Ремонт Стены Уход

Пространственное мышление упражнения на развитие у взрослых. Пространственное мышление

Знаете ли вы людей, которые очень легко и быстро ориентируются в незнакомом месте, не используя карту? Завидовали ли тем, кто умеет хорошо рисовать? Изучали ли с воодушевлением и восторгом жизнь и работы Леонардо да Винчи? Все эти черты свойственны тем, кто обладает развитым визуально-пространственным мышлением.

Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и творческих задач. Не последнюю роль в развитии пространственного мышления играют гены, но, тем не менее, его можно развить и при помощи практики и упражнений.

1 Играйте в шахматы

Думать на несколько шагов вперед – именно этому учат шахматы. Для этого вы должны визуально перебирать различные комбинации, не перемещая физически ни одной фигуры.Для того чтобы удерживать в голове несколько комбинаций одновременно, нужно долго практиковаться. Но это также один из лучших способов тренировки пространственного мышления. Впрочем, подойдет любая стратегическая игра. Например, «Цивилизация» на компьютере или настольная.

2 Используйте дворец памяти

Многие утверждают, что пространство и память связаны по существу, и дворцы памяти, безусловно, «убивают двух зайцев»:

  • Позволяют развить память (что критически полезно для пространственного мышления).
  • Улучшают пространственное мышление.

Прием также известен как метод римской комнаты или метод локусов.

3 Запустите дрона

Управлять летающим объектом в пространстве с помощью нескольких джойстиков сложнее, чем кажется. Направление, в котором летит беспилотный летательный аппарат, постоянно меняется, заставляя вас одновременно им управлять и отслеживать положение дрона, чтобы правильно ориентировать его. Это тест на вращение предмета в реальном времени.

4 Разгадывайте головоломки

Попробуйте собрать кубик Рубика или поиграйте в многочисленные игры-головоломки, которые сейчас доступны и в виде приложений для телефона. Собрать пазл – тоже хороший вариант.

5 Делайте наброски

Попробуйте нарисовать трехмерный объект с разных ракурсов и перспектив. Если тяжело, просто рисуйте, что в голову взбредет. Чем больше тренируетесь, тем лучше становитесь – здесь настойчивость является самой верной стратегией.

6 Исследуйте физический мир

Исследование реального мира научит вас визуализировать пространство и расстояние наилучшим образом. Будьте осознанны. Оценивайте расстояние, которое проходите, сопоставляйте с реальными показателями. Обращайте внимание на дороги, мосты, горы, постройки – все, что вас окружает. Это улучшит память и внимательность, поможет избавиться от информационной перегрузки и прокачает пространственное мышление.

7 Научитесь мысленно вращать предметы

Мысленное вращение – это способность мысленно представлять и поворачивать 2D и 3D объекты в пространстве быстро и точно, в то время как функции объекта остаются неизменными.

Пройдитесь по квартире или офису, найдите один объект, который будете мысленно вращать. В идеале его нужно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Запомните каждую мелочь. А теперь закройте глаза и мысленно вращайте его. Добейтесь того, чтобы объект не терял объема, не уменьшался, не увеличивался и не искривлялся. Теперь представьте, как на него падает солнце или капли дождя. «Разбейте» его на маленькие кусочки, а затем «соберите».

К примеру, выгляньте из окна и внимательно осмотрите один из автомобилей. Запомните его. Теперь закройте глаза и представьте следующее:

  • Как этот автомобиль стоит у дерева в лесу.
  • Как он едет по дороге.
  • Как он будет выглядеть, если перевернется.
  • Представьте его на берегу моря.
  • А теперь «утопите» в море. Прошел один год. Как он будет выглядеть под водой со всех ракурсов? Что с ним сделают обитатели моря?
  • Представьте его в темноте с мигающими фарами.
  • Как он обгоняет другой автомобиль.
  • Как он выглядит без колес.
  • Представьте, как он медленно удаляется.
  • Представьте десять таких же автомобилей, стоящих в ряд.
  • А теперь – те же автомобили, стоящие друг на друге.

Не спешите. Выделите на это упражнение достаточно времени. Чем больше деталей и подробностей, тем лучше.

