Ремонт Стены Уход

Рабочее место реставратора по цветным металлам. Старая деревня — хранилище Эрмитажа

Наряду с широким применением декоративной резьбы из дерева для украшения старинной мебели часто использовали металл. Эти детали изготовлялись в виде лицевой и крепежной фурнитуры, накладных декоративных элементов. Фоном для них всегда служила фанерованная поверхность художественной мебели.

Металлические части представляют собой тонкие накладные полоски из латуни, золоченые, бронзовые накладки и вставки, прорезные и чеканные ленты, ленты из цветного металла с орнаментом различных завитков, спиралей и растительных мотивов. Кроме того, для украшения дорогой деревянной и фанерованной мебели в прошлом часто применялись бронзовые литые детали и скульптура с декоративной отделкой золотом, реже серебром.

Декоративная отделка художественных изделий из металла значительно отличается от отделок других материалов и включает ряд сложных процессов. Поэтому при восполнении таких утрат требуются знания старинной технологии и приемов работы по декоративной отделке металла. Это может вызвать затруднения у реставратора по дереву. Тем более если утраченные металлические украшения принадлежат к уникальным мебельным памятникам и представляют большую ценность, В таком случае по решению Реставрационного совета они восполняются реставраторами по металлу.

Все металлические части, не требующие вмешательства реставраторов по металлу, осторожно снимаются с деревянной или фанерованной поверхности. С ними все реставрационные операции может производить реставратор по дереву.

Наиболее распространенными повреждениями и дефектами декоративных накладных металлических украшений являются отслаивание их от деревянной основы, сильные поверхностные загрязнения, трещины, потертости поверхностной отделки, деформации от механических ударов, коррозии и частичные утраты.

Реставрацию металлических элементов с подобными повреждениями начинают со слабо держащихся на поверхности мебели. Их снимают, удаляют старый клей, деформированные плоские детали выправляют рихтовочным молотком и в случае необходимости полоски дополнительно выравнивают в прессе между двумя стальными пластинами.

Удаление поверхностных загрязнений позолоченных элементов из латуни и бронзы выполняют щетинной жесткой кистью и горячим раствором воды с «детским» мылом. Потом их промывают чистой теплой водой, тщательно протирают сухой мягкой ветошью и окончательно просушивают тампоном, слегка смоченным этиловым спиртом. Загрязнения можно снимать раствором нашатырного спирта (можно смешанным с небольшим количеством пчелиного меда). Старый защитный лаковый слой бронзовых литых деталей удаляют спиртовыми растворителями так же, как поверхностные загрязнения плоских элементов из латуни.

Коррозийные наслоения могут быть двух видов. Первый - в виде благородной патины, представляющей собой тончайшую пленку различных цветов и оттенков (от зеленого, до коричневого), образующейся на бронзе (сплавах меди) под действием благоприятной воздушной среды хранения мебели. Эта же патина может образоваться в результате сознательного воздействия на поверхность металла специальными реагентами. Благородная патина образует защитную оксидную пленку, предохраняющую металл от дальнейших разрушений. Эта тончайшая пленка не мешает воспринимать мельчайшие элементы детали и формы ее рельефа. Однако этот вид патины встречается редко. Второй вид -«дикая» патина, отличается от благородной более рыхлыми коррозийными наслоениями. Дикая патина образуется в неблагоприятных условиях хранения. Она не только не предохраняет поверхность металла от разрушений, а, напротив, активизирует их. Такое наслоение, конечно, подлежит удалению. Снятие подобных наслоений производят с помощью растворов каустической соды, аммиака, муравьиной кислоты, углекислого аммония и других средств, содержащих мелкие абразивные материалы. Можно применить и механическую чистку скальпелем, острым ножом, латунной щеткой.

Механические повреждения литых деталей в виде царапины, пробоины, трещин устраняют сплавами металла, с последующей декоративной отделкой реставрируемой поверхности.

Следует особо остановиться на реставрации мебели стиля Жакоб (фото 1) с накладными декоративными латунными полосками (протяжками). В книге «Очерки по истории художественной мебели XV-XIXвеков» Т. Соколова отмечает, что французскому мебельщику Жоржу Жакобу и его сыновьям мы обязаны широким распространением стульев и кресел прямолинейных форм из красного дерева с латунными тягами, которую иногда называют «гладкой латунью».

