Ремонт Стены Уход

Упражнения по теме имя прилагательное. Психологические упражнения

Разделы: Начальная школа

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1 . Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2 . Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3 . Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, - любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6 . Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (...?) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11 . Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12 . Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13 . Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14 . Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг ?, Как называют маму за доброту ?, Как называют варенье из вишни ?

Задание 15 . Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого .

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце. )

Задание 16 . Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото , обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный .

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… - это богатство нашей страны.

Задание 17 . Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за , а в предложном – о, в, на .

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем .

Задание 19 . Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20 . Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21 . Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22 . Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23 . Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24 . Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25 . Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26 . Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27 . Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28 . Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Пахнет, еловая, хвоя, сосновая, и.

Тренинговое занятие «Уверенность в жизни»

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Материалы: цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч.

Перед занятием участникам раздают бейджи и просят записать свое имя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными. Научимся противостоять стрессу.

    Упражнение на сплочение группы.

Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Ведущий. Вы уже знаете друг друга. Часто мы не задумываемся об окружающих нас людях. Предлагаю вам познакомиться поближе. Каждый участник называет свое имя в таком виде как любит, чтобы его называли, и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Мариночка. Я мудрая, аккуратная…..»

2. Разминка «Доброе животное»

Ведущий. Ребята, нас с вами девять человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы - одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед - выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад - притопывая, два шага вперед. Спасибо.

3. Упражнение «Рыба для размышления»

Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» - вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх - это...

Я не доверяю людям, которые...

Я сержусь, когда...

Я не люблю, когда...

Мне грустно когда...

Когда я спорю...

Самое грустное для меня...

Человек считается неудачником, если...

Мне скучно, когда...

Я чувствую неуверенность, когда...

Ведущий. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

4. Коллаж «Мой герб»

Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит - это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй - место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей - самое большое свое достижение.

В четвертой - трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Время на работу - 15 минут.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.

Ведущий. Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

- когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

- стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

- мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

- когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам потренироваться и произнести слова о себе вслух, уверенно и громко.

А как звучат эти слова из уст других? Я предлагаю проговорить эти слова каждому из нас, чтобы услышать их со стороны. Каждый может сказать слова тому, кому он хочет. Эти слова должен услышать каждый. Спасибо.

Участники по кругу проговаривают свои мысли.

- Что вы чувствовали, когда сами произносили эти слова?

- Была ли разница между тем, когда вы говорили и когда вам говорили?

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы соответствовать этим словам?

Ведущий. Действительно, если мы хотим услышать эти слова о себе, нам прежде всего надо понять себя и начать работать над собой. А начать можно с самого простого. Например, позаботиться о своем здоровье.

7. Упражнения «Поза кучера»

Ведущий. Пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.

Попробуйте принять следующую позу. Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами: подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.
Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

Упражнение «Полное дыхание»

Ведущий. Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.

Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот.

Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Упражнение «Ритмичное дыхание»

Ведущий. Примите «позу кучера». Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5, и т.д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца.

Затем начните выполнять упражнение «Полное дыхание».

Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание в течение шести ударов пульса. Отдохните перед вторым вздохом в течение трех ударов пульса.

Сделайте несколько раз полный вдох на шесть ударов пульса. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение.

Участники выполняют.

Это прекрасное упражнение, которое можно выполнить в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

8. Рефлексия

1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?

2. Что вам понравилось и что не понравилось?

3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?

Работа в парах. Пишут пожелания друг другу: чем заняться, чтобы не принять поспешное, неправильное решение в критической ситуации (обратиться к психологу, послушать музыку, заняться физическими упражнениями, посоветоваться с лучшим другом, рассказать родителям, позвонить на телефон доверия, сделать отложенную «на потом» работу...)

Ведущий. Спасибо. Наше занятие подошло к концу.

Упр. 1. Выберите из приведенного ниже текста имена прилагательные с определяемыми словами. Назовите критерии выделения имен прилагательных в самостоятельную часть речи.

Стояла та обманчивая и удивительная ялтинская осень, когда нельзя понять, доцветает ли весна или расцветает прозрачная осень (К.П .). Деревянный мост отражался в речке, заросшей кувшинками и прочими водяными травами (В.Сол .). Белые, словно сахар, песчаные отмели, уходя под воду, приобретали цвет червонного золота (В.Сол .). Чехов в молодости умел писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире (К.П .). Алексей Толстой мог писать, если перед ним лежала стопа чистой, хорошей бумаги (К.П .). В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, какие ему приписывают дешевые скептики, – ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли (К.П .). Воспоминания – это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир (К.П .). Тёплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших, пенистых лужах; и так тих и мирен был этот летний негустой дождь, что даже цветы не склоняли головок, даже куры по дворам не искали от него укрытия (М.Ш .).

Упр. 2. Найдите в тексте имена прилагательные и определите их лексико-грамматические разряды.

На бревне около плотины сидел худой старик с длинной седой бородой, в старой офицерской шинели и серой кепке (К.П .). Сухой и желчный, он взошел на кафедру и закрутил торчком свои тонкие тараканьи усы. (Л.К .). Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами (К.П .). Французский поэт Беранже писал свои песенки в дешевых кафе (К.П .). В Олеше было что-то бетховенское, грозовое, мощное (К.П .). На отцовскую лекцию она пришла за целый час и долго гуляла по аллейкам институтского дендрария, пока ее не втянуло в общий поток молодежи, такой же незрелой и взволнованной, как и она сама; никто не спросил ни пропуска, ни студенческого удостоверения (Л.Л .). Когда он переползал моховое болотце с зелёными кочками, вытаявшими из-под снега, судьба приготовила ему еще подарок: на седоватом сыром и мягком мху увидел он тоненькие ниточки стебельков с редкими, острыми, полированными листочками и между ними, прямо на поверхности кочек, лежали багровые, чуть помятые, но все ещё сочные ягоды клюквы (В.П .) Она наводила себе чапаевские усы жжёной пробкой и дралась с мальчишками до победного конца (А.Ф .) Особенно хороши были на окраинах илистые пруды. Сквозь их зеленую, как оливковое масло, воду поблескивали затопленные жестянки. Гнилые сваи торчали из воды, и с них тонкими прядями свешивалась тина (К.П .).