8 Играйте в видеоигры

Разумеется, не во все. Однако вы сможете найти несколько хороших популярных видеоигр, которыми увлекаются многие люди. К примеру:

  • Minecaft
  • Цивилизация (Civilization)
  • Starcraft

Отлично подойдут и игры для мобильных телефонов:

  • Monument Valley
  • Har-mo-ny
  • Thomas was alone

9 Играйте в настольные игры

Безусловно, лучше всего обучаться, если делать это при помощи игры. Если же говорить про настольные, то здесь еще есть возможность подключить своих друзей или родственников. Всем от этого будет огромная польза. Преимущества настольных игр в том, что они повышают концентрацию, улучшают память, заставляют мыслить стратегически, а также позволяют проводить десятки образных операций в голове. Причем делается это не бесцельно, а для того, чтобы победить соперников. То есть уровень мотивации повышается в несколько раз, причем без дополнительных усилий.

Настольные игры выгодно отличаются от видеоигр еще и тем, что позволяют проводить физические манипуляциями с предметами. Вы можете взять кубик в руки, перемещать фигурки, соединять объекты и ощущать карты в своих руках. Когнитивные психологи считают, что когда к визуальному образу добавляется еще и физический, пространственное мышление развивается быстрее.

Мышление, которое обеспечивает создание образов пространства, и оперирование ими в процессе решения разнообразных задач, есть пространственное мышление.

Пространственное мышление является локальным образованием. Его формирование осуществляется в системе общего психологического развития по мере овладения человеком предметным миром, в процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих, и закономерных связях.

В ходе онтогенеза пространственное мышление проходит ряд закономерных этапов своего становления вначале оно вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов. Пространственное мышление является дальним образованием (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддьянов), однако основу его сопоставляет зрительная система. Поскольку пространственное мышление формируется главным образом на наглядном материале, то многие исследователи относят его к разновидности " визуального" мышления (Р. Арнхейм, А. Родван, Д. Хебб и др.) Основной оперативной единицей пространственного мышления является образ, в котором представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоотношение составляющих его элементов, расположение их на плоскости, в пространстве относительно любой заданной точки отсчёта. Этим пространственное мышление отличается от других форм образного мышления, где выделение пространственной характеристики не является центральным моментом.

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятные) операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Являясь разновидностью образного мышления, пространственное мышление сохраняет все его основные черты, и тем самым отличается от словесно-дискурсивных форм мышления. Это различие мы видим, прежде всего, в том, что пространственное мышление оперирует образами. В процессе этого оперирования происходит их воссоздание, перестройка, видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются и исходным материалом, и основной оперативной единицей, и результатом мыслительного процесса. Это не означает, конечно, что при этом не используются словесные знания. Но, в отличии от словесно-дискуссивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средства интерпретации уже выполненных в образах преобразований.

Как отмечается в ряде исследований (Л.Л. Гуровой, Д.Н. Завалишиной, В.Н. Пушкина и др.), в образном мышлении само движение мысли поиски, и нахождение решения осуществляются в виде чередования образов, их преобразования, получения новых, при чём всё это осуществляется нередко симультанно, как бы свёрнуто, не сопровождается развёрнутыми словесными рассуждениями.

Пространственные образы финансируют более изменчивые, динамичные пространственные соотношения, в которых воспроизводится зависимость формы, величины от способа её получения, преобразования.

Будучи более тесно и непосредственно связанным с отражением реальной действительности, образ даёт знание не об изолированных сторонах (свойств) этой действительности, а представляет собою целостную мысленную картину конкретного участка действительности, где воспроизводятся не отдельные признаки и свойства объектов, а обязательно их пространственная размещённость.

Для создания образа, как мысленной картины существенным моментом является выбор исходной точки отсчёта, что также отличает образ от понятия (словесного знания). Итак, пространственное мышление, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, выполняет специфическую функцию в познании и обучении. Оно позволяет вычленять из реальных объектов, теоретических (графических) моделей пространственные свойства и отношения, делать их объектом анализа и преобразования. Основной оперативной единицей пространственного мышления являются пространственные образы, в которых отражаются не все свойства, признаки предметного мира, а лишь пространственные свойства и отношения. Пространственное мышление, в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы.

Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно, и вместе с тем достаточно формализовано, выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности. Отличительной особенностью, труда в условиях современного производства, является опосредованный характер управления автоматически действующими техническими объектами и процессами, на основе сигнализирующих устройств, различных не только по своему производственному содержанию, но и тем требованиям, которые они предъявляют к пространственному мышлению.

