на Вавилон (539 г. до н.э.) – богатейший город того времени. Вавилонская армия встречала неприятеля у города Опис. Но персидский царь направил часть войска осадить Вавилон, а сам принял бой у Описа, где разбил армию царя Вавилона Набонида. Набонид бежал, но узнав о взятии Вавилона второй частью войска Кира, сдался. И вновь Кир II Великий поступил поистине великодушно и гуманно с покоренными землями. Он не устраивал жестоких расправ, а напротив, делал все для улучшения жизни жителей покоренных городов и стран.

Смерть Кира

Теперь империя Кира простиралась от Индии до Египта . Но великому полководцу бало мало этих побед. В 530 году до н.э. он пошел в поход против кочевников массагетов, живших на востоке Каспия. В одном из сражений Кир II погиб. По одной из версий, являющейся скорее мифологией, персидский царь отправил впереди войска обоз с вином в сопровождении немногочисленной охраны. Массагеты во главе с сыном царицы захватили обоз, после чего персидское войско без труда разбило пьяных кочевников, царевич был убит. В одном из последующих сражений Кир II Великий погиб. Разгневанная царица Томирис велела отрезать его голову и поместить ее в бурдюк с вином.

За 29 лет правления Кир II Великий создал себе славу мудрого, доблестного, гуманного правителя и освободителя. Многие города и государства добровольно примкнули к его империи. Могущество Кира II обеспечивалось во многом милостивым обращением с покоренными народами. Будучи талантливым военачальником, он заботился о том, чтобы жители приобретаемых в ходе сражений земель были довольны его правлением и не поднимали мятежей.

Погребён Кир II в Пасаргадах , где стоит памятник, на котором написано «Я - Кир, царь, Ахеменид ». Памятник сохранился до наших дней, и считается его гробницей


Персидский царь Кир в 550 г. до н. э. покорил Мидию.
Падение Мидийской державы было встречено Набони- дом с радостью, ибо давало ему возможность закрепиться в Харране. Ho торжество его было преждевременным, так как Персия оказалась более опасным врагом, чем Мидия.
Если верить некоторым источникам, Вавилония, прово

дя подготовку к предстоящей войне, заключила союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Несмотря на это, в 546 г. Кир покорил всю Малую Азию, включая Лидию, а его войска прошли вдоль вавилонской границы.
Очевидно, Набонид и Валтасар, надеялись, что какое-то время им удастся отсидеться за мощными укреплениями, которые в свое время были сооружены Навуходоносором. К этому моменту, когда персы начали наступление в 538 г., цари Вавилонии уже не обладали никакой поддержкой в стране. Это и было определяющим.
Когда началась война Нововавилонского царства с Персией, положение Набонида осложнилось внутренними раздорами. Столичное жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не видели пользы для себя от царствования данного царя. Росло недовольство религиозной политикой царя, провозгласившего главой пантеона вместо Мардука бога луны Сина, почитавшегося в родном городе Набонида Харране.
Вавилонские купцы, деловые операции и доходы которых страдали от военных действий, желали окончания тяжелой войны, хотя бы за счет подчинения Киру, надеясь развернуть свою деятельность в пределах обширной державы Персии.
Жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не усматривали ничего плохого в том, что на вавилонский престол вступит Кир, как до него были вавилонскими царями, например, касситы и халдеи.
Вавилонское войско, долгое время находилось в бездействии. Очевидно, это войско наполовину наемное, наполовину набранное насильно, не было достаточно подготовлено, а также не имело желания сражаться с армией, которая завоевала на протяжении многих лет две крупнейшие державы.
Судьба рабовладельческого вавилонского государства была безразличной широким народным массам, которые видели в его существовании для себя непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.
Еще более горячо ждали прихода персов иудейские переселенцы, надеясь, что персидский царь освободит их из «вавилонского плена» и вернет на родину.
В 538 г. до н. э. персы и мидяне начали наступление вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Ми- дийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

