Ремонт Стены Уход

Древняя Индия. Кратко

Древняя Индия

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух-в Месопотамии и Египте, - было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом - первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

И
сконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну - его хранителем, Шива - его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой - Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

За весь этот долгий период не сохранилось никаких письменных памятников, поэтому нельзя с точностью сказать, в какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» («ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.

Арийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати, крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми» - были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий, разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней.

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа.

Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента.

Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями. Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации - феодальной.

До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

Литература.

1.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.

2.Вестник древней истории, М., 2008, №№4, 7.

3.Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.

4.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

Доклад по истории

Древняя Индия одна из первых мировых цивилизаций, история которой началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд.

Индская, или Хараппская, цивилизация является одной из трех наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. В VII тысячелетии до нашей эры в долине Инда и Сарасвати стало развиваться производящее хозяйство. В то время известной была Мергарская культура. Люди отыскали эффективный способ получения продуктов питания, стали заниматься земледелием, охотой и скотоводством. Благодаря всему этому постепенно формировался новый культурно-исторический комплекс.


Народы, которые населяли Южную Индию, назывались дравидами. У них активно развивалось монументальное строительство, металлургия бронзы и мелкая скульптура.

Интересно узнать: в Мохенджо-Даро археологи обнаружили едва ли не первые общественные туалеты, а также систему городской канализации.

Так как письменность долины Инда до сих пор ученые не могут расшифровать, невозможно судить о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро, а также неизвестными остаются и имена правителей. Известно, что внешняя торговля играла важную роль для жителей Древней Индии.

В XVIII-XVII веках до нашей эры дравидское население начинает переселяться на юго-восток, и утрачивает былой уровень развития. Предположительно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по Хараппской цивилизации нанесло вторжение ариев, которое было описано в Ригведе ─ самом древнем источнике текстов. Культура кладбища Н является одним из потомков Индской цивилизации.


За Индской цивилизацией последовал ведический период. Большинство ученых считают, что Ведическая цивилизация существовала в период II-I тысячелетия до нашей эры, а индийские ученые считают, что Ведическая цивилизация начала свое существование в VII тысячелетии до нашей эры.

Где бы ни находилась прародина индоевропейцев - в Азии или в Восточной Европе, предполагают, что индоиранцы отделились от них раньше всех других отдельных народов. После этого они явно еще долго жили вместе с древними иранцами в Иране, где и была выработана общая индоиранская культура. Об этой связи говорит не только сходство языка, но и общность религиозных и культурных представлений.

Невозможно сказать, что же заставило индоариев отделиться от своих сородичей иранцев и уйти в Индию. Неизвестно и время, когда это произошло. В любом случае индоарии ушли из Ирана раньше, чем создали свой древнейший литературный памятник - Ригведу. Обычно его создание относят к 1500-2000 годам до нашей эры. В то время индоарии жили в северо-западной Индии и именно в Пенджабе, потому что в Ригведе в основном только встречаются названия рек Пенджаба. В эту эпоху индусы называли себя «ариями», что означало «благородный». История Индии почти до эпохи буддизма есть история постепенного завоевания полуострова Индостан пришельцами-ариями и вытеснения неарийских туземцев.


Уже тогда индусы были земледельческим народом, они обрабатывали землю плугом, который запрягался волами. Большую роль играло скотоводство, разводили коров, овец, коз, лошадей, ослов, собак.

Интересно узнать: у индусов корова была предметом культа, в гимнах постоянно звучали молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравнивались с быками, заря и дождевые облака - с коровами.

Из ремесел были известны плотничное, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Городов как таковых не было, жили в деревнях, которые иногда укреплялись. Весь народ делился на народцы, которые делились на племена, а последние - на деревни или общины. Во главе народца стоял царь или вождь, во главе племени - старшина, а во главе рода или общины - староста.

Ведийские индусы отличались своей воинственностью, причем они воевали не только с врагами, но иногда и друг с другом. Бой шел на колесницах, всадников не было. На колеснице находились сам боец и его возница. Использовали и пеший рукопашный бой. Вооружение состояло из панциря, который покрывал плечи и верхнюю часть туловища, шлема, лука, на руке стрелки носили особый ремень, который защищал их от удара спущенной тетивы. Острия стрел были отравлены.


