Ремонт Стены Уход

Гадания без карт. Гадания без карт Гексаграмма 7 расширенное толкование

Если вышестоящая пиктограмма ассоциируется с внешней триграммой Творчества, то в данном случае это место представлено символом Исполнения, т.е. податливости и Тьмы.

Гексаграмма 7 толкование имеет воинственное, отождествлённое с развёртыванием конфликта, нерешённого предыдущим судом. Это момент отсутствия ясности и суждений, обратная сторона тяжбы, которая по книге Ицзин не всегда кончается положительно.

Гексаграмма 7, Ши, Войско.

  • Кунь (Земля) сверху. Послушность. Мать. Юго-Запад. Живот.
  • Кань (Вода) снизу. Опасность. Средний сын. Север. Ухо.

Стойкость. Возмужалому человеку счастье. Хулы не будет.

Суд прошёл, и решение принято. Но если оно не положительное, то можно защищать интересы гораздо активнее. Символ повествует не об умении вести войну, а о способности вовремя найти соратников. Поэтому-то успех приходит к опытному лидеру.

Символ подсказывает, что против неправого суда вполне можно поднять восстание. Речь идёт при этом не о юридическом протесте, а о вооружённом бунте. Только относиться к подобному действию невнимательно нельзя, так что требуется многомерное рассмотрение войска и его тактики. Главной характеристикой данного понятия является опасность, что по сути и отражается в гексаграмме, созданной в чертах мрака. Если реализуется решение действовать с активацией войска, требуется богатый житейский опыт и бдительность.

По китайское книге косность старых или задор молодых — не лучшие союзники битвы. Поэтому успех выдвижения войска напрямую зависит от своевременного исправления ошибок и правильного развития. Знак Ши призывает к стойкости и незапятнанной репутации, совестливости и упорства на пути к цели.

Расшифровка символа также поясняет, что вывод войска должен следовать естественному ходу вещей и законам. При этом надо различать войну великого государя, который основывает свою династию, и ничтожную борьбу мелких людей с жаждой жестокости.

Подробное значение гексаграммы

  1. В любом шаге войска есть и победа в виде добычи, и утрата. Если первое гораздо больше второго, вероятен успех битвы. Но на практике желаемым результатом должна быть не сама удача боя, иначе страстность и горячность побуждают к ошибкам. Эффективность действия войска заметна лишь тогда, когда само его выступление — необходимость, последствие высшего стратегического закона.
    Если добросовестность сторон в борьбе отсутствует, впереди будет только несчастье. Точно так же и процесс познания включает исправление ошибок. Но их можно изменить не просто на основе своих намерений, а при глобальном и совестливом осознании неизбежности.
    В этот период нужно брать на себя ответственность, вести за собой людей. Результат однако может не соответствовать ожиданиям из-за неподходящего стиля управления.
  2. Книга перемен толкование гексаграммы 7 связывает с полярностью Света и Тьмы. Неоднородность этих элементов можно заметить только на основе их двустороннего тяготения, т.е. фактического единства. При этом, если гексаграмма не обладает слабыми теневыми чертами, в ней будет превалировать мгла.
    Однако любой символ по книге судеб это движение многогранного процесса с высшими точками. Одной из них является вторая черта как отражение внутреннего. Подобная позиция олицетворяет уравновешенность и целеустремлённость, т.е. золотую середину. Это единственная световая черта, подчиняющая себе другие линии, с оптимальным положением в символе.
    Стоит также отметить, что линия находится в центре триграммы Опасность. Таким образом, очевидно олицетворение полководца в центре собственного войска, находящегося в окружении. Лидеру неведомы избыточность или недостаточность действий, поэтому верные шаги приводят к удаче.
    Полководец достоин похвалы. Если переводить на современный язык, то нужно быть в коллективе, чтобы добиться отметки начальства. Точно так достоин славы и разум, который находится в эпицентре нового познания.
  3. Децентрированная стадия кризиса. Слабая черта на нечётной позиции не считается нормой. Никакие силы не помогут исправить положение, поэтому успеха не будет. Также и в познании нельзя прийти к хорошим результатом, если нет правильных шагов и внутренней энергии.
    Косность былого опыта не может быть преодолена несмотря на его древность и неприменимость к данным условиям. Фактически наблюдается замена живых знаний чуждыми старыми мыслями, и это раскол, смерть познания. Нужно проявить осторожность, потому что впереди грядут большие потери.
  4. Слабая черта на чётной позиции нормализует ситуацию. Предыдущий опыт должен быть учтён, поэтому стоит отказаться от активности. Войско должно отступить и выжидать, разбив лагерь недалеко от горы. По книге перемен познание тоже должно встать на паузу для подведения итогов.
    Удача или неудача здесь отсутствуют, но ругать за подготовку нельзя, ведь это не бегство в панике. Полное изучение данной черты подсказывает, что в любом деле на этой стадии надо сменить позицию без опасения осуждений извне.
  5. Обычно пятая черта олицетворяет рост сил. В данном случае это слабая позиция с намёком на несамостоятельность человека. Тем не менее действовать всё равно нужно, потому что идеальный результат не достигнут. К тому же появляются дополнительные препятствия.
    Активничать самому не следует, но просто не отходите от уже данных распоряжений, тогда и успех придёт. Держите своё слово и подбирайте тщательно личность, которой всё поручаете. Это тот момент познания, когда новое знание ещё не завоевано в совершенной степени, но случайные ассоциации из-за ошибок или поверхностного знакомства с предметом мешают двигаться.
    Решить проблему может преодоление пробелов: читайте литературу и учитывайте, что надо запомнить смысл слов, а не сами слова. Человек на данном этапе может выступать с красивой речью ради признания. Возражений после выступления не последует. Распределять обязанности работников нужно с умом и на основе опыта.
    Не следует рисковать по-крупному. Радует лишь материальная обеспеченность в данный момент времени.
  6. Стремление к победе перекрывает саму необходимость боя. Предыдущие стадии были полны знаками, предупреждающими об ошибках на этом этапе. Речь идёт уже о результате действия войска. Важно только вовремя вычислять тех подлых личностей, которые охвачены жаждой победить и движимы исключительно ею.
    В процессе познания на этой стадии новое знание завоёвано и помогает создавать единство. Книга Ицзин толкование этой черты сводит к тому, что решение проблемы придёт свыше. В такой ситуации можно заниматься и общественными делами, и домашними хлопотами. Нужно быть осторожными с любителями лести и малообразованными лицами, не внушающими доверие.