В дальнейшем они получили название «мебель стиля Жакоб». Это свидетельствует о широкой популярности мастера. Отличительной особенностью мебели Жакоб является наличие декоративного мотива куба с резной розеткой в месте крепления ножки. Другие мебельные мастера его часто копировали и подделывали, поэтому в настоящее время трудно выделить авторские экземпляры Жоржа Жакоба.

Фото 1. Кресло Жакоб

Можно предположить с большой долей вероятности, что мебель, исполненная в стиле Жакоб, заполняла дворцы и особняки Петербурга. В настоящее время образцы такой мебели имеются в собрании Павловского дворца-музея и в коллекции Русского музея.

Реставрация жакобовской мебели с элементами из «гладкой латуни», выполненными в виде декоративных металлических протяжек, представляет значительные трудности для реставратора-мебельщика. Эти трудности заключаются в качественном восполнении утрат декоративных протяжек из латуни с определенным содержанием цинка, которое обеспечивает необходимый цвет металла. Кроме того, сложность заключается в воспроизведении нужного профиля и соблюдении размеров.

Реставрацию сохранившихся, но поврежденных от жестких соприкосновений и ударов твердыми предметами, а также отслоившихся от деревянной основы полосок выполняют описанными выше способами.

Чтобы изготовить утраченную декоративную полоску из латуни, реставратору необходимо иметь устройство с фильерами, соответствующими нужному профилю. Для фильевок заготовляют две одинаковые болванки из твердой стали. Затем им придают необходимый смежный профиль на металлообрабатывающих станках и закрепляют болтами на рабочем месте. Латунные полосы протягивают через изготовленный фильер с помощью лебедки. Как правило, делают не менее трех холодных протяжек во-избежании изменения прямолинейности и толщины металла. При каждой следующей протяжке части фильера понемногу сводят. Последняя протяжка проводится на толщину металла. Изготовленные профилированные полосы шлифуют, полируют специальными пастами и в случае необходимости выполняют декоративную отделку (тонирование, патинирование), покрывают защитными средствами. Латунные протяжки (фото 2) достаточно высокого качества можно изготовить с помощью вальцов (фото 3).


Фото 2. Латунные протяжки


Фото 3. Вальцы для изготовления металлических протяжек: 1) фильеры со сменным профилем; 2) болванки для изготовления фильеров с нужным профилем; 3) варианты образцов, изготовленных протяжек

Вальцы устанавливают на рабочем месте, и процесс изготовления полосок аналогичен описанному выше. Фильеры также представляют собой две круглые смежные профильные детали из стали, повышенной твердости, выполненные из заранее проточенных на токарных станке болванок. Эти детали установлены в вальцах таким образом, что с помощью зубчатой передачи плавно и понемногу можно их сводить. Кроме того, вальцы с помощью цилиндрических деталей из твердой стали (см. фото 3, деталь а) позволяют выполнять протяжки из мягкой бронзовой проволоки. Протяжку латунных полосок осуществляют с помощью ручки также в несколько приемов и при каждой протяжке части фильеры сводят до толщины металла.

После завершения работ по металлу, в случае утраты на мебели деревянного профиля под протяжку, его восстанавливают из массива дерева.

Для запрессовки реставрируемых протяжек изготавливают деревянные цулаги из массива дерева лиственных пород с заданным профилем.

Перед установкой края металлических протяжек обрабатывают и придают им необходимый вид. Затем приклеивают густым столярным клеем к основе (тонкий деревянный профиль) и зажимают струбцинами через подложенные цулаги. При этом клей заполняет пустоты между профилем и протяжкой, придавая поверхности утрат повышенную твердость. После высыхания клея снимают прижимные струбцины, а выступивший клей удаляют влажным тампоном. Далее готовые протяжки приклеивают осетровым клеем по месту утраты с надежной фиксацией.

Металлические протяжки, изготовленные с помощью вальцов, не имеющие деревянной основы, в зависимости от конкретного случая сначала можно наклеивать на полоски березового шпона, а края загнуть (завальцевать), как показано на фото 2. Наклеенная полоска шпона исключает изломы латунной полоски при установке на криволинейных местах, например на подлокотнике кресла. Подготовленные таким образом протяжки устанавливаются на хороший столярный клей по месту обычным способом.

