Ремонт Стены Уход

Как поминают в 9 дней. Важные дни после смерти

Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .

Дни поминовения усопших у православных

Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.

Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .

Поминки на 3 и 9 день после смерти

Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».


Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу - с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.

40 дней и 1 год (годовщина)

Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.

Панихида об усопших

Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.

Нужно ли на поминки ходить в церковь

Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.


Зачем надо молиться об усопших

И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

В православии 40 дней со дня смерти — очень значимая дата. Именно по окончании этого времени душе покойного предстоит получить окончательное решение, где она будет пребывать — в раю или аду. Если душа умершего не может самостоятельно улучшить свое положение, то помочь в этом должны родственники. В данной статье пойдет речь, как правильно рассчитать 9 и 40 дней со дня смерти в православии. Ответы на эти волнующие вопросы дадут батюшки.

Что такое 9 и 40 дней со дня смерти?

По христианским обычаям, 3 день, 9 день и 40 день после смерти очень важны. Но все же большую важность имеет 40-й день, так как это та самая грань, когда решается судьба души человеческой. В церкви говорят, что это так называемая невозвратная точка для души. Некоторые люди утверждают, что 40-й день после смерти более трагичен, нежели сами похороны.

Но все же стоит немного вернуться назад. На третий день после смерти душа попадает на поклонение к Богу. После чего, 6 дней ангелы демонстрируют душе усопшего красоту рая. На 9-й день после поклонения Богу отводится она в ад, где на протяжении 30 дней демонстрируются разные комнаты и места, где мучаются грешники.

Как поминать усопшего на 9-й день?

Как правило, в этот день на поминальном обеде должен стоять стакан воды с ломтиком хлеба на нем. Также родственники должны заказать молебен в церкви и поставить свечки за упокой души. За столом обычно собирают только близких и родственников, но и друзей усопшего не запрещено приглашать.

Женщины за столом должны сидеть в черных платках. Если же говорить о блюдах на 9-й день после смерти, то на столе обязательно должна быть кутья, компот и любая каша. Можно в отдельную тарелку положить любимые лакомства умершего, в знак уважения. Любой алкоголь в эту дату на столе категорически запрещен.

Как поминать усопшего на 40-й день?

В первую очередь, необходимо молиться Высшим силам, чтобы уговорить их предоставить усопшему место в раю. Кроме этого, можно замолить и некоторые свои грехи. Также в пользу спасения души умершего можно в молитве отказаться временно от вредных привычек. Немаловажным в этот день будет сам процесс проведения поминания. Все присутствующие за столом должны быть православными верующими. Не нужно воспринимать поминки как очередное семейное застолье, где можно говорить о насущных проблемах.

В Церкви говорят о категорическом запрете на поминках употреблять алкоголь. Кроме этого, запрещается петь песни и проявлять любые признаки веселья. К сожалению, многие православные мало чего об этом знают, а еще меньше придерживаются церковных традиций.

Как считать 9 и 40 дней после смерти?

Некоторые люди не знают, как правильно считать 9 и 40 дней после смерти. Для того, чтобы не ошибиться, мы узнали подробности у батюшки. По словам священнослужителя, день смерти необходимо также учитывать при проведении подобных расчетов. К примеру, если человек скончался 31 октября, то 9 день — 8 ноября. Тоже самое касается и 40 дней. В нашем случае, это будет 9 декабря.

Многим известно, что 9 дней после смерти являются важными, но не каждый знает, что они значат. Наверное, много кто задавался вопросом, для чего заказывать службу в церкви и устраивать поминки.

Итак, нужно помнить о том, что именно 9 день после смерти называют «незваным», так как на него гостей не приглашают. На поминки могут прийти лишь родственники и близкие друзья покойного для того, чтобы почтить его светлую память.

Что происходит на 9 день после смерти?

Собравшись на поминальной трапезе нужно прочитать молитву «Отче наш», после чего обязательно съесть хотя бы ложечку кутьи (желательно освященной в церкви).

Несмотря на то, что после смерти уже прошло 9 дней на столе не должно быть , а за ним – веселья, смеха, веселых песен и сквернословия. Также запрещено вспоминать «нехорошие» качества покойного.

Неправильно думают те, кто убеждены в том, что еда на столе играет большую роль в поминальном дне. Это ошибочно. Лучше всего устроить скромную трапезу без изысканных блюд. Ведь неважно, какие блюда стоят на столе в этот день, а важнее то, что пришли люди, которые уважают и тоскуют по усопшему, и готовы в любой момент подать руку помощи его близким.

Что значит 9 дней после смерти?

Что происходит с душой на 9 день после смерти, волнует многих. Как говорится в православных писаниях, душа после смерти покидает тело человека и не уходит из мира живых не 9 дней, а до тех пор, пока не исполнится 40 дней. А вот в течение 40 дней душа находится там, где до этого жила в теле. Некоторые утверждают, что после похорон родственники ощущают в доме чье-то присутствие.

