Ремонт Стены Уход

Где сладкий шепот моих лесов урок. Технологическая карта урока по чтению е

«Где сладкий шепот…» Евгений Баратынский

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лет?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет,
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.

Анализ стихотворения Баратынского «Где сладкий шепот…»

Произведение, датированное 1831 г., предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10-15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ дома, надежного прибежища, оберегающего своих хозяев от холода и непогоды. Подобная трактовка образа встречается в знаменитом фетовском творении « », где домашний уют противопоставлен бушующей «на дворе» буре.

Поэтический текст открывается риторическим вопросом, в который включена метафорическая конструкция «сладкий шепот», обозначающая шелест листвы. Лирическое «я» фиксирует изменения, вызванные приходом холодов: голые деревья, замерзший ручей, «метели лёт», долины, покрытые «ковром зимы». Изображая детали природы, поэт часто обращается к олицетворениям. Деревья наделяются способностью шептаться, а речная вода, к «ропоту» которой привык герой, «немеет» подо льдом.

Пейзажная картина, в которой господствуют оцепенение и «седая мгла», безотрадна. Лирический субъект отрывается от печального зрелища и обращает взгляд на «трескучий» огонь, пылающий в печи. Пристально вглядываясь в языки живого пламени, окруженный комфортом «любимец счастья» забывает о непогоде. Меняется и его настроение: тоску сменяет спокойная радость, порождающая желание помечтать «в тиши».

Бытовая ситуация служит поводом для философских обобщений. Ободренный герой спешит поблагодарить божественные силы, указавшие ему пути преодоления жизненного кризиса. От «бурь бытия», «метели бед» и душевной скорби спасет «любовь нежная». Главный секрет ее исцеляющей силы - способность даровать забвение тревожному сердцу.

В финальной части автор сближает комплексы образов разных тематических групп: горькие испытания, уготованные судьбой, уподобляются погодным приметам зимнего ненастья. Эта тенденция проявляется при помощи ряда метафорических конструкций, передающих противоречивую суть безрадостного земного пути героя. Стихотворение завершается двумя яркими примерами, в которых семантика дисгармоничности усиливается негативными коннотациями: «гробовый лик» и «мятежный крик».

Для изображения личных переживаний поэт избирает редкую вариацию стихотворного размера - двухстопный ямб. Короткая легкая строка также встречается в произведении «Догадка», посвященном «языку любови тайной».

Уроки 40–41. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»,
«Где сладкий шепот моих лесов?»

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с творчеством Е. А. Баратынского; вырабатывать навык анализа поэтического текста; формировать умение и навыки выразительного чтения, используя эпитеты; развивать и обогащать речь, внимание, творческое воображение через прием словесного рисования; воспитывать интерес к предмету и культуре общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе; развивать интерес и внимание к художественному слову

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством Е. А. Баратынского и содержанием его произведений «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»;

научатся : видеть и понимать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности

Метапредметные:

Познавательные: подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников.

Регулятивные: фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осмысливать настроение лирического произведения
Е. А. Баратынского; понимать назначение изобразительно-выразительных средств в произведении

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Кто из вас нашел в библиотеке другие стихотворения А. А. Фета?

Далее слушаются несколько стихотворений, проводится беседа. Стихотворений не должно быть очень много, достаточно 2–3 произведений. Желательно, чтобы учитель перед уроком отобрал стихи, которые будут читаться детьми вслух. Они должны быть понятны, доступны учащимся. Остальные сборники со стихами А. А. Фета следует обязательно показать учащимся, но сказать им о том, что другие произведения А. А. Фета они прочитают, когда станут старше

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку. Учащиеся вывешивают на доске рисунки к стихотворениям А. А. Фета, затем зачитывают отрывки из стихотворений, соответствующие рисункам. Последующую работу можно организовать в группах, где учащиеся читают друг другу стихотворения, выученные ими дома. Затем каждая группа определяет 1–2 лучших чтецов, которые рассказывают стихи у доски всему классу. Читают рассказы о весеннем дожде

Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные слова.

Знакома ли вам фамилия этого поэта, его
стихи?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме

III. Знакомство с творчеством
поэта

Рассказывает о творчестве поэта.

Евгений Абрамович Баратынский – один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.

Баратынский начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов-романтиков

Слушают учителя. Задают вопросы. Слушают сообщение учащегося.

Один из самых тонких ценителей творчества
Е. А. Баратынского Александр Сергеевич Пушкин писал о нем: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством»

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

IV. Анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!»

Организует самостоятельное чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения вслух.

Проводит беседу после чтения по вопросам:

Определите тему стихотворения.

Каким настроением наполнено стихотворение?

Что чувствует поэт?

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Какой вам представилась весна?

Какие запахи, звуки весны почувствовали, услышали?

Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

А как об этом сказано у Баратынского? Прочитайте.

Обратите внимание на пунктуацию

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

В стихотворении раскрывается тема природы, приход весны.

Восторг, восхищение, полет души, радость, обновление

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

Заполните таблицу «Пунктуация».

Где?

Для чего?

Знаки восклицания

Знак вопроса

Многоточие

Заполняют таблицу «Пунктуация».

Где?

Для чего?

Знаки воскли-цания

10 знаков по всему тексту.

В середине стихо-творной строки
(не обращение!)

