Ремонт Стены Уход

Презентация по МХК на тему " Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики" (10 класс). Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок 12

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики

Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии.

Метопы и ионический фриз Парфенона

(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)

Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.

2017 год

Тип урока: урок-исследование.

Цели:

Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и

классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в

Олимпии, Парфенона.

Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное

историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.

Выражать собственные суждения о произведениях классики.

Оборудование: ПК, проектор, учебник, тетрадь.

Ход урока.

    Организационный момент . Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. Ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».

Эпиграф.

И. Винкельман.

    Изучение нового материала.

    Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах. (Приложение 1 ). Выполняют задание 1.

Учитель расставляет акценты:

    Особенность греческого рельефа – не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.

    Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.

Архаика

Метопа храма Афины в Селинунте (6 в.до н.э.)

Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры.

На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.

Ранняя классика

Храм Зевса в Олимпии (начало 5 века до н.э.)

Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т.к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.

Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.

Поздняя классика

Метопы Парфенона (? Ок.431 г. до н.э.)

Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия.

    Закрепление нового материала . Выполнение задания 2. Проводят мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2.

    Контроль задания.

    Работа в рабочей тетради: задание № 7.

    Исследовательское задание: проанализировать рельеф Фидия «Водоносы» (учебник, с.30 – 31).

    Рефлексия. Итоги урока.

    Домашнее 12. Вопросы 1 задание. Выучить урок - 2.

Литература.

2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.

3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.

4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.

5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.

Приложение 1

Рельеф – вид изобразительного искусства , один из основных видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины. Металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах). Виды рельефа:

    Барельеф (низкий рельеф) – вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.

    Горельеф (высокий рельеф) – вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

    Контррельеф (против и «рельеф») – вид углубленного рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

    Койланаглиф (или анкрё) – вид углубленного рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.

Задание 1 «Виды рельефа»

Определите вид рельефа:

    _

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________


4.

Задание 2.

«Фидий»

    Прочтите текст.

    Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона.

    Запишите найденную информацию в тетрадь.

Фидий (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.)– древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Фидий – один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол.5 в. до н.э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «Синтезирующее все то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно». Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной:

    Статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес Древнего мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом.

    «Афина Промахос» - гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок.460 до н.э. в память побед над персами. Ее высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

    «Афина Парфенос». 438 г. до н.э. была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т.н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

    Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством.

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на 4 части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос. Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва кентавров с лапифами, на западе – амазономахия, на севере – вероятно, сцены из Троянской войны, на востоке – гигантомахия. Сохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее.

Цицерон писал о Фидии так:

«Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух – этот небесный гость, по выражению Платона».

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок.432-431 г. до н.э.). его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Прафенос. Но художник опрпвдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя.по иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Плутарх пишет: «Так как он был другом перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений…При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

В честь Фидия назван кратер на Меркурии.

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,

картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

Перикл - афинский стратег (ок.494 г. до н.э. – 429 г.до н.э.)

Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Перечень иллюстраций

    Бегущие нереиды. Рельеф. 6 в.до н.э. Метопа храма Афины в устье реки Селе. Археологический музей. Пестум.

    Зевс и Гера. Рельеф. 5 в. до н.э. Метопа храма Геры в Селинунте. Археологический музей. Палермо.

    Фидий. Грек, борющийся с кентавром. Рельеф. 447-438 гг.до н.э. Метопа Парфенона. Британский музей. Лондон.

    Похищение Европы. Рельеф. 6 в. до н.э. Метопа храма Афины в Селинунте. Археологический музей. Палермо.

Записи учащихся в тетради.

Тема. Эволюция греческого рельефа.

Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы

не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные

греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую

И. Винкельман.

Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.

Вопросы для сравнения.

Рельеф периода архаики.

Рельеф периода классики.

Особенности изображения фигуры.

Фигуры приземистые, с толстыми ногами и коротким туловищем. Вблизи тяжеловесны.

Рельеф передает все особенности человеческого тела: резко обозначенные мышцы. Напрягшиеся икры,

Соблюдение пропорций человеческого тела.

Пропорции не соблюдались, головы очень большие.

Соблюдение основных пропорций человеческого тела.

Особенности композиции.