До нас дошла легенда, которая рассказана в «Книге Даниила» в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой. Эти буквы предвещали скорое падение Вавилона, которое произойдет в ту же ночь.
В демократической поэзии XIX и XX вв. хорошо представлен образ Валтасара, пирующего во дворце, и не способного понять знаки, пророчащие его неминуемую гибель.
Вавилон был захвачен при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. В то время, когда войска Кира находились под стенами Вавилона, ворота перед ними были открыты без боя.
Сражение велось только во дворах дворца-цитадели. В такой обстановке Вавилон не могло спасти ни открытие шлюзов и затопление окрестностей, ни могучие стены. Персы проникли в город с помощью своих сторонников.
Набонида захватили в плен и позже отправили в почетную ссылку в Карманию, на востоке Ирана. Валтасар был убит.
Очень примечательно было отношение персов к вавилонским святилищам. Они взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно.
Кир, спустя некоторое время, лично прибыл в Вавилон, где им была составлена надпись-манифест. В этой надписи- манифесте Киром была присвоена традиционная титулату- ра вавилонских царей. В ней же он порицал «безбожное» правление Набонида.
Известно, что перед осадой Набонид перевез в Вавилон статуи богов. С приходом Кира эти статуи были возвращены на их прежние места.
Как и ожидали представители жречества, жившие в Вавилонии, персы оказали им всяческое покровительство.
Вавилонское царство после падения Вавилона формально просуществовало еще какое-то время. Цари персов одновременно продолжали именоваться «царями Вавилона» Вавилонской знати так и не удалось играть ведущую роль в Персидской державе.
Персами была наложена дань на Вавилонию. Эта дань около 500 г. до н. э. составляла 30 т серебра в год. Известно, что размер такой дани, уплачиваемой Египтом, был значительно меньшим: 20 т.
Незначительные изменения произошли в хозяйственной
и внутренней политической жизни Вавилонии. Зато этнический состав населения приобрел более пеструю окраску: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы. Также некоторое количество персов вошло в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев.
Простое население ожидало лишь ухудшение их участи, так как теперь они подвергались двойному гнету: собственно господствующего вавилонского класса и персидской деспотии.

Еще по теме ЗАВОЕВАНИЕ ВАВИЛОНА ПЕРСАМИ:

  1. Глава III Взятие Иерусалима персами. Вторжение в Персию в 623 г. и ряд поражений, нанесенных персидскому царю. Осада Константинополя аварами и персами. Всемирно-историческое значение персидской войны

В 1853 году при раскопках древнего города Ур, при одном из его храмов, была обнаружена так называемая Колонна вавилонского царя Набонида, представлявшая собой каменную летопись. При ее расшифровке было прочитано следующее: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя (то есть Бога). И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына… И вложи в сердце Валтасара страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни». Но надеждам Набонида не суждено было сбыться. Ни ему, ни его сыну Валтасару не удалось насладиться властью. Хотя, казалось, ничто не предвещало беды.

Вавилонское царство было сильнейшим государством своего времени. Столица царства, Вавилон, в 6 веке до н.э. стал наиболее красивым и укрепленным городом своего времени. Стены Вавилона был высоки и неприступны. В центре города высился величественный дворец царя, который сам по себе являлся мощнейшей крепостью. Вавилонское царство находилось в зените славы, но вскоре начало путь к своему падению...

В период правления Набонида и его сына-соправителя Валтасара Вавилонское царство пало под сокрушительным ударом персидской армии во главе с Киром Великим в 539 году до н.э. Описание этого события мы можем найти у античных историков Ксенофонта и Геродота. Но они дают, пусть и красочное, но все же внешнее описание произошедших событий. Наиболее ценную, глубинную информацию о причинах гибели Вавилона нам предлагает Библия.

Падение царства Навуходоносора предсказывали сразу несколько пророков Ветхого Завета – Исайя, Иеремия и Даниил. Все они указывают на то, что Вавилон должен был пасть по причине развращенности его жителей и гордости вавилонских царей, которые начиная с Навуходоносора стали мнить себя богами. Вавилон становится воплощением разврата и вседозволенности - как свидетельствуют древние летописи, на улицах этого города человек мог стать участником любого греховного действа, которое только мог себе вообразить. Наказание от Бога не заставило себя ждать. «Так Господь говорит Своему помазаннику Киру, которого Я держу за правую руку, чтобы смирить перед ним народы и отобрать у царей их оружие» (Ис. 45,1) Бог направляет против Вавилонского царства персидского царя Кира. К его армии присоединяются народы, до того верные Вавилону, а теперь желающие отомстить своему прежнему господину. Среди предателей оказался Гобрий, наместник ассирийской области Гутиум, сыгравший в падении Вавилона ключевую роль.

