Ремонт Стены Уход

Приспособление для заточки полукруглых стамесок своими руками. Мастерская - подготовка инструмента к резьбе

28 июля 2009 года Александр Коняев на моем балконе-мастерской давал мастер-класс по заточке "убитой напрочь" стамески (лезвие в зазубринах). Стамеска кузнеца Чарльза Хилла из Чеффилда (Англия); по всей видимости ей не меньше 100 лет. Обсуждали сей раритет на форуме: . Александру ассистировала Зифа Мансурова, снимал на камеру и слегка суфлировал Олег Смирнов.

Технология

1 этап. Заточка стамески на точильном станке.

2 этап. Доводка лезвия на оселках

3 этап. Полировка лезвия на войлочном круге

Рассмотрим этапы на видео.

1 этап. Заточка стамески на точильном станке

Главные ноу-хау:

1. При заточке лезвие не касается площадки заточного станка. Нужно ловить, чувствовать плоскость лезвия пальцами.

2. Заточка продолжается до появления "переточки" или "бахромы" (я назвал переточку "бородой").

3. Непрерывно смачиваем лезвие в воде, чтобы не пережечь.

2 этап. Доводка лезвия на оселках

Главные ноу-хау:

1. Сначала используем грубый оселок, потом более мелкий. Оселки - водные, предварительно замачиваются в воде и всегда поддерживаются в мокром состоянии.

2. Бахрома ни в коем случае не отламывается руками! Бахрома должна остаться на оселках или отвалиться самостоятельно.

3. Заканчиваем доводку до тех пор, пока не отвалится вся бахрома.

Бахрома выглядит вот так:

3 этап. Полировка лезвия на войлочном круге

Главные ноу-хау:

1. Суть полировки на войлочном круге - пережигаются остатки бахромы и полируется поверхность режущей кромки.

Точил как то пару узеньких стамесок, вроде острые, режут хорошо, но вот фаска которая по идее должна быть плоской, всегда получалась полукруглой. Это конечно всё мелочи и на качество работы не влияет, тем более если не занимаешься резьбой по дереву, а пользуешься стамесками лишь изредка, когда нужно вырубить пазы или выемки для петель, замков. На электроточиле от этого косяка легко избавиться, но вот при ручной заточке несколько утомительно.

А когда дело дошло до стамески шириной 4 см, понял что нужно сделать какой нибудь держатель (уголок). Сильно заморачиваться с его конструкцией не хотел, так как стамесками пользуемся раз в пятилетку и точить их очень часто не придётся. Сначала попробовал сделать его на петле, чтобы можно было регулировать угол заточки, но очень быстро от этой идеи отказался, конструкция оказалась шаткой, а когда выставляешь угол менее 40°, конструкция начинает занимать очень много места.

В общем собрал монолитный уголок из трёх кусков дсп, пары уголков и нескольких саморезов. Длину основного куска задавал по стамеске (чтобы ручка не упиралась в стойку).

Этот кусок (площадка) нужен для того чтобы не мешалась ручка стамески при затягивании её пластиной.

Сверлим, зенкуем и прикручиваем площадку.

В качестве зажима прикрутил пластину от оконной задвижки.

Приставил стойку и наметил на ней отверстия

Прежде чем прикручивать её на место, отпилил углы, чтобы удобней было держать уголок при заточке

Усилил двумя длинными саморезами.

Испытания показали небольшой люфт при сильном нажиме на уголок, так что металлические уголки лучше ставить с ребром жёсткости или же выпилить треугольники из того же дсп, вместо железных уголков. А ещё лучше, просто вырезать из дсп или фанеры готовый монолитный уголок в форме буквы Г, избавившись таким образом от всяких сочленений в углу, но это будет уже совсем другая конструкция. Размеры особо не расчитывались, всё собрано из огрызков дсп, но на всякий случай начертил размеры.

В этом месте (фото ниже), с угла на котором уголок стоит, я срезал пару миллиметров пвх-кромки, так как во время заточки такая длинная площадь контакта очень хорошо тормозила уголок, оставил только с краёв по три сантиметра в качестве ножек, лучшим вариантом было бы прикрутить ролики по краям, но это усложнит и без того сложную конструкцию. :-)

Это очень старая самодельная стамеска на которой буду проверять уголок, немного убитая конечно, но сама по себе железяка хорошая:-)

Всё собрано и готово к заточке.

Точил на обычных наждачных бумагах в три захода, самая светлая и паста это для выпендрёжа, но об этом чуть ниже:-)

Тут я сделал ошибку которая увеличила время работы в несколько раз, перед заточкой, слегка выровнил дремелем режущую кромку, чтобы она была ровной а не полукругом, но как оказалось незначительный износ у стамески был и на противоположной стороне на углах. Это значит что для получения ровной кромки мне пришлось бы снимать фаску на 5-6 мм. Знаю что положено делать её ровной, но для себя решил сделать исключение. :-)

На этом снимке видно как легко выставить нужный угол заточки, не стал сильно увлекаться геометрией, просто подложил под фаску два куска дсп и тем самым получил тот угол который был у этой стамески до заточки.