По краям храма располагались динамичные композиции, к центру более безжизненные и застывшие.

В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры.

Особенность рельефа

Чередование светлых и затемненных участков рельефа.

Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.

Раздаточный материал к уроку.

Работа с документом.

« Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)

Вопросы к документу.

    В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?

    Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.

Один из самых ранних- храмов Запада – храм С в Селинунте, ок. 540 г. до н.э., находившийся в большой группе зданий, выстроенных на акрополе города в дорийском ордере. Он имел по-архаически вытянутый план (целла без колонн), который обрамляла еще более узкая и длинная колоннада (6 х 145 м). Вход с востока усиленно акцентировал двойной ряд колонн и лестница из восьми ступеней (на боковых сторонах - по четыре; это традиционное для Южной Италии решение). Колонны разного диаметра, но внутри пропорции уже приведены к гармонии: адитон и пронаос почти равны по величине. Облик храма отличался особой экспрессией: колонны имели более стройные пропорции, чем в прежних храмах, с более развитыми капителями, несомая ими часть исключительно декоративна и нарядна. На фасаде – десять метоп в высоком рельефе изображали космогонические мифы: Персея и Медузу, Аполлона на квадриге, Геракла и керкопов. Все метопы снизу и сверху имели плоские каменные выступы, как бы удерживающие изображение в своих границах. Декор хорошо сочетался с архитектурной конструкцией, но внутренне не был с ней связан – он выглядел как наложенная сверху аппликация. Длинные стороны храма были украшены терракотовым поясом, фронтон же был скульптурным – он заключал в себе изображение Горгоны.

Группа зданий архаического времени сохранилась и в Посейдонии (Пестум). В Великой Греции ветшавшие храмы не сносились, как на Балканах, а новые строились рядом. Так они стоят и теперь в устье Селы – в дикой, почти не тронутой цивилизацией местности, среди болотистых равнин и лугов; выжженная земля создает мягкий тон для серовато-желтого известняка, а редкая зелень деревьев и цветущих кустов на фоне бездонного неба говорит о преходящем и вечном.

20. Храм Геры I в Посейдонии (Пестум).

Среди зданий Посейдонии наиболее замечателен храм Геры I, ранее именовавшийся «Базиликой», ок. 540 г. до н.э., построенный из розового туфа. Утрачена только кровля и декор антаблемента. Мощный ряд плотных колонн, стоящих на трехступенчатом стилобате, создает удивительный ритм, звучащий как суровая музыка, как торжественный ритм дорийского лада. Каннелированные стволы с резкой курватурой (дугообразно утончаются кверху) сложены каждый из пяти-семи блоков камня. Они венчаются крупными абаками, лежащими на очень плоских эхинах.

Казалось бы, храм построен традиционно для дорийского типа: это большое прямоугольное здание (9 х 8 колонн) со входом с восточной стороны (западный торец глухой), с далеко отстоящими от стен, как то было принято в Южной Италии, колоннами. Интерьер делился на три обычные части: пронаос – наос – опистодом, из которых наос был разделен восемью колоннами на два нефа. Для храма поздней архаики, да еще такого монументального, это очень редкая черта, причем крайние колонны, как в олимпийском Герайоне, примыкают к торцовым стенам целлы. Следовательно, нечетное число колонн (девять) в зажатом «антами» портике приводило к тому, что центрального входа в храм быть не могло: по оси стояла колонна, как то было в храмах VIII в. до н.э., - Геры на Самосе и Аполлона в Фермосе (храм С). Более того, обособленность, разделенность нефов была отмечена наличием у них самостоятельных входов из пронаоса – торжественных, снабженных ступенями. Еще одна неординарная черта – увеличенный размер предпоследнего интерколумния, между шестой и седьмой колоннами. Возможно, там стояла культовая статуя. Строго линейный путь нарушался лишь в северном нефе, из которого открывался вход в опистодом, - туда можно было пройти, как прежде в адитон, а затем, совершив этот маленький круг, покинуть храм. Причины столь жесткого разделения двух нефов, с подчеркнутым приоритетом одного (северного), не ясны.

