Ремонт Стены Уход

Тамара грузинская. Святая благоверная царица тамара великая

Житие святой благоверной царицы Тамары

Большинство источников указывают на то, что святая благоверная царица Грузии Тамара Великая происходила из древней грузинской династии Багратионов. Стоит отметить, что архимандрит Рафаил (Карелин) в своих проповедях упоминает о том, что свое начало эта древняя династия берет в роду брата святого Иосифа Обручника, потомки которого приехали в Византию в VI веке. Старшего из них звали Баграт (по-гречески Панкратий), он-то и получил в удел от византийского императора одну из южных областей Грузии, после чего династия эта стала царствующей.

Святая царица Тамара родилась около 1165 года в семье Георга III и красавицы Бурдухан, воспитанием девочки занималась высокообразованная тетка Русудан. Воцарение Тамары было предсказано свыше: ее матери приснился пророческий сон. В нем она увидела свою дочь на троне грузинских царей в блеске красоты и славы, увенчанную золотой короной. Мать, в ответ на приснившийся сон, призывает Тамару быть достойной судьбы, необычной для женщины: «Покровом крепким стань для немощных, защитой сильною для слабых, источником богатства для неимущих! Побеждай сердца кротостью, ум – мудростью, взор – красотой, рази строптивых и властвуй, дивная от края и до края».

Отец при жизни короновал дочь на царство, таким образом, святая Тамара, подобно своему знаменитому деду – Давиду III Возобновителю, разделила с отцом бремя власти и управления государством в юном возрасте. После смерти отца в 1184 году Тамара стала править страной самостоятельно. Она достойно продолжила дело, начатое ее дедом, который положил немало сил на объединение Грузии, установление порядка и развитие образования грузинского народа.

В 1103 году по распоряжению царя Давида в Грузии было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан, были смещены иерархи, имевшие высокий сан не по личному достоинству и заслугам, а лишь благодаря их сословному происхождению, на их места были избраны новые. Будучи сам почитателем Священного Писания, Давид открыл по образцу византийских школ правильно организованные училища, откуда по 40 человек молодых грузин посылались на Афон для довершения образования. Милосердие, безграничная благотворительность и нищелюбие были свойствами этого всеми любимого царя. При царе Давиде Грузия начала застраиваться монументальными храмами и монастырями.

Правление святой царицы Тамары абсолютно согласуется с начинаниями деда. Никогда, ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания, как во время ее правления. Имя святой Тамары – самое дорогое для грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных уже многие века. Царица Тамара отличалась высоким благочестием и способствовала широкому распространению христианской веры по всей Грузии, строительству многочисленных храмов и монастырей. Как и царь Давид, царица Тамара немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, в стране водворен внутренний мир.

Предание рассказывает нам о том, что сразу после коронации царица Тамара видела пророческий сон, который трактовала как опасность от огромного мусульманского мира на востоке ее страны. Она поняла, что грядут страшные войны с ним и в них она одержит победу.

В делах правления царица Тамара обладала особым тактом, вызывавшим ответное уважение у окружающих. Свои повеления она отдавала не грубо, но и не по-женски безвольно. Она была силой примиряющей и соединяющей. Об ее совершенствах ходили легенды, ее хотели видеть все, ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Современник так писал о ней: «Правильного сложения, темный цвет глаз и розовая окраска белых щек, застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор». Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли сосудом мудрости, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность (из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона).

Днем, восседая на троне, она разбирала государственные дела и творила суд, изумляя мудростью и великодушием тех, кто приходил к ней. Это был суд, где торжествовала правда, но и для осужденных у нее находилось милосердие. Во дворце царицы Тамары находили прощение и милость даже ее враги. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. По ночам святая Тамара молилась Божией Матери о защите своих подданных или занималась рукоделием, вырученные средства от продажи ее изделий шли на подаяние нищим. Значительная часть казны направлялась в пользу нуждающихся и бедных, расходовалась на строительство монастырей, на помощь церквам в странах, находившихся под игом мусульманских правителей. Ее сердце было открыто и к иноверцам-иноплеменникам – «Голодного она не спрашивала: кто ты? А бедного: какая у тебя вера?»

Во время правления царицы Тамары заметно оживились дружественные отношения Грузии с братской единоверной Русью. Первым мужем царицы стал сын великого князя Андрея Боголюбского – Юрий. Юрий храбро воевал с врагами своего нового отечества, но, к сожалению, вскоре в его поведении открылись некие бесчинства, которые царица Тамара не могла стерпеть. Она увещевала Юрия исправиться и сама, и через монахов и, наконец, решилась развестись с ним. Юрий два раза приходил в Грузию с войском для возвращения потерянного престола, но оба раза был выслан из страны. Царица Тамара вступила в новый брак с князем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве и который был одним из лучших ее полководцев.

В последние годы XII и первые годы XIII века пришло время воплощения пророческого сна царицы – два раза в Грузию вторгались объединенные силы мусульманских государств Ближнего Востока и оба раза они нашли здесь свое поражение. И багдадский халиф, глава мусульман всего мира, совмещавший царскую и религиозную власть, и правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин, обратившийся к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства, были уверены в победе, но, несмотря на малочисленность грузинского войска, были вынуждены покинуть пределы грузинской страны.

Святая царица Тамара уповала не на силу оружия, а на помощь Божию. Как повествует летопись, собирая войска, она обращалась к воинам: «Братья мои! Пусть сердца ваши не дрогнут перед множеством врага и малочисленностью вашей, ибо Господь с нами. Доверьтесь только Богу и сердца ваши праведно обратите к Нему, и все упование ваше на Крест Христов и предстательство Пресвятой Богородицы положите». Во всех церквах и монастырях Грузии беспрерывно служились всенощные и литургии, щедро раздавалась милостыня.