Выражение восторга, радости, восхищения. Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха: делает вдох!

Знак вопроса

1 знак в последней строфе

Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой»

Много-
точие

Стихотворение заканчивается им

Герой многое еще мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе

Как система знаков препинания помогает раскрыть замысел автора? С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

Что мы слышим, читая стихотворение?

Да, при повторе одинаковых или близких звуков создается звуковой эффект

Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора.

Мы слышим журчание ручья, рев реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.

Аллитерация – повтор согласных звуков

Заполните таблицу «Звуки».

Где?

Для чего?

2-я строфа

3-я строфа

3-я строфа

4-я строфа

Заполняют таблицу «Звуки».

Где?

Для чего?

[л]–6 раз

2-я строфа

Нежность, ласка, мягкость

[р] – 2 раза, [ч’] –
2 раза

3-я строфа

Перелив, журчание
ручья

[р] – 4 раза

3-я строфа

Рев реки, мощь

[х], [ж], [ш]

4-я строфа

Шуршание листьев

Повторяя определенные звуки, автор может передать то, что слышит, и помочь нам услышать это же

Обратите внимание на выразительную систему стихотворения. Заполните таблицу «Выразительные средства».

Заполняют таблицу «Выразительные средства».

Где?

Для чего?

Метафора
(олицетворение)

Крылья ветерка, хребёт реки, облака летают, ласкаясь, лист шумит

Одушевление природы. Природа радуется приходу весны, возрождению

Эпитет

Лазурь живая, торжествующий хребёт, гимн заздравный, вышина яркая

Показать счастье, радость природы

Сравнение

С ручьем она ручей. С птичкой птичка

Сравнения как такового нет: душа растворяется в природе, становится ее частью

Вывод: используя выразительные средства, автор показывает свое отношение к природе. Он одушевляет ее. Его душа – это часть души природы. Он живет в природе и с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив

V. Анализ стихотворения «Где сладкий шепот моих лесов?»

Организует самостоятельное чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения вслух. Проводит беседу после чтения:

Какие изменения произошли в природе?

Обратите внимание на подчеркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?

Каким настроением проникнуто произведение? Почему вы так думаете?

Какие картины предстали перед вами?

С каким чувством поэт говорит о зиме?

Подтвердите ваше мнение строками стихотворения.

О чем думает, вспоминает, тоскует поэт зимой? Прочитайте.

Какой литературный прием использует поэт в этом стихотворении? Приведите примеры.

Подготовьтесь к выразительному чтению

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заполняют проектные листы.

Природа засыпает, так как пришла зима. Все цепенеет, уже не слышен сладкий шепот лесов.

Подчеркнутые слова создают контраст между летом и зимой.

Стихотворение проникнуто грустью. Автор грустит, потому что «ковер зимы покрыл луга».

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Написать сочинение «Стихотворение Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!» в моем восприятии». Подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Баратынского. Одно из стихотворений выучить

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

Что нового узнали на уроке?

Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения?

Какими средствами поэтам удается передать красоту природы?

С помощью чего они передают нам то, что видят, слышат, чувствуют сами?

Как могут заставить нас увидеть, услышать и почувствовать то же самое?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Евгений Абрамович Баратынский

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.

Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лет?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет,
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.

Произведение, датированное 1831 г., предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10—15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ дома, надежного прибежища, оберегающего своих хозяев от холода и непогоды. Подобная трактовка образа встречается в знаменитом фетовском творении «Кот поет, глаза прищуря…», где домашний уют противопоставлен бушующей «на дворе» буре.

Поэтический текст открывается риторическим вопросом, в который включена метафорическая конструкция «сладкий шепот», обозначающая шелест листвы. Лирическое «я» фиксирует изменения, вызванные приходом холодов: голые деревья, замерзший ручей, «метели лёт», долины, покрытые «ковром зимы». Изображая детали природы, поэт часто обращается к олицетворениям. Деревья наделяются способностью шептаться, а речная вода, к «ропоту» которой привык герой, «немеет» подо льдом.

Пейзажная картина, в которой господствуют оцепенение и «седая мгла», безотрадна. Лирический субъект отрывается от печального зрелища и обращает взгляд на «трескучий» огонь, пылающий в печи. Пристально вглядываясь в языки живого пламени, окруженный комфортом «любимец счастья» забывает о непогоде. Меняется и его настроение: тоску сменяет спокойная радость, порождающая желание помечтать «в тиши».

Бытовая ситуация служит поводом для философских обобщений. Ободренный герой спешит поблагодарить божественные силы, указавшие ему пути преодоления жизненного кризиса. От «бурь бытия», «метели бед» и душевной скорби спасет «любовь нежная». Главный секрет ее исцеляющей силы — способность даровать забвение тревожному сердцу.

В финальной части автор сближает комплексы образов разных тематических групп: горькие испытания, уготованные судьбой, уподобляются погодным приметам зимнего ненастья. Эта тенденция проявляется при помощи ряда метафорических конструкций, передающих противоречивую суть безрадостного земного пути героя. Стихотворение завершается двумя яркими примерами, в которых семантика дисгармоничности усиливается негативными коннотациями: «гробовый лик» и «мятежный крик».

Для изображения личных переживаний поэт избирает редкую вариацию стихотворного размера — двухстопный ямб. Короткая легкая строка также встречается в произведении «Догадка», посвященном «языку любови тайной».