Ремонт Стены Уход

Гибель подводных лодок в ссср. Смерть в пучине: самые страшные катастрофы подводных лодок

Спущенный на воду в 1959 году, «Скорпион» был предназначен в первую очередь для противолодочной борьбы с советскими подводными ракетными крейсерами. На нем также располагалась специальная группа русскоязычных лингвистов, занимавшихся прослушиванием радиопередач советских кораблей и других военных единиц.

Последнее задание началось 17 мая 1968 года. Под командованием командора Фрэнсиса Слаттери, «Скорпион» только что завершил трехмесячное плавание в Средиземном море в составе американского 6-го флота и возвращался в Норфолк, когда поступил шифрованный приказ. Вице-адмирал Арнольд Шад, командующий Атлантическими подводными Силами в Норфолке, передал новое задание для «Скорпион». Субмарине следовало полным ходом идти к Канарским островам, расположенных на расстоянии 1500 миль от восточного побережья Африки, для наблюдения за соединением советских кораблей, маневрирующих в восточной Атлантике юго-западней цепочки островов.

Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев, остатки потерпевшего крушение «Скорпион» были обнаружены на океанском дне в Атлантике, на глубине около двух миль. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

Пресс-секретарь коммандор Фрэнк Торп (Cmdr. Frank Thorp) во вторник обнародовал позицию ВМС США: АПЛ «Скорпион» затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки — Норфолк. » В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненой, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой «, заявил Торп.

Но фактически, «Скорпион» во время гибели был в центре сети высоко — технологического наблюдения, шла «холодная война», и не исключалось военное столкновение, которое, предположительно, закончилось соглашением между Соединенными Штатами и Советским Союзом, имевшим целью скрыть истинную картину происшедшего. Изучение сотен документов и интервью со множеством очевидцев событий и военнослужащих позволяет предположить сценарий, который драматично отличается от официальной версии ВМС :

Немногие посвященные в истину советские адмиралы вступили в контакт с высшими должностными лицами ВМС США, после чего Соединенные Штаты и Советский Союз пришли к договоренности никогда не раскрывать детали гибели «Скорпион» и советской ракетной подводной лодки K-129 , затонувшей в Tихом океане двумя месяцами ранее. Обнародование всех фактов, как они посчитали, могло бы серьезно осложнить американо-советские отношения. Адмирал, бывший старшим адмиралом в Пентагоне во время гибели «Скорпион», заявил в недавнем интервью, что ЦРУ выражало опасения, что субмарина, возможно, подвергалась опасности, что основывалось на перехвате радиообмена Советскоких военно-морских кораблей в Атлантике. » Имелся некоторый анализ связи ….свидетельствующий, что «Скорпион» был обнаружен советским соединением, они искали субмарину, и очевидно они напали на ее след… » заявил отставной вице-адмирал Филипп Бешани (Vice Adm. Philip Beshany). » Имелись некоторые предположения, что они не только проследили за субмариной, но и атаковали ее. «

Бешани в то время был штабным офицером, отвечавшим за программы подводной войны и имел доступ к наиболее секретным разведывательным данным. Однако, в своих воспоминания Бешани отметил, что разведка так никогда и не получила данных, подтверждающих нападение. Имеется свидетельство, которое косвенно поддерживает утверждение Бешани, что американское разведывательное сообщество рассматривало возможность конфронтации между «Скорпион» и Советскими военными кораблями. Командование ВМС организовало тайные поиски субмарины уже через 24 часа после ее гибели, заявили корреспонденту “Пост- Интеллидженсер” некоторые из вышедших в отставку адмиралов. Поиск был настолько засекречен, что остальные подразделения ВМС , и даже Морская Следственная комиссия, которая исследовала аварию позже, в 1968 году, не были извещены относительно этого. Друзья и родственники команды «Скорпион» вообще ни о чем не знали; они все еще предполагали, что субмарина возвращается в базу…

Самый большой секрет, однако, принадлежал Советской стороне.

Никто в ВМС США — включая высших офицеров, пославших «Скорпион» на разведывательное задание — не знал в то время, насколько глубоко советская разведка проникла в секреты США. Коды подводной связи, благодаря варрэнт-офицеру флота Уолкеру (Warrant Officer Walker), с которым связан самый громкий шпионский скандал в истории ВМС США, возможно сыграли свою роль в трагедии «Скорпион». Торп отказался комментировать возможную связь между Уолкером и аварией «Скорпион».

Комиссия описала советское присутствие как неопределенные гидроакустические исследования, выполняемые двумя научно-исследовательскими судами и судном-спасателем подводных лодок в составе группы других кораблей. Выводы подразумевали, что советское соединение скорее проводило изучение звуковых эффектов в океанской среде, чем выполняло военное задание. Однако Бешани, руководивший в то время подводной войной, заявил в своем недавнем интервью, что должностные лица Пентагона были осведомлены о том, что Советы отрабатывали способы поддержания высокой автономности военных кораблей и субмарин в условиях осутствия доступа к иностранным морским портам.

Представители ВМС заявили еще в 1968 году, что вице-адмирал Шад 20 мая передал сообщение командиру «Скорпион», которое указывало курс и скорость хода для возвращения субмарины на базу сразу же после окончания выполнения задания.Также в 1968 году должностные лица ВМС сообщили, что только после 03.00 утра 22 мая — в день гибели «Скорпион» — командор Слаттери передал Шаду ответное сообщение о том, что «Скорпион» прибудет в Норфолк 27 мая в 01.00 пополудни. Позже, в том же 1968 году, после того, как стало известно, что субмарина находилась на выполнении » задания высшей классификации » прежде, чем погибла, должностные лица ВМС сообщили, что Слаттери доложил об окончании задания и возвращении домой. Текстам обоих сообщений был присвоен гриф «совершенно секретно». Но было ли задание «Скорпион» закончено в действительности?

Один из офицеров ВМС занимает ключевое положение в противоречии официальному заявлению ВМС , сделанному в 1968 году о том, что субмарина не находилась в непосредственном контакте с советскими кораблями в момент гибели. Лейтенант Джон Роджерс (Lt. John Rogers), офицер связи из штаб-квартиры подводных сил в Атлантике, служивший в Норфолке в 1968, был дежурным офицером в ту ночь, когда было получено сообщение Слаттери. Роджерс в 1986 году дал интервью журналисту Питу Эрли, в котором заявил, что сообщение Слаттери фактически содержало скорее рапорт о том, что за «Скорпион» начинают слежение советские корабли, чем сообщение о завершении задания. Роджерс умер в 1995 году, но его вдова, Бернис Роджерс, подтвердила в недавнем интервью, что ее муж сообщил ей о том, что «Скорпион» исчез при фактическом выполнении задания по слежению за советским соединением.» Мой муж был дежурным офицером в Центре связи подводных сил в ту ночь, когда пришло сообщение от Слаттери » — рассказала Бернис Роджерс — » Он знал то, что происходило. Мы говорили относительно этого с тех пор. «

Известно только то, что через пятнадцать часов после отправки заключительного сообщения, «Скорпион» взорвался в 06:44 пополудни и затонул на глубине свыше 2 миль приблизительно в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Что произошло со «Скорпион»? В течении почти трех десятилетий командование ВМС продолжало заявлять, что не представляется возможным идентифицировать «некоторые причины» потери «Скорпион» и отказывалось опубликовать заключение Следственной комиссии, ссылаясь на напряженность “холодной войны”. Комиссия в составе семи высокопоставленных военно-морских чиновников проводила слушания в течение лета и до конца осени 1968 года и в январе 1969 года завершило отчет, который сохранялся секретным в течение 24 лет.