Сама царица Тамара, преклонив колени перед Влахернской иконой Пресвятой Богородицы, горячо молилась Ей о победе христиан: «Матерь Божия! Грузия – Твой жребий. Ты – Владычица, а я – только лишь последняя раба Твоя. Сама защити удел твой!» И молитва ее была услышана – оба сражения закончились полной победой православного грузинского войска.

Водворившийся мир и горячее стремление царицы Тамары к просвещению грузинского народа благотворно сказались на развитии наук, искусства и на блестящем расцвете грузинской исторической и светской литературы. При царице Тамаре в стране появилось большое число людей просвещенных, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного содержания. В этот период прославился великий грузинский поэт Шота Руставели. Его поэма «Витязь в тигровой шкуре», которую он посвятил царице Тамаре, – вершина развития грузинской средневековой поэзии.

В управлении государством, как и в личной жизни, царица Тамара неуклонно следовала Божественным заповедям Спасителя. Все сферы национальной жизни были проникнуты ее высоким моральным влиянием. Авторитет ее стоял на недосягаемой высоте. Но она не прельщалась славой: смиренномудрие и любовь к людям сопутствовали царице в ее заботах о благе грузинского народа. Царица Тамара часто говорила: «Нагой родилась из утробы матери, нагой же (свободной от земных стяжаний и имений) желала бы отойти к Вечному судии». Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. С мудростью государственного управления святая царица Тамара соединяла святую ревность о распространении и утверждении христианства среди подвластных ей горских племен Кавказа, посылая к ним священнослужителей и учителей веры.

Последние годы жизни царица Тамара провела в Вардзийском Успенском пещерном монастыре. Она подарила монастырю много деревень, украсила его храмы и повелела высечь в скале «Большую» церковь. В церкви хранился фресковый портрет царицы Тамары и надпись с упоминанием о ней. Церковь Тамары отличается простотой, отсутствием резьбы и орнаментов. Множество других помещений, галерей, гротов, высеченных в скалах, составляет собою дивное и прекрасное творение. Келья царицы Тамары сообщалась посредством оконца с храмом, так она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений.

Царица Тамара мирно скончалась приблизительно в 1212 – 1213 году (точная дата неизвестна). Перед своей кончиной она обратилась к Господу: «Христос Бог мой! Тебе вверяю царство сие, мне порученное Тобою, и народ сей, искупленный Честною Твоею Кровию. Тебе же предаю душу мою...»

Грузинский народ верит, что великая святая не умерла, а спит на золотом ложе, и когда придет срок, она проснется и воцарится вновь. Существует легенда о том, что Великая царица Тамара завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира, опасаясь мести побежденных ею мусульман. Грузия выполнила ее завещание. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало несколько отрядов, каждый из которых вез гроб. Их тайно похоронили в разных местах, никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре, в усыпальнице Багратионов. Другое предание утверждает, что она погребена в Иерусалиме, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь – Георгий IV Лаша (сын Тамары и Давида) исполнил заветное желание своей матери: отряд грузин, примкнувши к войску крестоносцев, привез гроб царицы Тамары в Крестовый монастырь. Но это тайна, которая до сих пор не раскрыта.

Если б можно было назвать царицу другим именем, то это имя было бы «милосердие»…

Если б можно было назвать ее царствование одним словом, то этим словом было бы «благородство»…

Святая царица Тамара взяла скипетр – как крест и, взойдя на трон, сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Она стала не только царицей, но матерью и ангелом-хранителем народов Грузии, своим духом и любовью она никогда не оставляла и не оставит свою страну.

Какое чудо произошло

Мы снова возвращается к тому, что не всегда видим от иконы какое-то откровенное знамение. Знамения от Господа и Матери Его, исцеления, данные нам по молитвам к Нему и Его святым, мы называем чудом и ждем, как дети ждут фокуса, а «фокусов» у Бога быть не может, ибо Ему всё возможно, и потому, что чудесно для нас – для Него естественно, и если мы истинно уверовали, то это и для нас не будет чудом, поскольку идет от Бога. Но мы говорим: «Дивен Бог во святых своих», вспоминая об их непрестанном заступничестве. Чудо в другом – когда земная человеческая молитва настолько разогревает и открывает наше сердце, что Сам Господь и святой Его могут заглянуть в него и дать ему то, что оно истинно хочет.

Но известно, что икона Божьей Матери Иверская, подаренная святой царицей Тамарой осетинскому народу, иначе называемая Моздокской, является чудотворной, как и большинство списков Иверского образа. И в этом также Вышнее благословение трудов равноапостольной царицы Тамары Самой Небесной Покровительницей Иверии и Матерью-Заступницей человечества.

Значение иконы

В жизнеописании святой равноапостольной Грузинской царицы Тамары Великой архимандрит Рафаил (Карелин), сравнивая Церковь с дивным садом, называет святую равноапостольную царицу Тамару (Тамар) с величественной лилией в этом саду. На иконе святая царица всегда изображалась во всем блеске своей царской славы. Ее дворец был по-восточному прекрасен, полон дорогих даров, которые ей несли от всего сердца. Но пышные одежды, в которых она изображена на иконах, – не более чем дань царскому статусу, обязанностям, которые она совершала, как совершают послушание перед Богом. Душа же ее всегда была облачена во власяницу, подобную власянице инокини-подвижницы.

Днем она занималась государственными делами, вершила суд, милосердный и справедливый – архимандрит Рафаил сравнивает величие и справедливость этого суда с величием и справедливостью суда мудрейшего царя и пророка Соломона и говорит, что слово благородство – синоним ее царствования. Но милосердие святой царицы было столь велико, что во всех случаях, где только было возможно, она стремилась даровать прощение, проявляла его даже по отношению к врагам, стремившимся ее уничтожить.