Первый день после смерти человека его душа шокирована, так как она не может понять, как сможет существовать без тела. Именно из этих соображений в Индии принято уничтожать тело. Если физическое тело будет долго мертвое, то душа все время будет находиться возле него. Если тело придать земле, то душа увидит его разложение.

На третий день душа понемногу начинает приходить в себя, привыкать быть без тела, ходить по окрестностям, после чего возвращается в дом. Родственники не должны истерически страдать за усопшим и громко рыдать, так как душа слышит все, и испытывает все муки родных на себе. В это время необходимо все время молиться за душу усопшего, пытаясь отправить ее из этого мира. В этот момент она испытывает психологическую боль, переживает и не понимает, как быть дальше. Поэтому молитвами родственники помогаю ей успокоиться.

Так что же все-таки происходит с душой на 9 день после смерти и какие традиции связаны с этим днем? Поминки усопшего устраивают в честь девяти ангельских чинов, которые служат Всевышнему и просят его смилостивиться над покойным. По прошествии трех дней душу сопровождает Ангел, который вводит ее во врата рая и показывает неземной красоты обитель. В таком состоянии душа находится на протяжении шести дней, забывая о скорби, что была ощутима в период существования в теле и после выхода из него. Но если душа грешна, то видя наслаждение святых в рае, она начинает скорбеть и укорять себя за то, что грешила на земле. На девятый день Всевышний велит Ангелам снова представить к нему душу на поклонение. И вот душа снова со и трепетом предстает перед Господом. Но в этот период родные и близкие молятся за покойного, и просят Бога смилостивиться над усопшим и принять его в свои владения.

Но судьба души решается лишь на сороковой день, когда на поклонение Всевышнему она вознесется в третий раз. И тогда Бог будет решать ее участь, взвешивая ее хорошие и плохие дела на чаше весов.

Родные должны молиться все это время, тем самым заглаживая грехи покойного – это будет для него важнее всего.

В быту нашего народа широко распространена традиция поминовения усопших на девятый, сороковой дни, годовщины. Эти даты неслучайны, они имеют свое обоснование в христианском предании.

Согласно церковному преданию, душа на третий день после смерти предстает перед Богом, после чего ей показывают райские обители. На день девятый, после осмотра душой рая, она вновь возносится на поклонение ко Господу. Именно поэтому девятый день со дня смерти ознаменован поминками. Однако, в сознании некоторых людей теряется главный смысл поминовения. Итак, в чем христианский православный смысл поминок на девятый день и как правильно нужно поминать усопших?

Главными составляющими любых дней памяти умерших близких являются молитва и совершение дел милосердия. Поэтому необходимо уделить больше внимания не внешней форме поминовения, которая зачастую абсолютно бессмысленна и откровенно суеверна, но внутренней составляющей нашей памяти усопших.

На девятый день со дня смерти необходимо помолиться об упокоении души умершего. Если в городе есть храм, в котором в этот день совершается утреннее богослужение литургии, необходимо подать записки об упокоении и помолиться самим за главным православным богослужением. Кроме этого, верующие люди заказывают панихиду. Иногда молитвенные поминовения в храме заказывают заранее.

Кроме соборной молитвы в храме православный человек поминат в своих молитвах усопших и дома. Особенно это касается дней поминовений, в том числе и девятого. Дома можно почитать канон об усопших, 17 кафисму псалтири (либо несколько кафисм с вставками молитвы об усопших), последование литии, акафист за единоумершего.

Если есть возможность, на девятый день со дня смерти можно посетить могилу. При необходимости убраться на месте захоронения. На самом кладбище необходимо вновь помолиться об упокоении души усопшего.

На девятый день принято готовить поминальный обед. Смысл его заключается не в том, чтобы покушать, но чтобы совершить дело милосердия. Родственники усопших приглашают к столу близких и родных умерших, кормят их. Иногда на поминальные обеды приглашают и неимущих людей, исполняя завет Господа о питании алчущих и жаждущих. При этом, не важно, где именно готовится обед (дома или в кафе). Это зависит от удобства и возможностей организаторов поминок.

На поминальном обеде так же очень важно не забывать о молитве. Перед вкушением пищи необходимо попросить у Бога прощения грехов усопшего. Родственники умершего вполне могут попросить молитв об упокоении души поминаемого и у всех собравшихся. Если кто не знает текста молитв, вполне можно помолиться и своими словами об упокоении души новопреставленного.

Для православных людей важно знать на какое время приходится девятый день со дня смерти. Если это постный день, желательно приготовить постный поминальный обед. И, конечно, не стоит забывать о том, что усопших нельзя поминать алкоголем.

Кроме этого в девятый день можно сотворить милостыню. Например, раздать нуждающимся пищу, одежду (если это не было сделано заранее).

Таким образом, следует четко понимать, что самым полезным и необходимым для человека, перешедшего в иной мир, является не просто память живых и приготовление поминальных обедов, но сердечная молитва об упокоении души и совершение дел милосердия.