Упр. 3. Выпишите качественные имена прилагательные, охарактеризуйте их семантические, морфологические и словообразовательные признаки. Определите, все ли прилагательные этого разряда обладают полным набором признаков, свойственных им.

На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком (К.П .). Сразу лавиной обрушилось на него всё: пока еще беспорядочные, но удивительные и радостные мысли, дым облаков, блеск мокрых листьев, лесная тишина, легкое сожаление, что он так внезапно ушел, и глубокая радость от сознания, что через час–два, как только дойдет до дому, он тотчас начнёт писать (К.П .). В сырую полночь в начале августа пришла в отряд конная эстафета (А.Ф .). Тембр голоса у Блока был глухой, отдаленный, равномерно спокойный (К.П .). Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую (К.П .). Полёт мечтаний иссушённой экзаменами души вчерашнего ученика, а сегодня – самостоятельного, вольного человека подобен полету птицы, выпущенной из клетки (Е.П .). Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, ещё неуверенные удары проснувшегося дятла, раздавшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки (В.П .). Тяжела, мокра шинель, дождь работал добрый (А.Твардовский ). С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем (И.Т .). Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их не любят (И. Т .).

Упр. 4. Назовите значение слова свежий в приведенных ниже предложениях. Являются ли они ЛСВ одного прилагательного или значениями разных слов–омонимов? Аргументируйте свое мнение.

Свежий хлеб, свежий ветер, свежий номер газеты, свежая рыба, свежие овощи, свежий взгляд на события, свежие знания, свежие новости, свежий снег, свежее сено, свежие цветы, свежая публикация.

Упр. 5. Найдите в данных ниже предложениях притяжательные прилагательные, покажите семантические, морфологические и словообразовательные особенности этого разряда.

Звенели разноголосые птичьи хоры (Е.П .). Привел он меня в большой каменный дом, увешанный по стенам лосиными рогами, медвежьими и клыкастыми кабаньими головами, чучелами глухарей и тетеревов (Е.П .). От постоянной беготни босиком кожа на ногах его стала толстой и прочной, как воловья подошва (Е.П .). Ей было лет шестьдесят – седые пряди выбивались из-под серой верблюжьей шали. Глаза, однако, глядели совсем не по-старушечьи (В.П .). С родины он получал письма с девичьим почерком (В.П .). Незаметными ручейками стекает водица в лосиный след (В.П .). Волчий вой как тисками сжимал сердце Алеши (Е.П .). Замолкшее от внезапного орлиного налета ущелье снова наполнилось голосами жизни (Е.П .) Около тридцати человек сидело вокруг костра, и все боялись проронить хоть одно Щукарево слово (М.Ш .) Разговор произошел однажды после Варина возвращения с дежурства на крыше (Л.Л .). От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок (А.Ч .). Почти весь пол занимает большая медвежья шкура – то ли охотничий трофей писателя, то ли подарок (В.П .). Он ходит бесшумно, как кошка, и чутье у него, должно быть, также кошачье (Б.П .).

Упр. 6. Определите случаи употребления относительных прилагательных в роли качественных. Покажите, какие признаки качественных прилагательных они приобрели.

Рассказ его был пересыпан живыми сценками, выразительными деталями (В.Са н.). Железный холод окутал землю, пробрался в глубокие снега и в глубину земли (В.Сан .). Как цельная глыба льда, как один грандиозный ледяной кристалл, сияли, горели безрадостным ледяным огнем январские лунные ночи (В.Сан .). Ночевала тучка золотая на груди утёса великана … (М.Л .). Ночь была облачная, и, когда, словно выдавленная из облаков, вываливалась луна, освещая все вокруг ледяным светом, минёры замирали на земле и отдыхали, выжидая, пока луна скроется (В.Кож .) А рядом, у проталинки, в траве, между корней, бежит, струится маленький серебряный ручей (С.Е .). Как весело и грустно в пустом лесу меж черными ветвями, меж золотыми листьями берез, сияет наше ласковое небо (И.Б .). Снежные равнины коврами яркими легли; стоят угрюмых гор вершины в однообразной белизне и дремлют в вечной тишине; кругом не видно дымной кровли, не видно путника в снегах, и звонкий рог весёлой ловли в пустынных не трубит горах; лишь изредка с унылым свистом бушует вихорь в поле чистом и на краю седых небес качает обнаженный лес (А.П .).

Упр. 7. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Объясните, в каких случаях возможны две формы и в каких – одна.

Естественный, торжественный, непосредственный, свойственный, болезненный, безжизненный, неприязненный, родственный, безукоризненный, соответственный, воинственный, безнравственный, безрассудный, равноценный, сверхъестественный, священный, почтенный, невежественный, непринужденный, удивлённый, уверенный, временный, ценный, тождественный, благословенный, явственный, антихудожественный, мужественный, дружественный, могущественный, безлиственный, действенный, восторженный.