Ночью же она облекалась в ту самую простую власяницу уже не только душой и возносила Богоматери неустанную молитву за свой народ. Она называла Царицу Небесную – Царицей Грузии, а себя – лишь недостойной Ее рабой.

Для нее все несметные богатства, которые бросали к ее ногам восточные правители, были ничто, они становились только средством для осуществления ее неустанной заботы о нуждах страны, которую она сделала цветущей, о нуждах народа, которому она прививала ту же любовь к Господу и вере истинной. Дух ее сиял огнем апостольской любви, той самой, о которой писал апостол Павел и которая горела в ней самой (1Кор. 13; 1-13). Вот потому стала она равноапостольной и причислена к женам-мироносицам.

Святая Тамара (1184–1213 гг.), грузинская царица, была дочерью Георгия III от красавицы Бурдухан. При ее матери христианство уже распространилось в разных частях Грузии. Тамара оставила о себе добрую память в народе. Некоторые племена Грузии почитают Тамару как целительницу недугов.

Грузинские сказания прославляют ее кротость, миролюбие, мудрость, религиозность и красоту. Известно еще, что святая Тамара заботилась о бедном народе, о вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии. Кроме того, она покровительствовала поэтам, писателям, построила много храмов, а также роскошный Вардзийский дворец. Церковь за заботы и щедрые дары причислила Тамару к лику святых.

Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Успешна была и ее государственная деятельность, благодаря которой Грузинское царство увеличилось и окрепло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Святая Тамара происходила из знатного рода Багратионов, по преданию восходившему к самому царю Давиду. Ее отец Георгий в 1178 году провозгласил свою дочь царицей. Через 7 лет он скончался. С этого момента началось правление святой.

Когда святая Тамара взошла на престол, то сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Эта фраза определила все ее правление.

Автор биографии Тамары оставил такое описание юной царицы: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор».

Царица начала свое правление с кадровых перестановок. Она сместила злоупотреблявших властью правителей и военачальников, назначив вместо них других. Она освободила Церковь от налогообложения, облегчила участь крестьян.

В 1185 году патриарх предложил правительнице выйти замуж. Для этого на Русь отправили посольство. Вскоре оно вернулось вместе с Георгием, сыном князя Андрея Боголюбского. Тамара уверяла свое окружение, что со свадьбой надо бы повременить. Ведь нужно еще понять, что это за человек. Но придворные настояли на своем. К несчастью, опасения мудрой царицы оправдались. Георгий оказался неравнодушным к спиртному, совершая «много неприличных дел». Два с половиной года Тамара терпела его грубое обращение, всячески пытаясь образумить мужа. Все было тщетно. Ей пришлось расстаться со своим супругом.

Долгое время святая думала оставаться вдовой при живом муже, но ради наследника согласилась повторно выйти замуж – за осетинского царевича Давида. Этот брак оказался счастливым, и вскоре Грузия увидела своего будущего правителя.

В период царствования святой Тамары страна достигла пика своей славы и могущества. Царица была справедливым судьей. Ее трудолюбие, государственный талант, христианское сострадание предопределили «Золотую эпоху» Грузии.

Она успешно остановила нашествие халифа Абу-Бакра, который, собрав огромное войско из Индии, надеялся поживиться богатствами Грузии. Та же участь постигла и другого захватчика – султана Рукн-ад-Дина.

Сразу после восшествия на престол Тамара уделила пристальное внимание организации единого богослужебного устава и церковного канона. Она призывала всех богословски образованных людей, знатоков Закона Божьего, епископов и священников приехать в город Картли. Здесь вскоре прошел общий Собор, на котором присутствовала и сама царица.

Перед смертью царица Тамара успела закончить все необходимые государственные дела и распорядиться по основным церковным и монастырским вопросам. Неожиданно ее настигла неизвестная болезнь. Врачи оказались бессильны. Вся страна вымаливала свою царицу, однако 18 января 1213 года великая правительница мирно скончалась.

О точном месте захоронении святой Тамары до сих пор ведутся споры среди историков и археологов.

Православный журнал "Фома"

Примечание

Тамара – русское производное имя от библейского «Фамарь». Переводится как «финиковая пальма».



Тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской

Вышния красоты желая,/ нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси/ и, в чертозе царском пребывающи,/ ангельское житие препровождала еси,/ царице Тамаро блаженная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской

Во святых дивная,/ Иверии светило,/ благоверная царице Тамаро,/ на горах высоких храмы воздвигшая,/ да в них моления возсылают ко Господу,/ мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския,/ десницею же своею полчища агарянская низпровергшая,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Молитва святой благоверной царице Тамаре

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Году вопрос о престолонаследии стал поводом для восстания знати под водительством Иоанна Орбели, который ратовал за права царевча Демны (Димитрия), племянника Георгия III. Царь жестоко подавил восстание, но понимал, что знать побеждена лишь до времени и ждёт удобного момента возобновить борьбу. Это побудило Георгия решить вопрос наследования престола ещё при своей жизни .

Русудан поддержала это предложение и царица Тамара вняла просьбе вельмож, согласившись на повторное венчание на царство. Во время коронации молодая царица проявила исключительную щедрость, раздав несметные сокровища на нужды бедняков и Церкви. Она обещала, что будет преследовать беззаконие, двоедушие и прочие пороки, поощрять добродетель, поддерживать правовые начала, будет радеть о народном благоденствии, о величии отечества. Народ был в восторге от царицы .

"Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд... приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор " .

Замужества и утверждение на престоле

С самого начала царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности советников (везиров) и военачальников. Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей главного воеводы (амирспасалара) Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ, которые в дальнейшем показали себя верными и умелыми людьми. В это же время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей, и постаралась собрать к себе людей праведной жизни.

Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Казначей (мечурчлетухуцес) Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть царицы сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Тамара задержала Кутлу-Арслана. За него вступились было военные, но путём переговоров противостояние было разрешено.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. К её руке стремился старший сын императора Мануила Комнина , несколько султанов готовы были ради неё отказаться от мусульманства . Но Тамара оставалась непреклонной, так как по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной. Лишь уступая убеждениям придворных, тревожившихся из-за отсутствия наследника, она наконец согласилась выйти замуж в году за воспитанника своей тётки Русудан аланского царевича Давида Сослана . Этот брак оказался удачным: в Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Вскоре Тамара родила наследника, будущего царя Георгия IV , а затем и дочь Русудан.

Узнав о втором браке святой царицы, её первый муж задумал побороться за утерянный престол. Он явился в страну Эзинкан (Эрзинджан), где к нему присоединились многочисленные предатели и пошли войной на Тамару. Войско бунтарей было разбито в ночном сражении при реке Куре, но святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, а бывшего мужа отпустила на свободу. Впоследствии Юрий Андреевич ещё дважды пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз бывал бит преданными Тамаре вассалами.

Внешняя политика

Через десять лет по вступлении на престол царица Тамара повела наступательную политику против сопредельных мусульманских государств. Её силы взяли Хорасан , Тавриз (ныне Тебриз) и Эрзурум . В ответ багдадский халиф решил покорить крепнущую христианскую Грузию и в году собрал против неё мощное объединённое войско мусульманского мира, включавшее силы из Индии , Самарканда и Дербента под началом атабека Азербайджана Абу Бакра . Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы "побольше денег и все потребное для нищих" . За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: "Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог" . После чего она препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи , где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами. Грузинские войска одержали блестящую победу под Шамхором (ныне Шамкир), пленив множество воинов неприятеля. Великая победа принесла царице славу, но её жизнеописатель подчёркивает что благоверная Тамара не поддалась гордости, а "напротив, еще более скромной делалась она перед Богом" .

Ещё одним тяжёлым испытанием для царицы и страны стала схватка с султаном Румским Рукн ад-дином . Притворно заключив с Тамарой ряд мирных договоров, он собрал большое войско по всей своей державе, и в начале 1200-х годов выступил против неё, объявив что жизнь оставит "только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда , отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест " . Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними "не как баба и не с пренебрежением велений разума" . В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии . Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а сама предалась посту и молитве. В Басианской битве грузины разбили противника, взяли богатые трофеи и вновь отразили нависшую над христианами угрозу. Жизнеописание сохранило письмо благоверной царицы к султану Рукн ад-дину написанное в преддверии битвы:

"Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест , прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость " .

Благоверная царица, продолжая расширение государства в борьбе с мусульманскими странами, также способствовала созданию союзной Грузии ромейской Трапезундской империи . Приняв у себя своих родственников, изгнанных ромейских царевичей Алексия и Давида Комниных, она оказалась в противостоянии с их гонителем, императором Алексием III Ангелом . Толчком к обострению отношений стало изъятие Алексием Ангелом щедрых даров, которыми Тамара наделила пришедших к ней монахов. Узнав об этом царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Тогда же, в году, она отправила войско в северо-восточные пределы ромейских владений и поставила императором над этими землями Алексия Комнина со столицей в Трапезунде .

Таким образом за годы своего правления, благоверная царица Тамара смирила внутренних и внешних врагов, расширила пределы царства и доставила Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии . Царица смогла занять место арбитра над обширным регионом - по словам летописца, "она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга" . При этом сама Тамара не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению.

Внутреннее управление

Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории не только с политической стороны, но и с духовной и культурной. Высокое благочестие и мудрость царицы проявляли себя во многих деяниях, но благоверная Тамара особенно прославилась как блюстительница Православия , щедрая покровительница Церкви и искусств.

Сразу после своего избрания святая Тамара объявила о созыве церковного Собора, для участия в котором призвала из Иерусалима бывшего Мцхетского католикоса Николая и, под его председательством, собрала многочисленых священноучителей, монахов, пустынников и знатоков закона Божьего со всего царства. Усадив всех в одном помещении, царица села поодаль и сказала:

"О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными " .

Руководствуясь этим наказом, Собор устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. В дальнейшем царица делала всё для того, чтобы в её царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей . В самом дворце непрерывно служились молебны и бдения, приносилась Бескровная Жертва. Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов: в Картли в этот период были построены церкви Икорта , Бетания , Кватахеви ; в Тбилиси был возведён Лурджи Монастери ; выдающимся памятником стал высеченный в скале монастырский комплекс Вардзия в Джавахети, примечателен и Ваханский монастырь высеченный неподалёку в то же время.

При святой царице грузинская культура пережила небывалый расцвет. Пишутся такие выдающиеся поэмы как "Абдул-Мессия" преподобного Иоанна Шавтели , "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели и "Тамариани" Чахрухадзе . Вдобавок к великолепным храмам создаются многочисленные новые постройки, такие как Гегутский дворец, а также мастерски сработанные Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Благоденствие Грузии при Тамаре также основывалось на её особой заботе о малоимущих. Она поставила верных смотрителей над нуждающимися и отдавала нищим десятую часть всего государственного дохода, причём следила не пропало даже одного зернышка ячменя. В стране прекратились казни; во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, который бы подвергся насилию с ведома царицы. За 31 год своего правления по её распоряжению никто не был наказан даже плетью .

Духовный облик

Грузинские сказания прославляют благочестие, кротость, миролюбие, мудрость и красоту святой царицы. Люди любили её без оглядки и звери повиновались ей: жизнеописатель говорит о выросшем при её дворе льве, который клал морду на колени царице, ластился к ней, а когда его уводили - обильно плакал . Её имя славилось как "имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг" .