Фаска приведена к плоскости.

Начало образования заусенца, уже видно закругление уголков кромки из-за того что сверху на углах износ. Не стал на этом зацикливаться.

После того как заусенец проявился по всей кромке, переходим на бумагу с зерном помельче, ну а после на самую мелкую, чем больше ступеней тем меньше расход бумаги.

Эту бумагу я использовал в качестве нулёвки, (она же вверху) на ней же снял остатки заусенца.

После нулёвки уже можно увидеть отражение почти как в зеркале:-)

Да и бумагу режет не плохо, правда с небольшим усилием и при этом её надо водить из стороны в сторону, движения похожи на то как обычно режут хлеб.

В принципе такой заточки мне хватает, но всё же решил попробовать довести её до строгания волоса. Для выпендрёжа использовал то что было под рукой, а именно, бумага с ещё более мелкой крошкой и паста гои.

Ремня или куска кожи не нашёл, просто нанёс пасту на лист бумаги и на ней полировал фаску.

В результате получилось зеркало, бумага стала резаться чуть легче, иногда даже ненужно водить её из стороны в сторону, а просто подавать на лезвие. Волос строгает плохо, несколько волосинок только срезал, так что можно сказать вообще не строгает. Скорее всего я неправильно точу, но это и не важно, темка про уголок для заточки плоских железяк, а уж точит каждый по своему. :-)

Фрагмент видео. Ну вот как то так, кое как, она у меня режет бумагу. :-)


В общем уголком я доволен, геометрия в отражении не сильно ломается, а значит уголок своё дело делает.

Заточка прямых стамесок

Затачивание прямых стамесок производят на оселке, водяном точиле или точильном круге с периодическим охлаждением в воде. Для начала на точило устанавливают подходящий абразивный круг и определяют нужный угол заточки лезвия. Упор и площадку точила закрепляют, чтобы не было вибраций и даже слабых смещений.

Основа правильной заточки – снятие фаски (рис. 9, а ). Фаску нужно затачивать равномерно, в одной плоскости и по всей ширине. Поэтому полотно стамески плавно перемещают слева направо и обратно (рис. 9, б ).

Стачиваемый конец лезвия не стоит сразу делать острым. При больших оборотах точильного круга трудно уследить за тем, чтобы конец лезвия не получился жженым. Появление цвета побежалости – верный признак того, что инструмент испорчен. В этом случае у испорченного инструмента снимают на точиле сожженное место и затачивают заново.

При заточке плоских стамесок, как и косяков, нужно обращать внимание на правильность выполнения фасок. Фаска стамески может быть не только обычной одинарной, но и двойной, и даже двусторонней (рис. 9, в – д ). Двойная фаска сделана на овальном крае точильного круга, отчего слегка вогнута. Длина ее в 2,5–3 раза больше толщины полотна, если сталь хорошего качества. При слабом металле фаски делают короче, то есть в две толщины. Это потребует больших усилий для срезания материала, но заточка сохранится дольше. Вторую фаску затачивают на боковой плоской стороне точильного круга, диска с алмазной оправкой или на мелкозернистых брусках и доводят на войлочном круге, оселке. Двойную фаску в основном делают на стамесках, применяемых для точных работ, – ими режут лишь усилием руки, без удара киянки. Во втором варианте одинарная фаска от пятки до режущей кромки составляет плоскую поверхность. Стачивают ее на боковых сторонах точильного круга, доводят по предыдущему варианту. Одинарная фаска может быть чуть короче и жестче. Это придает ей большую надежность в срезании твердых, поперечных слоев, встречающихся сучков, когда приходится работать с ударом киянкой.

Иногда начинающий резчик по неопытности заоваливает фаску заточки, не создавая пятку (рис. 9, е ), которая является упором для выхода резца из массы дерева, а вход ее приходится производить, высоко подняв черенок, то есть под б?льшим углом, чем с плоской фаской. Это создает лишнее сопротивление материала и значительный вход инструмента в глубину заготовки, что не всегда желательно.

Лезвие до нужной остроты следует доводить вручную, используя при этом жесткий брусок. Стамеску водят по бруску всей сточенной плоскостью (фаской), угол ее наклона при этом не увеличивается (рис. 9, ж ). Поднимать ручку стамески при окончательной заточке, то есть увеличивать угол заточки, не стоит, так как при этом снизится режущее качество инструмента. Точно так же нельзя делать угол и чересчур пологим (рис. 9, з ).