Вавилоняне пытались отбить персидское нашествие на подходе к столице, но были разгромлены. Царь Набонид бежал и укрылся в одной из мелких крепостей. Кир не стал его преследовать, но направил свое войско к столице – Вавилону. Там находился сын Набонида, Валтасар. Стены Вавилона были действительно неприступны. Кир готовился начать долгую осаду. Валтасар и вавилоняне откровенно смеялись над ним. В городе имелись запасы продовольствия на двенадцать лет, а река Евфрат, протекавшая сквозь Вавилон, сполна обеспечивала его жителей водой. По иронии судьбы, именно Евфрат стал причиной падения города.

Комментарий Елена Кормилицина, преподаватель Международной школы Герценовского университета (г. Санкт-Петербург):

“Согласно историку Геродоту персы захватили Вавилон так. В 538 г. до н.э. они отвели воды реки Евфрат в другое русло, чтобы она не мешала им при штурме и вступили в покоренный город. Хотя в Библии содержится несколько иная трактовка этого события. Что пал Вавилон вовсе не из-за хитрости Кира, а потому как погубила его гордыня”. (http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/persidskaya-derzhava-tsarya-tsarey 3.24-4.00)

Последовав совету Гобрия и оставив у столицы часть войск, Кир поднялся по течению Евфрата и приказал своим солдатам прорыть отводные каналы. Евфрат стал мелеть. Но Валтасар и прочие жители Вавилона этого не замечали. В городе царил праздник – поистине пир во время чумы. Вавилон пил и веселился, желая забыть о персидской осаде. Валтасар праздновал в своем дворце вместе с вельможами. В разгар веселья царь потребовал принести из сокровищницы священные сосуды из храма Соломона, которые вывез из покоренного Иерусалима его предшественник по трону, Навуходоносор.

Валтасар совершил святотатство - стал есть и пить из богослужебных чаш и блюд. В этот момент на стене появилась надпись- послание от Бога: «мене, мене, текел, упарсин», что с арамейского переводится как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Находившийся в тот момент в Вавилоне пророк Даниил объяснил Валтасару смысл надписи - его царству суждено скоро погибнуть. В ту же ночь персы ворвались в город по омелевшему руслу Евфрата, а Валтасар погиб, убитый своим бывшим вассалом Гобрием. Кир же был принят вавилонянами как новый царь.


Начало истории

Всю весну и часть лета 539 г.до н.э. персидская армия Кира Великого стояла под мощными стенами Вавилона, надеясь, что голод заставит его жителей сдаться. До этого персы уже покорили Мидию и сказочно богатую Лидию. С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Вавилоняне загодя накопили в городе столько съестных припасов, что хватило бы на несколько лет. Но они не учли один небольшой недостаток в оборонительной системе Вавилона: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона.

Кир повелел вырыть выше по течению канал для отвода воды Евфрата к близлежащим болотам. Уровень воды в реке понизился, а когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Горожане отмечали какой-то праздник и ничего не заметили, пока персы не заполнили весь город.

Кир был тепло встречен вавилонянами. Он тоже благоволил им и даже присутствовал на церемониях поклонения наиболее почитаемому в Вавилоне божеству – Мардуку. Так пал Вавилон, согласно свидетельствам греческих историков Геродота и Ксенофонта. Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием. Он поведал, как в то время, когда персы подходили к городу, Валтасар, которого Диниил называет царем вавилонским, хотя на самом деле тот правил только в отсутствие своего отца Набонида, устраивал пир для «тысячи вельмож своих». Гости пили вино из священных иудейских чаш, раннее вывезенных из Иерусалима воинством Навуходоносора II в качестве военных трофеев. И вдруг в разгар пира из воздуха возникла рука, начертавшая на стене слова: «Мене, текел, перес».

Из плена – на родину

Даниил узнал в этих словах названия трех иудейских мер веса, и истолковал их следующим образом: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найден очень легким, перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам». И в соответствии с пророчеством Даниил персидское войско ворвалось в город, и в ту же ночь Валтасар бал убит, хотя, возможно, не Киром, а своими же возмущенными подданными.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Пророк Ездра описывает, как Бог Израилев надоумил Кира вернуть иудеев на родину и отдать им священные сосуды числом «пять тысяч четыреста».

