Ремонт Стены Уход

Деятельность 1 государственной думы. Российская Государственная Дума: история

9 июля 1906 года Николай II распустил Государственную думу Российской империи I созыва. Это была первая попытка создать в стране представительный законодательный орган. До февральской революции 1917 года Госдума созывалась еще трижды..

Торжественное открытие Государственной думы


После революции 1905 года перед Николаем II стояла задача перевести монархию из самодержавной в парламентскую. Так появилась Государственная дума. Ей отводилась роль законосовещательного органа. Первый созыв избирался на пять лет, а проработал 72 дня. За это время депутаты успели провести одну сессию. Каждый следующий созыв работал дольше.


Госдума I созыва работала меньше трех последующих


Порядок проведения выборов в каждом их четырех созывов предполагал, что голосовать могут не все жители страны: только собственники крупной недвижимости; налогоплательщики, вносившие наибольший вклад в казну; небольшой процент тех, кто мог участвовать в выборах, составляли крестьяне.

Процедура была многоступенчатой: тех, кто обладал правом голоса, разделили на курии, каждая из которых избирала выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже избирало столько депутатов, сколько полагалось от данного округа. Правительство и император отказались от идеи прямых, равных и тайных выборов, опасаясь, что в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, они приведут к победе безответственных демагогов.

Радикалы бойкотировали выборы в Госдуму I созыва

Первый созыв был менее представителен в плане политических течений. Члены левых и крайне правых партий бойкотировали выборы под предлогом, что Дума не обладает реальной властью.

Заседание Госдумы

Нижняя палата парламента была крайне оппозиционно настроена по отношению к правительству и императору. Это в итоге и привело к ее роспуску. В дальнейшем были внесены правки в избирательное законодательство, чтобы состав Госдумы подбирался более лояльный к исполнительной власти. В результате процедура выборов усложнилась, что спровоцировало рост недоверия к Думе как институту власти.

На заседаниях первого созыва поднимались крайне острые вопросы. В дальнейшем депутаты себе такого радикального поведения не позволяли. Вопросы об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой, наделении крестьян землей — за обсуждением этих тем и коротали время депутаты на заседаниях.


Со временем процедура выборов в Госдуму только усложнялась


Практически на все предложения и требования Думы правительство ответило отказом. Более того, в начале июня Совет министров, обвиняя Думу в нагнетании обстановки и нервировании населения, принял решение о ее роспуске. А через месяц последовал соответствующий указ Николая II.

Политическая карикатура, 1906


«Вместо работы строительства законодательного уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению. Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям», — говорились в манифесте о роспуске Госдумы.

Дума первого созыва, пожалуй, была наименее бюрократизированной. Со временем период рассмотрения законодательных инициатив становился дольше, а сама процедура сложнее. Появлялись многочисленные комитеты предварительного рассмотрения документов, канцелярия и прочие отделы.

— высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек .

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.

6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.

Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.

Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием "Третьеиюньского переворота".

Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года . По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.

Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

27 апреля 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории России собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.
Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные.
Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство. Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г. один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих.
Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва. Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная. Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.

I и IIДумы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок. Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек). За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Общая характеристика законотворческой деятельности Первой и Второй Государственных Дум. Причины их недолговечности.

27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Современники называли ее «Думой народных надежд на мирный путь». К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться. Дума была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. В ведении Думы были и другие вопросы, требующие законодательного закрепления: государственная роспись доходов и расходов, отчеты государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других не менее важных дел. Дума имела право направлять правительству запросы и не раз объявляла ему недоверие.

Организационное устройство Государственных дум всех четырех созывов определялось Законом «Учреждение Государственной думы», по которому устанавливали срок деятельности Думы (5 лет). Однако царь мог досрочно распустить ее специальным указом и назначить выборы и сроки созыва новой Думы.

I Государственная дума действовала всего 72 дня -- с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Было избрано 448 депутатов, из них: 153 кадета, 107 трудовиков, 63 депутата от национальных окраин, 13 октябристов, 105 беспартийных и 7 прочих. Председателем Думы был избран С.А. Муромцев (профессор, бывший проректор Московского университета, член ЦК партии кадетов, юрист по образованию). Руководящие посты заняли видные деятели партии кадетов: П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул (товарищи председателя), Д.И. Шаховский (секретарь Думы). I Государственная дума поставила вопрос об отчуждении помещичьих земель, превратилась в революционную трибуну. Она предложила программу широкой демократизации России (введение ответственности министров перед Думой, гарантия всех гражданских свобод, всеобщее бесплатное образование, отмена смертной казни и политическая амнистия). Правительство отвергло эти требования, и 9 июля Дума была распущена. В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов и от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации. 167 членов Думы предстали перед судом, который вынес приговор -- тюремное заключение на 3 месяца. Было объявлено о созыве II Думы. Председателем Совета министров стал П.А. Столыпин (1862--1911 гг.), а занимавший ранее этот пост И.Л. Горемыкин (1839--1917 гг.) был уволен в отставку.

