Ремонт Стены Уход

Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки. Правильное произношение – залог правильного чтения и письма

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок . Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх . Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка . Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа . Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш . Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш . Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч . Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук , он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й . Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке . Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус . Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка . Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк . Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок . Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки . Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел . Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота . Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка . Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик . Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки . Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки . Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка . Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

Янсон Грета Юрьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №181 города Ростова-на-Дону

Сертификат о публикации:

Нередко воспитателю и учителю начальных классов приходится работать с детьми, у которых имеются недостатки произношения звуков.

Причины недостатков произношения могут быть различными: одни носят функциональный характер, другие – более стойкий органический. Чтобы выявить причины нарушения, следует направить ребенка к специалистам: психоневрологу, логопеду. Их заключение поможет наметить пути устранения имеющихся недостатков произношения. В процессе коррекционных занятий ребенок научится контролировать свою речь, устную и письменную, обретет уверенность в успех.

Проводить коррекционную работу надо в контакте с семьей ребенка. Необходимо рассказать родителям о трудностях, с которыми встречаются дети при усвоении правильного произношения.

Порядок исправления недостатков произношения следующий:

Сначала ребенка учат различать звук на слух в упражнениях. Затем вместе с ним произносят этот звук в словах, предложениях, подчеркивая его в слове более четкой артикуляцией и обращая внимание ребенка на неправильность его произношения. После этого показывают правильную артикуляцию звука и учат воспринимать ее.

Показывая и рассказывая ребенку о том, в каком положении находятся органы речи при произношении отрабатываемого звука, развивают у него умение следить за положением органов речи.

Если у ребенка нарушены свистящие и шипящие звуки, то исправление начинается со свистящих звуков. Прежде всего, показывая правильную артикуляцию произношения, говорят, что при произношении звука -с- губы растянуты в улыбке, кончик языка прижимается к нижним передним зубам. Выдыхаемый воздух идет длительной струей по средней линии языка и выходит в щель между зубами.

Объяснение артикуляции проводится обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои ошибки и исправлять их.

В случаях пропуска звука -с- в речи постановку его начинают с выработки у ребенка длительной воздушной струи, идущей посередине языка. Для этого предлагают подуть на высунутый язык, следя, чтобы он не был зажат зубами. После того как ребенок усвоит, можно показать, как перевести язык в более низкую позицию за нижние зубы. Получается длительная воздушная струя, идущая посередине языка, необходимая для правильного произношения свистящих и шипящих звуков. Внимание ребенка обращается на зубы, которые видны во время дутья, и растянутые губы.

Показанную правильную артикуляцию ребенок повторяет несколько раз, в паузах контролируя свои действия. Если на следующем занятии он не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать еще раз. Усвоенные звуки нетрудно ввести в слова, предложения.
Если ребенок произносит звук -с- с высунутым языком или упираясь им в оба ряда зубов, следует приучить его при разговоре держать язык за нижними зубами, показав перед зеркалом, как некрасиво высовывается язык при речи. Предложить произносить эти звуки со сжатыми зубами в слогах, словах.

Постановка звука -з- не вызовет трудностей после закрепления звука -с- в словах, фразах, связной речи. Поставить звук -з- помогает ощупывание рукой вибрации голосовых связок в гортани. Ладонью одной руки ребенок прикасается к шее взрослого спереди, а другой рукой легко касается своей шеи. Сначала взрослый произносит звук -с-, потом плавно переходит на звук -з-. Произношение звуков повторяется 2-3 раза, после чего ребенок сам произносит их. Сравнивается качество звуков, характер вибрации связок.

Звук -ц- сложный, он состоит из двух звуков -т- и -с-, которые произносятся слитно. При этом передняя часть языка прижимается к переднему краю неба, а кончик языка упирается в нижние зубы. Струя воздуха прорывается между языком и небом.

Постановка звука -ц- возможна только после того, как звук -с- введен в речь. Ребенку предлагается произносить слитно звуки -тс-, -тс-, -тс- (сначала медленно, затем в быстром темпе) или сочетание звуков - -атс-, -атс-. Необходимо помнить, что закрепление произношения звука -ц- надо начинать с закрытых слогов (ац, оц, уц) и слов, оканчивающихся такими слогами (палец, боец).