По замечаниям исследователей, пропорции здания (24,5 х 54,34 м) целиком укладываются в понятие симметрии, разработанной ранними архитекторами и основанной на соотношении целых чисел. Так, вся целла имеет соотношение сторон 2:7, без пронаоса и опистодома 2:5, общий же план здания имеет соотношение 4:9, которое повторится в V в. до н.э. в Парфеноне. Длина стилобата – 100 ионийских локтей – отражает магию числа «100» (вспомним греческие «стофутовые» храмы – гекатомпедоны). В этих пропорциях здания усматривают влияние религиозного мыслителя Пифагора.

Рядом, перпендикулярно к описанному храму, уже в эпоху классики (460-440 гг. до н.э.) был выстроен храм Геры II, у которого даже сохранился фронтон.

Южноиталийское зодчество, расцветшее в это время пышным цветом, приобрело несколько отличный от метрополии облик: здесь храмы часто окружались узкими вытянутыми колоннадами; скрывая собой гораздо более короткие и компактные целлы: т.е. колоннада сохраняла абрис архаического типа, а целла следовала уже новому варианту конструкции. Кроме того, колоннада часто сильно отодвигалась от стен храма, образуя широкие портики, больше похожие на галереи и веранды для прогулок; они придавали италийским храмам несколько расширенный вид, напоминавший диптеры, но без внутреннего ряда колонн в птероме.

В южноиталийском ордерном зодчестве встречаются разные решения проблемы культового здания. Так, вариант, напоминающий древние минойско-микенские формы, представляет храм Геры на реке Силарис в Посейдонии, ок.540 г. до н.э. Здесь при большом храме (8 х 16) имеется другой, маленький – «в антах», с четырьмя колоннами на фасаде. Объект поклонения в большом здании находился в центре целлы; в стене против входа был проем, через который входили в опистодом с глухой задней стенкой. Комбинация двух сакральных зданий напоминала о древней антитезе великого и малого, смерти и жизни. Если близость построек определялась их функциональной и смысловой связью, то в большом храме могли совершать ритуалы смерти бога, а в малом – возрождения. Такая концепция была известна в минойско-микенском мире: сосуществование большого и малого дворцов (как, например, в Кноссе), большой гробницы с малой камерой-ответвлением (микенские толосы Атрея, Клитемнестры, толос в Орхомене).

В этом ряду огромный храм G, или храм Аполлона, в Селинунте выдается своим неординарным замыслом. Наряду с традиционными чертами: вытянутый прямоугольный план, восточный вход, тройное деление внутреннего пространства на пронаос, наос и опистодом, а также три нефа, разделенных десятью парами колонн, - у него есть и специфические. Опистодом в Аполлонионе отрезан от целлы и имеет самостоятельный западный вход. Появился намек на вторую целлу, которая пока представляла «заднюю комнату»; впоследствии она разовьется в самостоятельную часть интерьера. Кроме того, трехнефная целла замыкалась перед торцевой стеной, образуя обход вокруг храмовой статуи. Так возникла отчетливая идея кругового обхода статуи божества, которая раньше едва просматривалась. И, кроме того, в боковые нефы из пронаоса можно было попасть через особые входы. Это тоже важное новшество (оно отмечалось выше в неординарном храме Геры I в Посейдонии), близкое к концепции трехнефных храмов этрусков; боковые части обособлялись от главной, оставаясь связанными с ней все той же идеей обхода.

Агригент – многоцветный, благоуханный уголок Сицилии, омываемый лучами солнца и ласкаемый легкими ветерками, должен был казаться поселенцам с Родоса и Крита раем, и, вдохновленные такой красотой, они повели себя соотверственно, построив храмы, которые словно бросали вызов богам своим величием и высокомерно смотрели вниз, на мир простых смертных.

Храм, посвященный Зевсу Олимпийскому и построенный в ознам енгваонивние побуды над карфагенянами в битве при Химере (480-479 гг. до н.э.), составляет главный предмет гордости агригенцев. Его огромные полуколонны, перемежавшиеся со статуями атлантов, создавали впечатиление, что несут на себье вес всей конструкции, подобно Атланту, приговоренному Зевсом за посомощь тиатанм держать на своих плечах весь мир. На пространстве храма могло поместиться 42 тыс. человек, во время осады войском карфагенян в 406 г. до н.э. все население города укрывалочсь в этом храме.