Рис. 9. Заточка стамесок: а – снятие фаски на прямых стамесках; б – положение прямой стамески при заточке на точильном круге; в – одинарная фаска; г – двойная фаска; д – двусторонняя фаска; е – заоваленная фаска; ж – положение прямой стамески при заточке на точильном бруске; з – неправильный наклон стамесок при заточке; и – снятие фаски на полукруглых и отлогих стамесках; к – снятие фаски на стамесках-уголках; л – заправочная доска для профильных стамесок.

Главным признаком хорошей заточки является появление узкого загиба полоски лезвия на лицевую сторону – заусенца. После появления заусенца стамеску поворачивают на лицевую сторону, которую также шлифуют. После этого необходимо сделать несколько повторных легких шлифований с обеих сторон лезвия. Шлифование производят до тех пор, пока не исчезнет заусенец.

После этого делают окончательную правку стамески на плотном войлочном круге с применением заправочной пасты, которую равномерно втирают в войлочный круг по всей окружности. Правку стамески можно производить и на заправочной доске.

Хорошо заточенная стамеска в дальнейшем не требует частой правки. Стамеска, заточенная под углом 15–20°, используется только как резчицкий инструмент. Такую стамеску нельзя использовать как циклю, скребок или под киянку. Неправильное обращение приводит к порче лезвия. Стамеска, предназначенная для работы с киянкой или для снятия большой массы древесины, должна иметь угол заточки 20–25°.

По окончании заточки попробуйте сделать несколько срезов на бруске вдоль и поперек волокон. Хорошо заточенная режущая кромка легко входит в дерево, оставляя блестящий, без царапин срез.

Из книги Художественная обработка металла. Слесарно-кузнечные работы автора Мельников Илья

Заточка зубил на станке вручную При выполнении операции рубки инструменты должны быть остро заточенными, так как применение тупого зубила приводит к соскальзыванию его с обрубаемой поверхности, при работе с таким инструментом человек устает и теряет правильность

Из книги Коси, коса… автора Родионов Н. Н.

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Заточка зубил на станке вручную Применяемое для рубки зубило должно быть остро заточенным; использование тупого зубила приводит к соскальзыванию его с обрубаемой поверхности, работающий с таким инструментом устает и теряет правильность удара. Заточка зубил и

Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Заточка Ножи строгальных инструментов должны быть остро заточены. Существуют три вида заточки ножа в зависимости от износа фаски и затупления лезвия.Первый вид заточки применяют в тех случаях, когда нужно восстановить фаску ножа или когда лезвие имеет выкрошенные

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Справочник мастера столярно-плотничных работ автора Серикова Галина Алексеевна

Заточка и правка инструмента Весь секрет изготовления хорошего резчицкого инструмента заключается в двух основных факторах: правильной заточке и правильно выбранном сорте стали, которая эту заточку долго сохраняет, не мнется и не крошится при работе с любой древесиной.

Из книги Как стать парикмахером автора Луковкина Аурика

Заточка ножей Строгие требования предъявляются и к заточке ножа. Затачивать его нужно с обеих сторон, держа всей плоскостью на бруске, но делая, однако, упор на лезвие. И лишь при последующей подправке на оселке или заправочной доске можно позволить небольшой, на 0,5–1 мм,

Из книги автора

Заточка профильных стамесок Грубая заточка и снятие фасок с полукруглых и отлогих стамесок обычно производится на точильном круге (рис. 9, и). Ввиду радиусного сечения полотна необходимо внимательно следить за равномерной обточкой всей поверхности фаски – стамеску

Занимаясь резьбой по дереву более 20 лет, являясь мастером НХП, я решил, что пришло время откликнуться на ваши многочисленные просьбы - на сайте «Амурские Украсы» открыть мастер-класс резьбы по дереву. Искренне желая, чтобы вам полюбилось заниматься резьбой по дереву, начинаю свои уроки с правильной заточки инструмента и изготовления ручки резца.

Изготовление ручки резца

Я предпочитаю изготавливать ручки из твёрдых, вязких пород деревьев (берёза, вяз, черёмуха). Берём прямоугольный брусок (25х35х130).
На торце бруска отмечаем центр.

Подбираем сверло на дрель диаметра меньше, чем хвостовик полотна резца, сверлим отверстие.
Вставляем полотно резца, переворачиваем и насаживаем до упора с помощью киянки.

Начинаем срезать ручку к полотну резца с краёв и по плоскости, делая коническую форму.



Снимаем фаску.



Заднюю часть обозначаем карандашом и срезаем под углом.



Заднюю часть ручки закругляем.
Берём среднюю наждачку (№12) и шлифуем до приятного нам состояния.


Шейку ручки сужаем, постепенно срезая лишнее.



Делаем на ручке насечки, либо углубления.