В начале 1993 года ВМС рассекретили большинство заключений комиссии. Возглавлявший комиссию вице-адмирал Бернард Остин (Vice Adm. Bernard Austin) заключил, что наиболее убедительными и вероятными являются доказательства, указывающие на неисправность торпеды «Скорпион», которая совершила циркуляцию и взорвалась рядом с корпусом субмарины. Заключение комиссии основано частично на показаниях, указывающих на схожий случай, имевший место со «Скорпион» в 1967 году с невооруженной учебной торпедой, которая внезапно запустилась и была должна быть выброшена за борт. В качестве доказательств были рассмотрены фотографии места крушения, аудиозаписи катастрофы, а также детально изученные бумажные документы, включая документы и отчеты, отправленные с борта «Скорпион» почтой в течение первоначальной части операции в Средиземном море. В заключительном отчете из 1354 страниц, Следственная комиссия отклонила две альтернативных версии гибели «Скорпион» — утверждение вице-адмирала Шада и его сотрудников о том, что неустановленная техническая авария вызвала цепочку событий, приведших к массовому поступлению воды внутрь субмарины, и версию о том, что гибель «Скорпион» вызвана взрывом на борту субмарины. Комиссия также сделала заключение, что исключается возможность гибели «Скорпион» в результате действий противника.

В 1970 году другая комиссия ВМС завершила другой секретный отчет, который отрицал заключение Следственной комиссии. Вместо версии о случайном взрыве торпеды, новая группа предположила, что механическая авария вызвала неустранимое поступление воды. Этот отчет приводил большую часть доказательств и предположение о внутреннем взрыве аккумуляторной батареи, приведшем к поступлению воды внутрь прочного корпуса и затоплению субмарины. Однако, два старших офицера ВМС , принимавших участие в первоначальном расследовании катастрофы «Скорпион» летом 1968 года, сообщили «Пост-Интеллидженсер», что заключение Следственной комиссии о случайном ударе торпеды остается наиболее реалистичной реконструкцией, что подтверждается имеющимися акустическими записями момента аварии.

Записи, полученные на трех расположенных в Атлантике гидроакустических станциях — одна на Канарских островах и две поблизости от Ньюфауленда — зафиксировали одиночный резкий звук (шум), затем после 91 секунды тишины, последовал ряд быстро чередующихся звуков, соответствующих звуку разрушения отсеков корпуса и цистерн субмарины от давления воды. Джон Крейвен (John Craven), бывший в то время в ВМФ главным гражданским специалистом и экспертом по подводным технологиям, который руководил командой, обнаружившей обломки «Скорпион», сказал, что данные акустики практически подтверждают, что взрыв (одной из) торпед (а не разрушение корпуса из-за проникновения воды) потопил «Скорпион», убив в нем 99 человек. «Как только корпус начинает сдавливаться, остальные отсеки также сразу следуют за ним, резко сжимаясь,» — сказал Крейвен. «Никоим образом нельзя добиться того, чтобы корпус смялся, а затем наступила 91 секунда тишины, в ходе которой остальные части корпуса решают, а не попробовать им удержаться вместе.»

Отставной адмирал Бернард Клэри (Adm. Bernard Clarey), бывший в 1968 командующим подводными силами ВМС , также отклонил версию взрыва аккумуляторной батареи. Такая авария не могла бы сгенерировать выделяющуюся и акустическую энергию, зафиксированную на записях гидроакустических станций, заявил он корреспонденту «Пост — Интеллидженсер». И Крейвен и Клэри сказали в интервью, что доказательство поддерживает теорию о том, что одна из собственных торпед «Скорпион» взорвалась внутри корпуса.

В то время как среди американских подводников все эти годы ходили слухи о том, что «Скорпион» был подкараулен и потоплен советской подлодкой, никаких доказательств преднамеренного нападения не появилось. В заключении ВМС , сделанном после исследований в 1968 году говорится о том, что не имеется никаких доказательств каких-либо приготовлений СССР к военным действиям или кризисной ситуации, как могло ожидаться в случае предумышленного нападения на «Скорпион». Отчет Следственной комиссии умалчивал о том, могла ли субмарина затонуть после случайного столкновения. В то же время Торп, пресс-секретарь ВМС , заявил, что комиссией установлено, что «Скорпион» был на удалении 200 миль от советских кораблей в то время, когда произошла катастрофа.

Гибель «Скорпион» до сих пор остается тайной для семей и друзей членов его команды.

Последние секунды «Скорпион» (основано на гидроаккустической записи катастрофы «Скорпион», сделанной станцией СОСУС на Канарских Островах. Источник: Дополнительная запись слушаний Следственной комиссии главнокомандующего Атлантическим флотом ВМС США)

18:59:35 — 1. Взрыв боеголовки торпеды с левого борта в середине субмарины вызывает стремительное затопление центрального поста и других отсеков в средней части подводной лодки. 2. Вода через переходной туннель поступает в реакторный и машинный отсеки.

19:01:06 — 3. Разрушилась переборка торпедного отсека, вызвав стремительное затопление.

19:01:10 — 4. Кормовая переборка машинного отсека разрушается, 85-футовая кормовая секция субмарины последовательно разрушается в направлении отсека дополнительных механизмов и реакторного отсека.

АМЕРИКАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО СУБМАРИНА ВМС США БЫЛА УНИЧТОЖЕНА СОВЕТСКОЙ ПОДЛОДКОЙ.

(Статья в газете «Взгляд» 2012 года)

25-летнее расследование американского военного журналиста Эда Оффли, в ходе которого он пришел к выводу, что атомная субмарина ВМС США «Скорпион» была уничтожена советской подлодкой, вызвало скандал в США. Как утверждает публицист, это была «месть» советских подводников за гибель дизель-электрической подлодки К-129. После чего правительства СССР и США договорились сохранить тайну гибели обоих лодок, списав это на аварии.

В США прошла громкая презентация книги-расследования Scorpion Down военного журналиста Эда Оффли, который 25 лет исследовал катастрофу американской атомной субмарины USS Scorpion (SSN-589).


«Гибель «Скорпиона» была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129 в марте 1968 года», – пишет Оффли. По его мнению, СССР (а теперь – Россия) и США уже более 40 лет скрывают этот факт, опасаясь осложнения двусторонних отношений.