Упр. 8. Проанализируйте примеры. Отметьте: 1) случаи обязательного употребления полной формы прилагательного; 2) случаи обязательного употребления краткой формы прилагательного; 3) случаи синонимики кратких и полных форм прилагательных.

Девушка выглядела такой стройной, спортивно легкой, что, казалось, наряди ее в мешок, и тогда она будет казаться красавицей – так ловко сидело на ней любое платье (Е.П. ). Вечер действительно был хорош (Е.П. ). Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен (К.П. ). Несомненно, он умный человек, но горяч… (К.П. ). Так же чудесен был тихий рассвет на лугах, так же отливал розоватой лазурью плес затона (Е.П. ). Когда-то она была хороша собою (Л.Л. ). Все леса хороши с их грибным запахом и шелестом листьев (К.П. ). Лето было действительно полно неуловимой работы – и в легком шуме дождей, и в запахе зреющей пшеницы – предвестнике урожая (К.П. ). Не знала она, правда, и грамоты, но, если надо было, могла быть и грозна, и хитра, и молчалива, и речиста, и зла, и добра, и льстива, и бойка, и въедлива, и если кто-нибудь по неопытности ввязывался с ней в свару, очень быстро узнавал, почём фунт лиха (А.Ф. ). Красна птица пером, а человек умом (Посл. ). Как светла, как нарядна весна! (И.Б. ). Корень учения горек, а плод его сладок (Посл .). И сразу не так уж ярок и весел показался ему день (Б.П. ). Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (Посл. ). Один берег реки отлог. Другой берег реки обрывист, хоть и невысок (В.Сол. ). Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (Посл. ). Долг платежом красен (Посл. ). Пыл юности хорош, когда он поддерживается опытом жизни (Е.П. ). Он был беден. Его тон был фальшив.

Упр. 8. Подчеркните имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Определите способ образования. Найдите в тексте сравнительную степень омонимичных частей речи.

Из всех работающих на нас машин лес – одна из самых долговечных, но и труднее всех поддающихся починке (Л.Л. ). Пашня и лес – самые могучие машины, преобразующие энергию солнца и плодородные почвы в насущные продукты нашего существования (Л.Л. ). Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем мы получаем из океана в год (Л.Л. ). Оля была серьёзней Нины – не в смысле глубины переживаний, а в смысле умения сразу же претворять мысли и чувства в практическое, жизненное дело (А.Ф. ). Можно говорить о доброте самого Чехова как человека, но гораздо важнее то обстоятельство, что Чехов был добр и гуманен как писатель (К.П. ). В свободное время лета можно добиться того, чтобы ты стал чернее всех, лучше всех нырял и плавал и ловчее всех ловил руками линьков под корягами (А.Ф. ). Письма эти становились всё пространнее, всё теплее, как будто короткая, юная, прерванная войной любовь становилась для Оли всё более и более зрелой (Б.П. ). Она написала ему письмо, самое нежное и самое большое за всю их переписку (Б.П. ). С самого раннего утра в воздухе, не умолкая, стоял рокот моторов (А.Ф. ). Всего интереснее мне в местах, давно и вполне привычных (В.Сан. ). История – лучший драматург, она позволяет себе любые условности, симметрию почти геометрическую (Д.Гр. ). Чем реже нас балует счастье, тем слаще предаваться нам предположеньям и мечтам (М.Л. ). Рембрант показывает человека в наивысший момент его опыта жизни, когда тот начинает осознавать, что в мире есть нечто более реальное, чем то, что составляло раньше суть его существования (Е.Б. ). Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, которые когда-либо встречались мне наяву и чудились во сне (А.Ч. ). Одно из самых высоких человеческих чувств, по-моему, – чувство вины перед детьми (Е.Б. ). С каждым часом становилось всё теплее (В.Сан. ).

Упр. 9. Найдите в предложениях имена прилагательные в превосходной степени, покажите особенности элятива.

Тягучие запахи прогретой земли, крепчайший настой разнотравья струился, дрожал над лугами (Е.П, ). Восток уже полыхал чистейшим золотом (Е.П. ). Мы вошли в цех, наиболее просторный и чистый изо всех остальных цехов (В.Сан. ). Вдруг в ближайшем станке, там, где должна была тянуться проволока, если бы ее запустили в станок, блеснуло что-то наитончайшим блеском, как если бы луч солнца высветил паутинку, спрятавшуюся в еловой тени (В.Сан. ). Утром мы должны были покинуть Варварино – это красивейший уголок земли (В.Сан. ). Он пожалел, что мы рано уходим, не покопались еще в богатейшей музейной библиотеке, не успели посмотреть его фонды, где есть старинное шитье, редчайшие иконы, не прочитал он нам и своей последней статьи о Евдокии Лопухиной (В.Сан. ). Лучшие стихи получаются тогда, когда есть настроение, а даль стихотворения не ясна (В.Сан. ). Живопись самого городка и окружающих лесов, рощ, полей и деревень издавна привлекала сюда художников, считавших эти места наилучшим выражением русской природы (К.П. ). Но до сих пор никто не знает, зачем каждую очень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей (К.П. ). Если мы хотим добиться наивысшего расцвета нашей литературы, то надо понять, что самая плодотворная форма общественной деятельности писателя – это его творческая работа (К.П. ). Скромность – одна из величайших черт русского народа (К.П .). На прощание природа преподнесла нам два досаднейших сюрприза (В.Сан. ).

Упр. 10. Образуйте простые (синтетические) и составные (аналитические) формы сравнительной и превосходной степени. От каких прилагательных нельзя образовать все формы?