Расширенное толкование знака

Человек в проблемной ситуации выступает полководцем, от мудрых поступков которого зависит результат всей битвы. Груз ответственности лежит только на одной личности, но зато именно она по итогам победы получит хвалу и славу. Можно браться даже за новые дела, но при этом надо сочетать решительность с осторожностью.

Гексаграмма 7, Ши, Войско предрекает разлад с партнёром по браку или просто с близким другом. Это не означает приход одиночества, поскольку можно привлечь на свою позицию единомышленников и остаться в неплохом окружении. Если мужчина будет бороться за своё счастье в семье и сохранит романтический настрой, его ожидает помощь супруги в делах.

Существует вероятность, что на пару месяцев надо отдалить свои планы и отступить. Но это сделано для пользы дела, поэтому поступайте по совести и с учётом разума. В идеале во всех начинаниях должна чувствоваться организованность, порядок и дисциплина. Лень и хаос тут губительны, а вот усердие и работа привлекают публичный успех.

Браться за высокие должности без должных навыков не нужно, как гласит Ицзин. Книга перемен толкование символа сводит к необходимости отдавать приказы без чувства неловкости и сомнений. Если речь идёт о настоящем военном чине, то гексаграмма напрямую подсказывает, как сделать карьеру на этом поприще: руководите сначала собой, а уже потом другими.

Очень важно также находить на должности нужных людей. Союзники должны быть с добрыми намерениями. Возможны также неожиданные гости или просто известия. Старайтесь избегать пустых контактов. В итоге все сокровища битвы должны быть направлены в семью. Не стоит забывать ещё и о собственной стране.

Как интерпретировать символ при гадании

  • Если человеку суждено судебное разбирательство, ему достанется отличный защитник. В политической области успех возможен только после жестокой серьёзной битвы, в которой надо осуществлять продуманную тактику и стратегию. Общественное положение можно упрочить при достаточной силе воли, а также сочетания желания с реальным знанием обстановки.
  • Бизнесу китайская книга перемен значение присваивает неоднозначное. Победа ещё далеко впереди, и многое определяется точкой зрения начальства. Нужно заменить некоторых людей в коллективе и перестроить позиции.
  • Любовная сфера переполнена склоками и скандалами. Люди не понимают друг друга. Также и в межличностной области наблюдаются интриги, ненависть, подтасовка фактов. Одним словом, катаклизм.
  • Здоровье можно восстановить, поскольку болезни поправимы. Возможны проблемы с двигательными органами, операции, как внезапные, так и плановые.