Так как письменности еще не было, гимны передавались из поколения в поколение изустно. Большой любовью пользовалась музыка, которой сопровождались молитвы богам, самым высшим и чистейшим из которых является Варуна. Он царствует над всей жизнью и светом. Остальные боги подчинены Варуне, их можно разделить на три группы: боги видимых небесных световых явлений, боги воздушного пространства, ветры и т.д., боги, пребывающие на земле.

Примерно около 1200 года до нашей эры индусы начинают переселяться из Пенджаба дальше на восток и занимают верхнее течение Ганга и Ямуны и рек Сарасвати и Дршадвати. Появляются большие города и столицы знаменитых династий. Возникают касты, значение и власть жрецов усиливаются. Возникает учение о переселении душ. В эту эпоху Индия уже осуществляет торговлю с другими странами. Центром всей религиозной жизни становится жертвоприношение. Брахманы (жрецы) объявляют сами себя богами, образуя особый класс богов.

В Яджурведе образуются такие сословия:

  1. брахманы-жрецы;
  2. раджанья (царские) или кшатрия (господствующие, благородные);
  3. вайшья (крестьяне);
  4. шудра (не арийское или смешанное население).

Интересно узнать: выделяются четыре стадии личной жизни - ашрамы, из них брахман должен пройти все четыре, кшатрия - три, вайшья - две. Каждый мальчик в возрасте от 7 до 12 лет (брахман на 8-10-ом, кшатрия на 11-м, вайшья на 12-м) отдается учителю-брахману для обучения Ведам. Эта стадия называется брахмачанин (ученик). Следующие: грхастха (домохозяин), в которой изучивший Веды может жениться и обзавестись своим домом; ванапрастха, когда воспитавший своих детей уходит в лес и делается «лесным отшельником»; самньясин - «отрекшийся от мира».

С V века до нашей эры начинается буддийский период истории Древней Индии. Именно в это время жил Будда - существо, достигшее просветления. В культурном плане в это время основным событием становится распространение железных орудий труда. Интенсивно развивается торговля и рыночные отношения. Образуются многотысячные города, усиливается царская власть, увеличивается количество рабской силы. Магадха становится сильнейшим государством Северной Индии, а ее столица Паталипутра - крупнейшим и богатейшим городом. Особого могущества Магадха достигает в IV веке до нашей эры, когда у власти находилась династия Нандов. Именно эта династия объединила вод своей властью весь бассейн Ганга.

Вскоре Пенджаб и долина Инда объединились под властью Чандрагупты из рода Маурьев. В конце IV века до нашей эры он завоевал Камбоджу, Гандхару и смежные области Восточного Ирана. Его преемниками были Биндураса и Ашока. За всю историю Древней Индии Ашока был наиболее могущественным правителем. Он истребил всех своих братьев и развязал опустошительные войны на юге, присоединив почти весь Декан. Однако позже тиранизм Ашоки сменился политикой «распространения добра» внутри империи, где буддизм сыграл главную роль. Уже к концу III века до нашей эры держава Маурьев начала быстро распадаться. Окончательно эта династия была свергнута в Магадхе в 180 году до нашей эры.

В 3 тыс. до н.э в долине Инда складывается так называемая Хараппская цивилизация - названная так по современному названию населенного пункта на левом берегу р. Рви в Пенджабе, где когда-то располагался один из самых больших городов этой цивилизации.

Второй известный большой город этой цивилизации - Махенджо-Даро - находится на правом берегу Инда приблизительно в 400 км. от его устья. В Калибангане вблизи границы Индии с Пакистаном в устье древней Сарасвати (сейчас почти пересохшей) найден еще один город, относящийся к это цивилизации. Известно также большое количество более мелких городов и поселений. В целом хараппская цивилизация занимала огромную даже по современным меркам территорию - протяженностью около 1500 км с севера на юг.