История гибели «Скорпиона» в официальном изложении звучит так. В мае 1968 года команда субмарины, возвращаясь с боевого дежурства в Средиземном море на базу в Норфолке (штат Виргиния), получила новое задание – следовать на Канарские острова, где «в поле зрения разведки ВМС попало загадочное соединение советских кораблей».

Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев остатки потерпевшего крушение «Скорпиона» были обнаружены на глубине 3047 метров в Атлантике с помощью глубоководного аппарата Triest II. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

Была создана авторитетная комиссия по расследованию причин трагедии подлодки, которая в 1968 году закончила работу и констатировала, что лодка превысила предельную глубину погружения и затонула «по неизвестной причине». Однако такой вердикт не устроил ни родственников погибших моряков, ни общественность.

Были выдвинуты десятки версий, вот наиболее популярные из них: корабль мог столкнуться с советской субмариной или же погиб от взрыва собственной торпеды. По неустановленным причинам одна из находящихся в торпедном аппарате торпед пришла в боевое состояние. Командир приказал выстрелить ее за борт, но торпеда легла в циркуляцию вокруг субмарины и самонавелась на нее. В результате произошел взрыв, разрушивший прочный корпус лодки.


Пресс-секретарь ВМФ США командор Фрэнк Торп тогда заявил, что АПЛ Scorpion затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки Норфолк. «В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненной, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой», – заявил Торп.

С тех пор советские и американские высшие военные чины версию столкновения с советскими кораблями категорически отрицают и дружно утверждают, что в радиусе 400 км в районе гибели «Скорпиона» советских атомоходов не было.

Версия о взрыве торпеды позже подтвердилась, когда было проведено повторное обследование остатков АПЛ. Видеокамера «Триеста» запечатлела люки торпедных аппаратов, вырванных наружу мощным взрывом. То есть получилось так, что торпеда сработала внутри АПЛ (как в случае с гибелью российской АПЛ К-149 «Курск»).

Тем не менее в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе журналист Эд Оффли заявил: «22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими и советскими подводными силами».


«Возможно, что конфронтация между «Скорпионом» и советской подводной лодкой класса «Эхо-2» могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля», – пишет Оффли. Он подчеркивает, что «в любом случае, после того как «Скорпион» оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду и о К-129, и о «Скорпионе».

Кстати, сам журналист считает, что США не были причастны к гибели К-129 (за которую, якобы, советские подводники и «отомстили» американцам), но «многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон».

Согласно одной из версий, ракетная дизельная подлодка К-129, поднятая позднее на поверхность американцами в результате секретной операции, затонула после столкновения с американской субмариной USS Swordfish (SSN-579) 8 марта 1968 года во время боевого дежурства в Тихом океане (то есть за три месяца до того, как затонула субмарина «Скорпион»).


Тогда погибли 97 советских моряков, тела которых с воинскими почестями были похоронены американцами. Документы и личные вещи погибших вместе с видеозаписью церемонии погребения власти США октябре 1992 года передали Борису Ельцину.

Отвечая на вопросы на презентации своей книги, Оффли рассказал, что никто из представителей Пентагона или ВМС США пока официально не отреагировал на выход новой книги, но, как сообщает РИА «Новости», он уже получил «десяток посланий» от американских ветеранов-подводников, которые сообщили ему, что для них настоящие причины гибели «Скорпиона» не были тайной.

Между тем несколько ветеранов российского подводного флота, которых опросил журналист газеты ВЗГЛЯД, дали практически одинаковые комментарии к «версии Оффли», сводящиеся к двум пунктам: «Автор – конспиролог, желающий «срубить капусты» на давних трагедиях. О причинах гибели советской и американской субмарин можно говорить лишь предположительно».