Греческие историки и библейские иудейские пророки единодушно отмечают мощь и размеры Вавилона, название которого означает «Врата Бога». Это был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе. Протяженность внешней линии двойных стен, окружавших город, достигала 17 км, через определенные промежутки они были укреплены сторожевыми башнями. Над оживленными речными пристанями возвышался огромный зиккурат – Вавилонская башня, упомянутая в Книге Бытия. Это было искусно выстроенное сооружение из глиняного кирпича высотой около 90 метров, хорошо видное за многие километры из долины Евфрата. Состояло оно из 8 башен, соединенных между собой лестницей, ведущей наверх. Вавилоняне называли башню Этеменанки, т. е. «Дом основы Небес и Земли». Неподалеку от нее располагался храмовый комплекс, именуемый Эсагила, «Дом Головы», где Кир сумел завоевать благосклонность вавилонян, поклоняясь Мардуку.

Сады и блистающий дворец

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец, в котором, возможно, Валтасар и устроил пир в ту роковую ночь. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды.

Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II. В жены себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии. Она очень тосковала по своей родине, которая так не похожа была на пыльный и шумный город, где ей пришлось жить с мужем.

Навуходоносор любил свою жену, он решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По приказу царя в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне, и закипела работа.

Рядом с дворцом было построено четырехэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись между собой лестницами.

Для поливки садов использовалось специальное водоподъемное устройство. Все это сооружение поддерживали мощные колонны, но издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе – потому их и назвали «висячими садами».

К сожалению, это чудо света просуществовало недолго – около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света. Доступ в город осуществлялся через 8 городских ворот, из них самыми роскошными были Ворота Иштар, сооруженные в честь богини плодородия и любви.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи. В 482 году до н.э. в городе вспыхнуло восстание против Ксеркса, который снес городские стены и храмы и расплавил золотую статую Мардука. В 331 г.до н.э. Вавилон был захвачен войсками Александра Македонского, а в 275 г.до н.э. практически всех горожан переселили в новую столицу на реке Тигр. И все же обдуваемые ветрами руины простояли еще более 2000 лет, пока в 1990 году правитель Ирака Садаам Хусейн, подготавливая площадку под строительство «Нового Вавилона», не сравнял с землей большую их часть.

Падение и возрождение города-законодателя

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Он появился спустя столетия после зарождения первой – шумерской – цивилизации, однако к 1900 г.до н.э. уже стал столицей Вавилонского царства.

Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. При нем Вавилон подчинил себе основную часть Месопотамии – плодородные земли между Тигром и Евфратом. Он сделал Вавилон центром процветающей империи. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Величие и слава Вавилона привлекали к нему внимание многих захватчиков. В течение XVI в.до н.э. он находился под властью касситов, правивших примерно 400 лет. Тогда же бог Мардук, которому ранее поклонялись лишь вавилоняне, стал главным божеством всей Месопотамии.

Начиная с IX столетия до н.э. Вавилоном правили ассирийцы. Не раз вавилоняне пытались сбросить ассирийское иго, и в 689 г.до н.э. ассирийский царь Синахериб разрушил Вавилон. Храмы были снесены, статуя Мардука была перевезена в столицу Ассирийского царства Ниневию, а воды Евфрата были направлены так, чтобы река смыла город с лица земли.

Вавилон был поднят из руин преемником Синахериба Ассархаддоном, и к концу VII в.до н.э. вновь обрел былую мощь. В 626 г.до н.э. Вавилон провозгласил независимость от Ассирии, и 14 годами позже в союзе с мидийцами вавилоняне разбили ассирийские войска и разрушили их столицу Ниневию. Этой победой над ассирийцами Вавилон открыл эпоху своей величайшей славы.

Навуходоносор взошел на вавилонский трон после смерти своего отца, Набопаласара, в 605 г.до н.э. За 43 года своего правления он возродил Вавилонскую империю и практически заново отстроил ее столицу – великолепный город Вавилон. По всей империи он строил храмы, и археологи почти в каждом раскопе находят таблички или кирпичи с именем Навуходоносора. Навуходоносор II использовал рабочую силу со всех концов своей империи. Среди рабочих были и иудеи, взятые в плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима в 586 году. Царь вавилонский, как записано в Четвертой Книге Царств, вывез «все сокровища дома Господня, и выселил вест Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли».