Семь дорических храмов, окружающих священное место, были построены из туфа с золотистыми прожимлками и первоначально покрыты слоем яркой полихромной штукатурки. Все они обращены фасадом на восток- так. Чорлобы вход и фигуры богов, стоящие перед ним, освещзались лучами восходящего солнца – симвла жизни. Из этих храмов лучше всего сохранился Храм Согласия. Его каннелированные колонны достигают 22 футов в высоту и немного наклонены внутрь. Построен в 5 в. до н.э.

Несколько позже, в конце VI в. до н.э., был выстроен небольшой храм Афины в Посейдонии, считавшийся ранее храмом Цереры (14,54 х 32,88 м). У него уже была более современная структура, с четным числом опор на торцах (6 х 13 колонн); пропорции наоса очень просты – 1:2. Внутренняя организация пространства, с четырьмя колоннами пронаоса, выдает уже чисто ионийские черты. У наоса нет ни опистодома, ни сокровищницы, зато устроен очень широкий вход, отмеченный двумя колоннами, при котором имеются два лестничных марша, ведущих в верхние части здания (один наверх, другой вниз) – восточная черта, появившаяся теперь в храмах Агригента. В святилищах Сирии и Ливана есть гипетральные храмы, с проемом в крыше и лестницами, ведущими на неё или на устроенные там открытые террасы, предназначенные, как считают, для огненных ритуалов; такие лестницы, более поздние по времени, были открыты в Баальбеке и Пальмире. Из этого следует, что открытая кровля понимается как площадка, а сам храм – как субструкция для нее. Путь снизу наверх – тоже восточная идея, реализованная в зданиях типа шумерских зиккуратов.

У храма Афины сохранился фронтон, стоящий на высоком антаблементе, с дорийскими триглифами и метопами и с очень широким выносом карниза. Только здесь реально ощущается, сколь мощный груз давил на колоннаду и каким образом, путем чисто эстетического выражения тектоники масс и распределения их в пространстве, преодолевалась тяжесть «небосвода».

Храм Афины в Посейдонии?

Попытки сочетать дорийский ордер с ионийским предпринимались в Греции неоднократно. Данный случай – первый; самый же известный опыт такого синтеза даст Иктин, один из создателей Парфенона, в загадочном храме Аполлона в Бассах.

Древнейшим дорийским храмом метрополии считался храм Геры в Олимпии, построенный до 600 г. до н.э. Он стоял в северо-западном углу священного участка по имени Альтис («Роща»), против восточного холма Кроноса. Храм Геры – уже классический перистиль (длиной 49 м и шириной 17 м) – вытянутый в длину, ориентированный по сторонам света, с двумя обособленными входами, с востока и запада, без западной апсиды, которая теперь отмирает. Восточный вход, уже «правильный», с четным числом колонн по фасаду и, соответственно, без древней центральной колонны, загораживавшей вход, вел в целлу, а западный – в очень неглубокий опистодом, но, тем не менее, появление второго входа (и второго фасада) глубоко симптоматично для Греции. Интерьер олимпийского храма выглядел необычно для рядового перистильного здания. Он был разбит перпендикулярно выходящими из боковых стен перемычками (к каждой из которых была приставлена колонна) на компартименты – по четыре больших с каждой стороны, а у торцевой стены они образовывали общее неглубокое пространство, в котором, очевидно, и стояла культовая статуя богини. Перемычки гораздо более выразительно, чем выступы в самосском храме, делили пространство на ячейки – как бы внутренние капеллы, храмики, каждый из которых мог иметь индивидуальную предназначенность и, движение по которым, напоминало «ныряние» из одной пространственной зоны в другую. Тем самым путь к цели в храме Геры действительно напоминал плавание бога солнца в лоне праматеринского хаоса.