Аварии на подводных лодках (с 1945-2009 годах) Список аварий на подводных лодках начиная с 1945 года документирует происшествия, имевшие место после Второй мировой войны. Среди затонувших подводных кораблей было, как минимум, девять атомных подводных лодок, причём некоторые из них с ракетами или торпедами, оснащёнными ядерными боеголовками и, как минимум, две дизельные лодки с ядерным оружием. Также представлены некоторые доступные на данный момент данные о загрязнении окружающей среды радиоактивными материалами. Класс происшествия обозначен кодами: НШ - нештатная ситуация; ЧП - чрезвычайное происшествие; НС - несчастный случай; А - авария; К - катастрофа. .== Список == Дата Название Классификация НАТО Государство Погибло Спаслось Класс Примечания 15.12.1952 C-117 (бывшая Щ-117 «Макрель») «Щука» серии V-бис СССР 52 0 К Дизель-электрическая подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в Японском море. Точная причина и место гибели неизвестны. 12.08.1956 М-259 Проект А615, Quebec СССР 4 А→НС Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Взрыв дизеля и пожар в машинном отделении. Пожар был потушен, лодка всплыла и вернулась на базу. 1956 М-255 Проект А615, Quebec СССР 7 А→НС Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Пожар в машинном отделении. 23.11.1956 М-200 «Месть» «Малютка» XV серии СССР 28 6 К Дизельная подводная лодка из состава Балтийского флота. Погибла в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» Балтийского флота. 22.08.1957 М-351 Проект А615, Quebec СССР 0 А Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Черноморского флота. Во время отработки команды «Срочное погружение!» не были закрыты воздуховоды к дизелям. В результате в дизельный отсек поступило до 40 тонн воды и лодка практически вертикально ушла под воду и вонзилась в грунт на глубине 83 метра. 26 августа поднята на поверхность, экипаж спасён. 26.09.1957 М-256 Проект А615, Quebec СССР 35 7 К Дизельная подводная лодка из состава Балтийского флота. Погибла в Таллинском заливе Балтийского моря в результате взрыва дизеля, вызвавшего нарушение герметичности прочного корпуса. 13.10.1960 К-8 Проект 627А, November СССР А→НС Атомная подводная лодка. В одном из реакторов произошёл разрыв трубы охлаждения, в результате чего имела место утечка охлаждающей жидкости. У троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, 10 членов экипажа получили значительные дозы облучения. 26.01.1961 С-80 Проект 644, Whiskey Twin-Cylinder СССР 68 0 К Ракетная дизель-электрическая подводная лодка проекта 644 из состава Северного флота затонула в Баренцевом море в результате затопления отсеков забортной водой через устройство РДП. Была поднята 24 июля 1969 года. 01.06.1961 К-8 Проект 627А, November СССР А→НС Атомная подводная лодка. Во время отработки задач боевой подготовки произошёл разрыв парогенератора. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения. 12.04.1961 К-19 Проект 658, Hotel-I СССР 0 ЧП В День космонавтики К-19 едва не столкнулась с первой в мире АПЛ USS "Nautilus" (SSN-571). В результате менёвра уклонения лодка ударилась носовой частью о грунт. Значительных повреждений не было. 1961 К-19 Проект 658, Hotel-I СССР 1 НС Ещё до выхода лодки в свой первый злополучный поход она потеряла члена экипажа. При погрузке ракет в шахты был насмерть раздавлен крышкой люка матрос. 03.07.1961 К-19 Проект 658, Hotel-I СССР 8 96 А→НС Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время учений «Полярный круг», когда АПЛ следовала в Северную Атлантику для производства учебных стрельб. В районе норвежского острова Ян-Майен сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды в системе охлаждения реактора. В процессе аварийных работ по созданию резервной системы охлаждения реактора 8 членов экипажа получили дозы радиоактивного облучения, ставшие смертельными. Они погибли от лучевой болезни, прожив после аварии от одной до трёх недель. Ещё 42 человека получили значительные дозы радиации. 08.10.1961 К-8 Проект 627А, November СССР 0 А Атомная подводная лодка. Во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора. 11.01.1962 Б-37 и С-350 Проект 641, Foxtrot и Проект 633, Romeo СССР 122 (59 на Б-37 + 11 на С-350 + 52 на берегу) К Дизельная подводная лодка Б-37 из состава Северного флота погибла в результате пожара и взрыва всего боезапаса первого отсека. Подводная лодка стояла у пирса в Екатерининской гавани базы посёлка Полярный; экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты. Два носовых отсека лодки были полностью уничтожены. Весь экипаж Б-37 (59 человек) моментально погиб в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. Вторым корпусом к Б-37 стояла подводная лодка С-350. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина, первый и второй отсеки заполнились водой. Погибли 11 человек. Во время взрыва на Б-37 непосредственно на пирсе проходили занятия строевой подготовки. Погибло 52 матроса и мичмана Эта авария по суммарному числу жертв (122) до сих пор остаётся самой крупной в отечественном подводном флоте и второй в мире в послевоенной истории (после американского Трешера в 1963 г.). 12.02.1965 К-11 Проект 627А, November СССР? ? А→НС 07.02.1965 года на заводе в городе Северодвинске, началась перезагрузка активной зоны реактора. При подрыве крышки реактора был зафиксирован выброс паровоздушной смеси из-под крышки и резкое ухудшение радиационной обстановки. В течение пяти суток работы не велись, специалисты пытались выяснить причину происшедшего. Сделав неправильные выводы, 12.02.1965 года начали повторный подрыв крышки, при этом опять нарушили технологию (применили нештатную систему фиксации компенсирующих решеток). При отделении крышки от корпуса произошел выброс радиоактивной паровоздушной среды из-под крышки и начался пожар. В результате погибла часть личного состава АПЛ, остальные получили большие дозы облучения. Об уровнях радиоактивного загрязнения и облучения личного состава официальные данные до сих пор не опубликованы. Реакторный отсек был вырезан из лодки и затоплен в районе Новой Земли, а лодка переведена в состав Тихоокеанского флота. 25.09.1965 М-258 Проект А615, Quebec СССР 4 38 А→НС Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Взрыв аккумуляторной батареи в трюме шестого отсека. Переборочным люком убило 4 моряков в седьмом отсеке. Пожар был потушен, лодка отбуксирована на базу. 20.11.1965 К-74 Проект 675, Echo-II СССР 0 А Атомная ракетная подводная лодка. Обрыв лопаток главной турбины. 15.07.1967 Б-31 Проект 641, Foxtrot СССР 4 71 А→НС Дизельная подводная лодка Б-31 из состава Северного флота. Во время шестидневной арабо-израильской войны патрулировала побережье Египта. В Тунисском проливе Средиземного моря в трюме центрального поста, произошло возгорание топлива. Из-за неисправности средств пожаротушения отсек был оставлен экипажем и задраен. В дыму погибли 4 моряка. 08.09.1967 К-3 «Ленинский комсомол» Проект 627А, November СССР 39 65 А→НС Атомная подводная лодка. Пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море. Самостоятельно вернулась в базу.. Обнаружилось, что в штуцере гидравлической машинки вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная из паронита. Чья-то рука поменяла прокладки во время докового ремонта корабля. Красная медь хоть и не драгоценный металл, но весьма ценилась среди умельцев. Из нее вытачивали всевозможные поделки. Медное колечко ценой в тридцать девять жизней… . 08.03.1968 К-129 Проект 629А, Golf-II СССР 97 0 К Дизель-электрическая ракетная подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в точке с координатами 40°06′ с. ш. 179°57′ з. д. (G) (O), в 750 милях от острова Оаху. Была вооружена ядерными боеприпасами (торпедами и ракетами). Частично поднята 12 августа 1974 года в результате секретной операции ЦРУ «Проект Азориан» с глубины порядка 5 000 метров. 