Ремонт Стены Уход

Интеллект карта окружающий мир отечественная война 1812. Характер войны, соотношение сил

Тема: "Отечественная война 1812 года

Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года;
  2. познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;
  3. сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;
  2. развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;
  2. содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории

Оборудование.

Портрет М.И.Кутузова и Б. Наполеона

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать сегодня предстоит.

II. Введение в тему. Целеполагание.

Ученик.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении?

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

Учитель . Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения?

Учитель. Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема нашего урока “Отечественная война 1812 года”.

Задачи сегодняшнего урока вы определите сами. Прочитайте заголовок 1 колонки.

(Приложение 1)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

Учитель. Что вы узнали из услышанного отрывка стихотворения?

Дети отвечают:

1. Москва отдана французам.

Учитель. Прочитайте заголовок 2-й колонки.

Что бы вы хотели узнать, исходя из темы урока?

Учащиеся:

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу? (Все причины прикрепляются на доску)

Учитель. Обратите внимание на 4-ю колонку. Скажите, чему вы будете учиться на уроке? (Дети отвечают, а учитель прикрепляет к доске заранее заготовленные “предположительные ответы учащихся”)

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

III. Работа по теме урока.

Учитель. Чтобы ответить на первый вопрос, давайте обратимся к источнику информации, к нашему учебнику. Откройте учебник на 112 странице и прочитайте 1 абзац. (Работа в группах)

Учитель. Какова же причина нападения на Россию? (3-я колонка)

(Дети отвечают. Ответ выносится на доску )Наполеон мечтал покорить весь мир .

Учитель. А сейчас давайте обратимся за помощью к историкам и узнаем, кто же такой Наполеон?

Слайд №2

Историк. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом – т.е. должностным лицом, представляющим интересы своего государства и его народа (работа с термином - вынести на доску), а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

Слайд №3

В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Слайд №4

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Учитель. Теперь вы можете ответить на второй вопрос?

2. Французской армией командовал Наполеон . (3-я колонка – на доску)

Учитель. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. С вторжения наполеоновской армии на нашу русскую землю и началась война 1812 года.

Давайте обратимся к летописцам и с их помощью узнаем, как же Наполеон начал осуществлять свои планы.

Летописец. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступала в глубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Крестьяне поджигали посевы, забирали с собой скот. Наполеоновская армия двигалась по разорённой территории. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх, но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Учитель. Удалось ли Наполеону быстро осуществить свой план? Почему? (Дети отвечают)

Слайд №5

Учитель. Война принимала затяжной характер. Все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать в глубь страны.

Ученик.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

Слайд №6

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Слайд №7

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Учитель. Но командиры не боялись “изорвать чужие мундиры”, а тщательно готовились к генеральному сражению. После взятия Смоленска, (показать на карте) наполеоновская армия продолжала продвигаться в глубь страны. И когда до Москвы оставалось 100 вёрст, (верста – русская мера длины, равная чуть больше 1 км – работа с новым термином - вынести на доску )

Ребята, а, сколько это километров? (Ответы детей)

Главнокомандующим российской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Давайте обратимся к историкам и узнаем, кто же такой М.И. Кутузов?

Слайд №8

Историк. М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века – вынести на доску) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

Слайд №9

“Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.

Слайд №10

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен

Учитель. Давайте ответим на второй вопрос – кто командовал российской армией?

Российской армией командовал М.И. Кутузов. (3-я колонка – выносится на доску )

Слайд №11

Учитель. Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком поле, у деревни Бородино в 110 км от Москвы (карта, атлас у уч-ся). Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. Две огромные армии стояли одна против другой. Здесь, 26 августа 1812 года (дату на доску), и произошло Бородинское сражение.

Слайд№12

Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так:

«Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый,

Как кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус»

Слайд №13

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Слайд№14

Летописец. Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.

Слайд№15

Учитель. Поздно ночью, на военном совете в подмосковной деревушке Филе в избе крестьянина, собрались военачальники решать, как быть дальше. Кутузов принял непростое решение: оставить Москву.

Как вы думаете, почему он принял такое решение? (Дети высказывают свои мнения, делают выводы и отвечают на вопрос)

Учитель. Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву. Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы.

“Напрасно ждал Наполеон,
Москвы коленопреклонённой...
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…”

Слайд №16

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля. (Карта). Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, пожив конец завоевательной политике Наполеона.