Если металлические части реставрируемой мебели сохранились и нарушен лишь клеевой шов, то дефектное место очищают от старого клея, процинубливают соприкасающиеся поверхности и вновь приклеивают. После снятия прижимных устройств выступающий клей удаляют.

Характеристика работ . Реставрация и консервация художественных изделий и декоративных предметов из фарфора, стекла, керамики, пластмассы, майолики, металла и других материалов под руководством реставратора художественных изделий и декоративных предметов более высокой квалификации. Подбор частей художественных изделий и подготовка поверхностей к склеиванию. Зачистка швов склейки. Приготовление красок по заданным рецептам. Тонирование и подрисовка художественных изделий с незначительной растушевкой и доводкой. Присоединение отдельных деталей или узлов кукол и других игрушек при помощи шарниров, резинок, крючков. Подбор и подготовка деталей к монтажу.

Должен знать: технологию склеивания художественных изделий и декоративных предметов; свойства склеиваемых материалов; приемы выполнения простых операций по склеиванию и подрисовке художественных изделий; рецептуру приготовления применяемых клея и красок; принцип работы и правила применения обслуживаемого оборудования, приспособлений и инструмента; устройство игрушек; способы травления и правила снятия затеков с зеркал.

Примеры работ

1. Горчичницы, крышки, пепельницы, рюмки, солонки - склеивание.

2. Зеркала прямоугольной формы - вытравливание защитных покрытий серебряной пленки, снятие затеков лака сурика, серебра с лицевой стороны.

§ 42. Реставратор художественных изделий и декоративных предметов 3-го разряда

Характеристика работ . Реставрация и консервация художественных изделий и декоративных предметов простой конфигурации из фарфора, стекла, керамики, пластмассы, майолики, металла и других материалов. Склеивание изделий и предметов из небольшого количества фрагментов и имеющих ровный излом, с зачисткой выходов клея, шпатлевкой мелких утрат и сколов по швам с последующей тонировкой. Приготовление мастики по заданному рецепту. Подбор красок. Тонирование изделий в местах склейки с нанесением до трех тонов. Очистка от загрязнений, продуктов коррозии. Снятие легкоудаляемых загрязнений, старых реставрационных доделок, клея, записей металлическими щетками, скальпелями, шкуркой, моющими средствами и компрессами с растворителями. Обезжиривание металлов. Восполнение незначительных утрат, сколов, трещин, выбоин доделочными массами. Шлифование, полирование, тонирование доделок без воспроизведений рисунка. Изготовление форм из гипса, воска и пластилина. Формовка деталей в формы. Первичный обжиг. Наблюдение за температурным режимом. Приготовление замазок и массы, нарезка заготовок для воссоздания изделий и предметов. Грубая обработка после литья при воссоздании утрат литых деталей из металла.

Должен знать: виды и свойства основных материалов; рецептуру мастики; приемы, обеспечивающие получение прочного и ровного шва; приемы покрытия изделий и предметов красками; устройство обслуживаемого оборудования, приспособлений и инструмента; устройство заводных механизмов игрушек; приемы прошивок и удаления нестойких загрязнений; технологию заделки трещин, швов и сколов.

Примеры работ

1. Вазы, сувениры, тарелки, чашки - склеивание с заделкой швов.

2. Зеркала сферической и фигурной формы - вытравливание защитных покрытий серебряной пленки, снятие затеков лака, сурика, серебра с лицевой стороны.

3. Игрушки - склеивание с укреплением звуковых механизмов.

4. Изделия и предметы различные - заделка выбоин, отверстий, трещин площадью менее 1 см2.

5. Предметы из хрусталя - демонтаж.

6. Статуэтки без тщательно проработанных анатомических форм - склеивание с заделкой швов.

7. Экспонаты из стекла - склеивание.