Гексаграмма 7 толкование имеет самое что ни на есть воинствующее. В ожесточённом противостоянии нужно уметь подбирать себе команду. При этом лучше и самому отличиться упорством и мужеством не только на словах. Очень важно в данной ситуации и чувство долга.

Эта гексаграмма символизирует сознательное уединение.

Ваше нынешнее состояние подобно состоянию генерала, решающего, когда лучше всего начать наступление. Будьте внимательны, отбирайте себе в союзники людей с добрыми намерениями и, хотя удача в данный момент сопутствует вам, не забывайте о мерах предосторожности.

Вы получите неожиданное известие или вас посетит нежданный визитер. Настоящее время исполнено для вас романтики, что, впрочем, не помешало возникновению разлада с близким человеком.

Все будущие дела планируйте тщательно и рассудительно.

Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение.

Если первое — это напряжение, Свет, то второе — это податливость, Тьма. Она не может вносить ясность, так сказать, произносить суждение, и поэтому в ситуации выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен. Здесь действенно нечто иное. Тот, кто может судить сам себя, не доводит дело до суда. Тот же, кто доходит до необходимости судится, еще не обязательно будет удовлетворен решением суда. В таком случае он, несмотря на решение это, восстанет против него.

Но в таком положении действовать одними юридическими средствами бессмысленно, ибо именно при помощи их произнесено осуждение. Система «Книги Перемен» была бы нарушена, если бы суд в ней был показан с одной положительной стороны. Возможен и неправый суд, против которого необходимо восстать. Но так как юридически восстать невозможно, то приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Нельзя, однако, легкомысленно относиться к последнему. Поэтому данная гексаграмма посвящена многостороннему изучению » войска», его действия и применения. Опасность — это основное качество действия и применения войска.

Это выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) — Опасность, а вовне — Исполнение: триграмма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска. Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и старческая косность.

Только при учете этого может быть успех, т.е. может быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Недоразвитый юноша или разовьется правильно, и тогда ему надо лишь выждать свой час; или же он в развитии совершит ошибку, которая должна быть осуждена. Если же даже судом нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо действие войска. Таков второй смысл данной гексаграммы. Но в них обоих общим остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути и незапятнанной совести. В тексте лишь намек на эти руководящие мысли, вскрывающиеся только в комментаторской литературе, главным образом из герменевтического исследования. Вот текст:

Войско. Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.

Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение и утрата. Перевес первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда, когда не он является страстно желаемым результатом. Здесь горячность может лишь привести к наихудшим последствиям. Наоборот, успех возможен лишь тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы (которой одинаково желают обе воюющие стороны), а из железной необходимости, из высших законов стратегии. — Так и исправление ошибок, допущенных в познании, недостижимо при помощи действий, основанных на простом намерении и желании. Оно достижимо только из осознания его неизбежности, которое должно быть самым основательным и добросовестным. Текст облекает эти мысли в следующие слова:

В начале слабая черта. Войску выступать по закону. Без добросовестности — несчастье.

Различие элементов полярности возможно лишь в силу их единства. Различие между светом и тьмой возможно лишь благодаря их единству. В теории Книги указывается весьма часто на взаимное тяготение света и тьмы. С другой стороны, в каждой гексаграмме преимущественно действенна тьма, если теневых, слабых черт в ней ощутимое меньшинство, и наоборот. С третьей стороны, в каждой гексаграмме выражается развертывание во времени данного процесса, идущее двумя волнами, в которых две высшие точки — это черты вторая (во внутреннем) пятая (во внешнем). Они, занимающие срединное положение между началом волны и ее концом, особенно благоприятны.

Это еще подчеркивается тем, что середина, сосредоточенность, целеустремленность, уравновешенность — все это понятия, заключающиеся в техническом термине чжун. Рассматриваемая позиция выражена здесь чертой, символизирующей все эти качества, т.е. она занимает наиболее удачное положение, кроме того, это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и которой подчиняются все остальные черты. Но, кроме того, она находится в самом средоточии триграммы «опасность». Все это должно выражать положение полководца в средоточии его войска.