На шейку ручки наносим клей ПВА и равномерно размазываем.
Чтобы укрепить шейку ручки, берём капроновую нить и аккуратно кольцами наматываем на покрытую клеем часть ручки - шейку.



Конец нити заправляем под предыдущий виток и сверху наносим ровным слоем клей ПВА.



У нас получилась удобная для резьбы ручка, без ступенек, плавно переходящая с полотна стамески в полотно деревянной ручки.


Резец готов к работе, через несколько часов можно резать по дереву.
Такие ручки я предпочитаю делать на все рабочие резцы.

Заточка косого ножа

Заточку инструмента, в данное случае косяк - косой нож, производим на камне (абразивный брусок) средней зернистости, который предварительно погружаем в воду. Выбрав,удобный для вас,угол заточки, зафиксировав руки в данном положении, лёгким нажатием от себя, точим инструмент. Угол заточки зависит от плотности материала который вы собрались резать.



Заточку на бруске средней зернистости осуществляем до появления на жале резака - полоски металла, похожей на фольгу. Брусок периодически смачиваем.
Добившись, посредством своего труда, равномерной тонкой полоски фольги на жале, переходим к мелкому алмазному бруску.
Такими же движениями продолжаем заточку, переворачивая резец с одной стороны на другую, до тех пор пока фольга не отпадёт от жала резца.



После алмазного бруска наносим на смоченный кожаный ремень, прибитый на деревянный брусок, пастогой и так продолжаем затачивать (полировать) жало резца до зеркального блеска.



Заточенный резец на готовность проверяют по разному: на ногте, но я обычно проверяю - срезав кромку газеты.



Если у вас получилось - поздравляю, ваш инструмент готов к работе!
У резцов, с односторонней заточкой, точится одна сторона,другая полируется.
Вот и всё! Я надеюсь что вам было несложно. До встречи на следующем уроке.

При работе с домашним инструментом всегда нужно содержать его в идеальном состоянии. Для этого требуется не много усилий, но в противном случае работа продвигаться особо не будет. Перед тем как заточить стамеску, нужно внимательно ознакомиться с вариантами данной работы.

Подготовка и рабочая деятельность

Инструменты и материалы:

  • камни;
  • стамеска;
  • вода или масло;
  • кожа;
  • паста ГОИ.

Перед началом работы нужно очистить стамеску от грязи и ржавчины. Иногда на износившемся инструменте появляются сколы, которые также нужно выровнять при помощи наждачного камня. В противном случае результат деятельности будет весьма печальным.

Иногда бывают ситуации, когда невозможно вручную снять верхний слой с металла, из-за чего приходится прибегать к помощи наждачного круга, буквально срезая с поверхности все частички. Обычно приходится пользоваться данным способом для снятия ржавчины и крепко въевшейся грязи.

Есть 2 типа точильных камней, которые используются при ручной и механической заточке, причем каждый из них имеет 3 уровня (мелкий, средний и крупный):

  1. Водные. Перед использованием они замачиваются на водяной бане на несколько минут. Подобный тип чаще всего используется в странах Востока, кроме особо засушливых (Монголия).
  2. Масляные. Перед тем как начать их использование, нужно смазать камень маслом. Используются только синтетические масла на нефтяной основе, из-за чего приверженцами данного способа стали жители Запада.

Теперь надо правильно заточить резец. Для этого нужно выполнить такую последовательность:

  1. Идет работа с плоской стороной. Движение происходит равномерно вперед и назад по одинаковой траектории, после чего результат получается зеркальным. Движение происходит от начала до самого конца камня, чтобы износ был равномерным.
  2. Теперь можно перевернуть стамеску, чтобы работать с основной частью. Резец двигается по камню с высокой зернистостью без рывков, но достаточно быстро по всей поверхности. Угол желательно соблюдать от 20 до 35 градусов, в зависимости от желаемого результата. Если стамеска нужна для работ по резке, то потребуется острый угол, тогда как шлифовка и подрезание не требуют столь высокой остроты.
  3. После того как крупное зерно становится излишним (появляются царапины), нужно переходить на среднее, а потом по этой же схеме на самое мелкое. Некоторые мастера могут наточить свой резец до такой степени, чтобы он резал бумагу не хуже лезвия (микронная заточка), но нужно это только при выполнении особо тонкой работы, поэтому можно обойтись просто мелким зерном.
  4. Затачивается фаска. Для этого выделяется 1.5-2 мм, которые идут под очень острым углом (5-7 градусов), но тут качество должно быть беспрекословное. Данная фаска формируется всего за несколько движений, поэтому много времени не уйдет.
  5. В самом конце потребуется кусочек кожи (оптимально иметь для этой цели старый кожаный ремень), который натирается пастой ГОИ, после чего правится свежезаточенная стамеска. Сам процесс выполняется своими руками достаточно быстрыми движениями, но без особой спешки, чтобы не прорезать кожу.