Ремонт Стены Уход

Можно ли «с нуля» освоить древнее искусство росписи по шелку — батика? Советы экспертов. Роспись по шёлку: основательный мастер-класс

Роспись по шелку нельзя назвать обычным хобби, так как кроме желания требуется еще художественный вкус и умение рисовать. Но многие часто переоценивают сложность росписи по шелку. Да, определенные навыки в работе с шелком нужны, но сверхсложного оборудования для этого не требуется. Кроме того, шелк предоставляет безграничные возможности цветосмешения и визуальных эффектов, а его блеск делает роспись по-настоящему живой. На шелке можно написать не только пейзаж или абстракцию, но и стилизованную картину-свиток в китайском стиле, расписать шарф, платок или декоративную наволочку. Роспись по шелку очень любима детьми.

Искусство изготовления шелка было открыто в Древнем Китае более пяти тысяч лет назад, намного раньше изобретения бумаги, и быстро распространилось по всей Азии. В Поднебесной ткань использовалась как основной носитель в живописи и письме и чаще практиковалась свободная роспись по шелку, в то время как в Индии использовался метод горячего батика, когда с помощью воска намечались линии рисунка, которые предотвращали растекание и смешивание красок. Шелк позволяет намного дольше сохранять яркость цветов, чем другие ткани или бумага. На рубеже тысячелетий техника
росписи по шелку попала в Индонезию, где батик получил наибольший расцвет. В конце 19 века был открыт холодный способ батика: в качестве резервирующего состава стали использовать сок тропического растения, который обладал свойствами резины. Сок растения (гутта) до сих пор используется в холодном батике, хотя есть и резервы другого состава. В Европу секрет росписи по шелку просочился только в начале 20-го века благодаря русским эмигрантам. Уже в 20-е годы расписанный вручную шелк стал излюбленным материалом парижских кутюрье.

Итак, что же потребуется для первых опытов в росписи по шелку? Конечно же, сам шелк. Существует множество видов шелка, лучше всего остановить свой выбор на ровной, тонкой ткани белого цвета. Шелк следует предварительно постирать и погладить, так как ткань имеет свойство садиться.


Для росписи по шелку существуют специальные краски. Краски делятся на различные виды по способу закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом и длительной сушкой. Для начинающих советуем остановиться на двух последних видах. Все краски растворяются водой и смешиваются также как и при рисовании на бумаге, можно получить эффект акварели.
Резервирующий состав (резерв) бывает прозрачным и разноцветным. Продается он в пузырьках с удобными насадками, которые позволяют свободно наносить рисунок непрерывной линией. Для начинающих лучше воспользоваться насадкой в 0,5 мм. Некоторые виды составов полностью смываются при стирке (только прозрачные), а некоторые оставляют прорезиненный след, лучше

Проконсультируйтесь у продавца. В продаже есть наборы для начинающих (от 500 рублей), которые включают в себя 5-9 цветов водорастворимых красок для росписи по шелку и резерв, можно для первых опытов купить шелк с уже нанесенным контуром рисунка.


Шелк для росписи должен быть туго натянут, поэтому для работы вам потребуется деревянная рама, для начала можно попробовать с большими пяльцами для вышивания. Шелк должен быть натянут сильно (как барабан) и равномерно - это играет важную роль для ровного и четкого нанесения рисунка. Нетрудно смастерить раму самим (из мягких пород дерева), можно купить и специальную раму для батика в магазине, очень удобны рамы с регулируемым размером. Закрепляется шелк с помощью кнопок, гвоздиков, булавок (для росписи готовых изделий) или специальных зажимов. Шелк лучше натягивать влажным - по высыхании натяжение становится еще больше.

Кисти для росписи по шелку выбирайте круглые, с острым кончиком. В идеале кисти из меха куницы и белки - краска с них не капает и не разбрызгивается. Для фантазийных разводов и грунтовки фона используются широкие кисти-губки.

Подготовительная фаза занимает больше всего времени, но только в первый раз. Шелк расписывается очень быстро, поэтому все необходимое должно быть под рукой. Если вы не уверены в точности своей руки, потренируйтесь сначала на бумаге, так как шелк исправлений не терпит.

