Ремонт Стены Уход

Заинтересовать 12 летнего сына чтением. Как заинтересовать ребенка чтением консультация на тему

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Жила была девочка Ирочка. В обычной советской семье. Мама, папа, старший братик, бабушки и дедушки. И все в этой семье любили читать.

Папа мог оставить все зарплату в книжном магазине. Дедушка собирал и сдавал макулатуру, чтобы потом получить книги. Мама с бабушкой обожали детективы, а братик увлекался историей. Все читали взахлеб. Кроме Ирочки.

Первое время все расстраивались. Потом бабушки с дедушками решили: «ну девочка, что с нее взять, главное – замуж выйти удачно». И только мама не оставляла попыток увлечь дочь чтением.

И читали по очереди, и книги мама подбирала те, что ее захватывали и увлекали. Ничего не помогало… Ирочка читала, конечно, школьную программу. Иногда читала и книги вне школы, но очень медленно и совсем без азарта.

Младшие классы, средняя школа, старшие классы. Ничего не менялось. Некоторые книги Ирочка любила. Например, Беляева “Человек-амфибия”, “Ариэль”, “Голова профессора Доуэля”, но читала она так медленно, что на один роман уходило несколько месяцев.

Но вот старший брат поступил в институт. И в лучших семейных традициях, стал всю стипендию оставлять в книжном магазине. И дома появились стопки книг. Совсем незнакомых авторов. Роджер Желязны, Майкл Муркок, Айзек Азимов, Эндрю Нортон, Пол Андерсон, Гарри Гаррисон и другие. Ирочка смотрела на них. Потом взяла одну – прочитала, вторую – прочитала, третью. И понеслось…

Вместо подготовки к геометрии в 10 классе она дочитывала “Поселок” Кира Булычева. Не могла оторваться. А “Властелина колец” осилила в рекордные сроки. Книга была одна, ее читал весь институтский курс брата, и после нескольких месяцев ожидания прочитать надо было очень быстро. Книгу ждала очередь желающих.

И сейчас, много лет спустя, Ирочка по-прежнему много читает. В очередях, в транспорте, везде, когда есть минутка времени.

В чем оказался секрет?

Просто те книги, что читали бабушка, дедушка, папа и мама, были не интересны тогда еще маленькой девочке. А других ни родители, ни брат не знали. А вот ВУЗ старшего брата в корне изменил ситуацию. И все новые авторы были очень даже интересны и увлекательны.

Так что надо сделать родителям, чтобы увлечь детей чтением?

1. Не торопиться с обучением чтению.
Это сложный процесс, цель которого – понять текст . Мозг маленьких детей в 1,5-3 года просто не готов к этому. Ребенок запоминает буквы, даже произносит их, читает, но смысла текста не понимает. Логопеды рекомендуют начать изучать азбуку, буквы и учиться читать обычным деткам в районе 5-ти лет. Но еще важнее следить за ребенком, заметить у него интерес и начать ему помогать в освоении этого нового навыка.

2. А вот что полезно делать с пеленок, так это читать ребенку короткие стихи и потешки .
А заучивание стихов – отличная тренировка памяти для родителей.

3. Чтение пред сном – это и время общения с ребенком, и отличный ритуал для засыпания.
Можно воспользоваться моим рейтингом сонных книжек:

4. Играть в игры на внимание, запоминание, пространственное мышление, развивающие мелкую и крупную моторику.

6. Фантазировать с ребенком, придумывать продолжения, пересказывать знакомые истории на новый лад, менять сюжет, соединять героев разных книг и придумывать свои истории.

7. Рисовать героев и сюжеты , лепить, шить, ставить домашние спектакли, придумывать игры с любимыми персонажами.

10. Обустроить уютный уголок для чтения.