С этой точки зрения все применяемые в настоящее время в технике сигнализирующие устройства различают на воспроизводящие реальные свойства объектов и обозначающие их с помощью специальной системы символов и знаков. Технологические исследования показывают, что в этих условиях скорость, надёжность приёма и переработки зрительной информации об управляемых объектах зависит, главным образом, от умения создавать адекватные зрительные образы, свободно переходить от одной знаковой системы к другой, "перекодировать" поступающую информацию с учётом динамики сигналов-кодов, не допуская рассогласования между восприятием непосредственно поступающей на пульт управления звуковой информации и образами конкретных производственных объектов. Вся эта деятельность протекает в уме, без зрительной опоры на реально действующие механизмы и процессы, что требует хорошо развитого пространственного мышления. В последнее время, при конструировании технических систем, особое значение придаётся разработке специальной разновидности сигналов-символов, отображающих различные признаки управляемого объекта в виде целостной пространственной структуры - пространственного кодирования. Аналогичные тенденции наблюдаются и в инженерной графике, где усиливается роль схематизации, формализации изображений, замены наглядных изображений условными обозначениями с целью придания им более универсального значения позволяющего тем самым отображать большое количество реальных объектов, отличающихся разнообразием свойств и функций. Во многих отраслях научного знания (биология, химия, физика, математика и др.) также широко используются обобщенные графические средства, моделирующие свойства и соотношения изучаемыхобъектов.

Пространственное мышление представляет собой вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

Ориентация в пространстве - это не просто умение найти дорогу в малознакомой местности, и не только безошибочное определение того, где «право», а где «лево».

Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.

Для того чтобы развить в себе данную способность, существуют несложные упражнения. Рассмотрим подробнее способы направленного на работу с пространственными объектами.

  1. Подумайте о том, какие фигуры получаются при пересечении двух отрезков? При каком условии при пересечении двух отрезков получится один?

Вы можете попробовать решить эту задачу мысленно, или для начала нарисовать данные отрезки на бумаге. Но старайтесь избегать рисования, так как оно упрощает задачу.

  1. Какие фигуры можно получить, если наложить друг на друга треугольник и отрезок?
  2. Какие фигуры получаются при наложении друг на друга двух треугольников?

Это достаточно простые задачи. Они могут быть использованы не только для взрослых, но и при обучении детей с целью развития такого качества, как пространственное мышление.

Более сложные задания связаны с представлением плоскости в Вы сами можете придумывать задания для себя и своего ребенка, используя более или менее сложные условия.

Кроме описанных упражнений, развитие пространственного мышления у детей включает игры с конструкторами, составление объемных пазлов и многое другое.

Развитие этой характеристики обязательно должно включать формирование правильных понятий о местонахождения предмета. Ребенок должен учиться называть словами место вещи по отношению к другим. Например, на вопрос, где находится игрушка, малыш 4 лет должен уметь ответить, что она, допустим, под кроватью или на стуле. Таким образом, очень важно сочетание чувственного опыта с развитием понятийного аппарата.

Во взрослой жизни, когда понятия уже сформированы, важным фактором будет умение воспроизводить мысленно различные предметы в пространстве относительно друг друга. Например, войдя в незнакомую комнату, внимательно осмотрите обстановку, а выйдя из нее, попробуйте зарисовать расположение предметов в ней как можно точнее.

Пространственное мышление помогает нам решать в уме сложные задачи. Например, если вам нужно определить, каким образом будет выглядеть новый шкаф в комнате, вам придется мысленно «вписать» его в интерьер, учитывая не только его размер и форму, но и цвет, а также расположение других предметов.

Пространственное мышление тесно связано с памятью. Например, способность запомнить, а затем мысленно воспроизвести расположение гостей за праздничным столом характеризует не только умение ориентироваться в пространстве, но и навык запоминания деталей.

Упражнения на развитие пространственного мышления очень полезны в любом возрасте. Поначалу многие люди испытывают затруднения при их выполнении, но со временем обретают способность решать все более сложные задачи. Такие упражнения обеспечивают нормальное функционирование головного мозга, позволяют избежать многих заболеваний, вызванных недостаточным уровнем работы нейронов коры полушарий.

– это левое полушарие.

А у человека их два. Для успешного обучения они должны работать в тандеме. В мыслительной деятельности правое полушарие представляет пространственное мышление.

Полезно развить у дошкольника к школе представления о пространстве, воображение. Например, без развитого воображения вообще невозможно быть успешным ни в какой деятельности.

Пространственное мышление ребёнка

В интернете много хороших советов. Мы предлагаем материал, применяемый нами на практике и показавший удовлетворительные результаты в развитии необходимых качеств. Следует учесть, что самый лучший способ развития дошкольника – игра.