Итак, приступаем к росписи. Для первого знакомства с шелком попробуйте свободную роспись по шелку. Чтобы краски меньше растекались можно предварительно замочить шелк в 20% растворе соли, высушить и прогладить, но это не обязательно. Можно начать с абстрактных цветовых пятен или полос, полностью покрывающих поверхность ткани (шарф, платок), этот процесс занимает чуть больше одной минуты. С помощью обычной поваренной соли можно достичь оригинальных эффектов на шелке. Соль обладает свойством притягивать воду, а вместе с ней и краску, поэтому посыпать шелк солью нужно, когда он еще совсем мокрый от красок (соль должна полностью раствориться), иначе могут остаться некрасивые контуры. Мелкие и крупные кристаллы соли создают различные эффекты. Если соль притягивает воду, то спирт, наоборот, имеет свойство ее отталкивать. Если спирт нанести на чистый шелк, то, проведя по этому месту кистью с краской, получим белое пятно, которое можно закрасить в другой цвет, когда шелк высохнет. С помощью ватных палочек можно делать узоры на уже расписанном шелке, получается эффект высветления.


При помощи резерва можно создавать более конкретные рисунки, так как раствор предотвращает растекание красок. При использовании прозрачного резерва получается белый контур вокруг рисунка, но можно нанести на шелк фоновый цвет, тогда контур получится не таким контрастным. Важное условие: линия резерва должна быть непрерывной, для начинающих лучше использовать цветной резерв, который делает линию видимой. Если вы не очень уверены при нанесении рисунка резервом сразу на ткань, то можно использовать фломастер-невидимку, который исчезает через несколько минут после нанесения. Рисуя сухой кистью, вы добьетесь более тонких линий при работе с красками.
Это только небольшое введение в технику росписи по шелку, точнее сказать верхушка айсберга. Роспись по шелку - это очень экспрессивное искусство, требующее импровизации и быстрой реакции, так как нежелательные пятна и подтеки, особенно на первых порах, явление нередкое. Вот несколько практических советов:
  • будьте терпеливы! Если вы работаете с резервом, дождись его полного высыхания и только тогда наносите краску . Если вы наносите резерв на уже окрашенный шелк , то краска тоже должна быть абсолютно сухой. Для ускорения процесса, можно использовать фен для сушки волос;
  • всегда держите под рукой лист бумаги и, прежде чем коснуться кистью шелка , промокните лишнюю краску (во избежание пятен и брызг);
  • проверить непрерывность линии резерва можно с помощью воды: если вода просочилась за пределы контуров рисунка , то нужно искать "брешь";
  • если краска все-таки растеклась, то нужно действовать очень быстро. Всегда держите под рукой ватные палочки и спирт. Нужно постараться преградить путь вытекания краски с помощью палочки смоченной в спирте, одновременно собирая излишки вытекшей краски сухой ватной палочкой;
  • места, на которые попал спирт, получаются светлее при нанесении краски , есть способ "замыть" эти пятна. Для этого (до нанесения краски) протрите место 50% раствором спирта. Дайте шелку высохнуть и при нанесении краски старайтесь размыть контуры пятна кистью . Очень часто такие ляпсусы становятся самыми оригинальными местами готового полотна;
  • в мокром виде рисунок несколько темнее и ярче, чем в сухом.
Если вы собираетесь разрисовывать шелк, для начала натяните его на специальной рамке, которую можно купить в специализированных магазинах. Не натягивайте ткань слишком туго, поскольку это может деформировать волокна ткани, после стирки они не вернуться на место и рисунок приобретет дефект.

После натягивания ткани, нанесите рисунок на ткань простым карандашом, эскизным карандашом или специальным фломастером, который исчезает после стирки. Не пытайтесь сделать слишком сложный рисунок, лучше всего для первого раза взять изображение цветка без особо мелких деталей. Такой цветок можно поместить в угол платка, добавив к нему рамку. Рисунок можно нарисовать с нуля, а можно обрисовать существующий, поместив его под растянутую ткань.

Дальше необходимо обвести рисунок контуром (это специальный тип краски, который тоже нужно купить в тематическом магазине). У каждой фирмы контур своей текстуры и густоты, поэтому перед нанесением его на ткань, потренируйтесь на бумаге. Хороший контур не расплывается, выдавливается довольно быстро и сохнет за небольшое время. Контур рисунка лучше выкладывать с верхнего левого угла, чтобы не смазать рисунок в дальнейшем. Контур служит для отделения деталей рисунка друг от друга, поэтому очень важно, чтобы в линиях, выложенных контуром, не было разрывов. Подождите до полного высыхания контура, затем посмотрите ткань на просвет, так скорее можно увидеть разрывы в линии контура, если они есть. В случае необходимости поправьте контур.