Добрый, твёрдый, ловкий, большой, мелкий, крутой, поздний, зелёный, красивый, сладкий, гордый, краткий, дружеский.

Упр. 11. Сгруппируйте имена прилагательные по типам склонения: 1) адъективной (твёрдый, мягкий, смешанный вариант), 2) смешанные (твёрдый, мягкий вариант), 3) нулевые.

Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Тут самое главное – не ранить сердца ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая, мужская слеза… (М.Ш. ) В древесной листве, сочной, тяжёлой, тёмно-зеленой, чувствовалось много ещё силы, в воздухе, несмотря на пасмурность, была разлита летняя теплота, в лесных лужах, прозрачных и теплых (на ощущение босой ноги), не плавало ни одного сбитого непогодой листа (В.Сол. ). Сейчас как раз была пора сорочьего кочевья. (В.П. ) Нестерпимо яркое солнце лило прохладный весенний свет (Е.П. ) Лицо у нее было желтоватое, вокруг глаз тонкие, лучистые морщинки, голос тихий, а руки всегда теплые (М.Г. ). Это были листья не вековых дубов, а того низкорослого кустарникового дубняка, каким зарастают склоны крымской яйлы (К.П. ). Однажды на литературном вечере в каком-то окраинном реальном училище она увидела, услышала Блока. Человек с неподвижным, безразличным, красивым лицом, будто бы высеченным из камня, медленно, устало читал стихи (Е.Б. ). В любви – а в первой, должно быть, особенно – за рядом радостных открытий наступает полоса радостного покоя, возвышенной трезвости (Е.Б. ). Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосатые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (К.П. ). Андерсен первый в мировой литературе вывел сказку из королевских и рыцарских замков, из живописных хижин дровосеков и поэтически темных и густых лесов и ввел её в современные ему, обыкновенные города и деревни, заурядные дома и семьи, решительно и отважно сблизив волшебство с повседневностью (Е.Б. ). Чувствовалась близость того несчастного, ничем не предотвратимого времени, когда поля становятся темны, земля грязна и холодна, когда плакучая ива кажется ещё печальнее и по стволу её ползут слёзы, и лишь одни журавли уходят от общей беды, да и те, точно боясь оскорбить унылую природу выражением своего счастья, оглашают поднебесье грустной, тоскливой песней (А.Ч. ). В тёмные окна стучали крупные дождевые капли (А.Ч. ).

Упр. 12. Приведите примеры имён прилагательных со значением субъективной оценки, включая суффиксы а) уменьшительно-ласкательности (-оньк-, -еньк-, -оконьк-, -ехоньк-, -ешеньк-, -усеньк-, -юсеньк-), б) увеличительности (-ущ-, -ющ-, -енн-); префиксы (архи-, пре-, наи-, ультра-, сверх-).

Упр. 13. Устно просклоняйте имена прилагательные.

Дядин, отцов, Толин, лисий, сестрин, Катин, медвежий.

Упр. 14. Определите род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск (К.П. ). Тот народ, который создал такой язык, -- поистине великий и счастливый народ (К.П. ). Мало было нам розовой розы, сотворили, придумали, вывели наугад белых, чайных, махровых, багровых, янтарных и чёрных, жёлтых, словно лимон, и пурпурных, как летний закат (В.Сол. ). Изредка поздней осенью выдаются такие дни – сонные, хмурые. когда тёплый туман как залёг с утра над рекой, так и лежит, не редея, до самого вечера (К.П. ). Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стекла падали на стол горячие лучи (А.Ч. ). У каждой реки есть своя душа, и много в этой душе таинственного и загадочного (В.Сол. ). Вообще всё в лесу – каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками, – всё это может обернуться сказкой (К.П. ).

Упр. 15. Допишите окончания имён прилагательных мужского и женского рода единственного числа именительного падежа.

Иногородн…, пригородн…, искренн…, междугородн…, антинародн…, международн…, многолюдн… .

Упр. 16. Выделите основу имён прилагательных.

Рабочий, лебяжий, радостнейший, быстрее, древнерусский, кипучий, щучий, тончайший, бычий, пахучий, гадючий, колючий, волчий, узкоплечий, заячий, мощнее, больше, изумительнейший, телячий, щенячий, зрячий, горячий. черепаший, крепчайший, острее, тоньше, красивейший. счастливейший.

Упр. 17. Устно назовите основы имён прилагательных и определите их структурный характер (производные или непроизводные), укажите образующую основу производных слов.

Голубой, городской, услужливый, меткий, бронзовый, веский, величавый, лукавый, дедовский, бесснежный, предварительный, зубчатый, клетчатый, рыбачий, братнин, гусиный, унылый, тухлый, худой, красивый, уверенный, умный, географический, литературоведческий.

Упр. 18. От данных имён существительных – названий городов – образуйте имена прилагательные по образцу: Симферополь – симферопольский . Объясните правила образования подобных прилагательных.

Плавск, Таганрог, Запорожье, Березняки, Сумы, Уфа, Россошь, Кинешма, зима, Вышний Волочёк, Туапсе, Новая Ладога, Руза, Великие Луки, Минеральные Воды, Оренбург, Кривой Рог, Гадяч, Кременчуг, Хельсинки, Гельсингфорс, Франкфурт, Дамаск, Гамбург, Шлёнск, Генуя, Венеция, Копенгаген, Лейпциг, Бранденбург.

Упр. 19. Распределите все слова по двум группам: в первую выпишите имена прилагательные со свободной основой, во вторую – со «связанной» основой.

