Ремонт Стены Уход

Изменение 54 фз новые правила применения ккт. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Любая хозяйственная деятельность претерпевает какие-либо изменения со временем и в соответствии с потребностями населения, касается это и торговли. Для успешного взаимодействия организаций и предпринимателей с государством последнее принимает свод законов, регулирующих эти взаимоотношения. В этой статье обсудим нюансы закона 54-Ф3 о применении ККТ в торговле.

Несмотря на некоторые сложности в применении и введении в действие всех требований закона, на самом деле, он значительно упрощает жизнь самих предпринимателей. Новый режим работы заключается в переоборудовании техники, ведущей учёт и движение товара и финансов в операциях по продажам.

Необходимо установить в торговых точках новую модель кассового аппарата с расширенными функциями. Кроме учёта продаж и движения наличности, такие устройства, имея доступ к Интернету, передают данные с каждой проведённой сделки в службу налогов и сборов через посредничество компании-оператора, кратко ОФД, а также распечатывают фискальные документы.

Кого коснулись новые правила

Сегодня должны вести бизнес по новым правилам все торговые точки, в том числе налогоплательщики специальных режимов УСН, патент и ЕНВД и интернет-магазины. До 1 июля 2018 года имеется отсрочка у владельцев торговых или вендинговых автоматов.

  • ИП без сотрудников в сфере общественного питания и розничной торговли;
  • физические и юридические лица на ЕНВД (кроме общепита и торговли в розницу);
  • ИП на патентной системе (не общепит, не розница).

Читайте также: Z-отчёт: что это такое и как его сделать

Важно! Для индивидуальных предпринимателей без сотрудников отсрочка действительна по указанную дату лишь при отсутствии трудового договора с наёмным рабочим. В случае заключения хоть одного договора, обязателен переход на новый режим.

Кто освобождён

От соблюдения нового закона освобождены такие торговые категории:

  • торговля вне стационарной сети;
  • розничная на ярмарках или рынках (исключая крытые помещения);
  • сезонная на открытых площадках (овощи, фрукты);
  • торговля из цистерн «на разлив» (подсолнечное масло, молоко, квас);
  • из киосков и лотков мороженым и безалкогольными напитками;
  • уличная торговля прессой, собственными поделками;
  • вразнос бытовыми товарами.

Кроме вышеперечисленного, освобождаются работники сферы услуг:

  • помощь по огороду;
  • ремонт обуви, одежды, изготовления ключей, ювелирных изделий, очков и т. д.;
  • сдача в аренду собственного жилья;
  • услуга сиделки, няни;
  • приём вторсырья.

Важно! Предприниматели или небольшие организации, расположенные в местности с перебоями в работе Интернета или его отсутствием, освобождаются от выполнения закона, но обязаны вести и предоставлять органам надзора отчётность о своей деятельности.

Сроки перехода на онлайн-кассы

Основные сроки закона:

  • 01.02.2017 год - ИФНС прекратила постановку на учёт обычных касс;
  • 01.07.2017 год - переход на онлайн-кассы, кроме некоторых категорий;
  • 01.07.2018 год - переход на новую технику для получивших отсрочку на год;
  • 01.07.2019 год - все торговые расчёты, для всех категорий, кроме освобождённых, совершаются исключительно с использованием онлайн-устройств.

Новая схема передачи чеков

Схема выглядит следующим образом:

  1. В кассе проводится сделка и формируется чек.
  2. Условия и реквизиты проведённой операции записываются на ФН, который подписывает чек.
  3. Готовый чек направляется в ОФД, после чего информация о его принятии поступает обратно.
  4. ФНС в любой момент может получить доступ ко всем чекам, хранящимся в ОФД в электронном формате.
  5. По изъявленному желанию клиента он может получить чек, удостоверяющий сделку, на свой электронный почтовый адрес или в виде SMS-сообщения.

Читайте также: Онлайн-кассы для ИП в 2018 году

Действие закона дополнило количество данных, которые должны содержаться в чеке, теперь должны присутствовать и такие данные:

  • данные о продавце;
  • данные о кассире;
  • система налогообложения предприятия;
  • формат расчёта;
  • полная информация о товаре (артикул, количество, цена, скидка);
  • цена за одну единицу товара;
  • НДС и налоговая ставка;
  • дата и время;
  • номер смены;
  • номер чека;
  • заводской и порядковый номер ФН;
  • отличительный знак ФН;
  • данные ОФД;
  • номер аппарата;
  • QR-код.