Нанесение краски на шелк

Следующий этап – нанесение краски.
Не используйте контрастные цвета для батика, рисунок может получиться слишком резким и небрежным
Не стоит использовать множество цветов. Используйте два или три (специальной для батика), если вам нужны мягкие переходы, разведите цвет водой, делать это удобней всего на палитре. Очень важно раскрасить фон ровно, чтобы краска не успевала высыхать некрасивыми разводами, работать надо очень быстро. В этом случае вместо кисточки можно использовать губку. После этого переходите к основному рисунку. Краска наносится кистью, брать ее нужно совсем немного, поскольку контур может выпустить краску за пределы. Завершив рисунок, попробуйте посыпать его кристалликами соли, они дадут интересный эффект.
Стирать ткань нужно, чтобы избавиться от излишков ткани.

После того как ваш рисунок высохнет, снимите его с рамки и отгладьте. Каждый участок нужно гладить не менее трех минут (более подробно написано на тюбиках с краской). Ни в коем случае не гладьте ткань утюгом без прослойки, используйте старые газеты. Не торопитесь, прогладьте все очень тщательно, тогда после стирки рисунок с ткани не исчезнет. Завершив глажку, выстирайте ткань с ополаскивателем или шампунем, не трите ткань в процессе.

Притчи и легенды прошлых веков рассказывают о роскошной жизни царей и торговцев. Одним из признаков богатства в те годы была шелковая одежда, причем материал привозили издалека, и он очень ценился.

Мастера древности научились делать на шелке рисунки и надписи, используя тушь и специальные краски. Умение передавалось следующим поколениям, и сейчас художница Елена Решетова прекрасно владеет батиком - техникой живописи по шелку.

Работа требует аккуратности, усидчивости, потому что материал достаточно капризен и подчиняется далеко не всем ( стоит недешево). Мастер должен хорошо чувствовать его структуру, чтобы краски не поплыли, но результат усилий не случайно восхищает зрителей.

В музее Короткевича представлены некоторые работы художницы. Она создает прекрасные полотна, наполненные светом и теплом, и вся экспозиция похожа на цветущий летний сад. Здесь можно успокоиться душой, наполниться новым смыслом.

Выставка «Окна света» посвящена свободной росписи, холодному и смешанному батику. Художница изобразила античные, и восточные мотивы, используя натуральный шелк и искусственный атлас.

Елена не просто фантазирует - она знакома с традициями и мифологией многих стран. Свои познания она отразила в работе «Колесо времени», где изображены сфинкс и египетские пирамиды. Другие идеи воплощены на полотнах «Греческих мотивов», «Кельтских ритмов» и т.д. Есть морская тема, цветочная и пустынная.

В каждой заложена определенная идея, так что посетители ощущают нежность роз или дыхание бриза на морском берегу. Это не первая выставка мастера - ранее работами восхищались зрители московской выставки международного уровня «Инь-Янь».

Творческий путь Елены начинался в Витебском университете на художественно-графическом факультете, но художница продолжила совершенствование на по дизайну интерьеров. У нее есть опыт преподавательской деятельности, а сейчас она работает в Москве дизайнером-графиком.

Люди по-разному выражают внутренний мир, и не всем удается излить его в каких-то работах, восхищающих зрителей. Для этого надо владеть определенной техникой на высоком профессиональном уровне. Елене удалось отразить на картинах движение души, и это захватывает мысли. Ее работы похожи на книгу, пробуждающую в людях прекрасные эмоции. создаст еще немало страниц, которые скрыты в ее сердце.

Такие картины я рисую уже более десяти лет. Эта упрощенная форма батика. Для настоящего батика нужны специальные дорогие краски, контур, ткань. Я рисую по ткани клеем ПВА и акварелью.
Когда-то давным-давно, люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами – набойками или специальным составом, который позволял расписывать ткань не всю сразу, а по частям. Последним способом рисовало по ткани малайское племя батраков, откуда и пошло название росписи – батик.

Для работы нам понадобится:
- шелковая белая ткань (можно использовать вышедшие из моды белые блузки, если ткань в хорошем состоянии);
- клей ПВА (обязательно хорошего качества, чтобы когда он застывал, становился прозрачным);
- краски акварельные (18, 24 цвета);
- кусочек поролона или широкая кисточка;
- кисти (лучше беличьи №1,2,3);
- клеенка;
- рамка со стеклом.