§ 43. Реставратор художественных изделий и декоративных предметов 4-го разряда

Характеристика работ . Реставрация и консервация простых и средней сложности художественных изделий и декоративных предметов, разбитых на части, сопряженных в одном или нескольких узлах, имеющих сложный, неровный излом из фарфора, фаянса, стекла, хрусталя, майолики, металла и других аналогичных материалов. Подбор клея. Подбор красок и лаков для тонирования реставрируемых изделий и подкрашивание в местах склеивания с нанесением от трех до пяти тонов. Многократное и равномерное нанесение лака на поверхность изделий. Удаление стойких загрязнений и записей с поверхности с помощью активных моющих средств, электролитическим и электромеханическим способами. Воссоздание утраченных фрагментов изделий из стекла прямолинейных очертаний методом прессования и ручного шлифования. Резка стекла по шаблону. Снятие и изготовление форм, состоящих из двух частей. Приготовление левкасов, шпатлевок и доделочных масс по рецептуре. Имитация гравированного рисунка и рельефа. Монтировочные доделки на изделиях из черного и цветного металла с применением пайки, клепки, кузнечной сварки.

Должен знать: технологию и приемы реставрации изделий; основные технические свойства и характеристики материалов, применяемых при реставрации изделий; последовательность восстановления художественной росписи; приемы сложного покрытия изделий различными красками; технологию лакирования изделий и удаления стойких загрязнений; способы монтировки и склеивания скульптуры и декора; методику восстановления утрат по аналогам; свойства натуральных и искусственных пигментов, красителей и их смесей; стилевые особенности прикладного искусства из металлов.

Примеры работ

1. Вазы, кофейники, сухарницы с рельефом, статуэтки с тщательно проработанными анатомическими формами, чайники - склеивание.

2. Игрушки - склеивание с укреплением звуковых механизмов.

3. Изделия различные - заделка отверстий, трещин, выбоин площадью 1 см2 и более.

4. Люстры, бра, другие осветительные приборы - монтаж фрагментов.

5. Рюмки, фужеры, бокалы из хрусталя ручного гранения, венецианского стекла - склеивание.

6. Предметы тонкостенные ажурные - склеивание с заделкой выбоин.

7. Статуэтки многофигурные - склеивание.

§ 44. Реставратор художественных изделий и декоративных предметов 5-го разряда

Характеристика работ . Реставрация сложных художественных и антикварных изделий и декоративных предметов из фарфора, фаянса, керамики, хрусталя, стекла, металла и других материалов с восстановлением недостающих частей по образцам, рисункам и фрагментам. Приготовление составов, необходимых для изготовления восстанавливаемых деталей. Тонирование росписи на изделиях с нанесением более пяти тонов. Восстановление тонкой ажурной гравировки и чеканки. Тонирование при воспроизведении многоцветной росписи, имитации глазури. Рихтовка деформированных металлических деталей, подчеканка потерявших рельефность рисунков, инкрустация. Воссоздание значительных утрат по сохранившимся деталям, рисункам, эскизам, фото- и другим документам. Доделка фрагментов в материале изделия и различными доделочными массами с изготовлением форм, моделей и отливкой деталей. Шлифование, полирование, тонирование и другие отделочные работы. Резка толстых стекол и вставка в оправу рисунка. Удаление трудноудаляемых наслоений, реставрационных записей с применением специального подбора моющих средств и химических реактивов. Восстановление значительных утрат изделий и предметов с подборами материала по структуре и цвету.

Должен знать: приемы восстановления изделий и предметов; приемы тонирования художественной росписи; физико-химические свойства материалов, применяемых при восстановлении изделий; рецептуру эмалей и лаков, доделочных масс; требования, предъявляемые к качеству клея, красок; приемы гравирования и чеканки; основные приемы работы с эмалью; технологию укрепления сильно разрушенных произведений; методы монтажа и крепления художественных изделий из различных материалов.

Примеры работ

1. Вазы, тарелки, чашки и другие предметы обихода - восстановление недостающих частей.

2. Витражи - монтировка.

3. Изделия различные - подкраска под мрамор, кость, перламутр с восстановлением художественного рисунка.

4. Изразцы - восстановление недостающих частей.

5. Экспонаты объемные - склеивание с применением шаблонов.