Пусть войско и его действия и стоят под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны и он удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в данной образности и символике удачно действующий полководец. — Таков разум, действующий в самом средоточии нового акта познания. Благодаря его центральному положению ему одинаково доступны все слагаемые, входящие в состав познавательного акта.

И именно этот разум, заложенный в средоточии нового акта познания, и инспирируя со стороны носителей уже достигнутого знания. В тексте это выражено следующими словами:

Сильная черта на втором месте. Пребывание в средоточии войска. Счастье. Хулы не будет. Царь трижды пожалует приказ.

Позиция кризиса — децентрирована. Кроме того, здесь она занята слабой чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых — на четных. Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно, что и находит свое выражение в соответствующем образе текста. — Так и в познании не может быть успеха, т.е. нового знания, когда акт нового познания лишен внутренней силы и правильности. Он не в состоянии преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях, может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания, т.е. несчастье, раскол между знанием и миром. Текст это выражает лаконично и напряженно:

Слабая черта на третьем месте. В войске может быть воз трупов. Несчастье.

Нормальность отношения между слабой чертой и четной позицией дает возможность говорить о следующем этапе развития данной ступени, на которой учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной подготовки дальнейшего выступления. — Так же и в познании это момент, когда выжидательно подводится итог накопленного опыта перед вторичным завоеванием нового познания. Ни об удаче, ни о неудаче здесь говорить невозможно, но можно лишь указать, что такое «отступление войска» — не бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя. Текст здесь следующий:

Слабая черта на четвертом месте. Войску — отступать в тыл. Хулы не будет.

Хотя пятая позиция вообще представляет собой подъем сил, но в данном случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще совершенно чуждые элементы. Точно на возделанном поле появилась дичь, которая портит всходы. Однако если самому здесь действовать и невозможно, то для успешности распоряжений из не следует отменять.

Надо держаться своего слова. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается соответствующими полномочиями. В таких условиях его единоначалие необходимо, а всякий его подчиненный, действующий на свой риск и страх, обречен на неудачу, даже если бы он действовал с полной прямотой и стойкостью. — В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания. Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна усыновлен.

Это «старший сын», который противопоставляется «младшему сыну», олицетворяющему лишь поверхностное ознакомление с литературой. Для последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех познания. Вот образы в тексте

Слабая черта на пятом месте. На пашне есть дичь. Благоприятно держаться слова. Хулы не будет. Старшему сыну — предводительствовать войском. Младшему сыну — воз трупов. Стойкость — к несчастью

Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы. Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же — конец процесса, названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий. Единственное предупреждение, уместное здесь, — это предупреждение против действия «ничтожеств», которые борются лишь ради победы. Поэтому один из комментаторов данного места говорит столь же лаконично, сколь и парадоксально: «Когда совершенномудрый человек действует войском, то в начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало. Поэтому в конце данного действия он может [достичь] подлинного успеха». — Как метафора эта мысль применима и к деятельности познания на этапе завоевания нового знания, где это последнее уже завоевано и должно образовать единства, точно вновь основанное государство должно сочетаться с домами прежних феодалов, — если облекать это в образность феодального памятника — «Книги Перемен», где мы читаем:

Наверху слабая черта. Великий государь владеет судьбами. Он основывает царство, примыкая к домам [феодалов]. Ничтожные люди да не действуют.

Гексаграмма скорее положительная. Она символизирует сознательное уединение и предупреждает о необходимости тщательней обдумывать и планировать свои действия, чтобы как можно дольше длился текущий благоприятный период жизни.

Сейчас вы как генерал, решающий, когда лучше начать сражение. Будьте осмотрительны, берите в союзники только проверенных людей с хорошими намерениями.

К вам придет неожиданное известие или вас навестит нежданный гость.

Настоящее время наполнено для вас романтикой, что, впрочем, не помешает возникновению трений с близким человеком.

Планируйте все будущие дела тщательно. Старайтесь действовать обдуманно и разумно.

И хотя удача в данный момент на вашей стороне, будьте осторожны и рассудительны.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 7.Войско

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос — Ши — Войско.

Иероглиф изображает людей, движущихся вокруг центра.