Мохенджо-Даро и Хараппа возникли предположительно в средине 3 тыс. до н.э. и существовали, по крайней мере, и во 2-м тыс. до н.э. Очевидно, что уже тогда эти города поддерживали связь с цивилизациями Двуречья. Хараппская цивилилизация была, скорее всего, теократической, т.е.управлялась жрецами.
Оба города были построены по сходному плану - цитадель с зубчатыми стенами и общественными зданиями внутри, вокруг которой располагался город, занимавший площадь более квадратного километра. Совершенно прямые улицы разделяли город на кварталы. Строительным материалом для построек обычно служил обожженный кирпич чрезвычайно высокого качества.
Дома высотой в 2 этажа тоже строились по одному плану - вокруг прямоугольного двора анфилада комнат. Вход в дом обычно был не с улицы, а с переулка; все окна выходили во внутренний двор.
В домах имелись комнаты для омовений - своеобразные "ванны" с системой водосточных труб, выходящими в городскую канализацию. Трубы городской канализации проходили под улицами и перекрывались специальными кирпичными плитами.
В Мохенджо-Даро открыт один из древнейших в мире бассейн для купания размером около 11 Х 7 м.
В Хараппе севернее цитадели обнаружено большое зернохранилище размером 45 Х 60 м. Как показывают исследования, основными зерновыми культурами Хараппской цивилизации были пшеница и ячмень. Уже были приручены буйволы, козы, овцы, свиньи, ослы, и различные домашные .

К удивлению археологов, ни одно из сооружений в Махенджо-Даро и Хараппи не удалось идентифицировать как .
Уже существовала письменность, скорее всего пиктографического характера, насчитывающая около 270 знаков. Многие из этих знаков отображены на найденных при раскопках печатях. К сожалению, не смотря на все попытки, письменность Харапской цивилизации расшифровать пока не удалось.
Около 1500 г. до н.э происходит мощное землетрясение, уничтожившее множество городов Хараппской цивилизации, а всед за этим в долину Инда вторгаюся завоеватели с запада, которые окончательно уничтожили эту культуру. До сих пор нет установившегося мнения, были ли это уже арийские , или более ранние завоеватели.

АРИИ

Существуют многочисленные теории происхожения ариев. Попытавшись обобщить наиболее обоснованные из них, можна сказать, что около 2000 г.до н.э где-то на территории современной Украины жили варварские племена: довольно высокие, светлокожие люди. Они едва ли не первыми в мире приручили лошадей и впрягли их в легкие быстроходные повозки со спицами. Племена эти занимались главным образом скотоводством и немного земледелием.
В начале 2 тыс. до н.э из-за какой-то причины(перенаселенность? ?) эти племена приходят в движение и впоследствии заселяют громадные территории от Ирландии на западе до Индии на востоке. Они покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку.
Проникновение ариев не было единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским или ведическим. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры - поэтические эпосы " " и "Рамаяна". (Впрочем, существуют мнения, что эти древние эпосы созданы намного более раньше - около 6000 тыс. лет до н.э, т.е когда арии еще жили на своей прародине).
Арии не создали городской цивилизации, хозяйственной основой их существования было пастушество и земледелие, очень важное место в хозяйстве занимал скот. также имела в жизни ариев исключительно большое значение, но использовалась главным образом для военных целей.
Именно в ведическую эпоху складываются основные сословия (). , которая была основной единицей арийского общества - строго патриархальной, - моногамным и нерасторжимым. Многочисленные находки при раскопках игральных костей свидетельствовали об увлечении ариев азартными играми. Любили также и хмельные напитки (сому и суру).
Материальная культура ариев достигла высокого развития. Они владели искусством обработки бронзы, изготоваливали из нее оружие и орудия труда (следует отметить, что древние медные копи найдены еще на предполагаемой прародине ариев).

ПОЗДНЕВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Между вторжением ариев в долину Инда и Эпохой Будды прошло около 5-и веков. За это время арии продвигались дальше на восток вниз по Гангу, их культура приспосабливалась и изменялась к местным условиям. Именно на востоке возникают новые царства, сыгравшие позже значительную роль в индийской истории. Многие исследователи полагают,что "Махабхарата" И "Рамаяна" отражают события, происшедшие именно в этот период. Однако, здесь еще слишком много загадок - и окончательно утверждать или датировать что-либо пока нельзя.

