Ремонт Стены Уход

Самодельный ветрогенератор из генератора Г700. Тракторный генератор с самовозбуждением Генератор 12 вольт от трактора мтз юмз


Как быть, если вы обнаружили, что при номинальной частоте вращения коленвала двигателя амперметр отображает разрядный ток? Проверяем натяжение ремня генератора. Если натяжение нормально, ищем обрыв проводов в цепи питания обмотки возбуждения. Если они в порядке, наверное закислились контакты подсоединительных проводов.

Кстати, при межвитковом замыкании или обрыве витков в обмотке возбуждения, замыкания обмотки статора на корпус, при пробое диодов обратной или прямой полярности выпрямителя возникает такая же ситуация.

Почему может появится большой зарядный ток? Вполне вероятно короткое замыкание пластин аккумуляторной батареи, а это ведет к уменьшению внутреннего сопротивления аккумулятора и увеличению тока.

Шум и стуки в генераторе могут возникнуть из-за ослабления крепления шкива привода генератора, разрушения подшипников или выработку их посадочных мест. Вот и получается шум из-за задевания ротора за статор.

Как проверить работу генератора 464.3701 на тракторе? Подключаем потребителей электроэнергии, частоту вращения коленвала двигателя доводим до номинальной, вольтамперметром КИ-1093 замеряем между «+» и незакрашенным местом корпуса генератора (рис. 2.2.1) и, плавно прибавляя ток нагрузки до 30 А, измеряем напряжение. Оно должно быть не менее 12,5 В.

Рис. 2.2.1. Схема проверки напряжения отдачи генератора под нагрузкой на тракторе МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - генератор; 2 - вольтамперметр КИ-1003

Что делать, если напряжение генератора сильно отличается от номинального или вообще его нет при отключении аккумуляторной батареи? Генератор нужно снять для проверки и, возможно, последующей замены. Как проверить генератор МТЗ-80, МТЗ-82? Вначале нужно проверить исправность основных элементов генератора с помощью контрольной лампы на 12 В.

Последовательность действий следующая: снимаем заднюю пластмассовую крышку и интегральное устройство (ИУ); далее высвобождаем выводы катушки возбуждения и дополнительного выпрямителя с болтов панели выводов. Проверяем отсутствие короткого замыкания в диодах или между обмотками и корпусом генератора (см. рис. 2.2.2).

Рис. 2.2.2. Схемы проверки генератора на отсутствие короткого замыкания МТЗ-80, МТЗ-82
а - как проверить диоды выпрямительного блока; б - как проверить обмотки статора и диоды обратной полярности; в - как проверить диоды прямой полярности; г - как проверить диоды дополнительного выпрямителя; д - как проверить обмотки возбуждения на корпус генератора;
1 - корпус генератора; 2 - клемма « + »; 3 - клемма « Ш »; 4 - выводы фаз выпрямительного блока; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - клемма « Д »; 7 - клемма вывода конца обмотки возбуждения; 8 - клемма вывода начала обмотки возбуждения; 9 - контрольная лампа

При коротком замыкании диодов, обмотки или пробоя на корпус контрольная лампа загорается. Так должно быть. При нарушении изоляции обмоток и неисправностях диодов генератор нужно менять. Выверку генератора осуществляют на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М.

В первую очередь проверяют напряжение генератора без нагрузки. Оно должно быть не менее 12,5 В при частоте вращения ротора не более 1400 об/мин. Далее сверяют напряжение генератора под нагрузкой, при токе нагрузки 36 А и частоте вращения ротора 3000 об/мин. Оно также должно быть не менее 12,5 В.

Для проверки интегрального устройства ток нагрузки снижают до 5 А, а частоту вращения ротора стараются держать в пределах 3000 об/мин. При "летнем режиме" (переключатель посезонной регулировки в положении «Л») напряжение на генераторе должно быть 13,2-14,1 В. В "зимнем режиме" (переключатель посезонной регулировки в положении «З») напряжение чуть больше, в пределах 14,3-15,2 В. При несоответствии этим параметрам, интегральное устройство нужно сменить.

  • Автомобильный генератор — обороты, напряжение
  • Винт для генератора без переделки, мощность и обороты ветряка
  • Самовозбуждение генератора — схема и описание
  • Автомобильный генератор самый доступный генератор, и если планируется делать ветрогенератор, то сразу невольно при поиске генератора вспоминается именно автомобильный генератор. Но без переделки на магниты и перемотки статора он не подходит для ветряка так-как рабочие обороты автомобильных генераторов 1200-6000 об/м.

    По-этому чтобы избавится от катушки возбуждения ротор переделывают на неодимовые магниты, и чтобы поднять напряжение перематывают статор более тонким проводом. В итоге получается генератор мощностью при 10 м/с 150-300 ватт без использования мультипликатора (редуктора). Винт ставят на такой переделанный генератор диаметром 1.2-1.8 метра.

    Сам автомобильный генератор очень доступен и его можно легко купить Б/У или новый в магазине, стоят они не дорого. Но вот чтобы переделать генератор нужны неодимовые магниты, провод для перемотки, а это ещё дополнительные траты денег. Так-же конечно надо уметь это делать, иначе можно всё испортить и выкинуть в мусор. Без переделки генератор можно использовать если сделать мультипликатор, к примеру если передаточное соотношение сделать 1:10, то при 120 об/м начнётся зарядка аккумулятора 12 вольт. При этом катушка возбуждения (ротор) будет потреблять около 30-40 ватт, а всё что останется пойдёт в аккумулятор.

    Но если делать с мультипликатором, то конечно получится мощный и большой ветрогенератор, но при малом ветре катушка возбуждения будет потреблять свои 30-40 ватт и аккумулятору мало что достанется. Нормальная работа будет наверно на ветре от 5 м/с. При этом винт для такого ветряка должен быть диаметром около 3 метра. Получится сложная и тяжёлая конструкция. А самое сложное это найти готовый мультипликатор, подходящий с минимальными переделками, или изготовление самодельного. Мне кажется сделать мультипликатор сложнее и дороже чем переделать генератор на магниты и перемотать статор.

    Если авто-генератор использовать без переделки, то он начнёт заряжать АКБ 12 вольт при 1200 об/м. Сам я не проверял при каких оборотах начинается зарядка, но в интернете после долгих поисков нашёл некоторую информацию, которая указывает что при 1200 об/м начинается зарядка АКБ. Есть упоминания что генератор заряжает при 700-800 об/м, но проверить это не представляется возможным. Я по фотографиям статора определил что обмотка статора современных генераторов ВАЗ состоит из 18 катушек, а каждая катушка имеет по 5 витков. Посчитал какое должно получится напряжение по формуле из вот этой статьи Расчёт генератора. В результате у меня как-раз получилось что 14 вольт при 1200 об/м. Конечно генераторы не все одинаковые и я где-то читал про 7 витков в катушках вместо пяти, но в основном 5 витков в катушке, а значит всё-таки 14 вольт достигается при 1200 об/м, от этого будем исходить далее.

    Двух-лопастной винт на генератор без переделки

    В принципе если на генератор поставить скоростной двух-лопастной винт диаметром 1-1.2 метра, то такие обороты легко достигаются при ветре 7-8м/с. Значит можно сделать ветряк и не переделывая генератор, только работать он будет на ветре от 7м/с. Ниже скриншот с данными двух-лопастного винта. Как видно обороты такого винта при ветре 8м/с составляют 1339 об/м.

    >

    Так-как обороты винта растут линейно в зависимости от скорости ветра, то (1339:8*7=1171 об/м) при 7м/с начнётся зарядка АКБ. При 8 м/с ожидаемая мощность опять-же по расчёту должна быть (14:1200*1339=15.6 вольт) (15.6-13=2.6:0.4=6.5 ампер*13=84.5 ватт). Полезная мощность винта судя по скриншоту 100 ватт, по-этому он свободно потянет генератор и должен недогруженный выдать даже больше оборотов чем указано. В итоге 84 .5 ватт должно быть с генератора при 8 м/с, но катушка возбуждения потребляет около 30-40 ватт, значит в аккумулятор пойдёт всего 40-50 ватт энергии. Совсем мало конечно так-как переделанный на магниты генератор и перемотанный при этом-же ветре на оборотах 500-600 об/м выдаст в три раза больше мощности.