Без наличия всех этих данных чековый документ считается недействительным, а продавец может быть оштрафован.

Порядок перехода на работу по новым правилам: пошаговая инструкция

Процесс перехода на новый режим работы:

  1. Снять с учёта старую машину, подав документы в НС.
  2. Провести Интернет.
  3. Купить новую машину или адаптировать старую к новым требованиям.
  4. Заключить договор с компанией-оператором фискальных данных.
  5. Поставить новую кассу на учёт в ОФД.
  6. Установить на устройство программу с учётом всех новых требований.

Знаете ли вы? ИП, которые платят единый налог на вменённый доход, при переходе на новый режим работы с ККТ могут рассчитывать на своеобразный возврат средств, потраченных на покупку онлайн-кассы, - налоговый вычет, соответствующая поправка внесена в Налоговый кодекс РФ.

Штрафы

Ответственность за нарушение закона предполагает систему штрафов:

  • несоответствие кассового устройства заявленным требованиям - от 3 тысяч ИП, 10 тысяч для организации;
  • отсутствие чека у покупателя - десять тысяч рублей;
  • проведение торговых операций без кассового аппарата - для предпринимателя - от 25% до 50 % выручки от торговли (не менее 10 тысяч рублей), для организации - от 75% до 100% (не менее 30 тысяч);
  • не предоставление своевременно сведений в органы надзора - для ИП - до 3 тысяч, для организаций - до 10 тысяч рублей;
  • за повторное (в течение года) нарушение - запрет на ведение торговой деятельности сроком до трёх месяцев;
  • повторное нарушение, совершённое должностным лицом, влечёт за собой дисквалификацию сроком до двух лет.

В прошлом году кардинально изменился закон 54-ФЗ об онлайн-кассах. Но и в 2020 году поправок хватает. Читайте в статье, как изменится работа с ККТ в 2020 с учетом последних изменений.

  • Чек ККТ при доставке курьером
  • Кто может работать без ККТ

С прошлого года еще больше организаций и предпринимателей перешли онлайн-кассы. Многие называют внесенные изменения в закон 54-ФЗ революционными, настолько серьезно они поменяли порядок работы с контрольно-кассовой техникой.

В 2020 году произошли новые ограничения для онлайн-касс. Теперь нельзя использовать ККТ со старым форматом памяти 1.0. Передавать сведения кассы должны в формате 1.05 или 1.1. За нарушение компании грозит штраф - минимум 30 тыс. руб. Есть и другие изменения, о них мы расскажем ниже.

Срочные изменения! Президент подписал ряд законов, которые вносят поправки в федеральный закон 54-ФЗ. Именно он изменил правила по онлайн-кассам для некоторых компаний и ИП с 1 июля 2020 года .

Основные поправки в законе 129-ФЗ:

  • ИП без работников, реализующие товары собственного производства;
  • ИП без работников, самостоятельно оказывающие услуги или выполняющие работы.
2. До 1 июля 2020 года:
  • Организации, оказывающие услуги ЖКХ
  • Продажа кондуктором или водителем билетов в общественном транспорте.
Поправки Закона 54-ФЗ, которые имеют силу и в 2020 году:
  • сдача ИП в аренду принадлежащих им на праве собственности жилых помещений совместно с машино-местами в многоквартирных домах;
  • осуществление расчетов товариществами собственников недвижимости, образовательными организациями и т.д;
  • предоставлено послабление интернет-магазинам. Теперь курьер может не пробивать чек при доставке, а показать его в виде QR-кода, который покупатель отсканирует на свой телефон. Это теперь приравнено в выдаче электронного чека;

    использовать ККТ нужно при любых безналичных расчетах. Необходимо пробить чек, если покупатель оплатил товар или услугу через онлайн-банк, мобильное приложение или банковский терминал. В том числе если гражданин перевел деньги по квитанции через операциониста в банке.

Законами 03.07.2018 № 192-ФЗ и от 06.06.2019 № 129-ФЗс 01.02.2020 разрешено не выдавать бумажные и электронные чеки клиентам, если они совершили покупку через автомат с с QR- кодом.

В Высшей Налоговой Академии появился . Узнайте прямо сейчас, когда при безналичных расчетах выбивать чек и какие документы теперь требовать с подотчетников.

Онлайн-касса при безналичных расчетах

Много вопросов возникает при получении оплаты в безналичной форме. Новый закон снял большинство из них.