Космос в Олимпии символизировало священное дерево. В исторические времена им была олива, о которой, однако, не сохранилось столь достоверных сведений, как об акропольской; известно лишь, что её принес сюда Геракл из Гиперборейской страны. Может быть, до оливы здесь почитался белый тополь, потому что на главном алтаре разжигали огонь дровами из этого дерева, для чего существовал специальный священнослужитель. Во всяком случае, о почитании дерева говорит уважительное отношение к древним колоннам храма (6 х 16). Первично все деревянные, они постепенно заменялись каменными, так что Павсаний во II в. еще застал одну уцелевшую колонну из дерева. Подобный феномен любопытен для истории развития античного ордера. Вытеснение дерева камнем шаг за шагом, век за веком преображало облик древних святынь и обусловливало сосуществование в них разных идей, разных материалов и форм; древнейшие здания греков типа храма Геры в Олимпии могли позволить себе быть «нехудожественными» и «архаичными». Материалы храма так же были символичны: стены храма, сложенные из кирпича-сырца, стояли на каменном цоколе, колонны первоначально деревянные, постепенно вытеснялись каменными, перекрытие было из дерева, крыша выстлана глиняной черепицей и украшена большими (2,25 м в диаметре) акротериями из терракоты.

Древнее деление целлы на два нефа вытеснило новое – трехнефное. Вместе с тем принцип двоичности (расчленения хаоса на двух творцов) перешел на структурный уровень: целла стала делиться надвое поперечно.

Аналогичный феномен в законченном виде отмечен в храме Афины Полиады на Афинском Акрополе, именуемом Гекатомпедоном – Стофутовым. «Стофутовые» храмы типичны для греческой архаики – 100 футов было своего рода модульной мерой для «идеального» храма. Уже сильно сокращенный в длину (6 х 12 колонн), он был разделен поперечной стенкой на две равноценные части, посвященные двум супругам-богам. Восточная уделялась Афине, западная – Посейдону. В первую входили через восточный портик; перед посетителем открывался короткий трехнефный зал (3 х 2 колонны). Возможно, здесь стояла культовая статуя сидящей Афины с горгонейоном на груди, которой прежде, до строительства Парфенона, дарили новый пеплос на празднике Великих Панафиней. Западный вход вел в глубокий опистодом, из которого открывались два других входа в двойной адитон. Почему там были две ритуальные комнаты? Для Эрехтея и Кекропса, древнейших царей Аттики, почитавшихся на Акрополе и в классическое время? Или для других ритуальных фигур? Любопытно, что «мужская» часть выстроена, как и в храме Аполлона в Коринфе, по типу пути, а «женская» - по типу минойской эпифании, о которой шла речь выше в связи с моделью святилища из Арханеса: подошел к храму, открыл дверь и остолбенел – при чуде явления богини.

Храм Афины Афайи на острове Эгина. Ок.500-480 гг.до н.э.

Завершает линию развития дорийский храм Афины Афайи на острове Эгина. Он посвящен богине, эпиклеза которой считается равноценной критской Диктинне – одной из ипостасей Владычицы. Храм небольшой, выстроенный из бледно-серого ракушечного известняка, который сверху покрыт штукатуркой: он стоит на особом каменном постаменте из четырех ступеней и ориентируется, как большинство греческих святынь, на море (Саронический залив). Членение внутреннего пространства традиционно: пронаос, наос и опистодом, выдержанные в хороших пропорциях (5 х 12 колонн). Здание гораздо легче более ранних дорийских и даже парит – в ярком свете на фоне зеленых пиний оно гармонично воспринимается в среде. Его колонны высокие и тонкие, по пропорциям приближаются к колоннам Парфенона (отношение диаметра к высоте: 5,32, в Парфеноне – 5,48). Причем пластика капителей согласуется с их архитектоникой (что уже исчезнет в Парфеноне).

Появляется важное новшество. Трехнефная целла, в которой стояла культовая статуя богини, имеет двухъярусную колоннаду: на колоннах первого яруса стоят небольшие колонны второго. Соответственно на верхнем ярусе имеются две небольшие галереи вдоль северной и южной стен для обхода. Гармоничный вид храм имел и снаружи, и внутри, «где культовая статуя была вплетена в арабеск колоннады». Возведение двухъярусных опор в столь маленьком здании наводит на мысль, что это сделано по соображениям ритуала. Культовая статуя божества, поначалу небольшая, деревянная, периодически, из года в год передававшаяся от одного жреца к другому, в доме которого она хранилась (такие статуи делал аргосец Агелад), к этому времени постепенно приобрела большой размер. Монументальная культовая статуя теперь стояла в центральном нефе, обрамленном по сторонам двухъярусными колоннадами. Снизу наверх ведут две лестницы, так что, прогуливаясь по небольшим верхним галереям, можно было рассматривать статую сверху. Прежде созерцание культовой статуи или совсем запрещалось (золотая статуя Аполлона в адитоне дельфийского храма), или позволялось с уровня пола, теперь же открывался путь для восхождения человека; попадая в статус небожителя, он мог лицезреть священные объекты сверху вниз. Причем если в южноиталийских храмах типа Аполлониона или храма Афины в Посейдонии люди поднимались наверх, тоже по двум лестницам, и происходило общение символического неба с реальным (кровля храма – небосвод), то в эгинском храме все это лишь искусственно воспроизведено. Эгинский храм не гипетральный и без плоской крыши: он моделирует классический образ мироздания с тремя его частями. Поэтому достижение уровня малой колоннады означало достижение небес. Впрочем, идея была уже давно заявлена архаической темой «введения на Олимп» воскресшего бога – Геракла, Гиакинфа, Гефеста.