ЭПОХА БУДДЫ. МАГАДХО-МАУРИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

В эпоху, которую впоследствии стали называть эпохой Будды, центр индийской цивилизации продвигается на восток. Здесь возникают и достигаю расцвета четыре царства: Кошала, Магадха, Ватса и Аванти, затмившие древнюю страну Куру в Пенджабе как экономически, так и политически. В средине 1 тыс. до н.э одному из них - Магадхи - удается создать по сути первую индийскую империю, владения которой включали весь бассейн и почти всю Северную Индию, за исключением Раджастхана, Синда и Пенджаба.
Около 326 г. Александр Македонский, после покорения персидской империи Ахеменидов и похода в Бактрию, преодолевает Гиндукуш и вторгается в Индию. Войска Александра переправляются через Инд и входят в Пенджаб. Александр разбивает войска пенджабского царя Пора и начинает наступление вглубь страны, однако под угрозой мятежа в своих войсках вынужден повернуть назад.
После смерти Александра одному из военачальников Александра Селевк Никатор в 305 г. до н.э вновь вторгается в Индию, однако, по-видимому, терпит поражение от императора Магадхо-Маурийсукого государства Чандрагуты.

Примерно в 269 г. до н.э. имератором становиться Ашока - впоследствии, один из величайших правителей Индии. Согласно буддийским источникам, Ашока незаконно захватил трон, убил всех возможных соперников и начал правление как тиран, однако через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно инным человеком и стал проводить новую политику. Он отказался от обычной территориальной экспансии, была существенно смягчена внутренняя . Он запретил жертвоприношение животных, даже заменил традиционные забавы индийских царей - охоту - на паломничесвто к буддийским святыням.
Согласно благодаря сыну(брату?) Ашоки - Махендра (Махинда) произошло обращение Шри Ланки в .
Император Ашока умер около 232 г. до н.э, по-видимому, уже утративший к этому времени власть. Наследники Ашоки еще около 50 лет правили Индией.

ЭПОХА НАШЕСТВИЙ

В 183 г. до н.э. власть в результате дворцового переворота захватил Пушьямитра Шунга, один из военачальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуистской . Происходит постепенная "эррозия" Маурийского царства - от него отходят и становитятся независимыми многие княжества.
В это время на северо-западных границах Индии в результате распада империи Селевкидов образуются независимые эллинистические государства Бактрия и Парфия. Бактрийские греки начинают экспансию в серверо-западную Индию. Они захватывают большую часть долины Инда и Пенджаб и совершают набеги далеко в долину Ганга. Впоследствии это греческое государство на северо-западе Индии распадается на крошечные греко-бактрийские царства.
Во 2-м в. до н.э орды кочевников из Центральной Азии (известные из китайских источников под именем юэчжей) двинулись на запад, тесня скифов. Скифы под давлением с севера напали на Бактрию и захватили ее, а впоследствии, теснимые теми же кочевниками, разгромили Парфию и греческие царства северо-западной Индии. Власть скифов(саков, шаков) распостранилась до самой Матхуры. Самый ранний из известных нам царь скифов, правивший в Индиии, - Мауэс(80 г. до н.э.?).

В 1 в. н.э Кунджулы Кадзива из племени юэчжей кушан сосредоточил в своих руках власть над Бактрией,а а затем ему удется захватить и северо-западную Индию. Одному из его последователей - Канишке, удается сконцетрировать в своих руках власть над значительной частью Центральной Азии и северо-западной Индии (вплоть до ). При Канишке начинается проникновения буддизма в Центральную Азию и на Дальний Восток.
Приемники Канишки правили северо-западной Индией вплоть до середины 3 в., когда царь Васудэва был разбит Шапуром I, представителем новой иранской династии Сасанидов. Северо- попадает под иранское влияние.
В 1 в. до н.э - 4 в. н.э на Деканском полуострове возникают несколько новых царств ( , царство Сатаваханов) просуществавших несколько сотен лет.
На юге Индии в Тамилнаде в это период существует несколько тамильских государств. Хорошие мореплаватели, тамилы вторгаюся на о. Ланку и на некотрое время захватывают его северную часть. Тамилы имели тесные торговые отношения с Египтом и Римской империей.