Учитель. Из 600 тысячной французской армии осталось только 30 тысяч солдат. Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: “Армии больше нет”.

Сделайте, пожалуйста, вывод, кто же одержал победу в Отечественной войне 1812 года?

Победу одержала Российская армия . (3-я колонка, ответ на доску)

Слайд №16

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории

В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Слайд №17

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд №18-19

1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт)

2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир)

3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812году)

4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов)

6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы)

7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско)

8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве)

9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны)

10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?(Храм Христа Спасителя)

V. Домашнее задание.

Выполните творческое индивидуальное задание. Приложение 4.

VI. Итог урока. Оценки.

Рефлексия. (Дети выбирают любое начало предложения и заканчивают его)

Сегодня на уроке: Я узнал (-а) … Я научился (-лась) …

Мне понравилось … Я бы хотел (-а) … Новые знания мне …

Вы выполнили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке?

  1. отлично
  2. хорошо
  3. удовлетворительно
  4. плохо

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение 1

(Таблица заполняется постепенно, по мере изучения материала. Так она должна выглядеть к концу урока)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и Францией.

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу?

1. Наполеон мечтал покорить весь мир.

2. Французской армией командовал Наполеон.

Российской армией командовал М.И. Кутузов

3. Победу одержала Российская армия.

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

Фрагменты этой таблицы (1, 2, 3 колонки) я заимствовала в ежемесячной методической газете для учителей начальной школы “Начальная школа” № 48 за 2004 год. Авторы Мастерской – “Уроки по родной истории” - Е. Рогалева и Т. Соловьёва.

Приложение 2

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

Нарисуй рисунок по данной теме урока.

Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Наполен Бонапарт В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остаётся в Россия, но я раздавлю её», заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Общее мнение было у народа: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Михаил Кутузов Кутузов сделался известен ещё при Екатерине II . При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Суворов в донесении Писал о нём: «Кутузов шёл у меня на левой руке, но был моею правой рукой». Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, а в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

«Видно, говорил доктор,- Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран»

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен.

Новый главнокомандующий, прибыв в армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!» Все с нетерпением ждать боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч.

Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так: «Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый, Как кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус»

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В это м ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

1 сентября 1812 года состоялся военный совет в Филях, на котором главнокомандующий российской армией М.И. Кутузов принял трудное, но волевое решение – отступить, оставив Москву врагу. Жителей заранее предупредили об отступлении и многие из них покинули город. Всем известны знаменитые слова русского полководца: «С потерей Москвы не потеряна Россия». В последствии эти слова подтвердятся…

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории. В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

Закрепление изученного. 1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт) 2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир) 3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812году) 4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов) 6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы) 7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско) 8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве) 9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны) 10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя)


Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Обсуждать, почему война 1812 года называлась отечественной, почему был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: Отечественная война, Бородинская битва,

Кутузов М.И.,

Наполеон. Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага?

Уметь работать с исторической картой.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: Отечественная война, Бородинская битва, Кутузов М.И., Наполеон.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году. Осознаем, почему война 1812 года называется Отечественной и в чём значение
этого события в истории России.

Вспомни, почему мы гордимся К. Мининым и

Д. Пожарским.

Изучение нового материала

Отечественная война 1812 года

НАШЕСТВИЕ НАПОЛЕОНА НА РОССИЮ

В Европе с конца XVIII века шли бесконечные войны. Во Франции к власти пришёл полково-дец Наполеон Бонапарт. Сражаться с его войс-ками приходилось и Суворову, и Ушакову. Напо-леон мечтал покорить весь мир. Вскоре ему подчинилось большинство стран Европы. Россия осталась один на один с грозным противником.

В июне 1812 года французская армия вторг-лась в Россию. Удар французов был так силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русские армии начали отступление.

Все, от солдат до генералов, тяжело пережи-вали неудачи первых месяцев войны. Тревога за судьбу Отечества охватила народ. В этот трудный для России час главнокомандующим войсками был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов.

Наполеон Бонапарт М. И. Кутузов

БОРОДИНСКАЯ БИТВА

Кутузов начал подготовку к решительному сра-жению. Оно произошло на широком и простор-ном поле у села Бородина, в 110 км от Москвы, 26 августа 1812 года.

В половине шестого утра на Бородинском по-ле заговорили пушки. Так началось сражение.

Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Во главе её защит-ников стоял генерал Николай Николаевич Раев-ский. В течение нескольких часов высоту об-стреливали 400 французских пушек. Всё же после ожесточённых атак враг занял высоту.

Новые атаки французов следовали одна за другой. Русские войска героически противостоя-ли врагу. Грохот артиллерии был слышен даже в Москве. Наконец с наступлением темноты шум боя начал понемногу затихать.

Из-за больших потерь Кутузов приказал войс-кам отступить к Москве. Трудный выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оста-вить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить.

Осмысление и понимание полученных знаний

С помощью текста и иллюстраций (1,2) расскажи о Бородинской битве.


2

НА ВОЙНУ С НАПОЛЕОНОМ ПОДНЯЛСЯ ВЕСЬ НАРОД

Наполеон вошёл в Москву. Его встретил опус-тевший город. Не так было в других странах Европы, когда ему с почётом подносили ключи от покорённых городов. Вскоре в Москве вспых-нули пожары. Сгорел почти весь город. Спустя месяц Наполеон оставил Москву.

И здесь наступила очередь русской армии преследовать неприятеля.

Большой урон отступающей французской ар-мии наносили партизаны — те, кто воевал на территории, занятой противником. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами, бро-шенным оружием, а также небольшие отряды русской армии. Одним из таких отрядов коман-довал Денис Васильевич Давыдов (1). Он был не только офицером, но и талантливым поэтом и писателем.

В декабре 1812 года захватчики были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа В декабре 1812 года захватчики были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа

Вторжение Наполеона принесло России неис-числимые бедствия, были разрушены города и сё-ла, погибли многие ценности. Но Россия суме-ла отстоять независимость. В конце XIX века в Москве в память избавления России от захват-чиков был возведён храм Христа Спасителя (2).

Обсудим!

Почему вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года на Красной площади в Москве был сооружён памятник Минину и Пожарскому?

Проверь себя

1. Почему война 1812 года называется Оте-чественной? 2. Какой полководец командовал русскими войсками? 3. Какое значение имела победа России в Отечественной войне 1812 го-да для мировой истории?

Вывод

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: Отечественная война.

2.С помощью Интернета подготовь рассказ- биографию одного из героев Отечественной войны 1812 года.

Почему войну 1812 года называют отечественной

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

Задание № 1. Выберите правильный ответ

Главный удар Наполеон направил на:

а) Санкт-Петербург

б) Москву

Задание № 2. Соотнесите правильно

Командование русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.

Главнокомандующий → Александр 1

Командующий 1-й армией → М. В. Барклай-де-Толли

Командующий 2-й армией → П. И. Багратион

Командующий 3-й армией → А. П. Тормасов

Задание № 3. Выберите правильный ответ

Значение Смоленского сражения состоит в том, что:

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1, 2 и 3-й армий

б) основные силы французской армии были разгромлены

в) русской армии удалось отстоять Смоленск

г) русская армия перешла в контрнаступление

Задание № 4. По карте на с.14 отметьте места сосредоточения русских армий накануне наполеоновского вторжения и действия сторон до Бородинского сражения (даты указаны по новому стилю)

Задание № 5. Выберите правильный ответ

Бородинское сражение закончилось:

а) победой русской армии

б) поражением русской армии

в) тем, что не принесло победы ни одной из сторон

г) отступлением французской армии

Задание № 6. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года:

а) Бородинское сражение

б) назначение Кутузова главнокомандующим

в) Смоленское сражение

г) переправа через Березину

д) сражение под Малоярославцем

Задание № 7. Укажите неверный ответ

Самыми известными руководителями партизанской войны были:

а) Д. И. Давыдов

б) А. С. Фигнер

в) П. И. Багратион

г) В. Кожина

Задание № 8. Выберите правильный ответ

Главная причина победы над Наполеоном:

а) всенародный, отечественный характер борьбы

б) поддержка союзных стран

в) суровая зима

г) экономическая мощь России

Задание № 9. На схеме Бородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям

Задание № 10. Подготовьте доклад на тему «Герои Отечественной войны 1812 года». Составьте развернутый план доклада

План доклада:

1) Вступление (память о войне)

2) Начало войны

3) Багратион и Барклай-де-Толли

4) Смоленск и назначение Кутузова

5) Кутузов

6) Бородино и героизм русской ормии

7) Генералы русской армии

8) Партизанская война

9) «Дубина народной войны», Курин и Кожина

10) Лихие гусары (Денисов, Фигнер, Сеславин, Дорохов)

11) Заключение

Задание № 11. В чем вы видите причины того, что, в отличии от других занятых французскими войсками европейских столиц, Москва оказалась сожженной и разграбленной?