Расчеты между фирмами и предпринимателями

Если юридические лица и предприниматели рассчитываются между собой путем перечисления денег с расчетного счета одной компании на расчетный счет другой, то пробивать кассовый чек не нужно. В том числе чек не требуется, если платежное поручение бухгалтер формирует и отправляет через банк-клиент.

Другое дело, если товары, работы и услуги для организации приобретает и оплачивает подотчетное лицо. Если подотчетник рассчитывается наличными деньгами, собственной банковской или корпоративной картой, то продавец обязан выдать чек ККМ. Этими чеками подотчетник отчитается перед своей бухгалтерией.

Будьте внимательны: инспекторы назначают миллионные штрафы главбухам за нарушения, связанные с применением кассовой техники. Контролеры пользуются лазейкой в КоАП, и суды их поддерживают. Мы выяснили, на какие нарушения инспекторы штрафуют главбухов.

Безналичная оплата от физических лиц

Платить по безналу могут не только организации и предприниматели. Физические лица тоже могут перечислять оплату на расчетный счет продавца. Например:

  • В магазине предъявить для оплаты банковскую карту,
  • Перечислить денежные средства через онлайн банковскую программу, в которой обслуживается его карта,
  • Придти в банк и перечислить оплату через операциониста,
  • Произвести оплату через сайт продавца, если на нем есть такая возможность.

Последний вариант (оплата через сайт) включает несколько разных способов, например, оплата из электронного кошелька, посредством платежной системы, с банковской карты, через онлайн-банк и т.д.

Когда применяются «расходные» чеки

Законодательство об онлайн-кассах обязывает выдавать кассовые чеки не только при приеме денежных средств, но и в некоторых случаях при их выдаче. Чеки с признаком «расход» нужно выдавать при выплате выигрыша, если компания занимается организацией азартных игр.

В расчетах по займам физических лиц тоже нужно применять ККТ (п. 4 ст. 4 закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ):

  • При выдаче займов в 2020;
  • При приеме возврата займа от физического лица в 2020.

Расчеты по выдаче и возвратам подотчетных средств проводить через кассовый аппарат не нужно. А если организация производит оплату физическому лицу, например, по договору аренды или выполнения работ, нужно пробить чек с признаком «расход». Ведь сам физик выдать чек на приход оплаты не может, а у организаций такая обязанность появилась после уточнения понятия расчетов в п.1.1 закона 54-ФЗ.

В 2020 году у организаций сохранится обязанность выдавать чеки по бартерным сделкам. То есть если организации рассчитываются за купленные товары не деньгами, а другим товаром, и взаимная задолженность гасится (п. 4 ст. 4 закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ).

Чек ККТ при доставке курьером

Еще совсем недавно инспекторы запрещали пробивать чеки заранее, а курьерам интернет-магазинов советовали носить с собой переносные кассовые аппараты. Курьерская служба может работать с несколькими интернет-магазинами. Тогда пробивать на одной кассе чеки разных продавцов невозможно, а носить с собой несколько кассовых аппаратов неудобно.

В 2020 эта проблема уже решена. Чек можно пробить и отдать курьеру для передачи покупателю вместе с товаром. Но только в том случае, если доставка осуществляется не позднее следующего дня после получения оплаты покупателя. Если доставка осуществляется позднее, то чек можно отправить на электронную почту или телефон покупателя.

Если же покупатель рассчитывается наличными деньгами с курьером, то есть два варианта выдачи чека:

  • Курьер по-прежнему может носить с собой переносную кассу для выдачи чеков покупателю,
  • Курьер может сообщить о принятой оплате в интернет-магазин, а магазин отправит электронный чек на почту или телефон покупателю.
Будьте внимательны! Изменились реквизиты чеков. Какой теперь должен быть чек, читайте в статье "Российского налогового курьера"
Кассовые чеки с 1 июля 2019 года

Кто может работать без ККТ

До середины 2020 года кассовый аппарат могут не применять организации, которые принимают коммунальные платежи от населения. Те, кто оказывает услуги населению, например, изготовление ключей, присмотр за детьми, ремонт обуви, и после 1 июля 2020 года смогут выдавать бланки строгой отчетности вместо кассового чека.

Поправками уточнено, что не требуется применение онлайн-кассы при продаже в розлив питьевой воды и молока. Закон 54-ФЗ и раньше не требовал применять ККТ при продаже в розлив безалкогольных напитков. Но по ГОСТу 31985-2013 ни вода, ни молоко к безалкогольным напиткам не относятся. Таким образом, до введения поправок торговцы воды и молока должны были применять ККТ.