    При ветре 10 м/с обороты будут (1339:8*10=1673 об/м), напряжение в холостую (14:1200*1673=19.5 вольт), а под нагрузкой АКБ (19.5-13=6.5:0.4=16.2 ампер*13=210 ватт). В итоге получится 210 ватт мощности минус 40 ватт на катушку и полезной мощности останется 170 ватт. При 12 м/с будет примерно так 2008 об/м, напряжение без нагрузки 23.4 вольта, ток 26 ампер, минус 3 ампер на возбуждение, и того 23 ампер ток зарядки аккумулятора, мощность 300 ватт.

    Если сделать винт меньшего диаметра, то обороты ещё возрастут, но тогда винт не потянет генератор когда достигнет порог зарядки акб. Я посчитал разные варианты во время написания этой статьи и дву-лопастной винт оказался самым оптимальным для генератора без переделки.

    В принципе если рассчитывать на ветра от 7м/с и выше, то такой ветрогенератор будет хорошо работать и выдавать 300 ватт при 12 м/с.

    При этом стоимость ветряка будет совсем небольшой, по сути только цена генератора, а винт и остальное можно сделать из того что есть. Только винт нужно делать обязательно по расчётам.

    Переделанный правильно генератор начинает давать заряду уже с 4 м/с, при 5 м/с ток зарядки уже 2 ампера, при этом так-как ротор на магнитах, то весь ток идет в АКБ. При 7 м/с ток зарядки 4-5 ампер, а при 10 м/с уже 8-10 ампер. Получается что только при сильном ветре 10-12 м/с генератор без переделки может сравнится с переделанным, но он ничего не даст на ветре меньше 8 м/с.

    Самовозбуждение автомобильного генератора

    Чтобы генератор самовозбуждался без аккумулятора в ротор нужно поставить пару маленьких магнитиков. Если катушку возбуждения запитать от аккумулятора, то она постоянно и не зависимо от того вырабатывает энергию или нет ветрогенератор, будет потреблять свои 3 ампера и заряжать аккумулятор. Чтобы этого не происходило нужно поставить блокирующий диод, чтобы ток шол только в акб, а обратно не уходил.

    Катушку возбуждения можно запитать от самого генератора, минус на от корпуса, а плюс от плюсового болтика. А в зубы ротора нужно поставить пару маленьких магнитиков для самовозбуждения. Для этого можно просверлить сверлом дырочки и на клей посадить маленькие неодимовые магнитики. Если нет неодимовых магнитов то можно вставить обычные ферритовые от динамиков, если маленькие, то просверлится и вставить, или проложить между когтей и залить эпоксидной смолой.

    Так-же можно использовать так-называемую таблетку, то-есть реле-регулятор как в автомобиле, который будет отключать возбуждение если напряжение АКБ достигло14.2 вольта, чтобы не перезарядить.

    Ниже на рисунке схема самовозбуждения генератора. Вообще генератор сам возбуждается так-как ротор имеет остаточную намагниченность, но это происходит на высоких оборотах, лучше для надёжности добавить магниты. В схему включен реле-регулятор, но его можно исключить. Развязывающий диод нужен чтобы аккумулятор не разряжался так-как без диода ток будет течь в обмотку возбуждения (ротор).

    >

    Так-как ветрогенератор будет очень маленький с винтом диаметром всего 1 метр, то никакие защиты от сильного ветра не нужны и с ним ничего не случится если будет крепкая мачта и крепкий винт.

    Есть генераторы на 28 вольт, но если их использовать для зарядки 12 вольт АКБ, то оборотов нужно в два раза меньше, около 600 об/м. Но так-как напряжение будет не 28 вольт, а 14, то катушка возбуждения будет давать только половину мощности и напряжение генератора будет меньше, по-этому ничего не получится из этого. Можно конечно попробовать в генератор, статор которого намотан на 28 вольт, поставить ротор на 12 вольт, тогда должно быть получше и зарядка начнётся раньше, но тогда нужны два одинаковых генератора чтобы заменить ротор, или искать отдельно ротор или статор.

    § 35. Аккумуляторная батарея
    § 36. Генератор
    § 37. Стартер
    § 38. Приборы освещения и сигнализации
    § 39. Магнето и запальная свеча
    § 40. Техническое обслуживание электрооборудования

    § 36. Генератор

    Генератор служит для питания током электроприборов при работе двигателя при средней и большой частоте вращения, а также для подзарядки аккумуляторной батареи.

    Он превращает механическую энергию в электрическую на основе принципа электромагнитной индукции, т. е. возбуждении электрического тока в проводнике при пересечении его магнитными силовыми линиями.

    На тракторах ЮМЗ-6Л/М и МТЗ-50 новых выпусков устанавливают генератор переменного тока Г-306А (62). Он представляет собой закрытую бесконтактную трехфазную динамомашину с встроенным выпрямителем. Характерная особенность этого генератора - отсутствие щеточных контактов и вращающихся обмоток. Мощность генератора 400 Вт, номинальный выпрямленный ток 32 А.

    Генератор состоит из статора 3, ротора 4 и выпрямителя 5. Статор собран из электротехнической стали. Он имеет 9 зубцов, на которые надеты катушки обмотки 2. Каждая фаза обмотки состоит из трех катушек. В каждой из трех фаз катушки соединены последовательно, а фазы соединены в треугольник.

    С обеих сторон к статору закреплены крышки. На изоляционной колодке задней крышки 11 помещены зажимы 1 переменного тока, к которым выведены концы фаз обмотки статора. К этим же болтам присоединены выводы выпрямителя ВЛ. На задней крышке расположены также выводные зажимы М, В.

    62. Генератор:

    1-зажимы переменного тока, 2 - обмотка возбуждения, 3 - статор, 4 - ротор, 5 - выпрямитель, 6 - шкив привода генератора с крыльчаткой вентилятора, 7 - диод, 8 - передняя крышка, 9 - катушка обмотки возбуждения, 10- выводной зажим постоянного тока, 11 -задняя крышка

    Ш постоянного тока. С внутренней стороны передней крышки.V прикреплена катушка 9 обмотки возбуждения, начало обмотки соединено с массой генератора, а конец подведен к зажиму Ш.

    Ротор 4 генератора в поперечнике имеет вид шестилучевой звезды, которая изготовлена из листов электротехнической стали и жестко посажена на вал. Последний вращается на двух шарикоподшипниках, не требующих замены смазки, закрытой конструкции, установленных в крышках.

    Задняя крышка и прикрепленная к ней лапа отлиты из алюминиевого сплава. К передней стальной крышке приварены две лапы для крепления генератора и регулировки натяжения приводного ремня.

    Выпрямитель 5 закреплен на передней крышке. Он состоит из оребренного алюминиевого корпуса, теплопровода и шести полупроводниковых диодов «прямой» и «обратной» полярности. Теплопровод изолирован от корпуса тонкой изоляционной прокладкой. В корпус вмонтированы три диода «обратной» полярности, а в теплопровод - диоды «прямой» полярности. Выводы диодов соединены попарно с фазами генератора. Между корпусом выпрямителя и крышкой генератора установлено резиновое уплотнительное кольцо, которое предотвращает попадание пыли и грязи в выпрямитель.

    Для лучшего охлаждения корпус выпрямителя оребрен. Выпрямитель собран по трех-

    фазной мостовой схеме.

    Положительный полюс выпрямителя присоединен к зажиму В на колодке задней крышки генератора гибким проводом.

    Привод генератора осуществляется ремнем через шкив б, закрепленный на валу шпонкой и гайкой. К шкиву со стороны генератора прикреплен вентилятор, который служит для охлаждения генератора и выпрямителя.

    Принцип действия генератора известен из физики. При вращении ротора магнитное поле системы возбуждения пересекает трехфазную обмотку статора и индуктирует в ней переменную по величине и направлению электродвижущую силу (э. д. с). Под действием э. д. с. в цепи появляется переменный ток, который преобразуется выпрямителем в постоянный и подается к потребителям.

    Нормальная работа генератора возможна при условии соблюдения правил эксплуатации.

    Генератор нельзя мыть топливом и струей воды под давлением. Для возбуждения генератора необходимо включить включатель «массы», иначе он не будет вырабатывать электроэнергию. Если после пуска двигателя выключить «массу», то при исправном генераторе контрольная лампа «Включения массы» продолжает гореть. При остановке двигателя «массу» выключают во избежание разряда аккумуляторной батареи через обмотку возбуждения генератора.