Обязательный, вязальный, стиральный, пропорциональный, комфортабельный, желанный, изысканный, дежурный, скрипичный, красный, огромный, медленный, тревожный, лиловый, внезапный, холодный, вечерний, добрый, бодрый, дорожный, редкий, усталый, влажный, быстрый, сухой, горный, лесной, хороший.

Упр. 20. Выделите в именах прилагательных префиксы. где это возможно, и определите их значение.

Некрасивый, неряшливый, нелепый, неизвестный, ненавистный, небольшой, безынициативный, бесправный, безвкусный, безнравственный, пришкольный, асимметричный, антифашистский, архиреакционный, внешкольный, ежеминутный, интернациональный, межгорный, международный, настенный, надстрочный, наилучший, почасовой, подземный, приусадебный, субтропический, транссибирский, экстралингвистический.

Упр. 21. Определите морфемный состав имён прилагательных, укажите способы их образования.

Рыболовный, литературоведческий, безнравственный, сельскохозяйственный, всеобъемлющий, полугласный, высокоурожайный, творческий, сверхплановый, лисий, рабочий, геологический, добрососедский, алогичный, неловкий, дождливый.

Упр. 22. Определите способ словообразования данных ниже имён прилагательных.

Водный, водянистый, подводный, туристический, морской, приморский, ветреный, безветренный, ласковый, сладкоголосый, турбовинтовой, полуденный, подарочный, городской, беспроигрышный, добрый, пароходный.

Упр. 23. Раскройте скобки, объясните правописание сложных прилагательных.

Естественно (исторические) проблемы, юго (восточный) ветер, жюль (верновские) романы, лев (толстовский) стиль, отчётно (выборный) период, общественно (полезный) труд, официально (деловой) стиль, народно (демократический) союз, народно (хозяйственный) план, светло (голубой) оттенок, Восточно (Европейская) равнина, литературно (художественный) журнал, подлинно (братские) отношения, дружески (тёплый) привет.

Упр. 24. Подчеркните имена прилагательные. Определите их синтаксическую функцию.

Нетрудно догадаться, какой видный, ладный и красивый мужчина это был в молодости (В.Сан. ). Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода (Л.Л. ). Море было серое, холодное, тихое (К.П. ). Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине (К.П. ). Север делает человека суровее (В.Сан. ). Летом я тундру не видел, но сейчас она безжизненна и скучна, как длинный плохой роман <…> (В.Сан. ). Тоненькая, лёгкая, в сером платьице и соломенной рыбацкой шляпе, облитая солнцем, она показалась Алеше каким-то особенным существом (Е.П. ). И от этой улыбки мученически-худое лицо её потеплело, большие тёмные глаза стали лучистыми и прекрасными (Е.П. ). Я заснул весёлый (В.К. ). С вышки можно охватить взглядом всё дремучее полесье, весь торжественный лесной край – неизмеримый и неведомый, властно зовущий человека в свои загадочные чащи (К.П. ). Знойный и душный полдень (А.П. ). Нет ничего незащищённее детства (Е.Б. ). Теперь парк стал трехцветным: белым, зелёным и чуточку чёрным (Е.Б. ) Был хмурый холодноватый день, какие иногда выдаются среди лета (К.П. ).

Упр. 25. Объясните правописание выделенных слов.

Багряное солнце подымалось над туманом в утренней тишине (К.П. ). Она начала торопливо вытирать дощатый стол (К.П. ). С крутого песчаного холма открылась внизу пойма неизвестной реки (К.П. ). Тёмная и безветренная сентябрьская ночь окружала меня и так же, как море, защищала от всяких помех (К.П. ). В кухне у Аннушки гость – знакомый раненый солдат. Чёрный и угрюмый, а на груди серебряный георгиевский крест (Л.К. ). На крыльце стоит незнакомый ей высокий, стройный и скромный молодой человек (А.Ф. ). Из припудренной утренним имеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами (В.П. ). По рыхлому крупитчатому снегу, прямо по целине, вела стёжка, протоптанная час назад дедом Михайлом, Дегтяренко и Лёночкой (В.П. ). Две маленькие комнаты, тесно, как мебельный магазин, заставленные старинной мебелью в полотняных чехлах, остались на попечение девушки (В.П. ). От свежих золотисто-белых щепок, грудами лежавших около ярко-влажных пней, веяло особенным, чрезвычайно приятным, горьким запахом (И.Т. ).

Упр. 26. Вставьте, если это необходимо, нужные буквы.

Шестибал…ьный шторм, в который я попал когда-то, поставил мне за поведение четверку (В.Сан. ). Пятиметровый гигант мирно дремал на разогретой гальке, которая продавилась под тяжестью многотон…ой туши (В.Сан ). Рядом на стуле были брошены кожан…ое пальто и пыжиковая шапка. На столе перед комиссаром лежал маузер с прикреплённой к кобуре серебрян…ой дощечкой. Комиссар сидел за до…атым столом и курил (К.П. ). Робкий весну…атый третьеклассник прочел, спотыкаясь, притчу (Л.К. ). Тотчас все двери теплушек были закрыты, а все чугун…ые печки погашены, чтобы не выдать себя дымом из жестян…ых труб (К.П. ). То и дело среди старых попадались новые свежесрублен…ые избы (В.Сол. ). Ночь была ветрен…ая (К.С. ). В песчан…ых степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М.Л. ).

Ад…кватный, ан…ибалова клятва, ас…им…етричный, безап…еляционный, безра…ётный, без…скусный, весну…атый, гут…аперчевый, жак…ардовый, интел…ектуальный, искус…ный, искус…твенный, катар…альный, консп…ративный, кристал…ический. пл…вучий, пред…юбилейный, сверх…изысканный.