24.05.1968 К-27 Проект 645 ЖМТ, November СССР 9 (в других источниках - 5 в течение месяца). ЧП→НС Атомная подводная лодка. Первое серьёзное происшествие с кораблем - выброс радиоактивного газа в реакторный отсек. При исправлении неполадок многие члены экипажа получили различные дозы радиации, однозначно судить о причинах их последующей смерти сложно. 09.10.1968 К-131 Проект 675, Echo-II СССР 0 ЧП Столкновение с неизвестной иностранной ПЛ. 15.11.1969 К-19 и Gato (SSN-615) Проект 658М, Hotel-II и Thresher (Permit) СССР и США 0 А Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время отработки учебных задач на полигоне в Белом море (западные источники говорят о Баренцевом море), на глубине 60 м столкнулась с американской АПЛ Gato (SSN-615). После аварийного всплытия своим ходом вернулась в базу. 12.04.1970 К-8 Проект 627А, November СССР 52 73 А→К Атомная ракетная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Бискайском заливе. Первая потеря советского атомного флота. Пожар начался почти одновременно в 3 и 7 отсеках 8 апреля около половины 11 ночи. Несколько суток борьбы за живучесть лодки ни к чему не привели. Аварийная команда (22 человека) по приказу командира Бессонова осталась на лодке в ночь на 12 апреля, все погибли вместе с лодкой, не считая погибших при пожаре. До сих пор ведутся споры о наличии и количестве ядерных боеприпасов на борту лодки. По советским данным с лодкой затонули два заглушенных реактора и 4 ядерные торпеды. 20.06.1970 К-108 и Totor (SSN-639) Проект 675, Echo-II СССР и США 0 109 (104?) А АПЛ с крылатыми ракетами. На глубине 45 метров столкнулась с АПЛ США SSN-639 «Totor». Стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос, но вскоре смогла удержать глубину, затем всплыла. Заглушенные автоматической защитой реакторы запустили, но при попытке дать ход выяснилось, что заклинен правый винт. Подошедший буксир доставил лодку в базу, где обнаружились повреждения стабилизатора, лёгкого корпуса в районе 8-10 отсека и вмятина прочного корпуса в 9 отсеке. На американской лодке повреждено ограждение и люк рубки, сама прочная рубка заполнилась водой, жертв также не было. 24.02.1972 К-19 Проект 658М, Hotel-II СССР 30 (28 и 2 спасателя) 76 А→НС Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. При возвращении в базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике произошел объёмный пожар в девятом отсеке. В 10-м отсеке отрезанными оказались 12 человек. Освободить их удалось только в базе через 23 дня после пожара. 14.06.1973 К-56 Проект 675, Echo-II СССР 27 140 А→НС Атомная ракетная подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с научно-исследовательским судном (в иностранных источниках - судно радиоэлектронной разведки) «Академик Берг» при возвращении в базу. Капитан спас экипаж, выбросив лодку на отмель. Столкновение «Академика Берга» с К-56 было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. На месте захоронения 19 моряков в центре кладбища г. Шкотово-17 (ныне г. Фокино) установлен мемориал «Скорбящая мать» 25.01.1975 К-57 (позже К-557, Б-557 Проект 675, Echo-II СССР 2 А→НС Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами. После проведения внутри субмарины покрасочных работ, произошел несанкционированный пуск системы пожаротушения пятого отсека. В результате двое подводников отравились смесью паров этиленового лака и фреона. 11.12.1975 К-447 "Кисловодск" Проект 667Б "Мурена", Delta СССР 6 ЧП Атомная ракетная подводная лодка стояла в базе. Внезапно налетел ураган. Лодка снялась со швартовых и пошла в море. Швартовые команды ещё убирали концы, когда лодку накрыло несколькими мощными волнами. Шесть человек оказались за бортом, тела нашли только следующим утром. 30.03.1976 К-77 Проект 651, Juliett СССР 2 76 А Дизельная лодка с крылатыми ракетами (в 1977 переименована в Б-77). Возник пожар в 5 отсеке, ликвидированный системой ЛОХ (лодочная объёмная химическая с испрользованием фреона). Но фреон также ошибочно был подан и в 7 отсек, где погибли 2 человека, ещё 9 человек из этого отсека судовой врач успел спасти. Причина пожара - забытый на переключателе гаечный ключ, причина ошибки подачи фреона - неверная маркировка на системе ЛОХ. Виновником был признан судоремонтный завод. 24.09.1976 К-47 Проект 675, Echo-II СССР 3 101 А Атомная ракетная подводная лодка. Пожар на борту во время движения в Северной Атлантике. 18.10.1976 К-387 Проект 671РТ, "Сёмга", Victor-II СССР 1 А Атомная торпедная подводная лодка. Авария ГЭУ (разрыв главного конденсатора). 16.01.1977 К-115 Проект 627А, "Кит", November СССР 1 103 А→НС Атомная торпедная подводная лодка. В результате попадания масла в регенераторный патрон ИДА он воспламенился. Один человек получил ожоги 60% тела и скончался. 11.12.1978 К-171 Проект 667Б "Мурена", Delta СССР 3 ЧП→НС Атомная ракетная подводная лодка возвращалась после стрельб в базу в надводном положении. В результате неправильных действий экипажа несколько тонн воды вылилось на крышку реактора. Командир БЧ-5 не доложил командиру лодки и попытался выпарить воду и провентилировать отсек. Чтобы проверить обстановку он и ещё двое подводников зашли в отсек и задраились, после чего из-за роста температуры и давления открыть люк не смогли и погибли. 21.08.1980 К-122 Проект 659Т, Echo-I СССР 14 А→НС Атомная торпедная подводная лодка. Пожар в 7 отсеке восточнее японского острова Окинава. После ремонта состояние лодки расценено как неудовлетворительное, она больше в море не выходила и после 15 лет отстоя разделана на металл в 1995. 23.05.1981 К-211 Проект 667БДР «Кальмар», Delta III СССР 0 ЧП В подводном положении произошло столкновение с неизвестной ПЛ, которая, не всплывая, ушла из района аварии. Советская комиссия тогда по характеру застрявших в корпусе обломков заключила, что это американская ПЛ класса "Стёджен". Позже появились утверждения, что это была английская HMS Sceptre (S104) Официально ни то, ни другое не подтверждено. 21.10.1981 С-178 Проект 613, Whiskey СССР 34 (31 тело нашли + 3 пропали без вести) 31? К Дизельная средняя подводная лодка проекта 613В из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с РФС «Рефрижератор-13» в узкойбухте Золотой Рог на виду Владивостока. Подводная лодка пыталась уйти от столкновения. Подводную лодку приняли за рыбацкий корабль. Из-за бездарно организованной спасательной операции в воде рядом с Владивостоком и РВС «Рефрижератор-13» замерзло и погибло множество людей. При попытке части экипажа самостоятельно выйти через торпедные аппараты трое бесследно исчезли. Основная вина принадлежит РФС «Рефрижератор-13». Командир С-178 и старпом РФС-13 были осуждены на 10 лет. 15 ноября 1981 года С-178 была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед, лодку отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. 27.10.1981 С-363 Проект 613, Whiskey СССР 0 ЧП Дизельная средняя подводная лодка проекта 613. В результате серьёзной ошибки штурмана в вычислениях местоположения лодки (ошибка составила 57 миль) лодка в надводном положении ночью села на мель в территориальных водах Швеции в нескольких десятках метров от берега. Пострадавших не было, но инцидент получил пренеприятную международную огласку. Флотские остряки прозвали лодку «Шведский комсомолец». Была снята с мели вспомогательным судном 6 ноября, 7 ноября вернулась в базу. В дальнейшем после списания и демонтажа оборудования продана в Швецию .12.1981 БС-486 "Комсомолец Узбекистана" Проект 940 «Ленок», India СССР 2 103 А Дизельная спасательная лодка. При следовании в Охотском море прогорело уплотнительное кольцо выхлопного клапана и в отсеки пошёл угарный газ. 86 человек из 105 на борту потеряли сознание, двое скончались. 08.04.1982 К-123 (позже переименована в Б-123) Проект 705K, «Лира», Alfa СССР 0 32 А Атомная торпедная скоростная противолодочная подводная лодка. При БП в районе острова Медвежий (Баренцево море) произошла авария энергетической установки с выбросом жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек. Лодка лишилась хода, была отбуксирована в базу. Члены экипажа получили различные дозы облучения. 