Ремонт Стены Уход

Презентация о одном атмосферном явление. Презентация к уроку по окружающему миру "необычные атмосферные явления"



Лиша́йники (лат. Lichenes ) - симбиотические

ассоциации грибов

и микроскопических зелёных

водорослей и/или цианобактерий


Гетеротрофный компонент

лишайника

Автотрофный компонент лишайника

Тело лишайника называется СЛОЕВИЩЕ


ТИПЫ СЛОЕВИЩ

листоватые

кустистые

накипные





Лишайники – пионеры суши.

В хороших условиях, с оптимальными влажностью

и температурой,

лишайники растут на несколько сантиметров в год.



Лишайники являются индикаторами

чистоты атмосферного

воздуха


Значение лишайников

  • Лишайники являются организмами-

индикаторами (биоиндикаторы)

для определения условий окружающей среды,

в частности,

качества воздуха (лихеноиндикация)

2. Вносят существенный вклад

в процессы почвообразования


3. Особенно важна роль лишайников в жизни

животных в условиях Крайнего Севера,

где растительность редка,

в зимние месяцы они составляют

около 90 % от рациона оленей.

Особенно важен для оленей ягель (олений мох) (Cladonia),

который они при помощи копыт достают даже из-под снежного покрова

Гнездо бурокрылой ржанки, сделанное из лишайника


4 . С давних пор используются

лишайники и как лечебное средство, на это указывал ещё Теофраст.

Лишайники находят применение в народной медицине, они содержат также широкий спектр ингредиентов, представляющих интерес для фармацевтики

В уснее (Usnea) был обнаружен антибиотик усниновая кислота, применяемый для лечения кожных и других болезней


Блюдо из съедобного лишайника бриории Фремонта (Bryoria fremontii)


Интернет-ресурсы

1. http://i025.radikal.ru/0912/0d/ef114160e157.gif

2. http://i070.radikal.ru/1208/8a/88855d447e55.jpg

3. https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1266&bih=890&q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&oq=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&gs_l=img.1.2.0l10.1470.3931.0.8022.9.5.0.4.4.0.121.566.0j5.5.0.msedr...0...1ac.1.60.img..0.9.578.ZtcSVFpyjOQ#newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&imgdii=_

4. http://facepla.net/the-news/nature-news-mnu/2484-moss.html

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

6. https://fotki.yandex.ru/next/users/nataorch/view/102327

7. http://gribisrael.narod.ru/Species_List/Lichens/Lichenes.htm

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA%E8

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BE%D0%BD_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

10. http://www.ksist.ru/index.php?newsid=39

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%8F

Я хороший, Я всё знаю, Я буду стараться, У меня всё получится.


ЭПИГРАФ: «ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА»

ЧАРЛЗ ДАРВИН


Проблемный вопрос.

Существуют ли в природе

организмы, состоящие из

самостоятельных организмов?

В чём особенность этих

организмов?



ТЕМА УРОКА «ЛИШАЙНИКИ»

Цель урока: изучить особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов.

Внимание! Основные понятия:

слоевище

симбиоз

накипные, листоватые, кустистые.


Алгоритм.

1.Многообразие и распространение. Типы.

2.Строение.

3.Питание.

4.Размножение.

5.Распросранение.

6.Значение.


ЛИШАЙНИКИ

кустистые

накипные

листоватые

Калоплака

Омфалина

Кладония



Я смотрел кору на ветке,

Сквозь стекло точеное:

Там в ячейках белой сетки

Рыбки спят зеленые.


ПИТАНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

органические вещества

воду и минеральные вещества

водоросль

гриб


Сговорились Клим с Пахомом

Жить совместно, общим домом:

Клим готовит соль, водицу,

А Пахом зерно, мучицу.


РАЗМНОЖЕНИЕ

Чаще всего путём отделения кусочков

слоевища с последующим разрастанием.

Особыми группами клеток гриба и

водоросли.

Растут лишайники очень медленно, прирост

их составляет от 1 до 8 мм в год (ягель

вырастает за год на 1-3 мм).

Средний возраст лишайников от 30 до 80 лет.

Продолжительность жизни -50-100 лет.


ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Безжизненная Антарктида

Пески Сахары

Полярная тундра

Леса

Тундра

Горы

Голая почва

Стволы деревьев

Раскаляемы солнцем скалы

Заборы

Стекло

Чистая бумага


ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

ПИОНЕРЫ ПРИРОДЫ

ОБРАЗУЮТ ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ

НАКАПЛИВАЮТ

БИОИНДИКАТОРЫ


ПОДУМАЙТЕ

В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по

пустыне, по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были

съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на

раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок,

неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку,

подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра

поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна!

С неба падает манна!» Все, кто еще мог, бросились собирать эту

«манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и

пекли лепешки.

Чем была эта «манна» на самом деле?


Особенности лишайников:

Своеобразие формы, обмена

веществ, особенностей роста и

размножения, мест обитания

несмотря на их двойственную

природу, самостоятельными

организмами.


ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

1.Лишайники – представители царства растений.

2.Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.

3.Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.

4.Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.

5.Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.

6.Кладонии представители накипных лишайников.

7.Лишайники быстро растут.

8.Человек не использует лишайники в своей жизни.


Правильные утверждения:


-Домашнее задание.

Всем – стр. 102-106.

Задание на выбор:1. составить кроссворд по теме «Лишайники» (оценка – «4»)

2. « Представить отчёт в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.)

(оценка «5»)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лишайники Выполнила учитель биологии МБОУ Устанской СОШ Малышева Наталья Юрьевна

Цель: Изучение строения лишайников как симбиотических организмов, состоящих из гриба и водоросли.