1.Найдем понравившийся рисунок. Обычно я использую открытки, где нарисован красивый пейзаж, интересная композиция. Часто использую рисунки со старых открыток.

2.Выбранную композицию нарисуем на бумаге простым карандашом на белом листе форматом А4. Можно рисунок с открытки увеличить с помощью ксерокса до нужного размера. Линии должны быть хорошо выделены.

3.Положим на стол клеенку, на нее рисунок из бумаги. Сверху на рисунок положим шелковую ткань. Закрепим ее скрепками.
4.Обведем рисунок по контуру клеем ПВА, используя кисточку.

5.Сделаем из поролона и палочки специальный тампон. Закрасим фон тампоном. Фон нужно закрасить весь по всей ткани. Вместо тампона из поролона можно использовать широкую кисть.

6.Когда фон высохнет, начинаем закрашивать тонкой кисточкой мелкие детали: елки, дом, забор, фонарь, мост, веточки. Рисуем мы акварельными красками, для белого цвета, т.к. его много, можно использовать белую гуашь. При рисовании стараемся набирать поменьше воды на кисточку, больше краски, чтобы рисунок не расплывался и был более ярче и насыщеннее.

7.Рисунок готов. Для того чтобы композиция получилась более выразительной мы прорисовываем слегка отдельные детали блестящими кликерами, или просто сбрызгиваем картину блестящим лаком для волос.

8.Теперь нужно подобрать рамку для рисунка. Рамка должна быть больше рисунка для того, чтобы картину можно было оформить в паспарту. Так рисунок смотрится более ярче и интересней.


Гейша. Декабрь.


Светлана Логинова – художник в подлинном смысле этого слова, человек, который сочиняет и творит! А создает она в первую очередь эмоции и настроение.
В ее волшебных произведениях осязается пространство и воздух. Насыщенные и в то же время мягкие цвета посылают зрителю поток, наполненный светлой энергией и гармонией. Каждого, кто смотрит на картины художника, посещает то чувство радости, которое дает нам непосредственное ощущение мира и настоящего искусства, пробивающегося сквозь разум и интеллектуальное восприятие окружающего.
Несмотря на различные темы, которые выбирает Светлана Логинова, ее выполненные в сложной технике батика произведения объединяет неподдельная чистота и улыбка - такая улыбка, с которой, наверное, Бог создавал Землю.



г. Находка, Россия.

Светлана Логинова – художник в подлинном смысле этого слова, человек, который сочиняет и творит! А создает она в первую очередь эмоции и настроение. В ее волшебных произведениях осязается пространство и воздух. Насыщенные и в то же время мягкие цвета посылают зрителю поток, наполненный светлой энергией и гармонией. Каждого, кто смотрит на картины художника, посещает то чувство радости, которое дает нам непосредственное ощущение мира и настоящего искусства.

Изящество и изысканность ее шелковых полотен, просто поражают!
Логинова Светлана. Картина на шелке "СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ"
роспись на шелке
3-х слойная картина: нижний слой фетр со стразами, верхний- слой прозрачного шелка с изображением балерины. Применены 3D -пигменты бриллиантовым сиянием.
Логинова Светлана. Двуслойная шелковая картина "Балерина. Лебединое озеро"
роспись на двух слоях шелка. Картину можно мыть. Отдельные фрагменты изображения очень красиво переливаются в электр. свете и солнечных лучах.


Логинова Светлана. Трехслойная шелковая картина "Балерина. Весна"
А эта картина написана в сложной технике роспись на ТРЕХ слоях шелка. Нижний слой-иск. атлас- изображение портьеры; второй слой- натур. крепдешин-изображение цветущей вишни, верхний слой-натур. газ- изображение балерины, легкие контуры портьеры.
свободная роспись на плотном иск. шелке, на отдельных деталях применена золотая поталь.


Роспись на плотном грунтованном шелке.Устойчивые краски.
По мотивам произведения К.Банга
Применена золотая поталь на украшениях девушки. Картина очень красиво смотрится в реале.


Логинова Светлана. Картина на шелке-ДИПТИХ "Модница-красавица на пестрой туфельке"
Роспись на плотном загрунтованном шелке, устойчивыми красками. Картину можно мыть. По мотивам постера.
Логинова Светлана. Картина на шелке" ЛАНДЫШИ"

По древней философии фен-шуй изображение цветов с нежным запахом – исполнение желаний. Зеленый цвет многократно усиливает положительную энергетику. Ландыши являются олицетворением чистоты, верности и любви.