Что доступно всем родителям:

  1. Продуктивная детская деятельность: лепка, рисование, конструирование. Начинать лучше с лепки, так как получаем объёмные фигурки (трёхмерное пространство). Слепили и пробуем нарисовать (переход от объёма к плоскости). Или наоборот, есть картинка, попробуйте слепить нарисованный предмет. С конструированием – аналогично.
  2. Поделки из бумаги: объёмные (конструирование)
  3. Игры: шахматы (особенно) шашки, китайская игра «танграм», «Колумбово яйцо» и т. п.
  4. Рисование планов комнаты, квартиры (или дома), окружающей местности вместе с малышом. Или нарисуйте планы сами, а он пусть соотнесёт план и реальность. Полезно устраивать игры типа квестов: дети любят искать клады, ориентируясь по схемам.
  5. Отгадывание загадок . Опишите предмет, а малыш найдёт его по признакам. Развивающий момент: дошколёнку придётся выстраивать образ в уме.
  6. Куда-то направляясь, спросите у малыша, как лучше туда добраться.

Задачи и упражнения на пространственное мышление

Какие задания можно найти в том числе и на нашем сайте? Подобные занятия в принципе можно начинать с 4,5 лет, но все дети разные. Если не пошло, упростите. И упрощённый вариант не пошёл – откажитесь на некоторое время. Потом сможете предложить опять.

  1. Копирование орнаментов . Рекомендуемые нами узоры подойдут для 6-7 лет.
  2. Зеркальное дорисовывание предмета (дорисовать вторую половину точно также).
  3. Вырезание симметричных фигур (возможно уже со средней группы).
  4. Диктанты по клеточкам . Их можно выполнять по-разному: графические диктанты (простые и сложные), рисование по клеточкам .
  5. Словесные диктанты.
  6. Соединяя точки по последовательности цифр, получить рисунок объекта.
  7. Зеркально перерисовывать любые нарисованные вещи, буквы.
  8. Рисовать по заданию взрослого: нарисуй в левом верхнем углу листочка домик, в правом верхнем – солнышко, левом нижнем – флажок, правом нижнем кораблик. С этого задания мы начинаем.
  9. Всем известные лабиринты. Для малышей просто найти путь мишке к бочке мёда. Ребятам постарше 6-7 лет лабиринты проходить с условием. Например, проходя лабиринт не отрывать карандаша от бумаги от начала и до конца.
  10. Рамки-вкладыши (тоже разные).
  11. Описывать положение предмета, используя предлоги (кошка сидит на крыше, спрыгнет с крыши, спрячется под крыльцо и т. п.)

Игры для 5-7 лет

Для детей постарше 5-7 лет задания можно усложнить.

Точки в клетках

У психологов есть простой тест на выявление двигательного темпа шести-семилеток. На листе в клетку он выполняется построчно. Надо проставлять точки в каждой клетке строчки в максимально возможном темпе. Этот тест легко превращается в развивающее задание. Дополним простое проставление точек условиями:

  1. В первой строчке точки проставляются слева направо, во второй наоборот, в третьей снова слева направо и т. д.
  2. Точки можно проставлять чередуя сверху вниз и снизу вверх
  3. А можно как-то наискосок или как придумаете.

После такого упражнения дети прекрасно запоминают ещё до школы расположение в строчку и в столбик, упрощая себе школьную жизнь.

Расставь игрушки

Предложите детям набор мелких игрушек. Поставьте какую-нибудь игрушку на стол. Вы говорите, а они расставляют относительно её другие игрушки: слона дальше, кошку слева, свинью ближе и так далее.

Разложи фигуры

Приготовьте несколько геометрических фигур (усложнение: разных по цвету и размеру). Пусть малыш по вашей инструкции их располагает. Аналогично предыдущему заданию. Только там объемные фигуры, а здесь плоские.

Разведчик

В этом упражнении тренируется ещё и память.

Инструкция. Посмотри внимательно на всю комнату. Запомни. Отвернись. Отвечай на вопросы: что стоит справа от дивана, какого цвета стол под телевизором, что стоит справа (слева) от кресла, сколько диванных подушек на диване, сколько на кресле, какого цвета диван и т. д.

Рисунок на спине

Рисуйте пальцем на спине малыша простые геометрические фигуры, буквы, цифры. Его задача понять, что нарисовано.

