Ремонт Стены Уход

Быт советских людей в луанде. Жизнь в ссср: образование, культура, быт, праздники

История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.

Большевики со свойственной им склонностью к простым решениям нашли выход - они стали поселять в одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общей кухне и санузле. Так был запущен процесс создания коммуналок. В квартиру, состоящую из нескольких комнат, заселялись совершенно разные люди, часто целые семьи. Соответственно у них было по комнате и общая кухня и санузел.

Соседи по коммунальным квартирам - люди разного социального статуса, жизненных интересов и привычек - жили в одном месте, переплетались судьбами, ссорились и мирились. "Взаимоотношения между жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные: бытовые трудности озлобляли людей, - пишет в своих воспоминаниях об Одессе писатель Лев Штерн. - Если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану, трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями".

Как правило, коммуналки организовывались в доходных домах - многоэтажных зданиях царской постройки, возведенных к началу ХХ века в крупных городах. Уплотнять население этих "буржуйских" гнезд коммунисты брались сразу же, как только устанавливали контроль над городами. "Нужно произвести уплотнение жилищ, причем в виду недостатка в жилищах мы прибегнем к выселению тех элементов, пребывание которых не вызывается надобностью", - писала газета Киевский коммунист 19 февраля 1919 года, через две недели после второй попытки большевиков закрепиться в Киеве. От лица новой власти газеты сообщили читателям, что "бездельники, спекулянты, преступники, белогвардейцы и т. п. элементы, конечно, должны быть лишены квартир". Кроме того, в советских квартирах, как оказалось, не должно быть гостиных, залов и столовых. Кабинеты же большевики обещали оставить лишь тем, кому они требуются для работы - докторам, профессорам и ответственным работникам. Как правило, под новое начальство освобождали один-два этажа. Прежних жильцов и владельцев размещали в тех же зданиях, предлагая освободить отведенные для нужд правительства квадратные метра в течение 24 часов. Забрать с собой разрешалось лишь кровать и вещи первой необходимости.

Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):

Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.

Буквально через пару лет после того, как бывшие доходные дома получили новых жильцов - местечковых пролетариев, массово хлынувших после революции в крупные города, власти столкнулись с неожиданной проблемой: крепкое на вид жилье, возведенное из камня и кирпича, стало быстро приходить в негодность. Беднота, попавшая в "барские хоромы", не слишком ценила их, ведь многие новоиспеченные жильцы не просто получили жилье бесплатно, но и поначалу освобождались от внесения квартплаты. "Пролетариат" быстро прикончил канализацию, водопровод и печи. Во дворах стал скапливаться мусор, который никто не вывозил. И наступила разруха, совсем как по Булгакову.

То, что квартира коммунальная, было видно еще с порога - возле входной двери располагалось несколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз кому звонить. Во всех местах общего пользования - коридоре, кухне, ванной, туалете - также было несколько лампочек, по числу семей (никто не хотел платить за электроэнергию, использованную соседом). А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза, висевшее тут же на стене. Места общего пользования убирали по графику. Однако понятие чистоты было относительным, ведь у каждого из пользователей было о ней свое представление. Как следствие, неизменными спутниками коммуналок стал грибок и насекомые.

Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.

Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».

Сталинские квартиры 1930-1950-х

После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был "сталинский классицизм", который после войны перерос в "сталинский ампир", с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.

Основным типом советского жилья была объявлена индивидуальная комфортабельная квартира. Каменные, эклектически декорированные дома с богатыми по советским меркам квартирами (часто с комнатами для домработниц) строились на главных улицах городов. Дома эти строились с применением высококачественных материалов. Толстые стены, хорошая звукоизоляция вместе с высокими потолками и полным набором коммуникаций - живи и радуйся!

Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в "обойме", или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.

Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).

Кадры из фильма "Москва слезам не верит" , фильм вышел на экраны в 1979 году, но в нём точно, до мельчайших деталей передана атмосфера тех лет. Прежде всего, это шикарная дубовая мебель, рассчитанная служить нескольким поколениям.

Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики. В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.

Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:

Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире. Его установка была важным событием в жизни советской семьи. На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:

Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.

В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.

В этой новой квартире интерьеры ещё дохрущёвские, с высокими потолками и солидной мебелью. Обратите внимание на любовь к круглым (раздвижным) столам, которые потом почему-то станут у нас редкостью. Книжный шкаф на почётном месте - также очень типичная черта советского домашнего интерьера.