ЭПОХА ГУПТОВ

В 320 г. н.э. в истории Индии появляется Чандра Гупта, потомки которого в значительной мере восстановили могущество Маурийской империи.
При его приемнике Самудрагупте (около 335-376 гг.) в Индии опять создается великая империя, простирающаяся от Ассама до границ Пенджаба. Шакам(потомкам скифов), правившими северо-западной Индией удается поколебать Гупскую империю, однако в 338 г. Чандра Гупта II окончательно побеждает шаков.
В конце правления Кумарагупты I (415-454 гг.) северо-западная Индия опять подвергается нашествию северных кочевников, известных из византийских источников под именем гуннов.
Его сыну Сканлагупте(около 455-467 гг.) удалось восстановить империю.
В конце 5 в. гунны опять двинулись на Индию и, начиная с 500 г., Западная Индия находилась в руках гуннских царей. В 530 г. Нарасинхгупта изгоняте гуннов, однако к 550 г. империя Гуптов прекращает существование.
Воследствии Харша (606-647 гг.) из боковой ветви династии Гуптов восстанавливает контроль над значительной частью империи от Гуджарата до Бенгалии.
После смерти Харши начинается великая смута. - непрекращающееся чередование распрей между местными династиями. В 812 г. арабы захватили Синд.
В 986 г. эмир из г. Ганзы в Афганистане Сабуктигин предпринял первый набег на северо-западную Индию. С 997 г. уже его сын Махмуд начал совершать систематические походы на богатые индийские царства.
Союз индийских царей, организованный для отпора Махмуду, был разбит в 1001 под Пешаваром. К 1027 г. Махмуд присоединил к своему государству все северо-западные области и Пенджаб вместе с арабским государством Синда.

ЭПОХА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия Махмуда в Афганистане была вытеснена новой династией, один из ее представителей, известный под именем Мухаммада Гури продолжил завоевание индуистских государств. Его военначальник Кутб уд-дин Айбак занял Дели, другой полководец Мухаммад ибн-Бахтияр двинулся вниз по Гангу и опустошил , затем, почти не встречая сопротивления, занял Бенгалию. Начиная с начало 13 в. и до 18 в. в северной Индии господствовали мусульманские завоеватели. В 1206 г. Мухаммад ибн-Бахтияр был убит и первым султаном Дели стал его полководец Кутб-уд-Дин, раб-вольноотпущеник. Именно Кутб-ун-Дин положил начало Делийскому султанату(1206-1526). За время существования Делийского султаната сменилось несколько династий: Гуламов(1206-1290), Хильджи, (1290-1320), Тугхлака (1320-1413), Сайидов(1414-1451), Лоди (1451-1526). Во время правления Мухаммеда Туглака удалось завоевать практическу всю Индию, за исключением Юга и Кашмира.
В 1398 г. на делийский султанат обрушилось нашествие Тимура, правителя Самарканда. Султанат начал распадаться на отдельные части, к концу 16 в. в него входили только Дели с ближайшими окрестностями.
В 15-16 вв. в Южной Индии существовали индуистская Виджаянагарская империя и мусульманская империя бахманидов.
В 1498 г. у берегов Индии впервые появляются португальцы и начинают закрепляться на ее западном побережье.
В начале 16 в. на обломках Делийского султаната начинает складываться новая могущественная империя, основателем которой стал выходец из Центральной Азии Бабур. В 1526 г. он вторгся в Индию. В битве при Панипате он разномил войска Ибрагима Лоди и занял делийский престол. Так было основано государство Великих Моголов.
Первоначально имерия Великих Моголов ограничивалась междуречьем Ганга и Джамны, но уже при внуке Бабура Акбаре(1556-1505) была завоевана вся Северная и и Афганистан.
Во времена правления сына Акбара Джахангира(1605-1627) в Индию прибыл первый английский посол.
Внук Акбара Шахджахан (правил 1628-1658) перенес столицу из Дели в Агру.
Последний из великих Моголов, сын Шахджахана Аурангзеб (1658-1707) взошел на трон, заточив отца в Красном форте г. . После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов распалась.