Песчан…ый, путан…ый, неписан…ый, златоткан…ый, вязан…ый, кован…ый, незван…ый, жеван…ый, пеклеван…ый, диван…ый, театрализован…ый, балован…ый, высококвалифицирован…ый, адаптирован…ый, ветрен…ый, негадан…ый, неждан…ый, гуман…ый, туман…ый, кожан…ый, оловян…ый, язвен…ый, тыквен…ый, мгновен…ый, обыкновен…ый, деревян…ый, вдохновен…ый, явствен…ый, стеклян…ый, существен…ый, обеден…ый, свежевыкрашен…ый, вишен…ый, священ…ый, блин…ый, истин…ый, телевизион…ый, дивизион…ый, пенсион…ый, сессион…ый, навигацион…ый, холен…ый, топлен…ый, маслен…ый, смышлен…ый, сушен…ый, тушен…ый.

Упр. 27. Произнесите правильно.

Августовский. аляповатый, балованный, гагачий, гладкошерстный, гордиев узел, дамоклов меч, единовременный, единоплеменный, желчно-каменная, желчная, жесткошерстный, заиндевелый, законнорожденный, заплесневелый, кизиловый, компетентный, конфиденциальный, красивее, красивейший, кухонный, лубочный, манговый, меблированный, местоименный, мизерный, миллиграммовый, околоземный, оседлый, поваренная соль, подовый хлеб, посаженый отец, полуденный, прозорливый, развитая промышленность, сливовый, совестливый, сорокаведерный, стограммовый, униженный, утилитарный, шестивесельный, языковая норма, языковая колбаса.

Упр. 28. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Настоящая литература – как липовый цвет (К.П. ). Снится ей белая роща и травяные луга (С.Е. ). На чужой стороне и весна не красна (Посл. ). Вдоль берега вереница лодок, песчаная отмель усеяна птичьими перьями и листьями лозняка (В.П. ). Сожаление о жизни, очень короткой и, по его мнению, почти бесплодной и только слегка задевшей его своим быстрым крылом, мучило его в этом уютном доме (К.П. ). В прежние времена, когда уголь в этих местах ещё не был обнаружен, здесь расположены были казачьи хутора, самым крупным из которых считался хутор Сорокин (А.Ф. ). Без фабричных труб, без железной дороги, без больших городских зданий – затерялся Суздаль среди хлебов Владимирского ополья (В.Сол. ). В заре в рассвете, есть что-то девическое , целомудренное (К.П. ). Четыре длинные гряды ранних муромских огурцов занимали лучшую, солнечную часть огорода (Е.П. ). И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки (К.П. ). Здесь гуще древесные тени, отчетливей волчьи следы . Свисают сухие коренья до самой холодной воды (В.Сол. ).

1. Выпишите прилагательные, укажите их разряд, род, число, падеж. Подсказка: в тексте 38 прилагательных; не перепутайте их с причастиями.

(1) В русских народных песнях, которые на сегодняшний день известны широкому кругу слушателей, звучат берущие за душу красивые инструментальные мелодии, отражающие самые заветные чувства человека.

(2) В расположенных за диковинными помещичьими усадьбами дремучих лесах, вдалеке от нехоженых троп, медвежьи берлоги, как и лисьи норы, намного опаснее, чем может это себе представить неопытный охотник.

(3) Летний воздух даже в непроглядных вечерних сумерках невероятно горяч и пахуч, особенно когда возвращаешься после утомительной трёхдневной прогулки, да ещё имея на плечах крепкий матерчатый рюкзак, забитый деревянной и пластиковой посудой.

(4) Стоявший с незапамятных времён в старой двухкомнатной квартире в одном из центральных районов нашего города бабушкин железный сундук был настолько тяжёлым и громоздким, что даже сильным на вид суровым грузчикам удалось сдвинуть его с места лишь после неоднократных попыток.

2. Вставьте Н или НН.

Звери…ый крик; непаха...ая земля; глаже...ый костюм; муравьи…ая кислота; подли...ое искусство; льви…ое потомство; отправле...ое письмо; комари…ый писк; нефтя…ой фонтан; кипячё..ая вода; дровя…ой склад; жестя…ой чайник; сваре..ая каша; оловя…ый солдатик; утро тума…о; дорога дли…а; уроки сдела...ы; рукопись бесце…а; даль пусты…а; герои мужестве…ы; берестя…ая грамота; кожа…ый портфель; бесчисле…ые стаи; жизне…ый вопрос; лимо…ый напиток; жестя…ая кружка; прода...ый товар; царств…ый жест; стекля…ый шар; глиня…ая ваза.

3. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки и раскрывая скобки.

Короткий осе..ий день (по)(не)многу дог..рал и над землёй смыкались (не)уютные сумерки. Мы стояли на краю совсем (не)глубокого оврага. (В)отдалени.. я заметил (не)казистую на вид но (по)своему оч..ровательную (не)высокую белую церковь. Из кустов вылетела (не)большая ночная птица. Меня тотчас охватила (не)приятная, (не)подвижная сырость. (Не)об…ятный (не)бесный свод почему(то) (не)синий и даже (не)серый а обладавший (не)вполне различимым оттенком ра..двинулся еще (не)объятнее и стали видны (не)видимые в другое время суток звёзды.

Широкие круглые листья плавали на (не)затянутой тиной поверхности (не)подвижной воды. Гнездятся беркуты на почти (не)приступных скалах. (Не)большие а совсем маленькие просветы были заметны сквозь кроны деревьев. Лодка (не)заметно скользила по уже (не)отбрасывавшей бликов водной глади.