    63. Реле-регулятор:

    а - устройство, б - включение в цепь; / - регулятор напряжения, 2 - реле защиты, 3 - крышка, 4 - транзистор, 5 - корпус, 6 - винт сезонной регулировки напряжения, 7 - включатель массы; Г - генератор, Р - реле-регул я тор, 6 - аккумуляторная батарея, М - масса, Ш - зажим, соединяющийся с обмоткой возбуждения регулятора (шунтом), 6 - зажим, соединяющийся с зажимом выпрямителя

    Генератор описанного типа работает в комплекте с контактно-транзисторным реле-регулятором РР-362Б (63). Реле-регулятор установлен под щитком приборов и включает в себя два элемента: регулятор напряжения / и реле 2 защиты.

    Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора в пределах 13,0-14,2 В. Он состоит из транзистора 4 и вибрационного реле, которое управляет транзистором, включенным в цепь обмотки возбуждения генератора.

    Реле 2 защиты служит для защиты транзистора от токов коротких замыканий цепи обмотки возбуждения на «массу».

    На панели реле-регулятора имеются три зажима: М - для присоединения «массы» генератора, Ш - для присоединения обмотки возбуждения генератора, В-для присоединения выпрямителя, нагрузки и аккумуляторной батареи. С внешней стороны реле-регулятора находится устройство ППР (переключатель посезонной регулировки напряжения), позволяющее посезонно регулировать разницу напряжения в пределах 0,8-1,0 В. Вскрывать и регулировать реле-регулятора может только мастер-наладчик в мастерской, располагающей необходимыми измерительными приборами. Запрещается даже кратковременное соединение (проверка «на искру») зажимов Ш и В генератора и реле-регулятора с «массой».

    Генератор Г-304А, устанавливаемый ранее на изучаемые тракторы, по принципу работы не отличается от генератора Г-306А,

    однако их схемы, конструкция и материалы не одинаковы.

    Генератор Г-306А более мощный, чем генератор Г-304А, имеет меньшую массу и габаритные размеры. Он одностороннего возбуждения, а Г-304А - двустороннего так как имеет две катушки обмотки возбуждения, помещенные каждая в одну из крышек и соединенные между собой параллельно. Оба генератора работают в паре с реле-регулятором РР-362Б.

    Строй-Техника.ру

    Строительные машины и оборудование, справочник

    К атегория:

    Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

    Унифицированный тракторный генератор 46.3701

    Общие сведения. Генератор 46.3701 предназначен для тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Его мощность 0,7 кВт, и выполнен он со встроенным регулятором напряжения.

    Наличие мощного источника электропитания на тракторе позволяет решить ряд задач по улучшению условий работы тракториста и повышения производительности ei о труда.

    Генератор 46.3701 имеет несколько модификаций, отличающихся размерами приводного шкива. Так, например, генератор модификации 54.3701 устанавливают взамен генератора Г306.

    На унифицированном генераторе, помимо основного выпрямителя, имеется дополнительный (вывод Д), с помощью которого предотвращается разряд батареи на обмотку возбуждения генератора при стоянках, а также подсоединяется реле блокировки стартера.

    Генератор 46.3701 обладает надежным самовозбуждением благодаря применению постоянных ма1нитов. Потеря остаточной намагниченности исключена. Обеспечено самовозбуждение с подключенной номинальной нагрузкой, что позволяет проводить сельхозработы и при отсутствии аккумуляторной батареи на тракторе.

    Уменьшение удельной металлоемкости или повышение удельной мощности в 1,75 раза получено в результате применения циркуляционного охлаждения по типу автомобильных генераторов. От попадания крупных частиц внутренняя полость генератора защищена сетчатой пластмассовой крышкой со стороны забора воздуха. Крышка легкосъемная, и ее нужно периодически (один раз в сезон) снимать для удаления скопившихся под ней частиц.

    Эффективное охлаждение подшипниковых узлов значительно повышает ресурс генератора.

    Устройство генератора показано на рисунке 1. Он представляет собой однополюсную индукторную трехфазную машину.

    Ротор состоит из вала с расположенными на нем шестилучевым пакетом-звездочкой из листовой стали, втулкой-магнитопроводом, шкивом и центробежным вентилятором. В специальном алюминиевом каркасе с шестью клювообразными выступами, размещенными между зубцами пакетов ротора, залиты магниты.

    Статор представляет собой пакет с девятью зубцами, на которых расположены катушки (по три в фазе). Крышка со стороны привода - стальная с приваренным фланцем со стороны вентилятора. На фланце имеются крепежная и натяжная лапы. В этой крышке находится втул-ка-магнитопровод с обмоткой возбуждения. В алюминиевой крышке со стороны, противоположной приводу, установлен выпрямительный блок с тремя дополнительными диодами. Пластмассовая сетчатая крышка с отверстиями под электрические выводы прикрывает торец алюминиевой крышки.

    Рис. 1. Генератор 46.3701:
    1- задняя крышка; 2 - втулка poropa; 3 - крышка регулирующего устройства; 4 - подшипник; 5 - блок; 6 - стяжной болг; 7 - ротор; 8 - статор; 9 - катушка возбуждения, 10 - вентилятор; 11 - крышка подшипника; 12 - шкив; 13 - подшипник; 14 - передняя крышка.

    В обеих крышках подшипника имеются окна для забора и выброса охлаждающего воздуха. В крышке со стороны привода установлен подшипник 6-180603, а с противоположной стороны - подшипник 6-180502. В полости между алюминиевой и пластмассовыми крышками расположен блок интегрального регулятора.

    Генератор стянут тремя болтами. В отличие от генератора 13.3701 (Г306) все электрические соединения находятся внутри. На рисунке 110 показана электрическая схема соединений генератора 46.3701, она практически не отличается от схемы генератора 13.3701.

    Установка генератора. Присоединительный размер между лапами-90 ±0,4 мм, что позволяет в случае необходимости устанавливать генератор вместо генератора 13.3701. Остальные габаритные и присоединительные размеры такие же, как у 13.3701 и Г306. Генератор 46:3701 при поставке в запчасти имеет размер между лапами 130 мм. Лапы задней крышки генератора закрепляют болтом большей длины с установкой на него гаек либо специальной разрезной втулки в отверстии задней лапы, которая может перемешаться в осевом направлении.

    На рисунке 3 показаны варианты креплений генератора на кронштейнах размером 90 и 130 мм.

    На литом кронштейне дизеля Д-245 генератор не устанавливают,

    так как боковая стенка кронштейна мешает повороту генератора при надевании ремня. Требуется либо доработка кронштейна, либо его замена на кронштейн другого размера.

    При техническом обслуживании генератора необходимо следить за надежностью всех креплений, натяжением приводного ремня, общей его исправностью и чистотой. Пыль и грязь удаляют щеткой или влажной тряпкой.

    Исправность генератора проверяют до начала работы с помощью контрольной лампы, установленной на щитке приборов. Если генератор исправен, лампа загорается при замыкании включателя «массы» перед пуском дизеля. После пуска контрольная лампа гаснет. Остановив дизель, нужно разомкнуть выключатель «массы» (контрольная лампа при этом гаснет).

    На тракторе исправность генератора проверяют только при неработающем дизеле, отъединив от всех клемм генератора провода.

    Проверку выполняют с помощью лампы напряжением 12 В и аккумуляторной батареи.

    Проверяя обмотку возбуждения, отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, ее положительный вывод-через контрольную лампу с клеммой Ш генератора.

    Если обмотка возбуждения исправна, то лампа горит вполнакала (сила тока 3,0…3,5 А). Полный накал лампы (сила тока более 3,5 А) указывает на короткое замыкание _между обмоткой возбуждения и корпусом генератора. Если лампа не горит, имеется обрыв в обмотке возбуждения.

    Исправность выпрямителя и обмоток статора проверяют, соблюдая следующий порядок.

    Рис. 2. Электрическая схема генератора 46.3701.

    3. Схемы установки генератора. 54.3701:
    1 - генератор; 2 - регулировочные шайбы; 3 - болт М10 X 55; 4 - кронштейн; 5 - болт; 6 - гайка № 110.