ПРИХОД ЕВРОПЕЙЦЕВ

Васко-да Гама, первый европеец, москки путем добравшийся в Индию, высадился в районе современного города в 1498 г.
В 1600 г. была основан английская Ост-индийская компания. Первый ее корабль прибыл в Индию в 1608 г.
В 1613 г. компания по указу императора Джахангира получает право на торговлю.
В 1640 г. Компанией на Восточном побережье Индии в районе современного горда Мадраса заложен форт Святого Геогрия.
В 1668 г. на Западном побережье Индии за 10 фунтов Компания приобретает остров пересмотрела свою политику в отношении Индии. В 1858 г. Ост-Индийская компания была ликвидирована, а Индия стала владение(колонией) Британской империи.
Колониальное господство Британии продолжалось вплоть до 1947 г. Сопротивление британскому господству существовало всегда, а начиная с 20-х годов оно получает подлинный размах. В 1947 г. Британия вынуждена была принять решение о предоставлении Индии независимости. Согласно этому закону, на месте Британской Индии создаются два доминионы - Индия и Пакистан. В состав Пакистана вошли преимущественно мусульманские западные и восточне районы Индии. Позже (в 1971 г.) восточные районы отделились от Пакистана и здесь было провозглашено государство .

НЕЗАВИСИМАЯ ИНДИЯ

­Краткая история Индии

В глобальном масштабе территория современной Индии существовала и была заселена еще в межледниковый период, но свидетельств этого факта почти не сохранилось. В 3-м тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась Хараппская (Индская) цивилизация. Сразу после этого появилась Ведийская цивилизация - источник индуизма и многих других культурных аспектов страны.

С VI века до н.э. стали появляться независимые княжества и республики. Примерно в 2500 - 1500 гг. до н.э. земли современной Индии были завоеваны индо-арийскими племенами. В IV-II вв. до н.э. сформировалось первое государство, ставшее великой империей Маурьев. Наивысшего расцвета эта империя достигла при императоре Ашоке - человеке, распространившем буддизм и значительно расширившем территорию и население страны.

С годами влияние буддизма угасло, а в I веке н.э. индуизм вновь получил развитие. Из-за частых набегов со стороны Центральной Азии, государство было поделено на несколько царств, в том числе и Индо-греческое, Индо-парфянское, Индо-скифское. «Золотым веком» Индии считается период с III по VI вв. н.э., когда к власти пришла династия Гуптов. Именно в этот период были выработаны каноны национальной архитектуры, искусства, литературы.

Примерно с VIII века начались исламские вторжения, север страны постепенно был завоеван тюрками. После падения империи Маурьев появлялись новые, но недолговечные империи. С IX по XIII век была империя Чола со столицей в Танджавуре, с XIII по XVI век существовал Делийский султанат со столицей в Дели, а с XVI по XVIII век была Империя Великих Моголов.

Несмотря ни на что, туземные королевства все же не исчезли из Индии. Так, например, на юге страны сохранилась империя Виджаянагара. А после упадка империи монголов, на смену пришла Маратхская империя со столицей в Райгаде. Это государство было образовано на территории современного штата Махараштра в 1674 году.

Начиная с XVI века на разрозненные королевства стали покушаться некоторые европейские государства. Будучи заинтересованными в торговле на полуострове, британцы, французы, португальцы, датчане и голландцы мечтали установить свои колонии. В этом деле британцы оказались самыми удачливыми, и уже к середине XIX века большая часть страны оказалась под их контролем.

В этот период в Индии началось строительство первой железной дороги, появились чайные и хлопковые плантации, стали добывать уголь и железную руду. Начало XX века было ознаменовано затяжными мятежами и восстаниями за независимость. Одним из лидеров и идеологов этого движения был Махатма Ганди. В 1947 году Индия все же получила независимость от Британии, но была поделена на два отдельных государства - Индию и Пакистан.

Археологические свидетельства позволяют отнести древнейший период истории Индии к VII тыс. до н. э., когда в долинах рек Инд и Сарасвати появляются первые общины неолитических земледельцев и скотоводов.

В III тыс. до н. э. дравидские аборигены создали свою первую цивилизацию, которая в наше время получила название Хараппской (Индской), по крупнейшему поселению, раскопанному в начале ХХ в. на территории современного пакистанского Пенджаба. Несмотря на высочайший для того времени уровень развития материальной культуры (монументальное строительство, металлургия, международная торговля), к XVIII-XVII века до н. э. Хараппская цивилизация пришла в явный упадок. Главные города (Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхал) были заброшены, а население массово переселилось на юг и восток субконтинента.