11. Постепенно вводить более сложные книги.
«Вводить серьезное чтение, понимание его, надо постепенно, усиливая серьезность книг». (3)
Еще: «Важно поддерживать и сохранять живую душу ребенка. Во всех занятиях – в игре, в желании самому что-то сделать, что-то узнать. Интерес к серьезному чтению развивается, когда ребенку предоставлена свобода. И вам стоит это учитывать». (3)

12. Не надеяться на школу. Там другие задачи.
Еще Корней Чуковский говорил: «Но похоже, что Наркомпрос (1) вообще не желает внушать детям любовь к литературе. Пусть зубрят по программе – без всяких эмоций!.. Вообще, если составители программы нарочно стремились представить ребятам художественную нашу словесность в самом невкусном, неудобоваримом и непривлекательном виде, они достигли своей цели блистательно». (2) С годами ничего не поменялось.

13. Не заставлять и не насиловать ребенка чтением.
Юлия Гиппенрейтер в книге «Счастливый ребенок», отвечая на многочисленные вопросы родителей, пишет: «С детства не стоит ни на чем настаивать, особенно на чтении. Ужасно, когда из-за этого отшибается любовь к чтению! Худший пример – «рекомендованная литература». Родители заставляют детей читать по этому списку, а он для детей – как рвотный порошок! Они начинают не любить автора, то или иное произведение. Самую лучшую вещь на свете можно испортить настаиванием!

Чтение – это святое. Нельзя, чтоб родитель хотел, чтобы ребенок читал больше, чем он сам того хочет. С любовью к чтению надо быть очень аккуратным. Это же любовь к мысли, слову.

14. Быть примером.
Сложно привить ребенку любовь к чтению, если ребенок не видит, что кто-то из родителей читает.

15. Иметь дома книги по возрасту ребенка в свободном доступе.
С «иметь дома» все понятно. Нет книг – нет чтения. Есть «где-то в библиотеке» – не сработает. Но даже когда дома есть книги, важно, чтобы ребенок мог сам спокойно подойти и взять, полистать. Посмотреть картинки. Если книги убраны в шкафы, на антресоли, в книжных полках под потолком, то считайте, что книг нет.

16. Давать возможность ребенку самостоятельно выбирать себе книги в магазине.
Превратить это в своеобразную игру, поиск книжных сокровищ.

17. Не последнюю роль играет общее культурное развитие , принятое в семье.
Посещайте театры, выставки, музеи. Слушайте классическую музыку.

18. Внимательно следить за увлечением ребенка и давать книги по заинтересовавшей теме .

19. Комиксы – это совсем не плохо, это просто другая подача информации. Не надо их запрещать.

20. Используйте современные технологии во благо .
Пусть ребенок слушает аудиокниги или читает электронные книги на планшете.

21. Сократите время просмотра телевизора .
Желательно для всех членов семьи. Вы удивитесь, сколько времени у вас освободится.

22. Ребенку понравился какой-то фильм по книге ? Предложите прочитать первоисточник.

23. Компьютерные игры?
Популярная игра «Ведьмак» разработана на основе книг польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Чем не повод почитать книги этой серии или этого автора? Кстати, по книгам уже есть и фильмы.

24. Кто является для вашего ребенка героем и примером?
Что читают эти люди? Что они говорят о чтении?

Что читают любимые актеры, актрисы, певцы?

Или кумиры-фотомодели?

25. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите!

Чем раньше вы организуете вокруг ребенка пространство с книгами, тем лучше. Что еще может помочь родителям?

Для подростков можно придумать какой-то нестандартный ход. Например, подарить небанальную футболку с крылатым выражением известного поэта или писателя . А девушке предложить повторить интересный образ.

Друзья будут задавать вопросы: «А кто это?», «А ты хоть читал?». Придется прочитать Чехова, Толстого, Булгакова, Гоголя или Некрасова. Футболками можно не ограничиваться.

Бонусом: а что взрослым людям дает чтение художественной литературы в целом?

1. Отдых.
2. Чтение – это антистресс.
3. Удовольствие. Но при условии: чем больше читаешь, тем больше удовольствия.
4. Знания и эрудиция.
5. Бегство от одиночества.