Святая Тамара была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Она приложила все старания, чтобы "её человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями" . Царица поражала приближенных тем что "проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим" . Царица радовалась возможности помогать нищим и немощным, а к священникам и монахам питала особую любовь.

Последние годы и кончина

Затем Тамара обратилась к Богу:

"Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою " .

С этими словами благоверная царица грузинского народа мирно и тихо скончалась. Кончину её чаще всего датируют 18 января года.

Мощи и почитание

По слову жизнеописателя, с преставлением святой царицы Тамары "погасло солнце Грузии", и веселье грузин сменилось горем: "земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их" . Согласно "Жизни царицы цариц Тамар" прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете , а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов . Однако на деле подлинное место упокоения её мощей осталось сокрытым. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после кончины, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица, выехало десять отрядов. Каждый вёз гроб, и все десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она была похоронена в Гелатском монастыре . Другая традиция утверждает, что она была погребена в Иерусалимском Крестном монастыре , так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим , но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание своей матери.

Современники царицы Тамары оставили два оставшихся в веках крупных жизнеописания святой. "Жизнь царицы цариц Тамар" написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Василием Эзосмодзгвари и посвящено в первую очередь нравственному облику святой. Другое произведение - "История и восхваление венценосцев" - написано в более светском ключе очевидцем большинства описываемых им событий и изобилует подробными географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Сведения о жизни святой также содержатся в указах и документах наподобие дарственных грамот.

Как её личное благочестие, так и беспримерный расцвет Грузии под её рукой, способствовали сложению особого почитания вокруг её имени. Наравне с равноапостольной Ниной , благоверная царица сделалась наиболее чтимой и любимой святой среди грузин . Соборно утверждённое Церковью почитание святой царицы дополнилось разнообразными народными легендами и поверьями. Со временем почитание святой стало распространятся и в других православных народах. На

Память: 1 / 14 мая, неделя жен-мироносиц (переходящее празднование)

Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда - благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В свое время созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. В 1204 году правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Водворившийся за победоносными войнами мир благотворно отразился на развитии грузинской культуры.

Святая Тамара отличалась необычайным милосердием к бедным, великодушием по отношению к своим врагам. Тот день, в который царица не могла подать милостыню нищим, она считала для себя потерянными. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания, наказаний, сопряженных с членовредительством. Не было в её время ни гнета, ни вымогательств, ни разбоя в народе. Желая подавать милостыню от трудов своих рук, святая царица Тамара по ночам пряла, вышивала, а вырученные за свое рукоделие деньги раздавала бедным. Правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа.

Святая Тамара Грузинская - мать и небесная покровительница Грузии, благотворителей, храмоздателей, судей, воинов и прочих государевых людей, а также творческой интеллигенции. Царице Тамаре молятся для защиты дома и семьи от бед, воровства и прочих напастей. К ней, чтимой в ряду жен-мироносиц, обращаются для защиты от пагубных пороков своих и близких, от неверия или сомнений в вере, об исцелении от душевных и телесных недугов, о полноте и глубине покаяния и о заступничестве перед Господом для спасения души.

Благоверная царица Тамара Грузинская. Современная грузинская икона

***

Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской, глас 8

Вышния красоты желая, нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак благоверной Тамаре, царице Грузинской, глас 8

Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твомим крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О святая царице Тамаро! Не забуди нас, но поминай во святых твоих молитвах раб Божиих (имена ), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными, от века угодившими Христу Господу нашему: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечныя веки веков.

Вторая молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имена ) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.

Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Избранной от древней династии царей Багратидов, пречудное Грузинской страны украшение и победительнице ислама, и широкому распространению христианския веры насадительнице, храмов, крепостей и монастырей, и Слова Божия проповеднице,

Радуйся святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Икос 1

Вся красная мира пренебрегосте и деда своего царя Давида III последовательнице вере христианстей и ее возобновительнице по всей стране Грузинстей святая великая Тамара, воспоминая таковую крепкую и сильную веру твою, приносим тебе сие пение:

Радуйся, вся земная благая и красная мира презревшая. Радуйся, Христа от юности всем сердцем и всею душею возлюбившая. Радуйся, царя Давида III последовательнице веры христианстей. Радуйся, и со отцем Георгием III соправительнице. Радуйся, и множество людей Сванетского края в христианстве просветившая. Радуйся, и храмы Господни в Сванетии устроившая.

Кондак 2

Видя Всевышний Господь о твоей ревности к вере христианстей, послав помощь тебе победить веру мусульманскую Римскаго султаната Руки-эд-Дина, чесому мы удивляющеся, благодарственно Богу, тако устроившему, поем: Аллилуия.

Икос 2

Разум Богоприятен святая Тамара всехвальная, тебе самой и прочим душеполезен стяжати усердствуя, днем и нощию от милостиваго Бога прилежно просила о победе над исламской верой, темже человеколюбивый Бог вняв твоему молению, дав победу, чесо ради вопием тебе таковая:

Радуйся, благоверная Тамара, по твоему желанию, Божию же изволению, благополучно победу достигшая. Радуйся, многая духовная благая и душеполезныя сокровища от Бога стяжавшая. Радуйся, многие храмы в стране Иверстей построившая. Радуйся, многих христиан своим любомудрием укрепившая. Радуйся, границы страны своей расширительнице. Радуйся, строительство каналов, дорог, сетей, водопроводов устроительнице. Радуйся, и иноческих монастырей великая устроительнице. Радуйся, и памятников зодчества, живописи, литературы и науки насадительнице.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 3

Сила Вышняго вселившеся в чистое твое сердце, благоверная царице Тамара, любовию разжже, и в исторической битве близ Басиани победи. И в стране своей за мудрое твое правление всенародную любовь снискавши, темже зряще таковое твое усердие, воспеваем Всевышнему Богу: Аллилуия