Волшебный мешочек

Играем с ясельной группы. В мешочек из ткани сложите мелкие фигурки животных, других игрушек. Задача дошкольника узнать предмет на ощупь.

Муха

Тоже известное упражнение. Разные варианты есть в интернете. Есть поле 9*9 клеток (для дошкольников 7*7 или 5*5). Игра в два этапа.

1 этап. Муха (игрушка или пуговица) садится в левый верхний угол и двигается по клеткам. Взрослый диктует: две клетки вниз, одна направо. Играющий передвигает муху согласно инструкции. И так далее.

2 этап. Движения мухи дошкольник производит в уме и сразу передвигает её в нужную клетку. усложнение: все действия, и саму муху, и поле игрок держит в уме. Положение мухи он говорит взрослому, и то отмечает его на игровом поле, а в итоге оно сравнивается с заготовкой. Когда игра освоена, можно играть 2-3 игрокам с ведущим.

Пространственное мышление и 1 класс

Чем поможет пространственное мышление ученику в школе?

  1. Он будет быстро ориентироваться в помещении и на местности, что придаст ему уверенности в себе.
  2. Будет легко запоминать местонахождение своих вещей. Не будет их терять.
  3. Сумеет быстро концентрироваться и легко запоминать информацию.

Это минимум, обеспечивающий успешность обучения на самом первом его этапе.

Эта методика позволяет развить пространственное мышление, научиться манипулировать пространственными структурами, представлять их взаимное расположение, различать возможные комбинации от невозможных. Полезные навыки пространственного мышления закрепляются вместе с правилами формальной логики.

Методика является частью общего подхода, определяемого как "обучение умению думать". "Умение думать" - очень емкое понятие, в которое, в том числе, входят разные типы мышления.

Пространственное мышление (spatial reasoning) – что это, вообще говоря, такое? Ну, как бы понятно, речь о том, как человек ориентируется в пространстве, да? И по принципу Митрофанушки: мне географию знать не надо, извозчик довезет, - многие даже бравируют, мол, это не для меня, я не ориентируюсь, за меня это делает GPS.

Да только на самом деле все сложнее. «Ориентация в пространстве» - это не такой туристский прикол, и не умение найти дорогу в незнакомом городе. Это даже не суворовское «сено-солома», право-лево, понимание смысла предлогов «на», «за» или «от». Тут мы имеем дело с формированием у малышей первичных, базовых пространственных представлений и понятий, но МЫШЛЕНИЕ – это то, что строится дальше, НА таких понятиях и представлениях.

Пространственное мышление – это такой ВИД МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, необходимый для решения огромного количества задач из тех, что ставит перед нами наша цивилизация. Все виды деятельности, требующие манипуляций с пространственными структурами – настоящими или воображаемыми, - все виды деятельности, где необходимо анализировать пространственные свойства и отношения, трансформировать исходные структуры и создавать новые, - все это делается при помощи ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.

А если конкретно, то: большая часть инженерно-технических специальностей, архитекторы и дизайнеры, модельеры и стилисты, летчики и моряки, и тьма тьмущая других профессий на том стоит. ВСЕ, кто создает пространственные объекты, меняет пространственные объекты, действует внутри пространственных объектов, - все они обязаны владеть этим инструментом.

Ну вот, а у меня есть методика, которая умеет это делать. В смысле, это развивать. Когда-то очень давно я придумала ее – точнее, не всю ее целиком, а только самую сложную ее часть, - для курса повышения квалификации иностранных вертолетных механиков.

Методика осталась с тех пор, и бывала вполне полезна мне в самых разных других ситуациях. Самый большой был для меня сюрприз, когда ко мне прибежала старшая дочь – студентка университета – перед экзаменом по нейроанатомии. «Мама! – попросила она, - Помнишь, ты меня учила крутить это все вот... ну, в пространстве? ... Пожалуйста, пожалуйста!!! Дай мне еще каких-нибудь задачек... с объемами.... Тренироваться! А то я с ума схожу с этим расположением частей мозга в пространстве, если бы ты видела, какие там задания!!!»

Так что врачам это все тоже нужно, как видите. :) Пришлось придумывать «с объемами». Это уже настолько сложный уровень, что я с лету сама не уверена в своих решениях, так что задачки мы с дочкой задавали друг другу на равных:). Но тут у нас о таких высотах речь не идет, а начнем мы с довольно-таки ранней стадии: это момент знакомства ребенка с первичными геометрическими понятиями: точка, отрезок, треугольник, квадрат .