    1. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, а ее положительный вывод -через контрольную лампу с клеммой В. В этом случае лампа не должна гореть. Если же лампа горит, это свидетельствует о следующих неисправностях выпрямителя: короткое замыкание в одном или нескольких диодах обеих полярностей; пробой изоляции между теплоотводом и корпусом выпрямителя; замыкание положительного вывода на корпус генератора.

    2. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее положительный вывод - через контрольную лампу с клеммой В генератора. При этом лампа не должна гореть. В противном случае пробит один или несколько диодов прямой полярности.

    3. Положительный вывод аккумуляторной батареи через контрольную лампу соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее отрицательный вывод -с клеммой М генератора. Лампа также не должна гореть. Если же лампа загорается, значит, пробит один или несколько диодов обратной полярности или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.

    К атегория: — Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

    Главная → Справочник → Статьи → Форум

    Неисправности и ремонт генератора трактора МТЗ

    Как быть, если вы обнаружили, что при номинальной частоте вращения коленвала двигателя амперметр отображает разрядный ток? Проверяем натяжение ремня генератора. Если натяжение нормально, ищем обрыв проводов в цепи питания обмотки возбуждения. Если они в порядке, наверное закислились контакты подсоединительных проводов.

    Кстати, при межвитковом замыкании или обрыве витков в обмотке возбуждения, замыкания обмотки статора на корпус, при пробое диодов обратной или прямой полярности выпрямителя возникает такая же ситуация.

    Почему может появится большой зарядный ток? Вполне вероятно короткое замыкание пластин аккумуляторной батареи, а это ведет к уменьшению внутреннего сопротивления аккумулятора и увеличению тока.

    Шум и стуки в генераторе могут возникнуть из-за ослабления крепления шкива привода генератора, разрушения подшипников или выработку их посадочных мест. Вот и получается шум из-за задевания ротора за статор.

    Как проверить работу генератора 464.3701 на тракторе? Подключаем потребителей электроэнергии, частоту вращения коленвала двигателя доводим до номинальной, вольтамперметром КИ-1093 замеряем между «+» и незакрашенным местом корпуса генератора (рис.

    2.2.1) и, плавно прибавляя ток нагрузки до 30 А, измеряем напряжение. Оно должно быть не менее 12,5 В.

    Рис. 2.2.1. Схема проверки напряжения отдачи генератора под нагрузкой на тракторе МТЗ-80, МТЗ-82:
    1 - генератор; 2 - вольтамперметр КИ-1003

    Что делать, если напряжение генератора сильно отличается от номинального или вообще его нет при отключении аккумуляторной батареи? Генератор нужно снять для проверки и, возможно, последующей замены. Как проверить генератор МТЗ-80, МТЗ-82? Вначале нужно проверить исправность основных элементов генератора с помощью контрольной лампы на 12 В.

    Последовательность действий следующая: снимаем заднюю пластмассовую крышку и интегральное устройство (ИУ); далее высвобождаем выводы катушки возбуждения и дополнительного выпрямителя с болтов панели выводов. Проверяем отсутствие короткого замыкания в диодах или между обмотками и корпусом генератора (см. рис. 2.2.2).

    Рис. 2.2.2. Схемы проверки генератора на отсутствие короткого замыкания МТЗ-80, МТЗ-82
    а - как проверить диоды выпрямительного блока; б - как проверить обмотки статора и диоды обратной полярности; в - как проверить диоды прямой полярности; г - как проверить диоды дополнительного выпрямителя; д - как проверить обмотки возбуждения на корпус генератора;
    1 - корпус генератора; 2 - клемма « + »; 3 - клемма « Ш »; 4 - выводы фаз выпрямительного блока; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - клемма « Д »; 7 - клемма вывода конца обмотки возбуждения; 8 - клемма вывода начала обмотки возбуждения; 9 - контрольная лампа

    При коротком замыкании диодов, обмотки или пробоя на корпус контрольная лампа загорается. Так должно быть. При нарушении изоляции обмоток и неисправностях диодов генератор нужно менять. Выверку генератора осуществляют на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М.

    В первую очередь проверяют напряжение генератора без нагрузки. Оно должно быть не менее 12,5 В при частоте вращения ротора не более 1400 об/мин. Далее сверяют напряжение генератора под нагрузкой, при токе нагрузки 36 А и частоте вращения ротора 3000 об/мин. Оно также должно быть не менее 12,5 В.

    Для проверки интегрального устройства ток нагрузки снижают до 5 А, а частоту вращения ротора стараются держать в пределах 3000 об/мин. При «летнем режиме» (переключатель посезонной регулировки в положении «Л») напряжение на генераторе должно быть 13,2-14,1 В. В «зимнем режиме» (переключатель посезонной регулировки в положении «З») напряжение чуть больше, в пределах 14,3-15,2 В. При несоответствии этим параметрам, интегральное устройство нужно сменить.


    Электрическая энергия на тракторах МТЗ и ЮМЗ используется для пуска двигателя, освещения, сигнализации, контроля работы отдельных систем, питания вспомогательного оборудования.

    В качестве источников тока служат генераторные установки (основной источник) и аккумуляторные батареи (резервный источник). Источники тока и потребители соединены между собой параллельно. Соединение выполнено одним проводом, который является "плюсовым" (+), другим проводником являются металлические части трактора ("масса").

    Аккумуляторная батарея. На тракторах используется свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов с номинальным напряжением 2 В каждый, В настоящее время применяются батареи с номинальным напряжением 12 В различной емкости. Бак 1 (рис. 5.1) разделен перегородками на секции по количеству аккумуляторов в батарее. В каждой секции на опорных призматических ребрах 12 установлены блоки пластин, состоящие из полублока отрицательных 8 и полублока положительных 10 пластин. Пластины отлиты из сплава свинца и сурьмы в форме решетки. Ячейки решетки заполнены активной массой: у положительных пластин - из двуокиси свинца (коричневый цвет), у отрицательных - из чистого губчатого свинца (серый цвет).

    Пластины одинаковой полярности приварены к бареткам 9, служащим также для отвода тока. Пластины полублоков разделены сепараторами 11, изготовленными из изоляционного и кислотоустойчивого материала. Секции бака заполнены электролитом (25-35% раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде).

    В крышке 4 выполнены отверстия для вывода клемм (штырей) полублоков и для заливки электролита и контроля его уровня. Как правило, отверстие для заливки электролита закрывается пробкой с вентиляционным отверстием, через которое выходят газы, выделяющиеся при работе батареи. В некоторых крышках вентиляционные отверстия выполнены в виде штуцера 6. В этом случае пробка вентиляционного отверстия не имеется и при заливке электролита устанавливается на штуцер 6, что позволяет автоматически устанавливать требуемый уровень электролита, так как в залинвой горловине имеется направляющая вставка, опущенная на заданную глубину. Аккумулятор в батарею соединены перемычками 5.

    От крайних, аккумуляторов батареи выведены клеммы, к которым подсоединяются потребители электроэнергия.

    При разрядке аккумулятора активная масса положительных и отрицательных пластин, взаимодействуя с электролитом, превращается в сернокислый свинец. При этом уменьшается концентрация и плотность электролита, напряжение аккумулятора (изменение плотности электролита в процессе разрядки на 0,01 г/см 3 соответствует, приблизительно, снижению емкости аккумулятора на 6%).

    При зарядке аккумулятора, когда он подключен к источнику постоянного тока, происходит обратная химическая реакция - сернокислый свинец положительных пластин постепенно преобразуется в двуокись свинца, сернокислый свинец отрицательных пластин - в чистый губчатый свинец (плотность электролита увеличивается).

    Процессы зарядки и разрядки аккумулятора обратимы, поэтому его можно многократно заряжать и разряжать.

    Генераторная установка - это комплект, состоящий из генератора переменного тока, выпрямителя и реле-регулятора или регулятора напряжения. Рассматриваемые тракторы оборудованы
    бесконтактными генераторами типа Г304, Г306, 13.3701, 46.3701 и 544.3701 со встроенными выпрямителями, рассчитанными на работу с контактно-транзисторным реле-регулятором РРЗ62-Б, бесконтактным реле-регулятором РРЗ62-Б1 или со встроенным интегральным регулятором напряжения типа Я112Б.