Постановку шипящих звуков начинают тогда, когда ребенок хорошо овладеет свистящими звуками. Предварительно проверяют, умеет ли он поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, то его обучают упражнениям артикуляционной гимнастики с целью усвоения отдельных элементов движений языка.

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
1.Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая его губами, произносить слоги: пя-пя-пя. Удерживать распластанный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 и больше.
2.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук -ф-, сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.
3.Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
4.Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на край носа. Воздух при этом должен идти посередине языка.

Освоив эти положения языка, ребенок сможет удерживать широкий язык «чашечкой» за верхними зубами, что необходимо при произношении шипящих.

Звук -ж- образуется как звук -ш-, но с прибавлением голоса.

Звук -ч- сложный, но постановка его не вызывает трудностей, она осуществляется проще всего по подражанию правильной артикуляции. Ребенку показывают, что в начале произношения звука широкий кончик языка прижат к небу у верхних резцов, затем быстро отрывается, отбрасываемый сильной воздушной струей, оставляя широкую щель между небом и краем языка. Боковые стороны языка все время прижаты к верхним коренным зубам, губы вытянуты вперед.
Звук -ч- можно образовать, используя позицию при произношении звука -т-, отодвигая кончик языка от верхних резцов вглубь. Надо показать ребенку, где находится язык и насколько отодвигается он назад. Когда ребенок точно скопирует движения, выдвигать губы вперед, нажав на щеки в то время, когда он произносит звук -т-, и будет слышаться звук -ч-.

Звук -щ- часто появляется самостоятельно после того, как поставлены звуки -ш-ч-. В случае обучения его произнесению надо предложить ребенку произносить звук -ш-, несколько затягивая его при этом чуть приподнимая среднюю часть языка вверх (показать перед зеркалом), или объяснить и показать, что сначала надо произнести -ш-, а затем быстро -ч-, так чтобы получился звук -щ-.

После того как поставленные свистящие и шипящие звуки будут правильно произноситься в словах, предложениях и связных текстах, ребенка учат различать их. Это важно для предупреждения ошибок на замену и смешение букв при письме.

Звук -р- произносится дрожанием поднятого к переднему краю неба (за верхними деснами) кончика широко распластанного языка. Боковые края его плотно прижаты к коренным зубам. Под давлением сильно выдыхаемой струи воздуха кончик языка, вибрируя, ударяется о край неба. Язык должен быть гибким и упругим, кончик его свободным, а выдох сильным.

Для тренировки кончика языка используются те же артикуляционные упражнения, что и для звуков -ш-ж-. Кроме них можно предложить следующие упражнения:
1.Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
2.Открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
3.Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

При постановке звука -р- используют такой прием. Повторяя звук -ш-, добиваются того, чтобы эта артикуляция стала легкой, быстрой и свободной. Тогда просят ребенка произнести перед звуком -ш- звук -д-, повторить это сочетание несколько раз. Повторение сочетания -дш- в быстром темпе напоминает звуки -др-, но без вибрации кончика языка. Усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук -а-, мы яснее слышим сочетание -дра-. С другими гласными получаются сочетания -дро-,-дру-,-дры- и т.п. Теперь это сочетание вводится в слова, например: дрова, друг. Одновременно можно получить сочетание -тр-. Добавив к нему гласную, вводят его в слова: трава, трактор, труд. Употребляя это звукосочетание во всех словах, ребенок иногда самостоятельно добивается раскатистого произношения звука -р-. Научить произносить звук -р- с вибрацией кончика языка можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук -з- или -ж-. В это время вытянутым правым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука ребенка привыкнет и язык будет мягким, ненапряженным, он может самостоятельно вызывать эти колебания.

Правильная артикуляция звука -л- : язык передним краем прижат за верхними резцами, а средняя часть его опущена, корень поднят. Воздушная струя проходит вперед над поднятым корнем языка до прижатого к верхним зубам его кончика и, встречая преграду, выходит по обеим сторонам языка в его средней опущенной части.

