Ремонт Стены Уход

План работы кружка малый биологический университет. Кружок по биологии «Занимательная биология» рабочая программа по биологии на тему

Вы знаете как растет ананас? А зачем жирафу нужны рожки? Что такое ГМО и почему из-за него столько шума?

Если вам интересно - добро пожаловать в биологию! Сегодня мы расскажем, какие кружки бывают в Москве и как на них увлекательно учиться!

Потрогать, поездить, понаблюдать.

В московском зоопарке с 1924 года существует юннатское объединение под названием «Кружок юных биологов зоопарка» . Здесь школьникам 5-8 классов читают лекции известные ученые, сотрудники зоопарка, бывшие КЮБЗовцы, а сами дети наблюдают за животными и ведут исследовательскую работу, о результатах которой докладывают на общих собраниях кружка. Организаторы регулярно вывозят детей на природу, в том числе - в месячную экспедицию в заповедник. Участники помогают зоопарку: проводят субботники и выполняют небольшие поручения для обитателей.

Еще больше кружков по биологии вы найдете на сайте study.olimpiada.ru !

Но если не нашлось подходящего по времени кружка или если хочется заниматься еще больше, обратите внимание на проект КПД БИО - на сайте есть полезные материалы для самостоятельных занятий. Это и целый канал с полезными видео, и список рекомендуемой литературы по разделам и даже тесты региональных этапов всероссийской олимпиады прошлых лет для активных участников олимпиад.

Влада Казанцева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 5- 11-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Ростовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 168 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
  • Условия реализации программы
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 4,5 учебных часа в неделю (2 занятия по 1,5 ч)
  • За год (37 недель) - 75 занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:

Диагностические карты;

Табель развития;

Папка достижений ("Портфолио").

Учебно-тематический план

№/ месяц Темы Количество занятий
Общее В том числе теоретических В том числе практических
1/IX Природа под микроскопом. 9 4 5
2/X Осенние явления в природе. 8 3 5
3/XI Зеленый мир. 8 3 5
4/XII Мир животных. 9 4 5
5/I Организм человека 7 3 4
6/II Эволюция природы. 8 4 4
7/III Весна в природе 9 4 5
8/IV Природа под охраной. 8 3 5
9/V-VI Здоровье человека и окружающая среда. 9 4 5
Всего 75 32 43

В соответствии с данной программой разработан тематический план (Приложение 1) . В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. Планирование составлено таким образом, что его можно вывешивать на стенд для обозрения школьникам. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации (Приложение 2). Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках и в агитбригадах.

Список необходимой литературы.

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.

5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

просп. Мира, 119, ВДНХ, павильон 26

«Лаборатория Дуремара» и другие интригующие кружки

Научной лабораторией биологии Политехнического музея, которая располагается в Культурном центре ЗИЛ, руководит звезда научпопа, «карманный ученый» издательства «Розовый жираф», лектор «Прямой речи» Илья Колмановский. Открыты кружки для школьников любого возраста: первоклассники в «Лаборатории Дуремара» выращивают дрозофил, наблюдают за улитками и тараканами, учатся работать с микроскопом, дети постарше занимаются ботаникой и изучают поведение крыс, старшеклассники постигают азы медицины. Занятия продают блоками по 10 уроков за 8000 рублей. Озаботиться покупкой нужно сильно заранее - желающих, как правило, гораздо больше, чем мест в группе.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Работа над научными проектами и экспедиции

Историческое название биологического кружка Дарвиновского музея - ВООП. В первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. Это один из старейших кружков Москвы и России - организован натуралистом-биологом Петром Смолиным в 1950 году. Кружок представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста - от учеников 5-го класса до студентов-третьекурсников. Занятия включают в себя и лекционную часть, и работу над собственными научными проектами, и экскурсии, и экспедиции на каникулах. У кружка есть своя база в Костромской области. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Б.Никитская, 2

Занятия в Москве и выезды в тайгу и субтропики

Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ работает по авторской программе его руководителя, научного сотрудника музея Евгения Дунаева. Программа рассчитана на учеников 7–11 классов и студентов младших курсов. Каждый год кружок проводит практики: в Подмосковье, в тайге, на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Кружковцы ведут учебно-исследовательские полевые работы и участвуют в биологических олимпиадах. Занятия бесплатные, но для поступления нужно пройти собеседование и продемонстрировать заинтересованность в предмете.

добавить в избранное

Б.Грузинская, 1

Два кружка - для старших и младших

КЮБЗ, кружок юного биолога зоопарка, - самое известное юннатское объединение России и, вероятно, самый старый биологический кружок в Москве (скоро ему исполнится 100 лет). Принимают школьников начиная с 7-го класса. Занятия идут в форме лекций и семинаров, дети занимаются самостоятельной научной деятельностью, помогают в зоопарке и принимают участие в обширной полевой работе: это и короткие подмосковные выезды, и настоящие экспедиции. Занятия бесплатные.
Те, кто еще не дорос до КЮБЗ, могут заниматься в кружке «Манулята», названного в честь талисмана Московского зоопарка - кота манула. Сюда принимают детей с 7 лет. Занятия проходят раз в неделю. Сначала преподаватель читает лекцию, после все отправляются на тематическую экскурсию по зоопарку (совершенно пустому в это время суток), потом идут в лабораторию или в живой уголок: трогать куриц, полоза, черепах, крыс и морских свинок. В теплое время года выезжают на натуру: учатся различать голоса птиц, собирают насекомых. Стоимость полугодия - 4500 рублей.