Для тех, кто хочет быть успешным, чтение развивает помимо эрудиции, о которой уже говорилось:

1. Эмпатию.
2. Эмоциональный интеллект.
3. Стратегическое мышление. Но это при условии чтения больших форм (саги, поэмы, романы).
Исключительно полезные навыки как в работе, бизнесе, так и в личной жизни.
Читайте хорошие книги!

(1) Википедиа: Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) - орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920-1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др. В настоящее время государственное регулирование в данных областях осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.
(2) Цитата из книги Лидии К. Чуковской «Памяти детства. Мой отец – Корней Чуковский». Там ссылка на: К. Чуковский «Литература и школа. Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. – С. 592-593.
(3) Гиппенрейтер Ю. Б. Счастливый ребенок. Изд-во АСТ, 216. – С. 233-234.

Чем старше становится ребенок, тем чаще родители жалуются, что чадо не оторвать от телевизора и от компьютера. А вот хорошей книжкой его увлечь очень и очень сложно. Поэтому как можно раньше научите малыша общаться с книгой, и он обязательно полюбит читать! Дошколенок - особый читатель. Было бы правильнее назвать его слушателем. Ведь читают ему взрослые, да и выбор книг для малышей целиком и полностью зависит от родителей.

Как выбрать книгу для ребенка?

От того, какие книжки появятся первыми на полке вашего ребенка, зависит и то, станет ли он настоящим, увлеченным и вдумчивым читателем, знатоком хорошей литературы. Детской литературой завалены не только книжные магазины, но и уличные лотки. Так что, казалось бы, недостатка в книгах сейчас нет. Но приглядишься и поймешь: в некоторых детских книгах много ошибок, неточностей, опечаток, содержание «пустое» и непонятное для малыша. Или перевод не очень высокого качества, или картинки ужасные…

Поэтому не стоит покупать книжку, полагаясь лишь на продавца. Не пожалейте времени и внимательно изучите издание перед покупкой.

Главное правило при приобретении книжек для самых маленьких - до 70 процентов площади страницы должна занимать иллюстрация. Детям до 1,5-2 лет сложно усидеть на месте, какая бы занимательная ни была история, а вот интересные картинки их привлекут. Так что иллюстрации - это первое, на что надо обратить внимание.

Малыши любят яркие контрастные цвета, без полутонов. Им понравятся картинки, сделанные в теплых тонах. Яркие красный, оранжевый - вот те цвета, на которые маленькие дети обращают внимание в первую очередь.
Интересно, что на полутона, смешанные цвета человек начинает реагировать лишь после 7 лет!

В книгах, адресованных детям до 3 лет, должны быть узнаваемые рисунки. Например, если рассказ о собачке, то и изображена должна быть собака, а не порождение жутковатой фантазии художника. На лицах героев должны быть четко прорисованы все эмоции. Любоваться мимолетной улыбкой Джоконды вашему малышу еще рановато. Хотя это вовсе не исключает раннего знакомства с замечательными образцами живописи. Кому-то шедевры, возможно, и западут в душу.

В рисунках должна быть простая композиция. Главный герой посередине, а все остальные - вокруг, поскольку в этом возрасте кроха еще не может решить, кто главный, а какие персонажи второстепенные.

Какие книги читать детям?

А как же традиционное детское чтение - сказки? По сути, сказка - это выработанная веками народная мудрость, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Поэтому выбирайте только простейшие сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». В них совсем не прописаны психологические особенности характеров героев, зато сделан акцент на последовательность действий, повторение названий, что будет способствовать развитию ребенка и обогащению его словарного запаса.