Если звук -л- пропускается ребенком, удобен следующий способ его постановки. Показать, как можно прикусить широкий кончик языка, затем открыть рот, оставляя язык в прежнем положении. Когда ребенок освоит эти упражнения, предложить произносить звук -а- в то время, когда он опускает язык. Упражнение повторять 5-6 раз, крепче зажимая язык зубами и все быстрее чередуя это движение со звуком -а-, произносимым при открытии рта. При определенном быстром темпе выполнения упражнения будут слышаться слоги -ла-ла-ла. После этого нужно предложить ребенку поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к небу, произносить слоги -ла-ла-ла, затем -лы-лы-лы. Позже предлагают слова, начинающиеся со слогов -ла, -лы и др. Звуки постепенно вводятся в слова, фразы, самостоятельную речь.

Если звук -л- заменяется ребенком звуком -й-, то исправить это можно, обучив его удерживать кончик языка вверху, крепко прижав его к верхним резцам. Чтобы спинка языка была опущенной, а корень поднятым, ребенка просят просунуть кончик языка между зубами и сказать протяжно -ы-. Ребенок упражняется до тех пор, пока не усвоит необходимые движения языка. Для исправления замены звука -л- звуком -в- необходимо затормозить движение нижней губы при произношении звука -л-, а затем ставить звук так же, как при пропуске -л-. Когда правильный звук будет усвоен, надо научить ребенка различать звуки -л- и -в- по слуху.

В подборе речевого материала необходимо соблюдать последовательность в системе упражнений, переход от более простых ко все более сложным формам речи, от произношения слогов и слов к произношению предложений, связных текстов. Сначала подбирают слова, начинающиеся на звук с открытым первым слогом (рама, рука), затем – слова, в которых этот звук стоит в конце (шар, хор), и только после этого слова, в которых звук находится в середине (воробей, сорока). Исключение составляет звук -ц-. При его закреплении сначала берутся слова, заканчивающиеся этим звуком.

Для закрепления звука в устной речи могут быть использованы следующие виды работ:
1.Повторение за педагогом слогов, звуковых сочетаний, слов, предложений, связных текстов, насыщенных изучаемым звуком.
2.Самостоятельное называние слов по картинкам, придумывание слов на заданный звук, составление с ними предложений, чтение слов, предложений, небольших текстов.
3.Заучивание и проговаривание вслух пословиц, поговорок, загадок, стихотворений, включающих данный звук.
4.Пересказ прочитанного, ответы на вопросы по сложной картинке, самостоятельные рассказы из личной жизни детей.

При исправлении произношения, особенно в случае замены одних звуков другими, после постановки звуков и их автоматизации следует провести их дифференциацию, т.е. научить различать поставленный звук и его бывший заменитель в самостоятельной речи, т.к. в ней еще встречаются ошибки при произношении данного звука. Нужно научить ребенка произносить эти звуки в сравнении: р-л, с-ш, з-ж, ч-ц и т.д. Усложняя задачу, предлагают сравнение звуков в слогах: ра-ла, ро-ло, ры-лы, са-ша, за-жа и др., затем в словах: лак-рак, коса-коза, уши-ужи и т.п.

Следующий вид упражнений – различие этих звуков во фразах. Чтобы научить ребенка различать изучаемый звук в собственной речи, можно использовать такой прием: попросить отобрать картинки, изображающие предметы, в названиях которых содержится изучаемый звук, и неоднократно произнести название предметов.


Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

1-2 мес. - ребенок произносит: "а, е, о, у".
2 мес.- он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе).
3 мес. - начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th".
3-6 мес. - издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка.
7-12 мес. - из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
12 мес. - ребенок произносит гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко.
1-2 г. - дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком "и"; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
2-3 г. - правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков.
3-4 г. - звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т". Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на "ль, й".
4-5 л. - практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ". Могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".
5-6 л. - дети полностью овладевают правильным произношением.

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ТРУДНЫХ ЗВУКОВ.