15.08.1982 КС-19 Проект 658С, Hotel-II СССР 1 ЧП→НС О дате аварии разные данные - 15 или 17 августа. Это снова печально известная К-19 "Хиросима", но переквалифицированная из крейсера в лодку связи. При проведении профилактических работ в аккумуляторном отсеке на разнополярные контакты попал посторонний предмет. Электрической дугой были серьёзно обожжены 2 или 3 человека. Один из них 20 августа скончался в госпитале. 21.01.1983 К-10 Проект 675, Echo-II СССР 0 А Атомная ракетная подводная лодка. В подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия ничего кроме пятен соляра обнаружено не было. Никто из стран тихоокеанского региона об авариях своих ПЛ не сообщал. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ. Официально эти события не сопоставлялись. 24.06.1983 К-429 Проект 670, Charlie СССР 16 102 К Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами из состава Тихоокеанского флота. Причиной гибели подводной лодки явилось отсутствие ремонта неисправной подводной лодки. Кроме того, основной экипаж по большей части находился в отпусках, а лодку было решено отправить в поход "любой ценой", в результате экипаж срочно сформировали с разных лодок в последние сутки не обращая внимания на протесты командира. Его же потом в результате приговорили к тюремному сроку. 6 августа 1983 года лодка была поднята. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. 18.06.1984 К-131 Проект 675, Echo-II СССР 13 А→НС При возвращении атомной подводной лодки из состава Северного флота с боевого дежурства в базу на Кольском полуострове возник пожар в восьмом отсеке, распространившийся в соседний, 7-й отсек. 23.10.1984 К-424 Проект 667БДР «Кальмар», Delta III СССР 2 А При подготовке к выходу в море из-за неправильных действий экипажа разорвался трубопровод ВВД. Множество раненых, двое погибших. 10.08.1985 К-431 (К-31) Проект 675, Echo-II СССР 10 (рабочие судоремонтного завода) А→НС Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. На судоремонтном завода в бухте Чажма (поселок Шкотово-22) Приморского края (в 55 км от Владивостока), при перезагрузке ядерного топлива, вследствие нарушения требований ядерной безопасности произошёл взрыв, который сорвал крышку реактора и выбросил наружу все отработанное ядерное топливо. Основная статья: Радиационная авария в бухте Чажма В результате аварии пострадали 290 человек - 10 погибли в момент аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 - лучевая реакция. Значительную часть пострадавших составили военнослужащие. 03.10.1986 K-219 Проект 667АУ, «Навага», Yankee СССР 4 + 3 скончались от ран К Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения из состава Северного флота. Погиб из-за пожара во время боевого патрулирования в Саргассовом море Атлантического океана, в 770 км к северо-востоку от Бермудских островов. Крейсер затонул при буксировке в условиях шторма на глубине 5 500 м, унеся с собой 48 ядерных боеголовок баллистических ракет РСМ-25 и две ядерных торпеды. Ценой своей жизни матрос Преминин, Сергей Анатольевич заглушил реактор и предотвратил ядерную аварию. Указом Президента РФ № 844 от 7 августа 1997 ему присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно). 18.02.1987 Б-33 Проект 641, Foxtrot СССР 5 А При отработке курсовой задачи на глубине 10 метров возник пожар при замыкании на эелектрощите во 2 отсеке. Системой ЛОХ пожар ликвидировать не удалось, во избежание взрыва боекомплекта в 1 отсеке командир приказал затопить его. Помимо погибших, 15 человек получили отравления продуктами горения. 25.01.1988 Б-33 Проект 658М, Hotel-II СССР 1 А Пожар на борту при нахождении в базе. Систему пожаротушения включили с опозданием. 12.02.1988 К-14 Проект 627А, "Кит", November СССР 1 А Пожар в трюме 7 отсека при нахождении в базе. Пожар ликвидирован, но один человек погиб. 18.03.1989 Б-81 Проект 651К, Juliett СССР 1 НС Дизельная лодка с крылатыми ракетами. В штормовых условиях смыт с мостика и погиб командир ПЛ кап. 1 ранга Некрасов А. Б. 07.04.1989 К-278 «Комсомолец» Проект 685 «Плавник», Mike СССР 42 30 К Атомная торпедная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Норвежском море юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объёмного пожара в двух смежных отсеках. Лодка лежит на глубине 1 858 метров. Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в двух торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью. В 1989-1998 годах было проведено семь экспедиций с участием глубоководных обитаемых аппаратов «Мир», в ходе которых проводилась герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. 05.09.1990 Б-409 Проект 641, Foxtrot СССР 1 А При погрузке торпед лопнул трос, погиб матрос-торпедист. 11.02.1992 USS Baton Rouge (SSN-689) и К-276 (позже Б-276, «Краб», «Кострома»). Los Angeles и Проект 945 «Барракуда», Sierra-I США, Россия 0 А Столкновение двух атомных подводных лодок у острова Кильдин, в территориальных водах России, К-276 столкнулась с американской АПЛ, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения российская лодка получила повреждения рубки. На американской лодке после столкновения возник пожар, имелись жертвы среди личного состава, но она все же самостоятельно вернулась в базу, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести ее из состава ВМФ США.. 29.05.1992 Б-502 (ранее К-502) Проект 671РТМ «Щука», Victor-III Россия 1 А В походе замечена неисправность компрессора в 1 отсеке. После возвращения в базу при попытке запуска его произошёл взрыв, начался пожар. Пять человек ранено, один скончался по пути в госпиталь. 20.03.1993 USS Grayling (SSN-646) и К-407 «Новомосковск» Sturgeon и Проект 667БДРМ «Дельфин», Delta IV США, Россия 0 А Столкновение двух атомных подводных лодок в Баренцевом море. Несмотря на серьёзные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления. 26.01.1998 Б-527 (ранее К-527) Проект 671РТМ «Щука», Victor-III Россия 1 А При ремонте реактора началось поступление в отсек радиоактивной воды из первого контура. Пять человек получили острое отравление, один через 6 часов скончался в госпитале. 12.08.2000 К-141 «Курск» 949А «Антей», Oscar-II Россия 118 0 К Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. Затонула в Баренцевом море, в 137 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей во время учений. Поднята 10 октября 2001 года. Утилизирована после выгрузки ядерных боеприпасов в мае 2002 года. . 30.08.2003 Б-159 (до 1989 -К-159) November Россия 9 1 К Атомная подводная лодка. Затонула вблизи острова Кильдин на глубине 240 метров во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на судоремонтном заводе номер 10 «Шквал» в Полярном. Планировался подъём лодки. По состоянию на 2008 год лодка не поднята.. 14.11.2004 К-223 «Подольск» Проект 667БДР, Delta-III Россия 1 А→НС Ракетная атомная подводная лодка стратегического назначения. Лодка была пришвартована к пирсу, на борту производились плановые работы. Работавший возле ёмкости с пресной водой 19-летний матрос заметил неисправность редукционного клапана ВВД, подававшегося в ёмкость, о чём предупредил товарищей и они успели покинуть отсек, сам же он был ранен в голову металлическим осколком взорвавшейся ёмкости и через час в госпитале скончался. 06.09.2006 «Даниил Московский» (Б-414) Проект 671РТМ(К), Victor-III Россия 2 А→НС Торпедная атомная подводная лодка проекта из состава Северного флота. При нахождении на полигоне в Баренцевом море возник пожар в электромеханическом отсеке лодки. Пожар был ликвидирован и лодка при помощи надводных судов была отбуксирована в базу Видяево. 08.11.2008 K-152 «Нерпа» Проект 971И, Akula-II Россия 20 (3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов) 188 ЧП→НС По официальной версии, на подлодке несанкционировано сработала аварийная система пожаротушения. Атомная силовая установка на борту лодки не пострадала, радиационный фон на корабле в норме. По мотивам катастрофы К-19 снят фильм К-19: Оставляющая вдов. В разное время с этой лодкой произошло три происшествия, приведшие к многочисленным жертвам и устрашающему названию: «Хиросима».