Обсуждаем прочитанное с детьми

К 3 годам у детей рождается потребность в сюжетноролевых играх. Начиная с этого возраста, сказки становятся неотъемлемым элементом в процессе воспитания. Сказка формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и умение сочувствовать. После чтения непременно поговорите, обсудите с ребенком прочитанное. Спросите у малыша, кому из героев он сочувствует, на кого хотел бы быть похожим, попросите его вспомнить похожие ситуации из реальной жизни. Можно даже попробовать разыграть сказку с помощью кукольного или настольного . А в 4-5 лет уже пора наряжаться в костюмы и самим становиться актерами. Домашние спектакли, на которые приглашают знакомых и друзей, не только запомнятся ребенку, но и помогут ему самому побыть героем сказки, подумать, как бы он повел себя на месте персонажа, роль которого исполняет. Это отличная психотерапия, с помощью которой корректируются многие детские комплексы. Причем не стоит зацикливаться только на русских народных сказках. Ведь сказки разных народов обогащают наши познания об окружающем мире.

Конечно, обязательные произведения на книжной полке - сказки А.С. Пушкина, «Конек-Горбунок» Петра Ершова, «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро, трогательные и немного грустные сказки Ганса Христиана Андерсена и Дональда Биссета, рассказы о животных Эрнеста Сетона-Томпсона. Стихи выбирайте с интересным сюжетом, а потом обсуждайте его перипетии с малышом. К уже полюбившимся крохе произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака смело добавляйте английские баллады (в классическом переводе тех же классиков детской литературы), ритмичные стихи Джанни Родари. Переводы детской поэзии советского времени действительно первоклассные, ведь ими занимались великие русские и советские поэты. Пусть и не от хорошей жизни, для заработка и когда им не давали печатать свои собственные произведения, но занимались. И мы, и наши малыши должны быть благодарны!

Детские психологи настоятельно рекомендуют выбирать для ребят книги, повышающие интерес к жизни, внушающие бодрость и жизнерадостность. В литературе для малышей не должно быть описаний жестоких и грубых сцен. С такой реальностью ваш ребенок, увы, еще столкнется, когда повзрослеет.

Правила чтения для ребенка

В комнате малыша столько интересных вещей - кукол, машинок, конструкторов, головоломок, пирамидок. А ведь есть еще телевизор с видеоприставкой и DVD-плеером, лежат диски с мультфильмами и видеоиграми. Сколько искушений! К тому же не надо напрягаться, включать воображение. Нажал кнопку, телевизор заработал - и воспринимай героев такими, какие они на экране. Кроме того, если кроха видит, что его родители проводят все вечера у , а на прикроватной тумбочке у папы в лучшем случае лежит вчерашняя газета, то и он вырастет равнодушным к книгам. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к чтению , очень важен ваш личный пример. Но помните, что излишняя настойчивость может только отвратить малыша от чтения или от любого другого дела.

  • В зависимости от возраста ребенка процесс чтения должен занимать от 15 до 30 минут в день.
  • Читать нужно ежедневно, лучше, если вы выберете какое-то постоянное время для встречи с книгой, чтобы кроха жаждал узнать продолжение полюбившейся истории .
  • Продолжайте читать малышу на ночь, пока он не будет читать сам.
  • Обсуждайте с крохой прочитанное.

Понять мораль ребенок сможет только в том случае, если он понял значения слов, которые есть в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле.

Если вы видите, что малыш не понимает смысла, прервитесь и объясните, что ему непонятно.

  • Когда ребенку исполнится 5 лет, просите его самого искать значения слов в толковом словаре. Так он научится самостоятельно справляться со сложностями, отыскивая новые слова.

С первой книжкой прививайте малышу и культуру чтения. Постоянно обращайте его внимание на обложку с названием произведения и именем автора. Если иллюстрации ребенку понравились, обратите внимание крохи на фамилию художника. Ну а если иллюстрации, к примеру, принадлежат классику жанра - Виктору Васнецову, чем не повод посетить художника или посмотреть иллюстрации в альбоме? Именно в период совместного чтения у ребенка закладываются:

  • культура чтения;
  • бережное отношение к книге;
  • умение организовать место для чтения (установить правильное освещение, соблюдать нужное расстояние до глаз).