Войско, армия; лидер, великий воин, генерал, искусный мастер; мобилизовать, дисциплинировать, упорядочивать, делать функциональным,; подражать, брать за образец.

Смысловые связи гексаграммы 1.Цянь

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время упорядочивать дела и организовывать их для эффективных действий. Приводите в порядок свои дела, развивайте свои способности лидера, крепите боевой дух, советуйтесь с опытными людьми. Армия служит людям, основывает города и защищает их. Вокруг вас масса неорганизованных явлений. Ваша задача исправить это положение и выделить место для каждого. Не ведите агрессивные действия, а поддерживайте людей. Это будет трудной работой. В своем желании служить и защищать идите на обдуманный риск и разумно преодолевайте препятствия. И люди увидят ваши поступки и потянутся к вам. Это не будет ошибкой, а именно тем, что вам сейчас нужно.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании седьмой гексаграммы.

[Стойкость. Возмужалому человеку — счастье, хулы не будет]

I. В начале шестерка.

Выводи войско, руководясь законом.

— А если не так, то (хотя бы оно и было хорошим) — будет несчастье.

II. Девятка вторая.

Пребывание в войске.

— Счастье! Хулы не будет! Царь трижды пожалует приказы.

III. Шестерка третья.

В войске быть может воз трупов.

— Несчастье!

IV. Шестерка четвертая.

Войско отступает в тыл.

— Хулы не будет.

V. Шестерка пятая. На поле дичь.

Старшему сыну (если ты опираешься на истину) — вести войска.

Младшему сыну (если ты заблуждаешься, но упорно стоишь на своем) — воз трупов.

— Первому благоприятно сдержать слово; хулы не будет.

— Второму стойкость — к несчастью.

VI. Наверху шестерка.

Великий государь владеет судьбами, начинает династию, собирает земли и наследует их [своему] дому.

— Ничтожному человеку — не действовать!


Ши (Войско): войско, армия; лидер, генерал, великий воин, искусный мастер; упорядочивать, делать функциональным, мобилизовать, дисциплинировать; брать как образец, подражать. Иероглиф изображает людей, движущихся вокруг центра.

Стойкость.
Возмужалому человеку - счастье.
Хулы не будет.

Это время упорядочивать дела и функционально их организовывать для эффективного действия. Приведите свои дела в порядок. Развивайте в себе способности лидера. Советуйтесь с опытными (возмужалыми) людьми. Крепите боевой дух. Помните, идеал армии не в том, чтобы вести агрессивную войну, а в служении, упорядочении и защите людей, которые не могут защитить себя сами. Армия основывает города и защищает их. Вы окружены массой неорганизованных явлений. Постарайтесь исправить это положение, выделив место для каждого. Поддерживайте и защищайте людей. Это трудная работа. Идите на риск и преодолевайте препятствия в своем желании служить. Люди оценят ваши поступки и потянутся к вам. Это именно то, что нужно. Разве это может быть ошибкой?

Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение. Если первое – это напряжение, Свет, то второе – это податливость, Тьма. Она не может вносить ясность, так сказать, произносить суждение, и поэтому в ситуации выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен. Здесь действенно нечто иное. Тот, кто может судить сам себя, не доводит дело до суда. Тот же, кто доходит до необходимости судится, еще не обязательно будет удовлетворен решением суда. В таком случае он, несмотря на решение это, восстанет против него. Но в таком положении действовать одними юридическими средствами бессмысленно, ибо именно при помощи их произнесено осуждение.

Система “Книги Перемен” была бы нарушена, если бы суд в ней был показан с одной положительной стороны. Возможен и неправый суд, против которого необходимо восстать. Но так как юридически восстать невозможно, то приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Нельзя, однако, легкомысленно относиться к последнему. Поэтому данная гексаграмма посвящена многостороннему изучению ” войска”, его действия и применения. Опасность – это основное качество действия и применения войска. Это выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) – Опасность, а вовне – Исполнение: триграмма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска. Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и старческая косность.

Только при учете этого может быть успех, т.е. может быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Недоразвитый юноша или разовьется правильно, и тогда ему надо лишь выждать свой час; или же он в развитии совершит ошибку, которая должна быть осуждена. Если же даже судом нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо действие войска. Таков второй смысл данной гексаграммы. Но в них обоих общим остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути и незапятнанной совести. В тексте лишь намек на эти руководящие мысли, вскрывающиеся только в комментаторской литературе, главным образом из герменевтического исследования.