§ 45. Реставратор художественных изделий и декоративных предметов 6-го разряда

Характеристика работ . Реставрация и консервация особо сложных художественных, антикварных, археологических, уникальных декоративных изделий и декоративных предметов из фарфора, фаянса, мрамора, хрусталя, стекла, керамики, майолики и других материалов. Воссоздание изделий по образцам или аналогам, эскизным проектам реставрации. Воссоздание рельефа и фактуры в местах склеивания, или заделывания, в местах, требующих воссоздания рисунка. Резка, отточка и вставка узорчатого, волнистого, закаленного стекла в оправу рисунка. Гравирование сложных рисунков на хрустале. Полирование воссозданных деталей. Выправление деформаций на предметах с вытяжкой металла, с замковыми вмятинами, с дальнейшей правкой рисунка. Воссоздание на поверхности изделий отдельных деталей или отдельных частей видовых, портретных рисунков и скульптурная обработка. Восстановление тончайшей гравировки. Реставрация и консервация на миниатюре. Удаление иризации, продуктов кристаллизации солей. Склеивание и крепление на штифтах, каркасах фрагментов. Снятие и изготовление форм с уникальных фрагментов. Тонирование и восстановление живописи. Приготовление эмали с подбором цветов по сохранившимся фрагментам.

Должен знать: марки фарфора и фаянса разных стран и эпох; основы технологии производства изделий из фарфора, фаянса; виды и свойства материалов, применяемые при реставрации изделий; приемы и способы обработки изделий; основы цветоведения и композиции рисунка; законы построения теней; приемы высокохудожественной росписи на керамических изделиях; приемы гравирования; историю скульптуры и пластики; стилистические особенности скульптуры и декора различных эпох и школ; специфику реставрации антикварных, археологических, уникальных изделий и предметов.

Примеры работ

1. Барельефы, горельефы, орнаменты - воссоздание.

2. Статуэтки людей в одежде с глубокими складками в динамических позах, с характерными и тщательно проработанными формами лица - воссоздание.

3. Статуэтки многофигурные с композиционными построениями - воссоздание.

Во время поездки в Санкт-Петербург, организованной компанией Coca-Cola, редакции сайт удалось побывать не только в , но и в «Старой деревне» — реставрационно-хранительском центре Эрмитажа, в котором хранится более 1,2 миллионов экспонатов.

Предлагаем вам беглую экскурсию по хранилищу и возможность заглянуть в другие реставрационные мастерские Эрмитажа.

(Всего 30 фото)

1) При хранилище функционирует класс для слепых и слабовидящих детей - ""Прошлое на кончиках пальцев"", в котором дети могут узнать больше об археологии, самостоятельно "пощупать" прошлое с помощью специальных макетов. Например, на фото - макет реального городища Древней Руси, воссозданного археологами. Все детали, очень фактурные, "говорящие" для чутких пальцев незрячих людей.

3) Вот, например, "парочка" из Древнего Пскова и двое любопытных блоггеров.

4) При реставрационно-хранительском центре Старая Деревня работает множество реставрационных мастерских. Особенно впечатлила мастерская по реставрации металла...

5) Посреди небольшого помещения стоит огромный рабочий стол, который разделен перегородками на три зоны, таким образом получается три рабочих места для реставраторов.

6) Вот такое оно - рабочее место реставратора по металлу.

8) Реставрация старинного палаша.

9) Реставрируется не только оружие, но и металлические оклады старинных книг.

10) Реставратор за работой.

12) В мастерской уйма всякого высокотехнологичного оборудования. Особенно поразил компактный прибор, который определяет точный состав сплава.

13) Химия на службе у реставраторов.

14) В Старой Деревне даже банальная сигнализация на дверях оформлена необычно.


16) Также как и при — реставраторы масляных полотен сверяются с репродукциями разных эпох, делают рентген живописных слоев и так далее. Иногда даже приходится переносить произведение искусства на другую основу. А все из-за жучка точильщика — он может подчистую съесть доску, на которой средневековый мастер написал свою картину.

17) После реставрационных мастерских мы отправились в само фондохранилище. Сказать, что оно — огромное, это не сказать ничего. Мы бродили по бесконечным залам, расположенным на нескольких этажах, около двух часов. Это был настоящий музейный марафон.

18) Средневековые фрески Смоленска и Пскова - их снимали со стен храмов, раскопанных археологами.