1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены С - Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

2. Звук З.
Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3. Звук Ц.
Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок - сиплёнок - сыплёнок - тцыплёнок - цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

4.Звук Ш.
Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель.
В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.

8. Звук [л]
Мягкий звук л" появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л" недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л" звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л". В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.
Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский»), звук.

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
  • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Cтраница 1


Произнесение звуков в соответствии с их обозначением является первой основной трудностью при изучении иностранного языка. Это тем более верно в отношении студента-заочника. Учащийся должен научиться пользоваться органами речи иначе, чем в родном языке и точно запомнить, какому начертанию соответствует тот или иной звук. Поэтому для того чтобы научиться читать на иностранном языке, запомните буквы и их различные сочетания и усвойте, как произносятся соответствующие им звуки. Произношение отдельных звуков и их сочетаний дается в учебнике соответствующими русскими буквами, с указанием разницы произношения в немецком и русском языках; в тех случаях, когда в русском алфавите нет соответствующей буквы для данного звука, для его передачи берется условный знак. Обозначение произношения иностранного (в данном случае немецкого) слова буквами из иностранного или родного (в данном случае русского) языка, а также условными знаками, дополняющими буквы иностранного или родного языка, называется транскрипцией. Вопросам произношения (фонетике) посвящены вводный фонетический курс и фонетические упражнения к первым пяти урокам учебника.  

При произнесении звука [ о: ] язык должен быть оттянут назад, опущен и находиться в возможно более плоском положении. Губы должны строго сохранять плоский уклад, не выдвигаясь вперед. Русское [ о ] произносится с заметным выдвижением губ.  

При произнесении звука [ и: ] не следует выпячивать губы.  

При произнесении звука [ а ] кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка лежит плоско. При произнесении звука [ i ] кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута и приподнята к небу.  

При произнесении звука [ е ] кончик языка сильно упирается в нижние зубы. Рот открыт менее широко, чем для [ а. Гласный [ е ] близок к э русскому перед твердым согласным в словах этот, поэт, шест. Звук [ е ] должен сохраняться однородным от начала до конца звучания и не иметь дифтонга.  

При произнесении звука [ а ] рот широко открыт, язык лежит плоско, кончик языка упирается в нижние зубы.  

При произнесении звука [ е ] кончик языка сильно упирается в нижние зубы. Рот открыт менее широко, чем для [ а ], уголки губ слегка оттянуты. Гласный [ el близок к э русскому перед твердым согласным в словах этот, поэт, шест. Звук [ el должен сохраняться однородным от начала до конца звучания и не иметь дифтонга.  

При произнесении звука [ i ] кончик языка упирается В нижние зубы. Спинка языка приподнята к небу, мускулы языка сильно напряжены. Мягкое произношение согласных перед [ i ] не допускается. Звук [ i ] близок к русскому звуку и в словах нити, синий, но несколько выше по тембру.  

При произнесении звука [ у ] органы речи располагаются как при произнесении звука [ i ], но при этом губы округлены и выдвинуты вперед. Отверстие рта имеет форму маленького кружка.  

При произнесении звука [ ul органы речи располагаются как при произнесении звука [ у ], но при этом язык слегка оттянут назад, спинка языка приподнята к мягкому небу. Губы энергично округлены и выдвинуты вперед.  

При произнесении звука [ в ] органы речи располагаются как при произнесении [ el закрытого, но при этом губы сильно округлены, сильно вытянуты вперед и напряжены.  

При произнесении звука [ j ] органы речи располагаются как для [ i ], но спинка языка поднимается еще выше и почти касается неба. Полугласный [ j ] произносится в одном слоге с последующим или предшествующим гласным. Звук [ произносится очень энергично. Необходимо избегать его оглушения в конце слова.  

При произнесении звука [ э ] язык слегка оттянут назад и кончик языка не касается нижних зубов. Спинка языка приподнята к мягкому небу. Губы округлены и напряжены, как при произношении звука [ eel.  

При произнесении звука [ а органы речи располагаются так же, как и при произнесении [ а ], но небная занавеска опущена, благодаря чему струя воздуха проходит одновременно через полости рта и носа, и звук получает носовую окраску.