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла , построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации . На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.
Во время шторма , с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море . Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
По сообщению Генпрокуратуры, "Курск" внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий . В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой. Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа .

© Фото: public domain АПЛ К‑278 "Комсомолец"

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров . Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда "Красногвардейск" и "Анатолий Васильев", которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

© public domain


© public domain

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло . Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. "Академик Берг" ударил "К‑56" в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования .
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана , приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров . Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла , имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии , девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

8 марта 1968 года из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол" в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

11 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный . На субмарине, стоявшей у пирса, начался пожар, после чего произошел взрыв торпедного боезапаса. Носовую часть лодки оторвало, обломки разлетелись в радиусе более километра.
Значительные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. В результате ЧП погибли 78 моряков (не только с Б‑37, но и еще с четырех подлодок, а также из резервного экипажа). Были пострадавшие и среди гражданского населения города Полярный.

4 июля 1961 года во время океанских учений "Полярный круг" главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды , корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации через несколько дней.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80 , входившая в состав Северного флота. 25 января она вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания, а 27 января радиосвязь с ней прервалась. С‑80 на базу в Полярный не вернулась. Поисковая операция результатов не дала. С‑80 была найдена только в 1968 году, а позже была поднята со дна моря. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж — 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря из состава Балтийского флота.
На подлодке, производившей замеры подводных скоростей на мерной линии на полигоне Таллинской военно‑морской базы, возник пожар. Всплыв с глубины 70 метров, М‑256 встала на якорь. Выведенный на верхнюю палубу из‑за сильной загазованности внутренних помещений экипаж не прекращал борьбу за живучесть лодки. Спустя 3 часа 48 минут после всплытия подлодка внезапно ушла на дно. Большая часть экипажа погибла : из 42 подводников в живых осталось семь моряков.

21 ноября 1956 года недалеко от Таллина (Эстония) в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" затонула дизельная подводная лодка М‑200 из состава Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибли 28 моряков.

В декабре 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа , в том числе 12 офицеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

7 апреля в России особый день - День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7...

7 апреля в России особый день - День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7 апреля стала трагедия, произошедшая в этот день в 1989 году в Норвежском море. Тогда потерпела крушение боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 человека.

Подводник - героическая профессия. К сожалению, ее специфика такова, что, уходя в плавание, офицеры, мичманы, старшины, матросы подводных лодок не знают, увидят ли снова своих родных и близких. История советского и российского подводного флота - это не только достижения, все более совершенные подводные корабли и боевые победы. Это - и человеческие потери, тысячи подводников, не вернувшихся с боевых заданий и в военное, и в мирное время.

Так, с 1955 по 2014 гг. только атомных подводных лодок затонуло шесть - 4 советских и 2 российских (правда, К-27 была затоплена в целях утилизации, но прежде на лодке случилась серьезная авария, которая впоследствии и стала причиной решения об ее затоплении).

Советская атомная подводная лодка «К-27» была спущена на воду в 1962 г. и получила среди моряков прозвище «Нагасаки». 24 мая 1968 года подводная лодка К-27 находилась в Баренцевом море. Экипаж лодки осуществлял проверку параметров главной энергетической установки на ходовых режимах после выполнения работ по модернизации оборудования. В это время мощность реактора стала снижаться, и моряки попытались ее поднять. В 12:00 в реакторном отсеке произошел выброс радиоактивных газов. Экипаж сбросил аварийную защиту левого реактора. Радиационная обстановка на лодке ухудшилась. Авария привела к серьезным последствиям для экипажа. Все моряки лодки были облучены, 9 членов экипажа погибли - один матрос задохнулся в противогазе на борту лодки, восемь человек скончались позднее в госпитале от последствий полученных на борту лодки доз радиации. В 1981 г. лодка была утилизирована в Карском море.

12 апреля 1970 года, ровно 47 лет назад, в Бискайском заливе, в 490 км от испанского побережья, затонула К-8, советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Лодка К-8 была зачислена в состав ВМФ СССР 2 марта 1958 года, а 31 мая 1959 года спущена на воду. Как и другие атомные подводные лодки первого поколения, к-8 не была совершенной - на ней часто происходили аварии, связанные с различными поломками оборудования. Например, 13 октября 1960 года в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, случилась утечка теплоносителя, в результате чего экипаж получил различные дозы облучения. 1 июня 1961 года произошел повторный подобный случай, в результате чего пришлось комиссовать одного из членов экипажа с острой лучевой болезнью. 8 октября 1961 года вновь произошла авария.

Всеволод Бессонов командир АПЛ «К-8».

Однако, несмотря на попытки экипажа спасти лодку, К-8 в течение короткого времени затонула. Всего на ПЛ погибли 52 человека. Спастись, таким образом, удалось 46 членам экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вся команда подводной лодки получила государственные награды. Гибель К-8 и 52 моряков стала первой подобной потерей советского атомного подводного флота и открыла счет другим подобным трагедиям.

Атомная подводная лодка стратегического назначения «К-219» была заложена в 1970 году - в тот самый год, когда произошла страшная авария на АПЛ «К-8». В 1971 г. атомную подводную лодку спустили на воду. За пятнадцать лет службы атомной подводной лодки она неоднократно сталкивалась с самыми разнообразными проблемами, связанными с пусковыми установками ядерных ракет и с крышками ракетных шахт. Например, уже в 1973 г. была нарушена герметичность ракетной шахты № 15, в результате чего в шахту стала поступать вода, вступившая в реакцию с компонентом ракетного топлива. Образовавшаяся агрессивная азотная кислота повредила топливопроводы ракеты и произошел взрыв. Его жертвой стал один член экипажа, а ракетная шахта оказалась затопленной. В январе 1986 г. имела место проблема с запуском ракеты на учениях, что заставило лодку всплыть после пуска и возвращаться в надводном положении на военно-морскую базу. Тем не менее, 4 сентября 1986 г. атомная подводная лодка «К-219» отправилась в поход к побережью США, где ей предстояло нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командовал подводным крейсером капитан 2 ранга Игорь Британов. Перед выходом К-219 в море были заменены 12 офицеров подводной лодки из 32. В поход предстояло отправляться с новыми старшим помощником, помощником командира, командирами ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальником радиотехнической службы, командиром электротехнического дивизиона, командирами 4 отсеков, корабельным врачом. Кроме того, были заменены 12 мичманов из 38 мичманов экипажа, включая двух старшин команд ракетной БЧ-2. Когда крейсер погрузился в Баренцево море, в ракетной шахте № 6 открылась течь. Отвечавший за ракетное вооружение офицер об этом происшествии командиру К-219 Британову не сообщил. Вероятно, что он руководствовался соображениями собственной карьеры - не хотел отвечать за последствия возвращения лодки на военно-морскую базу. Между тем, о неисправности в ракетной шахте было известно давно, но вышестоящему командованию не докладывали - замечание снял флагманский специалист дивизии.