В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.

Хрущёвка

1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё "маленковки" с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику "сталинок". Сталинок на всех хватить не могло, по определению...

Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток». Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.

Новоселье

В новой квартире. Кадровый рабочий завода "Красный Октябрь" Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год

Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но большинство из нас не помнят, как выглядел настоящий среднестатистический интерьер квартиры конца 60-х - начала 70-х годов, еще до периода импортных стенок и нашей корпусной мебели. А, тем не менее, посмотреть на интерьеры этих квартир очень интересно. Вернемся на 40 лет в прошлое и посмотрим на типичную квартиру советской эпохи семьи со средним достатком. Заглянем в гостиную 60-х - 70-х годов. Итак, начнем с серванта, вошедшего в моду в 60-е и вытеснившего буфет.

Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью - открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.

Ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:

От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов - и взгляд радовали и комфорт создавали.

Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.

Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:

А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:

Барак

А сейчас давайте посмотрим как и в каких условиях проживало 80% населения СССР до начала хрущевской индустриализации строительства. И не надейтесь, это были не пафосные сталинки разных периодов, и не дома - комунны, да и старого фонда на всех не хватало, даже при учете расселения в коммунальных квартирах. Основой жилого фонда того времени был торфозасыпной барак...

Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.

Комната в одном из бараков Магнигорска

Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти "удобства", как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.

Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.

В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.

Новые квартиры 70-80-х

Дома - «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.

Дома - «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.

Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола - причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась...

Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.

Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!

Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Еще один обязательный предмет в интерьере тех лет - раздвижной полированный стол.

Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Они составляли неразделимую пару с хрусталем. Кроме эстетического значения, ковер на стене имел и практическое. Он выполнял функцию звукоизоляции стен, а так же в некоторых случаях прикрывал дефекты стены.

Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:

Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями. Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.). Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.

Кадры из фильма "Москва слезам не верит". Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.

А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме "Служебный роман" также являлся предметом зависти простых советских граждан.

Возможно через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.

Источник http://www.spletnik.ru/

В СССР не могло быть культа богатства, зато был культ вещей. Фетишизм советского гражданина вмещал в себя широкий спектр пристрастий – от броских ковров до норковых шапок.

1. Ковер
Ковер в советской квартире выполнял сразу несколько важных функций. С одной стороны, он символизировал высокий социальный статус хозяина квартиры, с другой – помогал улучшить звуко- и теплоизоляцию квартиры. Лучшими коврами считались туркменские, азербайджанские, грузинские, армянские и дагестанские.


2. Слоники
Считалось, что семь слоников «мал мала меньше», выстроившихся где-нибудь на полке серванта, приносят дому счастье и удачу. Их делали из разных материалов, но самыми популярными были керамика и мрамор. Когда слоники пропадали в руки ребенку, чаще всего дело заканчивалось приклеиванием отбитого хобота на место.


3. Люстра из богемского стекла
Сервиз из чешского стекла был почти в каждом доме, его доставали только по праздникам. Но шиком считался не чешский хрусталь на столе, а люстра из богемского стекла. Она являлась показателем высокого статуса семьи, раз в полгода ее снимали и тщательно промывали от пыли, после чего возвращали на прежнее место.


4. Холодильник «Минск»
В 1962 году Минский завод выпустил свой первый холодильник «Минск-1». По сравнению со своими пузатыми и массивными предшественниками, «Минск-1» казался стройным и высоким красавцем. К 1970-м годам Минский завод стал выпускать двухкамерные холодильники. Главным конкурентом «Минска» был холодильник «ЗИЛ».


5. Духи «Клима»
Духи в СССР не были редкостью, женщины любили хорошие ароматы и пользовались ими в повседневной жизни. Но французские духи «Climat» считались не только признаком хорошего вкуса, но и высокого благосостояния. Один флакон таких духов стоил не менее 25 рублей, что составляло примерно четвертую часть среднестатистической зарплаты.


6. Финская сантехника
Каждой советской семье хотелось иметь дома сантехнику из Финляндии. Причин у ее популярности было две. Во-первых, она была доступна отечественному потребителю. Во-вторых, у финской сантехники было одно маленькое преимущество над отечественной. Помимо качества, финская сантехника была еще и красивой.