Задачи: Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельностью лишайников. Раскрыть приспособленность лишайников к различным условиям обитания, их роль в природе. Продолжить формирование бережного отношения учащихся к природе.

определение Лишайники- особая группа организмов, состоящая из гриба и водорослей, которые находятся в симбиотических взаимоотношениях.

Строение лишайника А-верхний корковый слой В-слой водорослей С-сердцевина D -нижний корковый слой Е-ризоиды

Типы лишайников накипные (корковые) листоватые (листовидные) кустистые

Накипные-бацидия

Листоватые Пармелия Ксантория

Кустистые Уснея Ягель

Размножение, темпы роста Спорами, которые образует гриб. Вегетативно- отламыванием кусочков таллома, затем произрастающих на новом месте. Особыми образованиями, состоящими из клеток водоросли, формируются под верхней корой слоевища. Растут медленно 1-3 мм в год.

Питание Гифы гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а водоросль, в которой имеется хлорофилл, образует благодаря фотосинтезу органические вещества.

Местообитание тундра лесотундра

Экологическая роль Образуют растительный покров. Причиняют вред деревьям (в их талломе поселяются насекомые- вредители). Являются пионерами в освоении безжизненных пространств. Участвуют в химическом выветривании горных пород. Индикаторы чистоты воздуха. Играют важную роль в биогеоценозах.

Применение лишайников человеком Медицина Использование в пищу (Япония) Красители Парфюмерная промышленность

Проверим знания Дайте определение термину лишайники. Перечислите виды лишайников. Назовите представителей лишайников. Как питается лишайник? Расскажите строение лишайника Где растут лишайники? Как размножаются лишайники? Какова экологическая роль лишайников?

вывод Лишайники- симбиотические организмы, тело (таллом) которых состоит из двух компонентов: автотрофного (водоросли) и гетеротрофного (гриба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обощение по теме "Тепловые явления" в 8 классе. Урок содержит устную работу в форме физической разминки, теретический тест по данной теме, физическое лото на проверку знаний формул по данной теме...

Презентация на уроки алгебры в 11 классе на темы "Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции."

Презентация составлена на три урока. Часть материала я взяла из презентаций других учителей, за что им большое спасибо.Удобно уже сделанный материал компоновать по своему усмотрению для данного класса...

В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....

Курение и потребление алкоголя несовместимы со здоровым образом жизни.Много фактов, примеров из жизни, о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека....

Общее ухудшение состояния здоровья является в настоящее время одной из наиболее важных проблем человечества.При этом быть здоровыми хотят все.Прежде всего, хорошее здоровье необходимо человеку, чтобы...

Актуализация знаний I.Работа с тестами. Выберите правильные ответы: 1. К съедобным грибам относятся: А. Сыроежка Б. Масленок В. Мухомор Г. Гриб трутовик 2.Грибы сближает с животными: A. Питаются готовыми органическими веществами Б. Содержат в оболочках клеток хитин B. Поглощают питательные вещества путем всасывания Г. Накапливается в клетках гликоген













Тип лишайников Особенности строения Примеры Накипные Леканора, лицедея Листовые Пармелия, ксантория КустистыеКладония, ягель, уснея 1.Самостоятельная работа учащихся -Пользуясь текстом учебника S13,заполните таблицу «Строение лишайников с различным типом слоевища»
















Упражнения для снятия общего утомления И. п. – основная стойка. 1. – присесть, руки вперед. 2. – руки сомкнуть над головой. 3. и.п. – выдох. При выполнении, тянуться вверх. 4,5. - подъем на носки, руки вверх, вдох 6,7. – присесть, руки в стороны, выдох 8 - И.п.
























IV.Рефлексия. Теперь наш урок подходит к концу и мне бы хотелось услышать, что нового и интересного вы сегодня узнали. Я сегодня на уроке Про лишайники узнала, И от этого намного Образованнее стала, И теперь как выйду в сопки, И вокруг я погляжу, Я о северной природе Очень грамотно сужу. Знаю, что такое ягель, И в лишайниках я – ас, Не желаете послушать? Расскажу про них сейчас. Гриб и водоросль вместе Очень дружно так живут, Образуют слоевище. Их лишайники зовут.


Тест по теме «Лишайники» Выберите ОДИН правильный ответ 1. Наука о лишайниках называется А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология. 2. Лишайники - это А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов 3.Слоевище лишайников состоит из А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей


4. Лишайники могу селиться А) На любом неподвижном субстрате Б) Только на почве 5. Что получает водоросль от гриба? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух Г) Минеральные вещества. 6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух


7.Самостоятельно может существовать А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли 8.Как размножаются лишайники А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника. 9.Каков прирост слоевища ягеля за год А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм.


V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: S13, ответить на вопросы в начале и в конце S13. Творческое задание: 1группа: придумать стихотворение о лишайниках. 2группа: Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Он чаще всего встречается на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать 3-5 мин и отметить, что раствор приобретает ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетради. 3группа: подготовить презентацию об использовании лишайников человеком


Использованная литература, интернет ресурсы 1 А.А. Калинина.Поурочные разработки по биологии:6кл- М.:ВАКО,2011,- 384с-(В помощь школьному учителю) 2.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник.М: Дрофа,2002. «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя стих про лишайника. Статьи Фестиваля «Открытый урок»Лишайники". 7-й класс Французова Алёна Викторовна, учитель биологии 6. Елена Михайловна Бенуж. Пособие. Тесты по биологии. 6 класс


Мультимедийные средства обучения 1. С.Н. Лебедев.-М.:Глобус, с. - (Современная школа). Методическое пособие с электронным приложением 2.Электронный атлас для школьника «Ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.