Икос 3

Имея великое желание возобновить по всей Иверии веру христианскую испросила силы у Господа Бога святая царице и нас припадающих к тебе укрепи своею верою, желающим усердно пети и воспевати имя твое:

Радуйся, услышанная Всевышним в молитве своей. Радуйся, от Господа силу возымевшая. Радуйся, служение Богу и Божией Матери, паче всего вседушно возлюбившая. Радуйся, всем старым и юным образ смирения представившая. Радуйся, всеми добродетельми паче сверсник своих хвалимая и почитаемая. Радуйся, время царствования своего веком золотым наименовавшая. Радуйся, во всем мире, славу имевшая, воспеваемая и прославляемая. Радуйся, и царствование свое ни во что же вменившая. Радуйся, светлыми ризами от Бога украшенная. Радуйся, и дары чудотворений имеющая.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 4

От богомерзких волнений непреодоленна еси, благоверная Тамара, желая непрестанно работати Господеви, на большия простираяся труды, покинув царственный престол, провела в пещерном монастыре Вардзил, воспевая Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав, благоверная Тамара, о скоротечном житии нашем, иноческий образ возложила на себя, о чесом и мы помышляюще, тако взываем к тебе:

Радуйся, и царствование свое спасению души вменившая. Радуйся, и иноческаго жития последовательнице. Радуйся, в пещерном монастыре Вардзил, церковь себе устроившая. Радуйся, келию, посредством оконца с храмом имевшая. Радуйся, из оконца в храм молитвы во время Богослужений возносившая. Радуйся, мирския бури, волнения и мятежи в тишину мудре прелагающая. Радуйся, всех любезно в спасительное пристанище наставляющая. Радуйся, свирипеющая врагов шатания мудре усмиряющая. Радуйся, под свой покров и матернее защищение приемлющая.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 5

Богоявленная звезда в стране Иверстей, лучами своей святыни многих просвещающая, и на путь Боговедения наставляющая, сие Божие изволение добре зряще, поем благодарно Всемилостивому Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше многие, Богоугодное житие твое, сердца сокрушают воспоминающи: «Грядущего ко Мне не изжену вон», тем же венчаем тебя песнопением:

Радуйся, царице, высоким благочестием отличившаяся. Радуйся, продолжительницей всех начинаний царя Георгия являющаяся. Радуйся, широкому распространению веры, искусства и духовной культуры по всей стране способствующая. Радуйся, войсками Иверскими успешно к победе управляющая. Радуйся, семь мусульманских вер победившая. Радуйся, своими победами всех христиан ободряющая. Радуйся, всех своих последователей, делом и усердною молитвою к Богу, укрепляющая. Радуйся, одолеваемых от сопротивных, внезапным пособием утверждающая. Радуйся, всех христиан бодренным оком назирающая.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианской веры воительнице.

Кондак 6

Проповедуем и везде похваляем имя твое, святая благоверная царице, к концу жизни земной нестяжательное в пещере затворенной продолжаемое, терпению твоему, тела умерщвлению удивляяся, Богу воздая хваление песнею: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в Иверской церковной области, благоверная великая Тамара, заключив себя в пещере, так же и окрестные страны озаривше и просветивше, и сердца многих к добродеянию сотвористе, о сем благо даряще Бога, приносим тебе наше пение:

Радуйся, еще царицею мудрое правление страной имеющая. Радуйся, и в келии от Бога благодать стяжающая. Радуйся, вразумительнице в суете жительствующих. Радуйся, управление добре жити начинающих. Радуйся, укрепление изнемогающих и унынием колеблемых. Радуйся, всех в трудолюбии утверждение. Радуйся, великая Иверии устроительнице. Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице. Радуйся, всех благочестно и богоугодно жити хотящих мудрая наставнице.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 7

Хотя всезлобный враг доброму твоему начинанию сотворити препятствие, посылая в 1204 году правителя Римскаго султаната с требованием отказа Иверии от христианства и принятия ислама, ты, благая царице Тамара отвергла это требование, и в битве близ Бассиани победив хитрость и коварство врага, о чем возрадовашеся, благодарно воспеваем Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новый труд и новый подвиг в пещерном житии восприяла себе, святая благоверная Тамара, в устроенном тобой молитвенном храме Вардзил усерднейшее Христу Богу служение и мы умными очима взирающе, непрестанно взываем к тебе:

Радуйся, коварнаго врага христианского победившая. Радуйся, и пещернаго иноческаго пребывания достигшая. Радуйся, обителей монашеских хранительнице. Радуйся, 365 пещер и храм Вардзил построившая. Радуйся, много легенд о вечной жизни твоей снискавшая. Радуйся, заповедей Божиих верная исполнительнице. Радуйся, в иноческих трудах непринужденная подвижнице. Радуйся, теплая о нас молитвеннице.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 8

Странное и скорбное житие, единому Богу работающее, сего ради и мы Богу, тако тебе научившему и вразумившему присно поем: Аллилуия.

Икос 8

Все твое попечение, благоверная царице Тамара, всезлобному рода христианскаго врагу сопротивляющеся, и гордую его главу попирасте, общаго Творца прослависте. Тем же и Слава Божия возсия из келии твоей и озари все концы земли, чесо ради таковое похвальное воздаем тебе пение:

Радуйся, Единому Богу работающая. Радуйся, вражия гордыни крепко смиряющая. Радуйся, глубоким смирением и кротостию украшенная. Радуйся, Мудростию от Бога обдарованная. Радуйся, в непрестанной молитве последние годы жизни проведшая. Радуйся, и жизнь земную мирно скончавшая. Радуйся, к лику святых благоверных чинов сопричтенная.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 9

Всякий человеческий ум взирая на убогое и смиренное житие твое, оставившей царский трон и все земные почести, воздаяние велие, Всевышнему Богу благодарение, прославляя Его благостыню, да многих от душегубительныя стези изведше и на путь спасения настависте, научающе пети Создателю и Промыслителю: Аллилуия.