Как рассказывает пророк Даниил, царь Навуходоносор повелел бросить иудейских мудрецов Седраха, Мисаха и Авденаго в «печь, раскаленную огнем», за отказ поклониться золотому истукану. За это впоследствии на царя обрушилась божественная кара, он утратил разум и с тех пор, как говорил Даниил, «был отлучен от людей, и травою кормили его, как вола». Современные ученые полагают, что здесь имеется в виду наследник Навуходоносора Набонид, который, очевидно, был психически болен и в самом деле на долгие годы был удален из Вавилона.

Свод Законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи, влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями к своду законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите, которая теперь хранится в Лувре. Он высечен клинописью, способом письма, ранее использовавшимся на глиняных табличках: перед обжигом на сырую глину наносили знаки с помощью палочки. Законы охватывали все правовые сферы: от имущественных преступлений до порядка наследования, от врачевания больных до усыновления детей. Общество, над которым стоял царь, подразделялось на три социальных класса – знать, простолюдинов и рабов. Мужчины имели больше прав, чем женщины. Карались преступления по принципу «око за око»: тот, кто повредил глаз вавилонскому вельможе, в наказание лишался собственного. Знатный гражданин, выбив глаз простолюдину, отделывался штрафом.

Многие виды преступлений карались смертью. За кражу из горящего дома виновного бросали в пламя; прелюбодеев привязывали друг к другу и бросали в реку. Если дом обрушивался на его владельца, приговаривали к смерти строителя.

Регулировались расценки найма тяглового скота, оплата труда ремесленников и рабочих, услуги специалистов. Многие иудейские законы того периода, отраженные в Ветхом Завете удивительно схожи с Законами Хаммурапи. Но это не означает, что Законы Моисеевы были заимствованы из вавилонского кодекса, или наоборот. Скорее всего, сходные социальные условия в сходных климатических и экономических обстоятельствах привели к появлению сходных правовых норм.

Каким богам поклонялись в Вавилоне

Подобно древним грекам и римлянам, древние народы Ближнего Востока поклонялись целому сонму богов. У шумеров, ассирийцев и вавилонян были три основных божества: Ану – царь богов, Энлиль – бог грозы и Энки, или Эа, - бог мудрости и колдовства.

Во II тысячелетии до н.э. главным богом вавилонян становится сын Энки, Мардук, чье изображение находилось в храме Исагила. Вход в храм охраняли два крылатых существа керибима (отсюда – «херувим»).

Именно в Исагиле происходили священные обряды бракосочетания вавилонских царей с богиней Иштар – залог плодородия земель и долгой жизни правителя. На вершине зиккурата при храме находился алтарь, на который сходил Мардук, чтобы говорить со своим народом.

Иштар, являющаяся людям в виде планеты Венеры, была богиней и войны, и любви. Геродот описывает «совершенно непристойный» обычай: каждая вавилонянка была обязана раз в жизни отправиться в храм Иштар, чтобы отдаться там незнакомому ей мужчине. Иным дурнушкам, свидетельствует Геродот, приходилось оставаться в храме по четыре года, прежде, чем какой-либо мужчина польститься на них. Вавилоняне безоговорочно верили в приметы и предзнаменования. Так, если собака задирала ногу на человека, это считалось верным признаком несчастья, предотвратить которое можно было, лишь вылепив из глины фигурку этого животного и зашвырнув ее в реку, непрестанно бормоча заклинания. А после обряда «следовало отправиться в кабачок».



Вавилон был одним из самых грандиозных городов в древнем мире, а также являлся центром цивилизации Месопотамии. Это была держава, которой управлял Сейчас руины давно утратившего своё величие Вавилона - это холмы, располагающиеся поблизости Эль-Хилла, города в Ираке.

История Вавилона

Просуществовал Вавилон приблизительно около двух тысячелетий. Его возникновение относят к третьему тысячелетию до н.э. Через тысячу лет после основания городом завладели амореи, которые начали основывать свою династию. Во время правления Хаммурапи Вавилон становится политическим центром в стране. Такое положение он сохранял ещё 1000 лет. Город олицетворял «обитель царственности», и даже его бог Мардук получил почетное место в пантеоне покровителей всей Месопотамии. Со второго тысячелетия до н.э. здесь наблюдался заметный подъём - происходило развитие торговли и ремёсел, численность населения резко возросла. Расцвёл и внешний облик Вавилона - районы застраивались, обновлялось укрепление, прокладывались улицы.