В Европе ни одна из столиц не оставлялась населением, не прекращали работу городские службы, не было хаоса и не было такого ожесточения, проявляемого обеими сторонами

Задание № 12. Дайте определение понятий

Инфантерия — один из родов войск, пехота

Ополчение — вспомогательные военные формирования, создаваемые на время войны из гражданского населения, не состоящего на военной службе

Фураж — растительный корм, предназначенный для питания лошадей (первостепенное значение имел овес)

Флеши — полевое укрепление в форме угла, вершиной обращенное к противнику и открытое с тыла

Редут — сомкнутое квадратное или многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и бруствером, предназначенное для круговой обороны

Партизан — участник вооруженной борьбы на территории, занятой противником, действующий в составе добровольных отрядов, опирающихся на поддержку местного населения

Тема «Отечественная война 1812 года»

Цели:


  • познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года

  • учить работать с картой, с дополнительной литературой

  • развивать речь, память, мышление, внимание учащихся

  • воспитывать любовь к Родине

Оборудование:


  • мультимедийное оборудование

  • CD-диск "История Отечества. 882 -1917 год"

  • портреты героев войны 1812 года

  • иллюстрации Бородинского сражения

  • раздаточный материал с основными событиями 1812 года (для каждого учащегося).

Основные понятия: причины войны, ополчение, партизанское движение, редут, флеши.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашней работы:

Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX в.?

Каковы основные цели и направления внешней политики России в начале XIX в.?

Как развивались русско-французские отношения в начале XIX в.?

Какие противоречия существовали между Россией и Францией?

Беседа заканчивается обобщением учителя.

III.Изучение новой темы

План.

1.Причины войны.

2.Начало войны.

3.Бородинское сражение

4.Совет в Филях и оставление Москвы

5.Гибель «Великой армии».

6. Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

Ход урока.
1. Недовольство союзников с каждым годом нарастало. Наполеон обвинял Россию в нарушении континентальной блокады. Александра раздражали продолжавшиеся захваты Франции в Европе. Недовольно было русское общество, считавшее, что во франко-русском союзе России уготована второстепенная роль. Наполеон, подчинив к этому времени почти всю Европу, считал, что на пути уничтожения его главного противника - Англии, стоит Россия. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: "Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне". Война была неизбежна. Обе стороны с зимы 1812 года начали активно к ней готовиться.

Запись в тетради:

Тема урока - "Отечественная война 1812 года" (Слайд 1)
Проблемное задание:

Благодаря чему была одержана победа в отечественной войне 1812 года?

Индивидуальные задания:


  • Проследить изменение численности французских войск в ходе войны 1812 года?

2 . В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли

реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года (Слайд 2).Армия Наполеона насчитывала 450 тысяч человек, тогда как у русских на границе было всего 320 тысяч человек.

Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.

Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал

генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал

Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья,

под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев (Слайд 4).

(Рассказ учителя сопровождается показом на карте основных русских сил)

Наполеон сосредоточил против России примерно 600 тысяч человек. Ни одна из армий не могла удержать Наполеона. Это он хорошо понимал и не мог допустить, чтобы армии соединились. Но армии Багратиона и Барклая начали отступление, уклоняясь от генерального сражения, но давая отпор французам. Армии соединились в Смоленске, где 4-6августа произошло крупное сражение. (Слайд 5)

Запись в тетради:

Город сдался. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона "захватить Россию одним ударом" срывался.
-Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?

Неудачное для России начало войны связывали (с кем ?) с главнокомандующим Барклаем-де-Толли.


Барклай был отважным человеком и талантливым полководцем, но не общался с солдатами и не был любим ими. Стал вопрос о главнокомандующем.

Все чаще раздавались призывы назначить главнокомандующим М.И.Кутузова. В августе он был назначен. . Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили "Приехал Кутузов бить французов". Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов

готовился к генеральному сражению. (Слайд 6)
3. Бородинское сражение.

22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородина, в 110 км от Москвы (работа с картой), и преградили путь неприятелю.(Слайд 7)

Запись в тетради:

26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны.