Икос 9

Все в мире сем поправ, и возненавидев аки неполезное смитие, и наши души тому научаеши, святая благоверная Тамара, за таковое твое благоучение приими наше присное почитание:

Радуйся, мира и всех его сластей, красот и прелестей доблестная презрительнице. Радуйся, кротости и воздержания рачительнице. Радуйся, безмолвием и от мира устранением себя спасающая. Радуйся, мягких и светлых одеяний на себя не возлагающая. Радуйся, вместо избранной пищи, постом многодневным и тела умервщлением возсиявшая. Радуйся, вместо царского сладкого пития, сердечными слезами себя напаявавшая.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 10

Спасти хотя многих, всех обращения и спасения милостивно ожидаяй, Премилосердный Бог яви тебя стране Иверской, яко поспешницу правоверия, возбуждая и нас чистым серцем тебе и Богу воспевати: Аллилуия.

Икос 10

Стена тверда и крепкое ограждение явистеся, святая благоверная Тамара, руку помощи всем усердно к тебе притекающим подающая, и за таковое твое благодетельсто благодарственное воздаем тебе пение:

Радуйся, бедствующим скорая помощнице. Радуйся, алчущих милостивая кормительнице. Радуйся, одежды и крова лишенных - покров и убежище. Радуйся, болезньми отягченных - мудрая уврачевательнице. Радуйся, всех напастей и скорбей скорая прогонительнице. Радуйся, с верою к тебе притекающих теплая защитнице.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 11

Пение приносим тебе, святая великая благоверная Тамара, к прославлению подвигов и трудов твоих, мы же зряще Божие произволение, приносим тебе малое сие наше моление от всяких грех и скверн твоими молитвами очисти, да на всяк день и час чистым сердцем поем Богу: Аллилуия.

Икос 11

Божия благодати исполненная и от страны Иверской прославленная святая великая благоверная царице, моли Бога о нас грешных верно с любовию тебе прославляющих:

Радуйся, всех добродетелей исполнительнице. Радуйся, прекрасное и пречудное Духа Святаго жилище. Радуйся, всех Богоугодных дел преудобренное вместилище. Радуйся, Творцу и Богу во временном житии добре угодившая. Радуйся, и при жизни славу всенародную имевшая. Радуйся, и к исходу от сея временныя и многотрудныя твоея жизни, прекрасно себя уготовившая. Радуйся, и в небесное жилище вшедшая, и к лику святых сопричтенная.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 12

Благодать юже даде Всещедрый Бог, от своих дароваше тебе сокровищ, за доблестное трудолюбие и подвиги, яко и Богу приятни и любезни явистеся, и себе в небесных селениях нескончаемое приобрящше воздаяние, непрестанно поюще Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твою победу над мусульманской коалицией и безмолвное житейское попечение, похваляем многоболезненные труды и подвиги, почитаем всенощные бдения и молитвы воспевая:

Радуйся, в небесней славе Ангелом уподобившаяся. Радуйся, к лику благоверных сопричтенная. Радуйся, со всеми святыми добре Богу угодившими участие и наследие обретшая. Радуйся, пресладким и блаженным Пресвятыя Троицы лицезрением выну насыщяющаяся. Радуйся, неизреченных благ праведным от века уготованных наследие, праведно удостоившая.

Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 13

О, святая великая благоверная Тамара! Приими сие наше моление, нами, недостойными, от любве приносимое. От всех вражиих наветов и нападений неврежденно соблюди и в долгоденствии нас с верою и любовию к тебе притекающих, от всяких бед, скорбей и напастей избави, да благодарно поем о тебе Богу и Спасителю нашему: Аллилуия.

(Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й, кондак 1-й.)

Молитва 1

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.

Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Молитва 2

О, святая царице Тамара!

Не забуди нас, но поминай во святых Твоих молитвах раба Божия (имярек), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными от века угодившими Христу Господу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечные веки веков. Аминь.

Краткое житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя­тая Та­ма­ра (1184–1213 гг.), гру­зин­ская ца­ри­ца, бы­ла до­че­рью Ге­ор­гия III от кра­са­ви­цы Бур­ду­хан. При ее ма­те­ри хри­сти­ан­ство уже рас­про­стра­ни­лось в раз­ных ча­стях Гру­зии. Та­ма­ра оста­ви­ла о се­бе доб­рую па­мять в на­ро­де. Неко­то­рые пле­ме­на Гру­зии по­чи­та­ют Та­ма­ру как це­ли­тель­ни­цу неду­гов.

Гру­зин­ские ска­за­ния про­слав­ля­ют ее кро­тость, ми­ро­лю­бие, муд­рость, ре­ли­ги­оз­ность и кра­со­ту. Из­вест­но еще, что свя­тая Та­ма­ра за­бо­ти­лась о бед­ном на­ро­де, о вдо­вах, си­ро­тах и со­дей­ство­ва­ла ду­хов­но­му раз­ви­тию Гру­зии. Кро­ме то­го, она по­кро­ви­тель­ство­ва­ла по­этам, пи­са­те­лям, по­стро­и­ла мно­го хра­мов, а так­же рос­кош­ный Вард­зий­ский дво­рец. Цер­ковь за за­бо­ты и щед­рые да­ры при­чис­ли­ла Та­ма­ру к ли­ку свя­тых.