Освобождены от обязанности применять ККТ и продавцы книг и журналов, независимо от места их реализации:

  • Специализированная торговая точка,
  • Газетный киоск,
  • Другие места продажи.

Не обязаны применять онлайн-кассы и владельцы механических аппаратов по продаже товаров. Чтобы не применять кассу, аппарат должен отвечать следующим требованиям:

  • Не быть подключенным к электросети,
  • Не работать от батарей или аккумуляторов,
  • Принимать платеж исключительно монетами, например, по 5 или 10 рублей.

В качестве примера механических торговых аппаратов можно привести аппараты по продаже конфет или игрушек.

Освобождены от ККТ в 2020:

  • ИП, реализующие билеты в театр (государственный или муниципальный) физикам с рук, минуя кассы театров;
  • Продавцы изделий народного промысла;
  • Религиозные организации, оказывающие обрядовые услуги или продающие специальную литературу;
  • Библиотеки, при наличии у них платных услуг;
  • Питание в учебных заведениях;
  • Кредитные организации;
  • Физиками - страховыми агентами.

Садоводческие кооперативы и общества не обязаны применять ККТ при приеме членских взносов, поскольку взносы не являются расчетами за товары, работы или услуги. А вот при приеме платы за содержание инфраструктуры, например, обеспечение охраны, чеки выдавать нужно.

Другие изменения в 54-ФЗ об онлайн-кассах

Законе 54-ФЗ об онлайн-кассах диктует еще несколько правил, касательно ведения ККТ. Все они актуальны для 2020 года. Расскажем о некоторых из них.

  • Теперь в чеке обязателен QR-код. Раньше печатать его в чеке было необязательно. Однако обязательным условием разрешения использования кассовой техники было наличие технической возможности печатать QR-коды;
  • Уточнен порядок действий, если организация не применяла ККТ или применяла ее с нарушением. В соответствии с п.4 ст.4.3 закона 54-ФЗ в этих случаях продавец формирует чек коррекции;

    Если компания ликвидируется, подавать заявление о снятии кассы с учета не требуется. Инспекторы сами снимут ее с учета после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия (п.18 ст.4.2 закона 54-ФЗ).

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажа ценных бумаг;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;

осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

розничная продажа бахил.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 пункта 2 , могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и 5 настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

8.1. Действие положений абзацев второго, шестого и седьмого пункта 2 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации.

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

14. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети "Интернет" и сетей связи.

Кто освобожден от применения онлайн-касс до 01.07.2021 и кто – бессрочно. Ответственность за нарушение законов о ККТ. Ограничение ответственности до 01.07.2020.

Правила применения контрольно-кассовой техники на территории России регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Освобождены от онлайн-касс до 01.07.2021

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»:

Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года .

Освобождены от применения ККТ бессрочно

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:

  1. Кредитные организации.
  2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажа газет и журналов на бумажном носителе;
    • продажа ценных бумаг;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
    • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
    • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
    • вспашка огородов и распиловка дров;
    • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
    • розничная продажа бахил.
  3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
  6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
  7. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
  8. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
  9. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
    • товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
    • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
    • домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
  10. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.

* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.

Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Обязанность покупателей пробивать чек

Обязаны ли организации и ИП применять ККТ при оплате товаров и услуг наличными или корпоративной картой, привязанной к расчетному счету?

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ «Контрольно-кассовая техника... применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.»

Расчеты по статье 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ – это «... прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...»

Согласно определению понятия «расчеты», пункту 1 статьи 1.2. и пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги наличными деньгами и (или) в безналичном порядке с предъявлением электронного средства платежа.

Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек... покупателю (клиенту) ...» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.

Кроме того, в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты кассового чека, среди которых есть «признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода)» . Упоминания о выдаче средств продавцу нет.

Будут ли на практике эти два аргумента учтены налоговиками в пользу организаций и ИП – неизвестно. Но есть вариант, подтвержденный пунктом 2 Письма ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, когда покупатель и продавец могут оформить расчет одним чеком, пробитым продавцом товаров, работ, услуг. Это возможно при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.

В кассовом чеке, выданном подотчетному лицу, с 01.07.2019 должен быть указан ИНН покупателя. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@.