19) Фрагмент пола из дворца Василия III в Александровской слободе.

20) Птица Гаруда из цельного куска красного дерева. Подарена президентом Индонезии в 2002 году.

21) В зале скульптур.

23) Двуликий Янус

24) В зале скульптур есть и современные произведения...

25) ...и классические...

«Реставрация - восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в первоначальном виде» - С. Ожегов, Словарь русского языка.

Время летит незаметно! Эта свежая мысль вспыхнула особенно ярко, когда я вдруг осознал, что самые простые предметы домашнего обихода середины прошлого (то есть XX) века успели незаметно превратиться в истинные раритеты. Например - ламповый радиоприемник «Балтика» выпуска 1953 года, знакомый с детства, с недоступным нынешним пластиковым чудищам качеством звука, который, к счастью, не был выброшен вон, а тихо почиет в шкафу как реликт прошедших дней.

Это только в доброй старой Англии веками размеренный быт и здоровые традиции ненавязчиво поощряли и поощряют британцев лелеять прабабкины зеркала, комоды и кресла в качестве само собой разумеющихся спутников жизни. Так, у одного моего доброго приятеля, Джона, благополучно стоит на полке фамильный талисман - хрупкий кувшинчик рубинового стекла трехсотлетнего возраста. И, между прочим, настоящие англичане терпеть не могут пластиковые окна и прочие «евроремонты», а предпочитают из года в год чистить и красить свои родные настоящие деревянные переплеты вековой давности, потому что отлично понимают элементарный, но совершенно недоступный российскому уму принцип создания домашнего уюта - нет и не может быть нормальной жизни среди пластика и иного «хай-тека».

Кстати, Россия (отчасти из-за менталитета основной массы населения, отчасти в силу непреодолимых исторических событий) не может похвастать аналогичной стабильностью. Дикие социальные катаклизмы, терзавшие страну один за другим, привели к вымыванию древностей из квартир и домов, к замене их простыми, дешевыми экземплярами. Поэтому 99% всей наличной старины у нас сегодня представлены массовыми предметами меблировки и утвари конца XIX - начала XX веков, каковыми украшал свою жизнь обширный средний класс - купечество и чиновный люд. Но даже этот псевдо АНТИКВАРИАТ активно переправлялся в костры и на помойки по мере появления все новых и новых «модных и современных» образцов, что, в свою очередь, исподволь деформировало представления о том, как должно выглядеть добротное человеческое жилье, в котором находят покой и душа, и тело.

В этой связи желательно уточнить термины, так как сплошь и рядом стулья, вазы и граммофоны 1915 года именуют «антиквариатом» , необоснованно распространяя на вполне ординарные вещи громкое имя, которое изначально подразумевало именно античность, в крайнем случае - объекты материальной культуры не менее чем пяти вековой выдержки. Но в соответствующем месте словаря С.И. Ожегова говорится только о «старинных и ценных» предметах, без уточнения срока давности, так что пусть остается, как есть, только не стоит называть кресло сталинских времен «антикварным ». Кстати, в Японии традиционные самурайские мечи даже столетнего возраста официально проходят как «современные».

Поскольку со стороны автора было бы неоправданной самонадеянностью и даже дерзостью пытаться рассказать обо всех известных видах реставрационных работ , в кое-каких он не намного опытнее большинства читателей, тематика публикации ограничивается двумя лично знакомыми разделами, а именно: деревом и металлом .

Эпизодически затронуты аспекты восстановления живописи, изделий из кости, керамики и стекла, но абсолютно в стороне остаются такие специфические и сложные «пациенты», как бумага (и все, что с ней связано), кожа, ткани и т.п., ибо означенные субстанции, помимо всего прочего, предполагают сложный и профессиональный комплекс мероприятий по их консервации с привлечением обширного арсенала чисто химических методов.

Исходя из этого, сферой наших интересов остаются: мебель, включая целый сонм мелких вещиц, заполняющих собой дома и квартиры, а также небольшой ассортимент металлических штуковин, от кочерги до бронзовых канделябров и статуэток.

Однако почему публикация посвящена «домашней» реставрации , и какие вообще типы реставрации существуют?