Соотношение сил.(Слайд 8)

Русские войска:

132 тысячи человек.


  • 624 ствола артиллерии.

Наполеоновские войска:


  • 135 тысяч человек.
578 стволов орудий.
Длилось сражение целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления - Багратионовские флеши.
Словарная работа:

Редут - укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

Флеши - земляные укрепления.
В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.
Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.

Потери:


    Русских - 46 т. человек.

  • Французов - 58 т. человек.(Слайд 9)

Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражение на следующий день.

Какое значение имело это сражение?

(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)

В честь этих событий в 1837 году к 25-летию Отечественной войны М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Он попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.

Стихотворение читают дети

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!...

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушке на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут...

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день...

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Ну ж был денёк!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Вам не видать таких сражений,

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля,

Когда б на то не Божья воля

Не отдали б Москвы!

4. Совет в Филях и оставление Москвы
4. 1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя.

Запись в тетради:

"С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление". Это решение не одобрили многие генералы.
- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?
Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. "Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна..."

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и насе- ление. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам.Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. (Слайд 10)

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

А.С.Пушкин "Евгений Онегин".

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.


- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался?
Если исходить из целей, которые ставил Наполеон накануне войны, то для него она было окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву - сердце России - он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную компанию в течение месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем и зима, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и ненадежны ввиду действия русских партизан.

Что касается Александра, то известны его слова, сказанные накануне войны с Наполеоном: "Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России".

Кутузов сказал: "С потерей Москвы не потеряна Россия". В стране разрасталось партизанское движение.

Кто такие партизаны?

Словарная работа:

Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

Партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества. В этой войне прославились отважные партизанские офицеры -Д.В. Давыдов, Александр Никитич Сеславин, Александр Самойлович Фигнер. Большой урон врагу наносили крестьяне - партизаны из отрядов Герасима Курина, Василисы Кожиной.(Слайд 11)
5. Кутузов отступил на юго-восток по Рязанской дороге, но затем, об­манув французов, занял Калужскую дорогу, встав лагерем в с. Тарутино. Таким образом он отрезал путь врагу к тульским оружейным заводам и к черноземным, не разоренным войной губерниям.

Партизаны изматывали противника (Д. Давыдов, А. С. Фигнер).

В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирные предложения, он в октябре покинул Москву.

За три недели, проведенные в Тарутинском лагере, русская армия отдохнула, подтянула резервы, укрепила артиллерию.

За 36 дней пребывания в Москве французы потеряли 30 тысяч человек. 7 октября вражеские войска покинули столицу и медленно двинулись на юго-запад по направлению к Калуге. Кутузов преградил французам путь у Малоярославца (работа с картой)

Запись в тетради:

Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой городок, сгоревший дотла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу.

Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву. Дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.

Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тысяч воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - около 50 тысяч человек. За армией тянулось около 30 тысяч безоружных воинов.

Отступавшие французы находились в тяжелейшем положении. Их преследовали казаки и партизаны, среди которых были и крестьяне, и горожане, и дворяне. От бескормицы падали лошади.

С наступлением холодов положение стало критическим.

В районе реки Березины в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить значительную часть своих войск на другой берег, понеся, правда, огромные потери (около 30 тысяч человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно отправляется во Францию, дабы собрать новую армию. В декабре было завершено изгнание захватчиков с территории России.

Запись в тетради:

Однако для завершения разгрома врага и освобождения народов Европы от последствий наполеоновских войн был предпринят длившийся более года заграничный поход русской армии.

С событиями 1813-1814 гг. мы достаточно подробно знакомились в курсе новой истории, поэтому ту часть параграфа 4, которая посвящена Заграничному походу русской армии и Венскому конгрессу, вы прочтете дома самостоятельно.

6. Обсуждение проблемных заданий (сначала индивидуальных, потом общего).


  • Как изменилась численность французских войск в ходе войны 1812 года

  • Какие сословия российского общества участвовали в войне 1812 года?

  • Благодаря чему была одержана победа в Отечественной войне 1812 года?

IV.Закрепление.

1.Кроссворд.

Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.

1.Место, где состоялась главное сражение войны.

2.Полководец, главнокомандующий русской армии.

3.Земляные укрепления.

4.Генерал,командующий 2-й армией после Бородинской битвы

5.Место последнего сражения войны 1812 года.

6.Место соединения Русских армий.