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

  • Сторожук С. Книжки - малышкам
  • Мамаева И. «Причины нелюбви…»: почему ребенок не читает?
  • Как заинтересовать ребёнка в чтении: советы американского психолога В. Уильямса

Светлана Сторожук, психолог

Книжки - малышкам

Телевизор, конечно, удобнее. Посадил перед ним наследника, включил мультики - и занимайся спокойно своими делами. Компьютер тоже весьма облегчает жизнь: пока чадо возит мышкой по столу, а носом - по монитору, можно тридцать раз успеть добежать до канадской границы и один раз обсудить с подружкой последние модные тенденции.

Но только не обижайтесь потом, что ребенок идею «почитать» воспринимает как «а не отправиться ли тебе на каторгу?». Не злитесь, что из всех героев Великой Отечественной войны подросший сын знает только рядового Райана, которого спасали всем телевизором, - и имеет в связи с этим двойку по истории. Не недоумевайте, почему дочка-первоклассница все еще пыхтит над «Ма-ма мы-ла ра-му», когда ее ровесники хохочут над рассказами Носова. Вы не читали им книг в детстве - и они не научились получать удовольствие от бумажных страничек, наполненных буковками и рисунками. А без изначального, в подсознании с младенчества заложенного: «Книжки - это интересно!» овладеть навыком быстрого и непринужденного чтения так же сложно, как научиться плавать при водобоязни или прыгать с парашютом при страхе высоты.

«Дядя Степа» назубок

Книги - это больше, чем бумага, испачканная типографской краской. Книги - это возможность развить свой интеллект, это умение мыслить и сопереживать, шанс понять себя и... почувствовать, как это сладко - засыпать, слушая сказку, которую читает мама.

Но с какого возраста приобщать малыша к букинистическому разнообразию? С года? С рождения? С зачатия?

Психологи рекомендуют активно вводить книгу в детский «рацион» с момента, когда малыш научится ползать. Тем более, что сейчас появилась масса чудесных «антивандальных» книг - клеенчатых, картонных, даже пластмассовых. Их странички можно смело пробовать на зуб - книга выдержит! Конечно, чтением первое знакомство с книжкой назвать нельзя. Кроха будет вместе с мамой листать странички и узнавать, что «Это петушок - видишь, какой у него золотой гребешок? А это корова - му-у-у!». Задув свою первую свечу на именинном торте, малыш уже может переходить к «настоящим» книжкам - с текстом. Впрочем, главное место на страничках по-прежнему должно отводиться картинкам. Книга без ярких, легко узнаваемых рисунков для полуторагодовалого малыша смысла практически не имеет - ребенку еще слишком сложно воссоздать в голове образ главного героя (да-да, Колобок - это тоже главный герой), если он не нарисован на картинке. Поэтому маме приходится читать книжку так, чтобы малыш видел все рисунки. Очень удобно, кстати, листать странички лежа рядом с сыночком или дочкой на полу - малыш тут и к маме может бочком прижаться, и ладошкой по плохому волку похлопать, и порцию поглаживаний и поцелуев в процессе чтения от мамы получить - руки-то у обоих свободные!

Выбирая сказку для крохи, следите за тем, чтобы сюжет в ней был прост и последователен

Даже если вам очень-преочень нравится Андерсен, отложите его на будущее. Не оценит Ганса Христиана ваш маленький книголюб - в свои полтора года он сделает выбор в пользу «Курочки Рябы», «Репки» и «Колобка». А душевным терзаниям Герды он еще посочувствует - потом, лет в пять.