Индия фото - Мохенджо-Даро (реконструкция) Индия фото - письменность Хараппы

Ведический период истории Индии

Падение Хараппской цивилизации ускорило вторжение в регион кочевых племен ариев, которые находились ниже по уровню материальной культуры, но были весьма воинственны и без труда покорили Северную Индию. С вторжением ариев в истории Индии начался ведический период, названный так по системе священных гимнов - Вед, составлявших основу духовной культуры захватчиков и заложивших основу современного индуизма. Язык ариев (родственный языку иранцев и древних славян) со временем дал жизнь санскриту - языку классической индийской культуры, из которого появился современный государственный язык Индии - хинди.

К VI веку до н. э. арийские кочевники окончательно перешли на оседлый образ жизни, образовав на покоренных территориях 16 мелких царств - Махаджанападов, наиболее могущественным из которых стала Магадха. В этот же период с разницей в 36 лет появились на свет Сиддхартха Гаутама (Будда) и Вардхамана (Махавир), ставшие основателями 2-х крупнейших религиозных учений Востока - буддизма и джайнизма. К концу VI в. до н. э. часть земель на Северо-Западе Индии вошла в состав империи иранских царей из империи Ахеменидов.

Древнее время

В 327-325 гг до н. э. Александр Македонский совершил завоевательный поход в Северо-Западную Индию и присоединил часть территорий к своей разрастающейся империи. На волне борьбы с греческими захватчиками в 317 до н.э. Чандрагупта из рода Маурьев возглавил освободительное восстание племен Пенджаба и изгнал остатки греко-македонских войск из их индийских сатрапий.

В 321 до н.э. Чандрагупта основал первую в истории Индии империю Маурья , в которую вошли земли долин Инда и Ганга, а позже захваченные территории государствах Камбоджа, Гандхара и часть земель в Восточном Иране. При императоре Ашоке, захватившем в 268 г до н. э. власть и наследников Чандрагупты, государство Маурьев достигло вершины своего могущества, став одним из крупнейших в Азии. Ашока проводил уникальную политику религиозной терпимости. Особым его покровительством пользовалась буддистская община, что вызвало недовольство его ближайшего окружения и отстранение его от власти.

Приемникам Ашоки не удалось удержать империю от распада, и в 180 г. до н. э. последний из Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим новую династию Шунгов.

Индия фото - войны Кушан (реконструкция) Индия фото - искусство Гуптов

В середине II в. до н. э. начинается период вторжения в Северную Индию войск из Греко-бактрийского царства (территория современного Афганистана), ранее отколовшегося от эллинистического государства Селевкидов. После похода 180 г. до н. э. правитель греко-бактрийцев Деметрий смог вырвать значительную часть территорий из слабеющих рук Шунгов и основать там Индо-греческое царство. Официальный религией Индо-греческого царства стал буддизм. В I веке до н. э. в результате вторжения в Северную Индию различных кочевых племен там поочередно возникли Индо-скифское и Индо-парфянское царсва.

Начиная со II в. до н. э., в соседней с Индией Бактрии к власти приходят кушанские племена, правители которых начинают постепенное завоевание индийских земель. В 68 г. н.э. царь Куджула Кадфиз основывает Кушанскую империю , которая вскоре захватывает значительные территории в Северной и Восточной Индии. Зенита своего могущества Кушанская империя достигла при царе Канишке, расширившем ее границы до земель Центральной Индии. При Канишке Кушанское государство встало в один ряд с крупнейшими империями древнего мира - Римской, Китайской и Парфянской. В III веке империя Кушанов распалась под воздействием внутренних противоречий и внешним натиском войск персидского царства Сасанидов.

Последней могучей державой в древней истории Индии стала империя Гуптов , основанная царем Шри-Гуптой в 240 г. н.э.. При царе Чандрагупте II Викрамадитье, который начал править в 320 г. н. э., государство Гуптов достигает своего наивысшего могущества. Это время, названное «золотым веком Гуптов», стало периодом невиданного расцвета индийской культуры и науки. В IV веке империя Гуптов была сокрушена вторжением кочевников из племени гуннов-эфталнтов, которые создали на ее обломков несколько мелких княжеств.