7.Генерал,герой войны 1812 года.

8.Основатель партизанского движения.

9.Пограничная река.

10.Место командного Пункта Наполеона на Бородинском поле.

11.Место отдыха и перегруппировки русской армии.

12.Члены боевых отрядов составленных из местных жителей.

13.Командир русской батареи на Бородинском поле.

2. Тестовые задания

1.Выберите правильный ответ:

а) дата вторжения войск Наполеона на территорию России:


  1. 20 ноября 1805 г. 3)22 июня 1812 г.

  2. 12 июня 1812 г. 4) 26 августа 1812 г.

б) основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:


  1. захватить Москву, Петербург, Киев

  2. разгромить армии русских по одиночке

  3. разбить русскую армию вблизи границы

  4. не вступать в генеральное сражение

г) военное формирование, создаваемое на добровольных началах в помощь


войскам, называется:

  1. полурегулярным войском

  2. партизанами

  3. фуражирами
    4)ополчением

д) целью Заграничного похода русской армии было:


  1. окончательное изгнание врага из пределов России

  2. освобождение Европы

  3. устранение союзников Наполеона

  4. пленение и суд над Бонапартом
Установите соответствие:

а} 1 -я армия 1) П. И. Багратион

б) 2-я армия 2) А. П. Тормасов

в) 3-я армия 3) М. И. Кутузов

4) М. Б. Барклай-де-Толли

3. Укажите принцип образования ряда:

Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина

4. Выберите верные утверждения:

а)причины поражения наполеоновских войск в России:

1)всенародный характер войны со стороны России

2)освободительная война в Европе

3)полководческий талант русских главнокомандующих

4)зимние морозы

5)нежелание Наполеона отменить крепостное право в России

Б) задачи Священного союза:


  1. обеспечение мира в Европе

  2. охрана нерушимости границ европейских стран

  3. освобождение Европы от власти Наполеона

  4. подавление революционного движения противостояние Великобритани

V. Подведение итогов урока.

VI . 7Домашнее задание: параграф 4, вопросы на стр. 34, записи в тетради; выписать в тетрадь итоги Венского конгресса

1. С помощью учебника сформулируй определение. Отечественная война - это

Отечественная война - война, во время которой весь народ поднимается на защиту Отечества.

2. Соедини линиями разного цвета название битвы и имя полководца.

3. Вырежи из Приложения фрагменты картосхем и наклей их в соответствующие окошки.

4. Прочитайте отрывки из стихотворных произведений русских поэтов XIX века и напишите ответы на вопросы.

1) Какое событие описано?

Ну ж был денёк!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М.Ю. Лермонтов)

В стихотворении описана Бородинская битва

С помощью Интернета или дополнительной литературы узнайте и запишите, что такое редут, кто такие уланы и драгуны.

Редут - сомкнутое полевой укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.
Уланы - военные, вооружённые пиками, из частей лёгкой кавалерии.
Драгуны - военные предназначенные действовать как в конном, так и в пешем бою.

2) Какой момент Отечественной войны запечатлён?

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

(А.С. Пушкин)

В стихотворении описан момент взятия Москвы Наполеоном.

С помощью Интернета или дополнительной литературы узнайте, о каком обычае упоминает А. С. Пушкин. Почему Наполеон ждал ключей от Кремля? Запишите.

Раньше город, который сдавался после осады, отдавал ключи от своих ворот победителю.

3) Напишите имя человека, о котором идёт речь.

На страшном поле Бородинском,
В бою кровавом, исполинском,
Ты показал, как может росс!
На Бога веру возлагая,
Врагов все силы презирая,
Он всюду, завсегда колосс.
С своими чувствами сражаясь,
Решился ты Москву отдать;
Но, духом паче укрепясь,
Един лишь ты возмог сказать:
«Столицы царств не составляют!»
(К.Ф. Рылеев)

В стихотворении говорится о Михаиле Илларионовиче Кутузове.

5. Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

  1. М. И. Кутузов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов - одни из героев Отечественной войны 1812 года - верное утверждение .
  2. Главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение - верное утверждение .
  3. Войска неприятеля вторглись в Россию в июне 1812 года, а были изгнаны из страны в декабре 1812 года - верное утверждение .
  4. Незадолго до Бородинской битвы войска Наполеона сумели захватить Москву - неверное утверждение.
  5. Заграничные походы российской армии закончились в Париже - верное утверждение .