7. Большой цветной телевизор
В наше время главное украшение стола что?<…>Телевизор!» - говорил почтальон Печкин. И был совершенно прав. В каждой правильной советской квартире должен был быть телевизор. Желательно – цветной. Желательно – два, один в гостиной, а другой, поменьше, на кухне. Если нельзя было достать импортный Sony или Philips, то лучшим вариантом был «Рубин-714», самый массовый цветной телевизор времен СССР.


8. Югославская «стенка»
Шкаф-стенка был атрибутом почти каждого семейства в СССР. Стенку умудрялись встроить даже в самую маленькую квартиру, поскольку иметь югославскую мебель в доме было очень престижно. За ней или стояли в очередях, или покупали у спекулянтов по более высокой цене. Причины популярности были вполне объективными - качество югославских «стенок» было очень высокое.


9. Пылесос «Тайфун»
Пылесосы «Тайфун» пользовались большой популярностью в Советском Союзе. Они были невероятно мощными, если в квартире включался такой аппарат, то экран телевизора покрывался помехами, а радио начинало заикаться. Если «Тайфун» что-то засасывал, то засасывал. Не удивительно, что дожившие до наших дней пылесосы все еще используют для уборки, но теперь уже строительного мусора.


10. Отдельная квартира
Получить отдельную квартиру – было большим успехом в СССР. В очередях на квартиру стояли годами, живя при этом или в тесных коммуналках, или в семейных общежитиях, или одной квартире с многочисленными родственниками.


11. Виниловый проигрыватель
Достать хороший виниловый проигрыватель в СССР было непросто. Конечно, в Союзе выпускались проигрыватели, но многие из них «запиливали» пластинки. Даже «Вега-106», польская начинка в отечественной упаковке, сильно уступала зарубежным аналогам. Поэтому раздобыть настоящий Philips было шиком и удачей.


12. Автомобиль
В СССР машина была далеко не у каждого. Наличие собственного автомобиля говорило о состоятельности человека, а марка машины позволяла определить степень его дохода. Одно дело – владелец «Запорожца» или старой «Победы», другое – нового «Жигуля». Самым престижным было владеть иномаркой, которую покупали с рук за большие деньги.


13. Ювелирные украшения
Золотые серьги и кольца, броши с драгоценными камнями и браслеты были предметом роскоши. Стоили ювелирные украшения дорого, но при этом имелись в каждом доме – на них копили, их доставали и, в итоге, передавали по наследству. Тогда же стала популярна услуга распиливания колец - это стоило гораздо дешевле, чем приобрести новое на более широкий палец.


14. Норковая шапка
В 80-е годы прошлого века в СССР пошла мода на норковые шапки. Они были безумно популярны, но были далеко не всем по карману. Одна такая шапка могла стоить почти две среднестатистические зарплаты, поэтому появились воры-шапочники. Они похищали норковые шапки и перепродавали их. В результате к шапкам стали пришивать специальные резинки, которые не позволяли сорвать головной убор и убежать.


15. Женские золотые часы
Изящные женские часы «Чайка» выпускали сравнительно небольшим тиражом, достать такие было удачей. Отдельно собирали часы с золотым браслетом вместо ремешка, и такой небольшой аксессуар автоматически становился свидетельством высокого статуса женщины. Такие украшения могли позволить себе далеко не все, стоимость золотых часов могла достигать 700 советских рублей.


«Используй все, что под рукою, и не ищи себе другое!» - негласный лозунг советского человека. А как еще можно было выжить в стране стабильного дефицита?! Когда всего на всех не хватает, потому что всех - много, а всего - мало.


В СССР было одно негласное правило: «Ничего не выбрасывать!» Поломанное можно починить, а не поддающееся починке - разобрать на запчасти, и где-нибудь оно обязательно да сгодится. Все эти «ноу-хау», применяемые в быту, напоминали негласное состязание, в котором не было проигравших. Удачными изобретениями делились с родственниками и соседями. С газетами и журналами, которые пестрели полезными советами и не единожды спасали советский народ в трудную хозяйственную минуту.


Старые зубные щетки и не думали выкидывать, из них делали двусторонние крючки. Пластмассовую рукоятку щетки держали над плитой, пока не расплавится. Затем ловко загибали буквой «S», пока она затвердевала. Полезный крючок использовали на кухне или в прихожей. С той же целью к стенке прибивали деревянную прищепку: она надежно удерживала полотенце или кухонную прихватку.