Парфенон наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице Построен в до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.


Дельфы, расположившиеся на южных склонах горы Парнас, на высоте 570 м над уровнем моря самое знаменитое из священных мест древней Эллады, славился в античном мире своим храмом Аполлона Приблизительно в 1400 году до н.э. Дельфы были святилищем богини Земли Геи. Расцвет святилища пришелся на VII-VI века до н.э.


К северу от мексиканской столицы, у отрогов горной цепи Восточная Сьерра- Мадре, находится Теотиуакан. В период с 1 по 250 гг. н.э. центр Теотиуакана был построен полностью, включая пирамиды Солнца и Луны, и "Дорогу Мёртвых". Город был покинут за 700 лет до появления ацтеков в XV веке


ЭРЕХТЕЙОН, памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.)и отличается подчёркнуто асимметричной композицией, тонкой красотой двух ионических портиков и портика кариатид.. Эрехтейон был центральным храмом, посвященным культу богини Афины.


В ста двадцати километрах от столицы Республики Шри Ланка - Коломбо - находится древний город Канди, сохранявшего свою независимость до 1815 года. Канди в переводе означает "гора", а местное название города Маха Нувара - Великий город. В конце XVI века (1590 г), когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, сингальские правители ушли в горы и основали государство со столицей в Канди. В течение 225 лет государство было независимо и только в 1815 году Англичане сумели захватить город. В центре города искусственное озеро, творение последнего короля Канди. На берегу озера находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 311 г, когда Зуб появился на острове в волосах принцессы Хемамалы, реликвия стала символом суверенитета.




Храм Гроба Господня в Иерусалиме - священный центр христианства, религии, за две тысячи лет распространившейся по всей планете и объединяющей сегодня около трети населения Земли. Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, сооружен на месте, где завершился земной путь Христа, а затем и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением и воскресением. Храм Гроба Господня включает в себя около сорока различных зданий. В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Спаситель, и пещера Гроба Господня. Под всем зданием храма имеются подземные ходы. Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново.

«Сосуды Древней Греции» - Использовалась для разливания напитков во время пиршеств. Гомер. Считался атрибутом бога Диониса. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Часто роспись наносилась только на ручки. Типы сосудов. Древняя Греция. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

«Театр Диониса» - Комедия. Солон (594 г.до н.э.). Постройка, к стене которой прикреплялись декорации. Функции Народного собрания. Орхестра. Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя. Древнегреческий поэт-драматург. В театре Диониса. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы.

«Музыка Древней Греции» - Орфей. Лира. Пан. Стадион в Дельфах. Театральные соревнования. Владыка мертвых. Музыкальная культура. Памятники. Пифийские игры. Античные музыкальные инструменты. Основные понятия. Музыка Древней Греции. Формирование мировоззрения. Авлос. Мыслители. История Пифийских игр. Марсий.

«Храм Артемиды в Эфесе» - Храм Артемиды простоял более тысячи лет. Где же добывать мрамор. Огромное беломраморное здание. От величественного храма не только не осталось и следа. Храм Артемиды в Эфесе. Греция, IV век до н. э. По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. Восстановленный храм просуществовал ещё более шестисот лет.