Есть у малышей еще одна особенность - рифмованные строки они воспринимают лучше, чем прозу. Вслушайтесь: даже первые слова малыша - это рифмы: «ма-ма», «ба-ба», а пресловутое «дай» большинство крох произносят как «дай-дай-дай». В общем, стихов в мире полуторагодовалого малыша должно быть много. Барто, Михалков, русские народные потешки вроде «Идет коза рогатая за малыми ребятами» - то, что несомненно вызовет заинтересованную улыбку у ребенка. Только, читая стихи, включайте эмоции - вы же не телефонный справочник декламируете! Говорите, актерского мастерства нет? А вы попробуйте - и по лицу своего зайчонка увидите: у вас получается!

«Я не была уверена, что „Дядя Степа“ понравится моему Славе, - рассказывает Ольга, - сыну было чуть больше полутора лет, когда я впервые прочитала ему: „Уважали дядю Степу за такую высоту - шел с работы дядя Степа - видно было за версту“. Просто мне самой очень уж нравились эти стихи. Я и стала их читать, не скрывая собственного восторга. Славик затих, а потом... стал требовать „Дядю Степу“ каждый день».

Как в сказке!

Сколько диссертаций и научных монографий написано о детских сказках - не сосчитать. Американский психолог Эрик Берн был уверен: по тому, какую сказку в детстве предпочитает ребенок, можно судить, каков будет сценарий его взрослой жизни.

Зачитывается девочка «Спящей красавицей» - значит, в будущем в общении с мужчинами предпочтет тактику «завоюйте меня, красавицу, сами, а я стану пассивно наблюдать за вашими попытками разбудить мои эмоции». Обожает «Золушку» - будет жить по принципу: «Все хорошее дается тяжелым трудом». Я, конечно, утрирую, но сказка - она и вправду значит для ребенка очень и очень многое. Сказками лечат детские страхи, сказками учат общению... Недаром сказки - самый любимый жанр дошкольников.

«Я заметила, - рассказывает Елена, мама четырехлетнего Павлика, - что мой сын «читает» каждую сказку раз по десять. Если мы берем с полки «Красную Шапочку» - значит, мы и завтра перед сном будем читать «Красную Шапочку», и послезавтра, и послепослезавтра... И только потом, недели через полторы, начнется эпоха «Мальчика-спальчик» или «Царевны-лягушки»...

Ничего удивительного в этом нет. Каждый сюжет малышу нужно прожить, примерить на себя, «переварить» - так что не возмущайтесь: «Мы с тобой уже прочитали „Кощея Бессмертного“, давай сегодня возьмем другую книжку!» Вы - прочитали, а ваш малыш - еще нет. Он еще читает. Не мешайте ему. Лучше раскрывайте книгу и начинайте с выражением про «яйцо в утке, утка в зайце»... К пяти годам воображение и мышление малыша развиваются до такого уровня, что он уже может уследить за хитросплетениями сюжета и переживаниями героев - но пока еще не так быстро, как это происходит у взрослых.

Порой мамы ужасаются «шквалу насилия и жестокости», которые они обнаруживают в сказках. Нет, ну куда это годится - волку вспарывают брюхо и извлекают оттуда Красную Шапочку, Змею-Горынычу отрубают махом сразу три головы (да, не белый и пушистый, но все ж живое существо)... Не драматизируйте, мамы! Для маленького ребенка волк, которому вспороли брюхо - не реальное животное, испытывающее реальную боль, а обобщенный образ зла, которое должно быть наказано.

Если кроха увлечен сюжетом и не боится Бабы Яги - вам этой почтенной старушки тем более незачем опасаться

В конце концов, вспомните свои поездки в пионерский лагерь. Что рассказывалось вечером после отбоя? «В черном-черном лесу росло черноечерное дерево...», «Открыла девочка дверь - и в комнату въехал гроб на колесиках», «И исчезла девочка, а желтые шторы так и остались висеть». Классические детские страшилки. В двенадцать лет пощекотать себе нервы хочется «Красной рукой», а в пять - «Кощеем Бессмертным». Нормальный психологический тренинг перед реальными страхами взрослой жизни. Впрочем, если малыш слишком бурно реагирует на перипетии «страшного» сюжета, плохо засыпает после таких сказок - отложите их до лучших времен. Перед сном вообще лучше читать что-нибудь успокаивающее, не вызывающее бурных эмоций.