Свя­тая Та­ма­ра со­зва­ла цер­ков­ный со­бор, ко­то­рый устра­нил неуря­ди­цы в цер­ков­ной жиз­ни и сме­стил недо­стой­ных иерар­хов. Успеш­на бы­ла и ее го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность, бла­го­да­ря ко­то­рой Гру­зин­ское цар­ство уве­ли­чи­лось и окреп­ло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя­тая Та­ма­ра про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го ро­да Баг­ра­ти­о­нов, по пре­да­нию вос­хо­див­ше­му к са­мо­му ца­рю Да­ви­ду. Ее отец Ге­ор­гий в 1178 го­ду про­воз­гла­сил свою дочь ца­ри­цей. Через 7 лет он скон­чал­ся. С это­го мо­мен­та на­ча­лось прав­ле­ние свя­той.

Ко­гда свя­тая Та­ма­ра взо­шла на пре­стол, то ска­за­ла: «Я – отец си­рот и мать вдо­виц». Эта фра­за опре­де­ли­ла все ее прав­ле­ние.

Ав­тор био­гра­фии Та­ма­ры оста­вил та­кое опи­са­ние юной ца­ри­цы: «Пра­виль­но сло­жен­ное те­ло, тем­ный цвет глаз и ро­зо­вая окрас­ка бе­лых ла­нит; за­стен­чи­вый взгляд, при­ят­ный язык, ве­се­лая и чуж­дая вся­кой раз­вяз­но­сти, услаж­да­ю­щая слух речь, чуж­дый вся­кой по­роч­но­сти раз­го­вор».

Ца­ри­ца на­ча­ла свое прав­ле­ние с кад­ро­вых пе­ре­ста­но­вок. Она сме­сти­ла зло­упо­треб­ляв­ших вла­стью пра­ви­те­лей и во­е­на­чаль­ни­ков, на­зна­чив вме­сто них дру­гих. Она осво­бо­ди­ла Цер­ковь от на­ло­го­об­ло­же­ния, об­лег­чи­ла участь кре­стьян.

В 1185 го­ду пат­ри­арх пред­ло­жил пра­ви­тель­ни­це вый­ти за­муж. Для это­го на Русь от­пра­ви­ли по­соль­ство. Вско­ре оно вер­ну­лось вме­сте с Ге­ор­ги­ем, сы­ном кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го. Та­ма­ра уве­ря­ла свое окру­же­ние, что со свадь­бой на­до бы повре­ме­нить. Ведь нуж­но еще по­нять, что это за че­ло­век. Но при­двор­ные на­сто­я­ли на сво­ем. К несча­стью, опа­се­ния муд­рой ца­ри­цы оправ­да­лись. Ге­ор­гий ока­зал­ся нерав­но­душ­ным к спирт­но­му, со­вер­шая «мно­го непри­лич­ных дел». Два с по­ло­ви­ной го­да Та­ма­ра тер­пе­ла его гру­бое об­ра­ще­ние, вся­че­ски пы­та­ясь об­ра­зу­мить му­жа. Все бы­ло тщет­но. Ей при­шлось рас­стать­ся со сво­им су­пру­гом.

Дол­гое вре­мя свя­тая ду­ма­ла оста­вать­ся вдо­вой при жи­вом му­же, но ра­ди на­след­ни­ка со­гла­си­лась по­втор­но вый­ти за­муж – за осе­тин­ско­го ца­ре­ви­ча Да­ви­да. Этот брак ока­зал­ся счаст­ли­вым, и вско­ре Гру­зия уви­де­ла сво­е­го бу­ду­ще­го пра­ви­те­ля.

В пе­ри­од цар­ство­ва­ния свя­той Та­ма­ры стра­на до­стиг­ла пи­ка сво­ей сла­вы и мо­гу­ще­ства. Ца­ри­ца бы­ла спра­вед­ли­вым су­дьей. Ее тру­до­лю­бие, го­судар­ствен­ный та­лант, хри­сти­ан­ское со­стра­да­ние пред­опре­де­ли­ли «Зо­ло­тую эпо­ху» Гру­зии.

Она успеш­но оста­но­ви­ла на­ше­ствие ха­ли­фа Абу-Ба­к­ра, ко­то­рый, со­брав огром­ное вой­ско из Ин­дии, на­де­ял­ся по­жи­вить­ся бо­гат­ства­ми Гру­зии. Та же участь по­стиг­ла и дру­го­го за­хват­чи­ка – сул­та­на Рукн-ад-Ди­на.

Сра­зу по­сле вос­ше­ствия на пре­стол Та­ма­ра уде­ли­ла при­сталь­ное вни­ма­ние ор­га­ни­за­ции еди­но­го бо­го­слу­жеб­но­го уста­ва и цер­ков­но­го ка­но­на. Она при­зы­ва­ла всех бо­го­слов­ски об­ра­зо­ван­ных лю­дей, зна­то­ков За­ко­на Бо­жье­го, епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков при­е­хать в го­род Карт­ли. Здесь вско­ре про­шел об­щий Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ла и са­ма ца­ри­ца.

Пе­ред смер­тью ца­ри­ца Та­ма­ра успе­ла за­кон­чить все необ­хо­ди­мые го­судар­ствен­ные де­ла и рас­по­ря­дить­ся по ос­нов­ным цер­ков­ным и мо­на­стыр­ским во­про­сам. Неожи­дан­но ее на­стиг­ла неиз­вест­ная бо­лезнь. Вра­чи ока­за­лись бес­силь­ны. Вся стра­на вы­ма­ли­ва­ла свою ца­ри­цу, од­на­ко 18 ян­ва­ря 1213 го­да ве­ли­кая пра­ви­тель­ни­ца мир­но скон­ча­лась.

О точ­ном ме­сте за­хо­ро­не­нии свя­той Та­ма­ры до сих пор ве­дут­ся спо­ры сре­ди ис­то­ри­ков и ар­хео­ло­гов.