Пусть подобная классификация останется на моей совести, но рискну заявить, что реально (не вдаваясь в тонкости) известен еще всего один вид реставрации - музейная, она же научная, или историческая.

Являясь ветвями единого древа, сии жанры обладают таким набором особенностей в приемах и методах, а также в подходе к оценке допустимости тех или иных действий, что справедливо будет придать различиям ранг «принципиальных».

Строго говоря, бытовая реставрация антиквариата представляет собой упрощенный до предела вариант музейной, и по справедливости должна бы называться унылым словом «ремонт», однако граница размыта очень сильно, и лишь уровень личной квалификации мастера, его опыт, пристальность и мера уважения к памятнику старины определит в конечном итоге качество и статус работы. Я достаточно насмотрелся как на удивительные по профессионализму творения любителей, так и на первобытную неряшливость «профессионалов». Например, один мой добрый знакомый притащил когда-то домой напольные английские часы с боем, высокие и величественные, которые у себя на родине в обиходе называются «Grandfather’s Clock» («дедушкины часы», в отличие от стенных, именуемых «бабушкиными»). Привез он их зимой на двух санках в виде бесформенной груды заиндевелого хлама. Но, поглядев на них после реанимации, любой специалист поклялся бы на костях предков, что они простояли в первозданном виде в кабинете Уинстона Черчилля со дня изготовления. А потребовалось всего-то пара лет весьма скрупулезной работы с привлечением таких материалов, как серебро, шеллак, ореховое дерево и т.д. Разумеется, они прекрасно идут и мелодично отзванивают положенные отрезки времени. Являясь любителем в самом прямом и благородном смысле этого слова, сей волшебник попросту делал вещь для себя, не считаясь со временем, - и результат превзошел ожидания. Но вернемся к теме.


Музейная РЕСТАВРАЦИЯ

В качестве основополагающего и неукоснительного требования здесь царствует обратимость результатов работы, означающая, что и через триста лет потомки должны иметь возможность полностью удалить следы вмешательства, дабы ценная рухлядь могла предстать хоть в унылом, но первозданном виде. Это воистину оправдано, так как исторической ценностью являются абсолютно все компоненты предмета антиквариата , включая ржавый гвоздик или обрывок шнурка. Сами по себе такие мелочи кажутся смешными, но подумайте - точно такого гвоздя или пружины не будет уже сделано никогда. Никогда! Соответственно, перед нами хоть мизерное, но окно в прошлое. К слову сказать, старинные гвозди представляют собой интереснейший объект коллекционирования, поскольку большинство из них кованые, с неожиданными формами сечения, крученые и т.д.

Поэтому, работая с музейным экспонатом, мастер обязан свести любые привнесенные изменения к минимуму, что сразу налагает ряд категорических ограничений на инструментарий и технологию. Определяющим критерием качества работы является полное и достоверное восстановление внешности - но не более!

Требуется создать видимость, а эксплуатационные и прочностные характеристики в расчет не идут. На кровати никогда уже не станут спать, за столом кушать, а в кресле сидеть, поэтому проблема функциональности антикварной вещи отодвигается на второй или третий планы. Безусловно, следует избавлять ветхие раритеты от ветхости, но не в ущерб исторической правде, так как научную ценность представляет решительно всякая деталь, хотя бы и съеденная ржавчиной или червями. Между прочим, как с первой, так и со вторыми ведется непримиримая химическая война, а изысканные приемы расчистки, пассивирования, дезинсекции и консервации занимают в работе с музейными экспонатами едва ли не ведущее место. Собственно говоря, расчистка, восполнение утрат и окончательная консервация и составляют необходимый и достаточный перечень операций, производимых над всяким действительно ценным предметом антиквариата .

На практике это проявляется в подборе средств, каковые обязаны быть поверхностными и щадящими, с минимальной деформацией авторских замыслов.

Разумеется, недопустимы мощные абразивы, современные клеящие композиции, лаки, краски и прочая химия (кроме растворителей и консервантов). Все должно быть традиционно, в соответствии с эпохой: если клей, то столярный (костный, мездровый) или казеиновый, или рыбий, если лак - то шеллачный и т.д. Восполняются утраченные фрагменты строго по примеру сохранившихся, точно из того же материала, насколько бы редким он ни был. Конский волос идет взамен конского волоса, карельская береза и палисандр - взамен березы и палисандра, а бронзовое литье водворяется на свое законное место.