Трехслойная картина, роспись на шелке. Нижний слой- плотный шелк, второй слой- сетка с искринками, верхний слой- полупрозрачный шелк с изображением феи и ландышей, росинок… применены пигменты с бриллиантовым сиянием- при попадании света отдельные фрагменты очень красиво переливаются.
Авторская переработка по произведению Р.Андерсон

Логинова Светлана. Картина на шелке "Догулялся…"
…догулялся… всю ночь с кисками… поспать надо… ветка- самое безопасное место- никакая собака не достанет…

Роспись на иск. плотном шелке

Логинова Светлана. Маки, маки, красные маки…
роспись на плотном иск.шелке устойчивыми красками.


роспись на плотном иск.шелке
роспись на иск. плотном шелке


Логинова Светлана. картина на шелке "Задумчивый Ангелок"
роспись на плотном иск. шелке
роспись на плотном иск.шелке устойчивыми красками
роспись на шелке
роспись на шелке, двухслойная картина, объемный эффект. При попадании света, отдельные фрагменты красиво переливаются.

двухслойная картина, роспись на шелке, при попадании света отдельные фрагменты очень красиво переливаются.

Нижний слой-шелк с фантазийным рисунком, второй слой- сетка со стразами, верхний слой- прозрачный натур. шелк газ с мотыльками. Крылышки мотыльков очень красиво мерцают при попадании света.
Роспись на плотном шелке акриловыми красками.

Платок из шелкового атласа. Выполнен на заказ под впечатлением книги
К. Антаровой "Две Жизни".


Роспись на шелке свето и водоустойчивыми красками.


Логинова Светлана. Гейша.Декабрь (из серии "Цветы Сакуры")

Роспись на плотном иск. атласе. Детали картины тщательно прописаны. По мотивам Морита.

роспись на иск. атласе. По мотивам Морита.
При желании приобретения работы могу выслать фото в лучшем качестве.
В реальности картина очень красиво смотрится, все детали тщательно прописаны.

Изображение воды многократно усиливает положительную энергетику здоровья, долголетия, внутренней гармонии человека. Яркие цвета поднимают жизненный тонус.

Роспись на иск. атласе, устойчивые краски, при заинтересованности вышлю фото в хорошем качестве.

трехслойная картина, роспись на шелке. Нижний слой-плотный шелк, второй слой- прозрачный шелк с фантазийным узором, верхний слой- натуральный прозрачный газ с изображением бабочек. Применены пигменты с эффектом сияния.
Роспись на плотном иск. шелке, по мотивам вышивки


роспись на плотном иск. шелке специальными акриловыми красками, смешанная техника.

роспись на плотном иск. шелке.
Роспись на плотном иск. шелке.

Двухслойная картина, роспись на шелке. Нижний плотный иск. шелк с изображением пузырьков, водорослей, рыбы. Верхний слой- прозрачный газ- рыбы, водоросли, пузырьки. Применены пигменты с бриллиантовым сиянием- отдельные фрагменты очень красиво переливаются на свету.
Логинова Светлана. Ирисы Великолепные.
роспись на плотном иск. шелке

роспись на плотном иск. шелке, по мотивам эскиза вышивки.
роспись на плотном иск. шелке акриловыми по ткани красками.
трехслойная картина, роспись на шелке. Нижний два слоя- плотный шелк и сетка с искринками, верхний слой- натуральный шелк шифон (прозрачный) с изображением Хризантем.
роспись, плотный иск. шелк, акриловые краски.
Портет щенка породы Ретривер-Голд (золотистый).

Роспись на шелке. Трехслойная картина: шелк, сетка с искринками, натур. шелк-газ. Хризантемы изображены на верхнем прозрачном газе.
Нижний слой очень красиво мерцает на свету.
роспись на плотном иск. атласе.

Журавль – популярнейшая птица в фен-шуй. Наделена многими мистическими способностями – приносит долголетие, здоровье, легкость в разрешении любых проблем. Древняя философия фен-шуй говорит, что присутствие птиц или их изображения в доме посылает везение.

Двухслойная картина, роспись на шелке, объемный эффект. Нижний слой- плотный шелк с изображением пейзажа с птичьего полета; верхний слой- прозрачный газ с изображением журавликов.


Присутствие птиц или их изображения в доме дарует легкое разрешение любых проблем.

Роспись на шелке. картину можно мыть

Логинова Светлана. Птахи
роспись на плотном иск. шелке атлас
роспись на плотном иск. шелке атлас.