II Государственная дума работала 103 дня -- с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Из 518 членов Думы фракцию правых составили лишь 54 члена. Кадеты потеряли почти половину мест (со 179 до 98). Численно возросли левые фракции: трудовики имели 104 места, социал-демократы -- 66. Кадеты благодаря поддержке автономистов (76 членов) и других партий сохранили руководство и во II Думе. Председателем ее был избран член ЦК партии кадетов Ф.А. Головин (он же председатель бюро земских и городских съездов, участник крупных железнодорожных концессий).

Основным вопросом оставался аграрный. Каждая фракция предложила свой проект его решения. Кроме того, во II Думе рассматривались: продовольственный вопрос, роспись бюджета на 1907 г., исполнение государственной росписи, набор новобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах, реформа местного суда. П.А. Столыпин резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора, сформулировав их позицию словами «руки вверх» и решительной фразой «не запугаете». Депутаты же при этом заметили, что Дума превращается в «департамент Министерства внутренних дел». Они указали на существующий государственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А. Столыпина лишить неприкосновенности и выдать социал-демократическую фракцию как готовящую ниспровержение государственного строя. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест и Указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, утверждением этого закона фактически производился государственный переворот, так как по «Основным государственным законам» (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой. Новый избирательный закон был реакционным. Он фактически возвращал страну к неограниченному самодержавию, сводил избирательные права широких масс населения к минимуму. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Значительно сократилось представительство национальных окраин (по Польше и Кавказу -- в 25 раз, по Сибири -- в 1,5 раза); население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Государственную думу.

Закон 3 июня 1907 года знаменовал собой поражение русской революции. Число депутатов сокращалось с 524 до 448. В последующих Думах преобладали правые. Думается, что причина недолговечности первых Дум состоит в том, что абсолютизм не хотел просто без боя сдавать позиции, он хотел по возможности повернуть развитие истории вспять и ему на какой- то момент это отчасти удалось. Начался период «третьеиюньской монархии».

государственная дума российский

23 мая 2008 года состоится тысячное пленарное заседание Госдумы. Оно начнется с поздравления парламентариев и вручения государственных наград.

В новейшей истории России первые выборы в Госдуму прошли в 1993 году. По Указу Президента РФ Бориса Ельцина был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента ‑ Федерального Собрания.

Тем же Указом на 12 декабря 1993 года были назначены выборы в Государственную Думу, нижнюю палату Федерального Собрания, и верхнюю палату парламента ‑ Совет Федерации. В стране оставалась смешанная избирательная система: кандидаты могли идти в Думу и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Именно по этой системе формировалась Госдума первого (1993), второго (1995), третьего (1999) и четвертого (2003) созывов. В Думу сроком на четыре года избирались 450 депутатов, из них 225 ‑ по одномандатным округам (один круг ‑ один депутат) и 225 ‑ по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.

Выборы в Думу пятого созыва 2 декабря 2007 года состоялись уже в соответствии с новым Федеральным законом, который предусматривает избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигались только политическими партиями. В Думу прошли те партии, которые преодолели 7‑процентный барьер. Из избирательных бюллетеней исчезла графа «против всех кандидатов». Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки.

Государственная Дума первого созыва

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном выборы не проводились (Чеченская республика).

Восемь из 13 избирательных объединений (блоков) преодолели 5‑процентный барьер: «Либерально‑демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), КПРФ (42), «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (57), «Яблоко» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).

В состав Думы вошли представители 32 национальностей. На момент избрания насчитывалось 58 женщин‑депутатов (чуть более 13 процентов от общего числа депутатов).

Две трети депутатов были в возрасте от 20 до 50 лет. Около 95 процентов депутатов ‑ специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием; свыше трети - доктора или кандидаты наук; почти каждый десятый ‑ член‑корреспондент академии наук или академик.

В Думу первого созыва было избрано 68 бывших народных депутатов.

В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной. Объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19 ‑ 21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября ‑ 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии позволили в определенной мере преодолеть противостояние, сложившееся в обществе после событий октября 1993 года.

За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. 310 принятых законов вступило в действие. Согласно мнению специалистов, дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту; структурированному по партийному признаку.

Государственная Дума второго созыва

Выборы прошли 17 декабря 1995 года. 5‑процентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом - Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.

В Думу второго созыва были избраны 46 женщин. Их представительство по сравнению с Думой первого созыва сократилось с 13 до 10 процентов.

В депутатском корпусе были представлены все возрастные категории: на момент избрания 11 депутатов были моложе 30 лет, а возраст 44 депутатов превысил 60 лет. В то же время, подавляющее большинство депутатского корпуса было в возрасте от 30 до 60 лет. Средний возраст депутатов составил 47 лет.

Самую многочисленную профессиональную группу составили 275 депутатов, имевших предыдущий опыт парламентской деятельности в органах законодательной и представительной власти всех уровней.