Но это в теории, потому что реально кушетки Екатерины II и посохи Иоанна Грозного давно отреставрированы , а дореволюционная купеческая утварь не вдохновляет мастера на творческие подвиги - и вместо слоновой кости и серебра делается более или менее сносная имитация из пластика и алюминия. Кстати, отношение самих музейных работников (за редким исключением) к той груде сокровищ, которые они призваны беречь, лелеять и пополнять, никак не вдохновляет реставраторов на творческие подвиги. Вероятно, в Эрмитаже все более или менее хорошо, но провинциальные музеи демонстрируют такое пренебрежение к сохранности коллекций, что оторопь берет. Я лично имел возможность сравнивать текущее состояние предметов с тем, что имело место пять-десять лет назад - и диву даваться, что это с ними произошло в тихой музейной гавани. Так что пусть ревнители академической реставрации попридержат свои ядовитые языки!


Домашняя РЕСТАВРАЦИЯ

Или, скажем так: восстановление любимых предметов антиквариата в бытовых условиях. Тут можно выделить два направления - либо ценная реликвия извлекается из небытия посредством такого усердия и количества затраченного времени, какое профессиональный музейный реставратор позволить себе не может (как в истории с английскими часами), либо антикварная вещь просто ремонтируется, и главной целью работы становится прочность и долговечность.

Скрупулезное сохранение внешнего облика антиквариата отнюдь не является приоритетным, вполне допустимы замены пород дерева, способов крепления деталей, каких-то металлических частей на более или менее подходящие, использование современной бытовой химии и т.д.

Преимущество здесь в том, что домашний умелец совершенно не ограничен сроками и волен скрести и подсушивать, отмывать и лакировать свою драгоценность годами, тем более что зачастую именно сам процесс становится настоящим смыслом трудов.

Недурная техническая оснащенность мастерской (равно как и само ее наличие) предполагается априори, поскольку мало проку пускаться в специфическое мероприятие, имея лишь молоток, плоскогубцы и пару тупых стамесок в придачу к ржавому коловороту. Нет ничего хуже, чем исправлять чудовищные последствия варварских действий какого-нибудь «дяди Васи», приглашенного когда-то «подремонтировать» столик или расшатанный резной стул, поскольку эта публика привыкла обходиться гвоздями и топором. Результаты подобных ремонтов заставляют иногда думать, что лучше бы невезучий предмет сразу кинули в костер.

В тщетной надежде пресечь повышенную шкодливость рук домашних умельцев, подогреваемую внутренним зудом делать все по-своему, эта публикация призвана убить двух зайцев - рассказать не только о том, как и что, следует делать, но и чего делать не стоит, а иногда и категорически нельзя. Возможно, это хоть немного поможет сохранению отдельных предметов еще лет на сто почти в том виде, какой они имели когда-то.

Направление реставрации художественного металла существует в Центре с 1945 года. В мастерской реставрируют разные виды музейного металла, изготовленного в широком временном диапазоне. Специалисты работают с черным и цветным, а также драгоценным металлом, в том числе серебром, золотом, бронзой, латунью, медью и оловом. Реставрацию проходят предметы из археологических раскопок, церковная утварь и древнерусское медное литье, оружие, изделия бытового назначения, предметы народного быта, а также произведения декоративно-прикладного искусства - часы, осветительные приборы и мемориальные блюда.

Более 100 предметов из металла реставрируется ежегодно

За годы работы мастерской было отреставрировано более 4000 экспонатов из черных, цветных и драгоценных металлов из фондов и экспозиций десятков российских музеев. Среди них коллекции и отдельные предметы археологии и этнографии из Музея-заповедника «Кижи», Таймырского музея, Петрозаводска, предметы церковного культа из музеев Нового Иерусалима и Сергиева Посада, мемориальное оружие из Музея истории донского казачества в Новочеркасске. Отдел выполнил реставрацию Корсунского креста XII века из музея Переславля-Залесского (ныне является одной из главных святынь Никольского собора Свято-Никольского женского монастыря в Переславле); солнечных часов XVI века из Ивановского музея.