Средние века в Индии

Средневековая история Индии началась со вторжения в середине VIII в. н.э. мусульманских завоевателей тюркского происхождения из Средней Азии. На захваченных землях Северной и Центральной Индии мусульмане основали могущественный Делийский султанат, который существовал с X по XII века н.э..


Индия фото - Бабур ведет войско в бой

Новая мощная волна завоевателей хлынула на земли Индии также из Средней Азии. Потомок легендарного монгольского полководца Тамерлана Бабур занял сначала Кабул, а оттуда в 1518-1524 совершил ряд успешных набегов на Индию. В 1526 г. Бабур наголову разгромил войска Делийского султаната, а год спустя победил объединенное войско раджпутов, создав на завоеванных землях государство, позже вошедшее в историю под именем империи Великих Моголов . Завоевания Бабура продолжили его великие приемники - Акбар и Джахан, которые расширили и укрепили власть Великих Моголов над большей территорией Индии.

Колониальный период истории Индии

Начиная с XVI века, в Индии начинают активно действовать торговые представители Португалии, Нидерландов, Франции и Великобритании, заинтересованных в установлении контроля над торговлей с Европой. Это соперничество в итоге выигрывает Британская империя, создавшая в 1600 г. могущественную Ост-Индскую компанию. Компания надежно закрепилась в Бенгалии и вскоре вытеснила конкурентов с территории Индии.

С середины XVIII в. в империи Великих Моголов начинаются процессы распада. Наследники Великих Моголов ведут опустошительные междоусобные войны, а наместники провинций начинают отделять от единого государства крупные области. К этим обстоятельствам добавилась военная агрессия со стороны соседней Персии и южноиндийского государства Маратхов.

Англичане умело воспользовались внутренними противоречиями индийских государств. К 1856 году они низложили последнего Великого Могола Бахадур-шаха и установили практически полный контроль Британской Ост-Индской компании над Индостаном.

Индия фото - казнь восставших сипаев Индия фото - Мохатма Ганди

В 1857-59 гг. по стране прокатилось восстание сипаев (наемных солдат, набранных из индусов) - первая попытка народно-освободительной войны жителей Индии против английских колонизаторов. Восстание было жестоко подавлено, но послужило причиной ликвидации Ост-Индской компании и введения прямого королевского правления в Индии.

Первая половина ХХ в. стала временем начала национально-освободительного движения в Индии. Деятельность партии Индийский национальный конгресс и Махатмы Ганди привела к тому, что Индия смогла получить независимость от Великобритании ненасильственным путем 15 августа 1947 года. Уходя, коварные англичане разделили «жемчужину Британской империи» на 2 государства - Индию и Пакистан, населенные преимущественно индусами и мусульманами. Это сразу же привело к кровавым столкновениям на религиозно-этнической почве, которые продолжались весь остаток ХХ в..

Современный период истории Индии

Современная история Индии началась 26 января 1950 г. с принятия новой конституции и установления республиканского правления. Став независимой Индия приняла курс на становление демократического государства и экономических реформ.

История Индии в качестве независимого государства была омрачена четырьмя пакистано-индийскими войнами (1947-49, 1965, 1971, 1999), в ходе которых большая часть спорного Кашмира осталась за Индией, а от Пакистана отделилось независимое государство Бангладеш. В 1962 г. имел место вооруженный пограничный конфликт Индии и Китая из-за спорных территорий между Тибетом и Кашмиром. В 1974 г. Индия произвела первое испытание ядерного оружия, присоединившись к сильнейшим державам на планете.

Индия фото - мирный договор в войне с Пакистаном Индия фото - парад в честь Дня Независимости

История Индии в XXI в. характеризуется бурным ростом экономики, к чему привели успешные реформы 1991-1996 гг.. Сегодня Индия входит в группу так называемых стран БРИКС (куда помимо нее входят Бразилия, Россия, Китай и ЮАР), где ее специализацией являются интеллектуальные ресурсы. Хотя такие проблемы, как неконтролируемый рост численности населения, загрязнение окружающей среды, межрелигиозные распри и угроза терроризма тормозят развитие страны, Индия неуклонно стремится занять достойное место в числе ведущих мировых держав.