Нередко предметы женского туалета становились просто незаменимыми в домашнем хозяйстве. В старых женских колготках хранили лук. В чулок «одевали» хозяйственное мыло - так получалась самодельная мочалка для мытья посуды, она отлично пенилась. А кто не помнит, как из капроновых колгот вязали коврики?

Капроновые половички лежали перед дверями практически каждой советской квартиры, сносу им не было. Колготки разрезали по спирали, затем из этих «ниток» вязали крючком коврики. Круглые и квадратные. И не только из колготок, но и из разного трикотажа, даже из маек и футболок.


Почти в каждом доме имелся плед, сшитый из лоскутков, или вязаные подстилки на деревянные стулья. А сколько раз бабушки распускали свитерки, а потом снова из этих же ниток вязали внукам шапочки, шарфики и теплые носочки. Затем снова их распускали, когда ребенок уже вырос. Если носок дырявый, без жалости отрезали нижнюю часть, а от вязаной резинки вязали дальше другими нитками. Или шкурками удлиняли рукава или подол курточки, если та становилась мала.


В СССР стеклянная тара была чуть ли не на вес золота. Даже угощая родственников соленьями, баночки обязательно просили вернуть. В молочных пирамидках и пакетиках из-под сока хранили рассаду. На уроках труда школьников учили мастерить из кефирных пакетов кормушки для птиц или обвязывать банки из-под кофе, получались карандашницы в виде пуделей.

Не желая прощаться со старыми пластинками, которые больше трещали, чем воспроизводили музыку, из них делали цветочные горшки. Винил держали над огнем, пока он не становился достаточно мягким, затем придавали нужную форму. Из пустых спичечных коробков делали ящички для мелких деталей, шурупов, гаек, гвоздей.

Находчивый ум советского человека получил отражение и в кинематографе. Вспомнить хотя бы диалог Нади Клюевой со всезнающей подругой Сусанной из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная»: «Вот зачем ты рассказала Володе, что вымачиваешь ластик в керосине? Теперь он сам сможет это сделать. А нужно, чтоб то, что ему нравится, было только у тебя. И нигде нельзя было это ни купить, ни достать! Пусть все самое лучшее будет только у тебя! - Так за ним все девчонки бегают! - Ну и пусть бегают, женится-то он на тебе!»


Вот она, советская мудрость: знаешь, как ластик смягчить, глядишь, и личная жизнь удачно сложится!

Полезные советы даже в «умных» журналах печатали. В 80-е «Наука и жизнь» опубликовала рецепт, как приблизить по стирающим свойствам отечественный ластик «Архитектор» к кохиноровскому «слону» (лучшая импортная резинка того времени). Для этого нужно было поместить ластик на ночь в емкость с керосином. Правда, вонял он потом жутко.


Шариковые ручки, которые в советское время были в основном со сменным стержнем, могли служить всю жизнь. Чтобы паста опускалась, не оставляя следов, в стержни капали подсолнечное масло или одеколон…

Всему, что вышло из строя или отслужило свой срок, в СССР находили применение. Так, пустой тюбик от губной помады женщины превращали в игольницу. Причем помаду использовали до последней капли. В какой еще стране женщины, все как одна, носили в сумочках помаду с воткнутой спичкой?

Раньше зубы отбеливали обычным йодом, они сначала желтели, а потом, как ни странно, белели. Для этих же целей использовали зеленую шкурку грецкого ореха!

Еще с советских времен стрелки на колготках научились останавливать лаком для ногтей. Порой в дамских сумочках находили… баночку клея «БФ-6». Он останавливал «ползущие» чулки и склеивал прочнее, чем если бы их сшили. А кто впервые догадался класть колготы в морозильник для продления их жизни или штопать собственными волосами - этого мы уже никогда не узнаем.

Вот такая вот бытовуха, но это было…….


Введение

Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и построение нового социалистического быта направлено на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры.

Построение нового социалистического быта предусматривало ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

В 20-30-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».

Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п.

В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности. Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От Советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению «социалистических ценностей», трудовые коммуны, «общие котлы», общежития.

Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее. Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затем в самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении к Советской власти и группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь встала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления в жизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранения старых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.