Считается, что сказка должна иметь конец в стиле: «И жили они долго и счастливо». Однако далеко не всегда после прочтения сказки хочется крикнуть «Ура!» и бросить в воздух чепчик. Тот же Ганс Христиан Андерсен, которого мы отложили в полтора года, был редкостным пессимистом. Одна его «Русалочка» чего стоит! Можно ли читать малышам сказки со столь... неоднозначным концом? Да, конечно. Такие произведения развивают чувства малыша, учат сопереживать, понимать боль другого.

Только не говорите, жалея кроху: «Да не плачь, все потом у Русалочки стало хорошо!»

Не стало. И для малыша важно это знать - иногда случается так, что события развиваются не лучшим образом и нам уже ничего не изменить. Мы можем только научиться правильно принимать это. Но, конечно, увлекаться грустными сказками и историями не стоит. Большинство детских книг должны быть веселыми и позитивными!

Тренируем эмоции

А еще шестилетки обожают истории с продолжением. Книги, чтение которых растягивается на неделю, сказки с множеством героев и невероятными приключениями - все это увлекает дошколят так, что на мамино: «Сынок, я уже охрипла читать!» слышится просящее: «Ну ма-ам, еще страничку!».

Раскройте вместе с малышом «Незнайку» или «Приключения Буратино» - получите искреннее удовольствие!

Кстати, о будущих школьниках...

«Моей Кате уже 6 лет, скоро в школу, и я стараюсь читать ей в основном познавательные энциклопедии, - говорит молодая мама Татьяна, - дочке интересно узнавать про то, как устроен мир, почему днем мы видим солнце, а ночью - луну. Воспитательница в садике говорит, что моя Катя - самая умненькая девочка в группе, она старается и другим детям рассказывать то, что знает сама. Но меня беспокоит, что Катя никак не научится дружить с другими девочками и мальчиками, ее просто не принимают в компанию».

Конечно, Татьяне лучше проконсультироваться с детским психологом, но одно можно сказать сразу: маленькой Кате явно не хватает... книг. Настоящих детских книг - с приключениями, рассказами из жизни ее сверстников, стихами и переживаниями.

Психологи уже давно создали шкалу оценок не только IQ (коэффициента интеллекта), но и EQ (эмоционального интеллекта). Выяснилось, что люди, чей EQ низок, с большим трудом приспосабливаются к жизни в обществе - каким бы высоким ни был их уровень интеллекта. Недаром говорят, что главный талант, который открывает перед человеком все двери - это талант общения.

Художественная литература - один из самых успешных способов развития эмоций. Вместе с героями книг дети проживают их жизнь, учатся общаться, сочувствовать другим, разбираться в хитросплетениях чужих поступков и мотивов... В погоне за школьными успехами не забывайте о реальной жизни - ведь вашему малышу предстоит жить в мире людей, а не формул.

Он уже читает сам!

В жизни каждой мамы настает замечательный, чудный, невероятный день, когда ее ребенок впервые ведет пальчикам по строчке аршинных букв и читает - сам, своими собственными глазками читает: «ма-ма», «мо-ло-ко», «во-ро-на». Но, как правило, за этим восхитительным днем скоро наступают другие, менее восхитительные. В ответ на мамину просьбу: «Давай-ка, почитай немножко» - ребенок морщит носик: «Не хочу-у-у!» А что вы думали?

Это для вас чтение - развлечение, а для малыша - тяжелый труд

Если бы вам кто-нибудь предложил на досуге порешать тригонометрические неравенства, вы бы тоже наморщили нос и предложили альтернативный вид отдыха. Разница между вами и вашим ребенком в том, что вам в тридцать лет тригонометрией можно увлекаться, а можно и нет. Ребенку же в его шесть увлечься чтением необходимо - впереди школа, где читать придется каждый день, помногу и желательно - с удовольствием. Поэтому, давая малышу первые книжки для самостоятельного прочтения, выбирайте те, где много картинок и мало текста.