4. Выпишите из стихотворения Николая Заболоцкого только те предложения, в которых есть прилагательные. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите разряд каждого прилагательного и все его морфологические признаки.

(1) В этой роще берёзовой

(В)далеке от страданий и бед

Где колебл..тся розовый

(Не)мигающий утре..ий свет

Где прозрач..ной л..виною

Спой мне иволга песню пусты..ую

Песню жизни моей.

(2) Но ведь в жизни солдаты мы

И уже на пр..делах ума

Содр..гают..ся атомы

Белым вихрем взм..тая дома.

(3) Как безумные мельницы

Маш..т войны крылами (во)круг.

(4) Где ж ты иволга леса отшельница?

(5) Что ты смолкла мой друг?

(6) Окружё..ая взрывами

Над рекой где черне..т камыш..

Ты летиш.. над обрывами

Над руинами смерти летишь.

(7) Молч..ливая стра..ица

Ты меня пров..жаешь на бой

И смертельное обл..ко тян..тся

Над твоей головой.

(8) За великими реками

Встан..т солнце и в утре..ей мгле

С опалё..ыми веками

Пр(е,и)паду я убитый к земле.

(9) Крикнув беше..ым вороном

Весь дрожа замолчит пул..мёт.

(10) И тогда в моём сердце разорва..ом

(11) И над рощей берёзовой

Над берёзовой рощей моей

Где л..виною розовой

Льются листья с высоких ветвей

Где под каплей божестве..ой

Холодеет кусочек цветка

Встан..т утро победы торжестве..ой

(На)века. (Николай Заболоцкий)

======================================

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ

Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И В ПРИЧАСТИЯХ. НЕ СО ВСЕМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

01 . Перепишите, вставляя Н или НН. Объясните ваш выбор .

Осли..ые уши, ледя..ая горка, змеи..ое шипение, история обыкнове..а, рискова..ый шаг, серебря..ый колокольчик, засея..ое поле, фруктовое мороже.ое, гости..ый двор, карма..ый фонарик, купле..ый кефир, незва..ые гости, речи торжестве..ы, це..ый совет, манеры сдержа..ы, топлё..ое молоко, яблоки румя..ы, бельё развеше..о, пусты..ый остров, беше..ые деньги, тка..ая на фабрике скатерть, гравирова..ая надпись, отмече..а грамотой, дальний родстве..ик, соломе..ая шляпка, пчели..ые соты, мощё..ая дорога, письмо написа..о, ко..ый спорт, фото наклее..о, забрёл в мали..ик, неприкоснове..ый запас, покраше..ый фасад, моното..ое чтение, гружё..ая продуктами машина, соловьи..ые трели, масля..ая краска.

02 . Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания .

1. (Не)далее как вчера была (не)продолжительная а кратковреме..ая и в то(же) время (не)вероятно сильная и (не)ожида..ая гроза. 2. Ра..им утром ещё чу..ствовалась навея..ая вчерашней (не)погодой лёгкая прохлада. 3. А теперь только оди..адцатый час на исходе а уже (н..)куда (н..)денеш..ся от (н..)стерпимого зноя июльского дня. 4. Отнюдь (не)прохладный даже раскалё..ый воздух почти (не)слышно колыш..тся над песча..ой (не)хоже..ой дорогой. 5. Дремл..т (не)орошаемая живительной влагой зелень рощ.. и (не)обрабатываемых в это время пашен. 6. Что(то) (не)внятное бормоч..т в (полу)дремоте (не)угомо..ый кузнечик. 7. Сила истомы овладевш..й нами (не)пр..одолима и (не)где укрыт..ся от духоты. 8. Одна лиш.. (не)знающая усталости стрекоза чу..ствует себя (по)прежнему. 9. (Не)(у)кого узнать прогноз погоды на ближайший час. 10. И мы (не)увере..ы сможет(ли) что(нибудь) разбудить скова..ую жарой природу.

11. (В)друг (не)что загр..хотало в тума..ой (не)ясной дали где(то) около (не)работающей мельницы. 12. С (Ю,ю)го(восточной) стороны двинулась гряда наполне..ых влагой (н..)чем (не)сдерживаемых туч__. 13. Тишина царившая (в)течени.. десяти минут в которой была слышна даже суета в мыши..ых норах теперь наруше..а (не)сколькими (не)большими порывами ветра. 14. (Не)много затр..петала л..ства пр..кл(а,о)нились к земле (не)поддающиеся стихии полевые злаки. 15. Пока (не)ясно скоро(ли) пойдёт дождь, однако было(бы) весьма (не)приятно попасть под ливень а остават..ся в поле в любом случае представлялось крайне (не)осмотрительным поступком.

16. История наша (не)оконче..а однако мы (не)сторо..ики (не)завершё..ых сюжетов (по)этому продолжение (не)замысловатого ра..каза о том как (не)нарочно мы ок..зались в июльскую пору в (не)защищё..ом состоянии придумайте сами.

Среди данных слов подчеркни только имена прилагательные.

Год, нашёл, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать .

1. Продолжи правило.

Род и число имени прилагательного изменяется в соответствии с родом и числом _______________________________________________.

2. Соедини линиями прилагательное с существительным, к которым они относятся.

Большой астры

Глубокая солнце

Красные река

Золотое котята

Глупые крокодил

3. Напиши род и число прилагательных.

Тяжёлая сумка...... число.....род

Вкусное мороженое.......число.......род

Весёлых игр.......число....... род

Глубокий сугроб......число.......род

4. Вставь пропущенные буквы.