добавить в избранное

Ленинские Горы, 1, стр. 12

Энтомология и еще десяток самых разных кружков

От энтомологии до эмбриологии, от микологии до ботаники. В основном в кружки принимают учеников начиная с 8-го класса, но в некоторые берут и пятиклассников. Попасть в самые популярные из них непросто. Например, в кружок «Юные исследователи природы» («ЮИП») запись на этот учебный год даже не открывалась - мест нет. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Кременчугская, 13

Биологические кружки и семейный клуб натуралистов

В школе «Интеллектуал» работает несколько кружков биологической направленности. В один - «Мир вокруг нас» - приглашают детей c 5 лет. Здесь они учатся наблюдать за природой, ставят опыты, ухаживают за обитателями живого уголка, рисуют и общаются. 4 занятия в нем стоят 2500 рублей. В другом - «Вершки и корешки» - младшим школьникам рассказывают историю взаимоотношений человека и прирученных им растений. Кто первым стал выращивать апельсины, горох, капусту? Из чего и как делают манку, курагу и веники? Как варили какао индейцы? Примерно так выглядят темы занятий. Также при школе открыты кружки «Физиология человека и животных», «Нейробиология», «Актуальные вопросы биологии» для старшеклассников и «Юный натуралист». Хотя последний скорее семейный клуб, где учат пользоваться определителями грибов, растений и животных и несколько раз в месяц совершают семейные выезды на природу.

добавить в избранное

26 Бакинских Комиссаров, 3, корп. 5

Вечерняя биологическая школа

Биологическое отделение школы №1543 - одно из лучших профильных в Москве, и поступить туда непросто. Но для учеников 7-х классов здесь работает Вечерняя биологическая школа, обучение в которой можно рассматривать и как подготовку к поступлению в гимназию, и как отличный биологический кружок. В учебном плане на текущий год 22 занятия, каждое из которых посвящено определенной теме: «Приматы», «Клетки и генетический код», «Законы Менделя», «Наследственность и пол», «Строение и работа головного мозга человека», «Биосфера» и др. Начать обучение можно в любой момент без предварительной записи.
Занятия проводятся параллельно в МГУ и в гимназии №1543, посещать можно любое из этих мест. Все занятия бесплатные.

КЮБЗ – научно-исследовательский кружок, созданный в 1924 году для подготовки молодых зоологов, проведения научных наблюдений за животными зоопарка и помощи зоопарку.
И сейчас, спустя 90 лет, ребята в КЮБЗе ведут научную работу, наблюдают за животными, помогают зоопарку, выезжают на природу.

За годы работы кружка его членами были почти 2000 человек, среди которых 9 академиков, 40 профессоров, около 100 докторов и более 200 кандидатов наук. Среди выпускников КЮБЗа известные деятели культуры – писатели, художники, скульпторы.

Работа КЮБЗа состоит из:

- Лекций , которые читают «старые» КЮБЗовцы, известные ученые, сотрудники зоопарка, руководители кружка. Лекции охватывают широкий спектр биологических дисциплин: зоологию позвоночных и беспозвоночных, ботанику, цитологию, зоогеографию, методики исследований и разные практические занятия. Расписание лекций составляется каждый год с учетом интересов КЮБЗовцев.
- Собраний кружка , на которых члены кружка делают доклады, рассказывают о проделанной работе, о поездках, принимают новых членов в кружок и решают орг. вопросы.
- Самостоятельной работы в зоопарке. Все члены КЮБЗа ведут научные наблюдения за животными зоопарка и пишут исследовательские работы.
- Выездов на природу. Проводятся по выходным (примерно раз в две недели в Подмосковье), на школьных каникулах (в заповедники) и летом (месячная экспедиция в заповедник).
- Помощи зоопарку (члены кружка участвуют в субботниках, привозят из леса шишки, мох и т.д).

В КЮБЗе самоуправление. Работу кружка организует Бюро, выбираемое из активных школьников, все спорные вопросы решаются на общем собрании. Участвует в жизни кружка и КЮБЗовцы-студенты, поддерживается тесная связь с кюбзовцами старших поколений.

В КЮБЗ принимают школьников с 6 класса (возможны исключения), интересующихся биологией, желающих изучать животных зоопарка и природу Подмосковья, России. Кружок бесплатный. КЮБЗовцы бесплатно проходят на территорию зоопарка.

Занятия в нашем кружке проходят:
По средам (лекции) – 17.00-19.00
По воскресеньям - (собрания) – 11.00-13.00

Первый раз прийти в кружок можно в любой из этих дней в течение всего учебного года.