Внешний и Внутренний миры: Земля и Вода

Внутренняя готовность к риску и внешняя цель служения сочетаются, образуя войско.

Организация войска содержит скрытую возможность возвращения к источнику энергии.

Последовательность

Там, где идет тяжба, поднимаются толпы. Осознание этого формирует войско.

Определение

Войско означает горе.

Символ

В центре земли течет река. Войско.
Благородный человек снисходит к подданным, чтобы собрать людей.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале шестерка

Войску выступать по закону.
Без добросовестности - несчастье.

Войску необходима дисциплина, чтобы выступить вперед, но чрезмерная строгость может только помешать ему. Успех зависит не только от вашей целеустремленности, но и от вашей осмотрительности. Иначе путь будет закрыт.

Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение и утрата. Перевес первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда, когда не он является страстно желаемым результатом. Здесь горячность может лишь привести к наихудшим последствиям. Наоборот, успех возможен лишь тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы (которой одинаково желают обе воюющие стороны), а из железной необходимости, из высших законовстратегии. – Так и исправление ошибок, допущенных в познании, недостижимо при помощи действий, основанных на простом намерении и желании. Оно достижимо только из осознания его неизбежности, которое должно быть самым основательным и добросовестным.

Линия 2

Девятка вторая

Пребывание в средоточии войска. Счастье.
Хулы не будет.
Царь трижды пожалует приказы.

Военачальник должен находиться в центре своего войска. Ему равно чужды чрезмерное и недостаточное, поэтому путь открыт перед ним. Царь трижды пожалует приказ. Это великая честь. Выполнение полученных указаний может изменить вашу жизнь.

Различие элементов полярности возможно лишь в силу их единства. Различие между светом и тьмой возможно лишь благодаря их единству. В теории Книги указывается весьма часто на взаимное тяготение света и тьмы. С другой стороны, в каждой гексаграмме преимущественно действенна тьма, если теневых, слабых черт в ней ощутимое меньшинство, и наоборот. С третьей стороны, в каждой гексаграмме выражается развертывание во времени данного процесса, идущее двумя волнами, в которых две высшие точки – это черты вторая (во внутреннем) пятая (во внешнем). Они, занимающие срединное положение между началом волны и ее концом, особенно благоприятны. Это еще подчеркивается тем, что середина, сосредоточенность, целеустремленность, уравновешенность – все это понятия, заключающиеся в техническом термине чжун.

Рассматриваемая позиция выражена здесь чертой, символизирующей все эти качества, т.е. она занимает наиболее удачное положение, кроме того, это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и которой подчиняются все остальные черты. Но, кроме того, она находится в самом средоточии триграммы “опасность”. Все это должно выражать положение полководца в средоточии его войска. Пусть войско и его действия и стоят под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны и он удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в данной образности и символике удачно действующий полководец. – Таков разум, действующий в самом средоточии нового акта познания. Благодаря его центральному положению ему одинаково доступны все слагаемые, входящие в состав познавательного акта. И именно этот разум, заложенный в средоточии нового акта познания, и инспирируя со стороны носителей уже достигнутого знания.

Линия 3

Шестерка третья

В войске может быть воз трупов.
Несчастье.

Трупами могут быть как мертвые тела, так и призраки старых воспоминаний, бесполезных идей и ложных образов. Это приводит к несчастью - то есть конфликту между знанием и окружающим миром. То, что вы носите в себе, преграждает путь.

Позиция кризиса – децентрирована. Кроме того, здесь она занята слабой чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых – на четных. Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно, что и находит свое выражение в соответствующем образе текста. – Так и в познании не может быть успеха, т.е. нового знания, когда акт нового познания лишен внутренней силы и правильности. Он не в состоянии преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях, может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания, т.е. несчастье, раскол между знанием и миром.

Линия 4

Шестерка четвертая

Войско отступает на постоянные квартиры.
Хулы не будет.

Вы подводите итог пройденному пути, готовясь к новым завоеваниям. Отступление - это не бегство, а подготовка, за которую нельзя осуждать.

Нормальность отношения между слабой чертой и четной позицией дает возможность говорить о следующем этапе развития данной ступени, на которой учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной подготовки дальнейшего выступления. – Так же и в познании это момент, когда выжидательно подводится итог накопленного опыта перед вторичным завоеванием нового познания. Ни об удаче, ни о неудаче здесь говорить невозможно, но можно лишь указать, что такое “отступление войска” - не бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя.