    Генератор переменного тока Г304 устанавливался на тракторах ЮМЗ-6 и МТЗ- 80,МТЗ-82 до 1976 года. Генератор состоит из статора 1 (рис. 5.2), крышек 3 и 9 ротора 2 и выпрямителя с выводом 10. Статор собран из тонких листов электромеханической стали, изолированных одна от другой лаком, что уменьшает нагревание статора вихревыми токами. Он имеет девять полюсов с катушками обмотки. Каждая фаза обмотки состоит из трех катушек, концы которых соединены с выпрямителем. На задней крышке 9 находятся две колодки: одна с зажимами постоянного тока, обозначенная буквами "Ш" (шунт); "В" (выпрямитель), "М" (масса), другая - с зажимом "-" (переменный ток).

    Ротор 2 набран из листов электротехнической стали в виде шестилучевой звезды и напрессован на вал, который вращается в двух шариковых подшипниках 6, передней 3 и задней 9 крышек. Катушка возбуждения 4 представляет собой втулки с обмотками из медной проволоки, напрессованными на вал. Начало каждой обмотки припаяно к втулке, а концы выведены к клемме "Ш".

    Выпрямительный блок состоит из ребристого алюминиевого корпуса, закрепленного на передней крышке генератора. В корпусе находятся три полупроводниковых диода обратной полярности, которые соединены с "массой", а три диода прямой проводимости изолированы от нее. Выводы диодов прямой и обратной полярности попарно соединены в фазы и выведены на клеммы. Положительный полюс выпрямителя выведен из диодов прямой полярности на клемму "В" а отрицательный - на "массу".

    Генераторы переменного тока Г306 и 13.3701. Генератор Г306 устанавливался на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 начиная с 1976 г., а генератор 13.3701 - на тракторах ЮМЗ-6КМ и ЮМ3-6КЛ. Генератор переменного тока Г306 состоит из статора 5 (рис. 5.3) с катушками трехфазной обмотки, ротора, передней 9 и задней 3 крышек выпрямительного блока 11 и шкива 12 с крыльчаткой.

    Ротор (индуктор) выполненный в виде шестилучевой звезды 6, установлен на валу 15 и вращается в подшипниках 14 и 18, которые в процессе работы не обслуживаются.

    Передняя крышка 9 стальная с лапами для крепления генератора и натяжения приводного ремня. В ее цилиндрической части выполнено два дренажных отверстия (для слива конденсата и воды, которая может попасть в генератор). К торцам крышки болтами 10 прикреплены катушка возбуждения 7 и выпрямительный блок 11.

    К задней крышке 3 прикреплена лапа крепления генератора и колодка 2.

    Выпрямительный блок состоит из алюминиевого корпуса и теплоотвода, а также шести полупроводниковых диодов (вентилей). В корпус запрессовано три диода обратной полярности (маркированы черной краской) и в теплоотвод запрессовано три диода прямой полярности (маркированы красной краской). Изолированный от корпуса теплоотвод присоединен к выводной клемме монтажным проводом.

    В шкиве 12 с крыльчаткой осевого вентилятора выполнено три резьбовых отверстия для облегчения его демонтажа.

    Генераторы типов Г304 и Г306 имеющие в конце маркировки различные буквенные обозначения различаются между собой в основном шкивами, что позволяет использовать их на двигателях, характеризующихся различной частотой вращения коленчатого вала.

    Генератор переменного тока 13.3701 изготовлен на базе генератора Г306 и не имеет особых отличий от него по конструкции, электрическим параметрам, габаритам и размерам. Для лучшего самовозбуждения втулка ротора изготовлена из стали 40 и закалена. В связи с применением интегрального регулятора Я112Б, конденсатора входного фильтра, дополнительного выпрямительного устройства и резистора подпитки, которые размещены в едином блоке (ВПВ13-3), несколько изменена конструкция задней крышки. Кроме того, оба конца обмотки возбуждения в этом генераторе изолированы от "массы".

    Генератор переменного тока 46.3 701 устанавливается на тракторах ЮМЗ-6КМ, ЮМЗ-6КЛ, МТЗ-100 и МТЗ-102. Генератор выполнен со встроенным регулятором напряжения, представляет собой однополюсную индукторную трехфазную машину. Он имеет помимо основного дополнительный выпрямитель (вывод "Д") с помощью которого предотвращается разряд батареи на обмотку возбуждения генератора на стоянках, а также подсоединяется реле блокировки генератора. Самовозбуждение обеспечивается постоянными магнитами.

    Ротор 7 (рис. 5.4) состоит из вала с расположенным на нем шестилучевым пакетом-звездочкой из листовой стали, втулкой - магнитопроводом 2, шкивом 12 и центробежным вентилятором 10. В специальном алюминиевом каркасе с шестью клювообразными выступами, размещены и залиты между зубцами пакетов ротора магниты.

    Статор 8 представляет собой пакет с девятью зубцами, на которых расположены катушки (по три в фазе).

    Передняя крышка 14 имеет крепежный фланец и натяжную лапу. В задней крышке 1 установлен выпрямительный блок с дополнительными диодами. Пластмассовая сетчатая крышка 3 защищает внутреннюю полость от попадания крупных посторонних предметов. В полости между крышками 1 и 3 расположен блок интегрального регулятора 5, а в крышках имеются окна для забора и выброса охлаждающегося воздуха.

    Генератор переменного тока 544.3701 устанавливается на тракторах типа МТЗ-80 и МТЗ-82. Он представляет собой открытую бесконтактную трехфазную одноименно-полюсную индукторную электрическую машину с односторонним электромагнитным возбуждением и встроенным полупроводниковым выпрямителем.

    Ротор генератора приводится во вращение ременной передачей от шкива коленчатого вала дизеля. Ротор представляет собой вал с напрессованной шестилучевой звездой, шихтованной из электротехнической стали. На выходной конец ротора насажен шкив с крыльчаткой для охлаждения блока выпрямителя и генератора.

    Вал ротора вращается в двух шарикоподшипниках закрытой конструкции с постоянной смазкой. Шарикоподшипники установлены в крышках, имеющих окна для забора и выброса охлаждающего
    воздуха. На задней крышке генератора расположены выводные клеммы "+", "Ш" и "Д". Внутри передней крышки установлена обмотка возбуждения генератора. Начало обмотки возбуждения соединено с корпусом катушки, а конец выведен проводом на клемму "Ш".

    Между передней и задней крышками расположен статор, шихтованный из листов электротехнической стали, имеющий девять зубьев с катушками трехфазной обмотки. Катушки в фазе соединены последовательно, а фазы соединены в треугольник. Концы фаз выведены к попарно соединенным диодам прямой и обратной полярности блока полупроводниковых вентилей (три диода с красной меткой выведены на клемму "+", три диода с черной меткой соединены с корпусом). Три дополнительных диода прямой полярности (красная метка) выведены на дополнительную клемму "Д", которая соединяется с реле блокировки стартера (только у тракторов с прямым стартерным пуском). Клеммы "+", "Ш" и массовый провод соединяются с одноименными клеммами реле-регулятора.

    Принцип действия перечисленных генераторов подобен (за некоторым отличием, касающимся генераторов 13.3701, 46.3701 и 544.3701) и заключается в следующем. При включении аккумуляторной батареи в цепь обмотки возбуждения генератора поступает постоянный ток (во время работы двигателя обмотка питается от генератора через регулятор напряжения), где создается магнитное поле, намагничивающее зубцы ротора и статора.

    При вращении ротора в сердечнике каждой катушки статора периодически изменяется от минимального до максимального значения магнитный поток, который индуктирует ЭДС, в результате чего в фазах статора возникает переменный электрический ток.

    Для получения постоянного тока используется выпрямительный блок, состоящий из шести вентилей: плечо с вентилями прямой полярности соединено с выводной клеммой "В" (+), а с вентилями обратной полярности - с "массой" (-).

    Упомянутые выше отличия в принципе действия генераторов 13.3701, 46.3701 и 544.3701 касаются дополнительного выпрямительного устройства на кремниевых вентилях для питания обмотки возбуждения генератора от его фазных обмоток, что применено с целью исключения разряда батареи на обмотку возбуждения генератора при включенной "массе" и неработающем двигателе. В остальном принцип действия генераторов аналогичен описанному выше.

    Работа потребителей электрической энергии и нормальный режим зарядки аккумуляторной батареи обеспечивается нужным уровнем напряжения, что достигается реле-регуляторами РРЗ62-Б, РРЗ62-Б1 или интегральным регулятором напряжения. Я112Б.