Ответственность за нарушение законов о ККТ

Ответственность за нарушение законодательства о применении онлайн-касс регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей ; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей .

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет ; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –

.

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей .

Ограничение ответственности до 01.07.2020

Статья 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ отменяет штрафы для общественного транспорта и сферы ЖКХ до 1 июля 2020 года:

«Приостановить до 1 июля 2020 года действие частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях... в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).»

Представителей общественного транспорта и сферы ЖКХ не будут штрафовать до 1 июля 2020 года за следующие нарушения:

  • Неприменение контрольно-кассовой техники.
  • Повторно зарегистрированное неприменение ККТ.
  • Применение онлайн-кассы, не соответствующей установленным требованиям.
  • Применение онлайн-кассы, соответствующей установленным требованиям, с нарушениями.
  • Непередача клиенту бумажного или электронного чека по его требованию.

Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ сделал закон о применении ККТ значительно проще и понятнее. Между тем, у пользователей касс еще остались вопросы. На некоторые из них БУХ.1С ответил Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России.

С 3 июля 2018 года законодатели расширили понятие расчетов. Теперь, согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, расчетами считаются, в частности, зачет и возврат предварительной оплаты и авансов. Андрей Владимирович, хотелось бы уточнить, что понимается под таким зачетом и возвратом?

Под этим термином понимается, в том числе, любая отгрузка товара в счет предоплаты (аванса). Независимо от порядка оплаты такая отгрузка потребует применения онлайн-касс. При этом применение кассы необходимо при расчете с физическими лицами, а между юридическими лицами и ИП – нет.

А когда вводится обязанность по применению касс при отгрузке товаров в счет ранее полученной предоплаты (авансов)?

Зачет и возврат предварительной оплаты и авансов включены в перечень расчетов, по которым предоставляется отсрочка до 1 июля 2019 года.

Также в понятие расчетов включили предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ и услуг. Означает ли это, что при продаже товаров в кредит, т.е. когда товар передается покупателю вообще без оплаты, нужно применять ККТ?

В категорию «предоставление и погашение займа» не входит передача товаров в кредит с участием кредитной организации. Но при продаже товара в кредит продавец все равно обязан применять ККТ и выдавать покупателям чеки.

Помимо всего прочего, сейчас под расчетами понимают и предоставление/получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Относится ли сюда оплата страховой премии страховщику и выплата страхового вознаграждения?

Нет, это относится к услуге. При этом с 01.07.2019 для расчетов по таким услугам предусмотрены дополнительные реквизиты кассового чека.

А считается ли встречным предоставлением товарообмен?

Да, считается.

Но кассы применяют лишь в случаях, если товарообмен происходит с физлицами. Если же два юридических лица, или юрлицо и ИП осуществляют товарообменную операцию, они не должны применять онлайн-кассы.

Закон не требует применения ККТ при безналичных расчетах между организациями и ИП. Исключение составляют случаи, когда между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Есть ли возможность уточнить, какие виды оплаты попадают под это исключение?

Под такое исключение подпадает физическое предъявление покупателем продавцу электронного средства платежа. Например, корпоративной карты.

В случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов. Значит ли это, что пользователь может при расчете через автоматическое устройство выдать чек, используя кассу, которая находится отдельно?

Да. При этом в указанных случаях кассовый чек может вовсе не печататься.

Правда ли, что после 1 июля 2019 года при оплате проезда водителю автобуса или маршрутки наличными денежными средствами, пассажир должен будет получить чек?

Да, именно так.

Что означает формулировка нового п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ «осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом»? Кого можно считать уполномоченными лицами?

Данная формулировка означает, в частности, оплату товаров на основании счета в отделении банка.

Круг же уполномоченных лиц определяется в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации (например, ст. 185 ГК РФ).

По новым правилам при дистанционной торговле чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Можно ли считать датой расчета день подтверждения банком исполнения распоряжения покупателя на оплату.

Да можно, но в целях соблюдения норм Закона № 54-ФЗ значение имеет не «дата расчета», а «момент расчета».

При этом момент расчета в розничной торговле не может быть осуществлен позднее момента передачи товара.

Также могут возникнуть проблемы, если продавец и покупатель трактуют момент расчета по-разному и покупатель пожалуется, почему чек ККТ выдан, например, через 3 дня после покупки. Тогда налоговые органы начнут разбираться в договорных отношениях, нарушении законных прав покупателя и т. д.