Когда лодка находилась между Великобританией и Исландией, ее обнаружили системы гидроакустики ВМС США. При этом К-219 предпринимала все усилия, чтобы не быть обнаруженной. 3 октября К-219 была обнаружена подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta, которая следовала к побережью СССР - также для выполнения патрульных функций. К этому времени приходилось уже дважды в день откачивать воду из ракетной шахты № 6. Однако, в конце концов ранним утром 3 октября 1986 г. ракетная шахта № 6 полностью разгерметизировалась и в нее хлынула вода. Отвечавший за ракетное вооружение офицер Петрачков выдвинул свое предложение - всплыть до глубины 50 метров, заполнить ракетную шахту водой, после чего осуществить выстрел ракет аварийным запуском маршевых двигателей. Так он рассчитывал защитить ракету от разрушения в самой шахте. Однако, времени не хватило, и ракета взорвалась в самой шахте. Взрывом были разрушены внешняя стенка корпуса и боеголовки ракеты. Ее части упали внутрь крейсера. Пробоина способствовала быстрому погружению корабля на 300 метров - почти на предельно допустимую глубину. После этого командир крейсера принял решение о продувании цистерн с целью избавления от балластной воды. Через две минуты после взрыва К-219 резко выплыла на поверхность. Личный состав покинул ракетный отсек и задраил герметичные переборки. Таким образом, лодка оказалась разделенной на половины - командный и торпедный отсек были изолированы аварийным ракетным отсеком от других отсеков - медицинского, реакторного, контрольного и турбинного отсеков, располагавшихся в корме корабля.

Памяти погибших подводников. Крупнейшие аварии на советских и российских атомных подводных лодках Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин (на фото) отправились в реакторную выгородку - они собирались опустить компенсирующие решетки. В камере температура достигала 70 °C, однако старший лейтенант Беликов все же опустил три из четырех решеток, и лишь потом упал без сознания. Последнюю четвертую решетку опустил матрос Преминин. Но выйти назад он не смог - из-за разницы давления ни он, ни матросы с другой стороны не смогли открыть люк отсека. Преминин погиб, ценой своей жизни предотвратив ядерный взрыв. Примечательно, что тогда его подвиг не был оценен по заслугам - матросу посмертно дали орден Красной звезды, и только в 1997 году, уже в постсоветский период отечественной истории, Сергею Преминину посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации.

К-219 установила связь с советским гражданским рефрижератором «Федор Бредихин». К месту аварии подошли, помимо рефрижератора, лесовоз «Бакарица», танкер «Галилео Галилей», сухогруз «Красногвардейск» и ролкер «Анатолий Васильев». Затем подоспели корабли ВМС США - буксир USNS «Powhatan» и подводная лодка USS «Augusta». Командование ВМФ СССР приняло решение о буксировании К-219. Существовала большая опасность того, что лодка в случае оставления ее экипажем, будет захвачена американскими ВМС. Из-за распространения ядовитого газа в конце концов советское командование приняло решение об эвакуации экипажа, однако командир К-219 Британов остался на лодке - защищать ее от возможного проникновения американцев с оружием в руках. Он с группой офицеров и секретными документами покинул лодку последним - на шлюпке. В результате аварии на К-219 погибли 4 человека - командир БЧ-2 капитан 3 ранга Петрачков Александр; матрос по вооружениям Смаглюк Николай; машинист Харченко Игорь; реакторщик Преминин Сергей. По возвращению в СССР Игорь Британов находился под следствием, затем обвинения с него сняли, но из рядов ВМФ СССР уволили. Об аварии на К-219 написано достаточно много статей, выдвигались и выдвигаются различные версии возможных причин аварии. Не вдаваясь в более подробное освещение этого вопроса, следует отметить, что моряки лодки ценами своей жизней пытались исправить аварийную ситуацию, возникшую на подводной лодке. Вечная им за это память.

14 декабря 1952 года подводная лодка Щ-117 вышла в свой последний поход. Она пропала без вести.

Причины ее гибели не установлены до сих пор. По этому случаю мы расскажем о шести подводных лодках, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука».


14 декабря 1952 года Щ-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а Щ-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Ночью с 14 на 15 декабря с лодкой состоялся последний сеанс связи, после чего она пропала. На борту находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Поиски Щ-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Согласно официальной версии, причиной гибели мог стать отказ дизелей в условиях шторма, подрыв на плавучей мине и другие. Однако точная причина так и не была установлена.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек. Утром 9 апреля лодка вышла из гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Через некоторое время американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы до конца так и не установлены.



Атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана. Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. Показатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры уверяют, что реактор неопасен. Морские глубины охлаждают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена прочным и нержавеющим контейнером.

Дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216 , считалась погибшей, но необнаруженной в течение многих лет. Подводная лодка погибла 16 или 17 февраля 1944 года. Считается, что подводная лодка получила повреждение, но ее экипаж отчаянно боролся, пытаясь подняться на поверхность.

Летом 2013 года исследователи обнаружили лодку неподалеку от Крыма: они увидели взорванный отсек и рули, приведенные в положение всплытия. При этом, помимо одного разрушенного отсека, корпус выглядел неповрежденным. При каких обстоятельствах погибла эта лодка, не установлено до сих пор.

С-2 , советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, отправилась в поход 1 января 1940 года. Перед командиром С-2 капитаном Соколовым была поставлена следующая задача: прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. 3 января 1940 года был получен последний сигнал с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не было известно.



По одной версии, подлодка погибла на минном заграждении, выставленном финнами в районе к осту от маяка на острове Меркет. Версия подрыва на минах является официальной. В истории отечественного флота эта лодка до недавнего времени значилась как пропавшая без вести. Информации о ней не было, местоположение было неизвестно.

Летом 2009 года группа шведских дайверов официально объявила о находке советской подлодки С-2. Оказывается, что еще лет 10 назад смотритель маяка на острове Меркет Экерман, вероятно наблюдавший уничтожение С-2, показал своему внуку Ингвальду направление со словами: «Там лежит русский».

U-209 - средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времен Второй мировой войны. Лодка была заложена 28 ноября 1940 года и спущена на воду 28 августа 1941 года. Лодка вошла в строй 11 октября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Бродды. U-209 входила в состав «волчьих стай». Она потопила четыре судна.



U-209 пропала без вести в мае 1943 года. До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года. Однако затем выяснилось, что на самом деле в результате этой атаки погибла U-954. Причина гибели U-209 остается не выясненной до сих пор.
«Курск»

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.



«Курск» затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Согласно официальной версии, лодка затонула из-за взрыва торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Однако многие эксперты до сих пор не согласны с этой версией. Многие специалисты считают, что лодка могла быть атакована торпедой или столкнуться с миной времен Второй мировой войны.