    Реле-регулятор РРЗ62-Б фактически является регулятором напряжения, т.к. функцию реле обратного тока выполняет выпрямитель, а самоограничение тока генератора обеспечено подбором количества витков обмотки (индуктивным сопротивлением статорной обмотки).

    По выполняемым функциям реле-регулятор состоит из следующих устройств: регулирования напряжения; защиты транзистора от возможных коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения; переключателя сезонной регулировки напряжения - ППР.

    Устройство для регулирования напряжения (рис. 5.5) состоит из транзистора Т, электромагнитного реле РН, полупроводниковых диодов Д1 и Дг, сопротивлений Ry, Ra, Rт и Rб.

    Устройство защиты транзистора от возможных коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения содержит реле защиты РЗ и разделительный диод др.

    Реле защиты имеет три обмотки - основную РЗо, вспомогательную РЗв, включенную "встречно" основной и удерживающую РЗу.

    Переключатель сезонной регулировки ППР предназначен для изменения регулируемого напряжения в пределах 0,8-1,2 В и состоит из дополнительной обмотки, намотанной поверх основной обмотки регулятора напряжения, и контактного устройства.

    Конец дополнительной обмотки через изоляционную колодку присоединен к контактному диску.

    Переключение осуществляется контактным винтом 5 (рис. 5.6,б) с диском, вворачиванием его до упора (положение «З» - зима) или выворачиванием до упора (положение "Л" - лето). В первом случае соединение основной обмотки с корпусом происходит через дополнительную обмотку и напряжение повышается. У реле-регуляторов РРЗ62-Б более поздних выпусков переключателем ППР вместо дополнительной обмотки подключается дополнительный резистор.

    Регулятор напряжения действует следующим образом. Когда частота вращения коленчатого вала двигателя (генератора) не велика, и напряжение генератора еще не достигло величины регулируемого значения, а электромагнитное усилие, создаваемое обмоткой регулятора РНо, недостаточно для преодоления усилия противодействующей пружины, то контакты РН разомкнуты. База "Б" транзистора через сопротивление Rб соединяется с "массой" (с "минусом") в этом случае транзистор и через обмотку возбуждения генератора будет идти ток возбуждения по цепи: клемма "В" - диод Д1- переход эмиттер-коллектор транзистора - основная обмотка РЗо реле защиты - клемма "Ш" - обмотка возбуждения генератора (ОВГ) - "масса". При достижении генератором напряжения соответствующего регулируемому, ток обмотки РНо возрастает до значения, при котором контакты РН замыкаются. База "Б" транзистора соединяется контактами РН с "плюсом", в этом случае транзистор "запирается" и ток в ОВГ будет проходить по цепи: клемма- диод Д1 - сопротивления Rу и Rд - основная обмотка РЗо реле защиты - клемма «Ш»- ОВГ - "масса".

    Включение в цепь ОВГ сопротивлений Rу и Rд приведет к снижению тока возбуждения генератора. При этом напряжение генератора уменьшается, контакты РН размыкаются, транзистор "открывается" и описанный выше процесс повторяется.

    Частота замыкания - размыкания контактов PH составляет 30-40 периодов в секунду.

    В момент замыкания контактов РН происходит резкое уменьшение тока в цепи ОВГ, поэтому в ОВГ будет индуктироваться ЭДС самоиндукции. Для предохранения транзистора от опасных перенапряжений, вызываемых током самоиндукции, в схему реле-регулятора включен диод Дг, составляющий вместе с основной обмоткой РЗо контур гашения тока самоиндукции.

    Реле защиты транзистора действует следующим образом. При замыкании в цепи обмотки возбуждения "на массу", ток, протекающий через основную (сериесную) обмотку РЗо, увеличивается. Кроме того, при коротком замыкании шунтируется вспомогательная обмотка РЗв, прохождение тока через нее прекращается, и так как она включена "встреч но" основной обмотке исчезает ее размагничивающее действие по отношению к магнитному потоку, создаваемому основной обмоткой. Это обстоятельство, наряду с повышением значения тока, проходящего через обмотку РЗо, вызывает скачкообразное увеличение электромагнитной силы реле, и контакты РЗ реле замыкаются. На базу транзистор подается через разделительный диод Др положительный потенциал, следовательно, транзистор «запирается», и ток короткого замыкания отключается. Контакты реле защиты будут замкнуты до тех ног (удерживаются в замкнутом состоянии обмоткой РЗу, получающей питание через замкнутые контакты реле защиты от клеммы «В»), пока не будет устранено короткое замыкание в цепи обмотки возбуждения или выключен выключатель "массы".

    Реле-регулятор РРЗ62-Б1 бесконтактного типа работает совместно с генератором 544.3701, который устанавливается на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82. Реле-регулятор содержит быстродействующую электронную защиту от короткого замыкания, имеет защиту от "переполюсовки" питания и защиту при обрыве "массы". Выполнен без применения контактных устройств и поэтому обладает более стабильными характеристиками, чем РРЗ62-Б.

    Технические характеристики аналогичны РРЗ62-Б.

    В отличие от реле-регулятора РРЗ62-Б в бесконтактном реле-регуляторе может регулироваться только уровень напряжения, соответствующий сезону эксплуатации трактора, что осущёствляется с помощью переключателя сезонной регулировки (ППР).

    Переключение осуществляют контактным винтом с диском, расположенным в верхней части реле-регулятора, вкручиванием винта до упора (положение "зима") или выкручиванием до упора (положение "лето").

    С целью повышения надежности работы генераторных установок, упрощения конструкции и снижения стоимости, на рассматриваемых тракторах применены генераторные установки 13.3701 и 46.370 1, которые работают с интегральными регуляторами напряжения.

    Генераторная установка 13.370 1 (рис. 5.7) с трехфазным генератором Г306 дополнительно оборудована:

    Переключателем сезонной. регулировки (ПНР), с помощью которого можно устанавливать два уровня регулируемого напряжения (13,6±0,28 В для положения «Л» и выше на 0,8-1,2 В при положении «З»);

    Дополнительным выпрямительным устройством на трех кремниевых вентилях для питания обмотки возбуждения генератора от его фазных обмоток (исключается разрядка батареи на обмотки возбуждения генератора при включенной "массе" и неработающем двигателе);

    Резистором Rп для лучшего самовозбуждения генератора.

    Эти устройства, а также регулятор Я112Б и конденсатор входного фильтра Сф (типа К50-ЗА) размещены в едином блоке БПВ13-3 на задней крышке генератора, закрытом стальной крышкой.

    Интегральный регулятор напряжения типа Я112Б имеет четыре вывода с клеммами "Б", "Д", "Ш" и "С" и вывод "-", которым служит основание регулятора, а также ориентирующий выступ, использование которого исключает неправильную установку регулятора.

    Клемму "Б" регулятора подсоединяют к выводу "+" генератора, «Д» - к выводу "Д" генератора, «Ш» - к обмотке возбуждения, а клемму "С" - к конденсатору Сф и резистору узла сезонной регулировки напряжения.

    Генераторная установка включается в схему электрооборудования выводными клеммами (плюс силового выпрямительного устройства) и (плюс дополнительного выпрямителя), а корпус (минус генератора) соединяется с корпусом ("массой") трактора. К выводной клемме "Д" подсоединяется реле блокировки РБ1 стартера.

    Стартер - это электрический двигатель с механизмом привода и включателем, используемым для пуска дизеля или пускового двигателя.

    Электрический двигатель стартера представляет собой четырехполюсную электрическую машину постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения. Вал 1, якоря 4 (рис. 5.8) вращается в трех подшипниках скольжения, запрессованных в крышках 10, 18 и среднем опорном диске 12. К коллектору 7 при помощи пружины прижимают щетки 8, установленные в щеткодержателях на крышке 10.

    На валу якоря установлен привод. Муфта привода 2 передает вращающий момент только в одном направлении: к коленвалу двигателя, обеспечивая автоматическое расцепление валов стартера в двигателя после пуска. Электромагнитное тяговое реле 13 предназначено для ввода шестерни привода в зацепление с венцом маховика двигателя и подключения стартера к аккумуляторной батарее.