Год взятия Вавилона персами

Середина 6 века до н.э. стала временем значительных изменений. Царь Кир II повёл свои персидские войска на город с целью завоевания Вавилона. Армия его равнялась на ассирийскую - были подобраны превосходные лучники и конница. Помощь от Египта не поступила, и Вавилону пришлось самостоятельно встретить жестоких и решительно настроенных завоевателей.

Год взятия Вавилона персами - 539 до н.э. Войска Кира осадили город. Жители, которых когда-то заставили переселиться со своих земель, не хотели защищать Вавилон. Их намерения были прозрачны - если старая власть падёт, то, возможно, персы не будут их удерживать, и они смогут вернуться в родные края. Таким образом, ведение захватнической политики отразилось на агрессивном отношении жителей города. Даже среди вавилонской знати были разговоры о том, что Кир II может стать лучшим царём. Жрецы открыли ворота армии в надежде обрести более весомый статус перед народом и новой властью. Так у Персидского царства появилась новая столица - Вавилон.

Последний вавилонский царь

Завоевание персами Вавилона не застигло столицу врасплох. Во время нападения город имел большой продовольственный запас и мог бы ещё удерживать осаду продолжительное время. Царь Валтасар (насчёт подлинности его имени у историков возникает множество сомнений) устраивал пиры, чтобы показать, что он не боится Кира. Столы были уставлены драгоценными сосудами, которые служили чашами для питья. Они были отобраны у покорённых народов. Имелись среди них и сосуды из храма в Иерусалиме. Правители прославляли вавилонских богов, которым доверяли свою судьбу, потому что полагали, что удача их не оставит и на сей раз, несмотря на усилия Кира и его сообщников в городе.

Судьба Валтасара

Во время одного из празднований, где находилось множество вельмож и дворян, по преданию, в воздухе появилась рука человека и начала медленно выводить слова. Царь остолбенел от ужаса при виде этой картины. Были собраны мудрецы, но язык им этот был неведом. Затем царица посоветовала позвать Даниила - пожилого пророка, который ещё при Навуходоносоре слыл мудрым советчиком. Он перевёл фразу с Дословно она гласила «Исчислен (конец твоего царствия), взвешен и отдан персам». Этой же ночью халдейского правителя настигла смерть.

Как был взят Вавилон - версии

Разные источники описывают различные варианты покорения. Год взятия персами города Вавилона таит много неясностей. В библейском рассказе говорится (больше предполагается), что столица после осады была взята приступом (или при помощи хитрости). По этой версии, царь Валтасар погиб во время стычки с врагами ночью. Геродот подробно рассказывает о военной хитрости, проявленной Киром.

Клиническая летопись повествует о другом - персидские войска разбили вавилонян во время боя в открытом поле. Затем Кир беспрепятственно вошёл в город. Однако и в этой истории есть двусмысленность. Её можно также понимать следующим образом - город продержался 4 месяца, а затем персы вступили в него.

Правительство Кира

Год взятия Вавилона персами показал, что новый царь начал восстанавливать порядок. В города были возвращены изображения божеств, которые вывезли во время предыдущих правлений. Началась реставрация разрушенного Навуходоносором. Иудейские изгнанники смогли вернуться на свою родину. Кир планировал борьбу с Египтом и укреплял границы своих владений. При его правлении Иерусалим стал самоуправляемым храмовым городом, как и Вавилон, Ниппур и другие. Некоторое время руководить новому царю помогал Камбис - его сын. Киром были приняты царские титулы Вавилонии. Таким образом, он показывал, что намерен продолжать установившуюся политику. Кир стал «царём стран и царей», что говорит о многом касательно самой державы.

Год взятия Вавилона персами принёс много изменений. После того как город был завоёван, западным странам до границ с Египтом ничего не оставалось, как подчиниться новому могущественному властителю - Киру.

Воссоединение в одно большое государство было выгодно торговым группам и купцам, которые ранее опасались нападений на дорогах. Теперь весь посреднический рынок между Востоком и Западом был в их руках. История Вавилона говорит о новой столице большой державы и присоединённых странах как о «Вавилоне и Заречье».

Город окреп и возродился, стал очень важным политическим центром нового государства. Кир не только думал о расширениях территорий своего царства в Египте, но и внимательно следил, чтобы границы его державы оставались неприступными, например, для кочевников-скифов.