Линия 5

Шестерка пятая

На пашне есть дичь.
Благоприятно держаться слова. Хулы не будет.
Старшему сыну - предводительствовать войском.
Младшему сыну - воз трупов.
Стойкость - к несчастью.

Поле кишит врагами. Держите свое слово и не слушайте чужих советов. Благородный человек подобен старшему сыну в стремлении постигать суть вещей, а поверхностный человек подобен младшему сыну в своей ограниченности: даже стойкость не принесет ему успеха. Избавьтесь от старых идей и ложных образов. Действие в чужих интересах и разделение ответственности сейчас неблагоприятны.

Хотя пятая позиция вообще представляет собой подъем сил, но в данном случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще совершенно чуждые элементы. Точно на возделанном поле появилась дичь, которая портит всходы. Однако если самому здесь действовать и невозможно, то для успешности распоряжений из не следует отменять. Надо держаться своего слова. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается соответствующими полномочиями. В таких условиях его единоначалие необходимо, а всякий его подчиненный, действующий на свой риск и страх, обречен на неудачу, даже если бы он действовал с полной прямотой и стойкостью.

В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания. Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна усыновлен. Это “старший сын”, который противопоставляется “младшему сыну”, олицетворяющему лишь поверхностное ознакомление с литературой. Для последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех познания.

Линия 6

Наверху шестерка

Великий государь владеет судьбами.
Он начинает династию и собирает земли.
Ничтожному человеку - не действовать.

Великий военачальник добивается своей цели в конце, потому что не ищет победы в начале. Теперь он получает возможность осуществить свои возвышенные устремления. Действуйте без колебаний и не уделяйте внимания незначительным обстоятельствам.

Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы. Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же – конец процесса, названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий. Единственное предупреждение, уместное здесь, – это предупреждение против действия “ничтожеств”, которые борются лишь ради победы. Поэтому один из комментаторов данного места говорит столь же лаконично, сколь и парадоксально: “Когда совершенномудрый человек действует войском, то в начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало. Поэтому в конце данного действия он может достичь подлинного успеха”. – Как метафора эта мысль применима и к деятельности познания на этапе завоевания нового знания, где это последнее уже завоевано и должно образовать единства, точно вновь основанное государство должно сочетаться с домами прежних феодалов, – если облекать это в образность феодального памятника – “Книги Перемен”.

Гексаграмма 7 принимает значение что ни на есть воинственное. Указывает на развертывание конфликта, который так и не был урегулирован предыдущим судом. Открытое сражение помогает разрешить имеющиеся противоречия.

По книге перемен 7 гексаграмма имеет толкование: обдуманный риск, разумное преодоление препятствий, организованность, дисциплина.

Выпадение 7 гексаграммы при толкуют как положительный знак, только если желание гадающего морально оправдано, и он готов приложить все усилия ради реализации задуманного.

Важно! Знак Ши напоминает нам, что в ситуации противостояния нужно проявить не только мужество и упорство, но важно также сохранить холодный разум и благородство души.

Рассмотрим подробное толкование 7 гексаграммы по книге перемен.

  • Выводи войско, руководствуясь законом.

Горячность может привести к ужасным последствиям. Не стоит вовлекаться в борьбу, руководствуясь лишь юношеским задором.

  • Пребывание в средоточии войска. Счастье. Император трижды пожалует приказы.

В конфликтной ситуации важно оставаться беспристрастным. Тот, кто способен относится к себе объективно, самокритично, избегает ненужных споров и борьбы.

  • В войске может быть воз трупов.

Идеи и мысли, которые человек носит в себе, могут быть устаревшими и бесполезными. Необходимо избавиться от косности мышления, впустить в сознание новые освежающие концепции.

  • Войско отступает. Хулы не будет.

Порой полезно сделать шаг назад, отказаться от активных действий, чтобы еще раз обдумать ситуацию и выбрать более удачную стратегию поведения. Это мудрое решение, а не трусость.

  • В полях есть птицы и звери. Благоприятно сдержать слово. Не будет беды. Старшему сыну вести войска. Младшему - воз трупов. Стойкость - к несчастью.