Еще нужно знать понятие ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. Я не знаю, проходят ли это сейчас в начальной школе, мы когда-то учили определение: пересечением двух фигур называется множество точек, принадлежащих обеим фигурам . Но, может быть, сейчас это дается как-то без использования терминологии теории множеств. Спросите детей, они наверняка знают.

Что тут важно: уйти от бытового смысла слова «пересечение».

На рисунке 1 – случай, который является в иллюстрацией к бытовому смыслу слова «пересечение». Пересечением двух отрезков тут является точка: у этих двух отрезков ОДНА ОБЩАЯ ТОЧКА. Я ее чуть в стороне желтым нарисовала.

А на рисунках 2 и 3 – другие случаи, когда два отрезка имеют общие точки. Это тоже случаи ПЕРЕСЕЧЕНИЯ отрезков, хотя они и не выглядят так с бытовой точки зрения. На рисунке 2 пересечением двух отрезков является третий отрезок. А на рисунке 3 и вовсе пересечением двух отрезков является один из них целиком , фиолетовый который:). Потому что ВСЕ его точки принадлежат и красному отрезку тоже:).

Вообще, и обсуждение понятия «пересечение фигур», и определения возможности, с которыми вы встретитесь в методике, - все это само по себе небесполезные вещи. И то и другое имеет прямое отношение к правилам формальной логики, которые должны быть усвоены накрепко чем раньше тем лучше:). Ну а нам это нужно, исходя из наших утилитарных соображений: чтобы перейти собственно к методике развития пространственного мышления.

Строго говоря, это не методика обучения, а тренажер. Поэтому неверно спрашивать, чему она обучает. Это все равно, что спросить, куда мы сможем приехать после часа езды на велотренажере:). Предложенная методика никуда не ведет, она только использует – по минимуму - уже существующие понятия и логические инструменты, чтобы натренировать мышцы научиться манипулировать в голове сложными пространственными категориями. У каждого из нас этот механизм есть, он заложен в мозгу, но, как правило, «не раскручен»:): похож на дряблую мышцу, которой никогда не пользовались.

На кого это рассчитано? На прямой вопрос – прямой ответ:

на вас. :)

В первую очередь, тот, кто это читает, должен прорешать весь курс сам. Почувствовав в себе силу богатырскую:), можно «втянуть» подведомственное чадо, я думаю, начиная лет с 12 уже вполне можно – понемногу, по мере освоения понятий в школьной программе.

Но это не единственный способ использования методики. Взрослым и старшеклассникам прекрасно подойдет «тренироваться» методом глубокого погружения: прорешать все в течение нескольких дней. Я только что устраивала такую сессию для студентов, - они сами не заметили, как «машинка» у них в голове «зажужжала». :) На первых этапах они реагировали на простейшие задачи вопросом: «шо?» В конце сессии, отказавшись уже от карандашей и бумаги (оказывается, на стадии выхода в пространство они мешают!), бодро махали руками и листами бумаги, выстраивая сложные сочетания пересекающихся углов, и практически не ошибались:).

Тринадцать занятий методики я записала в двух частях каждое: часть вопросов и часть ответов.

Если вы хотите, чтобы тренажер работал, не показывайте часть с ответами ученику!

Эта часть для того, кто преподает: вы можете озвучивать нужные вам объяснения, но картинки показывать нельзя, все эти варианты нужно рисовать или «строить модели» в пространстве при помощи подручных средств и самих рук учащегося:). - при помощи того, что ему самому покажется удобным. У вас нет задачи «показать, как надо», ваша задача – заставить работать механизмы пространственного мышления...

В начале курса некоторые задачи могут показаться слишком простыми. Вообще-то, по опыту я знаю, что «слишком простыми» разным людям кажутся разные задачи:). Но даже если так получится: я бы все-таки прорешала подробно их все. Дело в том, что кроме логики усложнения пространственных понятий и задач, в методике соблюдается еще и последовательное упражнение «формальной логики», вырабатываются алгоритмы логических умозаключений, владенние которыми и строгое следование которым будет необходимо на более сложных этапах курса, и вообще в жизни и учебе:).

В данной серии занятий мы остановимся на плоских фигурах в трехмерном пространстве. Это далеко не самый высокий уровень. Занятия можно продолжать, используя телесные углы и трехмерные фигуры, все более и более сложные их сочетания. Если окажется, что такой тренажер тоже востребован, я его, возможно, напишу... А пока хотелось бы, чтобы оказался полезным этот, уже существующий.