    При включении стартера тяговое реле через рычаг 16 перемещает привод по винтовым шлицам вала и вводит шестерню 17 в зацепление с венцом маховика, а после этого включает электрическую цепь питания стартера. После отключения тягового реле под действием возвратной пружины 15 шестерня привода 7 выйдет из зацепления с венцом маховика, главные контакты реле разомкнутся и стартер отключится.

    Отличительными особенностями других типов стартеров, используемых на рассматриваемых тракторах (включая и стартеры для пусковых двигателей) есть габаритные размеры, масса, мощность и конструкция коллекторно-щеточного узла.

    Дополнительные электромагнитные реле стартера. Для обеспечения своевременного автоматического отключения стартера после пуска двигателя (особенно при прямом запуске дизеля стартером) в для исключения возможности включения стартера при работающем двигателе в цепь стартера включены два дополнительных реле: промежуточное РС502 в блокировочное РБ1.

    Реле РС502 представляет собой электромагнитное с нормально разомкнутыми контактами, а реле РБ1, на которое воздействует ток генератора электромагнитное реле с нормально замкнутыми контактами и выпрямительным мостом из четырех диодов марки Д226Д.

    При включении стартера посредством установки выключателя ВК316-Б в положение запуска двигателя напряжение от аккумуляторной батареи через включатель подается на обмотку реле РС502, включенную на "массу" через контакты реле РБ1. Реле РС502 срабатывает, контакты его замыкаются, и через них подается питание на тяговое реле стартера. Стартер включается и вращает коленчатый вал двигателя. С увеличением частоты вращения коленвала двигателя увеличивается напряжение, подводимое от генератора к выпрямителю реле РБ1, и соответственно выпрямленное напряжение, приложенное к обмотке указанного реле.

    При достижении генератором напряжения 9 - 10 В, что соответствует 650-750 мин -1 коленчатого вала двигателя, реле блокировки срабатывает, размыкая свои контакты при этом обесточивается реле РС502, контакты его под действием пружины размыкаются и отключают стартер. В течении всего времени работы двигателя на всем диапазоне его рабочих оборотов контакты реле блокировки разомкнуты, ввиду чего включить стартер при работающем двигателе невозможно.

    С целью сокращения времени пуска двигателя при снижении температуры окружающего воздуха на двигателях типа Д-240 применяют электрофакельные подогреватели воздуха (см. п. 2.1.6). После запуска двигателя, одновременно с автоматическим отключением стартера, отключается катушка электромагнита, клапан закрывается, и подача топлива на спираль прекращается. Спираль отключается при переводе ключа в исходное выключенное положение.

    Схемы подключения стартеров с учетом описанных выше дополнительных реле и подогревателя представлены на рис. 5.10 и 5.11.

    Обмотку тягового реле стартера пусковых двигателей подключают к аккумуляторной батарее непосредственно выключателем 9 или через дополнительное реле РС502.

    Для запуска дизелей рассматриваемых тракторов семейств ЮМЗ и МТЗ используются пусковые карбюраторные двигатели с автономной системой образования электрической искры на электродах свечи зажигания от магнето (см. п. 2.6.1). Безопасность запуска дизеля определяется наличием и исправностью блокирующих устройств.

    Блокирующие устройства запуска дизеля. Для исключения возможности запуска дизеля при включенной передаче на рассматриваемых тракторах, оборудованных системой запуска, с помощью пускового двигателя устанавливаются специальные блокирующие устройства, отключающие магнето путем замыкания на массу первичной обмотки трансформатора магнето.

    Блокирующее устройство трактора МТЗ-80Л состоит из рамки 2 (рис. 5.12), управляемой рычагом 1. валика рамки 3, электрического выключателя 4 типа ВК-403, установленного в крышке КП,

    регулировочных прокладок 5 и электропроводки соединяющей выключатель с магнето.

    Включатель ВК-403 нормально разомкнут и при установке рычага управления КП 1 в нейтральное положение рамка 2 и валик рамки 3 устанавливаются так, что шарик включателя 4 попадает в лунку, выполненную на валике. В этом случае воздействия на контакты выключателя 4 нет, и они останутся разомкнуты и запуск дизеля будет возможен. При всех других положениях рычага 1 контакты выключателя замыкаются, соединяя первичную обмотку магнето с "массой" и тем самым, препятствуют запуску двигателя. Аналогичные устройства устанавливают и на тракторах ЮМЗ.

    Блокирующее устройство запуска дизеля имеющего прямой запуск стартером прерывает электрическую связь между реле РС502 и тяговым реле стартера при отклонении положения рычага управления КП от нейтрального (пример: тракторы МТЗ- 100 и МТЗ- 102).

    Наличие и подключение остальных потребителей электрической энергии видно из схем электрооборудования (рис. 5.9, 5.13, 5.14).

    Основные данные об электрическом оборудовании тракторов приведены в табл. 34.

    У каждой модели тракторов есть специфические особенности конструкции. Ходовая и зажигание, системы запуска и введения топлива в камеру внутреннего сгорания, устройство трансмиссии – все это обуславливает специфику эксплуатации и амортизации тракторных механизмов.

    Основное электрооборудование, которое устанавливают на трактор — тракторный генератор. Генератор необходим для запуска всех электронных механизмов трактора МТЗ. Это главный источник тока, который приводит в действие систему зажигания и обеспечивает работу электрических приборов и механизмов.

    1 Общие сведения

    О неисправности генератора можно узнать по прибору на передней панели — амперметру, который измеряет величину тока и состояние батареи. В зависимости от источника тока генераторы на трактор бывают:

    Переменные источники тока достаточно простые и надежные в эксплуатации. Для их регулировки необязательно устанавливать регуляторы напряжения. Но, подзарядка аккумулятора от источника переменного тока без выпрямителя невозможна . Поэтому на трактор с кнопкой электрического запуска целесообразнее ставить устройство постоянного тока.

    • двигатель и трансмиссия;
    • силовая передача;
    • рулевое управление и ходовая часть;
    • электрическое оборудование и смазка;
    • гидравлическая, пневматическая, топливная и система охлаждения.

    1.1 Описание генератора для МТЗ

    Основные требования к генераторам на МТЗ 80, которые часть системы электрооборудования трактора:

    • простая комплектация;
    • надежная эксплуатация;
    • компактные размеры;
    • возможность сделать ремонт самостоятельно.

    Генератор от трактора МТЗ требует постоянного внимания к чистоте состояния механизмов, ремню привода и правильности крепления проводки. О контроле за исправностью генератора перед запуском двигателя сигнализирует лампочка-индикатор на приборном щитке. В разных моделях тракторов свет индикатора отличается по интенсивности.

    1.2 Характеристики и диагностика

    Трехфазный генератор МТЗ 80 (Г306-Д, Г — 306А, Г — 304А) работает на постоянном токе. Это тракторный генератор с односторонним электромагнитным возбуждением. Вращаясь, ротор переводит механическую энергию в электричество переменного тока при помощи трехфазного выпрямителя.

    Статор, ротор и катушка электромагнитного возбуждения на торце передней крышки – это три главных составляющих генератора МТЗ-80. Ротор при этом выглядит, как стальная шестиугольная звезда, прикрепленная к валу.

    Исправность работы механизмов можно проверить самому, воспользовавшись аккумулятором и лампой в 12 вольт. Естественно, перед этим полностью обесточив трактор и отсоединив все провода и клеммы от самого генератора.

    Катушка электромагнитного возбуждения – это магниты и сердечники с обмотками последовательного соединения. Проверить обмотку возбуждения просто:

    • минус закрепить на клемму «М»;
    • плюс на контрольку клеммы III.

    Исправная обмотка горит вполнакала (3-3,5 Ампера). Если стрелка показывает больше, чем 3,5 Ампера – это указывает на замыкание между корпусом и обмоткой. Если лампа не загорается –значит, у вас разрыв в обмотке. Либо она сгнила или окислилась.

    Если закоротило диоды, пробило изоляцию теплопровода от выпрямителя или плюс замкнуло на корпусе, то вопреки здравому смыслу индикатор должен загореться, если вы подключите минус к генератору и плюс к лампе индикатора на клемму В.

    Неисправности могут быть вызваны загрязнением и износом щетки коллектора. А неисправность вентилятора или проблемы с подшипниками могут привести к появлению посторонних шумов при работе включенного генератора. Ротор при ослабленной гайке крепления шкива может начать задевать статор. Проблемы в роторе могут возникнуть по двум причинам: треснул магнит или погнулся сам ротор.