Происходит освоение новых мировоззренческих концепций, но процесс еще не завершен. Прежде чем приступать к активным действиям, необходимо окончательно усвоить новые идеи, «усыновить» их, сделать своими. Старший сын олицетворяет руководство новыми идеями, младший - привязанность к старым концепциям, которой не стоит потакать.

  • Великий государь начинает династию и наследует своему дому. Ничтожному человеку - бездействовать.

Сражаться стоит только за правое дело. Если человек вовлекается в борьбу, руководствуясь эгоистическими порывами, он так или иначе проиграет.

По книге В.Скляровой

По мнению В. Скляровой 7 гексаграмме в Таро соответствуют арканы Колесница и Сила. 7 аркан Таро предостерегает от упоения триумфатора собственной победой, мании величия. напоминает: единственная стоящая победа - это победа над самим собой, своим низшим началом.

Предсказание: в скором времени вам предстоит вступить в какое-то противостояние. Конфликт может иметь любую природу - это может быть как ссора, судовой процесс, так и борьба с самим собой.

Даже если шансы одержать победу высоки, потерь в процессе сражения не избежать. Поэтому требуется осторожность, осмотрительность, осуществление верной стратегии и тактики. Будьте мудры, не прельщайтесь победами. Помните о своей конечной цели.

Психологическое значение гексаграммы: накапливающиеся противоречия, которые приведут к идеологическому кризису.

В плане здоровья ожидаются хирургические операции. Как внезапные, так и плановые. Все довольно серьезно, но вы справитесь.

В бизнесе может потребоваться смена позиций, замена некоторых исполнителей более квалифицированными кадрами. Соглашаться на работе на повышение, не имея должных навыков и опыта, не стоит.


По книге Н.Владимировой

Н. Владимирова склоняется к такому толкованию 7 гексаграммы: вы окажетесь под огнем критики и осуждения, которые покажутся вам совершенно несправедливыми. Это вызовет у вас потребность защищаться.

Важно! Главное в ситуации по 7 гексаграмме, какими методами вы будете пытаться убедить обвинителей в их неправоте.

В разгаре конфликта нельзя забывать, что оппоненты тоже живые люди. Отстаивая свою точку зрения, нужно относиться с уважением к противнику. Не стоит переходить на личности и пытаться оскорбить чувства собеседника. Это не поможет вам быть услышанным. Контроль над эмоциями поможет сохранить ясность ума и подобрать правильные слова.

И не забывайте: любая попытка схитрить в данной ситуации обернется для вас неприятностями. Если вы понимаете, что действительно допустили ошибку, имейте мужество сознаться в этом. Признав свое несовершенство, вы не проиграете, а наоборот - вызовите симпатию у окружающих и обретете новых друзей.

Наина Владимирова в книге «Руны и восточные гадания» также обращает внимание на такой момент: успех задуманного сейчас в первую очередь зависит от умения общаться и находить общий язык с людьми, у которых взгляды на жизнь сильно отличаются от ваших. Попытайтесь стать более открытым, учитесь смотреть на мир чужими глазами. Даже если в конечном итоге вы останетесь при своем мнении, вам будет гораздо легче убедить окружающих в своей правоте.


По книге А.Храмова

У Храмова 7 гесаграмма принимает значение борьбы с несправедливостью. Однако и он предостерегает от поспешных необдуманных действий.

Пошаговое руководство И Цзин от Андрея Храмова звучит так.

  1. Толкование первой линии 7 гексаграммы: успех достижим, только если является результатом серьезной подготовки и хорошо продуманной тактики. Если же ум затуманен злобой и амбициями, поражения не избежать.Т
  2. олкование второй линии: находясь в водовороте событий, не теряйте веры в свой успех. Вы его заслуживаете.
  3. Толкование третьей линии: появившиеся преграды на вашем пути не удастся преодолеть одними усилиями воли. Сейчас как ни в чем другом вы нуждаетесь в новых идеях.
  4. Толкование четвертой линии: вместо активных действий займитесь переосмыслением полученного опыта.
  5. Толкование пятой линии: на ситуацию оказывается негативное влияние извне. Не отказывайтесь от принятых решений и взятых на себя обязательств. Помните о конечной цели. Это вдохновит вас продолжать борьбу.
  6. Толкование шестой линии: победа не моет быть самоцелью. Истинного успеха достигает тот, кто сражается ради защиты идеалов, а не своего эго.