Пусть ребенок сам прочитает «Курочку Рябу» и «Колобка». Знакомые сказки помогут безболезненно преодолеть этап «читаю то - не знаю что».

И, главное, читайте дома сами. Если мама каждый вечер садится на диван с книжкой, а папа регулярно с интересом изучает журналы, малыш будет уверен: ежедневное чтение - это такая же «обязательная жизненная программа», как телевизор или утреннее умывание. Приятного чтения!

«Сказочные» анекдоты

Добрая девочка и злая девочка плевались с балкона. Добрая девочка попала в пятерых прохожих, а злая - в трех. Потому что добро всегда побеждает зло!

Три дня и три ночи скакал Иван Царевич... пока скакалку не отобрали.

На берегу озера сидел Змей-Горыныч и пел хором, невпопад.

Буратино упал с табуретки. Папа Карло, волнуясь, спрашивает у врача «скорой»: - Доктор, что с ним?! - Жить будет, но серьезно пострадала кора головного мозга.






- В доме должна быть детская библиотека







- Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.



- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям :

I. Как заинтересовать ребенка чтением

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
- На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- В доме должна быть детская библиотека

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
- Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
- Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть .

II. Для родителей будущих первоклассников

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.

5. Научить ребенка общаться со сверстниками.

Хотите узнать, готов ли ваш ребенок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?

2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?

3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?

5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?

7. Имеет ли он хорошую координацию движений?

8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?

9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?

10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов :

За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.

4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.

7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения

10 советов родителям будущих первоклассников :

Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.

Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.

Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.

Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.

Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

III. Психологические особенности пятиклассников.

Познавательные процессы :

В 5-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:

· внимания,

· памяти,

· воображения,

· мышления,

· речи.

У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается материал предметов 5-го класса.

Рекомендация: Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление. Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление. Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление

Ведущий вид деятельности :

В пятом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. С приходом к разным учителям изменяются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются:

· эмоциональным отношением ребенка к учителю,

· эмоциональным отношением родителей к учителю.

Рекомендация: Мама и Папа, когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности моих учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. И перенесу свое негативное отношение с учителя на предмет. Я буду хорошо учиться по всем предметам, если буду любить всех своих учителей.

Социальная ситуация развития

С переходом детей из младших классов в средние изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Учителя и родители переходят на новый стиль общения с пятиклассниками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам. Дети приспосабливаются к системе требований сверстников при общении с ними.

· мне приходится приспосабливаться к разным учителям,

· все большее место в моей жизни начинают занимать серьезные дела и все меньше времени мне остается на отдых и развлечения.

Мама и Папа, я буду быстрее приспосабливаться к новым условиям, ощущая вашу поддержку. Мне необходимо, чтобы вы каждый день интересовались:

· моими успехами и неуспехами в школе,

· чем я занимался весь день,

· какое у меня настроение.

Мотивация:

В пятом классе обучение ребенка зависит от сложившейся в начальных классах мотивации к школе: содержательной, формальной и негативной. На ее основе в этом возрасте формируется другая мотивация, определяющая поступки и решения человека в его деятельности. Такая мотивация бывает двух видов:

1. Если взрослые люди, обладающие достаточно высоким авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи, больше наказывают за промахи, то в итоге формируется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов.

2. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Рекомендация : Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить чаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Новообразование :

Дети пятых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. Идет развитие саморегуляции: ребенок учиться владеть своим настроением и эмоциями. У пятиклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.

Так я научусь адекватно себя оценивать.

Общение :

Общению пятиклассника характерны следующие признаки:

· Неустойчивость контактов.

· Эмоциональность.

· Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.

· Разрыв между мальчиками и девочками.

· Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.