Депутатам второго созыва в наследство от Думы первого созыва досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу.

Государственная Дума третьего созыва

Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в Думу состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года.

Шесть избирательных объединений преодолели 5‑процентный барьер: КПРФ (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») (73), «Отечество - Вся Россия» (68), СПС ‑ 29, «Блок Жириновского» ‑ 17, «Объединение «Яблоко» ‑ 20.

Как и в предыдущих составах, абсолютное большинство депутатов Думы третьего созыва составили мужчины: в Думе первого созыва было 59 депутатов‑женщин, в Думе второго созыва ‑ 46, в Думе третьего созыва ‑ 34.

По возрастным группам депутатский корпус распределился следующим образом: в возрасте до 30 лет ‑ 13 депутатов, от 31 года до 40 лет ‑ 85 депутатов, от 41 года до 50 лет ‑ 141 депутат, от 51 года до 60 лет ‑ 153 депутата, свыше 60 лет ‑ 52 депутата. Таким образом, большинство составили депутаты в возрасте от 40 до 60 лет. В то же время около 100 депутатов ‑ люди в возрасте до 40 лет.

Среди профессиональных групп самую большую по численности, ‑ 174 депутата, ‑ составили депутаты, переизбранные на новый срок. Если же учесть всю предшествующую деятельность депутатов Госдумы третьего созыва, то из 445 депутатов свыше 300, то есть две трети состава депутатского корпуса, в свое время были депутатами законодательных и представительных органов власти разных уровней.

Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов.

Государственная Дума четвертого созыва

Выборы состоялись 7 декабря 2003 г. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов.

5‑процентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223 места), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).

Из 447 избранных депутатов 44 ‑ женщины. Девяти депутатам на момент их избрания в Думу еще не исполнилось 30 лет. В возрастной категории от 30 до 39 лет находились 72 депутата, от 40 до 49 лет ‑ 134 депутата, от 50 до 59 лет ‑ 182 депутата, от 60 и старше ‑ 50 депутатов. Средний возраст депутата Госдумы четвертого созыва составляет 49 лет.

Одной из главных отличительных черт Думы четвертого созыва является самый высокий по сравнению со всеми предыдущими созывами уровень преемственности состава ее депутатского корпуса. В 2003 году на следующий срок своих полномочий были избраны 207 депутатов Госдумы третьего созыва. Кроме того, после выборов 2003 года в Думу вернулись несколько депутатов первого и второго созывов, и общее число депутатов, уже имеющих опыт работы в ней, составило 224, то есть почти половину всего депутатского корпуса.
За четыре года работы парламентарии рассмотрели 2712 законопроектов, из них приняты 1062 федеральных закона, одобрены 25 конституционных законов.

Государственная Дума пятого созыва

По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство ‑ 315 мест в нижней палате. Коммунисты располагают 57 мандатами, ЛДПР - 40, «Справедливая Россия» - 38. Состав нижней палаты обновился примерно наполовину.

В составе Госдумы пятого созыва остались такие «старожилы», как Владимир Жириновский (ЛДПР) и Геннадий Зюганов (КПРФ). В 2007 г. были избраны в Госдуму и другие депутаты, уже более 14 лет являющиеся членами нижней палаты парламента: Руслан Гостев (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, был зампредом комитета по физкультуре, спорту и делам молодежи; член ЦК КПРФ), Виктор Илюхин (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, был зампредом комитета по безопасности; член ЦК КПРФ.), Геннадий Кулик (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, возглавлял комитет по аграрным вопросам; в 1998‑1999 годах вице‑премьер по АПК; член «Единой России»), Павел Медведев (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, был зампредом комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам; входил в руководство движения «Выбор России», блока «89», партии «Демократический выбор России», был членом фракции «Отечество ‑ Вся Россия», затем ‑ членом «Единой России»), Валентин Чикин (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, член КПРФ), Артур Чилингаров (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму; член «Единой России»), Виталий Шуба (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму; входил в состав депутатских групп «Новая региональная политика», «Регионы России»; член «Единой России»).

Среди депутатов пятого созыва немало известных в стране людей ‑ артистов, ученых, предпринимателей, врачей, учителей, юристов и общественных деятелей. А по числу спортсменов нынешняя Дума превзошла все предыдущие. В частности, депутатами Госдумы стали олимпийские чемпионы Антон Сихарулидзе, Алина Кабаева, Светлана Хоркина, Светлана Журова, Ирина Роднина и Светлана Ишмуратова.

Также впервые в состав парламента были избраны два депутата, которые будут перемещаться по зданию в колясках ‑ это председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин‑Румянцев от фракции «Справедливая Россия» и чемпион Параолимпийских игр в Турине по лыжным гонкам, генсек Параолимпийского комитета РФ единоросс Михаил Терентьев. Специально для них плотники оборудовали пандусы, облегчающие передвижение по лестницам, а также особые кресла в зале пленарных заседаний.