    Если же допускать излишние нагрузки на генератор при включении всех электросистем, то генератор может перегреться. Чтобы этого не произошло нужно следить за состоянием реле регулятора. В его функции входит ограничивать силу поступаемого в генератор напряжения 7 вольт. Если напряжение больше или меньше, регулятор работает неправильно.

    Так или иначе, но обнаружив неисправность генератора, его нужно правильно разобрать. Все детали с проводами нужно начисто вытереть тряпкой с бензином и просушить. Все остальные детали тщательно промыть в керосине.

    Запомните: ни в коем случае нельзя подсоединять регулятор массы к клеммам В и Ш – это может привести к абсолютному сбою всей системы.

    1.3 Как заменить генератор МТЗ? (видео)


    2 Неисправности стартера

    Если неисправен стартер и слышны периодические щелчки, нужно проверить поступающее к нему напряжение. А если буксуют ролики сцепляющего механизхма (обгонной муфты), то при включенном стартере не будет вращаться коленный вал.

    Если сцепляющий механизм плохо отрегулирован с тяговым реле, то может издавать скрип или скрежет. Если тяговое реле работает нормально, а якорь не вращается – значит в реле подгорели контакты.

    Чтобы проверить стартер не снимая его с трактора нужно иметь в наличии прибор КИ1093. Если окислены контакты, неисправна или разряжена батарея – значения показателей при проверке будут занижены.

    Стоит также проверить зажимы аккумулятора на наличие белого налета окиси свинца, которая сначала уменьшает, а потом перестает проводить ток. Если стартер потребляет тока больше положенной нормы – значит либо загустела смазка в подшипниках, либо замкнуло проводку якоря или стартера. При обнаружении неисправности в стартере его нужно заменить.

    Унифицированный тракторный генератор 46.3701


    Общие сведения. Генератор 46.3701 предназначен для тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Его мощность 0,7 кВт, и выполнен он со встроенным регулятором напряжения.

    Наличие мощного источника электропитания на тракторе позволяет решить ряд задач по улучшению условий работы тракториста и повышения производительности ei о труда.

    Генератор 46.3701 имеет несколько модификаций, отличающихся размерами приводного шкива. Так, например, генератор модификации 54.3701 устанавливают взамен генератора Г306.

    На унифицированном генераторе, помимо основного выпрямителя, имеется дополнительный (вывод Д), с помощью которого предотвращается разряд батареи на обмотку возбуждения генератора при стоянках, а также подсоединяется реле блокировки стартера.

    Генератор 46.3701 обладает надежным самовозбуждением благодаря применению постоянных ма1нитов. Потеря остаточной намагниченности исключена. Обеспечено самовозбуждение с подключенной номинальной нагрузкой, что позволяет проводить сельхозработы и при отсутствии аккумуляторной батареи на тракторе.

    Уменьшение удельной металлоемкости или повышение удельной мощности в 1,75 раза получено в результате применения циркуляционного охлаждения по типу автомобильных генераторов. От попадания крупных частиц внутренняя полость генератора защищена сетчатой пластмассовой крышкой со стороны забора воздуха. Крышка легкосъемная, и ее нужно периодически (один раз в сезон) снимать для удаления скопившихся под ней частиц.

    Эффективное охлаждение подшипниковых узлов значительно повышает ресурс генератора.

    Устройство генератора показано на рисунке 1. Он представляет собой однополюсную индукторную трехфазную машину.

    Ротор состоит из вала с расположенными на нем шестилучевым пакетом-звездочкой из листовой стали, втулкой-магнитопроводом, шкивом и центробежным вентилятором. В специальном алюминиевом каркасе с шестью клювообразными выступами, размещенными между зубцами пакетов ротора, залиты магниты.

    Статор представляет собой пакет с девятью зубцами, на которых расположены катушки (по три в фазе). Крышка со стороны привода - стальная с приваренным фланцем со стороны вентилятора. На фланце имеются крепежная и натяжная лапы. В этой крышке находится втул-ка-магнитопровод с обмоткой возбуждения. В алюминиевой крышке со стороны, противоположной приводу, установлен выпрямительный блок с тремя дополнительными диодами. Пластмассовая сетчатая крышка с отверстиями под электрические выводы прикрывает торец алюминиевой крышки.

    Рис. 1. Генератор 46.3701:
    1- задняя крышка; 2 - втулка poropa; 3 - крышка регулирующего устройства; 4 - подшипник; 5 - блок; 6 - стяжной болг; 7 - ротор; 8 - статор; 9 - катушка возбуждения, 10 - вентилятор; 11 - крышка подшипника; 12 - шкив; 13 - подшипник; 14 - передняя крышка.

    В обеих крышках подшипника имеются окна для забора и выброса охлаждающего воздуха. В крышке со стороны привода установлен подшипник 6-180603, а с противоположной стороны - подшипник 6-180502. В полости между алюминиевой и пластмассовыми крышками расположен блок интегрального регулятора.

    Генератор стянут тремя болтами. В отличие от генератора 13.3701 (Г306) все электрические соединения находятся внутри. На рисунке 110 показана электрическая схема соединений генератора 46.3701, она практически не отличается от схемы генератора 13.3701.

    Установка генератора. Присоединительный размер между лапами-90 ±0,4 мм, что позволяет в случае необходимости устанавливать генератор вместо генератора 13.3701. Остальные габаритные и присоединительные размеры такие же, как у 13.3701 и Г306. Генератор 46:3701 при поставке в запчасти имеет размер между лапами 130 мм. Лапы задней крышки генератора закрепляют болтом большей длины с установкой на него гаек либо специальной разрезной втулки в отверстии задней лапы, которая может перемешаться в осевом направлении.

    На рисунке 3 показаны варианты креплений генератора на кронштейнах размером 90 и 130 мм.

    На литом кронштейне дизеля Д-245 генератор не устанавливают,

    так как боковая стенка кронштейна мешает повороту генератора при надевании ремня. Требуется либо доработка кронштейна, либо его замена на кронштейн другого размера.

    При техническом обслуживании генератора необходимо следить за надежностью всех креплений, натяжением приводного ремня, общей его исправностью и чистотой. Пыль и грязь удаляют щеткой или влажной тряпкой.

    Исправность генератора проверяют до начала работы с помощью контрольной лампы, установленной на щитке приборов. Если генератор исправен, лампа загорается при замыкании включателя «массы» перед пуском дизеля. После пуска контрольная лампа гаснет. Остановив дизель, нужно разомкнуть выключатель «массы» (контрольная лампа при этом гаснет).

    На тракторе исправность генератора проверяют только при неработающем дизеле, отъединив от всех клемм генератора провода.

    Проверку выполняют с помощью лампы напряжением 12 В и аккумуляторной батареи.

    Проверяя обмотку возбуждения, отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, ее положительный вывод-через контрольную лампу с клеммой Ш генератора. Если обмотка возбуждения исправна, то лампа горит вполнакала (сила тока 3,0…3,5 А). Полный накал лампы (сила тока более 3,5 А) указывает на короткое замыкание _между обмоткой возбуждения и корпусом генератора. Если лампа не горит, имеется обрыв в обмотке возбуждения.

    Исправность выпрямителя и обмоток статора проверяют, соблюдая следующий порядок.

    Рис. 2. Электрическая схема генератора 46.3701.

    Рис. 3. Схемы установки генератора. 54.3701:
    1 - генератор; 2 - регулировочные шайбы; 3 - болт М10 X 55; 4 - кронштейн; 5 - болт; 6 - гайка № 110.

    1. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, а ее положительный вывод -через контрольную лампу с клеммой В. В этом случае лампа не должна гореть. Если же лампа горит, это свидетельствует о следующих неисправностях выпрямителя: короткое замыкание в одном или нескольких диодах обеих полярностей; пробой изоляции между теплоотводом и корпусом выпрямителя; замыкание положительного вывода на корпус генератора.

    2. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее положительный вывод - через контрольную лампу с клеммой В генератора. При этом лампа не должна гореть. В противном случае пробит один или несколько диодов прямой полярности.

    3. Положительный вывод аккумуляторной батареи через контрольную лампу соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее отрицательный вывод -с клеммой М генератора. Лампа также не должна гореть. Если же лампа загорается, значит, пробит один или несколько диодов обратной полярности или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.

    К атегория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102