Шелков… платье, почтов… ящик, тепличн… растение, зимн…. забавы, летн… солнце, интересн… книга, весёл… мелодия.

5.Упражнение «Подумай - ответь».

Какие из приведенных ниже имен прилагательных оценочного характера вы используете:

1) для характеристики положительных качеств человека;

2) для описания хорошего настроения;

3) для выражения своего отношения к другу?

(благородный, бодрый, вежливый, веселый, великолепный, гордый, деятельный, дисциплинированный, добрый, доброжелательный, довольный, душевный, заботливый, искренний, ласковый, любимый, милый, мужественный,
настойчивый, находчивый, нежный, отважный, отзывчивый, отличный, правдивый,прекрасный,превосходный, приподнятый, радостный, решительный, серьезный, скромный, справедливый, способный, требовательный, трудолюбивый, чудесный, чуткий, хороший, энергичный).

6. Упражнение «Замени слова».

Записать текст, заменив слово «большой» подходящим по смыслу словами.
Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинный.

Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

7. Упражнение «Подбери пару».

Соедини пары прилагательных, близких по значению: пасмурный,радостный, тяжелый, грустный, жесткий, отважный, печальный,твердый, хмурый, веселый, смелый, трудный.

8. Игра-соревнование «Дополни».

Подбери как можно больше дополнительных признаков.

Хороший человек (..., ..., ...). Хороший коллектив (.., ..., ...). Хороший день (..., ..., ...). Хороший сын (..., ..., ...,). Хороший пес (..., ..., ...).

9. Упражнение «Подбери нужные имена прилагательные»

Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные.
Слова для справок: длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные,
маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

1. ________сторона - мать, а _________________ - мачеха.
2. Веревка хороша ______________, а речь - _______________.
3. __________________дело лучше ______________безделья.
4. Платье хорошо _________________, а друг ______________.

5. ________________ слово лечит, а ______________ - калечит.
6. Осенью дни ______________, а весной ___________________.

10.Отгадать и назвать признаки предмета, указанные в тексте.
1. Зверь мохнатый, неуклюжий,
не боится зимней стужи, под корягою лесною спит под снежной пеленою.

2. Зимой белый, летом серый.

3. Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке.

4. Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный гладкий, в середине красный сладкий.

11. Среди данных слов назови только имена прилагательные.
Год, нашёл, глубокий, окно, крохотный, малыш, ласковый, спасатель, красивый, свет, маленький, красота, кроха, ласкать, день.

12. Спиши и подчеркни имена прилагательные.
Жил на свете очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды пошёл сильный дождь. «У-у! - сказал лисёнок.
- Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком». Слонёнок обрадовался и стал большим зонтом.

13. Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению:
Смелый -
Добрый -
Кислый -
Веселый -
Белый -
Маленький -

14.«Путаница». Верните прилагательные на свое место.

Заяц (слабый, большой, косолапый);
Медведь (косой, резиновый, круглый);
Мяч (гладкий, трусливый, неуклюжий).

15.Найти имена прилагательные».

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы - прекрасное,
Не скажем - безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало

Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

16.Прочитай, впиши имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

Этот________________зверёк живёт в лесу. У
него______________________уши, _________________________хвост.
Передние лапы__________________, а задние - ______________ . Шубка у зверька летом - __________________, а зимой -_________. Морковка, ______________, - любимые лакомства животного. _________________зверёк всего боится.

17. Замените имя прилагательное словами, противоположными по значению. Определить род и число имён прилагательных .

Трусливый заяц.
Слабый мороз.
Старое пальто.
Сладкие яблоки.
Низкое дерево.
Слабый ветер.

18. «Найди пару».Вставь пропущенные орфограммы. Найди словосочетания существительных с именами прилагательными и определи род.

Последние дни ст.яла ясная п.года.
Повеяло тёплым ветром.
По овра.кам б.гут в.сёлые руч.и.
Заз.л.нела м.л.дая тра.ка.
Звонко зв.нит г.л.сок малиновки.

19. «Что подходит».Выбери подходящие по смыслу слова для следующих предложений.

а) Возле дорожки выросла … ель.

б) По узкой тропке … заяц.

в) Испекла … румяный колобок.

Слова для справок: пушистая, бегал, внучка, кудрявая, старуха, скакал, гулял.

20. «Найди половинку». Подбери к признакам предмет.

Холодная, ключевая, прозрачная -
Стройная, белоствольная, кудрявая -
Тёмный, дремучий -
Сладкое, сочное, румяное -
Быстрый, звонкий, говорливый -
Яркое, весеннее -
Чистое, голубое -

21. Игра “Найди лишнее слово” . Объясни, почему оно лишнее.

Горький, розовый, солёный, сладкий.
Лиловый, красный, шёлковый.
Молодой, большой, огромный.
Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

22. Игра «О каком человеке так говорят?»

Душа нараспашку (откровенный).
Всё в руках горит (ловкий, умелый).
Мухи не обидит (безобидный).
Не робкого десятка (смелый).
Родился в рубашке (удачливый, счастливый).
Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

23.К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать их род.

_________________ помидор,
_________________ дорога,
________________ окно.

24.Дописать окончания имён прилагательных. Указать род прилагательных.

Свеж____ хлеб, высок____ небо, русск _____ речь, тёпл ____ молоко.

25. Из предложений выписать словосочетания прил. + сущ. Указать род прилагательных.

Пришла тёплая весна.

Ласково светит весеннее солнышко.
___________________________________
Тает последний снег.
___________________________________