«Греческий храм» - Классический дорический периптер. Антаблемент. Греческий архитектурный ордер. Коринфский ордер. Стройная колоннада. Интерьер Парфенона. Составные части ордеров. Жилая архитектура. Колонна. Храм. Храм Геры. Храм Зевса. Дорический ордер. Ионический ордер. Архитектурный ордер. Дорический периптер. Архитектура Древней Греции.

«Мифология Древней Греции» - «Смерть Адониса». Прелести и достоинства. Античность. Афина. Грации. Из треснувшего ствола рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис. Посейдон. Афродита. Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту. А. И. Иванов “Селена и Эндимион”, 1797. Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх.

Всего в теме 31 презентация

Тема урока № 12

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

Мотивированность

Возможность проверить

ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ

Храм Афины в Селинунте

Храм Зевса в Олимпии

Метопы и ионический фриз Парфенона

    Рельеф как проявление высочайшего совершенства греческого искусства.

    Эволюция греческого рельефа от занимательной пестроты архаики к простым формам классики.

    Рельеф дорического храма в разные периоды развития греческой культуры: Храм Афины в Селинунте (архаика); Храм Зевса в Олимпии (период ранней классики); Метопы и ионический фриз Парфенона (высокая классика).

1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.

2. Посмотреть современным взглядом на рельефы Древней Греции, с точки зрения эволюции греческой культуры.

3. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство.

4. Продолжить поиски новых смыслов в хорошо знакомом.

- ведем диалоги;

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;

- работаем с тестами;

- рисуем схемы в тетради;

- записываем определения;

- выполняем задания учебника и учителя;

- работаем с искусствоведческими текстами;

Технологическая карта урока № 12 - 10 класс

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

Дидактическая структура урока

Организационный момент

Обсуждают новое направление деятельности

Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. На каждом уроке МХК (или заранее) ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».

Поисковая работа «Самый интересный факт, связанный с греческим рельефом!»

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах.

Знакомятся с

Приложением 1

Выполняют

Задание 1

Расставляет акценты

1.Особенность греческого рельефа - не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.

2. Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.

АРХАИКА
Метопа храма Афины в Селинунте (
VI в. до н. э.) Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры .

На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.

РАНЯЯ КЛАССИКА
Храм Зевса в Олимпии (начало
V века до н.э.)

Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т.к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

Метопы Парфенона (? – ок. 431 г. до н.э.)

Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия.

Задание 2

«Фидий»

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:

Предметные

Закрепление нового материала

Обсуждают выполнение задания 2

Проводит мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2:

    Что нового привнес Фидий в рельеф?

    Какую идею выражал ионический фриз Парфенона?

    Как в облике Парфенона сочетаются строгие формы классики с декоративной красочностью архаики?

Контроль

Участвуют в мини-тестировании

Контролирует ход мини-тестирования

Формулируют два вопроса по теме и записывают их в тетрадь

Предметные

Знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий и сам урок

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

Осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

Выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Приложение 1

Рельеф - вид изобразительного искусства , один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в , обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или изображение выполняется на плоскости из камня, металла, с помощью , и . В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на , плитах). Виды рельефа:

    (низкий рельеф) - вид , выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

    (высокий рельеф) - вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.

    Контррельеф (против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой « » барельефа. Применяется в и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и .

    Койланаглиф (или en creux (анкрё)) - вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.

Задание 1 «Виды рельефа»

Определите вид рельефа:

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________



1 2 3 4

Задание 2

«Фидий»

    Прочтите текст.

    Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона.

    Запишите найденную информацию в тетрадь.

Фидий (ок. - ок. ) - и , один из величайших художников периода высокой классики. Друг . Фидий - один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно» . Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его был а колоссальной:

    Одно из . Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником и братом Паненом.

    « » - гигантское изображение богини , замахивающейся копьем, на афинском . Воздвигнута ок. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

    « » . Была установлена в афинском , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

    Скульптурное оформление ( Парфенона, проч.) было выполнено под его руководством

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает велась под руководством великого мастера и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: внешнего () . Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва ».

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,

картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 Перикл – афинский стратег (ок. 494 г. до н.э – 429 г до н.э.) Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла» , Фидий был главным советником и помощником в осуществлении масштабной реконструкции в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок. 432-431 до н. э.). Его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль (подробнее об изображении см. ) . Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в . Плутарх пишет: «Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

В честь Фидия назван на .